Автор: Костюк Павел Михайлович
Должность: преподаватель по классу ударных инструментов
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №5"
Населённый пункт: города Иркутска
Наименование материала: учебная программа
Тема: Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" Музыкальный инструмент (ударные инструменты)"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств №5» г. Иркутска
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
в области музыкального искусства
«Основы музыкального исполнительства»
Музыкальный инструмент
(ударные инструменты)
Срок реализации – 4 года
Иркутск 2017
0
ОДОБРЕНА:
Педагогическим советом ДШИ № 5
протокол № _________
от «_________» ___________2017 г.
ОДОБРЕНА:
Методическим советом ДШИ № 5
протокол № _________
от «_________» ___________2017 г.
Составитель:
Костюк П.М., преподаватель ударных
инструментов ДШИ №5;
Рецензент:
Сарапулов С.М., преподаватель
отделения духовых и ударных
инструментов ДШИ №5.
1
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.........................................................................3
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА......................................................5
III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.............12
IV.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК........................13
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.................16
VI. СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................17
2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
учебного
предмета
«Музыкальный
инструмент
(ударные
инструменты)» разработана на основе Письма Министерства культуры
Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ «О
направлении рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеобразовательных программ в области
искусств», а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства на ударных инструментах в детских школах искусств.
Ударные инструменты являются одними из самых популярных
музыкальных инструментов, используемых как в профессиональной так и в
любительской
исполнительской
практике.
Разнообразный
репертуар
охватывает музыку разных стилей и жанров, от классики до рока.
Формирование навыков игры на ударных инструментах позволит учащимся в
дальнейшем самостоятельно ориентироваться в многообразном мире музыки,
осваивать родственные музыкальные инструменты, развивать собственные
исполнительские навыки, участвовать в различных формах любительского
музицирования.
Предлагаемая программа рассчитана на четырёхлетний срок обучения
(3 года 10 месяцев) для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (ударные
инструменты)» составляет 2 часа в неделю. Занятия
индивидуальные,
продолжительность урока - 45 минут.
В целях формирования навыков
ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть
увеличен на 1 час.
Реализация данной программы преследует следующие цели:
- обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности
учащегося;
- формирование практических умений и навыков игры на инструментах,
устойчивого
интереса
к
самостоятельной
деятельности
в
области
музыкального искусства.
Задачи программы:
- ознакомление детей с ударными инструментами, исполнительскими
возможностями и разнообразием приемов игры;
- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
- приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
- формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
- оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности,
обеспечивающих
в
своей
совокупности
базу
для
дальнейшего
самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и
самовоспитания;
- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
3
Для достижения поставленных целей и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика,
работа над художественно-образной сферой произведения);
- метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом
пьес с использованием многообразных вариантов показа);
- объяснительно-иллюстративный (педагог исполняет произведение ученика
и попутно объясняет);
- репродуктивный метод (повторение учеником игровых приёмов по образцу
учителя);
- метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,
показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
- частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной
задачи).
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
Материально-техническая база ДШИ №5 соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для
занятий по учебному предмету «Музыкальный инструмент (ударные
инструменты)» имеют площадь не менее 9 кв.м. Имеются разнообразные
ударные инструменты, пюпитры, стулья, подставки для ног, стол для
преподавателя, шкаф для нот. В ДШИ созданы условия для содержания,
своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Технические средства: аппаратура для прослушивания музыки,
метроном, видеозаписи и аудиозаписи, видеоаппаратура для просмотра
концертных выступлений или записей выступлений учащихся.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам
аудио-
и
видеозаписей
школьной
библиотеки.
Во
время
самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться
Интернетом для
сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными
изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4
Сведения о затратах учебного времени:
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент
(ударные инструменты)» со сроком обучения 4 года, продолжительность
учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 33
недели в год.
Распределение
по годам обучения
Класс
1
2
3
4
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
33
33
33
33
Количество часов на аудиторные занятия в неделю
2
2
2
2
Общее количество часов на аудиторные занятия
264
Количество часов на внеаудиторные занятия в
неделю
2
2
3
4
Общее количество часов на внеаудиторные занятия
по годам
66
66
99
132
Общее количество часов на внеаудиторные занятия
363
Максимальное количество часов занятий в неделю
4
4
5
6
Общее максимальное количество часов по годам
132
132
165
198
Общее максимальное количество часов на весь
период обучения
627
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным мероприятиям;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,
музеев и др.),
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-
просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Годовые требования по классам
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных
исполнительских программ, разработанных с учетом возможностей и
интересов учащихся разных возрастов.
