Автор: Иванова Оксана Ивановна
Должность: музыкальный руководитель,учитель музыки
Учебное заведение: ГБУ КРОЦ ОСП
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Использование музыкального фольклора в коррекции нарушенных функций у детей с НОДА"
Раздел: начальное образование
Иванова
Оксана
Ивановна,
музыкальный руководитель
ГБУ «КРОЦ» ОСП «Раменки»,
Тема: «Использование музыкального фольклора в коррекции нарушенных
функций у детей с церебральной патологией.
Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения и
воспитания детей с церебральным параличом и имеет , помимо общеразвивающей,
коррекционно – компенсаторную направленность.Музыкальное воспитание направлено
непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и
слухового восприятия) и речевой деятельности.
Коррекционные задачи предусматривают:
-развитие способности эмоционально и адекватно воспринимать музыку разного
характера,
-развитие способности различать звуки по высоте, силе, длительности и тембру,
-формирования чувства ритма, способности запоминать и воспроизводить мелодии,
-развитие музыкально-ритмических движений и целых композиций (танцы, пение с
движением, игры),
-обогащение детских представлений об окружающем мире.
Эффективность осуществления общеразвивающих задач средствами музыки, в связи с
выраженным у детей, страдающих церебральным параличом, нарушением движения,
дыхания, голоса и слуха, обеспечивается за счет ряда коррекционных упражнений.
Специальные коррекционные упражнения направлены на развитие глубины дыхания и
продолжительности речевого выдоха, интонационной выразительности , ритмичности и
координации движений, пространственной ориентировки. Упражнения выполняемые под
музыку, способствуют также общей коррекции движения путем мышечного расслабления,
ослабления непроизвольных движений, увеличения объема произвольных движений.
Коррекционные упражнения под музыку помогают развить у детей моторную
функцию, правильную осанку, движения становятся ритмичными , четкими, упражнения
приобретают яркость, выразительность, развиваются творческие способности детей.
Использование
разнообразного
музыкального
материала
помогает
научить
детей
осознанно выполнять движения под музыку, своевременно переключаться на с одного
движения на другое, быстро и точно тормозить его согласно музыке, планировать
движения в пространстве, устанавливать связи между длительностью звучания и
интенсивностью
движений.
Ритмический
рисунок
используется
для
расчленения
движения на отдельные элементы.
1
Посредством
музыки
развиваются
личностные
качества,
самостоятельность,
познавательная активность, умение преодолевать трудности, связанные с психическими
расстройствами. Музыка способствует раскрепощению детей, слишком углубленных в
себя, а у расторможенных, напротив, формирует способность к концентрации
В коррекционной работе нашего Центра с детьми, имеющими тяжелые двигательные и
сочетанные нарушения широко используется музыкальный фольклор. Центр посещают
дети, у которых при двигательной патологии, имеются также интеллектуальные
нарушения, системное недоразвитие речи, эпилепсия, нарушения слуха, зрения, а так же
нарушения тактильных и кинестетических ощущений.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста с церебральной
патологией проводятся в индивидуальной и групповой формах. Дошкольный
возраст, период наибольшей пластичности нервной системы и восприимчивости к
обучению, является наиболее сензитивным для формирования психической деятельности.
Его
называют
фундаментом
дальнейшего
развития
ребенка.
Коррекция
должна
осуществляться прежде всего в тех видах деятельности , которые характерны для детей
раннего
возраста:
предметно-манипулятивной
и
игровой.
Музыка
организует
деятельность детей, заражает определенным настроением, привлекает внимание, помогает
приобщить к различным видам деятельности, формирует интерес, развивает музыкальные
способности.
Народное творчество объединяет все виды деятельности: движение, пение, игру на
детских музыкальных инструментах, игры, хороводы. Именно в фольклоре происходит
соединение речи и движения, движения и игры на детских музыкальных инструментах,
речи и игры, а иногда все сразу: речи, движения и игры. Именно поэтому в проведении
занятий используются различные виды музыкального фольклора. Работа выстраивается на
«
основе
традиционного
народного
опыта:
подражание,
подпевание,
«подхватывание» ,пение «за следом», диалог, детское творчество и др.» (Е.Г.Боронина)
Ритмические движения, речевые упражнения на мотивы русских народных песен
( «Поиграй нам, Коля, в бубен» р.н.м. «Ах вы сени», «Эй, братец Федя, разбуди соседей»,
«Стала Маша гостей созывать»), детские потешки «Сорока-белобока», «Ладушки-
ладушки», «Идет коза рогатая», сопровождаемые традиционными игровыми действиями,
помогают подключить к различным видам деятельности абсолютно всех детей,
независимо от тяжести заболеваний.
В комплексе коррекционных занятий особое место уделяется речевому развитию. С
помощью
фольклора
осуществляется
развитие
речи
от
звукоподражаний
до
первых
слов,
формирование
речевого
выдоха,
фонематического слуха, увеличение словарного запаса.
Посредством различных видов музыкальной деятельности оказывается
коррекционное воздейтвие на физическое развитие детей: во время игр, хороводов,
упражнений с различными предметами происходит развитие крупной и мелкой моторики,
осуществляется развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем.
У них исчезает вялость мышечного тонуса, напряженность. С помощью музыки можно
вызвать определенное эмоциональное состояние: бодрое, задорное, ласковое, спокойное.
