Напоминание

"Барбос и Жулька"


Автор: Цалиева Дзерасса Мусабиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Чермен, г. Владикавказ, РСО-Алания
Наименование материала: урок литературного чтения 3 класс
Тема: "Барбос и Жулька"
Раздел: начальное образование





Назад




«Литературное чтение» 3 класс

Тема урока:

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

Учебные задачи:

1.

Расширять и обогащать читательский опыт детей.

2.

Формировать основы читательской самостоятельности: определять жанр и тему произведения, составлять блок-схему,

подробно и кратко пересказывать по плану.

3.

Развивать и совершенствовать навык осознанного, беглого, правильного и выразительного чтения, чтения молча и

умения владеть основными видами чтения (изучающего, поискового и просмотрового).

4.

Развивать способности выявлять авторскую точку зрения и выражать с помощью интонации своё отношение к

содержанию текста, к героям произведения, развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

5.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на прочитанное, любовь и заботливое отношение к окружающим нас

животным.

Оборудование:

-мультимедийное оборудование;

-презентация;

- карточки для индивидуальной и парной работы.

Доска, экран

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд № 2

1.

Орг.момент

-Ребята, чему мы учимся на уроках литературного чтения?

+Читать, знакомимся с новыми произведениями, новыми

авторами, учимся рассуждать, доказывать свою точку зрения.

-Что ждёте, от сегодняшнего урока?

-Назовите тему нашего урока.

+Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька».

- Как вы думаете, что это за жанр?

- Что такое рассказ?

- Тема нашего урока:

«Творчество Александра

Ивановича Куприна и

произведение «Барбос и Жулька»

.

- Рассказ.

- Это произведение, в котором

говорится о реальных событиях и

героях. Много описаний…..

Слайд № 3

2.

Работа над пословицами

- Соедините начало и конец пословицы.

- Объясните их смысл.

- Почему именно эти пословицы я подобрала к уроку?

Работа на экране

Слайд № 4

3.

Немного и писателе

- С каким произведением мы познакомились на уроке?

( С рассказом А.И.Куприна «Барбос и Жулька». Рассказ о

Слушание учителя

Слайд № 5

животных)

- Александр Иванович Куприн очень любил

животных,

превосходно знал их характер и повадки. В его доме жили

семнадцать собак, несколько кошек, козлёнок и обезьянка

Марья Ивановна, любимец – пёс Сапсан. С теми животными,

которые жили у него, Куприн много занимался: дрессировал,

лечил, если они болели, спасал, когда им грозила смертельная

опасность. Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал.

Все животные, о которых он писал, жили на самом деле:

многие из них в его доме, другие – у друзей, о судьбе некоторых

он узнавал из газет. Барбос и Жулька – герои прочитанного

сегодня на уроке рассказа жили в то время на самом деле, и

история, рассказанная в этом рассказе, действительно была в

жизни.

Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на

писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил

русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и

животных.

Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.

- Что интересного узнали о Куприне?

- О ком он написал много рассказов?

- Как вы думаете, кого называют друзьями?

- Какими качествами должны обладать друзья?

- Поработав над текстом рассказа мы должны ответить на ряд

вопросов:

Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

Могут ли дружить животные так же как люди?

Ответы на вопросы об

услышанном

Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?

4.Тестирование.

-Я хочу проверить, как вы справились с содержанием данного

рассказа. Для этого я вам подготовила тесты.

Взаимопроверка тестов и их

оценивание.

4.

Чтение текста «разведкой»

– Откройте учебник с.56. Я начинаю читать отрывок из этого

произведения, вы должны продолжить. –Кто лучший разведчик?

c. 58 «Конечно, Жулька единогласно признавалась комнатной

собачкой…»

c. 60 «Между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и

самая нежная любовь…»

с. 61 «Когда Жульку осматривали, то на ней не нашли ни одного

следа зубов…»

с.63 «И мы были правы. Как только отворили дверь….»

Чтение с учителем вместе по

цепочке

Ответы на вопросы учителя

Слайд № 6

(выделенные слова –

клик – фотография)

5.

Словарная работа

Групповая работа

- В тексте есть словосочетания и выражения, значение которых

не совсем понятно. Вы сейчас объединитесь в группы и

попробуете объяснить значение этих выражений. Из

Озвучивание непонятных слов,

прочтение их толкований

предложенных вариантов выберите такое толкование, которое

объясняло бы значение данного выражения. Представитель

группы даст ответ. Время на обсуждение – 2 мин.

(Дети объединяются в группы, а учитель раздает каждой группе

карточку со словосочетанием).

I гр. - « УШИ НОСИЛИ НА СЕБЕ СЛЕДЫ БОЕВЫХ

СХВАТОК

на ушах имелись царапины, шрамы, полученные в драках,

схватках с другими собаками;

уши со следами боевых схваток ничем не отличались от

обычных ушей других собак;

самые обычные уши.

II гр - « НЕЗАВИСИМЫЙ ХАРАКТЕР

обладатель такого характера зависит от мнения других, не

принимает самостоятельных решений;

обладатель такого характера самостоятельный, свободный, не

находится в чем-либо подчинении, ни от кого не зависит, сам

себе господин.

