Напоминание

"Вокально-хоровое пение в области музыкального искусства"


Автор: Бриеско Светлана Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: город Тобольск
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Вокально-хоровое пение в области музыкального искусства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Департамент по культуре и туризму Администрации г. Тобольска

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени А.А. Алябьева» города Тобольска

Дополнительная общеразвивающая

общеобразовательная программа в области

музыкального искусcтва по учебному

предмету хор.

Разработчик – Бриеско Светлана Анатольевна,

преподаватель МАУ ДО

«ДШИ имени А. А. Алябьева»

города Тобольска

2020 год

«Одобрено»

Педагогическим советом МАУ ДО

«ДШИ имени А.А. Алябьева» города

Тобольска

«___»__________________20____г.

«Утверждаю»

Директор МАУ ДО «ДШИ имени А.А.

Алябьева» города Тобольска

Чегодаева Елена Витальевна

______________

(подпись)

«___»__________________20____г.

Рецензент – Филатова Татьяна Константиновна, заместитель директора

по учебно-воспитательной работе ДО «ДШИ имени А.А. Алябьева» города

Тобольска

Пояснительная записка

Настоящая образовательная программа в области музыкального

искусства «Хор» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

обучающихся и направлена на:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в

раннем возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков хорового пения,

позволяющих

творчески

исполнять

хоровые

произведения

в

соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

-

приобретение

детьми

навыков

сольного

и

ансамблевого

исполнительства;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов

мира;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные

учреждения,

реализующие

основные

профессиональные

образовательные программы в области искусства.

Программа разработана с учетом:

-

обеспечения

преемственности

программы

«Хор»

и

основных

профессиональных

образовательных

программ

среднего

профессионального и высшего профессионального образования в

области музыкального искусства;

- сохранения единства образовательного пространства Российской

федерации в сфере культуры и искусства.

Цель программы – приобщение обучающихся к искусству, развитие их

творческих способностей и приобретение начальных профессиональных

навыков.

Задачи программы:

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных

установок и потребности общения с духовными ценностями;

-

воспитания

у

обучающихся

навыков

самостоятельной

творческой

деятельности, как способа самовыражения личности;

- формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков,

позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные

программы в области музыкального искусства.

Срок

освоения

дополнительной

программы

«Хор»

для

детей,

поступивших в ОУ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до

девяти лет, составляет 7 лет.

Форма проведения аудиторного учебного занятия – групповые и

мелкогрупповые урок. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом.

Продолжительность занятия – 40 минут.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов:

отчетные

концерты

школы,

праздничные

концерты,

конкурсные

выступления.

За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено 5 -7 хоровых

произведений. Хоровое пение в системе предметов ДШИ занимает важное

место, так как способствует развитию художественного вкуса детей,

расширению их кругозора, выявлению и развитию творческого потенциала

обучающихся.

Задача руководителя хорового класса - привить детям любовь к хоровому

пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в

систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое

пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и

развитием вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем,

строем,

дикцией),

постепенно

усложняя

задачи,

расширяя

диапазон

певческих возможностей детей.

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической

фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить

кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его

частей.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

«Хор»

Минимум

содержания

дополнительной

предпрофессиональной

образовательной

программы

«Хор»

должен

обеспечивать

целостное

художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в

процессе

освоения

образовательной

программы

музыкально-

исполнительских и теоретических умений и навыков.

Результатом

освоения

программы

«Хор»

является

приобретение

обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

-Знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых

жанровых и стилистических направлений хорового исполнительства;

-Знания музыкальной терминологии;

-Умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в

составе хорового и вокального коллективов;

- Умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;

-Умения создать художественный образ при исполнении музыкального

произведения;

-Навыков чтения с листа не сложных вокально-хоровых произведений;

-Первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых

произведений;

-Навыков публичных выступлений;

Учебные планы по дополнительной общеразвивающей программе в

области музыкального искусства «Хор»

