Автор: Кузьмина Наталия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №12"
Населённый пункт: город Новочебоксарск Чувашской Республики
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения"
Раздел: начальное образование
Тема урока: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах
предложения.
Цель:
продолжить формирование умений ставить запятые в простых предложениях с
однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но) .
Задачи урока:
Образовательные: формировать умение находить однородные члены предложения, ставить
знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов, с союзами: и, а, но.
Развивающие:
развивать компоненты учебной деятельности (целеполагание, учебная
мотивация, рефлексия); развивать речь, мышление, память, воображение.
Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебе, познавательный интерес к
изучению русского языка и литературного чтения, формировать коммуникативные навыки у
обучающихся.
Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.
Форма: урок – практикум.
Технология: информационно – коммуникативная технология.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, ассоциация, ситуативный (решение
проблемных ситуаций), практический,
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентация на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца
«хорошего ученика»;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
частной задачи;
- навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества.
Метапредметные результаты:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации (во внешней речи и во внутреннем плане);
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действий;
Предметные результаты:
- различать предложения с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но);
- оформлять на письме предложения с однородными членами (без союзов и с союзами и, а,
но).
Ход урока:
1.
Организационный момент.
2.
Минутка чистописания.
На экране: а о и но
Прочитайте. Какое слово «лишнее»? Запишите союзы. Что вы знаете о союзах?
(служебная часть речи, служит для связи слов в предложении.
3.
Повторение изученного.
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- Как вы думаете, почему я выбрала именно этот отрывок из стихотворения Ивана Бунина ?
(В этом отрывке говорится об осени. В этом предложении есть однородные члены
предложения). Осень - одно из самых прекрасных времен года, время торжественное,
красивое, хоть и мимолетное, время вдохновения и творения художников и поэтов.
Посмотрите, пожалуйста, на экран.
На экране:
Листья летят. Листья кружатся. Листья тихо ложатся на землю.
- Что вы можете сказать о данном тексте?
(В этих предложениях одно подлежащее листья. Текст некрасивый. В нем часто
повторяется слово листья).
- Как можно сказать, чтобы избежать повторения подлежащего?
(Составить одно предложение).
Листья летят, кружатся, тихо ложатся на землю. Запишите
Выделите грамматическую основу в данном предложении. Что вы можете сказать о
получившемся предложении? Что особенного в предложении?
(Это предложение с однородными членами предложения).
- Докажите. Почему вы так считаете?
(В предложении несколько сказуемых: летят, кружатся, ложатся).
- Что поясняют сказуемые? (Сказуемые поясняют подлежащее листья)
На какой вопрос отвечают и какой частью речи выражены? (Отвечают на вопрос что
делает? выражены частью речи глагол).
Давайте вспомним признаки однородных членов.
1.
Отвечают на один и тот же вопрос.
2.
Являются одним членом предложения.
3.
Относятся к одному и тому же члену предложения.
4.
Выражены одной и той же частью речи.
Мы увидели, что слова в предложении живут по тем же законам, что и люди в семье и в
любом коллективе. И для слов, и для людей главное - уметь строить отношения.
Какими членами могут быть однородные члены? (Главные и второстепенные)
- Почему вы поставили запятые? (Это предложение с однородными членами)
- Как могут быть связаны однородные члены? (Интонацией перечисления)
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно! О, О
Посмотрите на следующее предложение.
В осенней темноте растворились сады и поля. Спишите его.
- Найдите грамматическую основу. Какими членами предложения являются однородные
члены.
Как вы думаете, почему в этом предложении нет запятой? (П.ч. есть союз И) Молодцы!
Если же вдруг появился союз,
то запятая, тогда лишний груз! О и О
Смотрим на следующее предложение.
По склонам гор растут и сосны, и ели, и пихты. Спишите.
- Найдите грамматическую основу. Что заметили? Почему это предложение вызвало у вас
недоумение ? (не изучали)
- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке
? (учиться ставить запятые в
предложениях с однородными членами)
- Правильно, будем учиться ставить знаки препинания при однородных членах.
- Как вы думаете, почему в этом предложении есть запятые? (Предположения детей)
Если союз к нам пришел не один,
Ставь запятую ты перед вторым! и О , и О, и О
Посмотрите на следующие предложения.
В сентябре день бывает погожим, а по утрам негожим.
Лебеди летели низко над озером, но на воду не садились.
Спишите. Выделите грамматическую основу. Что заметили? А что вы знаете о союзах А и
НО? (Перед ними всегда ставится запятая)
Какой можно сделать вывод?
А перед союзами “а” и “но”
Долгих сомнений быть не должно.
И не думай впустую –
Ставь скорей запятую…
О, а О
О, но О
Физкультминутка.
Итак, как определить постановку запятой.
1. Определи, есть ли в предложении, однородные члены, и найди их
2. Посмотри, как соединены однородные члены предложения
3. Вспомни, как расставляются знаки препинания при однородных членах предложения
Запятая ставится (если между однородными членами нет союза И , если есть повторяющиеся
союзы и перед союзами А и Но
Запятая не ставится если союз И употребляется один раз.
Закрепление.
А теперь работая в парах, будем вырабатывать навыки употребления знаков препинания при
однородных членах предложения. Открываем учебник на стр. упр.103. работаем все вместе.
Работа в группах.
А сейчас мне хотелось бы убедиться в вашем профессионализме по усвоению данной темы.
А работать вы будете в группах. Задание - составьте кластер (систематизация знаний в виде
схем) по нашей теме.
Итак, когда запятую ставить не надо?
Когда она необходима?
д/з упр.104
Осень.
Наступила осень. Осенью дни короткие. Осенью дни пасмурные. Разноцветные листья
летят над поляной. Листья кружатся. С наступлением осени поля опустели. Луга опустели.
Что вы можете сказать об этих коротких описаниях?
Ученик: Тексты некрасивые, в них используется частое повторение слов.
- Ваша задача - исправить тексты, употребив в них предложения с однородными членами.
Осень.
Наступила осень. Осенью дни короткие и пасмурные. Разноцветные листья летят над
поляной, кружатся. С наступлением осени поля и луга опустели.
Что у вас получилось? Для чего нужны однородные члены предложения в речи?
Ученик:
вывод:
Однородные
члены
предложения
делают
речь
красивой,
более
выразительной, создают яркие описания и динамические картины.
Вспомним известную фразу А.П. Чехова: « В человеке все должно быть прекрасно: и лицо и
одежда и душа и мысли». В записи этой фразы все в порядке? Нужно что- то дополнить?
Слайд
№14.
Я
бы
хотела,
чтобы
эта
фраза
стала
девизом
вашей
жизни.
Желаю всем вам, ребята, хорошо учиться, вырасти добрыми, честными, трудолюбивыми и
грамотными людьми.