III гр.- « ПОДЗАДОРИВАЯ ДРУГ ДРУГА»

не совершать никаких действий, молча наблюдать за

происходящим;

умышленно, специально побуждать кого-то к действию,

вынуждать что-либо сделать;

IV гр.- «ДЕЛИКАТНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ

вести себя скромно, обходительно, по-доброму и

уважительно по отношению к другим;

вести себя настороженно, недоверчиво, грубовато по

отношению к другим.

V гр.- « ПАНИЧЕСКИЙ УЖАС»

испытывать сильный страх, вызванный действительной или

кажущейся опасностью, охватывающей человека или многих

людей;

испытывать сильный эмоциональный подъём, без страха и

боязни сделать что-либо;

испытывать небольшую тревогу.

- Закончили обсуждение. Представители групп готовы дать

объяснение словосочетаниям, выражениям?

-Во время ответа все группы внимательно слушают и, если

появится желание уточнить или дополнить, сможете сделать это

после ответа выступающего.

(Представитель группы зачитывает словосочетание, выражение

и дает обоснование)

- Молодцы! Вы верно смогли объяснить значение непонятных

слов, словосочетаний. Это поможет нам глубже проникнуть в

содержание произведения, понять поступки героев и суть

данного рассказа.

Слайд № 7

6.

выборочное чтение по иллюстрациям.

- Попробуйте ответить на такой вопрос:

Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

7.

Сводная таблица внешности И характера героев:

Работа в парах.

Барбос Жулька

Распределите слова в два столбика.

Чтение отрывков.

Работа в парах с последующей

проверкой.

ДОСКА

(см.отдельный лист в

дополнении)

8.Работа над композицией произведения

- Любое произведение состоит из определенных частей:

Вступление

Завязка

Кульминация (самый напряженный момент)

Развязка

Заключение

- Я уже разбила рассказ на пункты, но они в нарушенном порядке.

Нам надо отнести их к определенным частям композиции

произведения.

- Выберите пункты, которые входят во вступление:

1. Описание Барбоса

2. Описание Жульки

3. Характер собак

4. Дружба собак

- Кто у нас главные герои рассказа?

- Прочитайте как выглядел Барбос.

- С чем сравнивается его шерсть?

- А его уши?

- Найдите описание Жульки.

Работа с доской и текстом, беседа

Автор настраивает нас на

Слайд № 8 – сводная

таблица внешности

героев

Слайд № 9 – характер

Слайд № 10

- Почему описание Жульки занимает 1 предложение, а

описание Барбоса целый абзац?

- Эти собаки отличаются только внешностью?

- Найдите описание их характера.

- Вывод: внешность и характер собак различны!

- Что же связывало таких разных собак?

- Почему Куприн вначале рассказывает о разной внешности собак,

а затем снова большое внимание уделяет описанию разности

характеров?

- К какому выводу он нас подталкивает?

- Кто ворвался во двор? Как вел себя?

- найдите этот эпизод, зачитайте его. Это завязка.

- Найдите пункты плана для завязки:

1. появление бешеной собаки

- Какой был самый напряженный момент рассказа? Найдите его,

зачитайте. Это называется кульминация. Найдите пункт.

1. подвиг Жульки

- Вывод: маленькая Жулька совершила необычный поступок

- Выберите пункты плана для развязки.

1. болезнь Жульки

2. прощание собак

- Как автор описывает болезнь собаки?

- Чем она болела?

- В чем это проявлялось?

- Изменило ли Жульку появление бешеной собаки?

- Чувствовал ли Барбос себя виноватым?

- В чем это проявлялось?

- Найдите описание прощания собак.

- Заканчивая работу над композицией, найдем заключение.

1. смерть Жульки

- Прочитаем последний абзац.

необычность барбоса и

заурядность Жульки.

Нет, и характером тоже.

ДРУЖБА

- Что же произошло?

- Как все узнали о смерти Жульки?

- Что же у нас получилось на доске?

- Где его можно использовать?

План

При подготовке пересказа

8.

Подведение итогов урока

- Вернемся к ключевым вопросам и ответим на них:

Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

Могут ли дружить животные так же как люди?

Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?

Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

Чему учит нас этот рассказ?

- Продолжите предложение «Сегодня на уроке я…»

- Кому на уроке было интересно?

- Кто узнал для себя что-то новое?

- Кто научился разбираться в композиции произведения?

- Из каких частей состоит композиция?

Вывод: Смелость собаки не зависит от её внешнего облика.

Большая собака может быть трусливой, а маленькая наоборот

смелой. Все зависит от силы воли.

– Можно ли назвать поступок Жульки подвигом? Почему?

…………….

Поднятие рук

Вступление, завязка,

кульминация, развязка,

заключение

Домашнее задание

- Перечитать рассказ, подготовить пересказ либо о Барбосе, либо

о Жульке.

- р/т стр.30-31 № 1-4, 5 (по желанию)

Запись д/з в дневник

ДОСКА

Композиция произведения

Вступление

Завязка

Кульминация

Развязка

Заключение

Появление бешеной

собаки

Прощание собак

Описание Барбоса

Описание Жульки

Дружба собак

Смерть Жульки

Характер собак

Подвиг Жульки

Болезнь Жульки

Описание Барбоса

Описание Жульки

Дружба собак

Характер собак

Появление бешеной собаки

Подвиг Жульки

Болезнь Жульки

Прощание собак

Смерть Жульки



В раздел образования