Предметы

1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

5

класс

6

класс

7

класс

хор

3

3

3

3

3

3

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета

Индекс, наименование

учебного предмета

Трудоемкость в часах

Распределение по годам обучения

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

5-й класс

6-й класс

7-й класс

31

31

31

31

31

31

31

Хор

Аудиторные занятия

(в часах)

3

3

3

3

3

3

3

Самостоятельная

работа (в часах)

31

31

31

31

31

31

31

Итоговая аттестация

*

*

*

^

*

*

^

*

*

^

Промежуточная (экзаменационная) аттестация: зачет, контрольный урок* ; экзамен ^

Итоговая аттестация: итоговый экзамен

^

Самостоятельная работа учащегося включает в себя следующие виды

внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение

концертов,

участие

в

творческих

мероприятиях

и

культурно-

просветительской деятельности школы.

Домашняя работа учащегося состоит из: самостоятельного разбора

хоровых

произведений,

работа

над

и

инструктивным

материалом.

Выучивания репертуара наизусть, чтение нот с листа и других творческих

работ. Увеличение количества часов, выделенных на самостоятельную

работу в средних и старших классах, связано с усложнением репертуара,

необходимостью более тщательной работы над концертным и учебным

материалом.

Формы и методы контроля, критерии оценок

Контроль

знаний,

умений

и

навыков

учащихся

обеспечивает

оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,

проверочную, воспитательную и коррекционную функции.

Виды

контроля

и

учета

успеваемости:

текущий

контроль,

промежуточная аттестация, итоговая аттестация в форме концертного

выступления.

Текущий контроль

осуществляется в ходе повседневной учебной

работы на занятиях. Это проверки знаний, умений и навыков, приобретаемых

учащимися в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и

практического

применения.

В

качестве

средств

текущего

контроля

успеваемости ОУ могут использоваться в форме индивидуального опроса на

занятиях, а так же в форме зачета по хоровым партиям. Текущий контроль

успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,

предусмотренного на учебный предмет.

Зачет проводится 1-2 раза в год. Обучающиеся на зачете поют

индивидуально или в ансамбле (дуэтом или трио).

Требования к зачету по хоровым партиям

- знание всего изучаемого репертуара;

- умение сольфеджировать свою партию;

- владение навыком пения без сопровождения;

- выполнение всех требований преподавателя к исполняемому произведению;

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной

работы

учащихся

по

дополнительной

предпрофессиональной

образовательной программе в области искусства и проводится с целью

определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки к учебному предмету;

- уровня умений и навыков, сформированных у учащихся на определенном

этапе обучения.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков.

Контрольные уроки могут проходить в виде индивидуальной и групповой

проверки знаний хоровых партий, концертных выступлений, открытых

репетиций и т.д. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной

аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.По завершении

изучения

учебного

предмета

по

итогам

промежуточной

аттестации

обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об

окончании ОУ.

Все

виды

контроля

проводятся

в

соответствии

с

графиком

промежуточной и итоговой аттестации.

Итоговая аттестация выпускников осуществляется с целью контроля

(оценки) освоения дополнительных образовательных программ в области

искусства .Итоговая аттестация проводится в форме концерта.

При

прохождении

итоговой

аттестации

выпускник

должен

продемонстрировать

знания,

умения

и

навыки

в

соответствии

с

программными требованиями, в том числе:

- знание профессиональной терминологии, хорового репертуара;

-достаточный технический уровень владения голосом для воссоздания

художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и

жанров зарубежных и отечественных композиторов;

- наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

По завершении изучения учебного предмета, выносимого на итоговую

аттестацию (выпускной экзамен), по окончании учебного года рекомендуется

применять

в

качестве

формы

промежуточной

аттестации

зачет

с

выставлением оценки, которая будет отражена в свидетельстве об окончании

образовательного учреждения.

