Напоминание

"Экология языка - один из способов защиты ребёнка от зла"


Автор: Бирюкова Ольга Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЛСТУ № 2
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: статья
Тема: "Экология языка - один из способов защиты ребёнка от зла"
Раздел: начальное образование





Назад




О.О.Бирюкова, учитель начальных классов

МОУ ЛСТУ №2 г. Пензы

Экология языка - один из способов защиты ребенка от зла.

Мой верный друг! Мой враг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

В. Брюсов

«Сколько языков ты знаешь — столько раз ты человек». Трудно

усомниться в верности этого афоризма. Много людей встречается в судьбе

человека, много событий, соблазнов. Меняются города, страны, впечатления,

человек может в совершенстве овладеть языками и культурой других народов.

Но звучание музыки, игру света, шелест садов, неясность сна, громыхание

весенней грозы, детский шепот, ароматы, шорох морского гравия тончайшими

оттенками можно передать лишь родным языком. И дело вовсе не в

ограниченности словарного запаса, дело в восприятии на подсознательном,

генетическом уровне.

Помните у Толстого: «Как ни говори, а родной язык всегда останется

родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в

голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело».

Но давайте представим себе на минуту, что в мире исчез язык. Нет, не

конкретно русский, японский, немецкий, английский, а язык вообще. Как

универсальная знаковая система, как главное средство человеческого общения.

Исчезли книги, газеты, почта, телефон… Как смогут люди понять друг друга?

Чем воспользуются для этого? Жестами? Языком музыки, искусства? Да,

конечно, богатейшая палитра звуков и красок, выразительная мимика могут

вполне понятно рассказать о боли и радости, о любви и ненависти. Но все это

— лишь область чувств и эмоций. Точностью же выражения человеческой

мысли обладает только язык. Ему одному подвластны холодная логика

рассуждений и порывы горячего сердца. Он может вознести человека на

крыльях счастья, а может убить одним словом. Именно язык объединяет

биологический вид Homo sapiens в единое сообщество — человеческое.

Возможность заговорить — это уникальнейший дар Природы. Сразу

после рождения ребенок не говорит ни слова. Он издает множество звуков,

потом, в конце второго месяца, начинает издавать нежный, низкий гласный

звук (часто «у») в ответ на обращенную к нему речь, в возрасте же пяти-шести

месяцев у него возникает лепет.

Проходит время. Окружающие проявляют заботу о ребенке: ухаживают,

кормят, ласкают, купают, одевают... Вся эта забота сопровождается речью

взрослых, ребенок оказывается в речевом потоке, речь людей обмывает его

постоянно.

Детская речь такая же чистая и непосредственная, каким может быть

только горный ручеек; она так же романтична и заманчива, как бывает чистое

синее небо с разбросанными на нем белыми облачками в образах ангелов

.

Но почему же приходит момент, когда речь ребёнка меняется? Почему

так часто ругательные и грубые слова вылетают из уст школьников? Этому же

не учат на уроках, родители тоже, вроде, не посвящают этому долгие часы.

Стоит отметить, что люди давно заметили особое влияние слова на

человека. Например, врачи в Древнем Китае использовали для составления

лекарства вместо целебного растения (если не было нужного) записанное на

листке его название и сожженное на огне и верили, что название может

заменить слово. Вот, насколько была сильна вера в силу слова! Внимательное

отношение к слову было и у наших предков, поэтому существовали разного

рода запреты (или табу) на произнесение слов. Например, на произнесение

имени собственного.

Давно замечено, что в каждом нормальном ребенке сидит страсть,

стремление, потребность — повзрослеть поскорее. «Ребенок... стремится

вступить в действенное отношение... к более широкому миру, т.е. стремится

действовать, как взрослый» (А.Н.Леонтьев). «Ребенок хочет действовать, как

взрослый, он весь во власти этого желания...» ( Д.Б.Эльконин). Он старается

скопировать поведение, речь старших ребят во дворе, взрослых на улице.

Почему же сегодня ругается вся страна? Недаром пресловутой стала

фраза

одного

из

политиков:

«Мы

матом

не

ругаемся,

мы

на

нем

разговариваем». Почему то, что раньше запрещалось и не разрешалось, то, от

чего порой всё-таки возникает ещё чувство стыда у некоторых из нас, можно

теперь легко увидеть в книгах или услышать по телевидению?

