Автор: Надежда Николаевна Черникова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Старохмелевского филиала МБОУ Новоникольской СОШ
Населённый пункт: Мичуринского района
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытый урок по литературе
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новоникольская средняя общеобразовательная школа
Старохмелевской филиал
Тема урока: «Душа в ожидании светлого праздника»
5 класс
Подготовила Черникова Н.Н.
учитель русского языка и литературы
2019-2020 учебный год
Цель урока : приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и к
историческим традициям своей Родины через художественный текст
Задачи
Развивать коммуникативные навыки, навыки критического мышления через
работу в группах.
Формировать умения эмоционально воспринимать прочитанное; умение
анализировать письменный текст.
Воспитывать уважение и любовь к родному языку как к духовной ценности.
Задачи в области формирования УУД:
Познавательные – умение выделять существенную информацию из различных
источников;
Регулятивные– в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать
ее в процессе всего меропрития; понимать цель выполняемых действий;
Коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой
и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы и приводить
аргументы;
Личностные - воспитание внутренней позиции учащегося, адекватной мотивации
учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Оборудование: текст произведения И. С. Шмелева «Лето Господне», текст для
самостоятельной работы в группах; презентации к уроку, компьютер, проектор, экран.
Методы и приёмы урока:
Метод исследования художественного текста
Метод критического мышления
Приём чтения с пометками
Приём эссе
Организация работы в группах
Опережающее общее домашнее задание:
Выборочно прочитать главы романа И.С. Шмелёва « Лето Господне»: «Чистый
понедельник», « Ефимоны», «Постный рынок », « Вербное воскресенье», « Благовещенье»
Ход урока
Оргмомент. Приветствие. (1мин)
Слово учителя
Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с отдельными главами романа И. С.
Шмелёва «Лето Господне».
– Давайте вспомним, что мы уже знаем о самом авторе и о его романе?
Примерные ответы учащихся:
1.
Иван Сергеевич Шмелев родился 1873 года в купеческой семье в Замоскворечье.
2.
Семья была глубоко религиозной, вела строгий образ жизни. Воспитанием Ивана в
детстве занималась мать и плотник Горкин
3.
Он учился в Московской гимназии, где в 1891 познакомился с Ольгой
Александровной Охтерлони.
4.
Единственный сын И.Шмелёва , офицер царской армии, был расстрелян
большевиками, в 1921 году
5.
В 1922 году Шмелевы уезжают в эмиграцию. Во Франции он прожил 27 лет
6.
В 2000 году прох Шмелёвых был перевезён на родину и погребён в московском
Донском монастыре.
- Что мы знаем о романе?
Примерные ответы учащихся:
1.
Был написан во Франции
2.
Это автобиографическое произведение, которое описывает жизнь в купеческой
семье, в конце 19 века, глазами маленького мальчика.
3.
В романе описан семейный быт, православные праздники, постные блюда, обычаи,
простой народ.
4.
Главный герой романа – мальчик Ваня
5.
Роман состоит из 3 частей: «Праздники», «Радости», «Скорби».
Слово учителя (Звучит колокольный звон). Осуществляя связь времён,
Колокольный звон, в нём печаль и радость,
Над землёй плывёт, душ людских касаясь…
Очищает он
Нам сердца и души,
Тот волшебный звон
Слушай…слушай…
- Ребята, почему колокольный звон может быть и печальным и радостным?
- Как вы поняли выражение « очищает нам и сердца и души…», от чего может
очистить колокольный звон души людей?
Слово учителя Исследователи доказали, что колокольный звон очень сильно влияет на
эмоциональное состояние человека, он может вызвать грусть или радость, заставить
человека о чём- то задуматься, способен его успокоить и побудить к творческим
действиям.
- Ребята, а над чем заставил вас задуматься колокольный звон, какие мысли и ассоциации
у вас возникли после просмотра слайд- шоу?
Примерные ответы учащихся:
(Заставляет задуматься над тем, как мы живём, какие поступки совершаем,
напоминает о прошлом России, о красоте русской земли).
Слово учителя
От того, как мы относимся к родной старине, зависит, быть или не быть отечественной
культуре.
Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей
истории.
Помни... помни... - звучит на протяжении всего романа колокольный
звон. Память — основное богатство героев романа Лето Господне. Память –
это наше основное богатство. Человек беспамятный – не только
неблагодатный, но и обездоленный, опустошенный, несчастный. Помнить
прошлое и строить настоящее по законам прошлого – в этом основа
незыбленности мира.
Русская жизнь, русский быт были в XIX в. тесно связаны и с искусством, и с религией.
Все это наполняло их высокой духовностью и целесообразностью, что проявлялось и в
системе образования, и в семейных отношениях, и в проведении русских религиозных
праздников.
Учащиеся формулируют тему и цель урока.
Сегодня мы будем говорить о русских традициях, и в основу нашего разговора
будет положена первая часть романа Шмелева "Лето господне", которая называется
"Праздники".
