Автор: Регентова Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ
Населённый пункт: Москва, ул.ак. Павлова, 15
Наименование материала: статья
Тема: Творческая терапия ребенка с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства.
Раздел: дошкольное образование
Творческая терапия ребенка с ограниченными возможностями здоровья
средствами изобразительного искусства.
Число лиц с интеллектуальными и психическими нарушениями растет.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к 2020 году
психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, ведущих к
потере трудоспособности. В России данная картина усугубляется сложной
демографической ситуацией, социально-экономическими проблемами
(бедность, алкоголизм и постоянные стрессы на работе и в быту), что делает
психику наших соотечественников куда более уязвимой, чем у жителей
западных стран. Проблемы воспитания, социализации детей с отклонениями в
развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений
Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения.
В то же время такие механизмы адаптации и интеграции людей с ментальной
инвалидностью в обществе как формирование трудовых навыков,
привлечение к общественным работам, организация творческих мастерских,
привлечение к занятиям физической культурой и спортом развиваются слабо
и, как правило, исключительно в учреждениях системы социальной защиты.
Социальные службы и реабилитационные центры ориентированы на
детей-инвалидов, особых детей. В основе реабилитационных мероприятий
лежит идея расширения сферы социального функционирования особого
ребёнка с учетом специфики проблем жизнедеятельности и с опорой на
имеющиеся его «сильные» стороны при всестороннем взаимодействии со
стороны целого ряда специалистов – врачей, социальных работников,
воспитателей, социальных педагогов, психологов и т. д. Но, длительное
пребывание в стационарном учреждении не всегда способствует
формированию мотивации к самостоятельной жизни, а способствует
повышению зависимости всех сфер жизни ребёнка от данного учреждения
(«синдром госпитализма»). Работа социальной защиты, направлена на то,
чтобы повышался адаптивный потенциал детей. В научном исследовании
«Разработка и научное обоснование комплексной реабилитации инвалидов
Н.П. Жигарева отмечается, что «…многолетнее проживание (пребывание) в
«защищенных» условиях оказывает деформирующее воздействие на
психологическую структуру личности инвалидов, у которых устраняется,
угнетается необходимость самодеятельности, самообеспечения и формируется
психологическая зависимость от персонала учреждения. …Поведение
персонала, ориентированного на «обслуживание» инвалидов, традиционно
сложившуюся ситуацию «оказания услуг», способствует сдерживанию
инициативы инвалидов, стремлению к овладению полезными социальными
навыками».
Комплексная реабилитация особых детей предусматривает применение всех
ее методов, включая медицинскую, социальную, бытовую и трудовую, причем
трудовая реабилитация данного контингента наряду с медикаментозным
лечением играет важную роль в достижении максимально возможного
реабилитационного эффекта.
«Эта проблема важна, поскольку в последнее время реабилитационная работа
в стране оказалась разрушенной и, по сути, сведена к поддерживающей
фармакотерапии» Социальная адаптация особых детей с интеллектуальными
и психическими расстройствами в обществе затруднена, свидетельством чему
являются возрастающие уровни суицидов, социально опасных действий,
разводов, инвалидности, безработицы.
Социальная реабилитация представляет собой систему мероприятий,
направленных на максимальное возвращение особого ребенкас ментальными
нарушениями к общественно полезной жизни.
Существующие способы интеграции детей с ментальными нарушениями это
такие, как, спорт, творчество, арт-терапия, волонтёрство, участие в учебных и
трудовых процессах и другие.
Серавин А.И. в книге «Исследование творчества», пишет: творчество – это
деятельность, сущность и отличительная черта которой состоит в создании
нового, не имеющего аналогов в природе и в культурной деятельности
человека, социума. Творчество – деятельность, результатом которой является
создание новых материальных и духовных ценностей.
Главной целью арт-терапевтической деятельности является
направленность на положительные изменения, на преодоление недостатков.
Именно творчество компенсирует все ограничения в развитии особых детей.
Термин арт-терапия впервые появился в конце 30-х - начале 40-х годов
прошлого столетия. Такие методы, как продукты творчества: рисунки,
музыка, спектакли, или танцы повышают самооценку ребёнка.
Арт-терапия в узком смысле слова – рисуночная терапия, живопись,
монотипия, коллаж, грим, боди-арт и многое другое. Это наиболее
разработанное направление, имеющее огромное количество техник, приемов,
методик. В арттерапии отсутствуют противопоказания. Арт-терапия является
наиболее разработанным, чаще всего используемым в работе с особыми
детьми. Эстетотерапия важное значение играет в комплексной реабилитации
детей-инвалидов, помогает вырабатывать и формировать у них правильные
поведенческо-социальные навыки, помогает осознать важность культурного
наследия и тем самым способствует правильному пониманию их ценности.
уважения к музейным ценностям и труду художников, бережного отношения к
памятникам культуры, развитие коммуникативных навыков).
Таким образом, арт-терапия, творческая терапия в комплексной реабилитации
инвалидов с ментальными нарушениями обладает большим потенциалом.
Занятия творческой деятельностью способствуют гармонизации психической
сферы инвалидов, создают благоприятные условия в учреждении социального
обслуживания, способствует развитию личностных качеств для возможно
успешной социализации инвалидов.
В результате работы в ЦССВ «Кунцевский», определяется, что системное
коррекционно-воспитательное сопровождение - это общение взрослого и
воспитанника, в ходе которого происходит коррекция каких-либо отклонений,
недостатков личности ребенка на основе развития его потенциальных
возможностей и арт-терапии.
Практическая деятельность в Центре семейного воспитания по арт-
терапии являются рисование, аппликация и лепка. Взаимосвязь
изобразительной деятельности способствует развитию интереса к рисованию,
лепке, аппликации, к овладению средствами изображения. Задачи по
изобразительной деятельности взаимосвязаны с целями и задачами других
видов искусства. По теме: «Цветы» рассматриваем и изучаем жизнь цветов.
Цветок лепят, рисуют, делают аппликацию. По теме «Осень» наблюдаем за
листьями, делаем коллажи, витражи. Дети могут рисовать и пеком (песочная
терапия). В работе используются различные материалы - гуашь, темпера,
восковые мелки, фломастеры, пастель. Дети рисуют по точкам, с помощью
трафаретов и шаблонов. Различные формы и методы обучения особых детей
изобразительной деятельностью,
дают положительные результаты,
достигнутые в ходе творческой работы, убеждают в том, что начатая
деятельность необходима и значима для интеллектуального и творческого
развития личности.
Список литературы:
1.. А.В.Виневская Педагогические технологии: вопросы теории и практики
внедрения. - Ростов н/Д: Феникс, 2014г.
2.Серавин А.И. Исследование творчества. СПб., Копи-Парк, 2005г.
3.Бибикова, Н.В. Особенности интеграции арт-терапии в социальную среду /
Н.В. Бибикова // Арт - терапия в системе социальной адаптации граждан:
современное состояние, проблемы, пути решения межрегиональная научно-
практическая конференция / под ред. Н.А. Ильина. Ульяновск: ФГБОУ ВПО
«УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2014г.