Напоминание

«Развитие словаря детей через дидактическую игру»


Автор: Гребенщикова Оксана Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №5
Населённый пункт: г. Барабинск
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие словаря детей через дидактическую игру»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение

детский сад комбинированного вида №5 «Рябинка»

«Развитие словаря детей через

дидактическую игру»

Воспитатель:

Гребенщикова О.Е., ВКК

«Дидактическая игра – это специально созданная игра,

выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в

игровой ситуации за игровыми действиями»

К.Н. Поливанова

Неоценима роль и значение дидактических игр для развития словаря

детей. Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития

словаря детей дошкольного возраста, так как выполняет функцию средства

обучения, служит одним из основных средств развития речи детей. Она

помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической

игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность,

обеспечивает лучшее усвоение речевого материала, наиболее эффективно

осуществляется физическое, умственное, речевое, и нравственное развитие

дошкольников.

Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации

речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность

проходит в игровом контексте.

Игра помогает решать многие психологические проблемы. Она снимает

напряжение, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность.

Повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают

умственные задачи, предложенные им занимательной игровой форме, сами

находят решение, преодолевая при этом определенные трудности, а также

способствует развитию логического мышления и умения выражать свои

мысли в слове.

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного

общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой

системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение.

Богатство

словаря

есть

признак

высокого

развития

речи

ребенка.

Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для

развития коммуникативных умений детей.

Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого

развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование

слов,

упражняют

в

составлении

связных

высказываний,

развивают

объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию

как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых

значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден

использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях.

Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры –

эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как

благодаря

диалектичности,

эмоциональности

проведения

и

заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять

ребенка в повторении нужных словоформ.

Для словарной работы я применяю как прием некоторые упражнения

или дидактические игры. По ходу отдельных занятий по ознакомлению с

окружающим использую кратковременные (1—3 мин) упражнения в подборе

слова, например: «Кто больше увидит и назовет?», «Выдели и назови части в

целом», «Кто больше назовет предметов круглой (овальной, прямоугольной)

формы?», словесные игры на классификацию предметов загадки, сравнение

предметов (по зрительному восприятию и по памяти).

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем,

который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно

обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и

т.д.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения

словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Особенность словаря дошкольника – это значительно меньший его

объем по сравнению со словарем взрослого, так как опыт познания ребенка и,

следовательно, объем накопленных сведений об окружающем значительно

уступает объему знаний взрослого человека.

Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение

активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с

ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием

правильного отношения к окружающему.

Слово — основная лексическая единица, выражающая понятие. В

каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл,

звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все

эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной

работы в детском саду.

Особенности развития мышления во многом определяют особенности

детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление

объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений,

качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение

детьми элементарных понятий.

Языкознание

и

психология

раскрывают

такой

важный

вопрос,

имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре

активном и пассивном.

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только

понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во

многом определяет богатство и культуру речи.

В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но

в отдельных случаях — рад специфических слов, повседневное употребление

которых объясняется условиями его жизни.

Пассивный словарь — это слова, которые говорящий наданном языке

понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше

активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается

по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой

специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами

усваивают

с

трудом,

употребляют

в

искаженном

виде,

требует

педагогических усилий.

Осуществляя

словарную

работу,

я

придерживаюсь

следующих

принципов:

1) работу над словом провожу при ознакомлении детей с

окружающим

миром на основе активной познавательной деятельности;

2)

формирование

словаря

осуществляю

одновременно

с

развитием

психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств,

отношений и поведения детей;

3) все задачи словарной работы решаю в единстве и в определенной

последовательности.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности,

но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть

времени проводит в развлекающих его играх, – игра вызывает качественные

изменения

в

психике

ребенка.

Настоящее

игровое

действие

будет

происходить

только

тогда,

когда

ребенок

под

одним

действием

подразумевает другое, под одним предметом – другой. Игровое действие

носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко

обнаруживается формулирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее

проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители должны

давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом.

Поэтому,

давая

свое

название

избранному

предмету-заместителю

и

приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые

особенности самого предмета-заместителя.

В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но

и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с

этой ролью. Хотя ребенок может брать на себя роль коня или страшного

зверя, чаще всего он изображает взрослых людей – маму, воспитательницу,

шофера, летчика. В игре ребенку впервые открываются отношения,

существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их

права и обязанности.

Обязанности по отношению к окружающим – это то, что ребенок

чувствует необходимым исполнять, исходя из роли, которую он взял на себя.