Для начала попробуем выяснить, откуда произошло само слово мат. В

некоторых справочных пособиях можно найти версию, что «мат» - это

разговор. Но почему же слово мат так похоже на слово мать? Почему самое

важное и дорогое для каждого человека слово легло в основу ругательства?

Некоторые исследователи связывают такое изменение в отношении к слову

мать с монголо-татарским игом. Тогда врагам удалось захватить наши земли,

но не удалось победить наш народ, поэтому они решили изменить в сознании

народа отношение к самому святому: матери, которая родила и воспитала, к

земле-матушке, которая вскормила, к Божьей Матери, которая давала защиту

народу и питание духу человека!

Давно прошли те времена. Но разрушительная программа этой замены, к

сожалению, продолжает действовать.

Даже в школе мы сталкиваемся с проблемой экологии языка. Недаром на

рекламных щитах нашего города можно увидеть: «Нецензурные слова пачкают

как грязь». Как же изменить сложившуюся ситуацию?

Каждый учитель знает, как механически приплюсовывается к уроку так

называемый воспитательный момент: то из рассказа или стихотворения с

нравственным содержанием делаются выводы, что хорошо и что плохо, как

нужно себя вести и как нельзя, какие слова нельзя употреблять в речи; учитель

произносит нравственные монологи...

Но этого мало. Такую работу нужно начинать с семьи, поэтому

родительские собрания, индивидуальные беседы – вот с чего надо начать. Вот

несколько советов родителям:

1.Не употребляйте сами ненормативную лексику, следите за собственной

речью, не делайте её грубой. Убедите взрослых, окружающих ребенка, не

использовать «мусорные» слова.

2. Не спрашивайте (даже если очень хочется!) у ребенка, где он услышал такие

слова (а вдруг от вас!), поскольку этим вы заостряете внимание ребёнка к «этим

словам» и к ситуации, в которой они были услышаны.

3.Тактично, убедительно и спокойно объясните ребенку, что это обидные,

плохие, грязные слова, их неприятно и говорить, и слышать. Хорошие дети

такие слова не говорят, а вы

уверены в том, что ваш ребенок хороший!

4.Не демонстрируйте ребенку эмоциональную реакцию по поводу услышанных

вами неприличных и грубых слов, поскольку как положительная, так и

отрицательная реакция взрослого может вызвать у ребенка желание повторить

употребление неприличных слов для того, чтобы вызвать реакцию.

5.При

непрекращающемся

употреблении

ребенком

неприличных

слов

определите время и место, когда и где можно говорить плохие слова.

Например, можно говорить эти слова у мусорного ведра только тогда, когда

поблизости никого нет.

6.Научите ребенка выражать свои сильные чувства другими, не бранными

словами.

7. Поддерживайте в семье (в школе) доброжелательные отношения, поскольку

мир, взаимопонимание и теплая атмосфера являются той средой, в которой

ненормативная лексика не нужна.

Все зависит от нас, взрослых, как мы будем принимать ребенка: как

такого, в котором сидят добро и ангел, или как такого, в котором поджидают

нас зло и черт.

Если человек постоянно употребляет мат - бранные слова, несущие

разрушительный заряд, - его организм начинает вырабатывать отрицательную

программу, ведущую к самоликвидации, отсюда все связанные с ней

негативные последствия жизни самого человека и его потомства, а значит и

страны, и мира.

Если вы хотите жить в стране, где люди счастливы, добры, здоровы и не

боятся будущего, то нужно для общения выбрать слова, несущие радость,

добро и свет людям и наполненные верой, надеждой и любовью. Только такие

слова приносят здоровье и спасение. Эти идеи я стараюсь донести до каждого

ребёнка практически на каждом уроке и во время внеклассных мероприятий.

Недаром многие классные часы посвящены культуре речи и поведения

(«Культура речи. Что это такое?», «Поговорим о доброте», «Помни о других»,

«Познай себя, воспитай себя», «Толерантность» и др.).

Не убивайте бранным словом! Пусть наши мысли и слова будут чистыми!

– вот наш девиз

.



В раздел образования