Напоминание

служба профилактики социального сиротства


Автор: Евтушенко Анна Михайловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: краевое государственное казенное учреждение детский дом № 10
Населённый пункт: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья служба профилактики социального сиротства
Тема: служба профилактики социального сиротства
Раздел: полное образование





Назад




Служба профилактики социального сиротства

Евтушенко Анна Михайловна, социальный педагог.

Краевое государственное казенное учреждение

«Организация осуществляющее обучение детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей «Детский дом № 10»

Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

Social Orphan Prevention Service

Аннотация: раскрыть проблему профилактики социального сиротства, поиск

путей снижения роста безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних

социального сиротства и повышение эффективности профилактики.

Ключевые слова: социальное сиротство, профилактика, социальные сироты.

Abstract: to reveal the problem of prevention of social orphan hood, search for ways

to reduce the growth of neglect, neglect of minors and social and improve the

effectiveness of prevention.

keywords: social orphan hood, prevention, social orphans.

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим

обществом сегодня, является поиск путей снижения роста безнадзорности,

беспризорности несовершеннолетних, социального сиротства и повышения

эффективности их профилактики. В профилактике нуждается все население, в

особенности люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети,

подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни.

Профилактика в широком смысле слова – это комплекс мероприятий по

предупреждению

социальной

проблемы,

социального

отклонения

или

удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или

нейтрализации порождающих их причин. Профилактика требует комплексного

подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные

предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.

Ученые

по-разному

раскрывают

определение

понятия

и

содержание

профилактики. П. Я. Циткилов, раскрывает понятие профилактика как -

системное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный

объект с целью сохранение функционального состояния и предотвращение

возможных негативных процессов в его жизнедеятельности [10, с.58-60]. Е. И.

Холостова

под

профилактикой

подразумевает

научно

обоснованные

и

своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение

возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у

отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту

нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие индивидам в

достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов [9,

с.55]. По степени охвата проблемы и глубине методик профилактика может

подразделяться на общую и специальную, а также на первичную, вторичную и

третичную. Общая профилактика требует комплексного подхода, который

приводит

в

действие

системы

и

структуры,

способные

предотвратить

возможные

проблемы

или

решить

поставленные

задачи.

Первичная

профилактика

осуществляется

с

целью

упреждения еще

не возникшей

проблемы.

Вторичная

профилактика

представляет

собой

комплекс

мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию лиц,

уже имеющих незначительный опыт потребления алкоголя и наркотических

веществ. Это могут быть подростки группы риска, социально-неблагополучные

семьи. Главной целью здесь является формирование мотивации на изменение

поведения.

Третичная

профилактика

в

этом

случае

будет

комплексом

мероприятий,

направленных

на

социальную

адаптацию

лиц,

имеющих

выраженные

медицинские

и

социальные

проблемы,

связанные

с

потреблением алкоголя и наркотических средств. Ее задача будет состоять в

создании

поддерживающей

и

развивающей

среды.

Это

может

быть

организация

социально-поддерживающих

и

терапевтических

сообществ,

реализация локальных и территориальных программ, а также программ на

рабочих местах, создание групп самопомощи и многие другие мероприятия [9,

с.55].Рассмотрим уровни профилактики социального сиротства. Р. Н. Войтлев

выделяет

несколько

уровней

профилактики

социального

сиротства:

-

общесоциальный

уровень

(общая

профилактика)

предусматривает

деятельность государства, общества, их социальных институтов, направленную

на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в

нравственно-духовной сфере, мешающих гармоничному развитию семьи; -

специальный

уровень

(социально-педагогическая,

социально

-

психологическая)

состоит

в

целенаправленном

воздействии

на

неблагополучные

семьи

«группы

риска»,

на

устранение

факторов,

способствующих появлению социального сиротства; - индивидуальный уровень

(индивидуальная

профилактика)представляет

собой

профилактическую

деятельность в отношении членов семьи, поведение которых имеет черты

отклонений или проблемности [5, с.37]. В работе по предупреждению

социального сиротства применяются следующие формы и методы: 1. Медико-

социальные: направлены на создание необходимых условий для сохранения

приемлемого

уровня

физического

и

социального

здоровья

семьи

и

несовершеннолетних

детей.

