Напоминание

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством пластилинографии


Автор: Воробьева Татьяна Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №55"
Населённый пункт: Республика Коми, г. Ухта
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством пластилинографии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста

посредством пластилинографии

Одной из главных проблем в настоящее время для общества является

полноценное и всестороннее развитие детей. Развитие руки ребенка, ручных

умений или мелкой пальцевой моторики является одним из самых главных

условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка.

Один из самых главных индикаторов интеллектуальной готовности

к школе считается уровень развития мелкой моторики у ребенка. Поэтому

развивать мелкую моторику рук необходимо начинать с раннего возраста.

Функция

человеческой

руки

неповторима

и

универсальна.

Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка

находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности,

ясности

мышления.

Движения

рук

возбуждают

мозг,

заставляя

его

развиваться»

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий

нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной

системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук

и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется

термин ловкость.

В настоящее время у многих дошкольников иметься общее моторное

отставание, но в большей степени всех это выявляется у детей которые

живущих в городах. Это связано с тем, что еще недавно наши мамы и папы

вместе с детьми работали больше руками: перебирали крупу, стирали белье,

вязали и вышивали, а сейчас всю эту работу выполняют машины. Может где-

то это и хорошо так, как у нас освободилось время для других важных, но это

повлияло на общую недоразвитость моторики рук и неготовность наших

детей к письму.

Однако, развивая мелкую моторику рук, мы влияем на общее

психическое развитие ребенка. Систематические упражнения по тренировки

движений

пальцев

рук

являются

мощным

средством

повышения

работоспособности коры головного мозга.

Для того, чтобы добиться успешного и гармоничного развития

интеллектуальных способностей, развития речевой деятельности, а также

сохранения благоприятного психического и физического развития ребенка

необходима

система

целенаправленной

работы

по

развитию

мелкой

моторики, в частности через пластилинографию.

Что же это такое "пластилинография"? Само понятие состоит из двух

слов "пластилин" - художественный материал, из которого осуществляется

замысел, в нашем случае создание полуобьемных изображений и "графия" -

создавать,

изображать.

Это

техника,

не

требующая

определенных

способностей от ребенка, очень проста в исполнении. Материалы для

исполнения данной техники просты и не требуют больших затрат.

Художественный материал "пластилин" имеет огромное значение в

развитии ребенка. С раннего возраста ребенок знаком с мягким и

податливым материалом, из которого можно лепить, но мало кто знает, что

пластилином

можно

рисовать.

Рисование

пластилином

способствует

развитию, что оказывает благоприятное влияние на развитие речи, (так как

при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга),

подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую

подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем

облегчает приобретение навыков письма.

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми 2

младшей группы. В группу приходили дети “домашние”, у них не были

сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под

воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка

в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она

находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика была развита

плохо. Пальцы рук сгибались и разгибались синхронно, т.е. действовали все

вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании

одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдалась

неполная

амплитуда

движений

и

быстрая

утомляемость.

Одним

из

несомненных

достоинств

образовательной

деятельности

по

пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является

интеграция

предметных

образовательных

областей.

Пластилинография

позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий

тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они

осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и

природой, развитию речи, и т.д.).

Исходя из этого, были определены основные цели и задачи обучения

детей пластилинографии:

Цель: Развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного

возраста через пластилинографию.

Задачи:

развитие, координации движения рук, глазомера;

освоение приемов пластилинографии (скатывание, надавливание,

размазывание);

формирование навыков работы с пластилином, пробуждение

интереса к лепке.

Весь подбираемый материал для образовательной деятельности с

детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на

имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков

изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления,

хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже

усвоенные

им

знания,

расширить

их,

применять

первые

варианты

обобщения.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических

действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая

игровая

организация

деятельности

детей

стимулирует

их

речевую

активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию

словаря, понимание ребенком речи окружающих. Дети знакомятся с

художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми

играми.

У

детей

появляются

первые

элементарные

математические

представления о счете, размере, величине. Сенсорное развитие занимает одно

из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей

группе происходит развитие общих сенсорных способностей: различие

формы, величины. У детей формируется тактильные и термические чувства

пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и

подушечками

пальцев

обусловлена

практикой

жизни,

должна

стать

необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети младшего дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся

с материалами через тактильные ощущения. В ходе деятельности происходит

реализация

впечатлений,

знаний,

эмоционального

состояния

детей

в

изобразительном творчестве.

Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения,

максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности –

речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.)

Применение этих средств в работе, позволяет повысить активность и

внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников

появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.

Особое внимание уделяется и предметно – развивающей среде: цвет

стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки.

Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение,

эстетические переживания и впечатления

Существует множество различных приемов рисования пластилином,

но рекомендуется начинать обучение с наиболее простых.



В раздел образования