Напоминание

Контрольно-измерительные материалы для проведения текущего контроля по биологии в 7 классе


Автор: Дымова Наталья Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 г. Катав-Ивановска"
Населённый пункт: г. Катав-Ивановск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Контрольно-измерительные материалы для проведения текущего контроля по биологии в 7 классе
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Катав – Ивановска»

Катав -Ивановского муниципального района

Контрольно- измерительные материалы

для проведения текущего контроля

по биологии

в 7 классе

(учебник: Константинов В.М. Биология: 7 класс: учебник для учащихся

общеобразовательных организаций / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.

– 5-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф.)

Самостоятельная работа по теме «Общие сведения о мире животных»

Кодификатор

(планируемые результаты освоения основных образовательных программ)

заданий

Раздел программы

Проверяемые планируемые

результаты

Уровень сложности

1.

Общие сведения о

мире животных

владение понятийным аппаратом и

символическим языком биологии

Б

2.

раскрывать сущность, выявлять

примеры и определять роль

взаимоотношений организмов в

природе

Б, П

3.

устанавливать взаимосвязь

описанных в тексте элементов

(умение работать с текстом)

П

Спецификация

(критерии оценивания диагностической работы)

задани

й

Проверяемые

планируемые результаты

Правильный ответ

Критерии

оценивания/

баллы

1.

владение понятийным

аппаратом и

символическим языком

биологии

зоология – наука о животных,

экология - наука о

взаимоотношениях организмов

друг с другом и окружающей

средой,

палеонтология – наука об

ископаемых животных и их

изменениях в процессе

исторического развития,

ареал – территория, которую

занимает вид (популяция)

цепь питания –

последовательность живых

организмов, в которой каждый

следующий питается предыдущим

За каждую верную

позицию по 1 баллу,

Максимум – 5

баллов

2.

раскрывать сущность,

выявлять примеры и

определять роль

взаимоотношений

организмов в природе

1) симбиоз – это взаимовыгодные

отношения между живыми

организмами (приносят друг другу

пользу);

2) рак-отшельник и актиния;

3)позволяет

организмам

более

эффективно и полно использовать

среду

обитания;

способствует

выживанию живых организмов

1-й и 2-й элементы

по 1 баллу,

3-й элемент –2 балла

Максимум – 4 балла

Возможны другие

формулировки и

примеры, не

искажающие смысл

3.

устанавливать

взаимосвязь описанных в

тексте элементов

(умение работать с

1) принцип родства;

2) упорядоченность организмов от

простых (низших) форм к

сложным (высшим);

За каждую верно

указанную позицию

по 1 баллу.

Максимум – 3 балла

2

текстом)

3) основная систематическая

единица – вид.

Максимальное количество баллов:

12

Шкала перевода баллов в оценки

% выполнения работы

Количество баллов

Цифровая отметка

Уровневая шкала

100-86

12-11

5

повышенный

85-70

10 - 9

4

69-40

8 - 6

3

базовый

39-0

5 - 0

2

недостаточный

Диагностическая работа

(демоверсия)

Задание №1. Дайте определения понятиям: зоология, экология, палеонтология, ареал, цепь

питания.

Задание №2. Опишите симбиотические взаимоотношения между организмами по плану:

1.

Определение.

2.

Пример.

3.

Роль в природе.

Задание№3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

«Современная классификация животных построена на принципе родства – близости

происхождения животных. Группы упорядочены от простых (низших) форм организмов к

более сложным (высшим), что соответствует общему направлению эволюции живого мира.

Основная систематическая единица – вид. Классификация – объединение животных в группы

на основе сходства строения, физиологии, генетики, родственных связей, способности

произвести полноценное потомство».

Вопрос: Каковы особенности современной классификации животных? Приведите не менее

трех позиций.

Самостоятельная работа по теме «Подцарство Простейшие»

Кодификатор

(планируемые результаты освоения основных образовательных программ)

заданий

Раздел программы

Проверяемые планируемые

результаты

Уровень

сложности

1.

Подцарство Простейшие

выделять существенные признаки

биологических объектов (анализ

информации)

Б

2.

выделять существенные признаки

биологических объектов

(сопоставление информации)

Б

3.

выделять существенные признаки

процессов, характерных для живых

организмов

(установление последовательности

биологических процессов, явлений,

Б

3

объектов)

4.

устанавливать взаимосвязь

описанных в тексте элементов

(работа с текстом)

П

5.

устанавливать взаимосвязь между

особенностями жизнедеятельности

биологических объектов и

принадлежностью их к

систематической группе

(установление соответствия)

П

6.

распознавать биологические объекты

по их изображениям, выявлять

отличительные признаки

биологических объектов (работа с

рисунком)

Б, П

Спецификация

(критерии оценивания диагностической работы)

заданий

Проверяемые планируемые

результаты

Правильный ответ

Критерии

оценивания/

баллы

1.

выделять существенные признаки

биологических объектов (анализ

информации)

4

верный ответ –

1 балл,

неверный ответ

– 0 баллов

2.

выделять существенные признаки

биологических объектов

(сопоставление информации)

4

верный ответ –

1 балл,

неверный ответ

– 0 баллов

3.

выделять существенные признаки

процессов, характерных для живых

организмов

(установление последовательности

биологических процессов, явлений,

объектов)

24135

верно – 2 балла,

1 ошибка – 1

балл, более 1

ошибки – 0

баллов

4.

устанавливать взаимосвязь

описанных в тексте элементов

(работа с текстом)

5136

верно – 2 балла,

1 ошибка – 1

балл, более 1

ошибки – 0

баллов

5.

устанавливать взаимосвязь между

особенностями жизнедеятельности

биологических объектов и

принадлежностью их к

систематической группе

(установление соответствия)

12122

верно – 2 балла,

1 ошибка – 1

балл, более 1

ошибки – 0

баллов

4

6.

распознавать биологические

объекты по их изображениям,

выявлять отличительные признаки

биологических объектов (работа с

рисунком)

1) А- амеба протей

Б – эвглена зеленая

2) Сходства: состоят из

одной клетки; клетка

выполняет функции целого

организма (питание,

дыхание, выделение,

размножение и др.);

органоиды (ядро,

цитоплазма и др.)

