Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ


Авторы: Уманская Марина Михайловна, Гаева Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 565
Населённый пункт: Кировского района Санкт -Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ
Дата публикации: 17.10.2020
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗВИТИЕ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ с ОВЗ.

«Развитие графомоторных навыков– один из навыков, которым ребенок должен овладеть

в дошкольном возрасте, без владения которым будущее обучение ребенка затруднено или

просто невозможно. Это сложный интегративный навык, объединяющий в единую

структуру деятельности все высшее психические функции, восприятие, память,

мышление.

Л.С.Выгодский отмечал, что овладеть письменной речью можно “… только при

условии, если ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к

процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и

техникой записи”.

Можно выделить основные направления работы по развитию мелкой моторики и

подготовки руки к письму:

Нормализация мышечного тонуса.

При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких

мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлёпывание, контрастные

процедуры: холод-тепло, использование массажных щеток, мячей, игры с грецкими

орехами, с тестом, в тесто хорошо добавлять гречку, крупную соль). Нужны

релаксирующие упражнения.

При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать– разжимать

резиновую игрушку, мяч, эспандер).

Развитие двигательных функций руки (способность к разным видам захвата,

моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к

переключению с одного движения на другое) Важно:

– сначала даются упражнения для более крупных мышц;

– начинают со статических движений (удержание позы); –динамические движения

(кулак – ребро – ладонь); – движения с помощью пальцев.

Разучивать упражнения лучше индивидуально:

– начинать с ведущей руки;

– затем подключается другая рука;

– обе руки одновременно;

– упражнения хорошо сопровождать речью, но если ребенок сбивается, тогда речь

сопровождения убирается.

Формирование графомоторных навыков у детей.

Данное направление можно разделить на несколько этапов.

Вначале Ребенок работает на нелинованном листе. Задача – добиться свободного

движения кисти.

На этом этапе предлагается знакомить детей с видами и направлениями штриховки,

шаблонами и трафаретами. Закрепить понятие о том, что шаблон – это внешний контур

предмета, а трафарет– это внутренний контур. Полезно сочетать обводку трафаретов и

шаблонов с различными видами штриховки. Необходимо научить рисовать различные

изогнутые и ломаные линии в разных направлениях. Дети должны усвоить основные

правила раскрашивания:

а) не заходить за контур;

б) не оставлять пробелов;

в) выполнять движение в одной плоскости.

Предлагается использовать различные виды копирования (через копирку, точкам и

т.д.).

Следующим этап Работа в тетради в крупную клетку.

На этом этапе детей знакомят со структурой тетради (обложка, лист, страница,

строка), учат копировать по точкам нарисованный педагогом образец.

Заключительный этап Работа в тетради в мелкую клетку.

Следующим этапом можно считать работу в тетради в узкую линейку, где ребята

учатся писать палочки, кружочки, крючочки и т.д.

Нормализация оптикопространственных ориентировок.

Последовательность работы на этом этапе должна быть следующей: 1.

Ориентировка в схеме собственного тела (правая и левая рука, нога и др.)

2. Ориентировка в помещении.

На этом этапе следует сформировать у детей понятие об ограниченности

пространства (правая стена – это то, что ближе к правой руке; впереди – передо мной;

позади – за моей спиной; верх – потолок над головой; низ – пол под ногами)

3. Ориентировка с поворотом на 180° (в схеме тела человека, сидящего напротив).

4. Ориентировка на плоскости.

Для ребенка плоскостью на начальном этапе обучения является чистый белый лист

нелинованной бумаги. Сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый

нижний, левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа.

5. Ориентировка в клетке, т.к. клетка является маленькой копией листа.

Работа ведется в аналогичной последовательности. На этом этапе полезно

предлагать детям упражнения по рисованию графических узоров.

6. От ориентировки на клетке переходим к ориентировке на листе бумаги в линию.

Полезно предлагать задания в жесткой определенной последовательности их

выполнения, т.е. различать графические элементы, вписываем над строкой, в строке, под

строкой.

7. Уточнение значений предлогов.

Работа над формированием буквенного и зрительного образа букв.

Последовательность работы должна строиться следующим образом:

1.

Развитие зрительного гнозиса (узнавание).

2.

Развитие зрительного анализа и синтеза.

3.

Дифференциация смешиваемых букв.

На этом этапе дети должны научиться находить контурное изображение предметов,

недорисованные контуры изображаемых объектов, выделять контурные изображения,

наложенные друг на друга, распределение предметов по величине,

нахождение

аналогичных

предметов,

дорисовывать

незаконченные

фигуры

и

симметричные

изображения, находить различия в двух схожих картинках и т.д.

