Напоминание

"Игра - викторина по географии для 7-8 классов"


Автор: Кузяева Расимя Камиловна
Должность: Учитель географии
Учебное заведение: МБУ Гимназия №38 Тольятти
Населённый пункт: г.о.Тольятти, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игра - викторина по географии для 7-8 классов"
Раздел: среднее образование





Назад




МБУ «Гимназия № 38» г.о Тольятти, Самарская область

игра-викторина для 7-8 классов

«Турнир путешественников».

Автор: Кузяева Расимя Камиловна

учитель географии

первой квалификационной категории

Цели: развивать познавательный интерес к географии, научить школьников мыслить

логически, быстро думать, принимать правильные решения, вызвать желание расширить

свой кругозор.

Задачи:

- формировать знания о взаимоотношениях организмов, воздействии человека на природу,

знания об охраняемых территориях, о Земле как едином природном комплексе;

- Развивать умение логически мыслить, решать задачи экологического, творческого

содержания, умение обосновывать ответ;

- способствовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы,

эстетическому восприятию природы.

Оборудование:

- Физическая карта мира;

- Политическая карта мира;

- костюмы капитана Врунгеля и старшего помощника Лома;

- карточки с заданиями конкурсов.

Вступление

Географическая наука познала многое, только не скуку.

Подарив человечеству мир, земли, океаны открыв,

Она могла бы отдыхать и лавры славы пожинать.

Но старые заслуги позабыв, география вновь исследует мир.

Представление команд

Руководить нашим путешествием, а это будет кругосветное плавание, согласились

капитан Врунгель и старший помощник Лом.

(Ребята которые играют эти роли выходят)

Лом: Покачало море нас – это раз.

Очень теплая вода – это два.

Корабли идут вдали – это три.

Лучше моря нету в мире – четыре.

Хорошо нам загорать – это пять.

Врунгель: Ну, а если это пять – начинаем мы играть.

И прежде чем отправиться в плавание, давайте назовем свои корабли. Вы думаете, что

название роли не играет?

Назовите судно «Геркулес» или «Богатырь» - перед ними льды расступятся, а назовите

«Корыто» - непременно перевернется где-нибудь при самой тихой погоде.

(Команды оглашают названия своих кораблей)

Конкурсная программа

Врунгель. Мы отправляемся в кругосветное путешествие. Кругосветное путешествие!

Слова – то какие! Вы задумайтесь, молодой человек, прислушайтесь к музыке этих слов.

Лом. Христофор Бонифатьевич, за что Вы так любите свою профессию? За романтику,

наверное?

Врунгель. Так точно! Должен сказать: хорошо в море!

Лом. Вы, наверное, весь мир повидали и вам много есть что рассказать.

1 конкурс: «Острова» (максимально 5 баллов)

Условие: по описаниям Врунгеля и Лома надо узнать острова, ответы записать на месте

за каждый ответ – 1 балл.

Врунгель. Не весь, конечно, но кое-где побывать привелось. Сейчас буду рассказывать об

островах, а командам надо их узнать!

1. Вот, например, в восточной части Тихого океана, под самым экватором, на расстоянии

1000 км от побережья Южной Америки расположен архипелаг из 16 вулканических

островов.

Название их в переводе с испанского означает «черепашьи» из-за огромного количества

больших морских черепах, которые водились на этих островах. Здесь сохранились

представители уникальной фауны, которые давно уже исчезли в других местах нашей

планеты. Здесь тесно уживаются представители тропиков и заполярных широт: попугаи и

пингвины, тюлени и морские черепахи.

Лом. А я, кажется, знаю, что это за черепашьи острова.

Врунгель. Не торопитесь, лом, знают ли ребята?

2. Другой океан, северные широты. Этот остовов представляет собой выход срединно-

океанического хребта на поверхность. Здесь царство потухших и действующих вулканов.

Самый крупный из них – Гекла – находится к востоку от столицы – Рейкьявика. Из-за

своего происхождения на острове много гейзеров. (Пауза)

Лом. Христофор Бонифатьевич, вы – старый морской волк, мне с вами не тягаться. Но я

тоже плавал и встречал удивительный остров у берегов России.

3. По словам одного русского писателя, формой он напоминает стерлядь. Загораживает

собой от океана берег материка и устье одной из крупных рек России.

