Напоминание

"Использование музыкального фольклора в коррекции нарушенных функций у детей с НОДА"


Автор: Иванова Оксана Ивановна
Должность: музыкальный руководитель,учитель музыки
Учебное заведение: ГБУ КРОЦ ОСП
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Использование музыкального фольклора в коррекции нарушенных функций у детей с НОДА"
Раздел: начальное образование





Назад




Иванова

Оксана

Ивановна,

музыкальный руководитель

ГБУ «КРОЦ» ОСП «Раменки»,

Тема: «Использование музыкального фольклора в коррекции нарушенных

функций у детей с церебральной патологией.

Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения и

воспитания детей с церебральным параличом и имеет , помимо общеразвивающей,

коррекционно – компенсаторную направленность.Музыкальное воспитание направлено

непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и

слухового восприятия) и речевой деятельности.

Коррекционные задачи предусматривают:

-развитие способности эмоционально и адекватно воспринимать музыку разного

характера,

-развитие способности различать звуки по высоте, силе, длительности и тембру,

-формирования чувства ритма, способности запоминать и воспроизводить мелодии,

-развитие музыкально-ритмических движений и целых композиций (танцы, пение с

движением, игры),

-обогащение детских представлений об окружающем мире.

Эффективность осуществления общеразвивающих задач средствами музыки, в связи с

выраженным у детей, страдающих церебральным параличом, нарушением движения,

дыхания, голоса и слуха, обеспечивается за счет ряда коррекционных упражнений.

Специальные коррекционные упражнения направлены на развитие глубины дыхания и

продолжительности речевого выдоха, интонационной выразительности , ритмичности и

координации движений, пространственной ориентировки. Упражнения выполняемые под

музыку, способствуют также общей коррекции движения путем мышечного расслабления,

ослабления непроизвольных движений, увеличения объема произвольных движений.

Коррекционные упражнения под музыку помогают развить у детей моторную

функцию, правильную осанку, движения становятся ритмичными , четкими, упражнения

приобретают яркость, выразительность, развиваются творческие способности детей.

Использование

разнообразного

музыкального

материала

помогает

научить

детей

осознанно выполнять движения под музыку, своевременно переключаться на с одного

движения на другое, быстро и точно тормозить его согласно музыке, планировать

движения в пространстве, устанавливать связи между длительностью звучания и

интенсивностью

движений.

Ритмический

рисунок

используется

для

расчленения

движения на отдельные элементы.

1

Посредством

музыки

развиваются

личностные

качества,

самостоятельность,

познавательная активность, умение преодолевать трудности, связанные с психическими

расстройствами. Музыка способствует раскрепощению детей, слишком углубленных в

себя, а у расторможенных, напротив, формирует способность к концентрации

В коррекционной работе нашего Центра с детьми, имеющими тяжелые двигательные и

сочетанные нарушения широко используется музыкальный фольклор. Центр посещают

дети, у которых при двигательной патологии, имеются также интеллектуальные

нарушения, системное недоразвитие речи, эпилепсия, нарушения слуха, зрения, а так же

нарушения тактильных и кинестетических ощущений.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста с церебральной

патологией проводятся в индивидуальной и групповой формах. Дошкольный

возраст, период наибольшей пластичности нервной системы и восприимчивости к

обучению, является наиболее сензитивным для формирования психической деятельности.

Его

называют

фундаментом

дальнейшего

развития

ребенка.

Коррекция

должна

осуществляться прежде всего в тех видах деятельности , которые характерны для детей

раннего

возраста:

предметно-манипулятивной

и

игровой.

Музыка

организует

деятельность детей, заражает определенным настроением, привлекает внимание, помогает

приобщить к различным видам деятельности, формирует интерес, развивает музыкальные

способности.

Народное творчество объединяет все виды деятельности: движение, пение, игру на

детских музыкальных инструментах, игры, хороводы. Именно в фольклоре происходит

соединение речи и движения, движения и игры на детских музыкальных инструментах,

речи и игры, а иногда все сразу: речи, движения и игры. Именно поэтому в проведении

занятий используются различные виды музыкального фольклора. Работа выстраивается на

«

основе

традиционного

народного

опыта:

подражание,

подпевание,

«подхватывание» ,пение «за следом», диалог, детское творчество и др.» (Е.Г.Боронина)

Ритмические движения, речевые упражнения на мотивы русских народных песен

( «Поиграй нам, Коля, в бубен» р.н.м. «Ах вы сени», «Эй, братец Федя, разбуди соседей»,

«Стала Маша гостей созывать»), детские потешки «Сорока-белобока», «Ладушки-

ладушки», «Идет коза рогатая», сопровождаемые традиционными игровыми действиями,

помогают подключить к различным видам деятельности абсолютно всех детей,

независимо от тяжести заболеваний.

В комплексе коррекционных занятий особое место уделяется речевому развитию. С

помощью

фольклора

осуществляется

развитие

речи

от

звукоподражаний

до

первых

слов,

формирование

речевого

выдоха,

фонематического слуха, увеличение словарного запаса.

Посредством различных видов музыкальной деятельности оказывается

коррекционное воздейтвие на физическое развитие детей: во время игр, хороводов,

упражнений с различными предметами происходит развитие крупной и мелкой моторики,

осуществляется развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем.

У них исчезает вялость мышечного тонуса, напряженность. С помощью музыки можно

вызвать определенное эмоциональное состояние: бодрое, задорное, ласковое, спокойное.

