Напоминание

"Мы и культура"


Автор: Маркевич Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: г. Приморско-Ахтарск, Краснодарский край
Наименование материала: авторская программа
Тема: "Мы и культура"
Раздел: начальное образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Мы и культура»

У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую

их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные

«краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического

экономического

характера

устно

или

в

различных

документах

они

передавали

последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и

духовной культуре народов.

Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой

деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа- первый шаг к

подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные

знания

и

именно в ней должны

даваться знания о

своем крае,

прививаться

соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к

природе , истории , культуре своего народа.

Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином,

как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в

процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий)

усиливают эффективность всех аспектов воспитания — нравственного, гражданского,

эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством : Есть

выражение «Моя малая родина». Что оно обозначает? В большой стране у каждого

человека есть свой маленький уголок , деревня или город, улица, дом, где он родился. Это

и есть его малая родина. Она у каждого своя, она — одна — единственная, как мама.

Содержание предмета отражает комплексно- системный подход к родному краю

как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее

процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические,

социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого

региона,

в

их

равноправном

взаимодействии.

Это

наиболее

эффективный

путь

формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-

обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения

учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

На современном этапе перед школой стоит задача повышения интереса к

духовной культуре народов, исторически проживающих на территории нашего края.

Формирование достойных преемников традиций и культуры. Многосторонние знания о

родном крае, где человек родился, живет, учится, работает, где веками жили его деды,

прадеды;

усвоение

сведений

о

природно-географических,

экономических

культурологических

особенностях

способствуют

осознанию

человеком

себя

как

личности , как достойного

гражданина своей республики и страны способствует

расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за

свой край, а в целом воспитанию нравственной целостной личности, без чего сегодня не

может существовать и развиваться ни одно общество, ни один народ.

«...Заставить любить родину, природу нельзя, но помочь полюбить можно»,-

сказал

Н.

Сладков.

Знакомство

с

известными

людьми,

историческими

достопримечательностями способствует пробуждению интереса к истории земли и края.

Бесспорные ценности — это отчий дом, школа, улица, на которой ты живешь , все родное

и близкое , что тебя окружает.

Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной

культуры в различных формах учебного процесса, развитие национального сознания и

самосознания

,

толерантности

,

творческого

потенциала

учащихся

посредством

активизации учебного процесса, формирование нравственных и эстетических качеств

личности учащихся путем приобщения их к традициям родного народа, других народов,

достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствует формированию

у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е.

общечеловеческих ценностей.

Представленная программа позволяет углубить изучения истории края интегрирует в

себе следующие предметы : история, география, биология, культурология. В процессе

преподавания планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-

лекции, уроки-встречи, уроки-диспуты, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии

по городу, в парки, музеи. При работе рекомендуется использовать атласы и карты

Краснодарского края.

Программа ««Мы и культура»» рассчитана на детей 7-11 лет.

В соответствии с базисным учебным планом занятия «Мы и культура» проходят в рамках

общекультурного направления по 2 часу в неделю в форме интенсива.

Срок реализации программы четыре года, занятия проводятся два раза в неделю. Общий объем

программы – 270 часа: 1 класс - 66 часов, 2-4 классы - по 68 часов. Продолжительность занятия –

30 минут в 1 классе, 40 минут – во 2, 3, 4 классах, согласно СанПиНа. Экскурсии, на которые

затрачивается больший, чем 1 час, объем времени проводятся в каникулярные и выходные дни:

Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов,

бесед и викторин, деловых игр, игр – путешествий, виртуальных экскурсий.

Изучение всех тем программы предполагает организацию экскурсий в природу, разные

районы города для изучения исторических, архитектурных и природных памятников,

дендропарки, парки культуры и отдыха, морской аквариум и дельфинарий, в музеи

(краеведческий, исторический, художественный, «Дерево дружбы»), Центр национальных

культур.

Целью программы

является научно-познавательное, духовно-нравственное

и

патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о

культурных традициях в контексте прошлого и настоящего нашего края.

Данная цель направлена на решение следующих задач:

- дать знания об истории родной школы, посёлка, района;

- формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в

прошлом и настоящем традиций Кубани и своей малой Родины;

- формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-

нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;

- воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;

- развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим,

терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни

выдающихся людей ;

- развивать эстетическое восприятие и чувства.

