Автор: Чернова Светлана Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 196»
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: методико-дидактические материалы по теме:
Тема: Развитие творческого мышления обучающихся как основная задача педагога дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Развитие творческого
мышления обучающихся как
основная задача педагога
дополнительного
образования
Чернова Светлана Васильевна,
Педагог студии профессионального
самоопределения «Next-дизайн»
МБУДО ДДТ им. А.И. Ефремова
Креативность - способность видеть вещи в
новом и необычном свете и находить
уникальные решения проблем.
КРЕАТИВНОСТЬ
O
Креативность является полной
противоположностью шаблонного
мышления (ограниченность выбора при
поиске возможных решений и тенденций
одинаково подходить к разным проблемам).
O
Креативность делает процесс мышления
увлекательным и помогает находить новые
решения старых проблем.
Г.А. Барышева и Ю.А. Жигалов (2006)
Становление креативности включает несколько этапов.
O
1 этап – пробуждение. Происходит накопление сенсорного, эмоционального,
интеллектуального опыта; появляется информационное пространство и
импульс побуждения творчества (мотивация).
O
2 этап – подражание, имитация. Происходит освоение эталонов
креативного поведения, освоение технологий и способов творческой
деятельности. Главное здесь – освоение технологий.
O
3 этап – импликация (связи). Перенос в новые условия усвоенных связей,
поиск новых связей и отношений.
O
4 этап – трансформация – преобразование опыта в соответствии с
индивидуальными возможностями, особенностями, потребностями.
O
5 этап – гармонизация психологической структуры креативности,
индивидуализация творческой деятельности. Становление творческой
индивидуальности.
Этапы развития креативности
O
(Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская,
Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич) Креативность проходит
как минимум две стадии возрастного развития:
O
Первая фаза проявляется как общая способность,
неспециализированная в какой-либо деятельности
«Наивная» – 3-5 лет. Подражание взрослому,
особенно в литературном и художественном
творчестве. Недостаток знаний ребенок восполняет за
счет фантазии.
O
Вторая фаза проходит в 13-20 лет и возникает как
"специализированная креативность". Эта фаза
отвергает подражание и переходит к оригинальному
творчеству.
O
А.Э. Симановский выделяет три стадии
развития творческого мышления в
детском возрасте – наглядную, причинную и
эвристическую.
O
зрительные представления (5 лет),
словообразование (6 лет);
O
способность к аналогиям (9-10 лет,
способность образования фраз (10-11 лет);
O
к 12-14 годам формируется
эвристическое мышление.
Образовательные направления
студии
O
Дизайн одежды
O
Дизайн интерьера
O
Ландшафтный дизайн
O
Имиджмент
Занятия в студии
Развитие творческого мышления 1 –
2 года обучения
1.
Друдлы;
2.
Творческие задания на развитие
ассоциативного, образного и
дивергентного мышления;
3.
«Дизайнерский столик»;
4.
Авторские творческие проекты.
Эвристическая образовательная
ситуация
-
ключевой технологический элемент
эвристического обучения является ситуация
актуального активизирующего незнания:
O
ситуация ориентирования,
O
ситуация поиска,
O
ситуация преобразования,
O
ситуация интеграции.
Цель - обеспечение рождения аудиторией личного
образовательного результата (идей, проблем,
гипотез, версий, схем, опытов, текстов) в ходе
специально организованной деятельности.
Метод Сократа
O
Не преподносите истин готовыми
!
O
Только то знание единственно прочно и ценно,
которое добыто самим мыслящим субъектом.
Друдлы
Droodle - это загадка-головоломка. Рисунок, на
основании которого невозможно точно сказать,
что это такое.
Тест Торренса
Задания
O
1)
Что общего между:
O
Поиском работы и зарядкой аккумулятора.
O
2) В чем различия между:
O
Поиском работы и зарядкой аккумулятора.
O
3) Придумайте как можно больше способов
использования - Автоматизированная мухобойка.
O
4) Если бы у Вас был следующий предмет, что бы
Вы с ним сделали: Переносная электростанция.
O
5) А что было бы, если бы:
O
Мужчины были бы в пять раз меньше женщин
.