Авторы: Толубаева Татьяна Ивановна, Ижогина Елена Станиславовна
Должность: учитель начальных классов, учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 47
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: МЕСТО И РОЛЬ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
Толубаева Т.И., Ижогина Е.С.
МЕСТО И РОЛЬ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раскрываются основные особенности игровой технологии в процессе обучения
младших школьников как одной из уникальных форм обучения, которая позволяет
сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом
уровне, положительной стороной которой является то, что она способствует
использованию знаний в новой ситуации.
Ключевые слова: игровые технологии,обучение,школьники,игра,воспитание,знания.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического
потенциала в целом, и в активных формах обучения, в частности. К таким активным
формам обучения относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая
позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творче-ско-
поисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительно
эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению,
закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа
активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной
стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой
ситуации. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через
своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается
в таких областях знания, как психология и философия. В педагогике и методике
преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я.
Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и
младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова
и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод
обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд
специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили
выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л.
Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в
общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом,
В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др. В
перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.
Пет-русинский, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хай-даров, С.А. Шмаков, М.В. Кларин, А.С.
Прутченков и др.).
Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая
посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный
материал, а как детям удобно и естественно его взять. Развитие познавательных
процессов в этом возрасте очень важно для формирования развитой и
самостоятельно мыслящей личности.
Сегодня игровые технологии можно считать тем новым способом передачи
знании, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития
ребенка. Применение игровых технологий позволит ребенку с интересом учиться,
находить источники информации, воспитывать самостоятельность и ответственность
при получении новых знаний, развивать интеллектуальную деятельность [6].
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.
Игру как метод обучения люди использовали с древности. Широкое применение игра
находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В
современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного
процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже
раздела учебного предмета;
• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
• как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», КТД и др.). Игры в
обучении, в основном, ориентированы на реализацию следующих целей [2]:
• дидактические: расширение кругозора, формирование определенных общеучебных
умений и навыков и их применение;
• воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование
определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих
установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности,
коммуникативности;
• развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения,
фантазии, творческих способностей, мотивации учебной деятельности;
умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, находить оптимальные
решения;
• социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к
условиям среды, саморегуляция; обучение общению.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции [3]:
• развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие,
воодушевить, пробудить интерес);
• коммуникативную: освоение диалектики общения;
• самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
• иглотерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других
видах жизнедеятельности;
• диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание
в процессе игры;
• функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных
показателей;
• межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-
культурных ценностей;
• социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм
человеческого общежития.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые
действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.
е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре
[3].
Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью
обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть
обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной
направленностью.
Игровая форма создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций,
которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной
деятельности, то есть при помощи педагогических технологий.
Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов,
способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в
образовательном процессе, на основе декларируемых психологопе-дагогических
установок [5].
Ученые по-разному дают определение педагогическим технологиям. Б.В.
Пальчевский и Л.С. Фридман под педагогическими технологиями понимают
алгоритмизацию деятельности преподавателей и учащихся на основе
проектирования всех учебных ситуаций.
С. Сполдинг считает, что технология обучения включает целостный процесс
постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование
альтернативных стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических систем
в целом и установление целей заново, как только становится известной информация
об эффективности системы.
Для А.П. Беспалько педагогическая технология - это описание, проект процесса
формирования личности.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр [1].
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование,
реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью
реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее
добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности,
удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. Игровая
деятельность состоит
из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей
идеи и обладают характерными особенностями.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и
ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации
педагогических игр.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
• обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
• познавательные, воспитательные, развивающие;
• репродуктивные, продуктивные, творческие;
• коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда
(игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности,
компьютерные и с ТСО).
Все возрастные периоды после дошкольного обучения со своими ведущими видами
деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность; средний -
общественно полезная; старший школьный возраст - учебно-профессиональная
деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.
На начальном этапе обучения младшего школьника с помощью игровых технологий
формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют
ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в
собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что
позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение. В
результате освоения игровой деятельности в младшем школьном периоде
формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой
деятельности учения.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по
таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в
форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный
материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится
элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
[4].
Задания даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в
изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом
знакомят его с разными способами передачи информации. В развивающих играх - в
этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных
принципов обучения: от простого к сложному с очень важным принципом творческой
деятельности: самостоятельно, по способностям, - когда ребенок может добиться
вершины собственных возможностей. Это позволит разрешить в игре сразу несколько
проблем, связанных с развитием творческих способностей:
• развивающие игры могут способствовать развитию творческих способностей с
самого раннего возраста;
• • игровые задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие
способностей;
• интеллектуально поднимаясь, каждый раз самостоятельно до вершины собственных
возможностей, ребенок развивается наиболее успешно;
• развивающие игры разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые
игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного
творчества. Таким образом, игровая технология
* строится как целостное образование, £К охватывающее определенную часть ^
учебного процесса и объединенное общим ^ содержанием, сюжетом, персонажем.
В нее включаются последовательно игры и упражнения:
• формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов,
сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным
признакам;
• группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение
отличать реальные явления от виртуальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово,
фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения,
помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов каждым учителем
начальной школы является реализацией собственных творческих способностей.
Игровые технологии позволяют ставить перед ребенком познавательные, творческие
задачи и помогать ему их решать с опорой на наглядность и ведущую для этого
возраста деятельность - игру.
Таким образом, применение игровых технологий позволяет сделать занятие
увлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию
обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Игровые технологии в практике обучения младших школьников являются
эффективными формами повышения качества образования. Библиографический
список:
1. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы
терминологии // Педагогика № 5. 1993.
2. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюн-никова С.М. Игра и учение. В 2-х ч. -М., 1992.
3. Кларин М.В. Образовательные возможности игры // Сов. педагогика. -1985. № 3.
4. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. -
Воронеж, 1998.
5. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. В 2-х т. - М.,
1993. - Т. 1.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное
образование, 1998.