Первый класс (2 часа в неделю)
Начальное развитие музыкально-слуховых представлений. В течение
учебного
года
учащийся
должен
быть
ознакомлен
с
устройством
инструментов, а также освоить постановку рук и принципы звукоизвлечения.
Занятия
проводятся
как
на
«подушке»,
так
и
непосредственно
на
инструменте. Необходимо отрабатывать одиночные удары как отдельно
каждой рукой, так и в чередовании правой и левой. Выучить мажорные
5
гаммы до 1 знака, а также трезвучия. Малый барабан: занятия постановкой
левой и правой рук особенно важны на начальном этапе обучения. Отработка
одиночных ударов, а также различных ритмических упражнений (четвертей,
восьмых, шестнадцатых). Умение воспроизвести простые обозначения в
нотном тексте. Чтение с листа. Освоение элементарных правил сценической
этики.В течение года ученик должен освоить: 10-15 первоначальных пьес,
песенок, попевок, этюдов, ансамблей в разной степени завершённости – от
разбора – знакомства до концертного исполнения.
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие
2 полугодие
Декабрь – контрольный урок (3
произведения).
Май – переводной академический
концерт (3 произведения, одно из
которых может быть исполнено в
ансамбле)
Примерные программы академического концерта в конце второго
полугодия:
1 вариант
Ксилофон
Филиппенко А. «Весёлый музыкант»
Украинская народная песня «Весёлые гуси»
Малый барабан
Купинский К. Этюд № 1
2 вариант
Ксилофон
Бородин А. «Полька»
Люлли Ж. «Гавот»
Малый барабан
Купинский К. Этюд № 2
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Ксилофон
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М.,1958 №№ 5-10
Филиппенко А. «Весёлый музыкант»
Бородин А. «Полька»
Украинская народная песня «Весёлые гуси»
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М., 2005
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. (Составители Егорова Т. и
Штейман В.) М., 1968
6
Малый барабан
Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 6-10
Купинский К. Школа игры на ударных инструментах, ч.1, 1948:
Этюды №№ 1,2, упражнения
Второй класс (2 часа в неделю)
Дальнейшая работа над развитием музыкально-слуховых представлений
и исполнительских навыков учащегося. Развитие музыкально-образного
мышления.
Активизация
музыкального
слуха.
Совершенствование
исполнительских приёмов игры на инструменте. Применение динамики как
средства
музыкальной
выразительности
для
создания
яркого
художественного образа. Контроль над свободой игровых движений.
Слуховой
контроль
над
качеством
звука.
Знакомство
с
основными
музыкальными терминами.
В течение 2 года обучения ученик должен пройти:
Ксилофон
Мажорные и минорные гаммы до 1 знака, трезвучия, арпеджио. Различные
упражнения, развивающие подвижность кистей рук (играть гаммы и
трезвучия дуолями, триолями, квартолями - каждой рукой в отдельности и с
чередованием рук).
2-4 этюда (по нотам), 4-5 пьес.
Малый барабан
Продолжение занятий по постановке рук. Освоение несложных
ритмических упражнений (восьмые, триоли, шестнадцатые, восьмая и две
шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая).
4-5 этюдов (по нотам).
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие
2 полугодие
Декабрь - контрольный урок
(гамма, упражнения, 2 пьесы)
Май – переводной академический
концерт (2 разнохарактерные пьесы)
Примерные программы академического концерта в конце второго
полугодия
1 вариант
Ксилофон
Барток Б. «Пьеса»
Малый барабан
Беркович И. Этюд
2 вариант
7
Ксилофон
Глинка М. «Андалузский танец»
Малый барабан
Купинский К. Этюд №№ 4,5
2 класс
Упражнения и этюды
Ксилофон
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М.,1958 №№ 5-10
Барток Б. «Пьеса» (Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г.
М., 2005)
Глинка М. «Полька» (Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г.
М., 2005)
Люлли Ж. «Гавот» (Сборник «Французская музыка». Составитель Уткин Ю.
М., 1969)
Кодай З. «Детский танец № 3» (Купинский К.. Школа для ксилофона, ч. 1.
