Напоминание

«Взаимодействие ДОУ и родителей по развитию речи детей дошкольного возраста».


Автор: Тумакаева Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №39
Населённый пункт: г. Белебей
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: «Взаимодействие ДОУ и родителей по развитию речи детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад №39 «Радуга» г. Белебея муниципального района

Белебеевский район Республики Башкортостан

Выступление на РМО воспитателей логопедических групп

на тему:

«Взаимодействие ДОУ и родителей по развитию речи

детей дошкольного возраста».

Подготовила: воспитатель МАДОУ д/с №39 «Радуга»

Тумакаева Ольга Вячеславовна

2019 г.

Взаимодействие ДОУ и родителей по развитию речи детей

дошкольного возраста.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Статистика последних лет показывает печальную картину относительно

речевого развития детей – речь начинает развиваться позже. А это ведет к

тому что, достигнув школьного возраста, ребенок не освоил устный родной

язык в том объеме, который необходим для начала школьного обучения.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое

развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения

в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка

организационно-содержательных

аспектов

создания

условий

для

полноценного развития речи детей.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим

условием полноценного речевого развития ребенка.

Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним

занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

«Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ», нужно

выстраивать общение с родителями, так как у нас с ними одна общая задача.

Наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели логопеды и

родители действуют согласованно.

Родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными

участниками

встреч

и

помощниками

воспитателя,

учителя-логопеда.

Необходимо постараться, чтоб родители брали на себя закрепляющие и

поддерживающие функции в работе над речью.

Для этого нужно использовать разнообразные формы работы, что даст

определенные результаты.

По источнику информации все формы и методы работы с родителями

условно делятся на 3 группы: словесные, наглядные и практические.

По формам общения:

• коллективные, групповые, индивидуальные;

• традиционные и нетрадиционные.

Взаимодействие по развитию речи с

родителями

воспитанников

старшего дошкольного возраста можно реализовать через:

• информационно-аналитические

формы

организации

общения

с

родителями;

• познавательные формы организации общения с родителями;

• досуговые формы организации общения с родителями;

• наглядно-информационные формы организации общения.

Основной задачей информационно – аналитических форм организации

общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о

семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических

знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.

Потому как только на аналитической основе возможно построение

грамотного общения с родителями. Формы работы:

• составление социального паспорта семьи;

• анкетирование;

• тестирование;

• целевое посещение семьи;

• проведение социологических срезов и др.

Доминирующую роль среди форм общения педагог – родители по сей

день

продолжают

играть

познавательные

формы

организации

их

взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую

культуру

родителей,

а,

значит,

способствовать

изменению

взглядов

родителей на воспитание и образование ребенка в условиях семьи, развивать

рефлексию.

По-прежнему в этой группе лидируют следующие формы общения:

Общее

родительское

собрание

ДОУ.

На

общих

родительских

собраниях обсуждаются проблемы воспитания и развития детей, в том числе

и речевого.

Педагогический совет по теме «Развитие речи дошкольников» с

участием родителей.

Родительская

конференция

по

обмену

опытом

семейного

воспитания, где может выступить специалист на актуальную тему: «Роль

семьи в воспитании ребенка с проблемами в речевом развитии ». К

конференции можно подготовить выставку детских работ, педагогической

литературы; материалов, отражающих работу.

Консультации

по итогам коррекционного обучения, по обучению

методам и приёмам развития речи у детей.

Консультации могут быть как индивидуальные так и

групповые:

Например по темам: «Особенности речевого развития ребенка»; «Проблемы

в познавательно-речевом развитии ребенка»; «Как успешно подготовить

ребенка к школе»; «Научим детей думать» и другие.

Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик для вопросов

родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ,

изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.

Групповые

собрания

родителей

можно

проводить

в

не

традиционном виде,

организовать практическую часть

в виде игры,

практических занятий, дискуссий, небольших мастер – классов, в виде

телевизионных передач «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами

младенца» и других.

