Автор: Маркевич Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: г. Приморско-Ахтарск, Краснодарский край
Наименование материала: авторская программа
Тема: "Мы и культура"
Раздел: начальное образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Мы и культура»
У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую
их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные
«краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического
экономического
характера
устно
или
в
различных
документах
они
передавали
последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и
духовной культуре народов.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой
деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа- первый шаг к
подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные
знания
и
именно в ней должны
даваться знания о
своем крае,
прививаться
соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к
природе , истории , культуре своего народа.
Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином,
как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в
процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий)
усиливают эффективность всех аспектов воспитания — нравственного, гражданского,
эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством : Есть
выражение «Моя малая родина». Что оно обозначает? В большой стране у каждого
человека есть свой маленький уголок , деревня или город, улица, дом, где он родился. Это
и есть его малая родина. Она у каждого своя, она — одна — единственная, как мама.
Содержание предмета отражает комплексно- системный подход к родному краю
как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее
процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические,
социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого
региона,
в
их
равноправном
взаимодействии.
Это
наиболее
эффективный
путь
формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-
обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения
учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
На современном этапе перед школой стоит задача повышения интереса к
духовной культуре народов, исторически проживающих на территории нашего края.
Формирование достойных преемников традиций и культуры. Многосторонние знания о
родном крае, где человек родился, живет, учится, работает, где веками жили его деды,
прадеды;
усвоение
сведений
о
природно-географических,
экономических
культурологических
особенностях
способствуют
осознанию
человеком
себя
как
личности , как достойного
гражданина своей республики и страны способствует
расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за
свой край, а в целом воспитанию нравственной целостной личности, без чего сегодня не
может существовать и развиваться ни одно общество, ни один народ.
«...Заставить любить родину, природу нельзя, но помочь полюбить можно»,-
сказал
Н.
Сладков.
Знакомство
с
известными
людьми,
историческими
достопримечательностями способствует пробуждению интереса к истории земли и края.
Бесспорные ценности — это отчий дом, школа, улица, на которой ты живешь , все родное
и близкое , что тебя окружает.
Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной
культуры в различных формах учебного процесса, развитие национального сознания и
самосознания
,
толерантности
,
творческого
потенциала
учащихся
посредством
активизации учебного процесса, формирование нравственных и эстетических качеств
личности учащихся путем приобщения их к традициям родного народа, других народов,
достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствует формированию
у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е.
общечеловеческих ценностей.
Представленная программа позволяет углубить изучения истории края интегрирует в
себе следующие предметы : история, география, биология, культурология. В процессе
преподавания планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-
лекции, уроки-встречи, уроки-диспуты, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии
по городу, в парки, музеи. При работе рекомендуется использовать атласы и карты
Краснодарского края.
Программа ««Мы и культура»» рассчитана на детей 7-11 лет.
В соответствии с базисным учебным планом занятия «Мы и культура» проходят в рамках
общекультурного направления по 2 часу в неделю в форме интенсива.
Срок реализации программы четыре года, занятия проводятся два раза в неделю. Общий объем
программы – 270 часа: 1 класс - 66 часов, 2-4 классы - по 68 часов. Продолжительность занятия –
30 минут в 1 классе, 40 минут – во 2, 3, 4 классах, согласно СанПиНа. Экскурсии, на которые
затрачивается больший, чем 1 час, объем времени проводятся в каникулярные и выходные дни:
Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов,
бесед и викторин, деловых игр, игр – путешествий, виртуальных экскурсий.
Изучение всех тем программы предполагает организацию экскурсий в природу, разные
районы города для изучения исторических, архитектурных и природных памятников,
дендропарки, парки культуры и отдыха, морской аквариум и дельфинарий, в музеи
(краеведческий, исторический, художественный, «Дерево дружбы»), Центр национальных
культур.
Целью программы
является научно-познавательное, духовно-нравственное
и
патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о
культурных традициях в контексте прошлого и настоящего нашего края.
Данная цель направлена на решение следующих задач:
- дать знания об истории родной школы, посёлка, района;
- формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в
прошлом и настоящем традиций Кубани и своей малой Родины;
- формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-
нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;
- воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;
- развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим,
терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни
выдающихся людей ;
- развивать эстетическое восприятие и чувства.
В основу проекта были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и
способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и
индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие
разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями и новизной программы
является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, музеев,
выставок и т. д.;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки
литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка,
на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии
нравственных, культурных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами
театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности,
способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной
культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена
их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью,
увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить культурный и
творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно -
эстетические чувства, т.к.именно в начальной школе закладывается фундамент творческой
личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Формы организации работы с аудиторией:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение музеев школы, посёлка, района и края;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.
