Автор: Евтушенко Анна Михайловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: краевое государственное казенное учреждение детский дом № 10
Населённый пункт: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья служба профилактики социального сиротства
Тема: служба профилактики социального сиротства
Раздел: полное образование
Служба профилактики социального сиротства
Евтушенко Анна Михайловна, социальный педагог.
Краевое государственное казенное учреждение
«Организация осуществляющее обучение детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей «Детский дом № 10»
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Social Orphan Prevention Service
Аннотация: раскрыть проблему профилактики социального сиротства, поиск
путей снижения роста безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних
социального сиротства и повышение эффективности профилактики.
Ключевые слова: социальное сиротство, профилактика, социальные сироты.
Abstract: to reveal the problem of prevention of social orphan hood, search for ways
to reduce the growth of neglect, neglect of minors and social and improve the
effectiveness of prevention.
keywords: social orphan hood, prevention, social orphans.
Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим
обществом сегодня, является поиск путей снижения роста безнадзорности,
беспризорности несовершеннолетних, социального сиротства и повышения
эффективности их профилактики. В профилактике нуждается все население, в
особенности люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети,
подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни.
Профилактика в широком смысле слова – это комплекс мероприятий по
предупреждению
социальной
проблемы,
социального
отклонения
или
удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или
нейтрализации порождающих их причин. Профилактика требует комплексного
подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные
предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.
Ученые
по-разному
раскрывают
определение
понятия
и
содержание
профилактики. П. Я. Циткилов, раскрывает понятие профилактика как -
системное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный
объект с целью сохранение функционального состояния и предотвращение
возможных негативных процессов в его жизнедеятельности [10, с.58-60]. Е. И.
Холостова
под
профилактикой
подразумевает
научно
обоснованные
и
своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение
возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у
отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту
нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие индивидам в
достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов [9,
с.55]. По степени охвата проблемы и глубине методик профилактика может
подразделяться на общую и специальную, а также на первичную, вторичную и
третичную. Общая профилактика требует комплексного подхода, который
приводит
в
действие
системы
и
структуры,
способные
предотвратить
возможные
проблемы
или
решить
поставленные
задачи.
Первичная
профилактика
осуществляется
с
целью
упреждения еще
не возникшей
проблемы.
Вторичная
профилактика
представляет
собой
комплекс
мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию лиц,
уже имеющих незначительный опыт потребления алкоголя и наркотических
веществ. Это могут быть подростки группы риска, социально-неблагополучные
семьи. Главной целью здесь является формирование мотивации на изменение
поведения.
Третичная
профилактика
в
этом
случае
будет
комплексом
мероприятий,
направленных
на
социальную
адаптацию
лиц,
имеющих
выраженные
медицинские
и
социальные
проблемы,
связанные
с
потреблением алкоголя и наркотических средств. Ее задача будет состоять в
создании
поддерживающей
и
развивающей
среды.
Это
может
быть
организация
социально-поддерживающих
и
терапевтических
сообществ,
реализация локальных и территориальных программ, а также программ на
рабочих местах, создание групп самопомощи и многие другие мероприятия [9,
с.55].Рассмотрим уровни профилактики социального сиротства. Р. Н. Войтлев
выделяет
несколько
уровней
профилактики
социального
сиротства:
-
общесоциальный
уровень
(общая
профилактика)
предусматривает
деятельность государства, общества, их социальных институтов, направленную
на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в
нравственно-духовной сфере, мешающих гармоничному развитию семьи; -
специальный
уровень
(социально-педагогическая,
социально
-
психологическая)
состоит
в
целенаправленном
воздействии
на
неблагополучные
семьи
«группы
риска»,
на
устранение
факторов,
способствующих появлению социального сиротства; - индивидуальный уровень
(индивидуальная
профилактика)представляет
собой
профилактическую
деятельность в отношении членов семьи, поведение которых имеет черты
отклонений или проблемности [5, с.37]. В работе по предупреждению
социального сиротства применяются следующие формы и методы: 1. Медико-
социальные: направлены на создание необходимых условий для сохранения
приемлемого
уровня
физического
и
социального
здоровья
семьи
и
несовершеннолетних
детей.