В основу проекта были положены следующие принципы:

- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и

способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и

индивидуальные особенности учащихся;

- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие

разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Отличительными особенностями и новизной программы

является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, музеев,

выставок и т. д.;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки

литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка,

на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии

нравственных, культурных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами

театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности,

способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной

культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена

их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью,

увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить культурный и

творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно -

эстетические чувства, т.к.именно в начальной школе закладывается фундамент творческой

личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Формы организации работы с аудиторией:

• лекции;

• экскурсии;

• консультации;

• литературные и исторические гостиные;

• киносеансы;

• встречи с интересными людьми;

• исторические игры, викторины;

• проектная и исследовательская деятельность;

• использование интернет – технологий;

• создание видеопрезентаций;

• посещение музеев школы, посёлка, района и края;

• оформление выставок, обновление экспозиций;

• встречи с ветеранами войны.

Тематическое распределение часов

Количество часов 270 ч.

(2 часа в неделю в 1- 4 классах).

Содержание

учебного

предмета, курса

Всего

часов

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

1класс 2класс 3 класс 4 класс

Содержание

учебного

предмета, курса

Всего

часов

Ауд

итор

ные

Вн

еа

уд

ит

ор

ны

е

Ау

ди

то

рн

ые

Вне

ауд

ито

рны

е

Ау

дит

орн

ые

Вне

ауд

ито

рн

ые

Ау

дит

орн

ые

Вне

ауд

ито

рн

ые

Мы и наше

окружение

67

6

10

7

10

7

10

7

10

Уметь

подбирать

литературу по

теме под

руководством

учителя и

родителей;

работать в

читальном зале

библиотеки;

работать в

семейных

архивах

совместно с

родителями;

вести

наблюдения в

природе;

выполнять

правила

поведения на

природе;

Составлять

устный рассказ

о своей школе.

Составлять план

схему своего

двора.

Знать своих

предков, их

ФИО,

профессии,

увлечения,

участие в ВОВ.

Составлять

родословную.

Знать

символику

своей школы.

Название улиц,

культурных

центров ,

памятных мест,

промышленных

предприятий

города.

Мы и природа

67

6

10

7

10

7

10

7

10

Знать названия

полезных

ископаемых,

добываемых

Пермском крае ,

из свойства и

использование;

название

растений и

животных края;

Отличать

полезные

ископаемые ,

растения и

животных края

по внешнему

виду и

описанию.

Мы и культура

68

7

10

7

10

7

10

7

10

Знать

национальный

состав Кубани,

легенды края,

обычаи предков,

игры ,

праздники

элементы

фольклора и

народного

творчества.

Мы и история

68

7

10

7

10

7

10

7

10

Знать

символику

Краснодарского

края, название

городов, рек и

др. объектов,

символику

родного города.

Находить а

карте России

границы края,

находить на

карте столицу

края , реку

Кубань, др.

объекты.

всего

270

26

40

28

40

28

40

28

40

Содержание

Мы и наше окружение – 67ч

Что изучает краеведение? Родная школа (экскурсия). Экскурсия около школы. Что растет

на клумбе. Трудовая жизнь в школе. Из истории школы. С днем рождения наш класс. Мой

дом. Безопасный и короткий путь домой. Моя улица , почему так названа. Моя семья. Я и

мое имя. Такие разные профессии. Профессии в моей семье. Традиционные ремёсла моего

края. Люди моего города. Традиции моей семьи. Наша дружная семья. Выставка семейных

поделок. Моя родословная. История моей семьи в истории города. Мой четвероногий друг.

Зимние забавы наших предков. Масленица. Проводы русской зимы. Мой город.

Виртуальное путешествие по городу. Экскурсия по Краснодару. Экскурсия в

краеведческий музей города.

Экскурсия «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» Экскурсия в пожарную часть

«Осторожно, огонь» . Ролевая игра «Расскажи гостю о жителях нашего посёлка»

Стихи о тружениках Кубани

Мы и природа -67ч

Экскурсии «Путешествия по временам года». Территория, границы, географическое

положение. Богатства нашей земли . Климат нашего края. Водоёмы нашего края. Река

Кубань. Заповедные места Краснодарского края. Растения нашего края. Леса нашего края.

В гости к зиме. Урок-экскурсия. Акция «Кормушка»( урок-проект). Птицы зимой.

Животные нашего края . Редкие животные нашего края. Садово-парковая культура нашего

края. Экскурсия в музей. В гости к весне. Экскурсия в дендрарий КубГАУ. Как природа

залечивает раны. Будь природе другом. Экскурсия в зверинец ст. Бриньковская.

Экскурсия на пасеку и чайную плантацию, к минеральным источникам. «В гости к пчеле

Майе» . В гостях у бабушки Загадушки «Природные лекари».

Мы и культура -68 ч

Фольклор- духовное богатство народа. Наш край в устном народном творчестве.