Другие дети ожидают и требуют, чтобы он правильно выполнял взятую на

себя роль. При исполнении роли покупателя, например, ребенок постигает,

что он не может уйти, не уплатив за то, что выбрал.

В

ролевой игре дети отражают

окружающее

их многообразие

действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой

деятельности

и

взаимоотношений

взрослых,

эпохальные

события

(космические полеты, арктические экспедиции) и т.д. Отражаемая в детских

играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера

действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее

сюжеты игр.

Содержание ролевой игры у старших дошкольников становится

подчинением правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого

возраста

чрезвычайно

придирчиво

относятся

к

выполнению

правил.

Исполняя в игре правила общественного поведения, дети устремляют

внимание на то, что бывает. Поэтому они спорят о том, что бывает и чего не

бывает: «Мамы так не делают!»; «Разве доктор так обращается с больным?»

и т.п.

В игре существуют два вида взаимоотношений – игровые и реальные.

Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Так,

если ребенок взял на себя роль Карабаса-Барабаса, то он будет в

соответствии с сюжетом утрированно злобно относиться к детям, взявшим на

себя роли других персонажей сказки А. Толстого «приключения Буратино,

или Золотой ключик».

Реальные

взаимоотношения

это

взаимоотношения

детей

как

партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться

о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникающие в ходе игры

вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные

формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как

инициативность, общительность, способность координировать свои действия

с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать

общение.

С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети

начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и

способствует этому. Глубже проникая в жизнь взрослых людей, ребенок

обнаруживает,

что

эта

жизнь

постоянно

протекает

в

общении,

во

взаимодействии с другими людьми. Стремление воспроизвести в игре

взаимоотношения взрослых приводит к тому, что ребенок начинает

нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Отсюда возникает

необходимость договориться с другими детьми, вместе организовать игру,

включающую несколько ролей.

В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и

взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

В своей работе я использую три основных вида: игры с предметами

(игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные

игры.

Дидактическая игра – один из методов активизации словаря детей.

Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например,

закрепляет знания о цвете, пространстве, времени, счете и т. д. В связи с этим

в программное содержание игры входит и определенная группа слов,

которую должен усвоить ребенок.

Я обращаю внимание детей на точность их ответов, добиваясь

активизации намеченных слов. В дидактической игре можно косвенным

путем добиться активности всех ее участников, давать походу игры задания

(сказать хором, спеть песню, вспомнить загадку о предмете и т. п.). В конце

игры особого вывода делать не следует; оценивать то, как она прошла, не

обязательно.

Одна из главных задач в моей работе – подобрать такие варианты игры,

чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом.

В НОД и все режимные моменты я включаю речевые дидактические игры и

занимательные упражнения: фонематические, лексические, грамматические

игры со словом и движением.

Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре, я обращаю внимание на

то, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование

победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т.д.

Некоторые игры с детьми я начинаю с артикуляционных упражнений,

проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных

строчек для развития речевого аппарата.

Для расширения и обогащения словарного запаса детей разными

формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами использую

лексико–грамматические игры, например: «Назови три слова», «Кто кем

хочет стать?», «Что вы видите вокруг?», «Скажи, какое?» и т.д.

Стараюсь

подобрать

игры,

в

которых

дети

учатся

связно

и

последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль

ведущих, кто более самостоятелен в выборе дидактических игр, организации

обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры,

оценивания ответов и высказывания сверстников дети учатся употреблять в

речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.

Словесные игры как «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь

описание», «Придумай окончание сказки», учат детей пересказывать,

самостоятельно составлять рассказы по образцу, по схеме, по сюжетной

картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к

сказкам, отгадывать загадки.

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я

предлагаю детям игры, где требуется отгадывать различные загадки по всем

лексическим темам. И совсем не важно, что некоторые из них не

отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они

развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-

либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.

В своей работе стараюсь использовать различные виды дидактических

игр: игры-путешествия, игры-поручения: «Собери в корзину все предметы

красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка

предметы круглой формы» и т.д., игры-предложения: «Что было бы…?»,

«Что бы я сделал…?», «Кем хотел быть и почему?», игры-загадки, игры-

беседы, в основе их лежит общение. Основным является непосредственность

переживаний, заинтересованность, доброжелательность.

Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на

создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе

работы по развитию речи детей.

Некоторые игры на активизацию словаря

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?

Плиты? И пр.

♦ «Угощаю»

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем

Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в

«сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Можно поиграть с целью развития грамматического строя речи.