Карта с его изображением пестрит условными знаками полезных ископаемых, горных

хребтов, городов и поселков, носящих имена моряков-путешественников. Что это за

остров?

Врунгель.

4. На этих островах, Лом, мы оказались без вас, с Фуксом, и выступили там в роли

артистов. И спели следующий куплет «Сидела птичка на лугу …». А что дальше петь, не

знаю. Хорошо, Фукс выручил – подтянул: «Подкралась к ней корова …». А тут оба хором:

«Ухватила за ногу. Птичка будь здорова». И, представляете, бурные аплодисменты

сорвали. Прекрасное местечко!

Эти острова еще и царство вулканов, здесь находится самый большой вулкан из

действующих в мире и наиболее активный вулкан.

Лом. Сомнительный рай. Вот я знаю воистину райский уголок, сказочный остров.

5. Послушайте, чего там только нет: и обезьяны, и слоны, и бананы и чай лучший в мире.

Он сказочно богат полезными ископаемыми, особенно драгоценными камнями. На карте

этот остров выглядит каплей под треугольником большой земли. Днем и ночью теплынь,

лето за летом идет. Где находится этот райский уголок?

(Команды сдают листочки с ответами жюри)

Учитель оглашает правильные ответы 1 конкурса.

1.

Галапагосские острова

2.

Остров Исландия

3.

Остров Сахалин

4.

Гавайские острова

5.

Остров Шри-Ланка

2 конкурс: «Материки» (5 баллов)

Условия: каждая команда получает лист и выбирает для своего материка рекорды,

феномены; за каждый правильно выбранный признак – 1 балл.

Врунгель. Старший помощник Лом, отставить! Что-то мы с вами увлеклись, сами

путешествуем, а о ребятах совсем забыли. Пора и им отправляться в самостоятельное

плавание.

Первая команда отправляется к берегам Африки,

вторая – к берегам Австралии,

третья – к берегам Евразии,

четвертая – к берегам Южной Америки.

Жюри подводит итоги 2 конкурса.

Учитель оглашает правильные ответы.

Универсальный бланк ответов. Нужно выбрать показатели для конкретного

материка, который выпал команде.

п/п

Рекорды и феномены материков

Ваш

ответ (+)

1

¼ территории континента – зона вечной

мерзлоты.

2

Самый сухой материк на планете (2/3 её

территории пустыни и полупустыни.)

3

Грандиозный каньон, который прорыла река

в горном плато на западе континента.

4

Второй по величине материк Земли.

5

На этом материке две крупнейшие страны

мира.

6

Самый населенный материк на Земле (3/4

всех жителей на Земле)

7

Находится величайшая на Земле река (длина

– 7 тыс. км)

8

Самое крупное озеро в мире.

9

Самый крупный материк (1/3 всей суши).

10

Вдоль этого материка протянулся

коралловый риф

11

Самый жаркий материк Земли.

12

Самый озерный из материков Земли.

13

Самое длинное пресноводное озеро в мире.

14

Самое большое высокогорное озеро мира.

15

Вторая по длине река мира.

16

Самые высокие горы на Земле.

17

На материке растет самое высокое дерево –

эвкалипт.

18

Самый высокий водопад мира.

19

Живет самый низкорослый и высокорослый

народ.

20

Самый большой лес в мире.

21

На материке находится Долина Смерти.

22

Самые длинные горы в мире.

23

На этом материке нет действующих вулканов

и оледенения.

24

Самая длинная в мире пещера.

25

Страна занимающая весь материк.

3 конкурс: «Рассказ капитана Врунгеля». ( 6 баллов)

Условие: Каждой команде выдается текст, надо найти ошибки, подчеркнуть их, за

каждую найденную ошибку – 1 балл.

Лом. Христофор Бонифатьевич, а чем вы занимаетесь в свободное время между

походами?

Врунгель. Рассказываю правдивые истории, участником которых я был сам.

Лом. Точно! Как я забыл, ведь именно благодаря этим историям вы стали знаменитым.

Расскажите одну из них.

