Напоминание

Открытый урок по литературе


Автор: Надежда Николаевна Черникова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Старохмелевского филиала МБОУ Новоникольской СОШ
Населённый пункт: Мичуринского района
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытый урок по литературе
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоникольская средняя общеобразовательная школа

Старохмелевской филиал

Тема урока: «Душа в ожидании светлого праздника»

5 класс

Подготовила Черникова Н.Н.

учитель русского языка и литературы

2019-2020 учебный год

Цель урока : приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и к

историческим традициям своей Родины через художественный текст

Задачи

Развивать коммуникативные навыки, навыки критического мышления через

работу в группах.

Формировать умения эмоционально воспринимать прочитанное; умение

анализировать письменный текст.

Воспитывать уважение и любовь к родному языку как к духовной ценности.

Задачи в области формирования УУД:

Познавательные – умение выделять существенную информацию из различных

источников;

Регулятивные– в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать

ее в процессе всего меропрития; понимать цель выполняемых действий;

Коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой

и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы и приводить

аргументы;

Личностные - воспитание внутренней позиции учащегося, адекватной мотивации

учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Оборудование: текст произведения И. С. Шмелева «Лето Господне», текст для

самостоятельной работы в группах; презентации к уроку, компьютер, проектор, экран.

Методы и приёмы урока:

Метод исследования художественного текста

Метод критического мышления

Приём чтения с пометками

Приём эссе

Организация работы в группах

Опережающее общее домашнее задание:

Выборочно прочитать главы романа И.С. Шмелёва « Лето Господне»: «Чистый

понедельник», « Ефимоны», «Постный рынок », « Вербное воскресенье», « Благовещенье»

Ход урока

Оргмомент. Приветствие. (1мин)

Слово учителя

Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с отдельными главами романа И. С.

Шмелёва «Лето Господне».

– Давайте вспомним, что мы уже знаем о самом авторе и о его романе?

Примерные ответы учащихся:

1.

Иван Сергеевич Шмелев родился 1873 года в купеческой семье в Замоскворечье.

2.

Семья была глубоко религиозной, вела строгий образ жизни. Воспитанием Ивана в

детстве занималась мать и плотник Горкин

3.

Он учился в Московской гимназии, где в 1891 познакомился с Ольгой

Александровной Охтерлони.

4.

Единственный сын И.Шмелёва , офицер царской армии, был расстрелян

большевиками, в 1921 году

5.

В 1922 году Шмелевы уезжают в эмиграцию. Во Франции он прожил 27 лет

6.

В 2000 году прох Шмелёвых был перевезён на родину и погребён в московском

Донском монастыре.

- Что мы знаем о романе?

Примерные ответы учащихся:

1.

Был написан во Франции

2.

Это автобиографическое произведение, которое описывает жизнь в купеческой

семье, в конце 19 века, глазами маленького мальчика.

3.

В романе описан семейный быт, православные праздники, постные блюда, обычаи,

простой народ.

4.

Главный герой романа – мальчик Ваня

5.

Роман состоит из 3 частей: «Праздники», «Радости», «Скорби».

Слово учителя (Звучит колокольный звон). Осуществляя связь времён,

Колокольный звон, в нём печаль и радость,

Над землёй плывёт, душ людских касаясь…

Очищает он

Нам сердца и души,

Тот волшебный звон

Слушай…слушай…

- Ребята, почему колокольный звон может быть и печальным и радостным?

- Как вы поняли выражение « очищает нам и сердца и души…», от чего может

очистить колокольный звон души людей?

Слово учителя Исследователи доказали, что колокольный звон очень сильно влияет на

эмоциональное состояние человека, он может вызвать грусть или радость, заставить

человека о чём- то задуматься, способен его успокоить и побудить к творческим

действиям.

- Ребята, а над чем заставил вас задуматься колокольный звон, какие мысли и ассоциации

у вас возникли после просмотра слайд- шоу?

Примерные ответы учащихся:

(Заставляет задуматься над тем, как мы живём, какие поступки совершаем,

напоминает о прошлом России, о красоте русской земли).

Слово учителя

От того, как мы относимся к родной старине, зависит, быть или не быть отечественной

культуре.

Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей

истории.

Помни... помни... - звучит на протяжении всего романа колокольный

звон. Память — основное богатство героев романа Лето Господне. Память –

это наше основное богатство. Человек беспамятный – не только

неблагодатный, но и обездоленный, опустошенный, несчастный. Помнить

прошлое и строить настоящее по законам прошлого – в этом основа

незыбленности мира.

Русская жизнь, русский быт были в XIX в. тесно связаны и с искусством, и с религией.

Все это наполняло их высокой духовностью и целесообразностью, что проявлялось и в

системе образования, и в семейных отношениях, и в проведении русских религиозных

праздников.

Учащиеся формулируют тему и цель урока.

Сегодня мы будем говорить о русских традициях, и в основу нашего разговора

будет положена первая часть романа Шмелева "Лето господне", которая называется

"Праздники".