М.,1948)
Балакирев М. «Полька» (Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов
Г., М., 2005)
Гайдн Й. Анданте (Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г.,
М., 2005)
Глинка М. «Андалузский танец». (Хрестоматия для ксилофона, малого
барабана. Составители Егорова Т., Штейман В. М.,1968)
Малый барабан
Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 6-10
Купинский К. Этюды №№ 1-5, упражнения. (Школа игры на ударных
инструментах. М., 1948)
Бородин А. Полька (Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г.,
М., 2005)
Беркович И. Этюд (Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г.,
М., 2005)
Третий класс (2 часа в неделю)
Работа над развитием музыкально-образного мышления. Структура
музыкального языка. Укрепление навыков взаимосвязи внутреннего слуха и
игровых движений. Освоение новых приёмов игры.
Умение анализировать собственное исполнение. Чтение нот с листа,
музицирование в ансамбле. Работа над совершенствованием координации,
укреплением мышц рук. Совершенствование исполнительских приёмов игры
на инструменте.
В течение года увеличивается « багаж» технических и общемузыкальных
средств выразительности. За учебный год учащийся должен сыграть:
Ксилофон
Мажорные и минорные гаммы до 2-х знаков, трезвучия, арпеджио.
Упражнения в различном движении (играть гаммы, трезвучия, арпеджио,
8
триолями, квартолями, квинтолями - каждой рукой в отдельности и с
чередованием рук).
3-5 этюдов (по нотам), 4-5 пьес.
Малый барабан
Занятия по развитию технических навыков исполнения на малом
барабане: триоли, шестнадцатые, квинтоли с ускорением. 4-5 этюдов (по
нотам).
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие
2 полугодие
Декабрь – контрольный урок (по
одному произведению на ксилофоне и
малом барабане, либо по одному
произведению на ксилофоне и
percussion)
Май – переводной академический
концерт (по одному произведению на
ксилофоне и малом барабане, либо по
одному произведению на ксилофоне
и percussion)
Примерный репертуарный список академического концерта в конце
второго полугодия
1 вариант
Ксилофон
Стравинский И. Аллегро
Малый барабан
Жилинский А. Весёлые ребята.
2 вариант
Ксилофон
Палиев Д. Вальс
Малый барабан
Лоншан-Друшкевичев К. Краковяк
3 класс
Упражнения и этюды
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М.,1958 №№ 5-10
Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 6-10
Пьесы
Ксилофон
Чайковский П. Камаринская
Глинка М. Галоп
Бетховен Л. Менуэт
Стравинский И. Аллегро
Палиев Д. Вальс
Шуберт Ф. Музыкальный момент
Селиванов В. Шуточка
Гендель Г. Жига
9
Шуман Р. Смелый наездник
Хрестоматия для ксилофона малого барабана, составители Егорова Т.,
Штейман В.. М. 1968
Купинский К.. Школа игры на ксилофоне. М.,1958
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М., 2005
Малый барабан
Жилинский А. Весёлые ребята
Лоншан-Друшкевичев К. Краковяк
Кабалевский Д. Маленький жонглёр
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М., 2005
Купинский К. Этюды №№ 1-5, упражнения. (Школа игры на ударных
инструментах. М., 1948)
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано, аранжировка Ловецкого В.
С.-Петербург, 1999
Четвёртый класс (2 часа в неделю)
Дальнейшая работа над развитием музыкально-слуховых представлений
и
исполнительских
навыков
учащегося.
Совершенствование
исполнительских
приёмов
игры
на
инструменте.
Совершенствование
звуковедения. Развитие всех видов музыкального слуха. Знакомство с
произведениями крупной формы. Подбор по слуху, транспонирование,
чтение нот с листа, игра в оркестре (ансамбле).
Ксилофон
В течение учебного года учащийся должен освоить:
Мажорные и минорные гаммы до 3-х знаков, трезвучия, арпеджио с
обращениями.
4-6 этюдов (по нотам), 4-6 пьес. Развитие навыков чтения с листа.
Малый барабан
Различные ритмические соотношения триольных ритмов (восьмые
триоли, шестнадцатые, четвертные). Упражнения по развитию двоек, чтение
нот с листа.
5-6 этюдов (по нотам).
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие
2 полугодие
Декабрь – контрольный урок (1-2
произведения из программы итогового
экзамена, гамма, этюд)
III четверть – прослушивание
программы итогового экзамена.
