Автор: Соколова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с.Августовка
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Грибная пора"
Раздел: начальное образование
Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Грибная пора"
УМК «Начальная школа 21 века
Автор: Соколова Ольга Анатольевна ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Августовка
Тема урока «Грибная пора»
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» автор Н.Ф.Виноградова , рабочая тетрадь,
компьютер, проектор, таблица «Грибы. Строение гриба», иллюстрации с изображением
грибов, таблички со словами «съедобные», «ядовитые»
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с царством грибов,
формирования представления о грибах как живых организмах; развития умения выделять
группы съедобным и несъедобных грибов, навыков правильного поведения в природе,
творческого воображения, логического мышления.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать понятия живая природа, неживая природа; описывать
(характеризовать) отдельных представителей царства грибов, сравнивать и различать
грибы (съедобные и несъедобные), плоды разных растений.
Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов УУД);
Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и
контроле способа решения;
Познавательные: знаково-символические – использовать знаково-символические
средства представления информации , работать с таблицей; предметные –иметь
представление о царстве грибов; сравнивать и различать грибы (съедобные и
несъедобные), плоды разных растений; логические – классифицировать объекты по
разным признакам
Коммуникативные: взаимодействие – выражать личное восприятие мира и настроение в
эмоциональном слове
Личностные: самоопределение – оценивают поступки человека по отношению к природе,
осознают личное отношение к малой родине, осуществляют действия по охране
окружающего мира: смыслообразование – проявляют позитивное отношение к
сохранению природы.
Ход урока:
I.
Организационный момент.
II. Определение темы урока
Отгадайте загадку:
Стоит лепешка на одной ножке,
Кто мимо пройдет, всяк поклонится. (гриб)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о грибах)
- Что вы знаете о грибах?
Сегодня мы поговорим непросто о грибах, а о грибной поре.
- Что значит грибная пора?
III. Целеполагание и постановка задач
- Для чего нам нужно это знать?
- Что вы знаете о грибах?
- Что бы вы хотели еще узнать про грибы?
IV. Открытие новых знаний
1.Знакомство с понятием «гриб»
-К какой группе живой природы можно отнести грибы?
Грибы – особое царство природы.
Грибы не растения: у них нет корня, стебля, листьев, цветков. Но грибы и не животные,
ведь они неподвижны.
- При слове «грибы» мы сразу вспоминаем душистые крепкие белые грибы, желтые
лисички, разноцветные сыроежки, оранжево- зеленые рыжики. Но это лишь часть
огромного грибного мира. Грибы есть всюду: в воздухе, в воде, в почве. Их роль в природе
и в жизни человека огромна. Есть грибы – невидимки. Их так называют, так как они не
видны невооруженным глазом, без специальных приборов. Такие грибы используют в
производстве хлеба, сыра, кефира и других продуктов питания. Есть лекарственный гриб,
который содержится в плесени и называется пенициллин.
Из огромного грибного мира в пищу мы употребляем главным образом шляпочные грибы.
Надземная часть которых – плодовое тело – состоит из шляпки и ножки.
Подведем первые итоги. Что такое грибы?
А слышали ли вы когда-нибудь выражение: «третья охота»?
Так называют сбор грибов – увлекательное и полезное занятие. Я вам предлагаю тоже
заняться грибной охотой.
Грибная охота
«Вот мы в лес пришли, белый гриб нашли,
Выросли маслята – дружные ребята.
А опята – плясуны.
На поляне пляшут, шапочками машут,
Раз грибок, еще грибок - положили в кузовок».
2.Знакомство с царством грибов.
- Какие грибы вы знаете?
- О каких грибах речь в рассказе?
Чтение учителем сказки Н. Сладкова «Грибы»:
«Люблю грибы собирать! Под березами – подберезовики. Ножка тоненькая, шляпка
широкая. В сухом бору гриб боровик. Боровичок-мужичок. Толстой ногой уперся в землю,
понатужился и поднял головой целый ворох хвоинок и листиков. Шапка на глаза
насунулась, смотрит сердито… бурый боровик.
Вдоль ручья - осинки. Под осинками – подосиновики. Бравые ребята в белых майках и
красных тюбетейках.
Через осинник – лесная тропка. Петляет, виляет и куда ведет, неизвестно.
Иду, и за каждой вилюшкой: то лисички – желтые граммофончики, то опенки – ноги
тонки, то сыроежки – говорушки.»
- Перечислите о каких грибах шла речь в рассказе.
- Почему они получили такое название?
- С чем сравнивают грибы?
Рассмотрите разные грибы и сравните.
- Что объединяет все эти грибы?
- А какие еще бывают грибы? Почему их так называют?
Сделаем вывод: О чем узнали, работая по второму пункту?
3. Работа по календарю сбора грибов (учебник, с.22)
Рассмотрите календарь в паре.
- Какие грибы здесь представлены?
- Какие грибы собирают осенью?
- О чем надо помнить при сборе грибов?
Настоящий грибник должен заботиться о сохранности грибного места. Гриб надо
срезать ножом или по кругу, главное не разворошить вокруг лесную подстилку, не
разгребать сухие листья, мох, не разрушать грибницу. Будем же бережно относиться к
природе.
- Что нового открыли для себя?
V. Формирование первичных умений на основе самоконтроля
- Ребята, кто такой грибник?
1
. И г р а «Самый лучший грибник».
-
Отгадайте загадку. Определите, о каком грибе идёт речь, возьмите его в корзинку или оставь
те на доске.
- Какие грибы будем брать в корзинку?
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
(Подосиновик.)
Растут на опушке
Рыжие подружки.
Их зовут...
(волнушки).
Их обходим стороной –
Нам не надо ни одной!
Сами лезут на полянки
Эти бледные ... (поганки).
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке - горошки.(Мухомор.)
Ходят в рыженьких беретах
Очень дружные сестрички.
Осень в лес приносят летом
Золотистые...
(лисички).
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый... (боровик)
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята)
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна... (сыроежка)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... (лисички)
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (рыжик)
Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
Среди лесов, полей, болот
Ядовитый гриб растет,
В бледной шляпке с тонкой ножкой,
Класть нельзя его в лукошко.
Гриб опасный, гриб — обманка,
Это бледная … (поганка).
VI. Осуществление контроля
1.Работа на интерактивной доске.
«Академия младшего школьника» *Разбей на группы*195 Съедобные и ядовитые грибы.
2.Работа в тетради
Стр.12 - Закончи рисунок.
- Что мы должны знать, чтобы выполнить это задание?
Нарисуй грибы, которые собирают осенью.
- Что мы должны знать, чтобы выполнить это задание?
VII. Итог урока
- Что нового вы открыли для себя на уроке?
- Что показалось наиболее интересным?
- О чем бы вам хотелось рассказать дома, чем поделиться?
VIII. Рефлексия
Если вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой, вы узнали много нового, то
возьмите у себя на столе «съедобный гриб» и положите его в лукошко.
Если вы считаете, что на уроке было сложно работать и у вас много не получилось, то возьмите у
себя на столе «ядовитый гриб» и положите его в лукошко.