Автор: Мислевич Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: п. Юг
Наименование материала: Авторский материал
Тема: Этические беседы-как средство формирования у ребёнка осознанного отношения к своему поведению
Раздел: дошкольное образование
ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У
РЕБЕНКА ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ПОВЕДЕНИЮ
Нравственный и творческий потенциал, необходимы для построения и
миролюбивого сообщества, закладывается с детства. С самого начала своего
жизненного пути ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с
окружающими
людьми
(дома,
д/саду
и
т.д.)
и
приобретает
опыт
общественного
поведения.
Формировать
у
детей
навыки
поведения,
воспитывать
сознательно-активное
отношение
к
порученному
делу,
товариществу, уважению, дружбе и т.д. нужно начинать с дошкольного
возраста.
Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе он
сталкивается с многочисленными трудностями, они связаны не только с тем,
что он еще мало знает о мире, должен и хочет его познать. Ему нужно
научиться жить среди подобных и не только физически жить, но и
комфортно
чувствовать
себя
среди
людей,
развиваться
и
совершенствоваться. А для этого необходимо понять, как люди общаются
друг с другом, что они ценят, что вызывает сомнение. И в процессе этого
сложного познания ребенок сам становится личностью. Взрослые должны с
самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность
прийти на помощь друг другу: «Если товарищу трудно - помоги ему», «Если
тебе трудно - обратись за помощью» - вот правила, которыми должны
руководствоваться дети в повседневной жизни.
По моим наблюдениям, дети дошкольного возраста не всегда задумываются
о своих поступках, словах, адресованных другим людям, и чаще всего эти
проявления носят негативный характер. Причем, разбирая ту или иную
конфликтную ситуацию в группе, выясняется, что дети четко знают, как
нужно поступить правильно и, тем не менее, действуют с полной
противоположностью. Именно поэтому меня увлекла работа по этой теме.
Свою работу я организовала и проводила поэтапно.
I
этап – Теоретический.
На этом этапе я проанализировала состояние практики по выбранной теме:
Выбрала направление своей углубленности работы;
Определила теоретико-практическую значимость темы;
Проанализировала соответствующие нормативные документы, в том
числе Устав детского сада;
Систематизировала свои знания по интересующим вопросам с опорой
на ведущую программу д/сада и другие альтернативные программы;
Составила небольшую анкету и провела социологический опрос среди
родителей
детей,
посещающих
детский
сад.
Были
предложены
следующие вопросы:
1.
Рассказываете ли Вы своему ребенку истории из своего детства и
личного опыта?
2.
Используете ли Вы такой прием, как: «Придумай конец этой
истории…»?
3.
После чтения сказки, рассказа обсуждаете ли Вы прочитанное и задаете
ли детям вопросы?
Анализ опроса показал, что 80% родителей не делятся с детьми
впечатлениями
событий
своего
детства
и
практически
ничего
не
рассказывают из своего личного опыта. Лишь 30% родителей иногда просят
закончить начатую ими сказку, да и то, если это знакомая ранее детям
сказка. Обобщив опыт работы коллег, проанализировав проблемные статьи в
журналах для педагогов ДОУ, я сделала вывод, что в последнее время
недостаточно уделялось внимания этическим беседам в режимном процессе
детских садов, как целенаправленному методу.
II
этап – Организационно-проектный.
На этом этапе мной были определены цели, задачи, средства и методы
работы.
Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему поведению,
воспитанию у них морально-нравственных качеств личности.
Задачи:
1.
Формировать обобщенные нравственные представления на основе
анализа конкретных поступков и фактов;
2.
Формировать навыки взаимодействия и общения со сверстниками и
взрослыми;
3.
Формировать осознанное отношение к правилам поведения;
4.
Побуждать детей к нравственным поступкам.
При проведении этических бесед я использовала различные типы вопросов:
1.
Вопросы, ведущие к пониманию моральной идеи произведения;
2.
Вопросы, выясняющие отношение к прочитанному и требующие
обоснования своего отношения;
3.
Вопросы, требующие оценки поступков и обоснования этой оценки;
4.
Вопросы, направленные на выяснение причин, мотивов поступков и
требующие их обоснования;
5.
Вопросы, ведущие к пониманию значения норм поведения людей;
6.
Вопросы, содействующие пониманию переживаний, эмоциональных
состояний людей, совершающие те или иные поступки и др.
Большое значение я придавала созданию развивающей среды для
целенаправленной работы. Эта деятельность включила следующие моменты:
- Подбор художественных произведений;
- Изготовление наглядного материала;
- Составление картотеки пословиц и поговорок на морально-этические темы;
- Пополнение библиотеки в группе;
- Сочинение авторских сказок;
- Изготовление тематических альбомов: «Угадай настроение», «Хорошие и
плохие поступки» и т.д.;
- Создание видеотеки в группе;
Составление игротеки для совместных развлечений и проведения меж
возрастных игр;
- Подбор и изготовление дидактических игр;
- Подбор иллюстраций, репродукций изобразительных произведений;
- Составление «Энциклопедий» рассказов и сказок из личного опыта детей и
их родителей.
В своей работе я использовала разнообразные методы, такие как: чтение
художественных произведений, беседы по содержанию и поступкам героев,
решение проблемных ситуаций, игры: дидактические, сюжетные игры, игры-
драматизации,
наблюдения,
экскурсии,
просмотр
видеоматериала,
рассматривание тематических альбомов.