Работать мы будем по группам, каждая из которых познакомит нас со своими проектами.
Знакомьтесь: "Литераторы исследователи",
обратят наше внимание на текст
романа
«Лето
Господне»,
приведут
примеры
отражения
традиции
праздника
в
произведениях других писателей и поэтов
"Историки - исследователи", будут знакомить нас с архивными справками об
истории праздника, покажут нам отражение праздника в народных произведениях.
"Едалы - исследователи" - расскажут нам о разнообразных вкусах праздника
Нa фоне звучащего Благовеста учитель говорит:
«Колокола, на протяжении множества веков сопровождали они своим звоном
жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещая время труда и отдыха, время
бодрствования и сна, время великой скорби и великого праздника…»
Зачитывает учитель : «В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий
благовест — пом — ни, пом—ни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет.
Называется - постный Благовест…»
Так начинается роман, так начинается день "Чистoго понедельника" - первого дня
Великого Поста
-Что же такое пост, почему Великий - объяснят наши историки.
-А теперь посмотрим, как обо всем этом сказал И.С.Шмелев.
Литераторы зачитывают описание праздника в романе :
"Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный,
скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже
сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый
Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном —
как плачет. Старый наш плотник — «филенщик» Горкин, сказал вчера, что масляница
уйдет — заплачет. Вот и заплакала – кап…кап…кап…»
«Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масляницу
выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя
нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар,
— священный. Я и теперь его слышу, из дали лет. Священный...—так называет Горкин.
Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет.
— Вставай, милок, не нежься...—ласково говорит он мне, всовывая таз под полог.
—Где она у тебя тут, масляница-жирнуха... мы ее выгоним. Пришел Пост — отгрызу у
волка хвост. На постный рынок с тобой поедем, Васильевские певчие петь будут — «душе
моя, душе моя» — заслушаешься. Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий
Пост.
"Все домашние очень строги и в затрапезных платьях с заплатами, и мне велели
одеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по
паркетам, но только страшно, Великий Пост; раскатишься — и сломаешь ногу. От
масляницы нигде ни крошки, чтобы и духу не было."
Учитель И конечно большим грехом считалось употреблять скоромную
(животного происхождения, жирную ) пищу. Но Ваня не унывает : "Зачем скоромное,
которое губит душу, если и без того все вкусно."
А вкусно ли ?
Знатоки - едалы. Вы знаете, когда мы прочитали главу "Постный рынок", нам
показалось, что большего-то и не нужно - всего так много!
Мы попробуем рассказать только о небольшой части блюд и продуктов.
А об остальном предлагаем вам самим прочитать в главе "Постный рынок". Ребята
рассказывают, о чем они прочитали в главе: Презентация
1.
Картофельные котлеты с шепталой
2.
Горох
З.
Маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака
4.
Розовые баранки
5.
"Кресты" на крестопоклонной
6.
Мороженая клюква с сахаром
7.
Заливные орехи
8.
3асахаренный миндаль
9.
Горох моченый
10.
Бублики и сайки
11.
Изюм кувшинный
12.
Пастила рябиновая
13.
Постный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри
14.
Жареная гречневая каша с луком
15.
Постные пирожки с груздями
16.
Гречневые блины с луком по субботам
17.Кутья с мармеладом
18. Коливо
19. Миндальное молоко с белым киселем
20. Киселек клюквенный с ванилью
21.Великая кулебяка с вязигой
А вот о "крестах" мы расскажем.
Четвертая—серединная—неделя
поста
называлась
«средокрестной»,
или
«крестопоклонной», В среду на этой неделе во всех крестьянских домах пекли
специальное печенье в виде креста, а также «наподобие разных земледельческих орудий,
например, в виде сохи, косы, бороны». В кресты, которые пеклись но числу членов семьи,
хозяйка закладывала куриное перышко, «чтобы куры велись», или ржаное зерно, «чтобы
хлеб уродился», или даже человеческий волос, «чтобы голове легче было». Кому
попадался крест с каким-либо из этих предметов, считался счастливым. Средокрестное
печенье хранили до первого весеннего выезда в поле, с ними начинали засевать свои поля
и огороды.
Учитель В среду ребятишки ходили по деревне поздравлять всех с окончанием
первой половины поста, пели (выкрикивали) специальные песни и получали за это
угощение — те же «кресты», пироги.
Историки А мы тоже кое - что знаем о "крестах":
Кресты-пророки,
Побежали по дороге,
Увидали Христа,
Заиграли в три листа!
Хрен да редька обломились,
Под гору покатились!
Хозяин с хозяйкой выходите,
По крестику выносите!
Половина говенья переломилася,
А другая под овраг покатилася.
Подавайте «крест», подавайте другой,
Обмывайте водой!
Тетушка-лебедушка,
Поветь-то упала,
Коров-то задавила,
Кадка молока опрокинулась,
Христов-от день пододвинулся!
Подавайте крест,
Поливайте хвост!
Тетушка Анна,
Садись на окошко,
В осиново лукошко,
Чем хошь поливай,
Только крест подавай!