График проведения промежуточной и итоговой аттестации

Класс

Вид контрольного

прослушивания

Месяц проведения

Программные

требования

6класс

зачет

май

Два

разнохарактерных

произведения

7 класс

экзамен

май

Термины

Два

разнохарактерных

произведения

Чтение с листа

хоровой партии

Критерии оценок текущего контроля успеваемости,

промежуточной и итоговой аттестации учащихся

«5» - отлично

- артистичное поведение на сцене;

- увлечённость исполнением;

-художественное

исполнение

средств

музыкальной

выразительности в соответствии с содержанием хорового

произведения;

слуховой контроль собственного исполнения;

корректировка исполнения при необходимой ситуации;

свободное

владение

специфическими

,технологическими

видами исполнения;

единство темпа, выразительность интонирования, ясность

ритмической пульсации;

убедительное понимание чувства формы;

яркое динамическое разнообразие;

«4» - хорошо

незначительная нестабильность психологического поведения

на сцене;

недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;

стабильность воспроизведения хоровой партии;

попытка передачи динамического разнообразия;

выразительность интонирования;

«3» - удовлетворительно

«2» - неудовлетворительно

Формы реализации задач :

- индивидуальное и хоровое пение;

- концертные выступления;

- просветительская деятельность;

- участие в творческих конкурсах;

-применение дистанционных и цифровых технологий

В связи с ограничительными мерами в условиях карантина рекомендуется

использовать дистанционные образовательные технологии.

Задача преподавателя гарантировать создание условий для обучения ребенка

в дистанционном режиме и освоение им учебной программы в период

обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

В период действия ограничений в связи с принятием карантинных мер при

организации учебной деятельности в дистанционном формате можно

использовать интерактивные учебные материалы в формате Word, txt, PDF,

DOC, JPG, JPEG, PowerPoint.

Формы и виды учебной деятельности: онлайн-урок, видео-урок, аудио-урок,

методические

рекомендации,

инструкции,

памятки,

консультации,

презентации, тесты, тренировочные задания (упражнения), справочную

информацию, ссылки на образовательные ресурсы, задания для закрепления

и контроля знаний, умений, навыков, задания для проверки усвоения с

возможностью самоконтроля, материалы для самостоятельного изучения,

практические задания, и т.п.. Интерактивные учебные материалы должны

соответствовать

рекомендуемым классам, возрасту,

отделению.

При

выполнении

заданий

регламентируемое

время

непрерывной

работы

учащихся

за

компьютером

в

соответствии

с

требованиями

СанПиН

2.2.2/2.4.1340-03:-

1-4 классы — 15 минут;

- 5-7 классы — 20 минут;

Цель дистанционного обучения:

-выполнение образовательной программы в полном объеме.

-Обязательное информирование родителей (законных представителей) о

ходе образовательного процесса в режиме дистанционного обучения.

-Выполнение домашних заданий обязательно.

-Педагоги

при

использовании

дистанционного

обучения

используют

различные формы проверки и контроля знаний.

-Оценивание учебных достижений обучающихся с использованием ДО

осуществляется в соответствии с системой оценивания, применяемой в МАУ

ДО «ДШИ имени А.А. Алябьева» города Тобольска.

Формы и методы контроля дистанционного обучения в офлайн и

онлайн режимах.

Формами и методами контроля дистанционного обучения в ДШИ являются:

- видеозаписи программных произведений учащихся,

-видеозапись самостоятельного разбора нотного текста произведений,

-контрольный онлайн-урок,

-итоговое концертное онлайн-выступление учащегося,

-итоговое концертное офлайн-выступление учащегося.

Учащийся и родитель (законный представитель) выбирают форму

итогового выступления в зависимости от технического обеспечения в

домашних условиях.