Дети начинают улавливать выразительную интонацию, узнавать знакомые мелодии. Это
же создает благоприятную почву для совершенствования таких высших психических
функций, как восприятие, внимание, память, мышление.
2
Коррекционно-развивающие игры под музыку помогают преодолевать не только
различные нарушения движения и речи , но и уменьшают возбудимость, нервозность,
раздражительность.
Цели и содержание коррекционных занятий формулируются исходя из физических,
психических, умственных возможностей детей, а основные элементы занятий направлены
на решение значимых для ребенка проблем. В процессе подготовки и проведения занятий
помимо
образовательных,
воспитательных,
развивающих
задач
решаются
и
здоровьесберегающие задачи сохранение и укрепление физического и психического
здоровья детей, снятие физического утомления и нервно-психических перегрузок.
Занятия в дошкольном отделении проводятся два раза в неделю. Их специфика:
- усвоение материала происходит в тесном контакте детей с родителями (группа
кратковременного пребывания детей) и педагогами (помощь в передвижении по залу,
выполнение заданий вместе с детьми «рука в руке»).
-многократное использование одного и того же музыкального репертуара с целью
усвоения его детьми в индивидуальном темпе ,
-повышение требований к подбору музыкального сопровождения, которое должно
соответствовать возрастным, физическим и психическим особенностям и возможностям
детей,
-музыкальный материал со взрослыми (педагогами и родителями) разучивается заранее.
Для достижения оптимальных результатов групповых музыкально-коррекционных
занятий
целесообразно
строить
их
в
соответствии
с
календарно-тематическим
планированием, равномерно распределяя психофизическую нагрузку и проводить по
следующей схеме:
1. Приветствие.
2. Ритмическая разминка.
3.Упражнения для развития мелкой моторики, речевых и мимических движений.
4.Пение.
5.Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
6.Движения под музыку.
7.Прощание.
Сохранение постоянной структуры занятий, последовательности разных видов
музыкальной деятельности и музыкального репертуара создают у детей ощущение
безопасности и открывают возможности к овладению новыми умениями.
Помимо занятий в Центре разработана программа досуговой деятельности детей,
которая является эффективным продолжением коррекционной работы. Работа по
подготовке и проведению досуга ведется в тесном сотрудничестве педагогов и родителей.
Заранее определяются методы и приемы их взаимодействия. В программу досуговой
деятельности
включаются
традиционные
народные,
отшлифованные
многими
поколениями приемы семейного взаимодействия с маленькими детьми: колыбельные
песни, народные игры с использованием игрушек, пестушки, потешки и т.д. Чтобы
3
«проживание» праздника для детей с НОДА было более глубоким, проводится
подготовительная работа по разучиванию песен, колядок, закличек, игр и хороводов. И в
процессе проведения праздников дети активно включаются во все виды музыкальной
деятельности в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Дети с удовольствием принимают участие в игровых ситуациях, сопровождаемых
народными мелодиями, что содействует их всестороннему развитию . Коррекционные
игры под музыку, как подвижные, так и спокойные, помогают преодолеть ряд трудностей
в связи с отставанием детей с церебральным параличом в физическом развитии.
Многократно повторяемые действия способствуют улучшению подвижности суставов,
способствуют приобретению некоторых двигательных навыков, но также они создают
положительные эмоции, хорошее настроение.
Особое место в этой работе отводится обучению детей игре на русских народных
инструментах. Игра в оркестре народных инструментов и в ансамбле ложкарей помогает
развивать у детей двигательные функции, мышечную силу пальцев рук, преодолевать
скованность и вялость, развивать точность движений, слуховое восприятие. Ребята учатся
слушать исполнение друг друга, определять на слух допущенные ошибки, анализировать
их.
Главный принцип-естественность и непринужденность. Играя, двигаясь, общаясь,
ребенок познает народную культуру через радость, веселье, эмоциональные переживания.
В центре проводились досуги по ознакомлению детей с народными промыслами: «Золотая
Хохлома», «Гжель». Результатом этой работы стало участие воспитанников в фестивале
«Надежда», в котором наши
фольклорные номера «Горница», оркестр шумовых
инструментов «Ладушки», ансамбль «Родничок», стали лауреатами.
Таким образом, знакомство с русским народным творчеством и использование
музыкального фольклора играет большую роль в обучении и воспитании детей с
церебральным параличом для коррекции нарушенных функций у детей. В результате
коррекционной работы создаются условия, способствующие обеспечению механизма
общения детей и постепенному переходу его на более высокий уровень. С помощью
материалов русского народного творчества можно разрешить следующие задачи: развитие
двигательной активности, координации движений, пространственной ориентировки,
развития
речевых
функций,
дыхания,
чистой
интонации,
словарного
запаса,
формирования внимания, усидчивости, творческой активности, самостоятельности,
чувства музыкального размера, темпа. В процессе занятий не только происходит
всестороннее развитие детей,
коррекция двигательных, речевых функций, но и
формируется уважение к традициям и обычаям страны, обогащаются знания о русской
культуре, воспитываются личностные качества и ценностные представления детей.
Список литературы:
1.
Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. –
М.:Просвещение, 1999. – 88 с.
2.
Выродова И.А «Музыкальные игры доля самых маленьких», Москва, Школьная
пресса,2007.
3.
Котышева
Е.Н,
«Музыкальная
коррекция
детей
с
ограниченными
возможностями»,Спб, 2010.
4.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. «Технологии обучения и воспитания детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата. М.: Издательский центр Академия,
2001. -192с.
4
5