Кто не даст креста—
Упадет изба!
Угощение гостей "печеньем - крестами"
Учитель
Во время Поста есть праздник любимый всеми - это Вербное
воскресение. Что же узнали наши историки об этом празднике ?
Историки. В православной церкви Вербное воскресение - двунадесятый праздник
на шестой неделе Великого Поста, в память входа Господня, начинавшегося с Елионской
горы, в Иерусалим, где воскрес после воскресения Лазаря. Сестра его Мария помазала
ноги Иисуса миром и отерла их своими волосами. Еще этот день называют "Вход
Господень в Иерусалим", или "Воскресение Святого Лазаря", но это в церкви. А для
народа - Вербное воскресенье. Основные обряды, поступки, действия, связанные с
вербной неделей, совершались в воскресный день.
Вербное воскресенье проходит под знаком освященной вербы. Растение это,
особенно сережки, распустившиеся почки, повсеместно считалось целебным наделенным
особой силой. В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и
обязательно скармливали его скотине . В костромских селениях пекли «барашки» —
печенье в форме вербных почек. Повсюду принято было выгонять в первый раз скотину в
поле вербой с вербного воскресенья.
«Ветки вербы, принесенные из церкви, обыкновенно прячутся и в случае летней
грозы, а в особенности града, их выбрасывают на двор в уверенности.
Придя от заутрени, хозяин бросает веточки вербы в пищу домашней скотине в
надежде на то, что это предохранит скот от падежа. Несколько веток втыкают под крышу
дома или хлева, чтобы скотина не только сохранилась в целости,» но и домой
возвращалась исправно, не терялась бы в лесу.
«Наряду с этими общепринятыми обычаями, связанными с освященной вербой, в
некоторых местах, например, в Козловском уезде Тамбовской губ., существует мнение,
что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю и, брошенная в пламя,
останавливает действие огня, а воткнутая в поле — сберегает посевы.
В том же Козловском уезде распространено верование, что всякий трус, желающий
избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье по приходе от заутрени
вбить в стену своего дома колышек освященной вербы — средство это, если не превратит
труса в -героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость".(Сергей Максимов.
Нечистая, неведомая и крестная сила)
Учитель Очень красивые слова подобрал Шмелев для этого праздника.
Послушаем литераторов.
Литераторы: ( вербное воскресение )
"Все премудро сотворено..,— радуется на вербу Горкин, поглаживает золотистые
вербешки.— Нигде сейчас не най-тить цветочка, а верба разубралась. И завсегда так, на
св. Лазаря, на Вход Господень. И дерева кланяются Ему, поют Осанну. Осанна-то?.. А
такое слово, духовное. Сияние, значит, божественное,— Осанна. Вот она с нами и воспоет
завтра Осанну, святое деревцо. А потом, дома, за образа поставим, помнить год цельный
будем."
"Он обнимает вербу, тычется головой в нее. И я нюхаю вербу: горьковато -
пушинками по лицу щекочет, так приятно. Какие пушинки нежные, в золотой пыльце… -
никто не может так сотворить, Бог только. Гляжу – а у
Горкина слезы на глазах. И я
заплакал, от радости, будто живая верба! И уж сумерки на дворе, звездочки стали
выходить, а у лужи совсем светло, будто это от вербы — свет."
Учитель.
Ребята, мне кажется вы очень тонко прочувствовали красоту этого
праздника.
"Светятся ясные лица через вербы, все огоньки, огоньки за прутьями, и в глазах
огоньки мигают, светятся и на лбах, и на щеках, и в окнах, и в образах на ризах»
В преддверии праздника Верного воскресения подарим нашим гостям веточки
вербы.
(Дети дарят вербу)
Учитель О Великом посте, Вербном воскресении писали многие поэты
Литераторы. Называют авторов, читают стихи
– Итак, сегодня на уроке мы прикоснулись к еще одной стороне русской жизни. В этом
нам помог И.С. Шмелев и его произведение “Лето господне”. Я смею надеяться, что оно
не оставило вас равнодушными. У каждого из вас есть мысли по поводу урока, выразите
их, пожалуйста.
– Кто-то может написать синквейн.
– Кто-то может подытожить свои знания в форме 5 мин. эссе.
Домашнее задание: ну а пост заканчивается и наступает светлый день Пасхи. Напишите
сочинение – миниатюру “ Светлый день Пасхи в моей семье”
Использованная литература
1.
И.С.Шмелев .Лето Господне: автобиографическая повесть,», Москва, 1996 год.
2.
Е.С.Ефимова. Священное, древнее, вечное…(Мифологический мир «Лета
Господня») – «Литература в школе», Москва, 1992 год.
3.
И.А.Ильин. О тьме и просветлении: книга художественной критики, Москва,
1991 год.
4.
О.Н. Сорокина. Жизнь и творчество И. С. Шмелева, Москва, 1999 год.
5.
А. Турков. Кустодиев, Москва, 1998 год.