Содержание программы

Программа

«Хор»

наряду

с

другими

предметами

учебного

плана

дополнительной

программы

ставит перед собой цель – приобщить

учащихся к сокровищам национальной и мировой культуры, их музыкально-

эстетическое воспитание и развитие. Не менее важной целью является

подготовка наиболее талантливых детей к продолжению музыкального

образования в средних специальных учебных заведениях. За время обучения

учащийся приобретает знания, умения и навыки исполнения хорового

произведения,

позволяющие

исполнять

хоровые

произведения

в

соответствии

с

необходимым

уровнем

музыкальной

грамотности

и

стилевыми традициям; приобретает

опыт творческой деятельности;

культуру сольного и ансамблевого музицирования.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Содержание программы «Хор» направлено на:

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих

восприятию в достаточном объеме учебной информации;

- приобретения навыков творческой деятельности;

- формирование умения планировать свою домашнюю работу;

- осуществления контроля за своей учебной деятельностью;

- формирование умения давать объективную оценку своему труду, навыков

взаимодействия с преподавателем и обучающимися в образовательном

процессе;

- формирование уважительного отношения к чужому мнению и

художественно-эстетическим взглядам;

- понимания причин успеха (неуспеха) собственной учебной

деятельности;

- формирование навыков определения наиболее эффективных способов

достижения результатов.

Основные направления работы в хоровом классе

1. Певческая установка и дыхание.

2.Звуковедение

3. Дикция.

4. Ансамбль и строй

5. Формирование исполнительских навыков

Тематический план

Название темы

Содержание учебного материала

Количество

часов

теория

практика

Певческая

установка и

дыхание

Певческая установка, положение

корпуса, головы, артикуляции при

пении;

Навыки пения сидя и стоя;

Дыхание перед началом пения.

Одновременный вдох и начало пения;

Различный характер дыхания перед

началом пения в зависимости от

характера исполняемого произведения.

Смена дыхания в процессе пения;

Различные приёмы ( короткое и активное

в быстром темпе, спокойно и активное в

медленном).

Цезуры;

Знакомство с навыками «цепного»

дыхания;

3

Звуковедение

Естественный свободный звук без

крика и напряжения ( форсировки);

Преимущественно мягка атака звука;

Округление гласных, способы их

формирования в различных регистрах;

Пение non legato и legato;

Нюансы: mf, mp, p, f

5

5

Дикция

Гласные и согласные, их роль в пении;

Взаимоотношение гласных и согласных в

пении;

Отнесение внутри слова согласных к

последующему слогу;

5

5

Ансамбль и строй

Выработка активного унисона,

ритмической устойчивости в умеренных

темпах при соотношении простейших

длительностей;

Соблюдение динамической ровности

при произношении текста;

Интонирование произведений в

различных видах мажора и минора;

Ритмической устойчивости в более

быстрых и медленных темпах с более

сложным ритмическим рисунком;

Устойчивое интонирование

одноголосной партии при сложнм

аккомпанементе;

Навыки пения двухголосия с

аккомпанементом;

Пение несложных двухголосных песен

без сопровождения;

5

5

Формирование

исполнительских

навыков

Анализ словесного текста и его

содержания;

Грамотное чтение текста по партиям и

партитурам;

Разбор тонального плана, ладовой

структуры, гармонической канвы

произведения;

Членение на мотивы, периоды,

предложения, фразы;

Определение формы; фразировка,

вытекающая из музыкального и текстового

5

5

содержания;

Различные виды динамики;

Многообразие агогических возможностей

исполнения произведения: пение в строго

размеренном темпе. Сопоставление двух

темпов, замедление в конце произведения,

замедление и ускорение в середине

произведения, различные виды фермат;

Воспитание навыков понимания

дирижёрского жеста;

Певческая

установка и

дыхание

Закрепление вокальных навыков

Различная атака звука;

Исполнение пауз между звуками без

смены дыхания( staccato);

Совершенствование навыков « цепного»

дыхания;

5

Звуковедение

Закрепление навыков

Различная атака звука в зависимости от

характера произведения;

Пение staccato;

3

7

Дикция

.

Развитие свободы и подвижности

артикуляционного аппарата за счёт

активизации работ губ и языка;

Выработка навыка активного и чёткого

произношения согласных;

Развитие дикционных навыков в быстрых и

медленных темпах;

Сохранение дикционной активности при

нюансах p и pp;

3

7

Ансамбль и строй.

