Напоминание

"Грибная пора"


Автор: Соколова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с.Августовка
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Грибная пора"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Грибная пора"

УМК «Начальная школа 21 века

Автор: Соколова Ольга Анатольевна ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Августовка

Тема урока «Грибная пора»

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» автор Н.Ф.Виноградова , рабочая тетрадь,

компьютер, проектор, таблица «Грибы. Строение гриба», иллюстрации с изображением

грибов, таблички со словами «съедобные», «ядовитые»

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с царством грибов,

формирования представления о грибах как живых организмах; развития умения выделять

группы съедобным и несъедобных грибов, навыков правильного поведения в природе,

творческого воображения, логического мышления.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать понятия живая природа, неживая природа; описывать

(характеризовать) отдельных представителей царства грибов, сравнивать и различать

грибы (съедобные и несъедобные), плоды разных растений.

Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов УУД);

Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и

контроле способа решения;

Познавательные: знаково-символические – использовать знаково-символические

средства представления информации , работать с таблицей; предметные –иметь

представление о царстве грибов; сравнивать и различать грибы (съедобные и

несъедобные), плоды разных растений; логические – классифицировать объекты по

разным признакам

Коммуникативные: взаимодействие – выражать личное восприятие мира и настроение в

эмоциональном слове

Личностные: самоопределение – оценивают поступки человека по отношению к природе,

осознают личное отношение к малой родине, осуществляют действия по охране

окружающего мира: смыслообразование – проявляют позитивное отношение к

сохранению природы.

Ход урока:

I.

Организационный момент.

II. Определение темы урока

Отгадайте загадку:

Стоит лепешка на одной ножке,

Кто мимо пройдет, всяк поклонится. (гриб)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о грибах)

- Что вы знаете о грибах?

Сегодня мы поговорим непросто о грибах, а о грибной поре.

- Что значит грибная пора?

III. Целеполагание и постановка задач

- Для чего нам нужно это знать?

- Что вы знаете о грибах?

- Что бы вы хотели еще узнать про грибы?

IV. Открытие новых знаний

1.Знакомство с понятием «гриб»

-К какой группе живой природы можно отнести грибы?

Грибы – особое царство природы.

Грибы не растения: у них нет корня, стебля, листьев, цветков. Но грибы и не животные,

ведь они неподвижны.

- При слове «грибы» мы сразу вспоминаем душистые крепкие белые грибы, желтые

лисички, разноцветные сыроежки, оранжево- зеленые рыжики. Но это лишь часть

огромного грибного мира. Грибы есть всюду: в воздухе, в воде, в почве. Их роль в природе

и в жизни человека огромна. Есть грибы – невидимки. Их так называют, так как они не

видны невооруженным глазом, без специальных приборов. Такие грибы используют в

производстве хлеба, сыра, кефира и других продуктов питания. Есть лекарственный гриб,

который содержится в плесени и называется пенициллин.

Из огромного грибного мира в пищу мы употребляем главным образом шляпочные грибы.

Надземная часть которых – плодовое тело – состоит из шляпки и ножки.

Подведем первые итоги. Что такое грибы?

А слышали ли вы когда-нибудь выражение: «третья охота»?

Так называют сбор грибов – увлекательное и полезное занятие. Я вам предлагаю тоже

заняться грибной охотой.

Грибная охота

«Вот мы в лес пришли, белый гриб нашли,

Выросли маслята – дружные ребята.

А опята – плясуны.

На поляне пляшут, шапочками машут,

Раз грибок, еще грибок - положили в кузовок».

2.Знакомство с царством грибов.

- Какие грибы вы знаете?

- О каких грибах речь в рассказе?

Чтение учителем сказки Н. Сладкова «Грибы»:

«Люблю грибы собирать! Под березами – подберезовики. Ножка тоненькая, шляпка

широкая. В сухом бору гриб боровик. Боровичок-мужичок. Толстой ногой уперся в землю,

понатужился и поднял головой целый ворох хвоинок и листиков. Шапка на глаза

насунулась, смотрит сердито… бурый боровик.

Вдоль ручья - осинки. Под осинками – подосиновики. Бравые ребята в белых майках и

красных тюбетейках.

Через осинник – лесная тропка. Петляет, виляет и куда ведет, неизвестно.

Иду, и за каждой вилюшкой: то лисички – желтые граммофончики, то опенки – ноги

тонки, то сыроежки – говорушки.»

- Перечислите о каких грибах шла речь в рассказе.

- Почему они получили такое название?

- С чем сравнивают грибы?

Рассмотрите разные грибы и сравните.

- Что объединяет все эти грибы?

- А какие еще бывают грибы? Почему их так называют?

Сделаем вывод: О чем узнали, работая по второму пункту?

3. Работа по календарю сбора грибов (учебник, с.22)

Рассмотрите календарь в паре.

- Какие грибы здесь представлены?

- Какие грибы собирают осенью?

- О чем надо помнить при сборе грибов?

Настоящий грибник должен заботиться о сохранности грибного места. Гриб надо

срезать ножом или по кругу, главное не разворошить вокруг лесную подстилку, не

разгребать сухие листья, мох, не разрушать грибницу. Будем же бережно относиться к

природе.

- Что нового открыли для себя?

V. Формирование первичных умений на основе самоконтроля

- Ребята, кто такой грибник?

1

. И г р а «Самый лучший грибник».

-

Отгадайте загадку. Определите, о каком грибе идёт речь, возьмите его в корзинку или оставь

те на доске.

- Какие грибы будем брать в корзинку?

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой.

(Подосиновик.)

Растут на опушке

Рыжие подружки.

Их зовут...

(волнушки).

Их обходим стороной –

Нам не надо ни одной!

Сами лезут на полянки

Эти бледные ... (поганки).

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красною шляпкой,

На шляпке - горошки.(Мухомор.)

Ходят в рыженьких беретах

Очень дружные сестрички.

Осень в лес приносят летом

Золотистые...

(лисички).

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый... (боровик)

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна... (сыроежка)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются... (лисички)

Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется... (рыжик)

Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

Среди лесов, полей, болот

Ядовитый гриб растет,

В бледной шляпке с тонкой ножкой,

Класть нельзя его в лукошко.

Гриб опасный, гриб — обманка,

Это бледная … (поганка).

VI. Осуществление контроля

1.Работа на интерактивной доске.

«Академия младшего школьника» *Разбей на группы*195 Съедобные и ядовитые грибы.

2.Работа в тетради

Стр.12 - Закончи рисунок.

- Что мы должны знать, чтобы выполнить это задание?

Нарисуй грибы, которые собирают осенью.

- Что мы должны знать, чтобы выполнить это задание?

VII. Итог урока

- Что нового вы открыли для себя на уроке?

- Что показалось наиболее интересным?

- О чем бы вам хотелось рассказать дома, чем поделиться?

VIII. Рефлексия

Если вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой, вы узнали много нового, то

возьмите у себя на столе «съедобный гриб» и положите его в лукошко.

Если вы считаете, что на уроке было сложно работать и у вас много не получилось, то возьмите у

себя на столе «ядовитый гриб» и положите его в лукошко.



В раздел образования