3) Различия: органоиды

передвижения (амеба –

ложноножки, эвглена –

жгутик); способы питания

(амеба – гетеротрофное,

эвглена – гетеротрофное и

автотрофное); у эвглены

органоиды –

светочувствительный

глазок, клеточный рот,

хлоропласты.

1-й элемент – 1

балл, 2-й и 3-й

элементы –

указано по 2

признака – по 2

балла за каждый

элемент,

указано по 1

признаку - по 2

балла за каждый

элемент.

Всего – 5

баллов

Максимальное количество баллов:

13

Шкала перевода баллов в оценки

% выполнения работы

Количество баллов

Цифровая отметка

Уровневая шкала

100-86

13-11

5

повышенный

85-70

10-9

4

69-40

8-6

3

базовый

39-0

5-0

2

недостаточный

Диагностическая работа

(демоверсия)

В заданиях 1 и 2 выберите один верный ответ.

1.

Верны ли суждения?

А. Инфузория-туфелька передвигается с помощью ложноножек.

Б. Малярийный комар является возбудителем малярии.

1) верно толь А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

2.

Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных.

Группа 1

Группа 2

Дизентерийная амёба

Амёба протей

Малярийный плазмодий

Инфузория-туфелька

Лямблия

Эвглена зеленая

Что из перечисленного положено в основу распределения этих животных на группы?

1) строение клетки

2) характер передвижения

3) способ размножения

4) образ жизни

5

3.

Установите правильную последовательность жизненного цикла малярийного

паразита, начиная с укуса малярийного комара. Ответ

запишите в виде последовательности цифр.

1) размножается в эритроцитах человека

2) проникает в организм человека при укусе комара

3) проникает в желудок комара при сосании им крови человека, больного малярией

4) размножается в клетках печени человека

5) проникает в слюнные железы комара

4.

Какие слова пропущены в тексте? Форма слов изменена. Ответ

запишите в виде таблицы, приведенной ниже, в которой напротив буквы

укажите соответствующую цифру.

Основное пищей инфузории-туфельки является ……(А). На дне клеточной глотки

пища попадает в ….(Б). Непереваренное остатки пищи удаляются через…. (В). Излишек

вода и продукты жизнедеятельности выводятся через две …… (Г).

1) пищеварительная вакуоль

2) клеточный рот

3) порошица

4) водоросли

5) бактерии

6) сократительная вакуоль

5.

Установите соответствие между представителями простейших и особенностями

их жизнедеятельности.

Ответ запишите в виде таблицы, приведенной ниже, в которой напротив буквы

укажите соответствующую цифру.

Особенности жизнедеятельности

Представители

простейших

А) паразитирует в толстом кишечнике человека

1) дизентерийная амёба

Б) размножается в эритроцитах человека

2) малярийный плазмодий

В) человек заражается этим паразитом, проглотив цисту

Г) переносчиком является комар

Д) имеет в своем жизненном цикле двух хозяев

6.

Как называются животные, изображенные на рисунке буквами А и Б? Каковы их

сходства и различия? Ответ запишите в

свободной форме.

6

А

Б

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

Д

Самостоятельная работа по теме «Тип Кишечнополостные»

Кодификатор

(планируемые результаты освоения основных образовательных программ)

заданий

Раздел программы

Проверяемые планируемые

результаты

Уровень

сложности

1.

Тип Кишечнополостные

выделять существенные признаки

биологических объектов (анализ

информации)

Б

2.

выделять существенные признаки

биологических объектов

(сопоставление информации)

Б

3.

выделять существенные признаки

процессов, характерных для живых

организмов

(установление последовательности

биологических процессов, явлений,

объектов)

Б

4.

устанавливать взаимосвязь

описанных в тексте элементов

(работа с текстом)

П

5.

устанавливать взаимосвязь между

особенностями жизнедеятельности

биологических объектов и

принадлежностью их к

систематической группе

(установление соответствия)

П

6.

применение биологических знаний

в практических ситуациях

Б, П

Спецификация

(критерии оценивания диагностической работы)

заданий

Проверяемые планируемые

результаты

Правильный ответ

Критерии

оценивания/

баллы

1.

выделять существенные

признаки биологических

объектов (анализ

информации)

3

верный ответ –

1 балл,

неверный ответ

– 0 баллов

2.

выделять существенные

признаки биологических

объектов (сопоставление

информации)

3

верный ответ –

1 балл,

неверный ответ

– 0 баллов

3.

выделять существенные

признаки процессов,

характерных для живых

организмов

2431

верно – 2

балла, 1

ошибка – 1

балл, более 1

7

(установление

последовательности

биологических процессов,

явлений, объектов)

ошибки – 0

баллов

4.

устанавливать взаимосвязь

описанных в тексте

элементов

(работа с текстом)

7546

верно – 2

балла, 1

ошибка – 1

балл, более 1

ошибки – 0

баллов

5.

устанавливать взаимосвязь

между особенностями

жизнедеятельности

биологических объектов и

принадлежностью их к

систематической группе

(установление

соответствия)

211222

верно – 2

балла, 1

ошибка – 1

балл, более 1

ошибки – 0

баллов

6.

применение биологических

знаний в практических

ситуациях

1) осенью гидры погибают;

2) в водоеме остаются яйца,

защищенные оболочкой;

3) весной из яиц развиваются

гидры, разрывают оболочку и

выходят в водоем

за каждый

верный

элемент по 1

баллу, всего – 3

балла

Максимальное количество баллов:

11

Шкала перевода баллов в оценки

% выполнения работы

Количество баллов

Цифровая отметка

Уровневая шкала

100-86

11-10

5

повышенный

85-70

9-8

4

69-40

7-5

3

базовый

39-0

4-0

2

недостаточный

Диагностическая работа

(демоверсия)

В

заданиях 1 и 2 выберите один верный ответ.

1.

Верны ли следующие суждения?

А. Кишечнополостные – это двухслойные животные.

Б. Для кишечнополостных характерна лучевая симметрия тела.

1) верно толь А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

2.

В таблице между позициями первого и второго столбцов имеется определенная связь

Объект

Функция

Железистые клетки

……..

Ядро

Деление клетки

Что следует вписать на месте пропусков?

8

1) передвижение

2) пищеварение

3) выделение пищеварительного сока

4) рефлекс

3.