Народные таланты нашего края. Песенное творчество нашего края. О чем могут

рассказывать игрушки и народный костюм . Народный танец. Творчество С.Я. Маршака

на Кубани. Загадочный мир названий. Фамилии старожилы. Писатели и другие деятели

культуры и наш край. Язык живописи. Художники нашего края. Великая Отечественная

война в творчестве наших земляков. Развитие спорта в нашем крае. В гостях у

путешественников- героев сказок. Обзорная экскурсия по городу.

Мы и история – 68 ч

Государственная символика. История возникновения города Краснодара. Река Кубань и

их история. Из истории городских улиц. Городская архитектура. Екатеринодарский

зодчий Иван Мальгерб. Православные храмы. Памятники. Памятные знаки. История

промышленного города. Очерки истории школ. Экскурсия в краеведческий музей.

Суровые годы ВОВ. Герои земляки. Послевоенный Краснодар. Краснодар в 50-70 годы.

Образование в городе. Почётные граждане города. Обобщающие уроки «Знатоки родного

края». Конкурс исследовательских работ «Юный краевед». Экскурсия в музей истории

«Таманский полуостров – кладовая мифов и легенд…». Памятники истории. . «Раз, два,

три, четыре, пять, мы собрались поиграть». Кубанские народные игры.

1 класса

Наименование занятий, тем

Количество часов

Всего

аудито

рия

Внеаудит

ор.

Тема 1: «Мы и наше окружение »

16

6

10

Занятие 1. «Будем знакомы!» Принести фотографию или

нарисовать автопортрет и рассказать о себе.

1

1

Занятие 2/3. Правила поведения в школе. Экскурсия по

школе

2

1

1

Занятие 4. Конкурс рисунков: «Первый раз в первый

класс»

1

1

Занятие 5. Моя семья. «Лень в дому – бери суму»

Ролевая игра «Распределим обязанности в моей семье»

1

1

Занятие 6. Безопасный и короткий путь домой

1

1

Занятие 7. «Своя хатка – родная матка». Нарисовать свой

родной дом, рассказать, почему мы так любим его.

Создание папки «Моё жилище».

1

1

Занятие 8. Памятники в посёлке Приморский.

(Экскурсия)

1

1

Занятие 9-16. Экскурсия Походы по родным местам. П.

Приморский. Однодневный туристический поход.

8

8

Тема № 2: Мы и природа

16

6

10

Занятие 1 «Загадки с клумбы и с грядки». Подбираем

или сочиняем загадки об овощах, фруктах и цветах.

1

1

Занятие 2-4. Экскурсии «Путешествия по временам

года». Осень. Зима. Весна.

3

3

Занятие 5 Сезонные изменения в нашем крае. Выставка

рисунков. Рисунок-фантазия «Какую бы зиму я хотел

увидеть».

1

1

Занятие 6. Викторина «Во саду ли, в огороде?»

1

1

Занятие 7 Экскурсия на берег Азовского моря. Сбор

1

1

природного материала для аппликации.

Занятие 8 Загадки и ребусы о животных. Игра «Кто там

живёт?»

1

1

Занятие 9-10 Проект «Экологическое путешествие во

времена года».

Выставка рисунков «Сезонные изменения в нашем крае».

2

2

Занятие 11-12. Коллективная аппликация «Растения в

моем саду - весной»

2

2

Занятие 13 Садово- парковая культура нашего

края .Экскурсия в сад

1

1

Занятие 14-15. Экскурсия в зверинец ст.Бриньковской

2

2

Занятие 16 Акция «Кормушка»

1

1

Тема 3: Мы и культура

17

7

10

Занятие 1. Экскурсия в ДК. «Чем занимаются ученики в

свободное время?»

1

1

Занятие 2 Игра «Знаешь ли ты названия предметов быта

и труда?»

1

1

Занятие 3-5 Коллективная поездка в цирк г.Краснодара

3

3

Занятие 6 Коллективная поездка Краснодарский краевой

театр кукол «Казачьи байки»

1

1

Занятие 7. Коллективная поездка в кинотеатр «Родина»

1

1

Занятие 8. «Кубань спортивная» Спортивные

соревнования «Весёлые старты»

1

1

Занятие 9. «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались

поиграть». Кубанские народные игры

1

1

Занятие 10-11. Коллективная поездка в Ледовый дворец

ст. Каневская

2

2

Занятие 12 Православные храмы Краснодарского края. –

видео - урок

1

1

Занятие 13«Как не любить мне эту землю, не воспевать

Кубанский край…»

1

1

Занятие 14 . Творческое задание подобрать

стихотворения, пословицы и поговорки о посёлке, крае.

