Автор: Захарова Виктория Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №43 "Сказка"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Создание развивающей предметно-пространственной среды в экологическом воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы
C
оздание развивающей предметно-пространственной
среды для изучения дошкольниками экологического
воспитания
Создание эколого - развивающей предметно- пространственной среды в
дошкольном учреждении является одним из важных условий экологического
образования детей. В соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования к
развивающей предметно- пространственной среде эколого- развивающая
предметно- пространственная среда учреждения обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства; развитие детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного
этапа с учётом особенностей их развития. Грамотно организованная
предметно- развивающая среда экологического содержания обеспечивает
формирование у каждого ребёнка потребности во взаимодействии, общении с
объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к
ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому.
Вот почему в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной
упор сделан на организацию эколого-развивающей среды.
Основными элементами эколого- развивающей среды в детском саду
являются уголки природы, мини лаборатории, живой уголок, библиотека,
сад-огород, территория детского сада(ландшафтные архитектурные
объекты), экологическая тропа, уголки в группах(экспериментальные,
природные, выставочные).
Уголок природы. Он является обязательным элементом в каждой
возрастной группе, потому что это место постоянного общения малыша с
растениями и животными, которое вносит разнообразие в жизнь детей. В
уголке природы дети могут проводить интересные наблюдения за
природными объектами, заботится о них. В результате у детей формируются
правильные представления о мире природы, воспитывается бережное,
заботливое отношения к растениям и животным, чувство ответственности за
них.
Содержание объектов и материалов уголка природы:
-комнатные растения;
-декоративные животные;
-календарь погоды и природы;
-альбомы, гербарии, содержащие материалы природоведческого характера;
-художественная литература о природе;
-дидактические игры природоведческого содержания;
-различные природные материалы;
-оборудование для организации труда в природе;
-оборудование для организации опытнической деятельности.
Все объекты, предметы, материалы уголка природы яркие, красочные,
эмоционально привлекательны, доступны детям(и содержательно, и
физически). Материалы, объекты и оборудование стимулируют детей к
организации экологически- ориентированного общения в процессе
реализации различных видов и форм детской деятельности(наблюдений, игр,
труда, экспериментирования и пр.).
Мини-лаборатория. Предназначена для организации детской элементарно-
исследовательской деятельности в природе, которая обеспечивает детям не
только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но
и даёт возможность качественно освоить перечень трудовых умений и
навыков, необходимых детям для организации экологически грамотного
ухода за выращиваемыми растениями, активно использовать их в
повседневной жизни. В процессе этой деятельности дошкольники осознают
свою позитивную роль в жизни природы родного края, что оказывает
благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и
интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.
В лаборатории хранятся природные материалы предназначенные для
проведения разных исследований: песок, глина ,камни, семена растений.
Сад-огород. Предназначен, для того, чтобы показать детям как сажают
семена цветочных растений и овощей. Дошкольники учатся наблюдать за
посадкой и всходами семян, ухаживать за растениями, получают знания о
садовых и огородных растениях.
Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты). На
участке дети знакомятся с изменениями, которые происходят в природе, с
ландшафтными архитектурными объектами(горками, цветниками, огородом).
Следят, как готовятся растения к смене сезонов. Прогулки по участку
детского сада закрепляют умения детей правильно вести себя в природе (не
ломать кустов, веток, не оставлять мусор, не разрушать муравейники).
Экологическая тропа. В детском саду это специально оборудованная в
образовательных и воспитательных целях природная территория, маршрут,
проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую,
природоохранную ценность, на котором дошкольники получают
информацию о них.
1.
Солнечная поляна. Вместе с педагогом дети рассматривают схему
тропы для определения последовательности маршрута.
2.
Правила поведения в природе. Дети знакомятся с правилами поведения
в природе. Педагог обращает внимание детей на то, что во время
путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила.
Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки,
ловить насекомых, бросать мусор. С тропы нельзя выносить сувениры
природы: красивые камешки, интересные коряги и т.п. С тропы можно
«выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
3.
«Природная лаборатория». Объект включает в себя столы и скамейки
для детей, различные материалы для проведения опытов и
экспериментов( песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой
природный и бросовый материал), необходимое оборудование( лупы,
различные ёмкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с
водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой
опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов,
информационные материалы для родителей. Дети знакомятся,
расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой
природы, проводят совместно со взрослым опыты, эксперименты,
наблюдения. Педагог заранее, в зависимости от возраста и интересов
детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и
экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их
проведения материала, по окончании опыта педагог помогает детям
сделать выводы, систематизировать представления. По результатам
опытов и экспериментов могут выполняться зарисовки.
4.
«Ягодная поляна». Дети знакомятся с какой-либо ягодой, наблюдают за
тем, как она растёт, пробуют её душистые плоды. Педагог предлагает
отгадать загадку о ягоде, беседует о ней ( части растения, этапы роста,
польза для природы и человека), читает стихотворение про ягоду.
5.
