Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС


Автор: Гущина Антонина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 141
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: "Использование педагогических технологий по мелкой моторики в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи"
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Дата публикации: 17.10.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система работы по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми

нарушениями речи с использованием пластилинографии

Гущина Антонина Владимировна, воспитатель

МБДОУ детский сад №141

г. Иркутск

Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с

моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику

пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно -

психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей,

отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники

института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень

развития речи детей находится в прямой зависимости от степени

сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова) М.М

Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей

совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от

пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там где развитие

речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание,

задержка развития моторной стороны речи. Дети с плохо развитой ручной

моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы,

шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали

конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они

отказываются от любимых занятий другими детьми лепки и аппликации, не

успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира

детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя не

самостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это

влияет на речь, на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и

координации движений руки должна быть важной частью развития детской

речи, формирования навыков самообслуживания и подготовке к письму. От

того насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками зависит

его дальнейшее развитие.

Одним из эффективных средств развития мелкой моторики у детей может

стать пластилинография - нетрадиционная техника лепки, которая выражается

в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему

(барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. Понятие

«пластилинография» имеет два смысловых корня: первая половина слова

«пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется

исполнение замысла; «графия» - создавать, изображать. Занятия

пластилинографией способствуют развитию внимания, памяти, мышления,

творческих способностей; развитию восприятия, пространственной ориентации,

сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно - значимых функций,

которые необходимы для успешного обучения в школе; развитию умелости

рук, укреплению силы рук, подготовке руки к освоению письма;

формированию различных способов и приемов техники пластилиновой

живописи ( мять, комкать, скручивать в комки и т.д.)

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии

является интеграция предметных областей знаний. Занятия тесно

переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они

осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром,

развитию речи и т.д.) В соответствии с темами можно подобрать и

систематизировать материал: дидактические игры, пальчиковые игры, русский

фольклор. Также необходимо подобрать пластилин четких цветов, мягкий, не

липкий к рукам, не токсичный. Подобрать картон разный по размеру, по

твердости, не глянцевый. Шаблон, нанесенный на картон, желательно заклеить

скотчем или заламинировать воизбежании жирных пятен. При создании

пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания

объема и декоративности: трубочки, зубочистки, колпачки от фломастеров,

деревянные шпажки, расчески, стеки и т.д. Перед ребенком на каждом

последующем занятии ставится новая задача на усложнение и закрепление.

Например, на первом занятии используем прием скатывания, на втором только

раскатывание, на третьем используем два приема скатывание и раскатывание, а

также прием разрезания. Чтобы навыки лучше усваивались проводить обучение

необходимо поэтапно. Освоение приемов размазывание и надавливание. Такая

методика работы с пластилином позволяет очень быстро создавать яркие

пластилиновые картины. Для того чтобы дети усвоили эти навыки необходима

помощь взрослого. Как же научить маленького ребенка? Необходимо в нужном

месте на картон положить небольшой пластилиновый шарик диаметром 5-10

миллиметров, затем указательный пальчик правой руки ребенка кладем на

шарик и своим указательным пальцем надавливаем сверху, получится круглая

лепешка. Размазывание – также берем указательный палец ребенка кладем его

на шарик и своим указательным пальцем надавливаем сверху, а потом не

уменьшая давления оттягиваем палец малыша в нужном направлении. Прием

вдавливания – используется на основе, на которую равномерно наносится

пластилиновый слой. Лепка объемных фигур ведется на следующем этапе. На

этих занятиях дети используют такие приемы, как скатывание и раскатывание,

учатся создавать поделки с применением освоенных приемов.

Хорошая физическая нагрузка способствует дифференцированию

движений кистей и пальцев рук. Движения становятся более согласованными.

Расширяется сенсорный опыт, чувство пластики, формы, веса. Работа с

пластилином развивает ручную умелость, мелкую моторику, что способствует

развитию речи, формирует умение планировать работу по реализации замысла,

повышает интерес к окружающему миру.



В раздел образования