Напоминание

Этические беседы-как средство формирования у ребёнка осознанного отношения к своему поведению


Автор: Мислевич Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: п. Юг
Наименование материала: Авторский материал
Тема: Этические беседы-как средство формирования у ребёнка осознанного отношения к своему поведению
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У

РЕБЕНКА ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ПОВЕДЕНИЮ

Нравственный и творческий потенциал, необходимы для построения и

миролюбивого сообщества, закладывается с детства. С самого начала своего

жизненного пути ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с

окружающими

людьми

(дома,

д/саду

и

т.д.)

и

приобретает

опыт

общественного

поведения.

Формировать

у

детей

навыки

поведения,

воспитывать

сознательно-активное

отношение

к

порученному

делу,

товариществу, уважению, дружбе и т.д. нужно начинать с дошкольного

возраста.

Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе он

сталкивается с многочисленными трудностями, они связаны не только с тем,

что он еще мало знает о мире, должен и хочет его познать. Ему нужно

научиться жить среди подобных и не только физически жить, но и

комфортно

чувствовать

себя

среди

людей,

развиваться

и

совершенствоваться. А для этого необходимо понять, как люди общаются

друг с другом, что они ценят, что вызывает сомнение. И в процессе этого

сложного познания ребенок сам становится личностью. Взрослые должны с

самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность

прийти на помощь друг другу: «Если товарищу трудно - помоги ему», «Если

тебе трудно - обратись за помощью» - вот правила, которыми должны

руководствоваться дети в повседневной жизни.

По моим наблюдениям, дети дошкольного возраста не всегда задумываются

о своих поступках, словах, адресованных другим людям, и чаще всего эти

проявления носят негативный характер. Причем, разбирая ту или иную

конфликтную ситуацию в группе, выясняется, что дети четко знают, как

нужно поступить правильно и, тем не менее, действуют с полной

противоположностью. Именно поэтому меня увлекла работа по этой теме.

Свою работу я организовала и проводила поэтапно.

I

этап – Теоретический.

На этом этапе я проанализировала состояние практики по выбранной теме:

Выбрала направление своей углубленности работы;

Определила теоретико-практическую значимость темы;

Проанализировала соответствующие нормативные документы, в том

числе Устав детского сада;

Систематизировала свои знания по интересующим вопросам с опорой

на ведущую программу д/сада и другие альтернативные программы;

Составила небольшую анкету и провела социологический опрос среди

родителей

детей,

посещающих

детский

сад.

Были

предложены

следующие вопросы:

1.

Рассказываете ли Вы своему ребенку истории из своего детства и

личного опыта?

2.

Используете ли Вы такой прием, как: «Придумай конец этой

истории…»?

3.

После чтения сказки, рассказа обсуждаете ли Вы прочитанное и задаете

ли детям вопросы?

Анализ опроса показал, что 80% родителей не делятся с детьми

впечатлениями

событий

своего

детства

и

практически

ничего

не

рассказывают из своего личного опыта. Лишь 30% родителей иногда просят

закончить начатую ими сказку, да и то, если это знакомая ранее детям

сказка. Обобщив опыт работы коллег, проанализировав проблемные статьи в

журналах для педагогов ДОУ, я сделала вывод, что в последнее время

недостаточно уделялось внимания этическим беседам в режимном процессе

детских садов, как целенаправленному методу.

II

этап – Организационно-проектный.

На этом этапе мной были определены цели, задачи, средства и методы

работы.

Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему поведению,

воспитанию у них морально-нравственных качеств личности.

Задачи:

1.

Формировать обобщенные нравственные представления на основе

анализа конкретных поступков и фактов;

2.

Формировать навыки взаимодействия и общения со сверстниками и

взрослыми;

3.

Формировать осознанное отношение к правилам поведения;

4.

Побуждать детей к нравственным поступкам.

При проведении этических бесед я использовала различные типы вопросов:

1.

Вопросы, ведущие к пониманию моральной идеи произведения;

2.

Вопросы, выясняющие отношение к прочитанному и требующие

обоснования своего отношения;

3.

Вопросы, требующие оценки поступков и обоснования этой оценки;

4.

Вопросы, направленные на выяснение причин, мотивов поступков и

требующие их обоснования;

5.

Вопросы, ведущие к пониманию значения норм поведения людей;

6.

Вопросы, содействующие пониманию переживаний, эмоциональных

состояний людей, совершающие те или иные поступки и др.

Большое значение я придавала созданию развивающей среды для

целенаправленной работы. Эта деятельность включила следующие моменты:

- Подбор художественных произведений;

- Изготовление наглядного материала;

- Составление картотеки пословиц и поговорок на морально-этические темы;

- Пополнение библиотеки в группе;

- Сочинение авторских сказок;

- Изготовление тематических альбомов: «Угадай настроение», «Хорошие и

плохие поступки» и т.д.;

- Создание видеотеки в группе;

Составление игротеки для совместных развлечений и проведения меж

возрастных игр;

- Подбор и изготовление дидактических игр;

- Подбор иллюстраций, репродукций изобразительных произведений;

- Составление «Энциклопедий» рассказов и сказок из личного опыта детей и

их родителей.

В своей работе я использовала разнообразные методы, такие как: чтение

художественных произведений, беседы по содержанию и поступкам героев,

решение проблемных ситуаций, игры: дидактические, сюжетные игры, игры-

драматизации,

наблюдения,

экскурсии,

просмотр

видеоматериала,

рассматривание тематических альбомов.

