Автор: Тумакаева Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №39
Населённый пункт: г. Белебей
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: «Взаимодействие ДОУ и родителей по развитию речи детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад №39 «Радуга» г. Белебея муниципального района
Белебеевский район Республики Башкортостан
Выступление на РМО воспитателей логопедических групп
на тему:
«Взаимодействие ДОУ и родителей по развитию речи
детей дошкольного возраста».
Подготовила: воспитатель МАДОУ д/с №39 «Радуга»
Тумакаева Ольга Вячеславовна
2019 г.
Взаимодействие ДОУ и родителей по развитию речи детей
дошкольного возраста.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Статистика последних лет показывает печальную картину относительно
речевого развития детей – речь начинает развиваться позже. А это ведет к
тому что, достигнув школьного возраста, ребенок не освоил устный родной
язык в том объеме, который необходим для начала школьного обучения.
Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое
развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения
в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка
организационно-содержательных
аспектов
создания
условий
для
полноценного развития речи детей.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим
условием полноценного речевого развития ребенка.
Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним
занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
«Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ», нужно
выстраивать общение с родителями, так как у нас с ними одна общая задача.
Наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели логопеды и
родители действуют согласованно.
Родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными
участниками
встреч
и
помощниками
воспитателя,
учителя-логопеда.
Необходимо постараться, чтоб родители брали на себя закрепляющие и
поддерживающие функции в работе над речью.
Для этого нужно использовать разнообразные формы работы, что даст
определенные результаты.
По источнику информации все формы и методы работы с родителями
условно делятся на 3 группы: словесные, наглядные и практические.
По формам общения:
• коллективные, групповые, индивидуальные;
• традиционные и нетрадиционные.
Взаимодействие по развитию речи с
родителями
воспитанников
старшего дошкольного возраста можно реализовать через:
• информационно-аналитические
формы
организации
общения
с
родителями;
• познавательные формы организации общения с родителями;
• досуговые формы организации общения с родителями;
• наглядно-информационные формы организации общения.
Основной задачей информационно – аналитических форм организации
общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о
семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических
знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.
Потому как только на аналитической основе возможно построение
грамотного общения с родителями. Формы работы:
• составление социального паспорта семьи;
• анкетирование;
• тестирование;
• целевое посещение семьи;
• проведение социологических срезов и др.
Доминирующую роль среди форм общения педагог – родители по сей
день
продолжают
играть
познавательные
формы
организации
их
взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую
культуру
родителей,
а,
значит,
способствовать
изменению
взглядов
родителей на воспитание и образование ребенка в условиях семьи, развивать
рефлексию.
По-прежнему в этой группе лидируют следующие формы общения:
Общее
родительское
собрание
ДОУ.
На
общих
родительских
собраниях обсуждаются проблемы воспитания и развития детей, в том числе
и речевого.
Педагогический совет по теме «Развитие речи дошкольников» с
участием родителей.
Родительская
конференция
–
по
обмену
опытом
семейного
воспитания, где может выступить специалист на актуальную тему: «Роль
семьи в воспитании ребенка с проблемами в речевом развитии ». К
конференции можно подготовить выставку детских работ, педагогической
литературы; материалов, отражающих работу.
Консультации
по итогам коррекционного обучения, по обучению
методам и приёмам развития речи у детей.
Консультации могут быть как индивидуальные так и
групповые:
Например по темам: «Особенности речевого развития ребенка»; «Проблемы
в познавательно-речевом развитии ребенка»; «Как успешно подготовить
ребенка к школе»; «Научим детей думать» и другие.
Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик для вопросов
родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ,
изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.
Групповые
собрания
родителей
–
можно
проводить
в
не
традиционном виде,
организовать практическую часть
в виде игры,
практических занятий, дискуссий, небольших мастер – классов, в виде
телевизионных передач «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами
младенца» и других.
«Круглый стол» на тему «Проблемы речевого развития детей и пути
их решения», где в нетрадиционной обстановке с обязательным участием
специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы речевого
развития детей.
Семинар можно
составить из цикла
заседаний по определенной
проблеме, для повышения родительской компетенции, т. е. реализация
теоретических моделей в процесс развития речи детей.
Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить
свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо
новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы
развития речи детей.
Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые
игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные
знания, а конструируют новую модель действий, отношений. Примерными
темами игр могут стать: «Речевые игры в вашем доме», «Прогулка в вашей
семье», «Выходной день: какой он?»
К
группе
познавательных
относятся
и
индивидуальные
формы
взаимодействия с родителями.
Такие как:
• педагогические беседы с родителями;
• посещение семьи;
• индивидуальные консультации;
• индивидуальные блокноты;
• выполнение домашних заданий;
• выполнение индивидуальных поручений;
• «Шкатулка вопросов» и т.д.
Так как основными средствами развития связной речи являются:
сказки; дидактические игры; театрализованные игры.
Досуговое направление в работе с родителями может оказаться самым
привлекательным,
востребованным, полезным, НО и самым трудным в
организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего
ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы;
посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия
не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
К данным формам можно отнести:
• тематические развлечения;
• литературные салоны;
• фольклорные праздники;
• ярмарки;
• введение речевых традиций;
• работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка
спектаклей);
• семейные встречи
• КВН
речевые праздники. Они
полезны для развития коммуникативных
умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости
правильной речи, закрепления пройденного материала. Ведь, не зря гласит
пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Наглядно-информационные формы
организации общения условно
разделены на две подгруппы:
– информационно-ознакомительные;
– информационно-просветительские.
Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – являются
ознакомление родителей с особенностями работы дошкольного учреждения
по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и
преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения в
данном направлении.
Сюда можно включить и проведение Дней открытых дверей, и
проведение открытых занятий.
На открытых занятиях родители не только могут увидеть достижения
собственных детей, но и могут увидеть работу воспитателя и логопеда,
получить теоретические и практические знания в области работы.
Задачи другой группы – информационно-просветительской направлены
на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи
детей дошкольного возраста. Специфика заключается в том, что общение
педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное.
В
их
использовании
необходимо
соблюдать
принцип
целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача данных
форм работы – познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием
и методами воспитания детей в ДОУ (группе) по направлению «Речевое
развитие» и оказывать практическую помощь семье.
К ним относятся:
• записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми;
• видеотека. У родителей возникает возможность взять видеокассету с
занятиями,
консультациями,
практикумами
по
интересующей
теме
и
просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком
задания воспитателя, логопеда, дефектолога.
• устный педагогический журнал;
• стенды, папки-ширмы, папки-передвижки, буклеты, памятки. Здесь
родитель
может
прочитать
статьи
из
серии:
«О
развитии
речи»,
«Ознакомление с особенностями речевого развития детей определенного
возраста» или как позаниматься дома по лексической теме. Размещать
информацию, интересующую родителей, давать
рекомендации: книги,
которые следует читать детям разного дошкольного возраста; стихи,
пословицы, считалки, скороговорки для заучивания с детьми дома, загадки.
Библиотека игр и упражнений, где родители могут взять домой на
время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных
занятий с детьми по развитию речи. И многое другое.
Я перечислила основные формы работы с родителями, возможно в
вашем учреждении используются и другие. Например, мы часто используем
такие формы работы, как «мастер-класс»; изготовление книг по сочиненным
детьми и родителями рассказам, сказкам; участие родителей в проектной
деятельности.
Хочется ещё раз отметить, что включение родителей в педагогический
процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития
ребенка.
Не
скупитесь
на
похвалу.
Обязательно
благодарите
родителей
за
внимательное отношение.
Желаю ВАМ педагогам побольше активных, заинтересованных родителей
в воспитании и развитии своих малышей.