Установите правильную последовательность работы стрекательной клетки

гидры. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

1) в тело жертвы вводится яд

2) чувствительные волоски улавливают раздражение от прикосновения

3) стрекательная нить вонзается в тело жертвы

4) стрекательная нить выбрасывается из капсулы

4.

Какие слова пропущены в тексте? Форма слов изменена. Ответ

запишите в виде таблицы, приведенной ниже, в которой напротив буквы укажите

соответствующую цифру.

У гидры тело состоит из ……(А). Внутри тела имеется….(Б). По всей поверхности тела

гидры и особенно на её щупальцах расположено большое количество…. (В) клеток. Гидра

передвигается благодаря …… (Г) клеткам.

1) три

2) кишечник

3) промежуточные

4) стрекательные

5) кишечная полость

6) эпителиально-мускульные

7) два

8) железистые

5.

Установите соответствие между представителями кишечнополостных и

особенностями их жизнедеятельности.

Ответ запишите в виде таблицы, приведенной ниже, в которой напротив буквы

укажите соответствующую цифру.

Особенности жизнедеятельности

Представители

кишечнополостных

А) в их теле живут одноклеточные водоросли

1) гидры

Б) передвигаются кувырканием

2) коралловые полипы

В) являются гермафродитами

Г) являются раздельнополыми животными

Д) образуют колонии

Е) обитают в морях

А

Б

В

Г

Д

Е

6.

С наступлением неблагоприятных условий гидры исчезают из водоемов, но затем

появляются вновь. Как вы думаете, откуда появляются гидры? Ответ запишите в

свободной форме.

9

А

Б

В

Г

Проверочная работа по теме «Типы Плоские черви. Круглые черви.

Кольчатые черви»

Кодификатор

(планируемые результаты освоения основных образовательных программ)

заданий

Раздел программы

Проверяемые планируемые

результаты

Уровень

сложности

1.

Типы Плоские

черви, Круглые

черви, Кольчатые

черви

выделять существенные признаки

биологических объектов

Б

Спецификация

(критерии оценивания диагностической работы)

заданий

Проверяемые

планируемые

результаты

Правильный ответ

Критерии

оценивания/

баллы

1.

выделять

существенные

признаки

биологических

объектов

(анализ и

сопоставление

информации)

п/

п

Признаки

Типы червей

Плоские

Круглые

Кольчатые

1

Представители

белая

планария

человеческ

ая аскарида

дождевой

червь

2

Симметрия

тела

двусторонняя+++

3

Число слоев

тела

3+

3+

3+

4

Полость тела

(какая?)

нет

(паренхима

) +

первичная

+

вторичная +

5

Системы

органов

(перечислить)

пищеварите

льная,

выделитель

ная,

нервная,

половая +

пищеварите

льная,

выделитель

ная,

нервная,

половая +

пищеварите

льная,

выделитель

ная,

нервная,

половая,

кровеносна

я +

6

Половая

принадлежност

ь

(гермафродиты,

раздельнополы

е)

гермафроди

ты +

раздельноп

олые +

гермафроди

ты +

7

Форма тела

сплюснуто

в спинно-

брюшном

направлени

и +

округлое,

нечленисто

е +

сегментиро

ванное

(кольца) +

8

Образ жизни

свободнож

ивущие +

паразитиче

ский +

свободножи

вущие +

за каждую

верную

позицию – 1

балл, всего

– 21 балл

Шкала перевода баллов в оценки

% выполнения работы

Количество баллов

Цифровая отметка

Уровневая шкала

100-86

21-19

5

повышенный

85-70

18-15

4

69-40

14-9

3

базовый

10

39-0

8-0

2

недостаточный

Диагностическая работа

(демоверсия)

Задание. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика типов червей»

п/

п

Признаки

Типы червей

Плоские

Круглые

Кольчатые

1

Представители

белая

планария

человеческая

аскарида

дождевой

червь

2

Симметрия тела

3

Число слоев тела

4

Полость тела (какая?)

5

Системы органов

(перечислить)

6

Половая принадлежность

(гермафродиты,

раздельнополые)

7

Форма тела

8

Образ жизни

Проверочная работа по теме «Тип Моллюски»

Кодификатор

(планируемые результаты освоения основных образовательных программ)

заданий

Раздел программы

Проверяемые планируемые

результаты

Уровень

сложности

1.

Тип Моллюски

устанавливать взаимосвязь между

особенностями строения

биологических объектов и

принадлежностью их к

систематической группе

(установление соответствия)

Б

Спецификация

(критерии оценивания диагностической работы)

заданий

Проверяемые

планируемые результаты

Правильный ответ

Критерии

оценивания/баллы

1.

устанавливать

взаимосвязь между

особенностями строения

биологических объектов и

принадлежностью их к

систематической группе

1,4,5,8,10,12,16

за каждую верную

позицию – 2 балла,

за каждую неверную

позицию (в том

числе лишнюю) –

минус 1 балл.

Максимум – 14

баллов

Шкала перевода баллов в оценки

% выполнения работы

Количество баллов

Цифровая отметка

Уровневая шкала

11

100-86

14-12

5

повышенный

85-70

11-9

4

69-40

8- 6

3

базовый

39-0

5-0

2

недостаточный

Диагностическая работа

(демоверсия)

Задание. Выпишите номера, обозначающие характерные особенности большого прудовика.

1.

Тело животного мягкое и имеет мантию.

2.

Снаружи тело защищено двустворчатой раковиной.

3.

Наружной раковины нет. Есть лишь ее остатки, скрытые кожей.

4.

Раковина имеет вид башенки, единая.

5.

Передвигается при помощи мускулистой ноги.

6.

Характерен реактивный способ передвижения.

7.

Питается органическими взвесями, микроорганизмами.

8.

Питается мягкими частями водных растений.

9.

Хищник: поедает рыбу, крабов, моллюсков.

10. Дышит атмосферным воздухом.

11. Дышит растворенным в воде кислородом.

12. Кровеносная система незамкнутая.

13. Кровеносная система почти замкнутая.

14. Имеется особое приспособление – чернильная железа.

15. Органы зрения отсутствуют.

16. Глаза расположены у основания щупалец.

17. Кровь голубоватая.

Контрольная работа по теме «Тип Членистоногие»

Кодификатор

(планируемые результаты освоения основных образовательных программ)

заданий

Раздел программы

Проверяемые планируемые

результаты

Уровень

сложности

1.

