Автор: Акунец Татьяна Михайловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Надым , ЯНАО
Наименование материала: Разработка урока в 10 классе по теме
Тема: Конденсаторы. Соединения конденсаторов. Энергия конденсаторов.
Раздел: полное образование
Тема
урока
:
Конденсаторы
10 класс, учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев ,Н.Н. Сотский
Тип
урока
:
комбинированный
Цели
урока
:
организовать
деятельность
учащихся
по
восприятию
,
осмыслению
и
первичному
запоминанию
понятий
:
конденсатор
,
электроемкость
;
фактов
:
устройства
,
назначения
,
видов
конденсаторов
,
формул
электроемкости
,
энергии
электрического
поля
конденсатора
,
физического
смысла
1 Ф;
Способствовать
формированию
умений
объяснять
физические
явления
на
основе
знаний
о
конденсаторах
,
электроемкости
;
решать
задачи
на
расчет
характеристик
конденсатора
;
Создать
условия
для
развития
внимания
,
мышления
,
памяти
,
грамотной
речи
,
навыков
самостоятельной
работы
Воспитывать
культуру
умственного
труда
.
Оборудование
:
конденсаторы
постоянной
и
переменной
емкости
;
задания
проверочной
работы
.
Ход
урока
:
1.
Организационный
этап
.
Проверка
готовности
кабинета
и
учащихся
к
уроку
.
Выявление
отсутствующих
.
2.
Этап
актуализации
опорных
знаний
:
Фронтальная
работа
по
вопросам
:
1)
Дайте
определение
электрического
поля
2)
Чем
создается
электрического
поле
?
3)
Что
Вы
знаете
о
зарядах
?
В
практике
работы
очень
часто
нужно
накапливать
заряды
.
Для
этого
были
созданы
специальные
устройства
–
конденсаторы
.
3.
Этап
изучения
нового
материала
.
1)
Постановка
цели
урока
совместно
с
учащимися
.
2)
Изучение
понятия
конденсатор
(
Объяснение
учителя
)
Во время объяснения нового материала на интерактивной доске детям показываю
презентацию по теме «Конденсаторы»
Конденсатор
–
это
устройство
,
предназначенное
для
накопления
заряда
и
энергии
электрического
поля
. (
от
лат
. Kondensator
–
уплотнять
,
сгущать
)
Простейший плоский конденсатор состоит из двух металлических пластин, между
ними находится диэлектрик, воздух. Пластины называют обкладки.
Обозначение на схемах.
Рассмотрите примеры конденсаторов (слайд 1 презентации)
4) Изучение понятия заряд конденсатора.
Для зарядки конденсатора нужно соединить его обкладки с источником постоянного
тока. (слайд 2)
При зарядке обе обкладки получают заряды равные по модулю, но противоположные
по знаку. Под зарядом конденсаторов понимают модуль заряда одной из его обкладок.
5) Изучение понятия электроемкость.
Опытным путем установлено, что заряд конденсатора прямо пропорционален
напряжению между его обкладками.
q=CU
Коэффициент пропорциональности между q и U называется электроемкостью или
электрической емкостью.(слайд 3-4)
? Выразите из формулы электроемкость.
Единица электроемкости в СИ – Фарад.
Согласно формуле 1 Ф = 1 Кл/1В т е 1 Ф равен емкости такого конденсатора, между
обкладками которого возникает напряжение 1 В при сообщении заряда 1 Кл
Электроемкость конденсатора прямо пропорциональна площади перекрытия пластин и
обратно пропорциональна расстоянию между ними. Электроемкость также зависит от
свойств используемого диэлектрика. .(Слайд 5-6)
Для получения требуемой емкости конденсаторы соединяют в батареи. (слайд 9-10)
Дети зарисовывают схемы и записывают формулы.
Если конденсаторы соединены параллельно, то общая емкость будет равна сумме
емкостей. С = С
1
+ С
2
+…
Конденсаторы по величине емкости делят на постоянные и переменные.
5) Изучение электрического поля конденсатора. (Слайд 7)
(Фронтальная работа по рис. 148)
Вывод: поле плоского конденсатора однородно, поле сосредоточено между его
обкладками.
6) Изучение энергии электрического поля конденсатора.
(Объяснение учителя) E=q
2
/2C
Анализ формулы: От каких величин и как зависти энергия электрического поля?
7) Изучение видов и применения конденсаторов (самостоятельное изучение с.324)
4. Этап проверки восприятия, осмысления и первичного запоминания
Беседа по вопросам на с. 324.
(Слайды 11-14 презентации)
5. Этап закрепления изученного материала.
1) Фронтальное решение задачи у доски. №750 – Р
Дано: C = 100 пФ = 10
-10
Ф, U= 300 В/
q=CU; q = 10
-10
Ф*300 В = 3*10
-8
Кл = 30 нКл< 50 нКл; нельзя максимальный заряд на
этом конденсаторе 30 нКл!
2) задача 1 стр. 329
6. Домашнее задание: п. 97-98 с. 321-326, задача 2-3 на стр. 329
7. Итог урока:
Фронтальная работа по вопросам:
1. Что такое конденсатор?
2. Какие вы знаете виды конденсаторов?
3. Что такое электроемкость? Как она находится
4. Применение конденсаторов
Выставление оценок за урок. Рефлексия