«Приготовим сок»

«Из яблок, сок ...(яблочный); из груш...(грушевый); из слив...

(сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и

т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

Одна из рубрик «Домашней игротеки» - «По дороге из детского сада

детский сад).

«Я заметил»

Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть

предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие

они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая.

Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

♦ «Волшебные очки»

Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то вес

становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные

очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный

дом, красный нос, красный забор и пр.

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона

каркает, а воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц... (бегает, прыгает).

У коровы теленок, а у лошади... (жеребенок) и т.п.

«Лото»

У детей карточки с изображением нескольких предметных картинок. У

педагога второй набор разрезных картинок. Ребенок должен узнать на своей

карточке названный педагогом предмет и закрыть его.

«Чудесный мешочек»

Ребенок, закрыв глаза, достает предмет из мешочка и называет его.

♦ «Отгадай и назови»

Детям предлагается отгадать слово по его лексическому значению.

Побеждает тот, кто больше назовет правильных ответов. Например:

Место, где приготавливают и продают лекарство. (Аптека) Помещение

для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)

«Объясни, что это»

Детям самим предлагается объяснить смысловое значение слова.

Например, Кнопка: Это предмет, которым прикрепляют бумагу к доске.

♦ «Выбери правильный ответ»

Игра-шутка, в которой детям предлагается выбрать правильный ответ из

нескольких предложенных педагогом. Например: Лопата - это стройное

красивое дерево, продукт, который можно кушать, инструмент, которым

можно копать.

♦ «Назови части» по картинкам или по представлению.

Педагог показывает картинку или называет слово и просит назвать

его части

Например: Что есть у кота? (Тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши,

глаза, усы, шерсть).

♦ «Отгадай, что это?»

Детям предлагается узнать предмет по названиям его частей.

Например:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

♦ «Что забыл нарисовать художник»

На картинках нарисованы предметы с недостающими частями. Детям

предлагается назвать, что забыл нарисовать художник. У стула нет ножки. У

петуха нет гребешка.

«Модельное агентство»

Детям предлагаем «демонстрировать» свою одежду, рассказывают, из

какой ткани она сшита, называют детали одежды.

Платье из ситца. У него есть рукава, карманы, воротник, пуговицы,

лиф и юбка.

♦ «Кто больше?»

Учить детей подбирать как можно больше названий предметов к

названию действия, или подобрать картинки, названия которых могут

употребляться с данным словом.

Например:

Бежит: кто? (девочка, собака); что? (речка, молоко).

Мяукает кто? Лакает кто? Дует что?

♦ «Кто где живет»

По теме «Дикие и домашние животные»

На картинном материале детям предлагается поселить животных в

свои домики и назвать их жилище.

Нора - для лисы и мышки; берлога - для медведя.

«Что где растет»

Детям предлагается распределить картинки с изображением растений

по месту их произрастания.

огурец - на огороде; роза - на клумбе;

яблоня - в саду; василек - в поле.

«У кого кто?» по темам «Животные» и «Птицы» -

с использованием наглядного материала.

Дети помогают мамам найти потерявшихся детенышей. У белки -

бельчонок, у лисы - лисенок, у грача - грачата. Или помогают собраться всей

семье: лис, лиса, лисенок. «Найди свою маму»

Дети делятся па две группы, надевают маски животных. Все гуляют по

комнате.

По

команде

«детеныши»

должны

найти

свою

«маму»

и

соединиться в пары.

♦«Кто что любит»

На картинном материале детям предлагается «покормить» животных

и птиц.

Зайцу - морковь, трава, капуста.

«Как назвать того, кто...»

Учить детей понимать и правильно употреблять в самостоятельной

речи названия профессий. Кто работает на кране? Кто чинит часы? Кто

управляет самолетом?

«Узнай предмет по описанию»

По представлению или по картинкам дети догадываются, о каком

предмете говорит педагог.

Зеленый, полосатый, круглый, вкусный, красный, сочный. (Арбуз)

«Времена года»

К сюжетной картинке дети подбирают предметные картинки. Что

бывает зимой? (снежинка, сугроб, ледяной каток, снежная горка, снеговик,

санки, кормушка)

«Строим дом»

Из разрезных картинок дети на фланелеграфе «строят» дом, называют

части дома: фундамент, стены, крыша, окна, двери, крыльцо, балкон.

♦ Фотоальбом» по теме «Семья».

Учить различать людей разного возраста на картинках. Обобщать

разные изображения людей по возрастному или половому признаку. Уметь

с помощью набора картинок воссоздать последовательность возрастного

развития человека



В раздел образования