Май – итоговый экзамен (3
разнохарактерных произведения, по
желанию одна из пьес может быть
представлена в ансамблевом варианте
Примерные программы итогового экзамена
10
1 вариант
Ксилофон
Бетховен Л.. Турецкий марш
Вербицкий Л. Скоморохи
Малый барабан
Кабалевский Д. Клоуны
2 вариант
Ксилофон
Григ Э. Норвежский танец № 2
Глазунов А. Гавот
Малый барабан
Вольфарт Х. Маленький барабанщик
4 класс
Пьесы
Ксилофон
(Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т.,
Штейман В., М., 1968)
Балакирев М. Полька
Бетховен Л. Престо из Сонаты для фортепиано
Бетховен Л. Турецкий марш
Боккерини Л. Менуэт
Бутов Г. Галоп
Вербицкий Л. Скоморохи
Глазунов А. Гавот
Глиэр Р. «Танец с зонтиком» из балета «Красный цветок»
Глиэр Р. Вальс
Госсек Ф. Гавот
Григ Э. Норвежский танец № 2
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. М., 1958
Моцарт А. Рондо из сонаты для фортепиано (Моцарт А. Сонаты для ф-но. М.,
1969)
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г. М., 2005
Прокофьев С. Гавот из Классической симфонии (дуэт для 2-х ксилофонов)
Прокофьев С. Танец Антильских девушек из балета «Ромео и Джульетта»
Рахманинов С. Итальянская полька
Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н. Украина, 1980
Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н., Украина, 1978
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т.,
Штейман В., М. 1968
Цыбин В. Старинный танец
Чайковский П. Мазурка из «Детского альбома»
Чайковский П. Неаполитанский танец из балета «Лебединое озеро»
Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик»
11
Шостакович Д. Гавот из цикла «Танцы кукол»
Малый барабан
Бутов Г. Первые шаги
Бутов Г. Родео
Вольфарт Х. Маленький барабанщик
Иордан И. «Охота за бабочкой»
Кабалевский Д. Клоуны
Кабалевский Д. Маленький жонглёр
Кабалевский Д. Марш
Купинский К. Этюды №№ 1-12, упражнения. (Школа игры на ударных
инструментах. М., 1948)
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М. 2005
Хосровян Е. Кочари Армянский народный танец
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В.,
С.-Петербург, 1999
Шуман Р. Марш
III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Данная
программа
отражает
разнообразие
репертуара
и
демонстрирует
возможность индивидуального подхода к каждому
ученику.
Содержание
программы
направлено
на
обеспечение
художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им
художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения программы обучения
должен:
•
знать конструктивные особенности инструментов;
•
знать элементарные правила по уходу за инструментами и уметь их
применять при необходимости;
•
знать основы музыкальной грамоты;
•
знать систему игровых навыков и уметь применять её самостоятельно;
•
знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика,
штрих, темп и т. д.);
•
знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный,
симфонический и т. д.);
•
знать технические и художественно-эстетические особенности
характерные для исполнительства на ударных инструментах;
•
знать функциональные особенности строения частей тела и уметь
рационально использовать их в работе игрового аппарата;
•
уметь самостоятельно определять технические трудности несложного
музыкального произведения и находить способы и методы в работе
12
над ними;
•
уметь самостоятельно подобрать аппликатуру;
•
уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными
произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также
на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной
работы над художественным произведением;
•
иметь навык игры по нотам;
•
иметь опыт публичных выступлений.
Реализация программы обеспечивает:
•
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
•
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий
использовать
многообразные
возможности
ударных
инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации
авторского текста;
•
знание музыкальной терминологии;
•
умение самостоятельно выбрать для себя программу;
•
навык чтения с листа музыкальных произведений;
•
умение транспонировать и играть по слуху;
•
умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;
•
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приёмах работы над
исполнительскими трудностями;
•
наличие навыков публичного исполнения.
IV.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа «Музыкальный инструмент (ударные инструменты)»
предусматривает различные виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки
учащегося на каждом из этапов обучения.
Вид контроля
Задачи
Формы
13
Текущий
контроль
-поддержание учебной дисциплины,
-выявление отношения учащегося к
изучаемому предмету
-повышение уровня освоения текущего
материала
Контроль осуществляется преподавателем
регулярно (с периодичностью не более
чем через два, три урока) в рамках
расписания занятий и предполагает
использование 5-бальной системы
оценок.