Врунгель. С удовольствием! Это было в пустыне Каракум, в Туркмении. Три дня я со

своим другом гонялся за тигром, изнемогая от жажды и палящего зноя. Верблюды не

выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и

щебень, мы едва добрели до большой реки. Здесь мы утолили мучавшую нас жажду и,

скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали мы в тихой прозрачной воде,

а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаульного леса, раскинувшегося у самой

реки. Стали думать: что же нам делать дальше? Наконец, сообразили построить

из саксауловых бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения.

Обсуждаются и подводятся итоги 3 конкурса.

4 конкурс: «Широта и долгота»(6 баллов)

Условие: каждой команде выдается карточка с заданием. Необходимо определить широту

и долготу географических объектов.

Врунгель. Лом, вы не забыли, что у вас еще переэкзаменовка? Прошлый раз вы

допускали непростительные ошибки при определении широты и долготы. Вы готовы к

экзамену?

Лом. Так точно! Спрашивайте.

(после ответов команд Лом проверяет)

Задание для команд:

1. Заполните таблицу.

п/п

Географические

координаты

Название пункта

1

?

Санкт – Петербург

2

39

0

с. ш. 78

0

з. д.

?

3

?

Токио

4

30

0

с. ш. 33

0

в. д.

?

5

?

Сидней

Ответы на задание к 4 конкурсу:

1. Заполните таблицу:

п/п

Географические

координаты

Название пункта

1

60

0

с. ш. 30

0

в. д.

Санкт – Петербург

2

39

0

с. ш. 78

0

з. д.

Вашингтон

3

35

0

с. ш. 140

0

в. д.

Токио

4

30

0

с. ш. 33

0

в. д.

Каир

5

34

0

ю. ш. 150

0

в. д.

Сидней

Учитель: Пройдена большая часть конкурсов, и теперь можно сказать

Нет на свете дали,

Нет таких морей,

Где бы не видали

Наших кораблей

5 конкурс: «Загадочная карта» (10 баллов)

Условие: каждой команде раздается список названий, которые нужно разделить на 3

группы:

Объекты, существующие под данными названиями на карте;

Реальные объекты, названия которых даны в переводе на русский язык;

Вымышленные объекты.

Лом. Христофор Бонифатьевич, мне тут странная карта попалась.

Врунгель. А что в ней странного?

Лом. На ней нанесены удивительные географические названия: Земля Санникова, Зеленая

Земля, Красный Богатырь, Драконовы горы, Эльдорадо, Огненная Земля, Гиперборея,

Лимпопо, Серебряная страна, Атлас. Помогите разобраться, поделите эти географические

объекты на 3 группы (далее объясняет условия конкурса).

Врунгель. Вот ребята и помогут разобраться с этой таинственной картой.

Ответы:

1 группа объектов: Драконовы горы, Огненная Земля, Лимпопо, Атлас.

2 группа: Зеленая Земля, Красный Богатырь, Серебряная страна.

3 группа: Земля Санникова, Эльдорадо, Гиперборея.

6 конкурс: «Страны мира» (10 баллов)

Условие: каждой команде раздается карточка с вопросами о странах мира.

Врангель. Да, много разных стран на свете, и над каждой Солнце светит. Но в

заключении нашего плавания мне бы хотелось проверить, что знают ребята и ты, Лом, о

странах мира.

Задание к 6 конкурсу:

Вопросы по странам мира

Ответ

1

Страна родина футбола, замков, туманов

и Шерлока Холмса.

2

Родина Чингисхана.

3

Страна мушкетеров, сыров, вин и

парфюмерии.

4

Страна льда, огня, гейзеров.

5

От берегов этой страны уходили в

плавание суда Колумба и Магеллана.

6

Страна восходящего солнца.

7

Страна кленового листа.

8

Визитной карточкой какой страны

является чай.

9

На территории какой страны в

древности находилась Троя.

10

Родина пирамид и сфинксов.

Ответы на задание к 6 конкурсу:

1.

Великобритания. 6. Япония.

2.

Монголия. 7. Канада.

3.

Франция. 8. Индия.

4.

Исландия. 9. Турция.

5.

Испания. 10. Египет.

Врунгель. Молодцы! Вы и наши команды заслужили отдых. А пока жюри подводит итоги

нашего путешествия.

И г р а с з а л о м.

Подведение итогов и награждение победителей.



В раздел образования