При изучении букв полезны следующие упражнения: выкладывание букв из

палочек, их нахождение среди графически сходных, переконструирование букв, узнавание

букв путем тактильного восприятия и др.

Для воплощения всех этих направлений требовалась конкретная программа,

которая бы учитывала все перечисленные этапы развития мелкой моторики и подготовки

руки к письму, а так же строилась на следующих принципах:

системность;

процесс,

в

котором

взаимосвязаны,

взаимозависимы

и

взаимообусловлены

все

компоненты.

Нельзя

развивать

лишь

одно

направление,

необходима системная работа.

взаимодополняемость; комплексный процесс, в котором развитие одних

функций определяет и дополняет развитие других функций.

соответствие возрастным и индивидуальным возможностям;

адекватность требований и нагрузок;

постепенность; (следование от простых и доступных заданий к более

сложным, комплексным);

повторяемость

материала,

позволяющая

формировать

и

закреплять

механизмы реализации функции.

Изучение уровня развития графо–моторных навыков и других вспомогательных

процессов проводился по следующим критериям:

1.

Определение ведущей руки. (Проводилась по параметрам, предложенным

М.М.Безруких,

дополнительно

применялась

методика

М.Озьяс).

2.

Определение уровня развития мелкой моторики рук. (Использовались

методики Н.В.Нижегородцевой и В.Д.Шадрикова, Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревич, а также

мотометрический тест “Вырезывание круга” под редакцией Г.И.Сердюкова).

3.

Определение

уровня

развития

пространственных

представлений.

(Применялись материалы Т.А.Павловой).

4.

Выявление

трудностей

зрительного

восприятия.

(Использовалась

переработанная М.М.Безруких тестовая методика M.Frosig).

5.

Определение развития графического навыка. (Проводилось по критериям

предложенным Н.В.Нижегородцевой).

Исходя из данных диагностики, мы поставили перед собой следующие задачи:

1.

Формировать мотивацию обучения.

2.

Развивать

мелкую

моторику

и

зрительно–

двигательную

координацию.

3.

Формирование пространственного восприятия, пространственных

представлений.

4.

Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение,

сравнение, классификация, аналогия).

5.

Увеличить объем внимания, памяти.

6.

Развивать речь.

7.

Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к

письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.

8.

Сохранение здоровья.

Этапы обучения графическим навыкам

Обучение детей графическим навыкам проводится в два этапа:

1-й этап

– подготовительный. Кроме предварительного обследования детей,

главное внимание здесь уделяется коррекции общей и тонкой моторики. Работу

необходимо проводить систематически со всеми детьми, ежедневно уделяя ей по 5 минут

на

музыкально-ритмических

и

физкультурных

занятиях,

на

занятиях

логопеда,

воспитателя. С детьми, затрудняющимися выполнять движения, следует заниматься

индивидуально.

На данном этапе ребенка обучают новым способам штриховки: прямым

вертикальным штрихам (сверху – вниз), горизонтальным (слева – направо), наклонным

(сверху – вниз), клубочкам (круговым движениям руки, имитирующим наматывание и

разматывание нити), полукругам (чешуя у рыбы, черепица крыши и т.д.), крупным

петелькам. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки

в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.); линия должна быть ровной с

одинаковым

нажимом,

просветы

одинаковой

ширины.

Используются

игровые

упражнения, в которых требуется проводить линии заданной формы, такие как “Попади в

цель”,

“Дорожки”.

Детям

предлагаются:

рисование

по

точкам,

дорисовывание

незаконченного рисунка, копирование рисунков с помощью копировальной бумаги.

2-й этап – непосредственное обучение графическим навыкам. На этом этапе дети

должны научиться:

1.

Ориентироваться в тетради в крупную клетку.

2.

Рисовать прямые линии, квадраты по точкам и без них.

3.

Рисовать косые линии по точкам и без них, штриховать.

4.

Рисовать дуги, овалы по точкам и без них.

На этом же этапе можно обучать ребенка штриховке с использованием элементов

букв.

С детьми рекомендуется начинать тренировку пальцев и обучение графическим

навыкам параллельно.

Графические упражнения приближены к условиям обучения письму , размеры

штрихов и их форма соответствуют размеру и форме элементов букв. При этом мы не

предлагаем обучать письму прописных букв. Полезны упражнения в ученических

тетрадях в клетку и линейку.

Также данные занятия преследуют и другие цели – это тренировка внимания и

памяти, формирование пространственного ориентирования.

Технология

развития

графических

навыков

заключается

в

системности

и

целостности всех форм деятельности – специальных занятий, игр, режимных моментов,

повседневного поведения.

Воспитатель Уманскся М.М.



В раздел образования