К

их

числу

относятся

медикосоциальное

просвещение, пропаганда здорового образа жизни, профилактические беседы

на тему ВИЧ и СПИД, медико-социальный патронаж и т.п. 2. Организационно-

административные: создание системы социального контроля, разработка

соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы

органов и учреждений для осуществления деятельности по профилактике. К

этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор,

социальное управление и социальное планирование и ряд других. 3. Правовые:

разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил

поведения и деятельности семей группы риска во всех областях социальной

жизни

и

создание

эффективной

и

действующей

системы

контроля

за

исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое

просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п. 4. Педагогические:

формирование у семей и детей социально приемлемой системы ценностей,

норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения

кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы

образования,

воспитания

и

просвещения,

индивидуальные

беседы,

консультации, тренинги и т.п. 5. Экономические: направлены на поддержание

приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых

условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто

для решения таких задач используются экономическое стимулирование,

экономическое

поощрение,

экономические

льготы

и

экономическая

поддержка и т.п [3, с.560]. Остановимся на основных методах и формах работы

по профилактике социального сиротства: 1.Патронаж представляет собой

посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно -

реабилитационными

целями,

позволяющее

установить

и

поддерживать

длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации,

оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать

семью

в

ее

естественных

условиях.

Что

позволяет

выявить

больше

информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует

соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи,

добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует

находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его

целях.

Патронаж

может

проводиться

со

следующими

целями:

-

диагностическими: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных

факторов

риска

(медицинских,

социальных,

бытовых),

исследование

сложившихся проблемных ситуаций; - контрольными: оценка состояния семьи

и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода

реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и

пр.;

-адаптационно-реабилитационными:

оказание

конкретной

образовательной,

посреднической,

психологической

помощи.

Регулярные

патронажи,

в

какой-

то

мере

дисциплинируют,

а

так

же

позволяют

своевременно

выявлять

и

противодействовать

возникающим

кризисным

ситуациям [7,с.89]. 2. Социальное консультирование. Оно предназначено в

основном для оказания помощи практически здоровым, испытывающим

затруднения при решении жизненных задач. Консультирование может быть

индивидуальным – это беседа. Наиболее распространенными приемами

консультирования

являются:

эмоциональное

заражение,

внушение,

убеждение,

художественные

аналогии,

мини-тренинги

и

др.

Наряду

с

индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые

методы работы с семьей (семьями) – тренинги. Групповые методы работы

дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать

вопросы

и

стремиться

получить

поддержку

и

одобрение

в

группе.

Немаловажным являются и условия профилактики социального сиротства,

созданные в учреждениях социального обслуживания. На текущий момент в

законодательстве РФ отсутствует комплексный подход к такому явлению как

социальное

сиротство.

Тем

не

менее,

государственные

программы

и

отдельные нормативные акты предусматривают необходимость принятия мер

по

предотвращению

случаев

возникновения

социального

сиротства

и

снижение связанных с ним негативных последствий. В частности, такими

актами на уровне федеральной власти являются: Федеральный закон «Об

основах

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних», Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по

социальной

защите

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей». Федеральным законодательством урегулированы следующие

отношения в сфере охраны семьи, материнства и детства: Семейный кодекс

устанавливает, что деятельность по выявлению и устройству детей, оставшихся

без

попечения

родителей,

осуществляют

только

органы

опеки

и

попечительства. Не допускается посредническая работа по передаче детей на

усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или на воспитание в

семью.

Однако

допускается

активное

содействие

органам

опеки

и

попечительства со стороны органов государственной власти и местного

самоуправления, юридических и физических лиц. Статья 123 Семейного

кодекса РФ указывает на существование следующих форм устройства детей,

оставшихся без попечения родителей: передача на воспитание в семью (на

усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную

семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или

детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные

учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения,

учреждения

социальной

защиты

населения

и

другие

аналогичные

учреждения). Регулирование иных форм устройства детей, оставшихся без

попечения

родителей,

передано

на

усмотрение

субъектов

Российской

Федерации [6, с.105]. Семейным кодексом предусмотрена возможность

введения системы социального патроната над детьми. Правовым основанием

для

этого

является

часть

вторая

ст.64

Семейного

кодекса

Российской

Федерации, согласно которой, в случае разногласий между родителями и

детьми, орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для

защиты прав и интересов детей. Гражданский кодекс РФ устанавливает основы

деятельности органов опеки и попечительства и наделяет этими функциями

органы местного самоуправления. Согласно пункта 2 статьи 121 Семейного

кодекса РФ и статьи 34 Гражданского кодекса РФ решение вопросов по

осуществлению опеки и попечительства производится на основании уставов

муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской

Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ. Таким

образом, иные вопросы, связанные с формированием политики в области

охраны семьи, материнства и детства, переданы на усмотрение субъектов РФ.

