Автор: Елаева Гузель Рафаилевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Комментированный пересказ эпизода как важный этап формирования читательской грамотности на уроках литературы и подготовки к проблемному анализу текста"
Раздел: среднее образование
Комментированный пересказ эпизода как важный этап формирования
читательской грамотности на уроках литературы и подготовки к
проблемному анализу текста.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 9» Московского р-а г. Казани
Елаева Г.Р
Современная школа, как это не прискорбно звучит, ставит перед учителем
главную цель – подготовить ученика к главному экзамену – ЕГЭ. Именно
результаты ЕГЭ – главный критерий успешной работы учителя и пропуск для
ученика к дальнейшему обучению выбранной профессии. Успешность
выпускника – это его балл ЕГЭ, несмотря на все глубинные процессы
педагогической деятельности учителя, маленькие и большие победы в
трудном процессе обучения каждого конкретного учащегося. Для учителя-
филолога ЕГЭ по русскому языку делится на две части: тестовую, где мы
успеваем «натаскать» ученика даже в течение довольно небольшого периода
обучения в 10-11 классе, и сочинения. Именно сочинение демонстрирует
навыки критического мышления, которые развиваются в течение всего
обучения. Научить ребенка мыслить, анализировать, понимать чужие мысли
и чувства – задача не одного-двух лет обучения в старшем звене. Эту работу
необходимо вести системно и целенаправленно с самых ранних лет
обучения.
Научить ребенка думать – задача не только учителя литературы, все педагоги
участвуют в этом процессе. Для демонстрации этих навыков в экзамене ЕГЭ
по русскому языку предлагается работа с текстом, художественным или
публицистическим. Наибольшую трудность, на мой взгляд, представляет
работа именно с художественным текстом. Дети ошибаются в определении
проблемы текста, не могут правильно прокомментировать ее, ошибаются в
фактах и т.д. Чтобы избежать этих ошибок, необходим системный подход к
анализу эпизода, которую я ввожу в среднем звене. Для меня важно научить
учеников, начиная с пятого класса, не пересказу, но комментарию и анализу
текста. Дать комментированный пересказ эпизода – это значит пересказать,
что увидел (визуализировал) и услышал, читая эпизод, и сделать вывод о том,
в чем хотел убедить тебя автор. Как это сделать? Ответить на вопросы.
I.
Кто ведет рассказ: автор или герои произведения?
II.
Где происходят события?
III.Когда происходят события? (приучая детей отвечать на вопросы 1-3,
мы избегаем впоследствии ошибок, связанных с фактическим
пониманием текста)
IV.
Кто герои? Какие они? (на этом этапе важно уделить внимание
деталям, которые помогают проникнуть во внутренний мир героев,
найти особенности изображения героев)
- портрет (через изобразительные детали, а также жесты, позу, мимику,
если они описаны в тексте). На этом этапе предложите ученикам
визуализировать героев, представить, а может даже и повторить их жесты,
мимику. Важно научить ребенка переводить слова в конкретные образы,
ведь современные дети как раз и страдают от того, что с детства им
«навязывают» готовые картинки
- речь героев (О чем говорят? Как говорят? – выбор слов, построение
предложений)
- как относятся к героям другие действующие лица? (Для читателя важно,
как и что говорят о герое другие положительные или отрицательные
персонажи; авторская позиция может выражаться через героя-резонера)
- каким словом можно назвать взаимоотношения героев, на какие группы
их можно поделить? (На этом этапе идет работа над основным
конфликтом эпизода. Конфликт в художественном произведении – это
столкновение взглядов, идей, чувств. Ни одно художественное
произведение не обходится без конфликта. Даже в эпизодах описания
природы мы можем его обнаружить: это столкновение внутреннего мира
героя и природы. Результатом встречи героя с красотой природы может
стать чувство радости, печали, вдохновение и т.д)
V. Работа над поступками героев – главный этап. (Важно отметить
отклонения от привычной нормы поведения человека, причем я не
вкладываю в понятие отклонения от нормы негативный оттенок.
Например, если герой жертвует собой ради спасения других, то это тоже
своеобразное отклонение от нормы, ведь обычному человеку свойствен
страх и желание спасти себя)
Какие вопросы к поступкам героев возникли? Какие остались без ответа
(нет прямого ответа в тексте)? - именно эти вопросы и являются
проблемными, размышления над которыми раскрывают идейный замысел
автора.
VI.
Каким событием заканчивается действие эпизода? Кто победил в
столкновении и почему? Можно ли понять, о чем думает автор и в
чем убеждает? (Ответ на этот вопрос и есть авторская позиция, т.к.
автор «распоряжается» судьбой своих героев не спонтанно, )
VII.
Что нового о Человеке мы узнали, прочитав этот эпизод? Какие из
поступков героев были нам приятны, какие нам никогда бы не
хотелось повторить?
Итогом данного анализа может стать круглый стол, дискуссия, в качестве
письменной работы можно предложить эссе, отзыв, сочинение-миниатюру и
др.