Напоминание

МЕСТО И РОЛЬ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Авторы: Толубаева Татьяна Ивановна, Ижогина Елена Станиславовна
Должность: учитель начальных классов, учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 47
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: МЕСТО И РОЛЬ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование





Назад




Толубаева Т.И., Ижогина Е.С.

МЕСТО И РОЛЬ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раскрываются основные особенности игровой технологии в процессе обучения

младших школьников как одной из уникальных форм обучения, которая позволяет

сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом

уровне, положительной стороной которой является то, что она способствует

использованию знаний в новой ситуации.

Ключевые слова: игровые технологии,обучение,школьники,игра,воспитание,знания.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического

потенциала в целом, и в активных формах обучения, в частности. К таким активным

формам обучения относятся игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая

позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творче-ско-

поисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительно

эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению,

закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа

активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной

стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой

ситуации. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через

своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается

в таких областях знания, как психология и философия. В педагогике и методике

преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я.

Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и

младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова

и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод

обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд

специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили

выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л.

Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в

общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом,

В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др. В

перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.

Пет-русинский, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хай-даров, С.А. Шмаков, М.В. Кларин, А.С.

Прутченков и др.).

Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая

посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный

материал, а как детям удобно и естественно его взять. Развитие познавательных

процессов в этом возрасте очень важно для формирования развитой и

самостоятельно мыслящей личности.

Сегодня игровые технологии можно считать тем новым способом передачи

знании, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития

ребенка. Применение игровых технологий позволит ребенку с интересом учиться,

находить источники информации, воспитывать самостоятельность и ответственность

при получении новых знаний, развивать интеллектуальную деятельность [6].

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и

усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется

самоуправление поведением.

Игру как метод обучения люди использовали с древности. Широкое применение игра

находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В

современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного

процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже

раздела учебного предмета;

• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления,

упражнения, контроля);

• как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», КТД и др.). Игры в

обучении, в основном, ориентированы на реализацию следующих целей [2]:

• дидактические: расширение кругозора, формирование определенных общеучебных

умений и навыков и их применение;

• воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование

определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих

установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности,

коммуникативности;

• развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения,

фантазии, творческих способностей, мотивации учебной деятельности;

умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, находить оптимальные

решения;

• социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к

условиям среды, саморегуляция; обучение общению.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции [3]:

• развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие,

воодушевить, пробудить интерес);

• коммуникативную: освоение диалектики общения;

• самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

• иглотерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других

видах жизнедеятельности;

• диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание

в процессе игры;

• функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных

показателей;

• межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-

культурных ценностей;

• социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм

человеческого общежития.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые

действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.

е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре

[3].

Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью

обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть

обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной

направленностью.

Игровая форма создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций,

которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной

деятельности, то есть при помощи педагогических технологий.

Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов,

способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в

образовательном процессе, на основе декларируемых психологопе-дагогических

установок [5].

Ученые по-разному дают определение педагогическим технологиям. Б.В.

Пальчевский и Л.С. Фридман под педагогическими технологиями понимают

алгоритмизацию деятельности преподавателей и учащихся на основе

проектирования всех учебных ситуаций.

С. Сполдинг считает, что технология обучения включает целостный процесс

постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование

альтернативных стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических систем

в целом и установление целей заново, как только становится известной информация

об эффективности системы.

Для А.П. Беспалько педагогическая технология - это описание, проект процесса

формирования личности.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную

группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных

педагогических игр [1].

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование,

реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью

реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее

добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности,

удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. Игровая

деятельность состоит

из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей

идеи и обладают характерными особенностями.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и

ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации

педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

• обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

• познавательные, воспитательные, развивающие;

• репродуктивные, продуктивные, творческие;

• коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда

(игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности,

компьютерные и с ТСО).

Все возрастные периоды после дошкольного обучения со своими ведущими видами

деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность; средний -

общественно полезная; старший школьный возраст - учебно-профессиональная

деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

На начальном этапе обучения младшего школьника с помощью игровых технологий

формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют

ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в

собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что

позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение. В

результате освоения игровой деятельности в младшем школьном периоде

формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой

деятельности учения.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по

таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в

форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный

материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится

элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

[4].

Задания даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в

изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом

знакомят его с разными способами передачи информации. В развивающих играх - в

этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных

принципов обучения: от простого к сложному с очень важным принципом творческой

деятельности: самостоятельно, по способностям, - когда ребенок может добиться

вершины собственных возможностей. Это позволит разрешить в игре сразу несколько

проблем, связанных с развитием творческих способностей:

• развивающие игры могут способствовать развитию творческих способностей с

самого раннего возраста;

• • игровые задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие

способностей;

• интеллектуально поднимаясь, каждый раз самостоятельно до вершины собственных

возможностей, ребенок развивается наиболее успешно;

• развивающие игры разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые

игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного

творчества. Таким образом, игровая технология

* строится как целостное образование, £К охватывающее определенную часть ^

учебного процесса и объединенное общим ^ содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно игры и упражнения:

• формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов,

сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным

признакам;

• группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение

отличать реальные явления от виртуальных;

• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово,

фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения,

помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов каждым учителем

начальной школы является реализацией собственных творческих способностей.

Игровые технологии позволяют ставить перед ребенком познавательные, творческие

задачи и помогать ему их решать с опорой на наглядность и ведущую для этого

возраста деятельность - игру.

Таким образом, применение игровых технологий позволяет сделать занятие

увлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию

обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Игровые технологии в практике обучения младших школьников являются

эффективными формами повышения качества образования. Библиографический

список:

1. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы

терминологии // Педагогика № 5. 1993.

2. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюн-никова С.М. Игра и учение. В 2-х ч. -М., 1992.

3. Кларин М.В. Образовательные возможности игры // Сов. педагогика. -1985. № 3.

4. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. -

Воронеж, 1998.

5. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. В 2-х т. - М.,

1993. - Т. 1.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное

образование, 1998.



В раздел образования