III этап – Диагностический.
Данный этап работы дал возможность получить информацию о степени
развивающего обучения, позволил оценить сравнительную эффективность
различных методов, форм и средств обучения.
Проанализировав результаты диагностики я отметила рост познавательного и
интеллектуального развития ребенка, что подтверждает правильность выбора
методов, форм и средств нравственного воспитания детей.
Средняя группа
Высокий
Средний
Низкий
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
10%
55%
35%
35%
50%
15%
Начало года
Конец года
В старшей и подготовительных группах для диагностики мною были
использованы следующие методики: «Какой Я», которая предназначена для
определения самооценки ребенка и «Выбор в действии», направленную на
изучение и оценку межличностных отношений в группе детей дошкольного
возраста.
«Какой Я?»
Старшая группа
Высокий
Средний
Низкий
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
45%
50%
5%
55%
35%
10%
Начало года
Конец года
Подготовительная группа
Высокий
Средний
Низкий
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
50%
50%
40%
10%
40%
45%
5%
Начало года
Конец года
«Выбор в действии»
Старшая группа
Статус
Начало учебного года
Конец года
Звезда
18%
18%
Предпочтение
45%
48%
Принят
28%
29,5%
Отвержен
9%
4,5%
Изолирован
0%
0%
Подготовительная группа
Статус
Начало учебного года
Середина учебного года
Звезда
18%
18%
Предпочтение
41%
50%
Принят
27,5%
32%
Отвержен
9%
4,5%
Изолирован
0%
0%
Таким образом, в результатах диагностики четко прослеживается
положительная
динамика:
дети
осознанно
относятся
к
себе,
могут
проанализировать не только поступки других детей, но и свои. По
результатам диагностики» «Выбор в действии» наглядно видно, что дети
стали терпимее относиться друг другу, пытаются самостоятельно найти
выход из конфликтных ситуаций.
IV
этап – Внедренческий
.
На этом этапе я вела работу в двух направлениях: с детьми и родителями.
Прежде чем непосредственно приступить к разработке данной темы я
составила перспективный план, в котором была прописана тематика бесед,
форма работы с детьми, учитывались возрастные особенности детей. Работа
строилась таким образом, чтобы полученные знания дети использовали в
повседневной жизни. При разработке занятий для меня важно было
продумать, что целесообразно показать, о чем рассказывать детям следуя
основным дидактическим принципам: доступность понимания, наглядность
предлагаемого материала, чтобы эти взгляды прошли сквозь чувства и
переживания детей и воплотились таким образом в устойчивые нравственные
убеждения (сознание-чувства-поведение).
Особое внимание в своей работе я уделяла подбору сказок, так как
сказка наиболее действующий инструмент, влияющий на сознание ребенка.
Использовала разные формы работы со сказкой: обсуждение поведения
сказочных героев; причины их успеха или неудач; выставки рисунков детей
по мотивам сказок; сочинение сказок самими детьми (есть положительный
результат: выпускница моей группы стала победителем в номинации «Юные
сказочники»
в
краевом
фестивале
детского
творчества
«Уральские
самоцветы»). Для того, чтобы научить детей формам доброжелательного
общения, даю детям возможность увидеть себя со стороны. Для этого я
использовала наглядные ситуации, возникающие между детьми во время
игры, на прогулке, дежурстве и т.д. В некоторых ситуациях дети могут
узнать
себя
в
поведении
сказочных
персонажей.
Я
провела
серию
межвозрастных игр (младшая и подготовительная группы), направленную на
умение взаимодействовать и общаться друг с другом. Малыши получили
огромное
удовольствие,
а
дети
подготовительной
группы
приобрели
бесценный опыт построения межличностных отношений. Я использовала
игры под названием «Школа жеста», цель которых научить детей жестам и
мимикой выражать разные эмоциональные состояния и отношения к
окружающим. Такой метод помогает общению детей с ограниченными
возможностями (глухим, глухонемым).
В нашем детском саду стало доброй традицией приглашать детей-
инвалидов на праздники, развлечения. Наши здоровые дети проявляют
уважение, доброжелательность, сочувствие к детям с ограниченными
возможностями.
Благодаря
таким
встречам,
наши
дети
применяют
полученные ранее знания и главное, они не смеются над инвалидами,
общаются с ними на равных.
Работа с родителями:
Бесспорно, что основы личности закладываются в семье, что даже самое
хорошее дошкольное учреждение не может дать ребенку всего того, что даст
семья. Поэтому основные мои принципы – действовать вместе с семьей.
Родители – полноправные участники всех праздников и досугов, проводимых
в группе. Я убедились в том, что общение родителей друг с другом
сплачивает и их детей.
Ощутимые результаты принесли такие формы
работы, как проведение консультаций, оформление консультаций в уголок
для родителей, проведение практикумов, собраний круглых столов, семейные
посиделки с чаепитием. Я считаю такую работу с родителями эффективной.
Ведь каждый педагог мечтает видеть в родителе своего единомышленника.
Только
он,
компетентный,
чуткий,
образованный
сможет
вовремя
отреагировать на изменения, происходящие с его ребенком.
Таким образом, рассмотрев интересующую меня проблему со всех сторон, я
пришла к следующему выводу: для того, чтобы ребенок мог оценивать свои
и чужие поступки, он должен владеть определённым кругом нравственных
представлений, дающих ему возможность обосновывать свои суждения и в
этом неоценима роль разнообразных по форме этических бесед.