Автор: Сентюрина Мария Ивановна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР дс № 504
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Во всем мире использование информационно – коммуникационных
технологий стало частью культуры и необходимой нормой. Владение ИКТ
помогает педагогу чувствовать себя уверенно и комфортно в новых
социально – экономических условиях, а образовательному учреждению -
перейти
на
режим
функционирования
и
развития
как
открытой
образовательной системы.
Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное
значение, в условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста
информационного потока, развития новых информационных технологий, их
возможностей. Данная сфера открывает педагогам новые возможности для
широкого внедрения в педагогическую практику новых методических
разработок,
направленных
на
реализацию
инновационных
идей
воспитательно – образовательного процесса.
Сегодня многие педагоги дошкольных учреждений используют в своей
работе
информационно
–
коммуникационные
технологии,
которые
позволяют расширить возможности образовательной деятельности в детском
саду, способствуют развитию мотивации, коммуникативных способностей,
получению навыков, накоплению фактических знаний, а также развитию
информационной грамотности.
Сохранение здоровья детей является одной из самых актуальных
проблем
нашего
времени.
В
дошкольном
образовании
постоянно
осуществляется
поиск
различных
подходов
к
оздоровлению
детей
средствами физической культуры в новых интерпретациях. Одним из путей
решения данной проблемы является целенаправленное использование в
процессе физического воспитания дошкольников различных физкультурно –
оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к
возрастным особенностям детей,
в
том
числи
и информационно -
коммуникационных технологий.
Достоинства использования информационно-коммуникационных
технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы:
делают
процесс
физического
воспитания
более
современным,
разнообразным, насыщенным;
оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на
различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими
объемами информации;
обеспечивают
наглядность,
красоту,
эстетику
оформления
физкультурно-оздоровительных мероприятий;
делают процесс физического воспитания более привлекательным для
детей, повышают интерес к спортивным мероприятиям;
способствуют адаптации ребёнка в современном информационном
пространстве и формированию информационной культуры;
используются в различных формах физкультурно-оздоровительных
мероприятий
и
сочетаются
с
различными
информационными
источниками и педагогическими технологиями.
Применение средств ИКТ позволяет сделать физкультурное занятие
современным
и
интересным
для
дошкольников.
Такие
средства
способствуют лучшему усвоению материала, так как вызывают огромный
интерес у детей, (за счет включения в процесс восприятия всех каналов
восприятия – зрительного, слухового, механического и эмоционального),а
так же активизируют внимание дошкольников благодаря возможности
демонстрации явлений и объектов в динамике. Применение данных
технологий даёт возможность моделировать различные сюжеты и ситуации.
Занятия с использованием ИКТ вызывают огромный интерес у ребят и
надолго
остаются
в
памяти.
Игровые
компоненты,
включенные
в
мультимедиа
программы
активизируют
познавательную
деятельность
дошкольников.
Одним из средств информационно – коммуникационных технологий
является мультимедийная презентация. Такая презентация - очень удобный
способ подачи информации детям, так как компьютер в настоящее время
способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов,
синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и
интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.
Использование на физкультурных занятиях в ДОУ мультимедийных
презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе
психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти,
гуманизации
содержания
обучения и
педагогических взаимодействий,
реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса
зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких
образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее
слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели,
которую
ставит
педагог.
Используется
просмотр
мультимедийных
презентаций
как
в
начале
физкультурного
занятия
для
повышения
мотивации, так и в процессе занятия.
Медиазанятия проводятся
с соблюдением санитарно-гигиенических
норм при работе с компьютером.
Использование мультимедийных презентаций позволяют педагогу
сделать
физкультурные
занятия
эмоционально
окрашенными,
привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются
прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что
способствует хорошей результативности занятия.
Для формирования системы знаний в области физической культуры и
спорта, формирования потребности в здоровом образе жизни можно
использовать презентации, созданные на основе информационных ресурсов,
опубликованных в сети Интернет или самостоятельно. Такие презентации
состоят из красочных анимированных слайдов, которые являются наглядным
средством, дающим возможность выстроить объяснение логично, научно, с
использованием
звукозаписей
и
видеофрагментов,
что
особенно
привлекательно для детей дошкольного возраста. Это могут быть такие
презентации как, например: «Спортивная азбука в картинках»; «Секреты
здоровья»; «Зачем чистить зубы», «Если хочешь быть здоров», «Виды
спорта», и т.п.
Для повышения интереса к физкультуре и спорту, можно использовать
компьютерный
дидактический
материал:
«Знакомство
с
зимними
олимпийскими видами спорта»; «Что такое Олимпиада?» и т.п.