Тематическое распределение часов
Количество часов 270 ч.
(2 часа в неделю в 1- 4 классах).
Содержание
учебного
предмета, курса
Всего
часов
Количество часов
Характеристика
деятельности
обучающихся
1класс 2класс 3 класс 4 класс
Содержание
учебного
предмета, курса
Всего
часов
Ауд
итор
ные
Вн
еа
уд
ит
ор
ны
е
Ау
ди
то
рн
ые
Вне
ауд
ито
рны
е
Ау
дит
орн
ые
Вне
ауд
ито
рн
ые
Ау
дит
орн
ые
Вне
ауд
ито
рн
ые
Мы и наше
окружение
67
6
10
7
10
7
10
7
10
Уметь
подбирать
литературу по
теме под
руководством
учителя и
родителей;
работать в
читальном зале
библиотеки;
работать в
семейных
архивах
совместно с
родителями;
вести
наблюдения в
природе;
выполнять
правила
поведения на
природе;
Составлять
устный рассказ
о своей школе.
Составлять план
схему своего
двора.
Знать своих
предков, их
ФИО,
профессии,
увлечения,
участие в ВОВ.
Составлять
родословную.
Знать
символику
своей школы.
Название улиц,
культурных
центров ,
памятных мест,
промышленных
предприятий
города.
Мы и природа
67
6
10
7
10
7
10
7
10
Знать названия
полезных
ископаемых,
добываемых
Пермском крае ,
из свойства и
использование;
название
растений и
животных края;
Отличать
полезные
ископаемые ,
растения и
животных края
по внешнему
виду и
описанию.
Мы и культура
68
7
10
7
10
7
10
7
10
Знать
национальный
состав Кубани,
легенды края,
обычаи предков,
игры ,
праздники
элементы
фольклора и
народного
творчества.
Мы и история
68
7
10
7
10
7
10
7
10
Знать
символику
Краснодарского
края, название
городов, рек и
др. объектов,
символику
родного города.
Находить а
карте России
границы края,
находить на
карте столицу
края , реку
Кубань, др.
объекты.
всего
270
26
40
28
40
28
40
28
40
Содержание
Мы и наше окружение – 67ч
Что изучает краеведение? Родная школа (экскурсия). Экскурсия около школы. Что растет
на клумбе. Трудовая жизнь в школе. Из истории школы. С днем рождения наш класс. Мой
дом. Безопасный и короткий путь домой. Моя улица , почему так названа. Моя семья. Я и
мое имя. Такие разные профессии. Профессии в моей семье. Традиционные ремёсла моего
края. Люди моего города. Традиции моей семьи. Наша дружная семья. Выставка семейных
поделок. Моя родословная. История моей семьи в истории города. Мой четвероногий друг.
Зимние забавы наших предков. Масленица. Проводы русской зимы. Мой город.
Виртуальное путешествие по городу. Экскурсия по Краснодару. Экскурсия в
краеведческий музей города.
Экскурсия «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» Экскурсия в пожарную часть
«Осторожно, огонь» . Ролевая игра «Расскажи гостю о жителях нашего посёлка»
Стихи о тружениках Кубани
Мы и природа -67ч
Экскурсии «Путешествия по временам года». Территория, границы, географическое
положение. Богатства нашей земли . Климат нашего края. Водоёмы нашего края. Река
Кубань. Заповедные места Краснодарского края. Растения нашего края. Леса нашего края.
В гости к зиме. Урок-экскурсия. Акция «Кормушка»( урок-проект). Птицы зимой.
Животные нашего края . Редкие животные нашего края. Садово-парковая культура нашего
края. Экскурсия в музей. В гости к весне. Экскурсия в дендрарий КубГАУ. Как природа
залечивает раны. Будь природе другом. Экскурсия в зверинец ст. Бриньковская.
Экскурсия на пасеку и чайную плантацию, к минеральным источникам. «В гости к пчеле
Майе» . В гостях у бабушки Загадушки «Природные лекари».
Мы и культура -68 ч
Фольклор- духовное богатство народа. Наш край в устном народном творчестве.
Народные таланты нашего края. Песенное творчество нашего края. О чем могут
рассказывать игрушки и народный костюм . Народный танец. Творчество С.Я. Маршака
на Кубани. Загадочный мир названий. Фамилии старожилы. Писатели и другие деятели
культуры и наш край. Язык живописи. Художники нашего края. Великая Отечественная
война в творчестве наших земляков. Развитие спорта в нашем крае. В гостях у
путешественников- героев сказок. Обзорная экскурсия по городу.