Вместе с тем к основным недостаткам существующей нормативной базы

относятся:

-

отсутствие

нормативных

механизмов,

обеспечивающих

профилактику социального сиротства в социальных учреждениях; - отсутствие

нормативной базы социального патроната как одной из основных технологий

социальной реабилитации семей группы риска по социальному сиротству; -

нормативно не урегулирована работа по сбору информации и ведению банка

данных о семьях группы риска по социальному сиротству, детях, нуждающихся

в государственной защите, кандидатах в усыновители, опекуны, приемные

родители,

патронатные

воспитатели;

-механизмы

устройства

ребенка

в

замещающие семьи не находят дальнейшего развития в нормативных актах, в

частности, вопросы подготовки, мониторинга и сопровождения таких семей; -

отсутствие в региональном законодательстве гарантий финансирования в

полном

объеме,

предусмотренном

федеральным

законодательством,

альтернативных

форм

устройства

ребенка

в

семью;

-

недостаточная

урегулированность механизмов обеспечения приемлемого уровня жизни

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей,

в

связи

с

началом

самостоятельной

жизни[4,с.272].

Организационно-методические

условие

включает в себя: - оказание помощи родителям воспитанников по вопросам

социально личностного развития детей; - организацию взаимодействия между

учреждением социального обслуживания и семьей, привлечение родителей к

участию мероприятий, проходящих в учреждении (праздники, акции); -

обеспечение

помощи

семье,

предусматривающей

широкий

спектр

консультативных, медико-психолого-педагогических, социально-правовых и

диагностических

услуг;

-

переподготовку

педагогов

и

специалистов

помогающих профессий к работе с семьями, направленную на формирование

готовности

к

взаимодействию

в

создании

индивидуальных

программ

сопровождения социальных сирот. Готовность и специалистов помогающих

профессий таких как, специалист по социальной работе, социальный педагог,

педагог-психолог,

осуществляющих

процесс

жизнеустройства

социальных

сирот, определяется сформированностью таких структурных компонентов,

характеризующих их деятельностную субъектную позицию на различных

уровнях готовности: - мотивационно-ценностного компонента - на личностном

уровне; - когнитивно - операционального - на деятельностном уровне; -

психофизиологического - на функциональном и рефлексивного компонента на

оценочном уровне. Так же организационно-методические условие включают в

себя: - раннюю диагностику отставания в развитии ребенка в режимных

моментах; - работу по выявлению детей, нуждающихся в первоочередном

устройстве в патронатную семью; - решение об устройстве ребенка в

патронатную семью, утверждение индивидуального плана его реабилитации и

развития

в

патронатной

семье

вырабатываются

на

медико-психолого-

педагогическом консилиуме социального учреждения. Как правило, во всех

регионах

при

коллегиальном

обсуждении

соответствующего

вопроса

представители служб системы профилактики основывают свои выводы на

предварительно проведенном специалистами изучении условий проживания

несовершеннолетних

и

иных

сведений,

характеризующих

особенности

личности ребенка, его окружения, условий семейного воспитания. При

организации и проведении работы с данными категориями лиц участвуют, как

правило, все органы и учреждения системы профилактики, перечисленные в

статье 4 Федерального закона № 120- ФЗ. В соответствии со статьей 20

Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального

обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон

442-ФЗ)

семьям,

находящимся

в

социально

опасном

положении

и

признанным нуждающимися в социальном обслуживании, с учетом их

индивидуальных потребностей предоставляются социально-бытовые услуги,

социально-медицинские,

социально

психологические,

социально-

педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях

повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, а

также срочные социальные услуги [4,с.272]. Предоставление социальных услуг

осуществляется на основании заявления одного из родителей (законного

представителя) и договора о социальном обслуживании. Обязательным

приложением к договору является индивидуальная программа предоставления

социальных услуг, в которой указаны: форма социального обслуживания, виды,

объем,

периодичность,

условия,

сроки

предоставления

услуг

с

учетом

индивидуальной потребности, мероприятия по социальному сопровождению.

Согласно статье 8 Федерального закона № 442-ФЗ перечень социальных услуг

утверждается

нормативными

правовыми

актами

субъектов

Российской

Федерации. Социальные услуги несовершеннолетним детям предоставляются

на безвозмездной основе. Также, в соответствии со статьей 22 Федерального

закона № 442-ФЗ гражданам, в том числе семьям и детям, при необходимости

оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической,

педагогической,

юридической,

социальной

помощи,

не

относящейся

к

социальным услугам (социальное сопровождение), которое осуществляется

путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе

межведомственного взаимодействия. Основными направлениями работы с

семьями, находящимися в социально опасном положении, является их раннее

выявление и социальное сопровождение [7, электрон. ресурс]. Для выявления

раннего семейного неблагополучия и оказанию поддержки семьям с детьми,

находящимся в социально-опасном положении и иной трудной жизненной

ситуации,

учреждения

социального

обслуживания

населения

субъектов

Российской

Федерации

активно

внедряют

в

свою

деятельность

нетрадиционные формы и методы профилактики ( клубы, круглые столы и т.д.).