1

1

Занятие 15 Писатели нашего района

1

1

Занятие 16 Народные таланты нашего района

1

1

Занятие 17 «Я художник» Открываем в себе таланты,

конкурс рисунков

1

1

Тема 4: Мы и история

17

7

10

Занятие 1. Заочная экскурсия «Таманский полуостров –

кладовая мифов и легенд…». Памятники истории

1

1

Занятие 2-3. Экскурсия в музей г.Тимашевск

2

2

Занятие 4 Урок-сказание «Сага о Гимне Кубани».

1

1

Занятие 5 Экскурсия на Аллею Славы. «Спасибо скажем

деду, что он принес победу».

1

1

Занятие 6. Выставка пластилиновых поделок «Нет

войне».

1

1

Занятие7. Выставка рисунков: « Я за мир».

1

1

Занятие 8-9 Экскурсия к памятнику Екатерине II г.

Краснодар

2

2

Занятие 10. Встреча с известными людьми района «Ими

гордится Кубань!»

1

1

Занятие 11-12 Экскурсия в музей истории г. Приморско-

Ахтарск

2

2

Занятие 13-14 Обзорная экскурсия по городу Горячий

ключ

2

2

Занятие 15 Участие в конкурсе «Открытка ветерану».

1

1

Занятие16 Люди, помогающие своей Родине.

1

1

Занятие17 Заочная экскурсия Река Кубань

1

1

2 класс

Тема 1: «Мы и наше окружение »

17

аудито

рные

7

внеаудит

орные

10

Занятие 1. С днем рождения наш класс. Экскурсия в

школьный музей

1

1

Занятие 2. В Серьезный разговор «Знаю правила

дорожного движения, как таблицу умножения»

1

1

Занятие 4. Заочная прогулка по знаменитым местам

города Приморско-Ахтарска

1

1

Занятие 5. Заочная прогулка «Посёлки нашего района.

Что мы знаем о них?»

1

1

Занятие 6. Беседа. «Почему в посёлке так названы

улицы?»

1

1

Занятие 7 Беседа. «На свет народился, с людьми

породнился». Узнать у родителей, какие обычаи и

праздники стали в вашей семье традиционными.

1

1

Занятие 8. Рассказ «Мои родители учились в этой

школе»

1

1

Занятие 9. «Кубань спортивная» Спортивные

соревнования «Весёлые старты»

1

1

Занятие 10. Польза и значение экскурсий, прогулок.

Кодекс чести юного пешехода

1

1

Занятие 11 Экскурсия Походы по родным местам. П.

Приморский. Однодневный туристический поход.

8

8

Тема № 2: Мы и природа

17

7

10

Занятие 1. Природа нашего края в стихах и загадках

1

1

Занятие 2-4. Экскурсии «Путешествия по временам

года». Осень Зима. Весна

3

3

Занятие 5. Заочный экскурс «Памятники природы

Краснодарского края»

1

1

Занятие 6-7. Заочная экскурсия. Водоемы нашей

местности. Правила поведения у водоема.

Коллективный плакат «Охрана водоема».

2

2

Занятие 8 Экскурсия на берег Азовского моря. Сбор

природного материала для аппликации.

1

1

Занятие 9. Редкие растения нашего района. В гостях у

бабушки Загадушки «Природные лекари».

1

1

Занятие10-11. Проект «Экологическое путешествие во

времена года». Выставка рисунков «Сезонные изменения

в нашем крае».

2

2

Занятие 12 Заочная экскурсия в краеведческий музей »

1

1

Занятие13 Садово- парковая культура нашего края.

Экскурсия в сад. Игра «О каком растении идет речь?»

1

1

Занятие 14-15 Экскурсия ст.Бриньковская

2

2

Занятие 16. Акция «Кормушка»

1

1

Занятие 17. Составление Правил поведения в природе.

1

1

Тема 3: Мы и культура

17

7

10

Занятие 1 «Кубань в пословицах и поговорках».

Кубанские загадки.

1

1

Занятие 2-4. Коллективная поездка в цирк г.Краснодара

3

3

Занятие 5 Коллективная поездка Краснодарский краевой

театр кукол «Казачьи байки»

1

1

Занятие 6. Коллективная поездка в кинотеатр «Родина»

1

1

Занятие 7. «Казак без песен, что виноградная лоза без

гроздьев». Разучивание народных песен.