Закрепление навыков , полученных в

младшем хоре;

Совершенствование ансамбля и строя в

произведениях более сложной формы и

музыкального языка;

Выработка чистой интонации при двух-.

трёхголосном пении;

Владение навыками пения без

сопровождения;

3

7

Формирование

исполнительских

навыков

Анализ словесного текста и его

содержания;

Грамотное чтение текста по партиям и

партитурам;

Разбор тонального плана, ладовой

структуры, гармонической канвы

произведения;

Членение на мотивы, периоды,

предложения, фразы;

Определение формы; фразировка,

вытекающая из музыкального и текстового

содержания;

Различные виды динамики;

Многообразие агогических возможностей

исполнения произведения: пение в строго

размеренном темпе. Сопоставление двух

темпов, замедление в конце произведения,

замедление и ускорение в середине

произведения, различные виды фермат;

Воспитание навыков понимания

дирижёрского жеста;

ИТОГО:

7

44

8

49

Формы реализации задач хорового класса:

- коллективное пение;

- сводные репетиции;

- концертные выступления;

- просветительская деятельность;

- участие в творческих конкурсах;

Основные направления в подборе репертуара:

Классическая музыка

Народная песня

Патриотическая песня

Джазовая музыка

Духовная музыка

Произведения современных авторов

Требования к освоению вокально-хоровых знаний, умений и навыков

Певческая установка и дыхание

Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при

пении. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения.

Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед

началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения:

медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его

приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но

также активное в медленных). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного»

дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение

продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).Задержка

дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены

дыхания

(стаккато).

Работа

над

дыханием

как

важным

фактором

выразительного

исполнения.

Совершенствование

навыков

«цепного»

дыхания: на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках или

аккордах в несколько тактов; пение произведений целиком на «цепном»

дыхании.

Звуковедение и дикция

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки).

Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных; способы их

формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато

и легато. Нюансы (mF, mP, P, F).Развитие дикционных навыков. Гласные и

согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении.

Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Закрепление

навыков, полученных в младшей группе. Развитие свободы и подвижности

артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка.

Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие

дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение

дикционной активности при нюансах P и PP.

Ансамбль и строй

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование

диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных

темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая,

половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста.

Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных

видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и

медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые,

пунктирный ритм).Устойчивое интонирование одноголосного пения при

сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом.

Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. Закрепление

навыков, полученных в младшей группе. Совершенствование ансамбля и

строя в произведениях различного склада изложения и с различными

средствами музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-,

трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.

Работа над формированием исполнительских навыков

Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного

текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой

структуры, гармонической канвы произведения.Членение на мотивы,

периоды, предложения, фразы. Определение формы (куплетная, двухчастная,

трехчастная, рондо и пр.).Фразировка, вытекающая из музыкального и

текстового содержания. Взаимопроникновение двух элементов при

исполнении фразы и всего произведения — динамического и агогического.

Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей

исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе; сопоставление

двух темпов (медленный и быстрый); замедление в конце произведения;

замедление и ускорение в середине произведения; различные виды

фермат.Воспитание навыков понимания дирижерского жеста. В младших

группах — элементарные требования (указания дирижера «внимание»,

«дыхание», «начало», «окончание» пения;

понимание требований, касающихся агогических и динамических

изменений). В старших группах — сознательное отношение ко всем

указаниям дирижера, касающимся художественно-исполнительского плана

произведения.

1-4 год обучения

Диапазон : «до» 1 октавы – «ре»( «ми») 2 октавы . Хор делится на две

хоровые партии.

