Автор: Бараковская Наталья Александровна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 57" комбинированного вида
Населённый пункт: (г.Дзержинск, Нижегородская область)
Наименование материала: КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ
Тема: " Бережем здоровье с детства или 10 ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЯ "
Раздел: дошкольное образование
« Б Е Р Е Ж Е М З Д О Р О В Ь Е с Д Е Т С Т В А
и л и 10 ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЯ »
Для поддержания здоровья нужны очень простые, известные всем условия,
знакомые нам с детства : «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Но для
того, чтобы эти простые условия работали на наше
здоровье – надо вести ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
(ЗОЖ) .
Но пока малыш еще не знает что такое ЗОЖ, ему
следует привить
правильный
-
здоровый
образ
жизни. А сделать это сможете только Вы, дорогие
родители! Потому что, забота о развитии и здоровье
ребенка начинается в семье
.
А мы- педагоги и мед.работники ДОУ, лишь немного поможем Вам в этом.
Правило 1 : СОБЛЮДАЕМ РЕЖИМ ДНЯ.
Режим ребенка – это правильное распределение во времени и
правильная последовательность в удовлетворении основных
физиологических потребностей организма ребенка : сон,
прием пищи, общение с внешним миром. Поэтому, очень
важно -
приучить ребенка
просыпаться и засыпать,
завтракать, обедать и ужинать, играть и гулять трудиться
и отдыхать
В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ
. Правильный режим
обеспечивает
уравновешенное,
бодрое
состояние
ребенка,
предохраняет
нервную
систему
от
переутомления,
содержит
оптимальные условия для физического и психического развития ребенка.
Особое внимание следует уделять полноценному сну – ложиться не позднее
21
00
-22
00
часов.
Минимальная продолжительность сна должна быть 8-10 часов.
Необходимо регламентировать просмотр телепередач, как по времени (не более
40 минут - 1 час), так и по содержанию (вечером следует избегать возбуждающей
тематики).
Родители должны знать, что в ДОУ режим дня строится в соответствии с СанПиН
2.4.1.3049-13:
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных
организаций", согласно возрасту детей, поэтому
дома
(в выходные и праздничные
дни, или во время болезни ребенка), важно придерживаться
этого же режима дня
,
что является условием сохранения здоровья ребенка.
Консуль
тация
Правило 2 : РЕГЛАМЕНТИРУЕМ НАГРУЗКИ.
Очень
важно
регламентировать
как
физические
нагрузки,
так
и
эмоциональные
и
интеллектуальные.
Нужно
внимательно
следить
за
поведением ребенка, при этом ориентироваться на его
состояние. Потеря внимания, капризы, истерики, отказ
от деятельности, расторможенность- являются сигналом
перегрузок.
При первых признаках этих проявлений
следует прекратить или
снизить
интенсивность
деятельности
(или
общения). Необходимо дать ребенку ОТДОХНУТЬ .
Лучший отдых – ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ на
свежем воздухе. Если не снизить нагрузки ребенка –
то
за
этим,
как
правило,
следуют
истощение,
недомогание, истерика, а затем и болезнь! В старшей и
подготовительной группе родители нагружают детей
дополнительными занятиями, стараясь дать им как
можно больше знаний, умений – это приводит к перегрузке нервной системы.
Правило 3 : СВЕЖИЙ ВОЗДУХ.
Свежий воздух просто необходим детскому развивающему мозгу! Недостаток
кислорода
приводит
к
значительному
ухудшению
самочувствия.
В непроветренном, душном помещении ребенок не сможет находиться в активном,
бодром состоянии, а тем более выполнять
какие-либо
задания,
требующие
сосредоточения
внимания.
Нехватка
кислорода
приводит
к
быстрой
утомляемости и истощаемости.
Для хорошего самочувствия и успешной
деятельности необходимо ПРЕБЫВАНИЕ
на СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ минимум 2 часа
в день и в проветренном помещении во
время сна.
Кроме того, ежедневные прогулки на свежем воздухе- эффективный метод
ЗАКАЛИВАНИЯ ребенка. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и
подвижными играми.
Правило 4 : ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.
У
детей
дошкольного
возраста
не
завершено
формирование
опорно-
двигательного аппарата. Поэтому детям очень трудно находиться в статическом
положение в течение длительного времени. ДВИЖЕНИЕ – это естественное
состояние ребенка.