Результаты текущего контроля
учитываются при выставлении четвертных,
полугодовых, годовых оценок
Уроки, контрольные
кроки; публичные
выступления;
прослушивания к
конкурсам, отчётным
концертам.
Промежуточная
аттестация
определение успешности развития
учащегося и усвоения им программы на
определенном этапе обучения
Контрольные уроки,
прослушивания (показ
части программы),
академические
концерты.
Итоговая
аттестация
определяет уровень и качество освоения
программы учебного предмета
экзамен проводится в
выпускном классе (4).
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и
навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного
исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков
самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка
степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по
слуху,
транспонирование),
проверка
степени
готовности
учащихся
выпускного класса к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания
проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы
беседы
с
учащимся,
и
предполагают
обязательное
обсуждение
рекомендательного характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные
уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости
ученика.
Контрольные уроки проводятся в счёт аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты представляют собой публичное (на сцене)
исполнение учебной программы или её части в присутствии комиссии,
родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта
преподаватель
должен
подготовить
с
учеником
2-3
произведения.
Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой. Участие
учащегося в конкурсе солистов (городском, областном, региональном и т.д.)
зачитывается, как сдача программы академконцерта.
Переводные академические концерты проводятся в конце 1, 2, и 3
классов.
Исполнение
программы
демонстрирует
уровень
подготовки
учащегося
на
определённом
этапе
и
предполагает
применение
14
дифференцированной
системы
оценок,
завершаясь
обязательным
методическим обсуждением.
Итоговая аттестация (экзамен)
определяет уровень и качество
освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускном
классе. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором
школы расписанию.
По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Оценка
Критерии оценивания исполнения
5 («отлично»)
Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран
безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных
средств, владение исполнительской техникой и звуковедением
позволяет говорить о высоком художественном уровне игры.
4 («хорошо»)
Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все
технически проработано, незначительное количество
погрешностей в тексте, эмоциональная скованность.
3 («удовлетворительно»)
Средний
технический
уровень
подготовки,
бедный,
недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в
исполнительском аппарате мешают донести до слушателя
художественный замысел произведения. Можно говорить о том,
что качество исполняемой программы в данном случае зависело
от времени, потраченном на работу дома или отсутствии
интереса у ученика к занятиям музыкой.
2
(«неудовлетворительно»)
Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой,
без элементов фразировки, интонирования, без личного участия
самого ученика в процессе музицирования.
Зачет (без оценки)
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на
данном этапе обучения.
В ДШИ №5 эта система дополнена системой «+» и «-», что даёт возможность
более конкретно отметить выступление каждого учащегося.
В период обучения оценки выставляются по окончании каждой четверти.
При выведении оценки за год учитываются следующие параметры:
1. оценка годовой работы учащегося.
2. оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.
3. другие выступления учащегося в течение учебного года.
При выведении оценки за год учитываются следующие параметры:
1. оценка годовой работы учащегося.
2. оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.
3. другие выступления учащегося в течение учебного года.
При выведении итоговой оценки (выпускной экзамен) учитываются
15
следующие параметры:
-
качество исполнения выпускной программы:
-
технический уровень владения инструментом.
-
раскрытие художественного образа музыкального произведения.
-
понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля
исполняемого произведения.
При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале
(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному
и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные,
уровень развития музыкальных способностей.
Необходимым условием для успешного обучения на ударных
инструментах является формирование у ученика уже на начальном этапе
правильной постановки рук и корпуса.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности
и т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и
этюдами.
При
освоении
гамм,
упражнений,
этюдов
и
другого
вспомогательного
материала
рекомендуется
применение
различных
вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, ритмическим рисунком, динамикой –
важнейшими
средствами
музыкальной
выразительности
–
должна
последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть
предметом постоянного внимания педагога.
При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные
задания и регулярно проверять их выполнение.
В
учебной
работе
также
следует
использовать
переложения
произведений,
написанных
для
других
инструментов.
Рекомендуются
переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы
характерные особенности ударных инструментов.
В работе над музыкальными произведениями необходимо отслеживать
связь
между
художественной
и
технической
сторонами
изучаемого
произведения.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
16
•
самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
•
периодичность занятий - каждый день;
•
объём самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.
