Автор: Блинова Евгения Савватеевна
Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: город Бирск, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Организация подготовительной работы к проведению государственной итоговой аттестации учащихся
Раздел: среднее образование
Организация подготовительной работы к проведению государственной
итоговой аттестации учащихся
Блинова Е.С.,
заместитель директора
по УВР МБОУ СОШ № 9 г.Бирска
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретённых
знаний,
навыков,
умений,
качеств,
позволяющих
успешно
выполнять
определённую деятельность. В готовности учащихся к ГИА можно выделить
следующие составляющие:
Информированная готовность (информированность о правилах поведения
на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).
Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному
предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).
Психологическая
готовность
(состояние
готовности
–
«настрой»,
внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность
на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей
личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Результаты ГИА давно уже стали не только показателем уровня знаний
самого
ученика,
но
и
материалом
для
анализа
качества
преподавания
в
образовательных учреждениях. Поэтому цель учителя – дать качественные
знания
по
предмету,
а
ученикам
надо
понять,
что
действительно
нужно
учиться в течение всех 11 лет для получения знаний, для успешной сдачи
ЕГЭ.
Сегодня
результаты
единого
государственного
экзамена
(ЕГЭ),
являющегося одновременно выпускным экзаменом за курс средней школы и
вступительным в высшее учебное заведение, имеют особую ценность, ведь
именно от них зависит профессиональное становление и дальнейшая судьба
выпускника. Ошибочно считать, что к подготовке успешного выпускника
имеет отношение только тот учитель, который работает с ним на последнем
этапе обучения.
Средний тестовый балл ЕГЭ, полученный каждым выпускником по
тому,
или
иному
предмету
в
ходе
государственной
итоговой
аттестации,
является
комплексным
показателем,
синтезирующим
в
себе
все
этапы
становления
личности,
качество
условий
и
результатов
учебно-
воспитательного процесса в школе, уровень ее ресурсного обеспечения.
Цель единого государственного экзамена – максимально объективно
выявить
те
знания
и
умения,
которыми
должен
располагать
ученик,
полностью
освоивший
школьную
программу,
оценить
уровень
освоения
участниками ЕГЭ федерального государственного стандарта среднего общего
образования, а осваивает школьную программу ученик на протяжении 11 лет.
Поэтому подготовка к государственной итоговой аттестации в формате
ЕГЭ
-
это
дело
всего
педагогического
коллектива
общеобразовательного
учреждения, а не отдельных педагогов-предметников.
Поскольку поступление в вуз зависит от баллов ЕГЭ, то каждая школа
осознает
свою
ответственность
за
то,
каким
будет
дальнейший
образовательный маршрут выпускников. А это в свою очередь зависит от
системы работы школы по подготовке к ГИА.
В
каждом
общеобразовательном
учреждении
разрабатывается
свой
план подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников.
Подготовительная
работа
к
ГИА
в
школах
ведется
по
следующим
направлениям: работа с обучающимися, с учителями и родителями.
В
с в о ю
о ч е р е д ь , работа
с
обучающимися
предполагает
информационную, предметную и психологическую подготовку.
Информационная
работа
с
обучающимися
включает
в
себя
ознакомление с нормативными документами, с порядком проведения ЕГЭ и
ОГЭ, инструкциями, правилами заполнения бланков. Используются такие
формы работы как классные часы, индивидуальные беседы и консультации,
оформление информационных стендов, наличие справочных материалов в
библиотеках и кабинетах, работа по организации работы школьного сайта.
Предметная
работа
с
обучающимися
направлена
на
повышение
качества
их
знаний
и
представляет
собой
систему
следующих
мер:
проведение учителями диагностических контрольных работ в формате ЕГЭ и
ОГЭ и учёт их результатов в работе по ликвидации пробелов в знаниях
обучающихся,
проведение
учителями-предметниками
индивидуальных
консультаций
и
групповых
дополнительных
занятий,
организация
и
проведение
администрацией
внутришкольного
мониторинга
обученности
выпускников,
посещение
уроков
с
целью
контроля
за
качеством
преподавания и объективностью оценок, организация по запросу родителей
дополнительных образовательных услуг (курсов) по подготовке к ЕГЭ.
Нельзя не сказать и о внеклассной работе, которая активно ведётся в
школе, способствуя повышению образовательного уровня обучающихся. Это
научно-исследовательская
деятельность,
ежегодные
школьные,
районные
научно-практические
конференции,
предметные
олимпиады,
участие
в
дистанционных Всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.
Очень
важно
также
подготовить
выпускников
к
экзамену
психологически. Большую роль здесь играет спокойная, доброжелательная
атмосфера в коллективе, классные часы, беседы; разработка и использование
различных
памяток
для
выпускников
с
целью
оказания
психологической
поддержки во время подготовки к экзаменам.
Успешность
учащихся
во
многом
зависит
от
профессиональной
подготовки педагога. Учителями ведется изучение нормативных документов
по
организации
и
проведению
ГИА.
Регулярное
посещение
ими
родительских собраний, бесед с учащимися; так же посещение педсоветов,
заседаний МО, на которых обсуждаются вопросы ГИА.
Работа
с
родителями
в
образовательных
учреждениях
носит,
в
основном, информационный характер: на собраниях родители знакомятся с
документами,
порядком
проведения
ЕГЭ;
с
источниками
информации
об
ЕГЭ.
Также
проводится
индивидуальное
консультирование
родителей
классными
руководителями,
учителями-предметниками
по
вопросам
успеваемости ребёнка и подготовки его к экзаменам, сообщение результатов
диагностических и индивидуальных работ.