Тип Членистоногие

выделять существенные признаки

биологических объектов

Б

2.

устанавливать взаимосвязь между

особенностями строения

биологических объектов и

принадлежностью их к

систематической группе

(установление соответствия)

Б

3.

устанавливать взаимосвязь

описанных в тексте элементов

(работа с текстом)

Б

4.

сравнивать биологические объекты

(анализ информации)

П

5.

распознавать биологические

объекты, аргументировать и

приводить доказательства (работа с

рисунком)

П

Спецификация

(критерии оценивания диагностической работы)

12

заданий

Проверяемые

планируемые

результаты

Правильный ответ

Критерии

оценивания/баллы

1.

выделять

существенные

признаки

биологических

объектов

Признаки

Классы Членистоногих

Ракообр

азные

(речной

рак)

Паукообра

зные

(паук-

крестовик

)

Насекомы

е

(черный

таракан)

Отделы тела

2

2

3

Число пар усиков

2

нет

1

Число пар глаз

(какие?)

1,

сложные

4,

простые

1,

сложные

Число пар

ходильных ног

5

4

3

Органы дыхания

жабры

Легочные

мешки,

трахеи

трахеи

По 0,5б за каждый

верный элемент,

всего 18 элементов

Максимум – 9

баллов

2.

устанавливать

взаимосвязь

между

особенностями

строения

биологических

объектов и

принадлежност

ью их к

систематическо

й группе

(установление

соответствия)

А – 2 3 4 7

Б – 4 5 6

В - 1 2 4 8 9

По 0,5б за каждый

верный элемент,

всего 12 элементов

Максимум – 6

баллов

3.

устанавливать

взаимосвязь

описанных в

тексте

элементов

(работа с

текстом)

5 7 6 8

Верно – 2 балла, 1

ошибка – 1 балл,

более – 0 баллов

Максимум – 2

балла

4.

сравнивать

биологические

объекты

(анализ

информации)

4

Верный ответ - 1

балл, неверный

ответ – 0 баллов

Максимум – 1

балл

5.

распознавать

биологические

объекты,

аргументироват

ь и приводить

доказательства

(работа с

рисунком)

1) тип членистоногие – 1б

2) класс ракообразные – 1б

3) из таблицы (задание1) – 3 элемента – 2б, 2

элемента – 1б, 1 элемент – 0б.

1 и 2 элементы по 1

баллу,

3 элемент – указано

3 признака – 2

балла, 2 признака –

1 балл, менее 2

признаков – 0

баллов

Максимум – 3

балла

Максимально количество баллов:

21

13

Шкала перевода баллов в оценки

% выполнения работы

Количество баллов

Цифровая отметка

Уровневая шкала

100-86

21-19

5

повышенный

85-70

18-15

4

69-40

14-9

3

базовый

39-0

8-0

2

недостаточный

Диагностическая работа

(демоверсия)

№1. Заполните таблицу.

Признаки

Классы Членистоногих

Ракообразные

(речной рак)

Паукообразные

(паук-крестовик)

Насекомые

(черный таракан)

Отделы тела

Число пар усиков

Число пар глаз

(какие?)

Число пар ходильных

ног

Органы дыхания

Задание №2. Установите соответствия между классами членистоногих и особенностями их

строения и представителями.

Ответ запишите в виде таблицы, приведенной ниже, в которой напротив букв

укажите соответствующие цифры.

ПРИЗНАКИ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ

КЛАССЫ ЧЛЕНИСТОНОГИХ

1.

Тело разделено на голову, грудь и брюшко.

А – ракообразные

2.

На голове одна пара сложных глаз

Б – паукообразные

3.

Две пары усиков

В – насекомые

4.

Конечности членистые

5.

Четыре пары ног

6.

Чесоточный зудень

7.

Дафния

8.

Медоносная пчела

9.

Тутовый шелкопряд

А

Б

В

№3 . Какие слова пропущены в тексте? Форма слов изменена.

Ответ запишите в виде таблицы, приведенной ниже, в которой напротив буквы

укажите соответствующую цифру.

У пауков органами дыхания являются ….. (А) и … (Б), представляющие собой

длинный трубочки. Выделительная система представлена …. (В). Для пауков характерно …

(Г) оплодотворение.

14

1) наружное

2) зеленые железы

3) почки

4) воздушные мешки

5) легочные мешки

6) мальпигиевы сосуды

7) трахеи

8) внутреннее

А

Б

В

Г

№4 . Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных. Что из

перечисленного положено в основу распределения этих животных на группы?

Ответ запишите в виде одной цифры.

группа 1

группа 2

пчела

саранча

муха

стрекоза

бабочка

клоп

1) покров тела

2) количество конечностей

4) количество крыльев

4) тип развития

№5 . К какому типу и классу относится животное, изображённое на рисунке? Укажите

не менее трёх признаков, доказывающих его принадлежность к этому классу.

Ответ запишите в свободной фор.

15

Самостоятельная работа по теме «Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы»

Кодификатор

(планируемые результаты освоения основных образовательных программ)

заданий

Раздел программы

Проверяемые планируемые

результаты

Уровень

сложности

1.

Тип Хордовые:

бесчерепные, рыбы

выделять существенные признаки

биологических объектов

(животных) и процессов,

характерных для них

Б

2.

Б

3.

Б

4.

Б

5.

Б

6.

устанавливать взаимосвязь

описанных в тексте элементов

(работа с текстом)

Б

7.

устанавливать взаимосвязь между

особенностями строения

биологических объектов и

принадлежностью их к

систематической группе

(установление соответствия)

П

8.

распознавать биологические

объекты по их изображениям,

выявлять отличительные признаки

биологических объектов (работа с

рисунком)

П

Спецификация

(критерии оценивания диагностической работы)

заданий

Проверяемые

планируемые результаты

Правильный ответ

Критерии

оценивания/

баллы

1.

выделять существенные

признаки биологических

объектов (животных) и

процессов, характерных

для них

Г

верный

ответ – 1

балл,

неверный

ответ – 0

баллов

2.

А

3.

В

4.

В

5.

Б

6.

устанавливать

взаимосвязь описанных в

тексте элементов

(работа с текстом)

5436

верно – 2

балла, 1

ошибка – 1

балл, более

1 ошибки –

0 баллов

7.

