Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ


Автор: Сентюрина Мария Ивановна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР дс № 504
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Во всем мире использование информационно – коммуникационных

технологий стало частью культуры и необходимой нормой. Владение ИКТ

помогает педагогу чувствовать себя уверенно и комфортно в новых

социально – экономических условиях, а образовательному учреждению -

перейти

на

режим

функционирования

и

развития

как

открытой

образовательной системы.

Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное

значение, в условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста

информационного потока, развития новых информационных технологий, их

возможностей. Данная сфера открывает педагогам новые возможности для

широкого внедрения в педагогическую практику новых методических

разработок,

направленных

на

реализацию

инновационных

идей

воспитательно – образовательного процесса.

Сегодня многие педагоги дошкольных учреждений используют в своей

работе

информационно

коммуникационные

технологии,

которые

позволяют расширить возможности образовательной деятельности в детском

саду, способствуют развитию мотивации, коммуникативных способностей,

получению навыков, накоплению фактических знаний, а также развитию

информационной грамотности.

Сохранение здоровья детей является одной из самых актуальных

проблем

нашего

времени.

В

дошкольном

образовании

постоянно

осуществляется

поиск

различных

подходов

к

оздоровлению

детей

средствами физической культуры в новых интерпретациях. Одним из путей

решения данной проблемы является целенаправленное использование в

процессе физического воспитания дошкольников различных физкультурно –

оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к

возрастным особенностям детей,

в

том

числи

и информационно -

коммуникационных технологий.

Достоинства использования информационно-коммуникационных

технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы:

делают

процесс

физического

воспитания

более

современным,

разнообразным, насыщенным;

оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на

различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими

объемами информации;

обеспечивают

наглядность,

красоту,

эстетику

оформления

физкультурно-оздоровительных мероприятий;

делают процесс физического воспитания более привлекательным для

детей, повышают интерес к спортивным мероприятиям;

способствуют адаптации ребёнка в современном информационном

пространстве и формированию информационной культуры;

используются в различных формах физкультурно-оздоровительных

мероприятий

и

сочетаются

с

различными

информационными

источниками и педагогическими технологиями.

Применение средств ИКТ позволяет сделать физкультурное занятие

современным

и

интересным

для

дошкольников.

Такие

средства

способствуют лучшему усвоению материала, так как вызывают огромный

интерес у детей, (за счет включения в процесс восприятия всех каналов

восприятия – зрительного, слухового, механического и эмоционального),а

так же активизируют внимание дошкольников благодаря возможности

демонстрации явлений и объектов в динамике. Применение данных

технологий даёт возможность моделировать различные сюжеты и ситуации.

Занятия с использованием ИКТ вызывают огромный интерес у ребят и

надолго

остаются

в

памяти.

Игровые

компоненты,

включенные

в

мультимедиа

программы

активизируют

познавательную

деятельность

дошкольников.

Одним из средств информационно – коммуникационных технологий

является мультимедийная презентация. Такая презентация - очень удобный

способ подачи информации детям, так как компьютер в настоящее время

способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов,

синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и

интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.

Использование на физкультурных занятиях в ДОУ мультимедийных

презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе

психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти,

гуманизации

содержания

обучения и

педагогических взаимодействий,

реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса

зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких

образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее

слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели,

которую

ставит

педагог.

Используется

просмотр

мультимедийных

презентаций

как

в

начале

физкультурного

занятия

для

повышения

мотивации, так и в процессе занятия.

Медиазанятия проводятся

с соблюдением санитарно-гигиенических

норм при работе с компьютером.

Использование мультимедийных презентаций позволяют педагогу

сделать

физкультурные

занятия

эмоционально

окрашенными,

привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются

прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что

способствует хорошей результативности занятия.

Для формирования системы знаний в области физической культуры и

спорта, формирования потребности в здоровом образе жизни можно

использовать презентации, созданные на основе информационных ресурсов,

опубликованных в сети Интернет или самостоятельно. Такие презентации

состоят из красочных анимированных слайдов, которые являются наглядным

средством, дающим возможность выстроить объяснение логично, научно, с

использованием

звукозаписей

и

видеофрагментов,

что

особенно

привлекательно для детей дошкольного возраста. Это могут быть такие

презентации как, например: «Спортивная азбука в картинках»; «Секреты

здоровья»; «Зачем чистить зубы», «Если хочешь быть здоров», «Виды

спорта», и т.п.

Для повышения интереса к физкультуре и спорту, можно использовать

компьютерный

дидактический

материал:

«Знакомство

с

зимними

олимпийскими видами спорта»; «Что такое Олимпиада?» и т.п.