Основные задачи :

- Фиксирование внимания детей на певческом дыхании

- выработка навыков пения на «опоре» , цепном дыхании;

- выработка навыков пения без сопровождения;

- гибко откликаться на жест дирижера;

-выработка навыков пения по нотам;

В репертуар младшего хора вводятся более сложные произведения по

музыкальному языку, штрихам, с музыкальным сопровождением, имеющим

самостоятельное развитие, произведения a capella. Большое значение на этом

этапе приобретает распевание. Вокальные распевки занимают значительное

по важности, но небольшое по времени, место на занятиях по хоровому

пению. Выравнивание регистров, расширение диапазона, выявление тембров,

укрепление дыхательной мускулатуры – лишь часть вокально-хорового

«арсенала», который отрабатывается на распеваниях. Вокальные упражнения

в младшем хоре строятся на материале гамм 2-хголосных канонов.

Примерный репертуар младшего хора

1класс

Бах И. «За рекою старый дом», «Ты шуми зелёный бор».

Бетховен Л. «Малиновка», «Весною», «Край родной».

Васовский Е. «Наша песенка».

Генков Г. «Добрый вечер».

Гурник И. «Игра в цветы», «Часы».

Аренский А. «Комар один, задумавшись», «Птичка летит, летает».

Калинников В. «Весна», «Тень – тень», «киска».

Кюи Ц. «Майский день», «Белка».

Абрамский А. «Блины», «Заинька по синичкам», «Комарочек»,«Прялица».

2класс

Брамс И. «Колыбельная».

Вебер К. «Вечерняя песня» (обработка В.Попова).

Гайдн Й. «Пастух», «Мы дружим с музыкой».

Гурник И. «Игра в цветы», «Часы».

Зыгеревич А. «Солнце подари».

Качурбин М. «Осень».

Лядов А. «Колыбельная», «Окликание дождя».

Римский – Корсаков Н. «Белка», (хор из оперы «Сказка о царе Салтане»).

Абелян Л. Русская народная песня «Во сыром бору тропина»,

«Гори, гори ясно», «На лугу было, на лужочке»,

3-класс

Мендельсон Ф. «Воскресный день».

Моцарт В. «Цветы», «Детские игры», «Весенняя».

Шуман Р. «Домик у моря».

Лишка Р. «Дидель – дудель – дидель».

Лоранд И. «Капели».

Чайковский П. «Весна», «Мой садик», «Осень».

«Песня о счастье» хор из оперы «Орлеанская дева» обр. В. Соколова

Будашкина Н. «Узник».

Гречанинов А. «Посеяли девки лён», «Призыв весны».

Добровольский В. Русская народная песня «Козлик».Примерный репертуар

4класс

Франциски О. «Светофор».

Эрдман Г. «Эй, лошадка, гоп, гоп, гоп».

Егоров А. «Не летай соловей».

Иорданский М. «Возле речки, возле мосту».

Лядов А. «Сеяли девушки яровой хмель»

Полонский С. «Сел комарик на дубочек».

Александров А. «Ласточки».

Бойко Р. «Улетели журавли».

Герчик В. «Праздничное солнышко», «Капризный бычок»,

Дубравин Я. «Вальс».

Жубинская В. «Чудак», «Песенка».

Гравитис О. Латышская народная песня «Где ты был так долго».

5- 7 год обучения

Хор делится на три хоровые партии сопрано I, II, альт.

Диапазон : «си» малой октавы – «соль» второй октавы.

Задачи:

- чистый и красивый унисон;

- точное интонирование;

- пение на ровном, наполненном дыхании;

- чистота строя в многоголосии;

- эмоциональная насыщенность хорового звучания;

- осмысленное прочтение текста;

Оптимальное звучание в старшем хоре:

- выявленные тембры хоровых партий;

- нефорсированное пение;

- «теплые», «льющиеся» голоса на вибрато;

- свободное владение певческим диапазоном4

- владение амплитудой динамических оттенков;

Пение a capрella, трехголосное пение расширяют рамки репертуара.

Акцентируется внимание на округлом певческом звуке, более гибком

владении навыком «цепного» дыхания.В распевках активно используются 2-

х и 3-хголосные упражнения, вокализы, вокализации фрагментов

произведений из хорового репертуара. Старший хор - завершающая стадия

обучения в ДШИ. В конце года каждый хор представляет свою программу на

отчетном концерте хорового отделения.