устанавливать

взаимосвязь между

особенностями строения

биологических объектов и

принадлежностью их к

систематической группе

(установление

соответствия)

11221

8.

распознавать

биологические объекты по

их изображениям,

выявлять отличительные

признаки биологических

объектов (работа с

рисунком)

1) А – скелет непарных

плавников

2) движение, равновесие

3) Б – скелет головы (череп)

4) защита головного мозга

за каждую

верную

позицию по

1 баллу,

всего – 4

балла

Максимальное количество баллов

13

Шкала перевода баллов в оценки

% выполнения

работы

Количество баллов

Цифровая отметка

Уровневая шкала

100-86

13-11

5

повышенный

85-70

10-9

4

69-40

8-6

3

базовый

39-0

5-0

2

недостаточный

Диагностическая работа

(демоверсия)

В заданиях 1-5 выберите один верный ответ.

1. Рыбы приспособлены к водной среде обитания:

А) дышат при помощи жабр

Б) имеют хорду

В) имеют головной и спинной мозг

Г) парные конечности имеют форму плавников

2. Крупной рыбой морей считают:

А) китовую акулу

Б) усатого кита

В) атлантическую сельдь

Г) обыкновенного сома

3. Жабры – это орган:

А) кровеносной системы

Б) выделительной системы

В) дыхательной системы

Г) пищеварительной системы

4. Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о:

А) способе размножения

Б) наличии у них скелета

В) приспособленности к среде обитания

Г) наличии у них покровительственной окраски

5. Нерест – это:

А) способ размножения

Б) сложное инстинктивное поведение в период размножения

В) условия, вызывающие замор рыбы

Г) способ заботы о потомстве

6. Какие слова пропущены в тексте? Форма слов изменена. Ответ

запишите в виде таблицы, приведенной ниже, в которой напротив буквы укажите

соответствующую цифру.

17

Икринки - это ……(А) рыб. Из оплодотворенной икры развивается ….(Б). Для

большинства…. (В) характерно живорождение. Рыбы, идущие на нерест из морей в реки

или из рек в моря, называются …… (Г).

1) сперматозоиды

2) лососевые

3) акулы

4) мальки

5) яйцеклетки

6) проходные

7) промысловые

8) зиготы

7. Установите соответствие между систематическими группами животных и

особенностями строения их представителей. Ответ запишите в виде таблицы,

приведенной ниже, в которой напротив буквы укажите соответствующую цифру.

Особенности строения

Систематические группы

А) есть нервная трубка

1) бесчерепные

Б) позвоночник отсутствует

2) черепные

В) есть головной и спинной мозг

Г) органы выделения - почки

Д) кишечник не подразделяется на отделы

8. Какие отделы скелета рыбы обозначены на рисунке буквами А и Б? Какие

функции они выполняют?

Ответ запишите в свободной форме.

18

А

Б

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

Д

Самостоятельная работа по теме «Класс Земноводные»

Кодификатор

(планируемые результаты освоения основных образовательных программ)

заданий

Раздел программы

Проверяемые планируемые

результаты

Уровень

сложности

1.

Класс Земноводные

выделять существенные признаки

биологических объектов

(животных) и процессов,

характерных для них

Б

2.

Б

3.

Б

4.

Б

5.

Б

6.

Б

7.

Б

8.

Б

9.

выделять существенные признаки

биологических объектов

(земноводных), (умение делать

множественный выбор)

Б

10.

осуществлять классификацию

биологических объектов

(земноводных) на основе их

принадлежности к определенной

систематической группе

(установление соответствия)

П

11.

выделять существенные признаки

процессов, характерных для живых

организмов

(установление последовательности

биологических процессов, явлений,

объектов)

П

12.

раскрывать сущность

приспособленности организмов к

среде обитания

П

Спецификация

(критерии оценивания диагностической работы)

заданий

Проверяемые

планируемые

результаты

Правильный ответ

Критерии

оценивания

/баллы

1.

выделять

существенные

признаки

биологических

объектов

(земноводных) и

процессов,

характерных для них

Б

верный ответ – 1

балл, неверный

ответ – 0 баллов

2.

Б

3.

В

4.

А

5.

В

6.

А

7.

А

8.

Б

9.

выделять

существенные

2,4,6

полное

правильное

19

признаки

биологических

объектов

(земноводных),

(умение делать

множественный выбор)

выполнение – 2

балла,

выполнение

задания

с одной ошибкой

(одной неверно

указанной, в том

числе лишней,

цифрой

наряду со всеми

верными

цифрами) или

неполное

выполнение

задания

(отсутствие

одной

необходимой

цифры) - 1 балл,

во всех

остальных

случаях - 0

баллов

10.

осуществлять

классификацию

биологических

объектов

(земноводных) на

основе их

принадлежности к

определенной

систематической

группе (установление

соответствия)

132233

указана верная

последовательно

сть цифр – 2

балла, допущена

одна

ошибка - 1 балл,

если, во всех

остальных

случаях - 0

баллов.

11.

выделять

существенные

признаки процессов,

характерных для

живых организмов

(установление

последовательности

биологических

процессов, явлений,

объектов)

ДАЕВЗГЖБ

если

указана верная

последовательно

сть цифр - 2

балла, если

допущена одна

ошибка - 1 балл,

во всех

остальных

случаях - 0

баллов

12.

раскрывать сущность

приспособленности

организмов к среде

обитания

На дне водоема лягушка дышит

благодаря хорошо развитому

кожному дыханию

верный ответ – 2

балла, неверный

ответ – 0 баллов

Максимальное количество баллов

16

20

Шкала перевода баллов в оценки

% выполнения

работы

Количество баллов

Цифровая отметка

Уровневая шкала

100-86

16-14

5

повышенный

85-70

13-11

4

69-40

10-7

3

базовый

39-0

6-0

2

недостаточный

Диагностическая работа

(демоверсия)

В заданиях 1-8 выберите один верный ответ.

1. Саламандры относятся к отряду…

А. Безногие

Б. Хвостатые

В. Бесхвостые

Г. Верного ответа нет

2. К скелету передней конечности относятся…

А. Бедро, голень, стопа

Б. Плечо, предплечье, кисть

В. Ключица, лопатка, грудина

Г. Верного ответа нет

3. Отдел скелета: позвоночник имеет следующее значение…

А. Передвижение

Б. Опора передним конечностям

В. Защита спинного мозга

Г. Защита головного мозга

4. Сколько типов дыхания имеет лягушка?

