Напоминание

Проблемы инклюзивного образования в ДОУ


Автор: Бернова Татьяна Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР дс № 504
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы инклюзивного образования в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений

«Проблемы инклюзивного образования в ДОУ»

С каждым годом все большее значение в оценке уровней и направлений

изменения здоровья населения приобретает детская инвалидность. В последнее время

явно видна тенденция к увеличению детей раннего и дошкольного возраста с

ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких

детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их

успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении.

Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной

отдачи от всех участников процесса. Для её решения мы не должны принуждать детей

с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить

систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного

пространства.

В связи с этим осуществление инклюзивного образования в сфере

развития современной образовательной системы актуально в настоящее время.

Термин «инклюзия»

с

английского

переводится

как

«включенность».

«Включенность» выражается в возможности полного вовлечения детей с ОВЗ в жизнь

неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.

К сегодняшнему дню такими странами как Канада, Кипр, Дания, Бельгия, ЮАР,

Испания, Швеция, США и Великобритания накоплен богатый опыт по организации

социального

взаимодействия «обычных» детей

и

детей

с проблемами,

и

предоставления

им

прав

и

реальных

возможностей

для

получения

качественного образования с учетом их индивидуальных различий. Инклюзивное

образование в этих странах существует уже 30-40 лет. Есть мнение, что именно

материальные сложности содержания «особенного» ребенка в специализированных

интернатах

подтолкнули

британское

общество

в

начале

80-х

отказаться

от

термина «необучаемый ребенок» и создать новую систему, базирующуюся на трёх

типах учреждений, одним из которых и стал инклюзивный детский сад. Такой детский

сад отличается от обычных тем, что в нем:

«создаются условия для воспитания и обучения детей со специальными

потребностями;

воспитатели проходят специальную подготовку для работы с такими детьми;

детям

со

специальными

комплексными

потребностями (тяжелыми

и

множественными нарушениями) выделяются помощники – воспитатели;

работа педагогов координируется и направляется «координаторами по работе с

детьми с особыми образовательными потребностями».

В нашей стране реализация модели инклюзивного образования поддерживается

современной государственной образовательной политикой, закреплена в «Концепции

долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение

Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009)» и обусловлена рядом

объективных факторов. К этим факторам можно отнести увеличение количества детей

с ограниченными возможностями; соблюдение прав детей на образование; право

родителей выбора модели образования для своего ребенка (гарантии права детей с

ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в

Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О социальной

защите инвалидов в Российской Федерации»от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от

02.07.2013, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от

24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.07.2013), Конвенции ООН «О правах инвалидов» и

отражены в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Актуальность решения задач инклюзивного образования в ДОУ отображена

также в Приказе Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27

октября

2011

г.

N

2562

«Об

утверждении

типового

положения

о

дошкольном образовательном учреждении".

На практике, внедрение инклюзивного образования в ДОУ выявляет ряд

проблем.

Во-первых, это отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы

определять такие критерии как «численность детей с особенностями в одной группе,

время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной

группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от

возможностей и состояния здоровья ребенка».

Во-вторых,

отсутствие

необходимой

методической

литературы

в

ДОУ

обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при

организации

НОД

детей

с

ограниченными

возможностями.

Существует

необходимость вариативной методической базы обучения и воспитания, которая

позволит педагогам воплощать различные методы и средства работы, в том числе и по

специальной педагогики.

Следующая и, наверное, самая серьезная проблема

- это необходимость

изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема

финансирования.

К сожалению, многие сады с трудом могут позволить себе

организацию инклюзивных групп,

как раз потому, что есть необходимость в

приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования к

которому относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы,

корректоры осанки, и тактильные панели, так же необходимы средства для

организации безбарьерной среды и т. д.

В рамках внедрения инклюзивной модели, еще одной проблемой является

отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять

ребенка

с

ОВЗ

в

обычной

группе

детского

сада.

Необходимо

провести

соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по

воспитанию

у

взрослых

непредвзятого

отношения

к

«особенному» ребенку,

способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива.

Также остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и т. д.) ,

а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей

с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной

работе всех специалистов.

Ну и наконец, немаловажной проблемой является отношение родителей как

нормативно развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению

инклюзивного образования в ДОУ. Со стороны родителей «особых» детей зачастую

возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности особого

ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за

воспитание

ребенка

на

специалистов.

Эту проблему нужно

решать

в

тесной

взаимосвязи родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.

Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми

образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в группе ребенка с

ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь не для кого ни секрет, что

отношение детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения

взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями,

направленную на повышение уровня компетентности по вопросам инклюзивного

образования, на включение родителей в жизнь ДОУ.

Но не смотря на все проблемы, зарубежный и отечественный опыт показывает,

что создание инклюзивных детских садов способствует социальной адаптации детей с

ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и,

что немаловажно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним,

учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их

особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с

ограниченными возможностями.

Статья подготовлена по материалам интернет-ресурсов Берновой Т.И.,

старшим воспитателем МКДОУ ЦРР д/с № 504



В раздел образования