К
их
числу
относятся
медикосоциальное
просвещение, пропаганда здорового образа жизни, профилактические беседы
на тему ВИЧ и СПИД, медико-социальный патронаж и т.п. 2. Организационно-
административные: создание системы социального контроля, разработка
соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы
органов и учреждений для осуществления деятельности по профилактике. К
этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор,
социальное управление и социальное планирование и ряд других. 3. Правовые:
разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил
поведения и деятельности семей группы риска во всех областях социальной
жизни
и
создание
эффективной
и
действующей
системы
контроля
за
исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое
просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п. 4. Педагогические:
формирование у семей и детей социально приемлемой системы ценностей,
норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения
кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы
образования,
воспитания
и
просвещения,
индивидуальные
беседы,
консультации, тренинги и т.п. 5. Экономические: направлены на поддержание
приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых
условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто
для решения таких задач используются экономическое стимулирование,
экономическое
поощрение,
экономические
льготы
и
экономическая
поддержка и т.п [3, с.560]. Остановимся на основных методах и формах работы
по профилактике социального сиротства: 1.Патронаж представляет собой
посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно -
реабилитационными
целями,
позволяющее
установить
и
поддерживать
длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации,
оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать
семью
в
ее
естественных
условиях.
Что
позволяет
выявить
больше
информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует
соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи,
добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует
находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его
целях.
Патронаж
может
проводиться
со
следующими
целями:
-
диагностическими: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных
факторов
риска
(медицинских,
социальных,
бытовых),
исследование
сложившихся проблемных ситуаций; - контрольными: оценка состояния семьи
и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода
реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и
пр.;
-адаптационно-реабилитационными:
оказание
конкретной
образовательной,
посреднической,
психологической
помощи.
Регулярные
патронажи,
в
какой-
то
мере
дисциплинируют,
а
так
же
позволяют
своевременно
выявлять
и
противодействовать
возникающим
кризисным
ситуациям [7,с.89]. 2. Социальное консультирование. Оно предназначено в
основном для оказания помощи практически здоровым, испытывающим
затруднения при решении жизненных задач. Консультирование может быть
индивидуальным – это беседа. Наиболее распространенными приемами
консультирования
являются:
эмоциональное
заражение,
внушение,
убеждение,
художественные
аналогии,
мини-тренинги
и
др.
Наряду
с
индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые
методы работы с семьей (семьями) – тренинги. Групповые методы работы
дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать
вопросы
и
стремиться
получить
поддержку
и
одобрение
в
группе.
Немаловажным являются и условия профилактики социального сиротства,
созданные в учреждениях социального обслуживания. На текущий момент в
законодательстве РФ отсутствует комплексный подход к такому явлению как
социальное
сиротство.
Тем
не
менее,
государственные
программы
и
отдельные нормативные акты предусматривают необходимость принятия мер
по
предотвращению
случаев
возникновения
социального
сиротства
и
снижение связанных с ним негативных последствий. В частности, такими
актами на уровне федеральной власти являются: Федеральный закон «Об
основах
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних», Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по
социальной
защите
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей». Федеральным законодательством урегулированы следующие
отношения в сфере охраны семьи, материнства и детства: Семейный кодекс
устанавливает, что деятельность по выявлению и устройству детей, оставшихся
без
попечения
родителей,
осуществляют
только
органы
опеки
и
попечительства. Не допускается посредническая работа по передаче детей на
усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или на воспитание в
семью.
Однако
допускается
активное
содействие
органам
опеки
и
попечительства со стороны органов государственной власти и местного
самоуправления, юридических и физических лиц. Статья 123 Семейного
кодекса РФ указывает на существование следующих форм устройства детей,
оставшихся без попечения родителей: передача на воспитание в семью (на
усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную
семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или
детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные
учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения,
учреждения
социальной
защиты
населения
и
другие
аналогичные
учреждения). Регулирование иных форм устройства детей, оставшихся без
попечения
родителей,
передано
на
усмотрение
субъектов
Российской
Федерации [6, с.105]. Семейным кодексом предусмотрена возможность
введения системы социального патроната над детьми. Правовым основанием
для
этого
является
часть
вторая
ст.64
Семейного
кодекса
Российской
Федерации, согласно которой, в случае разногласий между родителями и
детьми, орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для
защиты прав и интересов детей. Гражданский кодекс РФ устанавливает основы
деятельности органов опеки и попечительства и наделяет этими функциями
органы местного самоуправления. Согласно пункта 2 статьи 121 Семейного
кодекса РФ и статьи 34 Гражданского кодекса РФ решение вопросов по
осуществлению опеки и попечительства производится на основании уставов
муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской
Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ. Таким
образом, иные вопросы, связанные с формированием политики в области
охраны семьи, материнства и детства, переданы на усмотрение субъектов РФ.