Объём самостоятельной работы определяется с учётом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми
программы начального и основного общего образования, с опорой на
сложившиеся
в
ДШИ
педагогические
традиции
и
методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат
занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько
приёмов
и
должна
строиться
в
соответствии
с
рекомендациями
преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя
из количества времени, отведённого на занятие. В самостоятельной работе
должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений,
гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это
примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа
более лёгких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть
нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и
конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на
уроке),
доведение
произведения
до
концертного
вида;
проигрывание
программы целиком перед зачётом или концертом; повторение ранее
пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в
индивидуальном порядке даёт преподаватель и фиксирует их, в случае
необходимости, в дневнике.
VI. СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой нотной литературы
1.
Баньян Л. Школа игры на джазовом барабане. Будапешт, 1962
2.
Бах И. С. Концерт ля минор для скрипки и фортепиано Ч. I - М., 1980
3.
Венявский Г. Каприс ля минор
4.
Вивальди А. Концерт Соль мажор для скрипки и фортепиано. Ч. I, II, III.
- М., 1959
5.
Гендель Г. Соната №2 для фортепиано
6.
Дварионас Б. Концерт для скрипки и фортепиано. Ч. III
7.
Келлер Э. Этюды для флейты. Тетрадь III. - М.,1955
8.
Кизант Г. Техника игры на ударных инструментах. - Киев, 1986
9.
Кузьмин Ю. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I, II, - М., 1965
10.Купинский К. Школа для малого барабана. Ред. Штеймана В.. - М., 1951
11.Купинский К. Школа игры на ксилофоне - М., 1952
12.Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I, II. - М., 1948
13.Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I - М,1957
17
14.Купинский К Школа игры на ударных инструментах. Ред. Штеймана В. -
М., 1987
15.Лобковский А. Концертная пьеса.- М., 1954
16.Минх Н. Парафраз на темы песен Дунаевского И. для ксилофона и
фортепиано. М., 1966
17.Осадчук В. 80 ритмических этюдов для малого барабана. - М., 1956
18.Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. - М., 1957
19.Пьесы для двух ксилофонов в сопровождении фортепиано. Переложение
В.Снегирева. - М, 1967
20.Пьесы для ксилофона и фортепиано/ Сост. Снегирев В. - М., 1969
21.Пьесы для ксилофона и фортепиано./ Сост. Снегирев В. - М., 1982
22.Пьесы: Переложение для ксилофона и фортепиано Купинского К. - М.,
1987
23.Пьесы
советских
композиторов
для
ксилофона
и
фортепиано.
Составитель Штейман В. - М., 1968
24.Ритмические упражнения для малого барабана. / Сост. Егорова Т.,
Штейман В. - М., 1970
25.Русские, украинские и белорусские народные песни и пляски в обработке
для балалайки и фортепиано Илюхина А., Красева М.. - М., 1948
26.Сборник дуэтов для ксилофона. / Сост. Штейман В. - М., 1972
27.Сборник пьес для ксилофона и фортепиано. Тетрадь 2 / Сост. Штейман
В., Жак А. - М., 1953
28.Сборник пьес для ксилофона и фортепиано. Тетр. 1 / Сост. Штейман В.,
Жак А. - М., 1954
29.Сборник пьес для ксилофона: Перелож. Купинского К.- М., 1955
30.Сборник пьес для ксилофона. / Сост. Кузьмин Ю. - М., 1950
31.Сборник пьес для ксилофона. / Сост. Баранкин В. - М., 1971
32.Сборник пьес русских и советских композиторов для ксилофона и
фортепиано. / Сост. Купинский К. - М., 1949
33.Сборник пьес советских композиторов для ксилофона и фортепиано.
Сост. Штейман В. - М., 1963
34.Сковера В. 70 этюдов для барабана. - Польша, 1964
35.Снегирев В. Этюды для малого барабана. - М., 1970
36.Стойко И. Школа игры на ударных инструментах. - Польша, 1970
Учебный репертуар для ксилофона. 1 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н. -
Киев, 1975
37.Учебный репертуар для ксилофона. 2 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н..
- Киев, 1976
38.Учебный репертуар для ксилофона. 3 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н..
- Киев, 1977
39.Учебный репертуар для ксилофона. 4 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н..