А задача взрослых – создать условия для двигательной
активности ребенка.
Лучшая среда для этого – детская площадка, парк. Пусть
Ваш ребенок,
как можно больше ГУЛЯЕТ, ИГРАЕТ в
подвижные игры, ПРЫГАЕТ, ЛАЗАЕТ, ПЛАВАЕТ . Это
очень важно для полноценной деятельности мозга, а
следовательно, и всего организма ребенка.
В целях удовлетворения потребности
дошкольника в движении и приобщению его к здоровому
образу
жизни
в
каждой
группе
ДОУ
созданы
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ УГОЛКИ,
в соответствии с
возрастом детей и с наличием оборудования, согласно
ФГОС.
Интерес ребенка к физическим упражнениям
формируется
совместными
усилиями специалистов ДОУ и родителей.
Закреплению двигательных навыков,
полученных в ДОУ, развитию
ловкости,
самостоятель-ности,
а
также
организации
свободного
досуга
детей
-
способствует
СПОРТИВНЫЙ
УГОЛОК
ДОМА.
Оборудовать
такой уголок
несложно:
одни
пособия
можно
приобрести
в
спортивном
магазине,
другие
сделать
самим.
По
мере
формирования
движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более
сложным инвентарем различного назначения.
Правило 5 : ФИЗКУЛЬТУРА в ДОУ.
Систематические занятия ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ очень полезны для
ребенка. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и Вашего ребенка :
позитивно
влияют
на
его
характер,
уверенность
в
себе,
ответственность, умение дружить.
Арсенал физической культуры в ДОУ очень широк
:
утренняя
гимнастика; организованные занятия по физкультуре с инструктором
по ФК; физкультминутки; дыхательная гимнастика;
гимнастика
пробуждения
после
дневного
сна;
самостоятельная двигательная деятельность
детей
в
группе;
организованная
и
самостоятельная двигательная деятельность
детей на прогулке;
физкультурные досуги и
развлечения; спортивные праздники;
физкультурно-оздоровительные мероприятия (в т.ч. праздники) совместно с
родителями.
В
ДОУ
занятия
по физкультуре
проводятся
3
раза
в
неделю.
Их продолжительность зависит от возраста детей и составляет : в младшей группе –
15 минут;
в средней
группе – 20 минут;·в старшей
группе – 25 минут;
в подготовительной группе – 30 минут.
Начиная
со старшей группы,
физкультурные занятие проводятся, как
в физкультурном зале, так и на улице (на спортивной площадке). Кроме того,
1 раз в неделю занятие по физкультуре (вводная часть и ОРУ) проводится с
музыкальным сопровождением.
Начиная с 2-х лет, малыши нуждаются в повышенной
физической
активности.
Они
бегают,
прыгают,
кувыркаются и везде падают. И чтобы их шалости не
оборачивались серьезными травмами,
родители должны
задуматься о структурированной физической нагрузке
.
Адекватная физическая нагрузка в этом возрасте –
занятия минимум 2 раза в неделю по 30 минут.
Правило 6 : СПОРТ
– источник бодрости, здоровья и красоты.
Тренировки для самых маленьких, это не полноценные занятия с соревнованиями
и победами. В это время тренировки строятся по принципу игры. Малыш будет
бегать, прыгать, веселиться, разучивать простейшие упражнения и
выполнять элементарные задачи.
Идеальные виды спорта для детей
от 2 лет
:
плавание; танцы; гимнастика; беговел; детская йога.
В 3-4 года
малыш уже может выполнять более
сложные упражнения и понимать требования тренера.
Идеально подойдут виды спорта : лыжи; теннис; роликовые коньки;
фигурное катание.
С возрастом количество часов занятий постепенно увеличивается и
уже к 5 годам может составлять по 60 минут 3 раза в неделю.
Ребята, достигшие 5-летнего возраста уже абсолютно
готовы к занятиям в спортивной секции. Это именно тот
возраст, когда юный спортсмен начинает понимать
смысл командной игры : футбол; хоккей; водное поло;
настольный теннис; волейбол; баскетбол; бадминтон; гандбол и др.
