Автор: Кузяева Расимя Камиловна
Должность: Учитель географии
Учебное заведение: МБУ Гимназия №38 Тольятти
Населённый пункт: г.о.Тольятти, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игра - викторина по географии для 7-8 классов"
Раздел: среднее образование
МБУ «Гимназия № 38» г.о Тольятти, Самарская область
игра-викторина для 7-8 классов
«Турнир путешественников».
Автор: Кузяева Расимя Камиловна
учитель географии
первой квалификационной категории
Цели: развивать познавательный интерес к географии, научить школьников мыслить
логически, быстро думать, принимать правильные решения, вызвать желание расширить
свой кругозор.
Задачи:
- формировать знания о взаимоотношениях организмов, воздействии человека на природу,
знания об охраняемых территориях, о Земле как едином природном комплексе;
- Развивать умение логически мыслить, решать задачи экологического, творческого
содержания, умение обосновывать ответ;
- способствовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы,
эстетическому восприятию природы.
Оборудование:
- Физическая карта мира;
- Политическая карта мира;
- костюмы капитана Врунгеля и старшего помощника Лома;
- карточки с заданиями конкурсов.
Вступление
Географическая наука познала многое, только не скуку.
Подарив человечеству мир, земли, океаны открыв,
Она могла бы отдыхать и лавры славы пожинать.
Но старые заслуги позабыв, география вновь исследует мир.
Представление команд
Руководить нашим путешествием, а это будет кругосветное плавание, согласились
капитан Врунгель и старший помощник Лом.
(Ребята которые играют эти роли выходят)
Лом: Покачало море нас – это раз.
Очень теплая вода – это два.
Корабли идут вдали – это три.
Лучше моря нету в мире – четыре.
Хорошо нам загорать – это пять.
Врунгель: Ну, а если это пять – начинаем мы играть.
И прежде чем отправиться в плавание, давайте назовем свои корабли. Вы думаете, что
название роли не играет?
Назовите судно «Геркулес» или «Богатырь» - перед ними льды расступятся, а назовите
«Корыто» - непременно перевернется где-нибудь при самой тихой погоде.
(Команды оглашают названия своих кораблей)
Конкурсная программа
Врунгель. Мы отправляемся в кругосветное путешествие. Кругосветное путешествие!
Слова – то какие! Вы задумайтесь, молодой человек, прислушайтесь к музыке этих слов.
Лом. Христофор Бонифатьевич, за что Вы так любите свою профессию? За романтику,
наверное?
Врунгель. Так точно! Должен сказать: хорошо в море!
Лом. Вы, наверное, весь мир повидали и вам много есть что рассказать.
1 конкурс: «Острова» (максимально 5 баллов)
Условие: по описаниям Врунгеля и Лома надо узнать острова, ответы записать на месте
за каждый ответ – 1 балл.
Врунгель. Не весь, конечно, но кое-где побывать привелось. Сейчас буду рассказывать об
островах, а командам надо их узнать!
1. Вот, например, в восточной части Тихого океана, под самым экватором, на расстоянии
1000 км от побережья Южной Америки расположен архипелаг из 16 вулканических
островов.
Название их в переводе с испанского означает «черепашьи» из-за огромного количества
больших морских черепах, которые водились на этих островах. Здесь сохранились
представители уникальной фауны, которые давно уже исчезли в других местах нашей
планеты. Здесь тесно уживаются представители тропиков и заполярных широт: попугаи и
пингвины, тюлени и морские черепахи.
Лом. А я, кажется, знаю, что это за черепашьи острова.
Врунгель. Не торопитесь, лом, знают ли ребята?
2. Другой океан, северные широты. Этот остовов представляет собой выход срединно-
океанического хребта на поверхность. Здесь царство потухших и действующих вулканов.
Самый крупный из них – Гекла – находится к востоку от столицы – Рейкьявика. Из-за
своего происхождения на острове много гейзеров. (Пауза)
Лом. Христофор Бонифатьевич, вы – старый морской волк, мне с вами не тягаться. Но я
тоже плавал и встречал удивительный остров у берегов России.
3. По словам одного русского писателя, формой он напоминает стерлядь. Загораживает
собой от океана берег материка и устье одной из крупных рек России.