- Киев, 1978
40.Учебный репертуар для ксилофона. 5 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н..
- Киев, 1980
18
41.Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. / Сост. Егорова Т., В.
Штейман. - М., 1985
42.Хрестоматия для ксилофона. / Сост. Блок В. , Снегирев В.. - М., 1979
43.Хрестоматия педагогического репертуара для ударных инструментов.
Сост. Егорова Т., Штейман В. - М., 1973
44.Чайкин Н., Фельдман О. Сборник пьес для ксилофона. – М., 1965
45.Чепей Т. Малая энциклопедия танцевальных ритмов. - Будапешт, 1973
Список рекомендуемой методической литературы
1.
Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. Л., 1971
2.
Арчажникова
Л.
Проблема
взаимосвязи
музыкально-слуховых
представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореферат канд.
искусствоведения. М., 1971
3.
Барановский
П.,
Юцевич
Е.
Звуковысотный
анализ
свободного
мелодического строя. Киев, 1956
4.
Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра
звука /Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38
5.
Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956
6.
Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения
музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 7,
М., 1986. С. 65-81
7.
Грищенко Л. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург,
1994
8.
Евтихиев П., Карцева Г. Психолого-педагогические основы работы
учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное
воспитание: опыт, проблемы, персективы. Сб. тр. Тамбов, 1994. С.43-54
9.
Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сб. тр., М.,
1986
10.Логинова
Л.
О
слуховой
деятельности
музыканта-исполнителя.
Теоретические проблемы. М., 1998
11.Маркова Е. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990
12.Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами.
/Труды
кафедры
теории
музыки.
Московская
государственная
консерватория имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355
13. Снегирев В. Методика обучения игре на ударных инструментах. М., 2003
14.Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб.
тр. Вып. 103, М., 1990
Дополнительная литература
Баньян Л. Школа игры на джазовом барабане. Будапешт. 1962
Бах И. С. Концерт для скрипки и фортепиано ля минор. Ч.I- М.,1980
Вивальди А. Концерт Соль мажор для скрипки и фортепиано Ч.I, II, III,-
М.,1959
Виртуозные концертные пьесы для ксилофона и фортепиано. / Сост. В.
Ловецкий. -СПб., 2004
Гендель Г. Сонаты для скрипки и клавесина. - М. ,1983
19
Гетельман Д. Я начинаю играть. Пособие для обучения игре на ударной
установке. -М., 2003
Далгрэйм М., Файн Э. Координация четырех точек. Пособие для ударной
установки.
Ред. В. Ловецкого. – СПб ., 2006
Егорочкин Л. Школа игры на ударных инструментах. - М., 1998
Зиневич В., Борин В., Курс игры на ударных инструментах Ч I, II.- М., 1980
Иванов А. Альбом начинающего ударника - ансамблиста. Вып. 1, 2. - СПб.,
2004
Келлер Э. Этюды для флейты Тетр. III- М. , 1955
Кизант Г. Техника игры на ударных инструментах. - Киев, 1986
Клоц М. Бас-барабан- мощная техника. -СПб., 2005
Клоц М. 26 стандартных американских барабанных рудиментов. – СПб .,
2005
Крыжановский А., Маркин В. Практический курс игры на вибрафоне. -
Красноярск 2004
Кузьмин Ю. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I, II -М., 1965
Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ред. В. Штеймана. -
М., 2000
Легкие концертные пьесы для ксилофона и фортепиано. / Сост. В. Ловецкий.
- СПб., 2005
Лобковский А. Концертная пьеса. - М., 1954
Ловецкий В. Рок - уроки. – СПб ., 2000
Макиевский С. Техника игры на ударных инструментах. - Киев, 1986
Маленькие пьесы для ударных инструментов и фортепиано. Младшие классы
ДМШ. / Сост. В. Ловецкий. - Спб.,2002
Маленькие пьесы для ударных инструментов и фортепиано. Старшие классы
ДМШ. / Сост. В. Ловецкий. - СПб., 2003
Минх Н. Парафраз на темы песен И. Дунаевского для ксилофона и
фортепиано. - М., 1966
Осадчук В. 80 ритмических этюдов для малого барабана. - М. ,1956
Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана.- М., 1967
Партитуры танцевальных ритмов для ритмической группы оркестра. / Сост.