Чтобы разнообразить комплексы утренней гимнастики и ОРУ в

процессе

НОД

по

физической

культуре

можно

использовать

мультимедийную гимнастику: «Гимнастика с мультяшками». В процессе

проведения таких занятий с использованием средств информационно –

коммуникационных технологий дети с огромным удовольствием выполняют

уже знакомые движения вместе с героями мультфильмов.

Помимо мультимедийной презентации в дошкольном учреждении

используется интерактивная доска. Использование интерактивной доски в

образовательной

деятельности

дошкольников

открывает

большие

возможности не только для педагога, но и для воспитанников. Дети не просто

смотрят

презентации,

но

и

становятся

активными

участниками

образовательного процесса.

С помощью электронных маркеров на такой доске можно делать

рисунки, надписи и выполнять различные задания:

передвигают картинки,

группируя

их по

определённому признаку

(«Полезные

и

вредные

продукты»,

«Что

полезно

для

здоровья»,

«Предметы личной гигиены» и т.п.);

с помощью маркера или пальца проводят линии или стрелочки, соединяя

картинки, изображения («Какие продукты полезны для зрения, для роста и

т.п.», «В каких продуктах есть витамин А и другие», «Как правильно

чистить зубы» другие;

с помощью маркера дорисовывают картинки, изображения;

обводят картинки («Что возьмешь на прогулку», «Что нужно делать, когда

болеешь», «Если хочешь быть здоров» и т.д.).

Средства мультимедиа можно использовать не только в процессе

непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных

моментов. Презентации - физкультминутки используются в течение всего

рабочего дня: включаются в утреннюю гимнастику,

применяются в

перерывах

между

занятиями,

как

динамическая

пауза.

Детей

очень

привлекают такие презентации, так как для их создания в основном

используется анимация, весёлая музыка.

С помощью мультимедийных презентаций

проводятся с детьми

комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного

утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных

упражнений. «Крошка Енот», «Лунтик» и др. упражнения они выполняют,

глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на

экране.

Дыхательную гимнастику с детьми можно провести, используя

видеопрезентацию дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Данная

гимнастика проводится с соблюдением основных правил один раз в день:

утром перед завтраком или в перерыве между занятиями.

Все эти приёмы позволяют постепенно стабилизировать здоровье

детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. А

использование средств информационных технологий позволяет сделать

процесс обучения и развития ребенка простым и эффективным, создаёт

условия для лучшего сотрудничества и взаимопонимания между педагогом и

ребёнком.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников

использование

информационно

-

коммуникационных

технологий

в

воспитательно – образовательном процессе обладает рядом преимуществ:

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме,

вызывает у детей огромный интерес;

Несёт

в

себе

разнообразный

тип

информации,

понятный

дошкольникам;

Проблемные задачи и поощрение ребёнка при их правильном решении

самим компьютером являются стимулом познавательной активности

детей;

Применение ИКТ является одним из средств повышения мотивационно

– потребностной сферы детей, которые:

Помогают стимулировать интерес детей к здоровому образу жизни,

закреплять знания, умения, навыки, решать познавательные творческие

задачи;

Делают

процесс

физического

воспитания

более

современным,

разнообразным, насыщенным и привлекательным для детей.

Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми

помогают в большей мере добиться поставленных целей и задач.

В заключении хочется отметить, что в условиях дошкольного

учреждения возможно и целесообразно использовать ИКТ для привлечения

интереса детей к физической культуре и здоровому образу жизни. Данные

технологии позволяют делать совместную организованную деятельность

педагога с детьми по – настоящему интересной и привлекательной, яркой и

эмоциональной для детей. Однако, какими бы положительным, огромным

потенциалом не обладали информационно - коммуникационные технологии,

заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Список литературы:

1.

Богомолова, О.Б. Искусство презентации. – М., 2010.

2.

Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном

образовании.. – М., 1998.

3.

Крапивенко, А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений –

М., 2009.

4.

Леоненко

О.Б.

Использование

мультимедийных

презентаций

в

дошкольном

учреждении

//

Справочник

старшего

воспитателя

дошкольного учреждения. - 2009 г. №4.

5.

Сурова

О.А.

Информационно-коммуникационные

технологи

в

управлении дошкольным образованием // Управление дошкольным

образовательным учреждением. – 2007 г. – №7.

Подготовлено Сентюриной М.И., инструктором по физической культуре

МКДОУ ЦРР д/с № 504 по материалам интернет-ресурсов



В раздел образования