1

1

Занятие 8 . «Старинные детские игрушки». Профессии

моих земляков. Стихи о тружениках Кубани

1

1

Занятие 9. «Кубань спортивная» Спортивные

соревнования «Весёлые старты»

1

1

Занятие 10 Рассказ «Война в моей семье» (с помощью

родителей)

1

1

Занятие 11. Коллективная поездка г. Тимашевск музей

«Матрешек»

1

1

Занятие 12. «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались

поиграть». Кубанские народные игры

1

1

Занятие 13-14. Коллективная поездка в Ледовый дворец

ст. Каневская

2

2

Занятие 15-16 . «И рушник вышиваный – на счастье, на

2

2

долю дала …» (Коваленко Е.М., Гуща И.В.). Одежда

наших бабушек и дедушек. Создание эскизов.

Занятие 17. Православные храмы Краснодарского края. –

видео - урок

1

1

Тема 4: Мы и история

17

7

10

Занятие 1. Что я знаю о своем районе?

Достопримечательности .

1

1

Занятие 2. Творческое задание: Герб, флаг посёлка,

района, школы

1

1

Занятие 3. Заочная экскурсия «Таманский полуостров –

кладовая мифов и легенд…». Памятники истории

1

1

Занятие 4-5. Экскурсия в музей г.Тимашевск

2

2

Занятие 6. Экскурсия на Аллею Славы. «Спасибо

скажем деду, что он принес победу».

1

1

Занятие7. Выставка пластилиновых поделок «Нет

войне».

1

1

Занятие 8 Конкурс песен и стихов, посвященных ВОВ.

1

1

Занятие 9-10 Экскурсия к памятнику Екатерине II г.

Краснодар.

2

2

Занятие 11. Профессии моих земляков. Стихи о

тружениках Кубани

1

1

Занятие 12. Встреча с известными людьми района «Ими

гордится Кубань!»

1

1

Занятие 13.Заочная экскурсия «Путешествие в прошлое

города Краснодара»

1

1

Занятие 14-15 Экскурсия в музей истории г. Приморско-

Ахтарск

2

2

Занятие 16-17. Обзорная экскурсия по городу Горячий

ключ

2

2

3 класс

Тема 1: «Мы и наше окружение »

17

7

10

Занятие 1. Здравствуй, родная школа. Экскурсия по

школе.

1

1

Занятие 2. Безопасный и короткий путь в школу и домой

1

1

Занятие 3. Я и мое имя. Сообщение «Что в имени

твоем?»

1

1

Занятие 4. Профессии в моей семье

1

1

Занятие 5. Выставка рисунков «Кем я стану? Каким я

стану?»

1

1

Занятие 6. Традиции моей семьи.

«Традициям казачества верны».

1

1

Занятия 7«Казак в труде, как и в бою, славит Родину

свою». (Составление сборника пословиц о казачьей

отваге, верности родной земле).

1

1

Занятие 8. Виртуальное путешествие по городу

1

1

Занятие 9. Экскурсия на почту. Моя мама почтальон.

1

1

Занятие 10 Экскурсия Походы по родным местам. П.

Приморский. Однодневный туристический поход.

8

8

Тема 2.

«Мы и природа»

17

7

10

Занятие 1. . Беседа «Красота природы нашего района».

Кроссворд «Охрана природы». Плакат «Береги природу!»

1

1

Занятие 2. Игра «Природа у порога нашего дома».

1

1

Занятие 3. Составление Правил поведения в природе.

1

1

Занятие 4- 6 Экскурсия по временам года

3

3

Занятие 7. Кроссворд «Природные явления на Кубани»

1

1

Занятие 8. Викторина «Люблю природу в любую

погоду».

1

1

Занятие 9. В гостях у бабушки Загадушки «По грибы, по

ягоды».

1

1

Занятие 10 Выставка рисунков «Я - щедрая Кубанская

земля… Стихотворение «Красив простор кубанских

нив…»

1

1

Занятие 11 Экскурсия на берег Азовского моря. Сбор

природного материала для аппликации.

1

1

Занятие 12-13. Проект «Экологическое путешествие во

времена года». Выставка рисунков «Сезонные изменения

в нашем крае».

2

2

Занятие 14 . «Зеленые друзья». Сбор сведений о

лекарственных растениях района. Садово- парковая

культура нашего края. Экскурсия в сад, парк

1

1

Занятие 15-16 Экскурсия в зверинец ст.Бриньковской

2

2

Занятие 17. Акция «Кормушка»

1

1

Тема 3: Мы и культура

17

7

10

Занятие 1. Загадочный мир названий

1

1

Занятие 2-4. Коллективная поездка в цирк г.Краснодара

3

3

Занятие 5 Коллективная поездка Краснодарский краевой

театр кукол «Казачьи байки»

1

1

Занятие 6. Коллективная поездка в кинотеатр «Родина»

1

1

Занятие 7. «Поэты и прозаики нашего района»

1

1

Занятие 8. Встреча с известными людьми района «Ими

гордится Кубань!»

