Автор: Десятова Вероника Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад №123 г.Тюмени
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе)
Тема: «Путешествие за сокровищами»
Раздел: дошкольное образование
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте
(в подготовительной группе)
«Путешествие за сокровищами»
Цели и задачи занятия
Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому
анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное
внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой
слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать
зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически
знакомя с антонимами.
Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение,
воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила;
желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и
самостоятельность
Оборудование: презентация с картой, игрушка, кораблик из плотной
бумаги, дидактическая игра «Собери цветы», конверты с заданиями,
раздаточный материал (звуковые фишки, солнечные лучики, картинки,
удочки, рыбки, маркеры, камешки)
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале.
Давайте поздороваемся с ними все вместе.
Дети: Здравствуйте!
1. Психогимнастика
Логопед: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу
доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.
(Дети встают вместе с логопедом в круг.)
Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро
и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать
его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
Дети здороваются друг с другом
2. Проблемная ситуация:
Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости
пожаловал … давайте отгадаем, кто же это?
Лунтик: Здравствуйте ребята. Я хочу Вас позвать в опасное
путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи и нашел карту, где
спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на корабле. Но мне
нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?
Дети: Да.
Лунтик: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними,
мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.
Логопед: Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на
корабле очутись»
Дети: Все вместе произносят волшебные слова.
Дыхательная гимнастика
Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас
теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы
подышим свежим воздухом (Вдох носом- выдох ртом)
Лунтик: Ребята, я Вам буду показывать картинки, а вы попробуйте
отгадать, что это. (Показывает картинки нарисованные по точкам)
Дети отгадывают картинки и объясняют зачем эти предметы нужны.
Логопед: «1,2,3 – наш корабль вперед плыви!»
3. Введение в тему. Кораблик приплыл в страну звуков (Звук С)
Характеристика звука.
Логопед: Итак, первое испытание. (Конверт с предложением) Я сейчас
прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в
этих словах? (С)
У Сони есть собака Сойка.
Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный
или согласный)
Дети: Согласный, потому что есть преграда – язычок.
Логопед: Еще он какой?
Дети: Твердый, глухой.
Логопед: Молодцы, можем плыть дальше.
II. Основная часть.
Логопед: Итак, мы приблизились к Озеру Перемен
Задание на развитие фонематического восприятия
- Игра “Добавь звук” (с помощью мяча)
Логопед: Ребята, а что такое звуки?
Дети: Звуки – то, что мы слышим и произносим
Логопед: А где живет звук С? (в букве С)
Логопед: Ребята, скажите, на что похожа эта буква? (Ответы детей)
Развитие мелкой моторики
Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами попробуем выложить эту букву из
камней, на берегу озера. Молодцы! Отправляемся в путь дальше.
Логопед: Ребята, сейчас мы выйдем на Равнину Цветов.
Ребята, вам не кажется, что эта поляна какая-то странная, как будто
заколдованная. Смотрите, да здесь конверт. «Злой колдун заколдовал цветы,
если расколдуете цветы, то отправитесь в путь дальше»
- Игра “Собери цветы”.
Цель: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
Группа делится на три команды. Одна собирает цветок с лепестками -
картинками, в названии которых имеется звук С в начале слова, другая -
цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук С в
середине слова, и третья команда – звук С в конце слова.
Логопед : Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы
можем плыть дальше.
Логопед: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив
Противоположностей.
Здесь нас ждет новое задание
- Закончить предложение словами-неприятелями
Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.
голодный – сытый
горький – сладкий
несчастный – счастливый
слабый – сильный
трусливый – смелый
тёмный – светлый
пасмурно – солнечно
(Дети произносят предложения и проходят по ребристому мостику)
Задание на чтение слогов
Цель: Отработка навыка послогового чтения.
Логопед: Ребята теперь нам нужно перебраться на другой остров. Но
чтобы туда попасть, надо пройти по кочкам и прочитать слоги. (СА, СО, СУ,
СЫ, СЭ, АС, УС, ОС, ЫС, ЭС). Дети читают слоги.
Остров Слов
Звуковой анализ слова.
- Посмотрите-ка ребята, что это здесь. (Солнце) А что-то оно грустное.
- Здесь новый конверт с заданием. Надо расшифровать слово по слогам
(СОК)
- Давайте разделим это слово на слоги (Дети отхлопывают)
- Сколько слогов в слове СОК? (один).
- Давайте, найдем какие звуки спрятались в этом слове и дадим им
характеристику.
Логопед: Какие Вы молодцы! Теперь наше солнышко стало каким?
(Веселым)
Наш корабль плывет дальше. На горизонте река «Богатых слов».
Логопед: В этой реке водятся необычные рыбы. Пока судно в пути,
предлагаю наловить рыбы на уху, но сначала надо всем размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
В гости.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики- друзья.
Друг без друга им нельзя.
Большие пальцы вверх
Кисти рук “домиком”
Поочередно называемые пальцы соединяются с большим.
Пальцы в кулак, выставив мизинец.
Кулаки стучат .
Ритмичное сжатие кисти в кулак.
III. Итог.
Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались
к сокровищам. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце.
(Дети раскрывают ларец, находят там цветной песок)
- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в
детский сад.
- Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в
детском саду окажусь»
- Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)
- С каким звуком и буквой мы познакомились?
- Где мы с вами побывали?
- Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.