Напоминание

"Создание развивающей предметно-пространственной среды в экологическом воспитании дошкольников"


Автор: Захарова Виктория Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №43 "Сказка"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Создание развивающей предметно-пространственной среды в экологическом воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из опыта работы

C

оздание развивающей предметно-пространственной

среды для изучения дошкольниками экологического

воспитания

Создание эколого - развивающей предметно- пространственной среды в

дошкольном учреждении является одним из важных условий экологического

образования детей. В соответствии с требованиями федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования к

развивающей предметно- пространственной среде эколого- развивающая

предметно- пространственная среда учреждения обеспечивает максимальную

реализацию образовательного потенциала пространства; развитие детей

дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного

этапа с учётом особенностей их развития. Грамотно организованная

предметно- развивающая среда экологического содержания обеспечивает

формирование у каждого ребёнка потребности во взаимодействии, общении с

объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к

ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому.

Вот почему в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной

упор сделан на организацию эколого-развивающей среды.

Основными элементами эколого- развивающей среды в детском саду

являются уголки природы, мини лаборатории, живой уголок, библиотека,

сад-огород, территория детского сада(ландшафтные архитектурные

объекты), экологическая тропа, уголки в группах(экспериментальные,

природные, выставочные).

Уголок природы. Он является обязательным элементом в каждой

возрастной группе, потому что это место постоянного общения малыша с

растениями и животными, которое вносит разнообразие в жизнь детей. В

уголке природы дети могут проводить интересные наблюдения за

природными объектами, заботится о них. В результате у детей формируются

правильные представления о мире природы, воспитывается бережное,

заботливое отношения к растениям и животным, чувство ответственности за

них.

Содержание объектов и материалов уголка природы:

-комнатные растения;

-декоративные животные;

-календарь погоды и природы;

-альбомы, гербарии, содержащие материалы природоведческого характера;

-художественная литература о природе;

-дидактические игры природоведческого содержания;

-различные природные материалы;

-оборудование для организации труда в природе;

-оборудование для организации опытнической деятельности.

Все объекты, предметы, материалы уголка природы яркие, красочные,

эмоционально привлекательны, доступны детям(и содержательно, и

физически). Материалы, объекты и оборудование стимулируют детей к

организации экологически- ориентированного общения в процессе

реализации различных видов и форм детской деятельности(наблюдений, игр,

труда, экспериментирования и пр.).

Мини-лаборатория. Предназначена для организации детской элементарно-

исследовательской деятельности в природе, которая обеспечивает детям не

только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но

и даёт возможность качественно освоить перечень трудовых умений и

навыков, необходимых детям для организации экологически грамотного

ухода за выращиваемыми растениями, активно использовать их в

повседневной жизни. В процессе этой деятельности дошкольники осознают

свою позитивную роль в жизни природы родного края, что оказывает

благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и

интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.

В лаборатории хранятся природные материалы предназначенные для

проведения разных исследований: песок, глина ,камни, семена растений.

Сад-огород. Предназначен, для того, чтобы показать детям как сажают

семена цветочных растений и овощей. Дошкольники учатся наблюдать за

посадкой и всходами семян, ухаживать за растениями, получают знания о

садовых и огородных растениях.

Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты). На

участке дети знакомятся с изменениями, которые происходят в природе, с

ландшафтными архитектурными объектами(горками, цветниками, огородом).

Следят, как готовятся растения к смене сезонов. Прогулки по участку

детского сада закрепляют умения детей правильно вести себя в природе (не

ломать кустов, веток, не оставлять мусор, не разрушать муравейники).

Экологическая тропа. В детском саду это специально оборудованная в

образовательных и воспитательных целях природная территория, маршрут,

проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую,

природоохранную ценность, на котором дошкольники получают

информацию о них.

1.

Солнечная поляна. Вместе с педагогом дети рассматривают схему

тропы для определения последовательности маршрута.

2.

Правила поведения в природе. Дети знакомятся с правилами поведения

в природе. Педагог обращает внимание детей на то, что во время

путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила.

Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки,

ловить насекомых, бросать мусор. С тропы нельзя выносить сувениры

природы: красивые камешки, интересные коряги и т.п. С тропы можно

«выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

3.

«Природная лаборатория». Объект включает в себя столы и скамейки

для детей, различные материалы для проведения опытов и

экспериментов( песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой

природный и бросовый материал), необходимое оборудование( лупы,

различные ёмкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с

водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой

опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов,

информационные материалы для родителей. Дети знакомятся,

расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой

природы, проводят совместно со взрослым опыты, эксперименты,

наблюдения. Педагог заранее, в зависимости от возраста и интересов

детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и

экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их

проведения материала, по окончании опыта педагог помогает детям

сделать выводы, систематизировать представления. По результатам

опытов и экспериментов могут выполняться зарисовки.

4.

«Ягодная поляна». Дети знакомятся с какой-либо ягодой, наблюдают за

тем, как она растёт, пробуют её душистые плоды. Педагог предлагает

отгадать загадку о ягоде, беседует о ней ( части растения, этапы роста,

польза для природы и человека), читает стихотворение про ягоду.

5.