Первостепенное значение в данной деятельности отводится профилактической

работе с семьями на ранней стадии семейного неблагополучия, когда семья

ещё не находится в социально опасном положении, но есть все основания

отнести её к группе семей социального риска и проводить профилактическую

работу,

направленную

на

устранение

причин

и

условий

социального

неблагополучия.

Для

своевременного

выявления

семей,

оказавшихся

в

трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях социального неблагополучия,

профилактики

социального

сиротства,

а

также

создания

условий

для

повышения доступности социальных услуг в регионах активно развиваются

социальный

патронаж,

участковые

социальные

службы

и

службы

сопровождения семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

И хотя ребенок испытал эксплозию, проживая в неблагополучной семье, то не

лучше обстоит дело и с теми детьми, которые попадают в учреждения

государственной поддержки детства. Несмотря на то, что сегодня социального

учреждения не являются полностью закрытыми, изоляция детей от общества,

его культурных ценностей сохраняется. В то время как ученые и специалисты-

практики,

работающие

в

социальных

учреждениях,

разрабатывают

и

применяют

инновационные

методы

реабилитации,

уже

долгие

годы

результаты

социализации

выпускников

социальных

учреждений

весьма

неутешительны, дети-сироты часто оказываются в положении изгоев и

продолжают испытывать социальную эксплозию во взрослой жизни. И ответа

на вопрос, в чем же причина отсутствия долгосрочной результативности

казалось бы действенных методов социальной помощи детям-сиротам, пока не

найдено. Итак, профилактика – это комплекс мер социально-психологического,

медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию

воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, с целью

предупреждения отклонений в ее поведении. Профилактика социального

сиротства заключается в системе мероприятий, связанных с изучением и

прогнозированием социального сиротства несовершеннолетних, направленных

на

пресечение

отрицательно

влияющих

факторов.

Среди

уровней

профилактики социального сиротства мы выделили: - обще социальный

уровень

(общая

профилактика);

-специальный

уровень

(социально-

педагогическая,

социально

психологическая

профилактика);

-

индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика). По степени охвата

проблемы

и

глубине

методик

профилактика

может подразделяться

на

первичную, вторичную и третичную. Среди условий профилактики социального

сиротства

в

учреждениях

социального

обслуживания

мы

выделили,

организационно-методические

и

социокультурные.

Данные

условия,

позволяют

улучшить

процесс

профилактики

социального

сиротства

в

учреждениях социального обслуживания. Таким образом, профилактика -

научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на

социальный объект с целью

сохранения функционального состояния и

предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности.

Качество ее осуществления во многом определяется профессионализмом

субъекта

воздействия

и

комплексным

характером

профилактического

применения.

Профилактика

создает

этапы

для

развития

социализации

личности, в основу которой входит принцип законности и морали. В этом

заключается фундамент благополучия социальной стабильности общества в

целом.

Список литературы

1.Вырывдин В. А. Управление социальной защиты детства: Учеб. Пособие /

Под. ред. Клемантович И. П. М.: Педагогическое общество России, 2015.192 с.

2. Основы социальной работы: Учеб. пособие / Под. ред. Басова Н. Ф. 2-е изд.

испр., М.: Академия, 2016. 288 с.

3. Основы социальной работы: Учебник/ отв. ред. Павленок П. Д. 3-е изд. испр.

и доп. М.: Инфра М , 2016. 560 с.

4. Павленок П.Д.Технологии социальной работы с различными группами

населения: Учебное пособие для вузов / Руднева М .Я. М.: Инфра М, 2016. 272

с.

5. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223 ФЗ (с изменениями от

30.11.2011г.).

[Электронный

ресурс]:Доступ

из

справ.-правовой

системы

«Консультант Плюс».

6. Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об основах социального

обслуживания граждан в РФ»; 108-ОЗ от 03.12.2014 г. «О социальном

обслуживании граждан в Свердловской области» [Электронный ресурс]:

Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

7. Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по

социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (с изменениями от 25.11.2013 N 317-

ФЗ). [Электронный ресурс]:Доступ из справ.-правовой системы «Консультант

Плюс».

8. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об основах

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних". [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой

системы «Консультант Плюс». 65

9. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей. М.: «Дашков и К», 2015.244 c.

10. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие.4-е изд. М.: «Дашков

и К», 2017.668 с. 55.

10.

Целуйко

В.

М.

Психологические

проблемы

современной

семьи/

Екатеринбург, 2016. 469 с.

11. Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации

работы с волонтерами // Социальная работа.2017.№ 5. С. 58-60.



В раздел образования