Напоминание

"Комментированный пересказ эпизода как важный этап формирования читательской грамотности на уроках литературы и подготовки к проблемному анализу текста"


Автор: Елаева Гузель Рафаилевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Комментированный пересказ эпизода как важный этап формирования читательской грамотности на уроках литературы и подготовки к проблемному анализу текста"
Раздел: среднее образование





Назад




Комментированный пересказ эпизода как важный этап формирования

читательской грамотности на уроках литературы и подготовки к

проблемному анализу текста.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 9» Московского р-а г. Казани

Елаева Г.Р

Современная школа, как это не прискорбно звучит, ставит перед учителем

главную цель – подготовить ученика к главному экзамену – ЕГЭ. Именно

результаты ЕГЭ – главный критерий успешной работы учителя и пропуск для

ученика к дальнейшему обучению выбранной профессии. Успешность

выпускника – это его балл ЕГЭ, несмотря на все глубинные процессы

педагогической деятельности учителя, маленькие и большие победы в

трудном процессе обучения каждого конкретного учащегося. Для учителя-

филолога ЕГЭ по русскому языку делится на две части: тестовую, где мы

успеваем «натаскать» ученика даже в течение довольно небольшого периода

обучения в 10-11 классе, и сочинения. Именно сочинение демонстрирует

навыки критического мышления, которые развиваются в течение всего

обучения. Научить ребенка мыслить, анализировать, понимать чужие мысли

и чувства – задача не одного-двух лет обучения в старшем звене. Эту работу

необходимо вести системно и целенаправленно с самых ранних лет

обучения.

Научить ребенка думать – задача не только учителя литературы, все педагоги

участвуют в этом процессе. Для демонстрации этих навыков в экзамене ЕГЭ

по русскому языку предлагается работа с текстом, художественным или

публицистическим. Наибольшую трудность, на мой взгляд, представляет

работа именно с художественным текстом. Дети ошибаются в определении

проблемы текста, не могут правильно прокомментировать ее, ошибаются в

фактах и т.д. Чтобы избежать этих ошибок, необходим системный подход к

анализу эпизода, которую я ввожу в среднем звене. Для меня важно научить

учеников, начиная с пятого класса, не пересказу, но комментарию и анализу

текста. Дать комментированный пересказ эпизода – это значит пересказать,

что увидел (визуализировал) и услышал, читая эпизод, и сделать вывод о том,

в чем хотел убедить тебя автор. Как это сделать? Ответить на вопросы.

I.

Кто ведет рассказ: автор или герои произведения?

II.

Где происходят события?

III.Когда происходят события? (приучая детей отвечать на вопросы 1-3,

мы избегаем впоследствии ошибок, связанных с фактическим

пониманием текста)

IV.

Кто герои? Какие они? (на этом этапе важно уделить внимание

деталям, которые помогают проникнуть во внутренний мир героев,

найти особенности изображения героев)

- портрет (через изобразительные детали, а также жесты, позу, мимику,

если они описаны в тексте). На этом этапе предложите ученикам

визуализировать героев, представить, а может даже и повторить их жесты,

мимику. Важно научить ребенка переводить слова в конкретные образы,

ведь современные дети как раз и страдают от того, что с детства им

«навязывают» готовые картинки

- речь героев (О чем говорят? Как говорят? – выбор слов, построение

предложений)

- как относятся к героям другие действующие лица? (Для читателя важно,

как и что говорят о герое другие положительные или отрицательные

персонажи; авторская позиция может выражаться через героя-резонера)

- каким словом можно назвать взаимоотношения героев, на какие группы

их можно поделить? (На этом этапе идет работа над основным

конфликтом эпизода. Конфликт в художественном произведении – это

столкновение взглядов, идей, чувств. Ни одно художественное

произведение не обходится без конфликта. Даже в эпизодах описания

природы мы можем его обнаружить: это столкновение внутреннего мира

героя и природы. Результатом встречи героя с красотой природы может

стать чувство радости, печали, вдохновение и т.д)

V. Работа над поступками героев – главный этап. (Важно отметить

отклонения от привычной нормы поведения человека, причем я не

вкладываю в понятие отклонения от нормы негативный оттенок.

Например, если герой жертвует собой ради спасения других, то это тоже

своеобразное отклонение от нормы, ведь обычному человеку свойствен

страх и желание спасти себя)

Какие вопросы к поступкам героев возникли? Какие остались без ответа

(нет прямого ответа в тексте)? - именно эти вопросы и являются

проблемными, размышления над которыми раскрывают идейный замысел

автора.

VI.

Каким событием заканчивается действие эпизода? Кто победил в

столкновении и почему? Можно ли понять, о чем думает автор и в

чем убеждает? (Ответ на этот вопрос и есть авторская позиция, т.к.

автор «распоряжается» судьбой своих героев не спонтанно, )

VII.

Что нового о Человеке мы узнали, прочитав этот эпизод? Какие из

поступков героев были нам приятны, какие нам никогда бы не

хотелось повторить?

Итогом данного анализа может стать круглый стол, дискуссия, в качестве

письменной работы можно предложить эссе, отзыв, сочинение-миниатюру и

др.



В раздел образования