Работать мы будем по группам, каждая из которых познакомит нас со своими проектами.

Знакомьтесь: "Литераторы исследователи",

обратят наше внимание на текст

романа

«Лето

Господне»,

приведут

примеры

отражения

традиции

праздника

в

произведениях других писателей и поэтов

"Историки - исследователи", будут знакомить нас с архивными справками об

истории праздника, покажут нам отражение праздника в народных произведениях.

"Едалы - исследователи" - расскажут нам о разнообразных вкусах праздника

Нa фоне звучащего Благовеста учитель говорит:

«Колокола, на протяжении множества веков сопровождали они своим звоном

жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещая время труда и отдыха, время

бодрствования и сна, время великой скорби и великого праздника…»

Зачитывает учитель : «В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий

благовест — пом — ни, пом—ни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет.

Называется - постный Благовест…»

Так начинается роман, так начинается день "Чистoго понедельника" - первого дня

Великого Поста

-Что же такое пост, почему Великий - объяснят наши историки.

-А теперь посмотрим, как обо всем этом сказал И.С.Шмелев.

Литераторы зачитывают описание праздника в романе :

"Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный,

скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже

сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый

Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном —

как плачет. Старый наш плотник — «филенщик» Горкин, сказал вчера, что масляница

уйдет — заплачет. Вот и заплакала – кап…кап…кап…»

«Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масляницу

выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя

нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар,

— священный. Я и теперь его слышу, из дали лет. Священный...—так называет Горкин.

Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет.

— Вставай, милок, не нежься...—ласково говорит он мне, всовывая таз под полог.

—Где она у тебя тут, масляница-жирнуха... мы ее выгоним. Пришел Пост — отгрызу у

волка хвост. На постный рынок с тобой поедем, Васильевские певчие петь будут — «душе

моя, душе моя» — заслушаешься. Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий

Пост.

"Все домашние очень строги и в затрапезных платьях с заплатами, и мне велели

одеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по

паркетам, но только страшно, Великий Пост; раскатишься — и сломаешь ногу. От

масляницы нигде ни крошки, чтобы и духу не было."

Учитель И конечно большим грехом считалось употреблять скоромную

(животного происхождения, жирную ) пищу. Но Ваня не унывает : "Зачем скоромное,

которое губит душу, если и без того все вкусно."

А вкусно ли ?

Знатоки - едалы. Вы знаете, когда мы прочитали главу "Постный рынок", нам

показалось, что большего-то и не нужно - всего так много!

Мы попробуем рассказать только о небольшой части блюд и продуктов.

А об остальном предлагаем вам самим прочитать в главе "Постный рынок". Ребята

рассказывают, о чем они прочитали в главе: Презентация

1.

Картофельные котлеты с шепталой

2.

Горох

З.

Маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака

4.

Розовые баранки

5.

"Кресты" на крестопоклонной

6.

Мороженая клюква с сахаром

7.

Заливные орехи

8.

3асахаренный миндаль

9.

Горох моченый

10.

Бублики и сайки

11.

Изюм кувшинный

12.

Пастила рябиновая

13.

Постный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри

14.

Жареная гречневая каша с луком

15.

Постные пирожки с груздями

16.

Гречневые блины с луком по субботам

17.Кутья с мармеладом

18. Коливо

19. Миндальное молоко с белым киселем

20. Киселек клюквенный с ванилью

21.Великая кулебяка с вязигой

А вот о "крестах" мы расскажем.

Четвертая—серединная—неделя

поста

называлась

«средокрестной»,

или

«крестопоклонной», В среду на этой неделе во всех крестьянских домах пекли

специальное печенье в виде креста, а также «наподобие разных земледельческих орудий,

например, в виде сохи, косы, бороны». В кресты, которые пеклись но числу членов семьи,

хозяйка закладывала куриное перышко, «чтобы куры велись», или ржаное зерно, «чтобы

хлеб уродился», или даже человеческий волос, «чтобы голове легче было». Кому

попадался крест с каким-либо из этих предметов, считался счастливым. Средокрестное

печенье хранили до первого весеннего выезда в поле, с ними начинали засевать свои поля

и огороды.

Учитель В среду ребятишки ходили по деревне поздравлять всех с окончанием

первой половины поста, пели (выкрикивали) специальные песни и получали за это

угощение — те же «кресты», пироги.

Историки А мы тоже кое - что знаем о "крестах":

Кресты-пророки,

Побежали по дороге,

Увидали Христа,

Заиграли в три листа!

Хрен да редька обломились,

Под гору покатились!

Хозяин с хозяйкой выходите,

По крестику выносите!

Половина говенья переломилася,

А другая под овраг покатилася.

Подавайте «крест», подавайте другой,

Обмывайте водой!

Тетушка-лебедушка,

Поветь-то упала,

Коров-то задавила,

Кадка молока опрокинулась,

Христов-от день пододвинулся!

Подавайте крест,

Поливайте хвост!

Тетушка Анна,

Садись на окошко,

В осиново лукошко,

Чем хошь поливай,

Только крест подавай!