1

1

Занятие 9 Коллективная поездка г. Тимашевск музей

«Матрешек»

1

1

Занятие 10.«Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались

поиграть». Кубанские народные игры

1

1

Занятие 11-12. Коллективная поездка в Ледовый дворец

ст. Каневская

2

2

Занятие 13 Вещи рассказывают о прошлом.

1

1

Занятие 14 Православные храмы Краснодарского края. –

видео - урок

1

1

Занятие 15. Здравницы Краснодарского края.» -

презентация. Правила здорового образа жизни.

1

1

Занятие 16. Места отдыха в Краснодарском крае.

Выставка рисунков «Здесь отдыхает наша семья».

1

1

Занятие 17. «Мы выстояли, мы победили!» Приморско-

Ахтарский район в годы ВОВ.

1

1

Тема 4: Мы и история

17

7

10

Занятие 1. . Историческая гостиная «Точка на карте».

1

1

Занятие 2. Викторина «Добрые соседи».

1

1

Занятие 3. Заочная экскурсия на реку Кубань.

1

1

Занятие 4-5 Экскурсия в музей г.Тимашевск

2

2

Занятие 6. Экскурсия на Аллею Славы. «Спасибо

скажем деду, что он принес победу»

1

1

Занятие 7 Проектная работа «Мои родственники –

участники ВОВ».

1

1

Занятие 8 Заочное «Путешествие по посёлкам нашего

района. Символика поселений».

1

1

Занятие 9-10 Экскурсия к памятнику Екатерине II г.

Краснодар.

2

2

Занятие 11 Герои - земляки

1

1

Занятие12 Почётные граждане города приморско-

Ахтарска

1

1

Занятие 13 Викторина «Знаешь ли ты свой район?»

1

1

Занятие 14-15 Экскурсия в музей истории г. Приморско-

Ахтарск

2

2

Занятие 16-17 Обзорная экскурсия по городу Горячий

ключ

2

2

4 класс

Тема 1: «Мы и наше окружение »

17

7

10

Занятие 1. Здравствуй, родная школа. Экскурсия по

школе.

1

1

Занятие 2. Практикум «Моя семья на ленте времени»

Составление родословного древа семьи.

1

1

Занятие 3. «Все профессии нужны, все профессии

важны»- викторина

1

1

Занятие 4 Беседа «Особенности труда и быта казаков»

Выставка рисунков «Моя земля»

1

1

Занятие 5 Конкурс пословиц, поговорок и загадок о

земле-кормилице.

1

1

Занятие 6. Кроссворд «Ремесла на Кубани». «Загадка –

для ума зарядка». (О предметах быта наших предков).

1

1

Занятия 7. Конкурс рисунков о животных «Братья наши

меньшие»

1

1

Занятие 8. Виртуальное путешествие по городу

Краснодару

1

1

Занятие 9 Экскурсия. Что растет на клумбе?

1

1

Занятие 10 Экскурсия Походы по родным местам. П.

Приморский. Однодневный туристический поход.

8

8

Тема 2 «Мы и природа»

17

7

10

Занятие 1. . Семинар «Подземные сокровища

Краснодарского края».

1

1

Занятие 2. «Охотники за редкими растениями». Долина

лотосов – заочная экскурсия.

1

1

Занятие 3. Сообщение «Природные лекари».

1

1

Занятие 4- 6 Экскурсия по временам года

3

3

Занятие 7. Загадки «В царстве флоры Кубани».

1

1

Занятие 8. Проект «Грибы – лекари». Тест «Умники и

умницы»

1

1

Занятие 9. Творческое задание. Растения и животные ,

занесенные в Красную Книгу.

1

1

Занятие 10 Проект «Природные аномалии на Кубани»

1

1

Занятие 11 Экскурсия на берег Азовского моря. Сбор

природного материала для аппликации. Творческое

задание. Составить кроссворд об обитателях водоемов.

1

1

Занятие 12-13. Проект «Экологическое путешествие во

времена года». Выставка рисунков «Сезонные изменения

2

2

в нашем крае».

Занятие 14 Садово- парковая культура нашего края.

Экскурсия в сад, парк. Составление кроссворда «Цветы в

моем саду».

1

1

Занятие 15-16 Экскурсия в зверинец ст.Бриньковской

2

2

Занятие 17. Акция «Кормушка»

1

1

Тема 3: Мы и культура

17

7

10

Занятие 1. Загадочный мир названий

1

1

Занятие 2-4. Коллективная поездка в цирк г.Краснодара

3

3

Занятие 5 Коллективная поездка Краснодарский краевой

театр кукол «Казачьи байки»

1

1

Занятие 6. Коллективная поездка в кинотеатр «Родина»

1

1

Занятие 7. . «Загадка – для ума зарядка». (О предметах

быта наших предков).