А. Лёгкие и кожа

Б. Лёгкие, кожа, жабры

В. Только кожа

Г. Только жабры

5. Погружаясь в воду, лягушка переходит…

А. На дыхание жабрами

Б. На лёгочное дыхание

В. На дыхание через кожу

Г. Верного ответа нет

6. Левое предсердие сердца лягушки содержит…

А. Артериальную кровь

Б. Венозную кровь

В. Артериальную и венозную

Г. Верного ответа нет

7. В правом предсердии содержится…

А. Только венозная кровь

Б. Только артериальная кровь

21

В. Венозная и артериальная вместе

Г. Верного ответа нет

8. Весной у тритона развивается вдоль спины волнистый гребень, который служит…

А. Для уменьшения кожного дыхания

Б. Для увеличения кожного дыхания

В. Для увеличения лёгочного дыхания

Г. Все ответы верны

9. Выберите три верных ответа из шести. Ответ запишите в виде

последовательности трех цифр

Характерными особенностями строения земноводных являются:

1) Кожа сухая, покрытая роговыми чешуями

2) Тело покрыто влажной слизистой кожей

3) Один круг кровообращения

4) Два круга кровообращения

5) Сердце двухкамерное

6) В начале развития сердце двухкамерное, у взрослых особей трехкамерное

10. Установите соответствие между представителями земноводных и их

принадлежностью к определенной систематической группе. Ответ запишите в виде

таблицы, приведенной ниже, в которой напротив буквы укажите соответствующую

цифру.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОТРЯДЫ

А) Цейлонский рыбозмей 1. Безногие

Б) Жаба зеленая 2. Хвостатые

В) Тритон гребенчатый 3. Бесхвостые

Г) Саламандра исполинская

Д) Краснобрюхая жерлянка

Е) Лягушка озерная

А

Б

В

Г

Д

Е

11. Установите правильную последовательность пути прохождения пищи у

лягушки. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

А) глотка

Б) клоака

В) желудок

Г) тонкий кишечник

Д) ротовая полость

Е) пищевод

Ж) толстый кишечник

З) 12-ти перстная кишка

22

12. Лягушки могут длительное время находиться на дне водоема, при этом не

задыхаясь. Почему? Ответ запишите в свободной форме.

Самостоятельная работа по теме «Класс Пресмыкающиеся»

Кодификатор

(планируемые результаты освоения основных образовательных программ)

заданий

Раздел программы

Проверяемые планируемые

результаты

Уровень

сложности

1.

Класс пресмыкающиеся

устанавливать взаимосвязь

между особенностями строения

и жизнедеятельности

биологических объектов и

принадлежностью их к

систематической группе

Б

2.

применение биологических

знаний в практических

ситуациях

П

3.

применение биологических

знаний в практических

ситуациях

П

Спецификация

(критерии оценивания диагностической работы)

заданий

Проверяемые

планируемые результаты

Правильный ответ

Критерии

оценивания/

баллы

1.

устанавливать

взаимосвязь между

особенностями строения и

жизнедеятельности

биологических объектов и

принадлежностью их к

систематической группе

1.

Б

2.

А

3.

Б

4.

А Б

5.

Б

6.

А

7.

А Б

8.

А Б

9.

Б

10.

А

11.

А Б

12.

А Б

13.

А

14.

А Б

за каждую

верную

позицию – 1

балла, за

каждую

неверную

позицию (в том

числе

лишнюю) –

минус 1 балл.

Всего – 20

баллов

23

2.

применение

биологических знаний в

практических ситуациях

1) все пресмыкающиеся

относятся к холоднокровным

животным, так как к органам

течет смешанная кровь,

организм получает мало

кислорода;

2) при понижении температуры

уровень обмена веществ у

пресмыкающихся снижается, и

они впадают в спячку

за каждую

верную

позицию по 1

баллу, всего – 2

балла

3.

применение

биологических знаний в

практических ситуациях

1) регулируют численность

грызунов;

2) яд змей используется в

медицине

за каждую

верную

позицию по 1

баллу, всего – 2

балла

Максимальное количество баллов:

24

Шкала перевода баллов в оценки

% выполнения

работы

Количество баллов

Цифровая отметка

Уровневая шкала

100-86

24-20

5

повышенный

85-70

20-17

4

69-40

16-11

3

базовый

39-0

10-0

2

недостаточный

Диагностическая работа

(демоверсия)

1. Установите соответствие между признаками организмов и их принадлежностью к

определенной систематической группе.

Ответ запишите в виде таблицы, приведенной ниже, в которой напротив цифры

укажите соответствующую (ие) букву (ы). (А, Б ли А,Б).

А – земноводные

Б – пресмыкающиеся

1)

кожа покрыта роговой чешуей

2)

кожа голая

3)

развиваются на суше

4)

наиболее распространены в тропиках и субтропиках

5)

яйцо покрыто плотной оболочкой

6)

развитие происходит с метаморфозом

7)

два круга кровообращения

8)

в сердце течет смешанная кровь

9)

дыхание только легочное

10)

дыхание кожно-легочное

11)

конечности пятипалые

12)

холоднокровные животные

13)

в скелете один шейный позвонок

14)

в период зимовки находятся в оцепенении

24

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2. Большинство видов пресмыкающихся находится в районах с тропическим и

субтропическим климатом, а в средней полосе их значительно меньше. Почему?

Ответ запишите в свободной форме.

3. Почему в настоящее время большинство ядовитых змей находятся под охраной

государства? Какое значение они имеют в природе и жизни человека? Ответ

запишите в свободной форме.

Контрольная работа по теме «Класс Птицы»

Кодификатор

(планируемые результаты освоения основных образовательных программ)

заданий

Раздел программы

Проверяемые планируемые

результаты

Уровень

сложности

1.

Класс Птицы

выделять существенные признаки

биологических объектов (птиц) и

процессов, характерных для них

Б

2.

Б

3.

Б

4.

Б

5.

Б

6.

Б

7.

Б

8.

Б

9.

выделять существенные признаки

биологических объектов (птиц)

Б

10.

устанавливать взаимосвязь между

особенностями строения

биологических объектов и

принадлежностью их к

систематической группе

(установление соответствия)

П

11.

