Напоминание

"Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения"


Автор: Кузьмина Наталия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №12"
Населённый пункт: город Новочебоксарск Чувашской Республики
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах

предложения.

Цель:

продолжить формирование умений ставить запятые в простых предложениях с

однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но) .

Задачи урока:

Образовательные: формировать умение находить однородные члены предложения, ставить

знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов, с союзами: и, а, но.

Развивающие:

развивать компоненты учебной деятельности (целеполагание, учебная

мотивация, рефлексия); развивать речь, мышление, память, воображение.

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебе, познавательный интерес к

изучению русского языка и литературного чтения, формировать коммуникативные навыки у

обучающихся.

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.

Форма: урок – практикум.

Технология: информационно – коммуникативная технология.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, ассоциация, ситуативный (решение

проблемных ситуаций), практический,

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе,

ориентация на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца

«хорошего ученика»;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой

частной задачи;

- навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества.

Метапредметные результаты:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации (во внешней речи и во внутреннем плане);

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действий;

Предметные результаты:

- различать предложения с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов);

- ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но);

- оформлять на письме предложения с однородными членами (без союзов и с союзами и, а,

но).

Ход урока:

1.

Организационный момент.

2.

Минутка чистописания.

На экране: а о и но

Прочитайте. Какое слово «лишнее»? Запишите союзы. Что вы знаете о союзах?

(служебная часть речи, служит для связи слов в предложении.

3.

Повторение изученного.

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- Как вы думаете, почему я выбрала именно этот отрывок из стихотворения Ивана Бунина ?

(В этом отрывке говорится об осени. В этом предложении есть однородные члены

предложения). Осень - одно из самых прекрасных времен года, время торжественное,

красивое, хоть и мимолетное, время вдохновения и творения художников и поэтов.

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

На экране:

Листья летят. Листья кружатся. Листья тихо ложатся на землю.

- Что вы можете сказать о данном тексте?

(В этих предложениях одно подлежащее листья. Текст некрасивый. В нем часто

повторяется слово листья).

- Как можно сказать, чтобы избежать повторения подлежащего?

(Составить одно предложение).

Листья летят, кружатся, тихо ложатся на землю. Запишите

Выделите грамматическую основу в данном предложении. Что вы можете сказать о

получившемся предложении? Что особенного в предложении?

(Это предложение с однородными членами предложения).

- Докажите. Почему вы так считаете?

(В предложении несколько сказуемых: летят, кружатся, ложатся).

- Что поясняют сказуемые? (Сказуемые поясняют подлежащее листья)

На какой вопрос отвечают и какой частью речи выражены? (Отвечают на вопрос что

делает? выражены частью речи глагол).

Давайте вспомним признаки однородных членов.

1.

Отвечают на один и тот же вопрос.

2.

Являются одним членом предложения.

3.

Относятся к одному и тому же члену предложения.

4.

Выражены одной и той же частью речи.

Мы увидели, что слова в предложении живут по тем же законам, что и люди в семье и в

любом коллективе. И для слов, и для людей главное - уметь строить отношения.

Какими членами могут быть однородные члены? (Главные и второстепенные)

- Почему вы поставили запятые? (Это предложение с однородными членами)

- Как могут быть связаны однородные члены? (Интонацией перечисления)

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно! О, О

Посмотрите на следующее предложение.

В осенней темноте растворились сады и поля. Спишите его.

- Найдите грамматическую основу. Какими членами предложения являются однородные

члены.

Как вы думаете, почему в этом предложении нет запятой? (П.ч. есть союз И) Молодцы!

Если же вдруг появился союз,

то запятая, тогда лишний груз! О и О

Смотрим на следующее предложение.

По склонам гор растут и сосны, и ели, и пихты. Спишите.

- Найдите грамматическую основу. Что заметили? Почему это предложение вызвало у вас

недоумение ? (не изучали)

- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке

? (учиться ставить запятые в

предложениях с однородными членами)

- Правильно, будем учиться ставить знаки препинания при однородных членах.

- Как вы думаете, почему в этом предложении есть запятые? (Предположения детей)

Если союз к нам пришел не один,

Ставь запятую ты перед вторым! и О , и О, и О

Посмотрите на следующие предложения.

В сентябре день бывает погожим, а по утрам негожим.

Лебеди летели низко над озером, но на воду не садились.

Спишите. Выделите грамматическую основу. Что заметили? А что вы знаете о союзах А и

НО? (Перед ними всегда ставится запятая)

Какой можно сделать вывод?

А перед союзами “а” и “но”

Долгих сомнений быть не должно.

И не думай впустую –

Ставь скорей запятую…

О, а О

О, но О

Физкультминутка.

Итак, как определить постановку запятой.

1. Определи, есть ли в предложении, однородные члены, и найди их

2. Посмотри, как соединены однородные члены предложения

3. Вспомни, как расставляются знаки препинания при однородных членах предложения

Запятая ставится (если между однородными членами нет союза И , если есть повторяющиеся

союзы и перед союзами А и Но

Запятая не ставится если союз И употребляется один раз.

Закрепление.

А теперь работая в парах, будем вырабатывать навыки употребления знаков препинания при

однородных членах предложения. Открываем учебник на стр. упр.103. работаем все вместе.

Работа в группах.

А сейчас мне хотелось бы убедиться в вашем профессионализме по усвоению данной темы.

А работать вы будете в группах. Задание - составьте кластер (систематизация знаний в виде

схем) по нашей теме.

Итак, когда запятую ставить не надо?

Когда она необходима?

д/з упр.104

Осень.

Наступила осень. Осенью дни короткие. Осенью дни пасмурные. Разноцветные листья

летят над поляной. Листья кружатся. С наступлением осени поля опустели. Луга опустели.

Что вы можете сказать об этих коротких описаниях?

Ученик: Тексты некрасивые, в них используется частое повторение слов.

- Ваша задача - исправить тексты, употребив в них предложения с однородными членами.

Осень.

Наступила осень. Осенью дни короткие и пасмурные. Разноцветные листья летят над

поляной, кружатся. С наступлением осени поля и луга опустели.

Что у вас получилось? Для чего нужны однородные члены предложения в речи?

Ученик:

вывод:

Однородные

члены

предложения

делают

речь

красивой,

более

выразительной, создают яркие описания и динамические картины.

Вспомним известную фразу А.П. Чехова: « В человеке все должно быть прекрасно: и лицо и

одежда и душа и мысли». В записи этой фразы все в порядке? Нужно что- то дополнить?

Слайд

№14.

Я

бы

хотела,

чтобы

эта

фраза

стала

девизом

вашей

жизни.

Желаю всем вам, ребята, хорошо учиться, вырасти добрыми, честными, трудолюбивыми и

грамотными людьми.



В раздел образования