1

1

Занятие 8. Встреча с известными людьми района «Ими

гордится Кубань!»

1

1

Занятие 9 Коллективная поездка г. Тимашевск музей

«Матрешек»

1

1

Занятие 10.«Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались

поиграть». Кубанские народные игры

1

1

Занятие 11-12. Коллективная поездка в Ледовый дворец

ст. Каневская

2

2

Занятие 13 Создание презентации «Золотые звезды

Кубани».

1

1

Занятие 14 Православные храмы Краснодарского края. –

видео - урок

1

1

Занятие 15. Здравницы Краснодарского края.» -

презентация. Правила здорового образа жизни.

1

1

Занятие 16 Курортно-туристический регионы нашего

края. Выставка рисунков «Здесь отдыхает наша семья».

1

1

Занятие 17. Урок-практикум «Золотая соломка Елены

Алферовой»

1

1

Тема 4: Мы и история

17

7

10

Занятие 1. Проектная работа «Без прошлого нет

настоящего».

1

1

Занятие 2. Вахта Памяти. Герои чеченской войны

1

1

Занятие 3. Православные храмы Краснодарского края. –

видео - урок

1

1

Занятие 4-5 Экскурсия в музей г.Тимашевск

2

2

Занятие 6. Экскурсия на Аллею Славы. «Спасибо

скажем деду, что он принес победу»

1

1

Занятие 7 . Составление миниэнциклопедии «Радетели

кубанской земли».

Встреча с известными людьми.

1

1

Занятие 8 «Спасибо скажем деду, что он принес победу!»

Наш район в годы ВОВ.

1

1

Занятие 9-10 Экскурсия к памятнику Екатерине II г.

Краснодар.

2

2

Занятие 11 «Будущее Кубани – это мы».

1

1

Занятие12 Викторина «Знаешь ли ты свой район?»

1

1

Занятие 13 Подведение итогов работы. Награждение

самых активных.

1

1

Занятие 14-15 Экскурсия в музей истории г. Приморско-

Ахтарск

2

2

Занятие 16-17 Обзорная экскурсия по городу Горячий

ключ

2

2

Предполагаемые результаты:

1. Результаты первого уровня (приобретение младшим школьником социальных знаний,

понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах

ведения здорового

образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими

упражнениями и туризмом, способах и средствах передвижения на местности пешком и способах

ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе,

о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры,

российских традициях памяти героев отечественных войн, русских народных играх, о правилах

конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах

организации коллективной деятельности в туризме и краеведении, о способах организации досуга,

о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения младших школьников к

базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие

ценностных отношений

обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к физкультуре и занятиям

туризмом, к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к

другим людям.

3. Результаты третьего уровня (приобретение младшими школьниками опыта самостоятельного

социального действия): приобретение обучающимся опыта актуализации физкультурно-оздорови-

тельной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их

досуга, опыта волонтёрской деятельности, опыта самообслуживания, самоорганизации и

организации совместной

деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя

ответственности за других.

Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой

программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в

вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике,

в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации,

в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.

Обучающиеся должны знать:

—основные этапы истории туризма;

—основные виды туризма;

—основные социальные функции туризма и краеведения;

—ведущие музеи, исторические и памятные места своего микрорайона и города;

—историю своей школы, её традиции;

—основные вехи истории родного края;

—жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников, внёсших вклад в

развитие туризма;

—азбуку туристско-краеведческой деятельности;

—правила поведения в музеях и других общественных местах;

—сущность и специфические особенности организации путешествий;

—основы методики проведения поисково-исследовательской работы;

—основы методики оформления краеведческого исследования;

—основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;

—основные принципы сохранения здоровья и здорового образа

жизни;

—основные виды растительного и животного мира своего края;

—способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в

пешеходных путешествиях;

—способы охраны природы в туристском путешествии.

Обучающиеся должны уметь:

—общаться с людьми;

—вести исследовательские краеведческие записи;

—систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;

—составлять справочную картотеку;

—вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;

—выступать с докладами;

—оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;

—работать с научно-популярной литературой;

—осуществлять фотосъёмку исследуемых объектов туристского интереса;

—соблюдать правила личной гигиены;

—овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;

—ориентироваться в пространстве, на местности, в своём городе;

—рисовать планы местности;

—выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;

—владеть техникой перемещения на местности пешком с грузом-рюкзачком;

—владеть техническими и тактическими приёмами преодоления естественных и искусственных

препятствий.