Примерный репертуар

5класс

Попов В. (нем. нар. песня, обр.) «Прощай зелёный лес».

Сибирский В. (итальянская народная песня, обр.) «Макароны».

Раухвергер М. (американская народная песня, обр.) «Мой двор».

Рустамов Р. Белорусская народная песня «Я тетёрку пасу».

Бах И. «Перед дорогой», «Жизнь хороша», «Весенняя песня»

(переложение для детского хора В. Попова).

Бетховен Л. «Счастливый человек», «Весною» пер. В.Попова

Брамс И. «Колыбельная» переложение А. Луканина

Баланс А. (Венгрия) «Маленькая азбука».

Бочар И. (Венгрия) Три шуточные песни: «Паровоз»,

«Ладога», «Гуси».

Илиев К. (Болгария) «Голубой поезд», Белые птенчики».

Бородин А. «Улетай на крыльях ветра» (хор из оперы «Князь Игорь»).

Абелян Л. «Горы крутые высокие», «Дуня – тонкопряха»,

«Как у нас было на Дону».

Калинников В. «Как унас во садочке».

Аренский А. «Цветики, цветочки».

Ботяров Е. «Голубая даль зовёт».

6класс

Гайдн Й. «Пришла весна».

Гендель

Г.

«Песни

победы»

из

оратории

«Иуда

Маккавей».

Григ Э. «Колыбельная сольвейг» из музыки к драме Г.Ибсена

«Пер Гюнт» (переложение для хора К. Лебедева).

Дворжак А. «Детская песня», «Славянские напевы».

Караи И. (Венгрия) «Музыкальная побудка».

Кодай З. (Венгрия) «День за окном лучится», «Мадригал».

Глинка М. «Жаворонок», «Ходит ветер воет в поле»,

«Попутная песня» (обр. для хора И.Лицвенко),

«Патриотическая песня», «Венецианская ночь».

Калистратов В. «Скворцы прилители».

Кашперов В. «Посею лебеду».

Бойко Р. «Новогоднее пожелание России», «Твоё обещание»,

«В путь», «Две песенки», «Морская песенка», «Утро»,

«Уроки чудеса», «Поутру», «Лесной разговор»,

«Зимняя дорога».

Галкин И. «Утёс».

Леонтович А. (украинская народная песня , обр.) «Дударик».

Ленский А. (узбекская народная песня, обр.) «Бригадир».

Соколов В. (белорусская народная песня, обр.) «Весняка»,

Ильин (австрийская народная песня, обр.) «Кукушка».

7класс

Лассо О. «Тик – так».

Лист Ф. «Весёлые игры».

Мендельсон Ф. «Воскресный день».

Монтеверди К. «Песня ветра».

Костов Г. (Болгария) «Сверчок», «Песни о животных»

Паскану (Румыния) «В этой песни радость».

Глиэр Р. «С добрым утром», «Над цветами и травой».

Гречанинов А. «Стучит бренчит», «Подснежник»,

«Призыв весны», «Козёл Васька», «Колыбельная»

Даргомыжский А. «Хор русалок» из оперы «Русалка», хоры из

оперы «Руслан» («Сватушка», «Свободной толпою»,

«Любо нам», «Тише, тише».

Ипполитов – Иванов М. «Горные вершины», «Листья в саду

шелестят», «Утро», «Сосна», «Острою секирой».

Кюи Ц. «Весеннее утро», «Весенняя песенка», «Весна»,

Попов В. «Милый мой хоровод», «Не летай соловей»,

Ты Россия, ты Россия», «Ванюша мой», «Во лузях»,

«Дрёма», «Жил у нашей бабушки чёрный баран».

Дунаевский И. «Спой нам ветер», «Колёса бегите»,

«Скворцы прилетели», «Пути дороги»,

Жубинский В. «Весна».

Калинников В. «Журавель», «Скок – поскок», «Зима».

Парцхаладзе М. (венгерская народная песня, обр.) «Ну и чудеса»

Монюшко А. «Казак», «Кроковяк».