Дети начинают улавливать выразительную интонацию, узнавать знакомые мелодии. Это

же создает благоприятную почву для совершенствования таких высших психических

функций, как восприятие, внимание, память, мышление.

2

Коррекционно-развивающие игры под музыку помогают преодолевать не только

различные нарушения движения и речи , но и уменьшают возбудимость, нервозность,

раздражительность.

Цели и содержание коррекционных занятий формулируются исходя из физических,

психических, умственных возможностей детей, а основные элементы занятий направлены

на решение значимых для ребенка проблем. В процессе подготовки и проведения занятий

помимо

образовательных,

воспитательных,

развивающих

задач

решаются

и

здоровьесберегающие задачи сохранение и укрепление физического и психического

здоровья детей, снятие физического утомления и нервно-психических перегрузок.

Занятия в дошкольном отделении проводятся два раза в неделю. Их специфика:

- усвоение материала происходит в тесном контакте детей с родителями (группа

кратковременного пребывания детей) и педагогами (помощь в передвижении по залу,

выполнение заданий вместе с детьми «рука в руке»).

-многократное использование одного и того же музыкального репертуара с целью

усвоения его детьми в индивидуальном темпе ,

-повышение требований к подбору музыкального сопровождения, которое должно

соответствовать возрастным, физическим и психическим особенностям и возможностям

детей,

-музыкальный материал со взрослыми (педагогами и родителями) разучивается заранее.

Для достижения оптимальных результатов групповых музыкально-коррекционных

занятий

целесообразно

строить

их

в

соответствии

с

календарно-тематическим

планированием, равномерно распределяя психофизическую нагрузку и проводить по

следующей схеме:

1. Приветствие.

2. Ритмическая разминка.

3.Упражнения для развития мелкой моторики, речевых и мимических движений.

4.Пение.

5.Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.

6.Движения под музыку.

7.Прощание.

Сохранение постоянной структуры занятий, последовательности разных видов

музыкальной деятельности и музыкального репертуара создают у детей ощущение

безопасности и открывают возможности к овладению новыми умениями.

Помимо занятий в Центре разработана программа досуговой деятельности детей,

которая является эффективным продолжением коррекционной работы. Работа по

подготовке и проведению досуга ведется в тесном сотрудничестве педагогов и родителей.

Заранее определяются методы и приемы их взаимодействия. В программу досуговой

деятельности

включаются

традиционные

народные,

отшлифованные

многими

поколениями приемы семейного взаимодействия с маленькими детьми: колыбельные

песни, народные игры с использованием игрушек, пестушки, потешки и т.д. Чтобы

3

«проживание» праздника для детей с НОДА было более глубоким, проводится

подготовительная работа по разучиванию песен, колядок, закличек, игр и хороводов. И в

процессе проведения праздников дети активно включаются во все виды музыкальной

деятельности в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

Дети с удовольствием принимают участие в игровых ситуациях, сопровождаемых

народными мелодиями, что содействует их всестороннему развитию . Коррекционные

игры под музыку, как подвижные, так и спокойные, помогают преодолеть ряд трудностей

в связи с отставанием детей с церебральным параличом в физическом развитии.

Многократно повторяемые действия способствуют улучшению подвижности суставов,

способствуют приобретению некоторых двигательных навыков, но также они создают

положительные эмоции, хорошее настроение.

Особое место в этой работе отводится обучению детей игре на русских народных

инструментах. Игра в оркестре народных инструментов и в ансамбле ложкарей помогает

развивать у детей двигательные функции, мышечную силу пальцев рук, преодолевать

скованность и вялость, развивать точность движений, слуховое восприятие. Ребята учатся

слушать исполнение друг друга, определять на слух допущенные ошибки, анализировать

их.

Главный принцип-естественность и непринужденность. Играя, двигаясь, общаясь,

ребенок познает народную культуру через радость, веселье, эмоциональные переживания.

В центре проводились досуги по ознакомлению детей с народными промыслами: «Золотая

Хохлома», «Гжель». Результатом этой работы стало участие воспитанников в фестивале

«Надежда», в котором наши

фольклорные номера «Горница», оркестр шумовых

инструментов «Ладушки», ансамбль «Родничок», стали лауреатами.

Таким образом, знакомство с русским народным творчеством и использование

музыкального фольклора играет большую роль в обучении и воспитании детей с

церебральным параличом для коррекции нарушенных функций у детей. В результате

коррекционной работы создаются условия, способствующие обеспечению механизма

общения детей и постепенному переходу его на более высокий уровень. С помощью

материалов русского народного творчества можно разрешить следующие задачи: развитие

двигательной активности, координации движений, пространственной ориентировки,

развития

речевых

функций,

дыхания,

чистой

интонации,

словарного

запаса,

формирования внимания, усидчивости, творческой активности, самостоятельности,

чувства музыкального размера, темпа. В процессе занятий не только происходит

всестороннее развитие детей,

коррекция двигательных, речевых функций, но и

формируется уважение к традициям и обычаям страны, обогащаются знания о русской

культуре, воспитываются личностные качества и ценностные представления детей.

Список литературы:

1.

Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. –

М.:Просвещение, 1999. – 88 с.

2.

Выродова И.А «Музыкальные игры доля самых маленьких», Москва, Школьная

пресса,2007.

3.

Котышева

Е.Н,

«Музыкальная

коррекция

детей

с

ограниченными

возможностями»,Спб, 2010.

4.

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. «Технологии обучения и воспитания детей с

нарушением опорно-двигательного аппарата. М.: Издательский центр Академия,

2001. -192с.

4

5



В раздел образования