Обучающиеся должны обладать следующими качествами:

—инициативностью;

—аккуратностью;

—коммуникабельностью;

—целеустремлённостью;

—самокритичностью;

—творческой активностью;

—способностью к оказанию взаимопомощи;

—самостоятельностью;

—исполнительностью;

—способностью к взаимодействию в команде;

—физической активностью;

—выносливостью;

—упорством в достижении поставленных целей;

—уважением к старшим, родителям, семейным традициям;

—милосердием, заботой о старших и младших;

—экологической культурой;

—любовью к своей малой родине;

—трудолюбием.

1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории района,

Краснодарского края, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь

истории родного края с историей России.

2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины,

гордости за ее славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и

независимость.

3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков в

самостоятельной работе по организации и проведению экскурсий к школьным экспозициям, развитие

творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению

родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского

и патриотического сознания школьников.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации программы «Мы и культура» учащиеся познакомятся:

- с историей, традициями родной школы, района, края;

- будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и

настоящем традиций Кубани и своей малой Родины;

- с жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;

- будут иметь представление об археологических и архитектурных памятниках района, Кубани;

- посетят театры, музеи, памятники района, края;

- научатся видеть прекрасное в окружающем мире;

- научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и

традициям своего и других народов.

Способы проверки ожидаемых результатов:

- педагогическое наблюдение;

- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для

проведения викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовка

рисунков);

- анкетирование родителей;

Формы контроля образовательной программы:

- выставки рисунков и просмотры творческих работ воспитанников;

- создание фотоальбомов;

- открытые занятия;

- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;

- викторины, кроссворды, игры;

- итоговые концерты для родителей.

Методические рекомендации:

Представленная программа «Мы и культура» описывает содержание внеурочной деятельности

школьников, суть и направленность планируемых школой дел мероприятий.

За 4 года обучения у школьников формируется понятие о малой родине, воспитание любви

к родному дому, семье, школе, станице, в которой живёшь. Самыми близкими и интересными

темами для детей являются такие как: «Значение моего имени», различные уроки-выставки

«Кубанская национальная кухня», «Мой четвероногий друг» и другие. Наиболее важные и

сложные темы по экологии. Причина, вызывающая затруднение — это значимость

экологической ситуации для человека в целом. В разделе « Мы и природа », на 2-ом году

обучения, уделять большое внимание вопросам бережного отношения к природе. Учитель

подбирает и демонстрирует яркий материал о бедах природы. В тематический план включены

наиболее интересные занятия, это акция «Кормушка», уроки-экскурсии «Заповедные места».

Работая с детьми по теме: «Моя малая родина» нельзя не затронуть и такие темы как, «Мы

и культура», « Мы и история », где основными направлениями является литературно-

художественное, целью которыми является расширение кругозора учащихся. Темы,

предполагаемые к изучению близки ребятам, а различные концерты и встречи с интересными и

творческими личностями, это даже моменты «подражания».

Пожалуй, самые значимые темы, связанные с историей Кубани. Дети знакомятся с

государственной

символикой,

с

историческими

событиями,

памятниками

и

другими

достижениями.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание

гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом

реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание

обучающихся, как основа личности будущего гражданина России/

Использованная литература

№ п.п

Наименование объектов и средств материально-

технического обеспечения.

Количество

1. Библиотечный фонд

Кубанская азбука. О. Хамцова. ОИПЦ

«Перспективы образования» 2007

15 компл.

2. Печатные пособия

Животный мир Кубани. Учебное наглядное

пособие Автор-составитель Терская И.А. 2006

1 экз.

Кубанские хроник. Малоизвестные об

известном: очерки — 2-ое изд. Исправленное,

дополненное 2008.

1 экз.

Маслов А.В. Кубанская старина : жизнь и быт

казаков 2 изд. 2006 г.

1 экз.

Популярный иллюстрированный

географический словарь Краснодарского края.

Составитель И.П. Лотышев 2 изд., испр. Доп.

2009 г.

1 экз.

История Кубани в костюме . Комплект таблиц с

методическими рекомендациями. Авторы

составители Хачатурова Е.А, Шаповалова А.В.

Наумеко Т.А.

1 экз.

3. Технические средства обучения

Компьютер

1шт.

Интерактивная доска

1шт.

МР3-проигрыватель

1шт.

4. Экранно-звуковые пособия.

Презентации по Кубановедению

5 шт.

Обучающие диски

10 шт.

5. Игры и игрушки

6. Оборудование класса

Карты, плакаты

5 шт.



В раздел образования