распознавать биологические

объекты по их изображениям,

выявлять отличительные

признаки биологических объектов

(работа с рисунком)

П

12.

раскрывать сущность

приспособленности организмов к

среде обитания

П

13.

использовать методы

биологической науки: описывать

биологические процессы

П

Спецификация

25

(критерии оценивания диагностической работы)

заданий

Проверяемые

планируемые

результаты

Правильный ответ

Критерии оценивания/

баллы

1.

выделять

существенные

признаки

биологических

объектов (птиц) и

процессов,

характерных для них

1

верный ответ – 1 балл,

неверный ответ – 0

баллов,

всего – 8 баллов

2.

2

3.

2

4.

2

5.

2

6.

2

7.

4

8.

4

9.

выделять

существенные

признаки

биологических

объектов (птиц)

235

полное правильное

выполнение – 2 балла,

выполнение задания

с одной ошибкой

(одной неверно

указанной, в том числе

лишней, цифрой

наряду со всеми

верными цифрами)

или неполное

выполнение задания

(отсутствие одной

необходимой цифры) -

1 балл, во всех

остальных случаях - 0

баллов

10.

устанавливать

взаимосвязь между

особенностями

строения

биологических

объектов и

принадлежностью их к

систематической

группе

(установление

соответствия)

212112

указана верная

последовательность

цифр – 2 балла,

допущена одна

ошибка - 1 балл, если,

во всех остальных

случаях - 0 баллов.

11.

распознавать

биологические

объекты по их

изображениям,

выявлять

отличительные

признаки

биологических

объектов (работа с

рисунком)

1) 1- выводковые, 2 –

птенцовые (гнездовые);

2) птенцы покрыты

густым пухом, рождаются

с открытыми глазами,

готовы самостоятельно

питаться;

3) птенцы покрыты

редким пухом, рождаются

с открытыми глазами,

беспомощны – не могут

за каждую верную

позицию по 1 баллу,

всего – 3 балла

26

самостоятельно питаться

12.

раскрывать сущность

приспособленности

организмов к среде

обитания

1) длинная шея;

2) длинные ноги;

3) зоркий взгляд

за каждую верную

позицию по 1 баллу,

всего – 3 балла

13.

использовать методы

биологической науки:

описывать

биологические

процессы

1) самцы привлекают

самок в период

размножения;

2) сигнал об опасности

или занятии территории

за каждую верную

позицию по 1 баллу,

всего – 2 балла

Максимальное количество баллов:

20

Шкала перевода баллов в оценки

% выполнения

работы

Количество баллов

Цифровая отметка

Уровневая шкала

100-86

20-18

5

повышенный

85-70

17-14

4

69-40

13-8

3

базовый

39-0

7-0

2

недостаточный

Диагностическая работа

(демоверсия)

В заданиях 1-8 выберите один верный ответ.

1. Цевка - часть конечности птицы:

1)

образована сросшимися костями стопы;

2)

образована сросшимися позвонками;

3)

увеличивает длину шага у птиц;

4)

служит для уменьшения массы тела птицы.

2. Находки ископаемых остатков археоптерикса подтверждают вывод о родстве:

1)

земноводных и пресмыкающихся;

2)

пресмыкающихся и птиц;

3)

пресмыкающихся и млекопитающих;

4)

птиц и млекопитающих.

3. Желудок птиц имеет:

1)

один отдел -мускульный;

2)

два отдела – железистый и мускульный;

3)

два отдела – мускульный и цедильный;

4)

три отдела – железистый, мускульный и цедильный.

4. Признак приспособленности птиц к полету:

1)

появление четырехкамерного сердца;

2)

наличие полых костей;

3)

роговые щитки на ногах;

4)

наличие копчиковой железы.

5. Широкая и мягкая часть пера называется:

1)

ствол;

2)

опахало;

3)

очин;

4)

бородки.

6. Птицы – это:

27

1)

теплокровные беспозвоночные животные;

2)

теплокровные позвоночные животные;

3)

холоднокровные позвоночные животные;

4)

холоднокровные беспозвоночные животные.

7. Птиц от перегревания предохраняют:

1)

кожа;

2)

легкие;

3)

желудок;

4)

воздушные мешки.

8. Сердце у птицы:

1)

однокамерное;

2)

двухкамерное;

3)

трехкамерное;

4)

четырехкамерное.

9. Выберите три верных ответа из шести. Ответ запишите в виде

последовательности трех цифр

В пищеварительной системе птиц по сравнению с пресмыкающимися:

1)

Содержится пищевод

2)

Имеется желудок, состоящий из двух отделов

3)

Отсутствуют зубы

4)

Имеется клоака

5)

Имеется зоб

6)

Имеется кишечник

10. Установите соответствие между признаками позвоночных животных и их

принадлежностью к определенной систематической группе. Ответ запишите в виде

таблицы, приведенной ниже, в которой напротив буквы укажите соответствующую

цифру.

Признак позвоночных

Класс животных

А) тело покрыто перьями

1) пресмыкающиеся

Б) челюсти с мелкими зубами

2) птицы

В) кости наполнены воздухом

Г) кожа сухая покрыта роговыми чешуйками

Д) трехкамерное сердце с неполной перегородкой

Е) дыхательная система представлена легкими и легочными

мешками

А

Б

В

Г

Д

Е

11. Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

28

1.

Какой тип развития у птенцов, изображенных на рисунке ?

2.

Какие особенности характерны для птенцов, изображенных на рисунке 1?

Назовите не менее трех.

3.

Какие особенности характерны для птенцов, изображенных на рисунке 2?

Назовите не менее трех.

12. Какими особенностями обладают птицы открытых пространств? Назовите не

менее трех. Ответ запишите в свободной форме.

13. В чем биологическое значение пения птиц? Назовите не менее двух. Ответ

запишите в свободной форме.

Контрольная работа по теме «Класс Млекопитающие»

Кодификатор

(планируемые результаты освоения основных образовательных программ)

заданий

Раздел

программы

Проверяемые планируемые результаты

Уровень

сложности

1.

Класс

Млекопитающ

ие

выделять существенные признаки

биологических объектов (млекопитающих)

и процессов, характерных для них

Б

2.

Б

3.

Б

4.

Б

5.

Б

6.

Б

7.

Б

8.

Б

9.

Б

10.