«Муравейник». Дети рассматривают муравейник из хвои и веток,

фигурки муравьёв, рассматривают схему муравейника. Педагог

предлагает отгадать загадку про муравьёв и муравейник, рассказывает

детям об устройстве муравейника, интересные факты из жизни этих

насекомых, знакомит с пословицами, поговорками, народными

приметами, связанными с муравьями, читает стихи и сказки про

муравьёв и муравейник.

6.

Берёза. Дети рассматривают все части дерева(ствол, листья,плоды),

наблюдают за изменениями в разное время года. Педагог, используя

иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с

детьми о берёзе, рассказывает об этом дереве, его строении., росте,

пользе для природы и человека, знакомит с пословицами, поговорками,

народными приметами, связанными с берёзой, читает стихи о дереве.

7.

«Мини-водоём». Дети рассматривают искусственный водоём с

водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде,

альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки,

цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы,

отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями. Педагог,

используя иллюстративный материал беседует с детьми об обитателях

пруда(растениях, животных, насекомых).

8.

«Огород». Дети рассматривают мини грядки с овощными

культурами(кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.),

наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические

навыки ухода за растениями(полив, прополка, рыхление, сбор урожая).

Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода,

предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек

ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого,

помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и

динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными

условиями.

9.

«Цветы леса и луга.». Дети рассматривают луговые и лесные

цветы(ландыш, ветреница, колокольчик, ромашка, василёк и др.),

наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой

цветов и наслаждаются их ароматом. Педагог беседует с детьми о

цветах луга и леса, их особенностях, помогает выделить их общие

признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих

растениях. В конце маршрута педагог с детьми возвращается на

«Солнечную полянку», где спрашивает детей где они побывали , что

нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на

тропинке, доброе и заботливое отношение к природе.

Дети совместно с родителями и воспитателем могут принимать

активное участие в конкурсах рисунков , плакатов в защиту редких и

исчезающих животных, в региональных экологических акциях, в

трудовых десантах по благоустройству территории, посадке деревьев,

уходе за цветами и дети уже вместе с родителями будут воспринимать

природоохранные требования, как свою внутреннюю потребность, а не

обязанность.

Основными направлениями экологического образования и воспитания

детей и взрослых в детском саду являются:

-организация экологического образования детей в различных видах

деятельности: игре, экскурсии, прогулках, проектной,

исследовательской , опытно-экспериментальной, природоохранной,

проведении развлечений и праздников на данную тематику.

-организация и проведение подготовки педагогических работников и

родителей по экологическому воспитанию .

В образовательной деятельности используются фрагменты

видеофильмов, видеосюжеты о природе, слайдовые презентации. Через

занятия всех возрастных групп всегда должна проходить тема

сезонных изменений в природе. Для ознакомления могу подбираться

животные и растения, внешний вид которых, поведение наиболее

интересны в этот период, и наиболее ярко и глубоко влияют на чувства

ребёнка.

Занятия для детей могут проводиться в различных формах:

-беседы на познавательные темы «Об овощах и фруктах, «Как лесные

звери готовятся к зиме», «О домашних и диких животных», «Кто

может обидеть ель и как ей помочь», «Перелётные птицы», «Станем

юными защитниками природы» и т.д.

-познавательные рассказы , чтение литературы ( В. Бианки, Е.

Чарушин, Ю. Дмитриев и др.)

-в процессе опытно-экспериментальной деятельности расширяются

представления детей о свойствах песка, воды, снега. Вода (льётся,

переливается, нагревается, охлаждается), снег(холодный, белый, от

тепла тает), песок (сухой-рассыпается, влажный-лепится). Можно

провести опыты: «Вода-источник жизни», «Тает, не тает, летает, не

летает», «Как обнаружили воздух?», игры -эксперименты :«Что в

пакете?» , «Воздух работает». «Может ли камень издавать звук?»,

проблемные ситуации: «Почему вода льётся?», «Цветные льдинки».

-успешному решению задач экологического образования и воспитания

дошкольников способствует технология проектной деятельности.

Совместно с родителями и детьми можно реализовать проекты:

«Украсим садик мы цветами», «Покормите птиц зимой»,

«Экологический калейдоскоп», «День земли», «День малых рек и

водоёмов», «День птиц», «Разноцветная планета», «Волшебница вода»,

«Волшебный песок», «Голубая капелька», «Огород на подоконнике».

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей можно

также использовать следующие формы работы: родительские собрания,

консультации, беседы, размещать стендовую информацию, конкурсы

рисунков, поделок, выставок, таких как «Волшебница вода», «Вместо

елки новогодний букет»…, семинары, консультации, развлечения.

В помощь по экологическому воспитанию можно взять:

-основную общеобразовательную программу ДОУ

-программу «Истоки»- подраздел «Природа и ребёнок» входит в

раздел «Познание окружающего мира» и включает в себя

характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели

развития, содержание и условия педагогической работы

- парциальную программу Н. Рыжовой «Наш дом – природа». Её

основная цель – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-

активной творческой личности, способной понимать и любить

окружающий мир и природу, бережно относиться к ним.

- авторские программы воспитателей, а также программу «Юный

эколог» для детей от 3 до 7 лет.



В раздел образования