Вместе с тем к основным недостаткам существующей нормативной базы
относятся:
-
отсутствие
нормативных
механизмов,
обеспечивающих
профилактику социального сиротства в социальных учреждениях; - отсутствие
нормативной базы социального патроната как одной из основных технологий
социальной реабилитации семей группы риска по социальному сиротству; -
нормативно не урегулирована работа по сбору информации и ведению банка
данных о семьях группы риска по социальному сиротству, детях, нуждающихся
в государственной защите, кандидатах в усыновители, опекуны, приемные
родители,
патронатные
воспитатели;
-механизмы
устройства
ребенка
в
замещающие семьи не находят дальнейшего развития в нормативных актах, в
частности, вопросы подготовки, мониторинга и сопровождения таких семей; -
отсутствие в региональном законодательстве гарантий финансирования в
полном
объеме,
предусмотренном
федеральным
законодательством,
альтернативных
форм
устройства
ребенка
в
семью;
-
недостаточная
урегулированность механизмов обеспечения приемлемого уровня жизни
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
в
связи
с
началом
самостоятельной
жизни[4,с.272].
Организационно-методические
условие
включает в себя: - оказание помощи родителям воспитанников по вопросам
социально личностного развития детей; - организацию взаимодействия между
учреждением социального обслуживания и семьей, привлечение родителей к
участию мероприятий, проходящих в учреждении (праздники, акции); -
обеспечение
помощи
семье,
предусматривающей
широкий
спектр
консультативных, медико-психолого-педагогических, социально-правовых и
диагностических
услуг;
-
переподготовку
педагогов
и
специалистов
помогающих профессий к работе с семьями, направленную на формирование
готовности
к
взаимодействию
в
создании
индивидуальных
программ
сопровождения социальных сирот. Готовность и специалистов помогающих
профессий таких как, специалист по социальной работе, социальный педагог,
педагог-психолог,
осуществляющих
процесс
жизнеустройства
социальных
сирот, определяется сформированностью таких структурных компонентов,
характеризующих их деятельностную субъектную позицию на различных
уровнях готовности: - мотивационно-ценностного компонента - на личностном
уровне; - когнитивно - операционального - на деятельностном уровне; -
психофизиологического - на функциональном и рефлексивного компонента на
оценочном уровне. Так же организационно-методические условие включают в
себя: - раннюю диагностику отставания в развитии ребенка в режимных
моментах; - работу по выявлению детей, нуждающихся в первоочередном
устройстве в патронатную семью; - решение об устройстве ребенка в
патронатную семью, утверждение индивидуального плана его реабилитации и
развития
в
патронатной
семье
вырабатываются
на
медико-психолого-
педагогическом консилиуме социального учреждения. Как правило, во всех
регионах
при
коллегиальном
обсуждении
соответствующего
вопроса
представители служб системы профилактики основывают свои выводы на
предварительно проведенном специалистами изучении условий проживания
несовершеннолетних
и
иных
сведений,
характеризующих
особенности
личности ребенка, его окружения, условий семейного воспитания. При
организации и проведении работы с данными категориями лиц участвуют, как
правило, все органы и учреждения системы профилактики, перечисленные в
статье 4 Федерального закона № 120- ФЗ. В соответствии со статьей 20
Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон
№
442-ФЗ)
семьям,
находящимся
в
социально
опасном
положении
и
признанным нуждающимися в социальном обслуживании, с учетом их
индивидуальных потребностей предоставляются социально-бытовые услуги,
социально-медицинские,
социально
психологические,
социально-
педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях
повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, а
также срочные социальные услуги [4,с.272]. Предоставление социальных услуг
осуществляется на основании заявления одного из родителей (законного
представителя) и договора о социальном обслуживании. Обязательным
приложением к договору является индивидуальная программа предоставления
социальных услуг, в которой указаны: форма социального обслуживания, виды,
объем,
периодичность,
условия,
сроки
предоставления
услуг
с
учетом
индивидуальной потребности, мероприятия по социальному сопровождению.
Согласно статье 8 Федерального закона № 442-ФЗ перечень социальных услуг
утверждается
нормативными
правовыми
актами
субъектов
Российской
Федерации. Социальные услуги несовершеннолетним детям предоставляются
на безвозмездной основе. Также, в соответствии со статьей 22 Федерального
закона № 442-ФЗ гражданам, в том числе семьям и детям, при необходимости
оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической,
педагогической,
юридической,
социальной
помощи,
не
относящейся
к
социальным услугам (социальное сопровождение), которое осуществляется
путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе
межведомственного взаимодействия. Основными направлениями работы с
семьями, находящимися в социально опасном положении, является их раннее
выявление и социальное сопровождение [7, электрон. ресурс]. Для выявления
раннего семейного неблагополучия и оказанию поддержки семьям с детьми,
находящимся в социально-опасном положении и иной трудной жизненной
ситуации,
учреждения
социального
обслуживания
населения
субъектов
Российской
Федерации
активно
внедряют
в
свою
деятельность
нетрадиционные формы и методы профилактики ( клубы, круглые столы и т.д.).
