Автор: Шеремет Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 41 им. Г.А. Тарана
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Консультация
Тема: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Художественная литература – могучее действенное средство
умственного, эстетического и нравственного воспитания детей,
оказывающая большое влияние на развитие и обогащение речи.
Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, даёт ребёнку
прекрасные образцы русского литературного языка.
Художественная литература вызывает интерес к личности и
внутреннему миру героя.
В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять
участие, доброту.
Художественное слово помогает ребёнку понять красоту звучащей
родной речи.
В детском саду младших дошкольников знакомят с литературными
произведениями разных жанров: рассказами, пословицами,
сказками, поговорками, потешками и т.д.
Приобщаясь к художественной литературе, ребёнок младшего
дошкольного возраста накапливает определённый запас слов,
который содержит все части речи.
Из книги ребёнок получает много новых слов, образных
выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической
лексикой.
Характерная для младшего дошкольника особенность – это
необычайная тяга к ритмически организованному складу речи,
ритмам и рифмам, выразительной интонации.
Сама природа ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста
требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать
стихи, явно предпочитая их прозе.
Малышам нравятся произведения детского фольклора, они
усваивают звуковой склад малых форм фольклора, повторяют
слова, интонации.
Если у ребёнка наблюдается несформированность культурно-
гигиенических навыков, ему можно помочь, поставив следующие
цели и задачи, а также подобрать список литературы.
Цель: формирование культурно-гигиенических навыков у детей
дошкольного возраста через использование художественного
слова.
Задачи:
1.
Формировать культурно-гигиенические навыки у детей
дошкольного возраста.
2.
Закрепить представления о правилах личной гигиены,
уточнить и систематизировать знания детей о необходимости
гигиенических процедур;
3.
Воспитывать у детей желание выглядеть чистым и опрятным.
К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»
А. Барто «Девочка чумазая»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
«Водичка»
«Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять»
«Пошёл котик на торжок»
«Мы за стол садимся кушать»
З. Александрова «Вкусная каша»
И. Муравейка «Я сама»
«Про себя и про ребят» Г. Ладонщикова
Е. Благинина «Алёнушка»
Ещё одна проблема, с которой сталкиваются дети, это неумение
контактировать с детьми и взрослыми, ребёнок не всегда способен
контролировать свои эмоции и поведение.
Цель: формирование у детей ценных навыков и способов
поведения в отношении с другими людьми, развитие
коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.
Задачи:
1.
Формировать у детей умение преодолевать застенчивость,
нерешительность, неуверенность в себе, внутренне
раскрепощаться.
2.
Обогащать словарный запас языковыми средствами
(пополнение словарного запаса, формирование
словообразовательных навыков).
3.
Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.
4.
Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие
решения в конфликтных ситуациях.
5.
Развивать навыки совместной деятельности в коллективе
6.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
7.
Осознавать свою собственную уникальность.
«Смоляной бычок» Русская народная сказка
«Солнце в доме» Е. Серова
«Крупеничка» И.Телешова
«В дороге» Е. Михаленко
«Косточка» Л.Н. Толстой
«Признание» Е. Михаленко
«Два товарища» Л.Н. Толсто й
«До первого дождя» В. Осеева
«Цветик-семицветик» В. Катаев
«Дюймовочка» Г.-Х. Андерсен