«Круглый стол» на тему «Проблемы речевого развития детей и пути

их решения», где в нетрадиционной обстановке с обязательным участием

специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы речевого

развития детей.

Семинар можно

составить из цикла

заседаний по определенной

проблеме, для повышения родительской компетенции, т. е. реализация

теоретических моделей в процесс развития речи детей.

Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить

свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо

новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы

развития речи детей.

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые

игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные

знания, а конструируют новую модель действий, отношений. Примерными

темами игр могут стать: «Речевые игры в вашем доме», «Прогулка в вашей

семье», «Выходной день: какой он?»

К

группе

познавательных

относятся

и

индивидуальные

формы

взаимодействия с родителями.

Такие как:

• педагогические беседы с родителями;

• посещение семьи;

• индивидуальные консультации;

• индивидуальные блокноты;

• выполнение домашних заданий;

• выполнение индивидуальных поручений;

• «Шкатулка вопросов» и т.д.

Так как основными средствами развития связной речи являются:

сказки; дидактические игры; театрализованные игры.

Досуговое направление в работе с родителями может оказаться самым

привлекательным,

востребованным, полезным, НО и самым трудным в

организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего

ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы;

посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия

не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

К данным формам можно отнести:

• тематические развлечения;

• литературные салоны;

• фольклорные праздники;

• ярмарки;

• введение речевых традиций;

• работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка

спектаклей);

• семейные встречи

• КВН

речевые праздники. Они

полезны для развития коммуникативных

умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости

правильной речи, закрепления пройденного материала. Ведь, не зря гласит

пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

Наглядно-информационные формы

организации общения условно

разделены на две подгруппы:

– информационно-ознакомительные;

– информационно-просветительские.

Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – являются

ознакомление родителей с особенностями работы дошкольного учреждения

по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и

преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения в

данном направлении.

Сюда можно включить и проведение Дней открытых дверей, и

проведение открытых занятий.

На открытых занятиях родители не только могут увидеть достижения

собственных детей, но и могут увидеть работу воспитателя и логопеда,

получить теоретические и практические знания в области работы.

Задачи другой группы – информационно-просветительской направлены

на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи

детей дошкольного возраста. Специфика заключается в том, что общение

педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

В

их

использовании

необходимо

соблюдать

принцип

целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача данных

форм работы – познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием

и методами воспитания детей в ДОУ (группе) по направлению «Речевое

развитие» и оказывать практическую помощь семье.

К ним относятся:

• записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми;

• видеотека. У родителей возникает возможность взять видеокассету с

занятиями,

консультациями,

практикумами

по

интересующей

теме

и

просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком

задания воспитателя, логопеда, дефектолога.

• устный педагогический журнал;

• стенды, папки-ширмы, папки-передвижки, буклеты, памятки. Здесь

родитель

может

прочитать

статьи

из

серии:

«О

развитии

речи»,

«Ознакомление с особенностями речевого развития детей определенного

возраста» или как позаниматься дома по лексической теме. Размещать

информацию, интересующую родителей, давать

рекомендации: книги,

которые следует читать детям разного дошкольного возраста; стихи,

пословицы, считалки, скороговорки для заучивания с детьми дома, загадки.

Библиотека игр и упражнений, где родители могут взять домой на

время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных

занятий с детьми по развитию речи. И многое другое.

Я перечислила основные формы работы с родителями, возможно в

вашем учреждении используются и другие. Например, мы часто используем

такие формы работы, как «мастер-класс»; изготовление книг по сочиненным

детьми и родителями рассказам, сказкам; участие родителей в проектной

деятельности.

Хочется ещё раз отметить, что включение родителей в педагогический

процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития

ребенка.

Не

скупитесь

на

похвалу.

Обязательно

благодарите

родителей

за

внимательное отношение.

Желаю ВАМ педагогам побольше активных, заинтересованных родителей

в воспитании и развитии своих малышей.



В раздел образования