Карта с его изображением пестрит условными знаками полезных ископаемых, горных
хребтов, городов и поселков, носящих имена моряков-путешественников. Что это за
остров?
Врунгель.
4. На этих островах, Лом, мы оказались без вас, с Фуксом, и выступили там в роли
артистов. И спели следующий куплет «Сидела птичка на лугу …». А что дальше петь, не
знаю. Хорошо, Фукс выручил – подтянул: «Подкралась к ней корова …». А тут оба хором:
«Ухватила за ногу. Птичка будь здорова». И, представляете, бурные аплодисменты
сорвали. Прекрасное местечко!
Эти острова еще и царство вулканов, здесь находится самый большой вулкан из
действующих в мире и наиболее активный вулкан.
Лом. Сомнительный рай. Вот я знаю воистину райский уголок, сказочный остров.
5. Послушайте, чего там только нет: и обезьяны, и слоны, и бананы и чай лучший в мире.
Он сказочно богат полезными ископаемыми, особенно драгоценными камнями. На карте
этот остров выглядит каплей под треугольником большой земли. Днем и ночью теплынь,
лето за летом идет. Где находится этот райский уголок?
(Команды сдают листочки с ответами жюри)
Учитель оглашает правильные ответы 1 конкурса.
1.
Галапагосские острова
2.
Остров Исландия
3.
Остров Сахалин
4.
Гавайские острова
5.
Остров Шри-Ланка
2 конкурс: «Материки» (5 баллов)
Условия: каждая команда получает лист и выбирает для своего материка рекорды,
феномены; за каждый правильно выбранный признак – 1 балл.
Врунгель. Старший помощник Лом, отставить! Что-то мы с вами увлеклись, сами
путешествуем, а о ребятах совсем забыли. Пора и им отправляться в самостоятельное
плавание.
Первая команда отправляется к берегам Африки,
вторая – к берегам Австралии,
третья – к берегам Евразии,
четвертая – к берегам Южной Америки.
Жюри подводит итоги 2 конкурса.
Учитель оглашает правильные ответы.
Универсальный бланк ответов. Нужно выбрать показатели для конкретного
материка, который выпал команде.
№ п/п
Рекорды и феномены материков
Ваш
ответ (+)
1
¼ территории континента – зона вечной
мерзлоты.
2
Самый сухой материк на планете (2/3 её
территории пустыни и полупустыни.)
3
Грандиозный каньон, который прорыла река
в горном плато на западе континента.
4
Второй по величине материк Земли.
5
На этом материке две крупнейшие страны
мира.
6
Самый населенный материк на Земле (3/4
всех жителей на Земле)
7
Находится величайшая на Земле река (длина
– 7 тыс. км)
8
Самое крупное озеро в мире.
9
Самый крупный материк (1/3 всей суши).
10
Вдоль этого материка протянулся
коралловый риф
11
Самый жаркий материк Земли.
12
Самый озерный из материков Земли.
13
Самое длинное пресноводное озеро в мире.
14
Самое большое высокогорное озеро мира.
15
Вторая по длине река мира.
16
Самые высокие горы на Земле.
17
На материке растет самое высокое дерево –
эвкалипт.
18
Самый высокий водопад мира.
19
Живет самый низкорослый и высокорослый
народ.
20
Самый большой лес в мире.
21
На материке находится Долина Смерти.
22
Самые длинные горы в мире.
23
На этом материке нет действующих вулканов
и оледенения.
24
Самая длинная в мире пещера.
25
Страна занимающая весь материк.
3 конкурс: «Рассказ капитана Врунгеля». ( 6 баллов)
Условие: Каждой команде выдается текст, надо найти ошибки, подчеркнуть их, за
каждую найденную ошибку – 1 балл.
Лом. Христофор Бонифатьевич, а чем вы занимаетесь в свободное время между
походами?
Врунгель. Рассказываю правдивые истории, участником которых я был сам.
Лом. Точно! Как я забыл, ведь именно благодаря этим историям вы стали знаменитым.
Расскажите одну из них.