Кто не даст креста—

Упадет изба!

Угощение гостей "печеньем - крестами"

Учитель

Во время Поста есть праздник любимый всеми - это Вербное

воскресение. Что же узнали наши историки об этом празднике ?

Историки. В православной церкви Вербное воскресение - двунадесятый праздник

на шестой неделе Великого Поста, в память входа Господня, начинавшегося с Елионской

горы, в Иерусалим, где воскрес после воскресения Лазаря. Сестра его Мария помазала

ноги Иисуса миром и отерла их своими волосами. Еще этот день называют "Вход

Господень в Иерусалим", или "Воскресение Святого Лазаря", но это в церкви. А для

народа - Вербное воскресенье. Основные обряды, поступки, действия, связанные с

вербной неделей, совершались в воскресный день.

Вербное воскресенье проходит под знаком освященной вербы. Растение это,

особенно сережки, распустившиеся почки, повсеместно считалось целебным наделенным

особой силой. В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и

обязательно скармливали его скотине . В костромских селениях пекли «барашки» —

печенье в форме вербных почек. Повсюду принято было выгонять в первый раз скотину в

поле вербой с вербного воскресенья.

«Ветки вербы, принесенные из церкви, обыкновенно прячутся и в случае летней

грозы, а в особенности града, их выбрасывают на двор в уверенности.

Придя от заутрени, хозяин бросает веточки вербы в пищу домашней скотине в

надежде на то, что это предохранит скот от падежа. Несколько веток втыкают под крышу

дома или хлева, чтобы скотина не только сохранилась в целости,» но и домой

возвращалась исправно, не терялась бы в лесу.

«Наряду с этими общепринятыми обычаями, связанными с освященной вербой, в

некоторых местах, например, в Козловском уезде Тамбовской губ., существует мнение,

что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю и, брошенная в пламя,

останавливает действие огня, а воткнутая в поле — сберегает посевы.

В том же Козловском уезде распространено верование, что всякий трус, желающий

избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье по приходе от заутрени

вбить в стену своего дома колышек освященной вербы — средство это, если не превратит

труса в -героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость".(Сергей Максимов.

Нечистая, неведомая и крестная сила)

Учитель Очень красивые слова подобрал Шмелев для этого праздника.

Послушаем литераторов.

Литераторы: ( вербное воскресение )

"Все премудро сотворено..,— радуется на вербу Горкин, поглаживает золотистые

вербешки.— Нигде сейчас не най-тить цветочка, а верба разубралась. И завсегда так, на

св. Лазаря, на Вход Господень. И дерева кланяются Ему, поют Осанну. Осанна-то?.. А

такое слово, духовное. Сияние, значит, божественное,— Осанна. Вот она с нами и воспоет

завтра Осанну, святое деревцо. А потом, дома, за образа поставим, помнить год цельный

будем."

"Он обнимает вербу, тычется головой в нее. И я нюхаю вербу: горьковато -

пушинками по лицу щекочет, так приятно. Какие пушинки нежные, в золотой пыльце… -

никто не может так сотворить, Бог только. Гляжу – а у

Горкина слезы на глазах. И я

заплакал, от радости, будто живая верба! И уж сумерки на дворе, звездочки стали

выходить, а у лужи совсем светло, будто это от вербы — свет."

Учитель.

Ребята, мне кажется вы очень тонко прочувствовали красоту этого

праздника.

"Светятся ясные лица через вербы, все огоньки, огоньки за прутьями, и в глазах

огоньки мигают, светятся и на лбах, и на щеках, и в окнах, и в образах на ризах»

В преддверии праздника Верного воскресения подарим нашим гостям веточки

вербы.

(Дети дарят вербу)

Учитель О Великом посте, Вербном воскресении писали многие поэты

Литераторы. Называют авторов, читают стихи

– Итак, сегодня на уроке мы прикоснулись к еще одной стороне русской жизни. В этом

нам помог И.С. Шмелев и его произведение “Лето господне”. Я смею надеяться, что оно

не оставило вас равнодушными. У каждого из вас есть мысли по поводу урока, выразите

их, пожалуйста.

– Кто-то может написать синквейн.

– Кто-то может подытожить свои знания в форме 5 мин. эссе.

Домашнее задание: ну а пост заканчивается и наступает светлый день Пасхи. Напишите

сочинение – миниатюру “ Светлый день Пасхи в моей семье”

Использованная литература

1.

И.С.Шмелев .Лето Господне: автобиографическая повесть,», Москва, 1996 год.

2.

Е.С.Ефимова. Священное, древнее, вечное…(Мифологический мир «Лета

Господня») – «Литература в школе», Москва, 1992 год.

3.

И.А.Ильин. О тьме и просветлении: книга художественной критики, Москва,

1991 год.

4.

О.Н. Сорокина. Жизнь и творчество И. С. Шмелева, Москва, 1999 год.

5.

А. Турков. Кустодиев, Москва, 1998 год.



В раздел образования