III этап – Диагностический.

Данный этап работы дал возможность получить информацию о степени

развивающего обучения, позволил оценить сравнительную эффективность

различных методов, форм и средств обучения.

Проанализировав результаты диагностики я отметила рост познавательного и

интеллектуального развития ребенка, что подтверждает правильность выбора

методов, форм и средств нравственного воспитания детей.

Средняя группа

Высокий

Средний

Низкий

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

10%

55%

35%

35%

50%

15%

Начало года

Конец года

В старшей и подготовительных группах для диагностики мною были

использованы следующие методики: «Какой Я», которая предназначена для

определения самооценки ребенка и «Выбор в действии», направленную на

изучение и оценку межличностных отношений в группе детей дошкольного

возраста.

«Какой Я?»

Старшая группа

Высокий

Средний

Низкий

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

45%

50%

5%

55%

35%

10%

Начало года

Конец года

Подготовительная группа

Высокий

Средний

Низкий

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

45%

50%

50%

40%

10%

40%

45%

5%

Начало года

Конец года

«Выбор в действии»

Старшая группа

Статус

Начало учебного года

Конец года

Звезда

18%

18%

Предпочтение

45%

48%

Принят

28%

29,5%

Отвержен

9%

4,5%

Изолирован

0%

0%

Подготовительная группа

Статус

Начало учебного года

Середина учебного года

Звезда

18%

18%

Предпочтение

41%

50%

Принят

27,5%

32%

Отвержен

9%

4,5%

Изолирован

0%

0%

Таким образом, в результатах диагностики четко прослеживается

положительная

динамика:

дети

осознанно

относятся

к

себе,

могут

проанализировать не только поступки других детей, но и свои. По

результатам диагностики» «Выбор в действии» наглядно видно, что дети

стали терпимее относиться друг другу, пытаются самостоятельно найти

выход из конфликтных ситуаций.

IV

этап – Внедренческий

.

На этом этапе я вела работу в двух направлениях: с детьми и родителями.

Прежде чем непосредственно приступить к разработке данной темы я

составила перспективный план, в котором была прописана тематика бесед,

форма работы с детьми, учитывались возрастные особенности детей. Работа

строилась таким образом, чтобы полученные знания дети использовали в

повседневной жизни. При разработке занятий для меня важно было

продумать, что целесообразно показать, о чем рассказывать детям следуя

основным дидактическим принципам: доступность понимания, наглядность

предлагаемого материала, чтобы эти взгляды прошли сквозь чувства и

переживания детей и воплотились таким образом в устойчивые нравственные

убеждения (сознание-чувства-поведение).

Особое внимание в своей работе я уделяла подбору сказок, так как

сказка наиболее действующий инструмент, влияющий на сознание ребенка.

Использовала разные формы работы со сказкой: обсуждение поведения

сказочных героев; причины их успеха или неудач; выставки рисунков детей

по мотивам сказок; сочинение сказок самими детьми (есть положительный

результат: выпускница моей группы стала победителем в номинации «Юные

сказочники»

в

краевом

фестивале

детского

творчества

«Уральские

самоцветы»). Для того, чтобы научить детей формам доброжелательного

общения, даю детям возможность увидеть себя со стороны. Для этого я

использовала наглядные ситуации, возникающие между детьми во время

игры, на прогулке, дежурстве и т.д. В некоторых ситуациях дети могут

узнать

себя

в

поведении

сказочных

персонажей.

Я

провела

серию

межвозрастных игр (младшая и подготовительная группы), направленную на

умение взаимодействовать и общаться друг с другом. Малыши получили

огромное

удовольствие,

а

дети

подготовительной

группы

приобрели

бесценный опыт построения межличностных отношений. Я использовала

игры под названием «Школа жеста», цель которых научить детей жестам и

мимикой выражать разные эмоциональные состояния и отношения к

окружающим. Такой метод помогает общению детей с ограниченными

возможностями (глухим, глухонемым).

В нашем детском саду стало доброй традицией приглашать детей-

инвалидов на праздники, развлечения. Наши здоровые дети проявляют

уважение, доброжелательность, сочувствие к детям с ограниченными

возможностями.

Благодаря

таким

встречам,

наши

дети

применяют

полученные ранее знания и главное, они не смеются над инвалидами,

общаются с ними на равных.

Работа с родителями:

Бесспорно, что основы личности закладываются в семье, что даже самое

хорошее дошкольное учреждение не может дать ребенку всего того, что даст

семья. Поэтому основные мои принципы – действовать вместе с семьей.

Родители – полноправные участники всех праздников и досугов, проводимых

в группе. Я убедились в том, что общение родителей друг с другом

сплачивает и их детей.

Ощутимые результаты принесли такие формы

работы, как проведение консультаций, оформление консультаций в уголок

для родителей, проведение практикумов, собраний круглых столов, семейные

посиделки с чаепитием. Я считаю такую работу с родителями эффективной.

Ведь каждый педагог мечтает видеть в родителе своего единомышленника.

Только

он,

компетентный,

чуткий,

образованный

сможет

вовремя

отреагировать на изменения, происходящие с его ребенком.

Таким образом, рассмотрев интересующую меня проблему со всех сторон, я

пришла к следующему выводу: для того, чтобы ребенок мог оценивать свои

и чужие поступки, он должен владеть определённым кругом нравственных

представлений, дающих ему возможность обосновывать свои суждения и в

этом неоценима роль разнообразных по форме этических бесед.



В раздел образования