Врунгель. С удовольствием! Это было в пустыне Каракум, в Туркмении. Три дня я со
своим другом гонялся за тигром, изнемогая от жажды и палящего зноя. Верблюды не
выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и
щебень, мы едва добрели до большой реки. Здесь мы утолили мучавшую нас жажду и,
скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали мы в тихой прозрачной воде,
а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаульного леса, раскинувшегося у самой
реки. Стали думать: что же нам делать дальше? Наконец, сообразили построить
из саксауловых бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения.
Обсуждаются и подводятся итоги 3 конкурса.
4 конкурс: «Широта и долгота»(6 баллов)
Условие: каждой команде выдается карточка с заданием. Необходимо определить широту
и долготу географических объектов.
Врунгель. Лом, вы не забыли, что у вас еще переэкзаменовка? Прошлый раз вы
допускали непростительные ошибки при определении широты и долготы. Вы готовы к
экзамену?
Лом. Так точно! Спрашивайте.
(после ответов команд Лом проверяет)
Задание для команд:
1. Заполните таблицу.
№ п/п
Географические
координаты
Название пункта
1
?
Санкт – Петербург
2
39
0
с. ш. 78
0
з. д.
?
3
?
Токио
4
30
0
с. ш. 33
0
в. д.
?
5
?
Сидней
Ответы на задание к 4 конкурсу:
1. Заполните таблицу:
№ п/п
Географические
координаты
Название пункта
1
60
0
с. ш. 30
0
в. д.
Санкт – Петербург
2
39
0
с. ш. 78
0
з. д.
Вашингтон
3
35
0
с. ш. 140
0
в. д.
Токио
4
30
0
с. ш. 33
0
в. д.
Каир
5
34
0
ю. ш. 150
0
в. д.
Сидней
Учитель: Пройдена большая часть конкурсов, и теперь можно сказать
Нет на свете дали,
Нет таких морей,
Где бы не видали
Наших кораблей
5 конкурс: «Загадочная карта» (10 баллов)
Условие: каждой команде раздается список названий, которые нужно разделить на 3
группы:
Объекты, существующие под данными названиями на карте;
Реальные объекты, названия которых даны в переводе на русский язык;
Вымышленные объекты.
Лом. Христофор Бонифатьевич, мне тут странная карта попалась.
Врунгель. А что в ней странного?
Лом. На ней нанесены удивительные географические названия: Земля Санникова, Зеленая
Земля, Красный Богатырь, Драконовы горы, Эльдорадо, Огненная Земля, Гиперборея,
Лимпопо, Серебряная страна, Атлас. Помогите разобраться, поделите эти географические
объекты на 3 группы (далее объясняет условия конкурса).
Врунгель. Вот ребята и помогут разобраться с этой таинственной картой.
Ответы:
1 группа объектов: Драконовы горы, Огненная Земля, Лимпопо, Атлас.
2 группа: Зеленая Земля, Красный Богатырь, Серебряная страна.
3 группа: Земля Санникова, Эльдорадо, Гиперборея.
6 конкурс: «Страны мира» (10 баллов)
Условие: каждой команде раздается карточка с вопросами о странах мира.
Врангель. Да, много разных стран на свете, и над каждой Солнце светит. Но в
заключении нашего плавания мне бы хотелось проверить, что знают ребята и ты, Лом, о
странах мира.
Задание к 6 конкурсу:
№
Вопросы по странам мира
Ответ
1
Страна родина футбола, замков, туманов
и Шерлока Холмса.
2
Родина Чингисхана.
3
Страна мушкетеров, сыров, вин и
парфюмерии.
4
Страна льда, огня, гейзеров.
5
От берегов этой страны уходили в
плавание суда Колумба и Магеллана.
6
Страна восходящего солнца.
7
Страна кленового листа.
8
Визитной карточкой какой страны
является чай.
9
На территории какой страны в
древности находилась Троя.
10
Родина пирамид и сфинксов.
Ответы на задание к 6 конкурсу:
1.
Великобритания. 6. Япония.
2.
Монголия. 7. Канада.
3.
Франция. 8. Индия.
4.
Исландия. 9. Турция.
5.
Испания. 10. Египет.
Врунгель. Молодцы! Вы и наши команды заслужили отдых. А пока жюри подводит итоги
нашего путешествия.
И г р а с з а л о м.
Подведение итогов и награждение победителей.