Первостепенное значение в данной деятельности отводится профилактической
работе с семьями на ранней стадии семейного неблагополучия, когда семья
ещё не находится в социально опасном положении, но есть все основания
отнести её к группе семей социального риска и проводить профилактическую
работу,
направленную
на
устранение
причин
и
условий
социального
неблагополучия.
Для
своевременного
выявления
семей,
оказавшихся
в
трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях социального неблагополучия,
профилактики
социального
сиротства,
а
также
создания
условий
для
повышения доступности социальных услуг в регионах активно развиваются
социальный
патронаж,
участковые
социальные
службы
и
службы
сопровождения семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
И хотя ребенок испытал эксплозию, проживая в неблагополучной семье, то не
лучше обстоит дело и с теми детьми, которые попадают в учреждения
государственной поддержки детства. Несмотря на то, что сегодня социального
учреждения не являются полностью закрытыми, изоляция детей от общества,
его культурных ценностей сохраняется. В то время как ученые и специалисты-
практики,
работающие
в
социальных
учреждениях,
разрабатывают
и
применяют
инновационные
методы
реабилитации,
уже
долгие
годы
результаты
социализации
выпускников
социальных
учреждений
весьма
неутешительны, дети-сироты часто оказываются в положении изгоев и
продолжают испытывать социальную эксплозию во взрослой жизни. И ответа
на вопрос, в чем же причина отсутствия долгосрочной результативности
казалось бы действенных методов социальной помощи детям-сиротам, пока не
найдено. Итак, профилактика – это комплекс мер социально-психологического,
медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию
воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, с целью
предупреждения отклонений в ее поведении. Профилактика социального
сиротства заключается в системе мероприятий, связанных с изучением и
прогнозированием социального сиротства несовершеннолетних, направленных
на
пресечение
отрицательно
влияющих
факторов.
Среди
уровней
профилактики социального сиротства мы выделили: - обще социальный
уровень
(общая
профилактика);
-специальный
уровень
(социально-
педагогическая,
социально
–
психологическая
профилактика);
-
индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика). По степени охвата
проблемы
и
глубине
методик
профилактика
может подразделяться
на
первичную, вторичную и третичную. Среди условий профилактики социального
сиротства
в
учреждениях
социального
обслуживания
мы
выделили,
организационно-методические
и
социокультурные.
Данные
условия,
позволяют
улучшить
процесс
профилактики
социального
сиротства
в
учреждениях социального обслуживания. Таким образом, профилактика -
научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на
социальный объект с целью
сохранения функционального состояния и
предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности.
Качество ее осуществления во многом определяется профессионализмом
субъекта
воздействия
и
комплексным
характером
профилактического
применения.
Профилактика
создает
этапы
для
развития
социализации
личности, в основу которой входит принцип законности и морали. В этом
заключается фундамент благополучия социальной стабильности общества в
целом.
Список литературы
1.Вырывдин В. А. Управление социальной защиты детства: Учеб. Пособие /
Под. ред. Клемантович И. П. М.: Педагогическое общество России, 2015.192 с.
2. Основы социальной работы: Учеб. пособие / Под. ред. Басова Н. Ф. 2-е изд.
испр., М.: Академия, 2016. 288 с.
3. Основы социальной работы: Учебник/ отв. ред. Павленок П. Д. 3-е изд. испр.
и доп. М.: Инфра М , 2016. 560 с.
4. Павленок П.Д.Технологии социальной работы с различными группами
населения: Учебное пособие для вузов / Руднева М .Я. М.: Инфра М, 2016. 272
с.
5. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223 ФЗ (с изменениями от
30.11.2011г.).
[Электронный
ресурс]:Доступ
из
справ.-правовой
системы
«Консультант Плюс».
6. Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об основах социального
обслуживания граждан в РФ»; 108-ОЗ от 03.12.2014 г. «О социальном
обслуживании граждан в Свердловской области» [Электронный ресурс]:
Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
7. Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (с изменениями от 25.11.2013 N 317-
ФЗ). [Электронный ресурс]:Доступ из справ.-правовой системы «Консультант
Плюс».
8. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних". [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой
системы «Консультант Плюс». 65
9. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей. М.: «Дашков и К», 2015.244 c.
10. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие.4-е изд. М.: «Дашков
и К», 2017.668 с. 55.
10.
Целуйко
В.
М.
Психологические
проблемы
современной
семьи/
Екатеринбург, 2016. 469 с.
11. Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации
работы с волонтерами // Социальная работа.2017.№ 5. С. 58-60.