Автор: Бернова Татьяна Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР дс № 504
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы инклюзивного образования в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений
«Проблемы инклюзивного образования в ДОУ»
С каждым годом все большее значение в оценке уровней и направлений
изменения здоровья населения приобретает детская инвалидность. В последнее время
явно видна тенденция к увеличению детей раннего и дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких
детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их
успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении.
Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной
отдачи от всех участников процесса. Для её решения мы не должны принуждать детей
с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить
систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного
пространства.
В связи с этим осуществление инклюзивного образования в сфере
развития современной образовательной системы актуально в настоящее время.
Термин «инклюзия»
с
английского
переводится
как
«включенность».
«Включенность» выражается в возможности полного вовлечения детей с ОВЗ в жизнь
неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.
К сегодняшнему дню такими странами как Канада, Кипр, Дания, Бельгия, ЮАР,
Испания, Швеция, США и Великобритания накоплен богатый опыт по организации
социального
взаимодействия «обычных» детей
и
детей
с проблемами,
и
предоставления
им
прав
и
реальных
возможностей
для
получения
качественного образования с учетом их индивидуальных различий. Инклюзивное
образование в этих странах существует уже 30-40 лет. Есть мнение, что именно
материальные сложности содержания «особенного» ребенка в специализированных
интернатах
подтолкнули
британское
общество
в
начале
80-х
отказаться
от
термина «необучаемый ребенок» и создать новую систему, базирующуюся на трёх
типах учреждений, одним из которых и стал инклюзивный детский сад. Такой детский
сад отличается от обычных тем, что в нем:
«создаются условия для воспитания и обучения детей со специальными
потребностями;
воспитатели проходят специальную подготовку для работы с такими детьми;
детям
со
специальными
комплексными
потребностями (тяжелыми
и
множественными нарушениями) выделяются помощники – воспитатели;
работа педагогов координируется и направляется «координаторами по работе с
детьми с особыми образовательными потребностями».
В нашей стране реализация модели инклюзивного образования поддерживается
современной государственной образовательной политикой, закреплена в «Концепции
долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение
Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009)» и обусловлена рядом
объективных факторов. К этим факторам можно отнести увеличение количества детей
с ограниченными возможностями; соблюдение прав детей на образование; право
родителей выбора модели образования для своего ребенка (гарантии права детей с
ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в
Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от
02.07.2013, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от
24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.07.2013), Конвенции ООН «О правах инвалидов» и
отражены в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Актуальность решения задач инклюзивного образования в ДОУ отображена
также в Приказе Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27
октября
2011
г.
N
2562
«Об
утверждении
типового
положения
о
дошкольном образовательном учреждении".
На практике, внедрение инклюзивного образования в ДОУ выявляет ряд
проблем.
Во-первых, это отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы
определять такие критерии как «численность детей с особенностями в одной группе,
время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной
группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от
возможностей и состояния здоровья ребенка».
Во-вторых,
отсутствие
необходимой
методической
литературы
в
ДОУ
обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при
организации
НОД
детей
с
ограниченными
возможностями.
Существует
необходимость вариативной методической базы обучения и воспитания, которая
позволит педагогам воплощать различные методы и средства работы, в том числе и по
специальной педагогики.
Следующая и, наверное, самая серьезная проблема
- это необходимость
изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема
финансирования.
К сожалению, многие сады с трудом могут позволить себе
организацию инклюзивных групп,
как раз потому, что есть необходимость в
приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования к
которому относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы,
корректоры осанки, и тактильные панели, так же необходимы средства для
организации безбарьерной среды и т. д.
В рамках внедрения инклюзивной модели, еще одной проблемой является
отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять
ребенка
с
ОВЗ
в
обычной
группе
детского
сада.
Необходимо
провести
соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по
воспитанию
у
взрослых
непредвзятого
отношения
к
«особенному» ребенку,
способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива.
Также остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и т. д.) ,
а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей
с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной
работе всех специалистов.
Ну и наконец, немаловажной проблемой является отношение родителей как
нормативно развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению
инклюзивного образования в ДОУ. Со стороны родителей «особых» детей зачастую
возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности особого
ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за
воспитание
ребенка
на
специалистов.
Эту проблему нужно
решать
в
тесной
взаимосвязи родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.
Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми
образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в группе ребенка с
ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь не для кого ни секрет, что
отношение детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения
взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями,
направленную на повышение уровня компетентности по вопросам инклюзивного
образования, на включение родителей в жизнь ДОУ.
Но не смотря на все проблемы, зарубежный и отечественный опыт показывает,
что создание инклюзивных детских садов способствует социальной адаптации детей с
ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и,
что немаловажно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним,
учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их
особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с
ограниченными возможностями.
Статья подготовлена по материалам интернет-ресурсов Берновой Т.И.,
старшим воспитателем МКДОУ ЦРР д/с № 504