Б

11.

выделять существенные признаки

биологических объектов (млекопитающих);

умение делать множественный выбор

Б

12.

Б

13.

устанавливать взаимосвязь между

особенностями строения биологических

объектов и принадлежностью их к

систематической группе

(установление соответствия)

П

14.

распознавать биологические объекты по их

изображениям, выявлять отличительные

признаки биологических объектов (работа с

П

29

рисунком)

15.

аргументировать, приводить доказательства

родства различных таксонов животных

П

Спецификация

(критерии оценивания диагностической работы)

заданий

Проверяемые планируемые

результаты

Правильный ответ

Критерии оценивания/

баллы

1.

выделять существенные

признаки биологических

объектов (млекопитающих) и

процессов, характерных для

них

1

верный ответ – 1 балл,

неверный ответ – 0

баллов, всего- 10

баллов

2.

3

3.

4

4.

2

5.

2

6.

1

7.

1

8.

2

9.

4

10.

1

11.

выделять существенные

признаки биологических

объектов (млекопитающих);

умение делать

множественный выбор

134

полное правильное

выполнение – 2 балла,

выполнение задания

с одной ошибкой

(одной неверно

указанной, в том числе

лишней, цифрой

наряду со всеми

верными цифрами) или

неполное выполнение

задания

(отсутствие одной

необходимой цифры) -

1 балл, во всех

остальных случаях - 0

баллов, всего – 4 балла

12.

345

13.

устанавливать взаимосвязь

между особенностями

строения биологических

объектов и

принадлежностью их к

систематической группе

(установление соответствия)

133123112

по 0,5 балла за каждое

верное соответствие,

всего –4,5 балла

14.

распознавать биологические

объекты по их

изображениям, выявлять

отличительные признаки

биологических объектов

(работа с рисунком)

1) 15- бедро, 16 –

голень, 17 –

стопа;

2) скелет задней

конечности;

1) движение

за каждую верную

позицию по 1 баллу,

всего – 3 балла

15.

аргументировать, приводить

доказательства родства

1) сходство

зародышей на ранних

за каждую верную

позицию по 1 баллу,

30

различных таксонов

животных

этапах развития;

2) наличие в классе

яйцекладущих

(первозвери) и

сумчатых животных;

3) наличие роговых

кожных образований –

шерсть, рога, копыта,

когти, ногти

всего – 3 балла

Максимальное количество баллов:

24,5

Шкала перевода баллов в оценки

% выполнения

работы

Количество баллов

Цифровая отметка

Уровневая шкала

100-86

24,5-21,5

5

повышенный

85-70

20,5-17,5

4

69-40

16,5-10,5

3

базовый

39-0

9-0

2

недостаточный

Диагностическая работа

(демоверсия)

При выполнении заданий 1-10 из предложенных вариантов ответов выберите один,

который вы считаете правильным.

1. Какова функция млечных желез млекопитающих?

1)

вскармливания детенышей;

2)

удаления лишней воды из организма;

3)

смазывания шерстяного покрова;

4)

терморегуляции.

2. Какой орган расположен в брюшной полости млекопитающих?

1)

легкие;

2)

сердце;

3)

печень;

4)

трахея.

3. Какое количество позвонков в хвостовом отделе позвоночника млекопитающих?

1)

7;

2)

8;

3)

12;

4)

зависит от длины хвоста.

4. Какая кость не входит в состав нижних конечностей?

1)

бедренная;

2)

кисть;

3)

голень;

4)

стопа.

5. Какой орган относится к пищеварительной системы млекопитающего?

1)

селезёнка;

2)

печень;

3)

бронхи;

4)

сердце.

6. В какой камере сердца начинается большой круг кровообращения у млекопитающих?

31

1)

левом желудочке;

2)

правом желудочке;

3)

левом предсердии;

4)

правом предсердии.

7. Где происходит обмен газами при дыхании у млекопитающих?

1)

альвеолах легких;

2)

гортани;

3)

трахеи;

4)

бронхах.

8. Откуда и каким путем в тело зародыша млекопитающих поступают питательные

вещества и кислород?

1)

зародыш развивается за счет питательного желтка и дышит через жабры;

2)

из крови матери через кровеносные сосуды плаценты;

3)

кровь матери поступает в организм зародыша;

4)

питание и дыхание зародыша не зависит от тела матери.

9. Какое животное относят к плацентарным млекопитающим?

1)

ехидна;

2)

коала

;

3)

утконос;

4)

крот.

10. Какую часть нервной системы образуют головной и спинной мозг?

1)

центральную нервную систему;

2)

периферическую нервную систему;

3)

оба ответа верны;

4)

правильного ответа нет.

В заданиях 11-12 выберите три правильных ответа из шести предложенных. Ответ

запишите в виде последовательности цифр.

11. Половая система самки млекопитающих представлена:

1)

Яичниками

2)

Семенниками

3)

Маткой

4)

Яйцеводами

5)

Семяпроводами

6)

Мочеиспускательным каналом

12. Млекопитающие отличаются от позвоночных животных других классов:

1)

Легочным дыханием

2)

Двумя кругами кровообращения

3)

Наличием диафрагмы

4)

Выкармливанием детенышей молоком

5)

Наличием в позвоночнике семи шейных позвонков

6)

Передвижением с помощью двух пар конечностей

В задании 13 установите соответствие. Ответ запишите в виде последовательности цифр в

таблице.

Признаки позвоночных

Класс животных

32

А) дыхание с помощью легких и кожи

1) земноводные

Б) теплокровные

2) пресмыкающиеся

В) сердце четырехкамерное

3) млекопитающие

Г) голая кожа богатая железами

Д) трехкамерное сердце с неполной перегородкой

Е) в коже расположены потовые железы

Ж) наружное оплодотворение

З) трехкамерное сердце

И) кожа сухая покрыта роговыми чешуйками

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Для заданий 14-15 дайте полные развернутые ответы. (1 балл за каждый элемент ответа).

Максимум – 6 баллов.

14. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы (3

балла).

1.

Какие кости обозначены на рисунке

цифрами 15, 16, 17?

2.

К какому отделу скелета они относятся?

3.

Какую функцию выполняет этот отдел

скелета?

15. Приведите не менее трех доказательства происхождения млекопитающих от древних

пресмыкающихся.

33



В раздел образования