В. Ловецкий. - М., 2004
Пьесы для ансамбля ударных инструментов. От простого к сложному. Вып.
1. / Сост.
С. Макаров. - М., 2002
Пьесы для ансамбля ударных инструментов. / Сост. С. Макаров. - М.,2002
Пьесы для вибрафона- соло. Произведения для ансамбля ударных
инструментов. / Сост.
В. Овечкин. - Иркутск, 2001
Пьесы для двух ксилофонов в сопровождении фортепиано: Перелож. В.
Снегирева.- М., 1967
Пьесы для ксилофона и фортепиано. / Сост. С. Макаров. - М., 2002
Пьесы для ксилофона и фортепиано. / Сост. В. Снегирев. - М., 1969
20
Пьесы для ксилофона и фортепиано. / Сост. В. Снегирев. - М., 1982
Пьесы для малого барабана и фортепиано. / Сост В. Эскин. – СПб ., 2002
Пьесы: Перелож. Для ксилофона и фортепиано К. Купинского. - М., 1987
Пьесы советских композиторов для ксилофона и фортепиано. / Сост. В.
Штейман. - М., 1970
Ритмические упражнения для малого барабана, / Сост. Т. Егорова, В.
Штейман, - М., 1970
Сбрник дуэтов для ксилофона. / Сост. В. Штейман. - М., 1972
Сборник пьес для вибрафона с фортепиано и вибрафона соло. Для старших
классов ДМШ и музыкальных училищ. Сост. Б. Эстрин. – СПб ., 2003
Сборник пьес для ксилофона и фортепиано. Тетр. I/ Сост. В. Штейман, А.
Жак - М ., 1953
Сборник пьес для ксилофона и фортепиано. Тетр II/ Сост. В. Штейман, А.
Жак. - М., 1954
Сборник пьес для ксилофона: Переложение К. Купинского. - М. , 1955
Сботник пьес для ксилофона. / Сост. Ю. Кузьмин. - М., 1950
Сборник пьес для ксилофона. / Сост. В. Баранкин. - М., 1971
Сборник пьес русских и советских композиторов для ксилофона и
фортепиано. / Сост.
К. Купинский . - М., 1949
Сборник пьес советских композиторов для ксилофона и фортепиано. / Сост.
В. Штейман. - М., 1963
Сковера В. 70 этюдов для барабана. - Польша, 1964
Снегирев В. Школа игры на двухрядном ксилофоне( маримбе). - М., 1989
Снегирев В. Этюды для малого барабана. - М., 1970
Стойко Й. Школа игры на ударных инструментах. - Польша, 1970
Терехов С. Школа игры на ударных инструментах. – СПб ., 2010
Томакос Д. Энциклопедия современного барабанщика. М., 2005
Учебный репертуар для ксилофона. 1 класс ДМШ. / Сост. Н. Мултанова-
Киев, 1975
Учебный репертуар для ксилофона. 2 класс ДМШ. / Сост. Н. Мултанова-
Киев, 1976
Учебный репертуар для ксилофона. 3 класс ДМШ. / Сост. Н. Мултанова-
Киев, 1977
Учебный репертуар для ксилофона. 4 класс ДМШ. / Сост. Н. Мултанова-
Киев, 1978
Учебный репертуар для ксилофона. 5 класс ДМШ. / Сост. Н. Мултанова-
Киев, 1980
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. / Сост. В. Блок, В. Снегирев.
- М., 1979
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Младшие классы ДМШ. /
Сост.
В. Ловецкий. - СПб. , 1999
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Старшие классы ДМШ. /
Сост. В. Ловецкий. - СПб. , 2003
21
Хрестоматия педагогического репертуара для ударных инструментов. / Сост.
Т. Егорова,
В. Штейман. - М., 1973
Чайкин Н., Н. Фельдман О. Сборник пьес для ксилофона. - М., 1965
Чапин Д. Джаз - уроки. - СПб., 2003
Ченей Т. Малая энциклопедия танцевальных ритмов. Будапешт, 1973
Эстрадно- джазовые композиции для вибрафона и фортепиано. / Сост. С.
Макаров. - М., 2000
Этюды для ксилофона. / Сост. В. Снегирев. - М., 2003
Юный скрипач. Вып. 1 / Сост. - ред. К. Фортунатов. - М., 1964
Яркова Г. В сторону ритма. Ансамбли для ударных инструментов
. – М., 2005
22