Чтобы разнообразить комплексы утренней гимнастики и ОРУ в
процессе
НОД
по
физической
культуре
можно
использовать
мультимедийную гимнастику: «Гимнастика с мультяшками». В процессе
проведения таких занятий с использованием средств информационно –
коммуникационных технологий дети с огромным удовольствием выполняют
уже знакомые движения вместе с героями мультфильмов.
Помимо мультимедийной презентации в дошкольном учреждении
используется интерактивная доска. Использование интерактивной доски в
образовательной
деятельности
дошкольников
открывает
большие
возможности не только для педагога, но и для воспитанников. Дети не просто
смотрят
презентации,
но
и
становятся
активными
участниками
образовательного процесса.
С помощью электронных маркеров на такой доске можно делать
рисунки, надписи и выполнять различные задания:
передвигают картинки,
группируя
их по
определённому признаку
(«Полезные
и
вредные
продукты»,
«Что
полезно
для
здоровья»,
«Предметы личной гигиены» и т.п.);
с помощью маркера или пальца проводят линии или стрелочки, соединяя
картинки, изображения («Какие продукты полезны для зрения, для роста и
т.п.», «В каких продуктах есть витамин А и другие», «Как правильно
чистить зубы» другие;
с помощью маркера дорисовывают картинки, изображения;
обводят картинки («Что возьмешь на прогулку», «Что нужно делать, когда
болеешь», «Если хочешь быть здоров» и т.д.).
Средства мультимедиа можно использовать не только в процессе
непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных
моментов. Презентации - физкультминутки используются в течение всего
рабочего дня: включаются в утреннюю гимнастику,
применяются в
перерывах
между
занятиями,
как
динамическая
пауза.
Детей
очень
привлекают такие презентации, так как для их создания в основном
используется анимация, весёлая музыка.
С помощью мультимедийных презентаций
проводятся с детьми
комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного
утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных
упражнений. «Крошка Енот», «Лунтик» и др. упражнения они выполняют,
глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на
экране.
Дыхательную гимнастику с детьми можно провести, используя
видеопрезентацию дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Данная
гимнастика проводится с соблюдением основных правил один раз в день:
утром перед завтраком или в перерыве между занятиями.
Все эти приёмы позволяют постепенно стабилизировать здоровье
детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. А
использование средств информационных технологий позволяет сделать
процесс обучения и развития ребенка простым и эффективным, создаёт
условия для лучшего сотрудничества и взаимопонимания между педагогом и
ребёнком.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников
использование
информационно
-
коммуникационных
технологий
в
воспитательно – образовательном процессе обладает рядом преимуществ:
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме,
вызывает у детей огромный интерес;
Несёт
в
себе
разнообразный
тип
информации,
понятный
дошкольникам;
Проблемные задачи и поощрение ребёнка при их правильном решении
самим компьютером являются стимулом познавательной активности
детей;
Применение ИКТ является одним из средств повышения мотивационно
– потребностной сферы детей, которые:
Помогают стимулировать интерес детей к здоровому образу жизни,
закреплять знания, умения, навыки, решать познавательные творческие
задачи;
Делают
процесс
физического
воспитания
более
современным,
разнообразным, насыщенным и привлекательным для детей.
Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми
помогают в большей мере добиться поставленных целей и задач.
В заключении хочется отметить, что в условиях дошкольного
учреждения возможно и целесообразно использовать ИКТ для привлечения
интереса детей к физической культуре и здоровому образу жизни. Данные
технологии позволяют делать совместную организованную деятельность
педагога с детьми по – настоящему интересной и привлекательной, яркой и
эмоциональной для детей. Однако, какими бы положительным, огромным
потенциалом не обладали информационно - коммуникационные технологии,
заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Список литературы:
1.
Богомолова, О.Б. Искусство презентации. – М., 2010.
2.
Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном
образовании.. – М., 1998.
3.
Крапивенко, А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений –
М., 2009.
4.
Леоненко
О.Б.
Использование
мультимедийных
презентаций
в
дошкольном
учреждении
//
Справочник
старшего
воспитателя
дошкольного учреждения. - 2009 г. №4.
5.
Сурова
О.А.
Информационно-коммуникационные
технологи
в
управлении дошкольным образованием // Управление дошкольным
образовательным учреждением. – 2007 г. – №7.
Подготовлено Сентюриной М.И., инструктором по физической культуре
МКДОУ ЦРР д/с № 504 по материалам интернет-ресурсов