СПОРТ
для детей дошкольного возраста необходим для общего
развития
и подготовке
малыша
к
более
серьезным
занятиям.
Идеальным возрастом для начала занятий врачи считают 4-5 лет. Но если
малыш активен и здоров, занятия отдельными дисциплинами можно начинать уже
с 2-х лет.
Прежде, чем записать ребенка в какую-либо
СЕКЦИЮ,
Н Е О Б Х О Д И М О узнать мнение и желание своего малыша !
Проконсультируйтесь с врачом, который оценит состояние
здоровья Вашего ребенка и даст нужные рекомендации.
Познакомьтесь с будущим инструктором,
узнайте его квалификацию, прислушайтесь к отзывам.
ПОМНИТЕ о том,
что ЗАСТАВЛЯТЬ и ПРИНУЖДАТЬ
заниматься тем или иным видом спорта
ребенка ни в коем случае НЕЛЬЗЯ,
так как это может ему только навредить и отбить желание вовсе к занятиям
ФИЗКУЛЬТУРОЙ и СПОРТОМ
.
Правило 7 : ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА.
Понятие «личная гигиена» включает заботу о чистоте тела, постели,
одежды и обуви, а также гигиену сна, отдыха, приема пищи. Личная
гигиена дошкольника способствует охране здоровья и
повышению
сопротивляемости
организма
к
неблагоприятным влияниям внешней среды.
Личная гигиена – это совокупность навыков и привычек, которые
приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение
всей жизни.
Какими же привычками
должен овладеть
ребенок дошкольного возраста
?
Пользоваться только личными предметами туалета;
Следить за состоянием одежды и обуви;
Любить чистоту;
Мыть руки перед приемом пищи;
Каждое утро делать гимнастику;
Выполнять закаливающие процедуры;
Правильно ухаживать за зубами;
Уметь пользоваться туалетной бумагой и т.п.
Правило 8. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.
Родителям важно знать, что правильное
(рациональное) питание
детей
благоприятно влияет на их физическое и нервно-психическое развитие, повышает
сопротивляемость организма к болезням. Детскому организму присущий быстрый
процесс роста и развития. Поэтому возрастает потребность ребенка в питательных
веществах.
ПИТАНИЕ ребенка дошкольного возраста ДОЛЖНО БЫТЬ:
Во-первых, полноценным,
содержащим в необходимых количествах-
белки,
жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду.
Во-
вторых, разнообразным
-
состоять
из
продуктов
растительного
и
животного
происхождения. Чем
разнообразнее набор продуктов, входящих в меню,
тем полноценнее удовлетворяется потребность в
пище.
В-третьих, доброкачественным - не
содержать
вредных примесей и болезнетворных микробов.
Пища должна быть не только вкусной, но и
безопасной.
Следует
ограничить
потребление
продуктов и блюд с повышенным содержанием соли,
сахара и специй.
В-четвертых, достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости.
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Правило 9 : ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ
КЛИМАТ в СЕМЬЕ.
Не допускайте семейные перебранки в присутствии ребенка, это
способствует
возникновению
невроза
у
детей,
снижаются
защитные
возможности
детского
организма.
Наше
раздражение
механически переходит и на ребенка. По поведению детей по
утрам можно видеть – во
сколько
малыш
уснул
вечером, приболел ли он, все
ли ладно в семье… Ребенок
или замкнут, или, наоборот,
сильно
возбужден,
криклив,
агрессивен,
у
него
отсутствует
аппетит, совсем нет сна…
Учитывая это, рядом с детьми мы всегда должны быть в хорошем настроении !
Правило 10 : ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР
РОДИТЕЛЕЙ.
Большое значение в приобщении ребенка к здоровому образу жизни имеет
личный пример родителей. Если мама и папа занимаются спортом сами
(посещают тренировки, делают физические упражнения), то и ребенок глядя на них
с самого раннего возраста привыкает к физическим упражнениям, старается сам
выполнять многие , может даже еще не понятные ему, упражнения.
В РЕБЕНКЕ МОЖЕТ УКОРЕНИТЬСЯ ЛИШЬ ТО,
ЧТО СФОРМИРОВАНО В СЕМЬЕ.
ОСНОВОЙ УСПЕХА
ЯВЛЯЕТСЯ
ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РОДИЕЛЕЙ.