Автор: Махмуд Байзетович Цикушев
Должность: преподаватель класса "Национальный барабан"
Учебное заведение: ГБО ДО РА
Населённый пункт: Республика Адыгея, Майкопский район, поселок Тульский
Наименование материала: Статья
Тема: "Сложности на начальных этапах работы с детьми с ОВЗ в классе Национального барабана"
Раздел: дополнительное образование
Цикушев Махмуд Байзетович
Преподаватель класса «Национальный барабан»
ГБО ДО РА «Детской школы искусств поселка Тульского»
ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА
ПОТРЕБНОСТЬ НАПРАВЛЕНИЙ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ
В Республике Адыгея преобладает общая культура, сложившаяся благодаря
российскому менталитету и общероссийскими СМИ. На ряду с этим в
республике функционируют этнические, традиционные культуры -казачья,
адыгская, армянская, греческая, татарская. Каждый из 5-ти этносов,
представляемый в республике, имеет богатую музыкальную культуру в
прошлом, самобытный фольклор, которые достойны изучения в школе, как
связь с историческим прошлым, как возможность развития заложенного в
этносе потенциала.
Актуальность исследования данной темы, это усиливающееся
стремлением в обществе к возрождению народных традиций, стремление
молодежи соответствовать своим корням и проявлением интереса к
национальной культуре своего народа.
Возникает проблема возможности включения в школьную практику детских
школ
искусств
программ
направленных
на
изучение
национальных
инструментов.
Регионализация
школьного
музыкального
образования
является одним из условий повышения интереса школьников к национальной
культуре. Однако, сложность решения данной проблемы заключается в
недостаточном наличие кадров в определенных направлениях.
Известно, что в Республике Адыгея преобладает большой интерес к таким
направлениям как: «национальная гармонь», «национальные танцы», «доул»,
«шичепшин».
По
первым
двум
направлениям
существуют
предпрофессиональные программы в ДШИ, программы подготовки в
средних образовательных учреждениях и даже в высших образовательных
учреждениях. Доул – национальный барабан народов Кавказа. Широко
применяется в возрождении и поднятии национальной музыки Адыгеи, но к
большому сожалению не имеет возможности подготовки специалистов на
любом из вышеперечисленных уровнях образования. Чаще всего искусством
игры на доуле овладевают представителя хореографических ансамблей
национальной направленности. Тоже самое происходит с национальным
инструментом «шичепшин». Инструмент возрождён благодаря кропотливой
работе Гучева З.Л. В 2020 году на базе Адыгейского республиканского
колледжа искусств создан класс по данному направлению.
Современное образование ориентировано на включение в учебный процесс
национально- регионального компонента. В условиях нашей Республики это
может
быть
реализовано
через
обучение
игре
на
национальных
инструментах.
В 2019 году мною была написана дополнительная общеразвивающая
программа
«Национальный
барабан».
Программа
экспериментальна
и
уникальна так как является единственной в своем направлении среди
Детских школ искусств Республики Адыгея. На сегодняшний день в классе
«Национальный барабан» обучается 13 мальчиков, по национальному
составу: армяне, дагестанец, адыги, русские. Все учащиеся с большим
удовольствием
изучают
данное
направление,
исполняя
произведение
армянских и адыгских композиторов и певцов.
Проведение уроков национально -регионального содержания позволило
сделать следующие выводы:
1.
Включение
программы
«Национальный
барабан»
способствует
активизации процесса национального музыкально-эстетического воспитания
детей.
2. Использование произведений национальной музыки предполагает их
соответствия критериям художественности, увлекательности, педагогической
целесообразности и воспитательной значимости.
3. Разработка программы «Национальный барабан» позволило
привлечь к данному музыкальному направлению большое количество детей
разных национальностей.
Передо мною, как перед педагогом стоит цель возродить и усилить интерес к
национальному инструменту «доул».
Если мы преподаватели, сможем донести до учащихся любовь к своим
традиция, слушать национальную музыку и играть на национальных
инструментах, то в различных жизненных ситуациях дети спокойно и
уверенно будут идти вперед в ногу с современным обществом Республики
Адыгея и страны в целом.