Моцарт В. «Цветы» (обработка В.Попова), «Закат солнца»

(переложение А.Луканина), «Откуда приятный и

нежный тот звон» (хор из оперы «Волшебная

флейта»), «Мы поём весёлые песни» (хор из оперы

«Похищение из Сераля»), «Летний вечер».

Палестрина Дж. «Новый день», «День восходит в зенит»,

Попов Т. (Болгария) «Снежинки».

Кюи Ц. «Весеннее утро», «Весенняя песенка», «Весна»,

Рахманинов С. «Сирень», «Ночка», «Слава народу»,

«Итальянская полька» (обр. для хора В.Локтева).

Римский – Корсаков А. «Высота, высота ли поднебесная»

(хор из оперы «Садко»), хор птиц из оперы

«Снегурочка», «Котик», «Не ветер, вея с высоты»,

Танеев С. «Сосна», «Горные вершины».

Чайковский П. «Весна», «Колыбельная песня», «Осень»,

«Рассвет», «Соловушка», «Ночевала тучка золотая»,

«Девицы красавицы» из оперы «Евгений Онегин»,

Попов В. «Милый мой хоровод», «Не летай соловей»,

«Ты Россия, ты Россия», «Ванюша мой», «Во лузях»,

Соколов В. «Повянь, повянь, бурь погодушка».

Свешников А. «Дубравушка», «Поднялась погодка».

Юрлов А. «Дома ль воробей».

Корганов Т. «Весенняя песня», «Летний вечер».

Колмановский Э. «Алёша» переложение Соколова.

Монюшко А. «Казак», «Кроковяк».

Направник Э. «Хор девушек» из оперы «Дубровский».

Щебалин В. «Зимняя дорога» переложение В.Локтева.

Соколов В. (белорусская народная песня, обр.) «Весняка».

Реализация

программы

«Хор»

обеспечивается

доступом

каждого

обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и

видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов

учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть

обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный

фонд

ОУ

укомплектовывается

печатными

и/или

электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-

методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями

музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями,

партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в

объеме, соответствующем требованиям программы. Основной учебной

литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история

музыки» обеспечивается каждый обучающийся.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать

официальные, справочно-библиографические и периодические издания в

расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Реализация

программы

«Хор»

обеспечивается

педагогическими

работниками,

имеющими

среднее

профессиональное

или

высшее

профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого

учебного предмета.

Материально-технические условия реализации программы «Хор».

Для реализации программы «Хор» минимально необходимый перечень

учебных

аудиторий,

специализированных

кабинетов

и

материально-

технического обеспечения включает в себя:

концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим

оборудованием,

библиотеку,

помещения

для

работы

со

специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку,

просмотровый

видеозал),

учебные

аудитории

для

групповых,

мелкогрупповых занятий, учебную аудиторию для занятий по программе

«Хоровое пение» со специализированным оборудованием (подставками для

хора,

роялем

или

пианино).

Учебные

аудитории

должны

иметь

звукоизоляцию.

Список литературы и средств обучения

1.Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором / Г.П. Стулова.

– Москва , 2002.

2.Живов А.С. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. -

Москва,2003

3.Никольская-Береговская, К.Ф.Русская вокально-хоровая школа от

древности до XXI в. -Москва,2003

4.Венгрус, Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. СПб,

Музыка,2000

5.Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего

школьного возраста. - М.,2000

6.Халабузарь, П. Попов В. Теория и методика музыкального воспитания-

СПб.,2000

7.Шереметьев, В.А. Пение и воспитание детей в хоре.-Челябинск,2011

8.Самарин, В. Хороведение. Москва,2001

9.Кеериг, О.П. Детский хор.-СПб., 2003

10.Лихоманова, Н.А. Работа хормейстера над звуком. СПб.,2003

11.Чабанный, В.Ф. Методика работы с хоровым коллективом.-СПб.,2002

12.Кеериг,О.П. Принципы подбора репертуара для детского хора.-СПб.,2003



В раздел образования