Напоминание

Творческая терапия ребенка с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства.


Автор: Регентова Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ
Населённый пункт: Москва, ул.ак. Павлова, 15
Наименование материала: статья
Тема: Творческая терапия ребенка с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Творческая терапия ребенка с ограниченными возможностями здоровья

средствами изобразительного искусства.

Число лиц с интеллектуальными и психическими нарушениями растет.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к 2020 году

психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, ведущих к

потере трудоспособности. В России данная картина усугубляется сложной

демографической ситуацией, социально-экономическими проблемами

(бедность, алкоголизм и постоянные стрессы на работе и в быту), что делает

психику наших соотечественников куда более уязвимой, чем у жителей

западных стран. Проблемы воспитания, социализации детей с отклонениями в

развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений

Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения.

В то же время такие механизмы адаптации и интеграции людей с ментальной

инвалидностью в обществе как формирование трудовых навыков,

привлечение к общественным работам, организация творческих мастерских,

привлечение к занятиям физической культурой и спортом развиваются слабо

и, как правило, исключительно в учреждениях системы социальной защиты.

Социальные службы и реабилитационные центры ориентированы на

детей-инвалидов, особых детей. В основе реабилитационных мероприятий

лежит идея расширения сферы социального функционирования особого

ребёнка с учетом специфики проблем жизнедеятельности и с опорой на

имеющиеся его «сильные» стороны при всестороннем взаимодействии со

стороны целого ряда специалистов – врачей, социальных работников,

воспитателей, социальных педагогов, психологов и т. д. Но, длительное

пребывание в стационарном учреждении не всегда способствует

формированию мотивации к самостоятельной жизни, а способствует

повышению зависимости всех сфер жизни ребёнка от данного учреждения

(«синдром госпитализма»). Работа социальной защиты, направлена на то,

чтобы повышался адаптивный потенциал детей. В научном исследовании

«Разработка и научное обоснование комплексной реабилитации инвалидов

Н.П. Жигарева отмечается, что «…многолетнее проживание (пребывание) в

«защищенных» условиях оказывает деформирующее воздействие на

психологическую структуру личности инвалидов, у которых устраняется,

угнетается необходимость самодеятельности, самообеспечения и формируется

психологическая зависимость от персонала учреждения. …Поведение

персонала, ориентированного на «обслуживание» инвалидов, традиционно

сложившуюся ситуацию «оказания услуг», способствует сдерживанию

инициативы инвалидов, стремлению к овладению полезными социальными

навыками».

Комплексная реабилитация особых детей предусматривает применение всех

ее методов, включая медицинскую, социальную, бытовую и трудовую, причем

трудовая реабилитация данного контингента наряду с медикаментозным

лечением играет важную роль в достижении максимально возможного

реабилитационного эффекта.

«Эта проблема важна, поскольку в последнее время реабилитационная работа

в стране оказалась разрушенной и, по сути, сведена к поддерживающей

фармакотерапии» Социальная адаптация особых детей с интеллектуальными

и психическими расстройствами в обществе затруднена, свидетельством чему

являются возрастающие уровни суицидов, социально опасных действий,

разводов, инвалидности, безработицы.

Социальная реабилитация представляет собой систему мероприятий,

направленных на максимальное возвращение особого ребенкас ментальными

нарушениями к общественно полезной жизни.

Существующие способы интеграции детей с ментальными нарушениями это

такие, как, спорт, творчество, арт-терапия, волонтёрство, участие в учебных и

трудовых процессах и другие.

Серавин А.И. в книге «Исследование творчества», пишет: творчество – это

деятельность, сущность и отличительная черта которой состоит в создании

нового, не имеющего аналогов в природе и в культурной деятельности

человека, социума. Творчество – деятельность, результатом которой является

создание новых материальных и духовных ценностей.

Главной целью арт-терапевтической деятельности является

направленность на положительные изменения, на преодоление недостатков.

Именно творчество компенсирует все ограничения в развитии особых детей.

Термин арт-терапия впервые появился в конце 30-х - начале 40-х годов

прошлого столетия. Такие методы, как продукты творчества: рисунки,

музыка, спектакли, или танцы повышают самооценку ребёнка.

Арт-терапия в узком смысле слова – рисуночная терапия, живопись,

монотипия, коллаж, грим, боди-арт и многое другое. Это наиболее

разработанное направление, имеющее огромное количество техник, приемов,

методик. В арттерапии отсутствуют противопоказания. Арт-терапия является

наиболее разработанным, чаще всего используемым в работе с особыми

детьми. Эстетотерапия важное значение играет в комплексной реабилитации

детей-инвалидов, помогает вырабатывать и формировать у них правильные

поведенческо-социальные навыки, помогает осознать важность культурного

наследия и тем самым способствует правильному пониманию их ценности.

уважения к музейным ценностям и труду художников, бережного отношения к

памятникам культуры, развитие коммуникативных навыков).

Таким образом, арт-терапия, творческая терапия в комплексной реабилитации

инвалидов с ментальными нарушениями обладает большим потенциалом.

Занятия творческой деятельностью способствуют гармонизации психической

сферы инвалидов, создают благоприятные условия в учреждении социального

обслуживания, способствует развитию личностных качеств для возможно

успешной социализации инвалидов.

В результате работы в ЦССВ «Кунцевский», определяется, что системное

коррекционно-воспитательное сопровождение - это общение взрослого и

воспитанника, в ходе которого происходит коррекция каких-либо отклонений,

недостатков личности ребенка на основе развития его потенциальных

возможностей и арт-терапии.

Практическая деятельность в Центре семейного воспитания по арт-

терапии являются рисование, аппликация и лепка. Взаимосвязь

изобразительной деятельности способствует развитию интереса к рисованию,

лепке, аппликации, к овладению средствами изображения. Задачи по

изобразительной деятельности взаимосвязаны с целями и задачами других

видов искусства. По теме: «Цветы» рассматриваем и изучаем жизнь цветов.

Цветок лепят, рисуют, делают аппликацию. По теме «Осень» наблюдаем за

листьями, делаем коллажи, витражи. Дети могут рисовать и пеком (песочная

терапия). В работе используются различные материалы - гуашь, темпера,

восковые мелки, фломастеры, пастель. Дети рисуют по точкам, с помощью

трафаретов и шаблонов. Различные формы и методы обучения особых детей

изобразительной деятельностью,

дают положительные результаты,

достигнутые в ходе творческой работы, убеждают в том, что начатая

деятельность необходима и значима для интеллектуального и творческого

развития личности.

Список литературы:

1.. А.В.Виневская Педагогические технологии: вопросы теории и практики

внедрения. - Ростов н/Д: Феникс, 2014г.

2.Серавин А.И. Исследование творчества. СПб., Копи-Парк, 2005г.

3.Бибикова, Н.В. Особенности интеграции арт-терапии в социальную среду /

Н.В. Бибикова // Арт - терапия в системе социальной адаптации граждан:

современное состояние, проблемы, пути решения межрегиональная научно-

практическая конференция / под ред. Н.А. Ильина. Ульяновск: ФГБОУ ВПО

«УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2014г.



В раздел образования