Автор: Трубицина Татьяна Равильевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "Детско-юношеский центр"
Населённый пункт: г. Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка конспекта занятия по правилам дорожного движения с обучающимися 5-7 лет
Тема: "Виды перекрестков"
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия в рамках дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Дорожные грамотеи»
Подготовил: методист Трубицина Т.Р.
Тема: виды перекрестков
Цель занятия – расширение знаний учащихся о перекрёстках.
Задачи:
1.
Актуализировать
и
углублять
знания
учащихся
о
видах
перекрестков и сигналах регулировщика.
2.
Развивать мышление, обогащать словарный запас.
3.
Способствовать воспитанию культуры взаимодействия.
Оборудование:
слайд-презентация по теме занятия (изображения
перекрёстков, спецтранспорта, работы регулировщика), разборный макет
пешеходного
перехода
для
обозначения
на
полу
перекрестка,
знак
«Пешеходный переход».
Методы и приемы:
игровая мотивация, художественное слово,
рассматривание иллюстраций, словесное объяснение и показ приемов
работы, самостоятельная деятельность детей.
Ход занятия:
Организационный момент
(ритуал приветствия
-
эмоциональный
настрой учащихся на занятие).
Здравствуйте ребята! Наш ритуал приветствия сегодня заключается в
том, что мы будем здороваться двумя ладошками («Дай пять двумя
ладонями»), только не хлопайте друг друга сильно, чтобы не причинить друг
другу боль.
(Педагог предлогает учащимся втсать в круг, учащиеся
выполняют задание).
Основная часть
Ребята, садитесь пожалуйста на свои места. Сегодня мы с вами
продолжаем говорить о самом опасном участке дороги – перекрестке.
Напомните
мне
пожалуйста,
что
такое
перекресток
и
какие
виды
перекрестков бывают? Ответы детей.
Правильно, перекресток – место пересечения дорог на одном уровне, и
бывают они регулируемые и нерегулируемые. Перекресток, где очередность
движения транспорта и пешеходов определяется сигналами светофора или
регулировщика называется регулируемым (демонстрация слайд презентации
- изображение регулируемого перекрестка), а если светофор отсутствует или
не работает, и нет регулировщика, то такой перекресток называется
нерегулируемым
(демонстрация
слайд
презентации
-
изображение
нерегулируемого перекрестка).
Ребята, отгадайте загадку.
Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. ( Регулировщик)
Давайте вспомним сигналы регулировщика, которые мы с вами
изучали на прошлом занятии. Встаньте пожалуйста со стульев. Итак, какой
сигнал указывает пешеходам, что – можно переходить дорогу только перед
регулировщиком или за его спиной. Покажите этот сигнал. Ответы и показ
детей. (регулировщик стоит прямо и держит жезл вниз или параллельно
вытянутым в стороны рукам).
А теперь покажите мне сигнал, означающий, что движение транспорта
и пешеходов запрещено! (жезл регулировщика поднят прямо вверх) Ответы
и показ детей.
Покажите мне сигнал, указывающий, что пешеходы могут переходить
дорогу только за спиной регулировщика. Ответы и показ детей. (правая
рука регулировщика вытянута вперед, а левая опущена вниз)
Ребята, вы - большие молодцы! А теперь я предлагаю вам немного
поиграть
Игра «Игра «Сигналы Регулировщика»
Описание игры: на полу выложено изображение перекрестка и знаки
«Пешеходный переход». В центре стоит регулировщик, который, по заданию
педагога, выполняет сигналы. Остальные участники игры – пешеходы,
которые
выполняют
задания
регулировщика.
(педагог
показывает
регулировщику,
кокой
сигнал
нужно
показать
детям,
все
кроме
регулировщика закрывают глаза, по сигналу педагога - открывают).
(Дети выполняют задания игры)
А
вы
помните
ребята,
что машины со спецсигналами
нужно
обязательно пропускать. Какие вы знаете машины со спецсигналами.
(Ответы детей)
Отлично ребята, присядьте пожалуйста за столы.
Сейчас мы с вами определим правила перехода регулируемого
перекрёстка. (Демонстрация слайд-презентации)
1.Остановиться на краю тротуара.
2. Посмотреть на светофор на противоположной стороне дороги.
3. Дождаться зелёного сигнала светофора.
4. Дождаться остановки всех машин, вы помните мы с вами говорили,
про дорожные ловушки, и что есть водители – нарушители, которые могут
проехать на красный сигнал светофора.
5.Посмотреть налево, направо, затем снова налево.
6. Совершить переход, контролируя движение машин с обеих сторон.
7. Пропустить машины со спецсигналами.
Ребята, а как переходить дорогу, если перекресток не регулируемый и
на нем нет ни светофора, ни регулировщика.
(Ответы детей).
Давайте
разберемся
вместе, но прежде чем составить
правила
перехода
нерегулируемого
перекрестка
нам с вами надо узнать правила
поворота автомобиля.
Давайте с вами попробуем
определить
куда
поедет
автомобиль.
(Демонстрация
слайдов, на которых изображен
автомобиль поворотный сигнал
которого указывает маршрут движения).
Правила
перехода
нерегулируемого
перекрёстка.
(Демонстрация
презентации)
1.Остановиться на краю тротуара.
2. Посмотреть налево, направо, затем снова налево.
3. Если нет машин, совершить переход, контролируя движение
транспорта с обеих сторон.
4. Следить за поворотом транспорта.
Ребята, а сейчас предлагаю вам игру «Будь внимательным».
Описание игры: встаем в круг, идем по кругу и внимательно слушаем
сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу «Светофор» -
стоим на месте, по сигналу «Переход» - шагаем, по сигналу: «Автомобиль» -
продолжаем движение по кругу, имитируем, что держим в руках руль. (Дети
играют)
Заключительная часть
Ребята, что такое перекресток, какие они бывают? (Ответы детей).
Как
правильно
переходить
регулируемый
и
нерегулируемый
перекресток? (Ответы детей).
Вам понравилось занятие? (Ответы детей).
Что было трудно? (Ответы детей).
Спасибо за занятие!
Список литературы
1.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки
здоровья [Текст]: мастерская учителя / Н.И. Дереклеева. - М.: «ВАКО»,
2007.
2.
Купреева, Л.И., Мальцева, В.Р. Дорожная игротека [Текст]:
методический сборник/ Л.И. Купреева, В.Р. Мальцева. – Кемерово:
ООО «Принта», 2015. -64с.
3.
Купреева, Л.И., Мальцева, В.Р. Семья за безопасность на
дорогах [Текст]: методические рекомендации для родителей по
правилам дорожного движения/ Л.И. Купреева, В.Р. Мальцева. –
Кемерово: ООО «Принта», 2012. -173с.
4.
Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева Занятия по правилам
дорожного движения М: ООО «ТЦ Сфера», 2014г.-64с. – (Вместе с
детьми).