«Муравейник». Дети рассматривают муравейник из хвои и веток,
фигурки муравьёв, рассматривают схему муравейника. Педагог
предлагает отгадать загадку про муравьёв и муравейник, рассказывает
детям об устройстве муравейника, интересные факты из жизни этих
насекомых, знакомит с пословицами, поговорками, народными
приметами, связанными с муравьями, читает стихи и сказки про
муравьёв и муравейник.
6.
Берёза. Дети рассматривают все части дерева(ствол, листья,плоды),
наблюдают за изменениями в разное время года. Педагог, используя
иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с
детьми о берёзе, рассказывает об этом дереве, его строении., росте,
пользе для природы и человека, знакомит с пословицами, поговорками,
народными приметами, связанными с берёзой, читает стихи о дереве.
7.
«Мини-водоём». Дети рассматривают искусственный водоём с
водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде,
альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки,
цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы,
отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями. Педагог,
используя иллюстративный материал беседует с детьми об обитателях
пруда(растениях, животных, насекомых).
8.
«Огород». Дети рассматривают мини грядки с овощными
культурами(кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.),
наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические
навыки ухода за растениями(полив, прополка, рыхление, сбор урожая).
Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода,
предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек
ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого,
помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и
динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными
условиями.
9.
«Цветы леса и луга.». Дети рассматривают луговые и лесные
цветы(ландыш, ветреница, колокольчик, ромашка, василёк и др.),
наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой
цветов и наслаждаются их ароматом. Педагог беседует с детьми о
цветах луга и леса, их особенностях, помогает выделить их общие
признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих
растениях. В конце маршрута педагог с детьми возвращается на
«Солнечную полянку», где спрашивает детей где они побывали , что
нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на
тропинке, доброе и заботливое отношение к природе.
Дети совместно с родителями и воспитателем могут принимать
активное участие в конкурсах рисунков , плакатов в защиту редких и
исчезающих животных, в региональных экологических акциях, в
трудовых десантах по благоустройству территории, посадке деревьев,
уходе за цветами и дети уже вместе с родителями будут воспринимать
природоохранные требования, как свою внутреннюю потребность, а не
обязанность.
Основными направлениями экологического образования и воспитания
детей и взрослых в детском саду являются:
-организация экологического образования детей в различных видах
деятельности: игре, экскурсии, прогулках, проектной,
исследовательской , опытно-экспериментальной, природоохранной,
проведении развлечений и праздников на данную тематику.
-организация и проведение подготовки педагогических работников и
родителей по экологическому воспитанию .
В образовательной деятельности используются фрагменты
видеофильмов, видеосюжеты о природе, слайдовые презентации. Через
занятия всех возрастных групп всегда должна проходить тема
сезонных изменений в природе. Для ознакомления могу подбираться
животные и растения, внешний вид которых, поведение наиболее
интересны в этот период, и наиболее ярко и глубоко влияют на чувства
ребёнка.
Занятия для детей могут проводиться в различных формах:
-беседы на познавательные темы «Об овощах и фруктах, «Как лесные
звери готовятся к зиме», «О домашних и диких животных», «Кто
может обидеть ель и как ей помочь», «Перелётные птицы», «Станем
юными защитниками природы» и т.д.
-познавательные рассказы , чтение литературы ( В. Бианки, Е.
Чарушин, Ю. Дмитриев и др.)
-в процессе опытно-экспериментальной деятельности расширяются
представления детей о свойствах песка, воды, снега. Вода (льётся,
переливается, нагревается, охлаждается), снег(холодный, белый, от
тепла тает), песок (сухой-рассыпается, влажный-лепится). Можно
провести опыты: «Вода-источник жизни», «Тает, не тает, летает, не
летает», «Как обнаружили воздух?», игры -эксперименты :«Что в
пакете?» , «Воздух работает». «Может ли камень издавать звук?»,
проблемные ситуации: «Почему вода льётся?», «Цветные льдинки».
-успешному решению задач экологического образования и воспитания
дошкольников способствует технология проектной деятельности.
Совместно с родителями и детьми можно реализовать проекты:
«Украсим садик мы цветами», «Покормите птиц зимой»,
«Экологический калейдоскоп», «День земли», «День малых рек и
водоёмов», «День птиц», «Разноцветная планета», «Волшебница вода»,
«Волшебный песок», «Голубая капелька», «Огород на подоконнике».
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей можно
также использовать следующие формы работы: родительские собрания,
консультации, беседы, размещать стендовую информацию, конкурсы
рисунков, поделок, выставок, таких как «Волшебница вода», «Вместо
елки новогодний букет»…, семинары, консультации, развлечения.
В помощь по экологическому воспитанию можно взять:
-основную общеобразовательную программу ДОУ
-программу «Истоки»- подраздел «Природа и ребёнок» входит в
раздел «Познание окружающего мира» и включает в себя
характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели
развития, содержание и условия педагогической работы
- парциальную программу Н. Рыжовой «Наш дом – природа». Её
основная цель – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-
активной творческой личности, способной понимать и любить
окружающий мир и природу, бережно относиться к ним.
- авторские программы воспитателей, а также программу «Юный
эколог» для детей от 3 до 7 лет.