Мы и история – 68 ч
Государственная символика. История возникновения города Краснодара. Река Кубань и
их история. Из истории городских улиц. Городская архитектура. Екатеринодарский
зодчий Иван Мальгерб. Православные храмы. Памятники. Памятные знаки. История
промышленного города. Очерки истории школ. Экскурсия в краеведческий музей.
Суровые годы ВОВ. Герои земляки. Послевоенный Краснодар. Краснодар в 50-70 годы.
Образование в городе. Почётные граждане города. Обобщающие уроки «Знатоки родного
края». Конкурс исследовательских работ «Юный краевед». Экскурсия в музей истории
«Таманский полуостров – кладовая мифов и легенд…». Памятники истории. . «Раз, два,
три, четыре, пять, мы собрались поиграть». Кубанские народные игры.
1 класса
Наименование занятий, тем
Количество часов
Всего
аудито
рия
Внеаудит
ор.
Тема 1: «Мы и наше окружение »
16
6
10
Занятие 1. «Будем знакомы!» Принести фотографию или
нарисовать автопортрет и рассказать о себе.
1
1
Занятие 2/3. Правила поведения в школе. Экскурсия по
школе
2
1
1
Занятие 4. Конкурс рисунков: «Первый раз в первый
класс»
1
1
Занятие 5. Моя семья. «Лень в дому – бери суму»
Ролевая игра «Распределим обязанности в моей семье»
1
1
Занятие 6. Безопасный и короткий путь домой
1
1
Занятие 7. «Своя хатка – родная матка». Нарисовать свой
родной дом, рассказать, почему мы так любим его.
Создание папки «Моё жилище».
1
1
Занятие 8. Памятники в посёлке Приморский.
(Экскурсия)
1
1
Занятие 9-16. Экскурсия Походы по родным местам. П.
Приморский. Однодневный туристический поход.
8
8
Тема № 2: Мы и природа
16
6
10
Занятие 1 «Загадки с клумбы и с грядки». Подбираем
или сочиняем загадки об овощах, фруктах и цветах.
1
1
Занятие 2-4. Экскурсии «Путешествия по временам
года». Осень. Зима. Весна.
3
3
Занятие 5 Сезонные изменения в нашем крае. Выставка
рисунков. Рисунок-фантазия «Какую бы зиму я хотел
увидеть».
1
1
Занятие 6. Викторина «Во саду ли, в огороде?»
1
1
Занятие 7 Экскурсия на берег Азовского моря. Сбор
1
1
природного материала для аппликации.
Занятие 8 Загадки и ребусы о животных. Игра «Кто там
живёт?»
1
1
Занятие 9-10 Проект «Экологическое путешествие во
времена года».
Выставка рисунков «Сезонные изменения в нашем крае».
2
2
Занятие 11-12. Коллективная аппликация «Растения в
моем саду - весной»
2
2
Занятие 13 Садово- парковая культура нашего
края .Экскурсия в сад
1
1
Занятие 14-15. Экскурсия в зверинец ст.Бриньковской
2
2
Занятие 16 Акция «Кормушка»
1
1
Тема 3: Мы и культура
17
7
10
Занятие 1. Экскурсия в ДК. «Чем занимаются ученики в
свободное время?»
1
1
Занятие 2 Игра «Знаешь ли ты названия предметов быта
и труда?»
1
1
Занятие 3-5 Коллективная поездка в цирк г.Краснодара
3
3
Занятие 6 Коллективная поездка Краснодарский краевой
театр кукол «Казачьи байки»
1
1
Занятие 7. Коллективная поездка в кинотеатр «Родина»
1
1
Занятие 8. «Кубань спортивная» Спортивные
соревнования «Весёлые старты»
1
1
Занятие 9. «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались
поиграть». Кубанские народные игры
1
1
Занятие 10-11. Коллективная поездка в Ледовый дворец
ст. Каневская
2
2
Занятие 12 Православные храмы Краснодарского края. –
видео - урок
1
1
Занятие 13«Как не любить мне эту землю, не воспевать
Кубанский край…»
1
1
Занятие 14 . Творческое задание подобрать
стихотворения, пословицы и поговорки о посёлке, крае.
1
1
Занятие 15 Писатели нашего района
1
1
Занятие 16 Народные таланты нашего района
1
1
Занятие 17 «Я художник» Открываем в себе таланты,
конкурс рисунков
1
1
Тема 4: Мы и история
17
7
10
Занятие 1. Заочная экскурсия «Таманский полуостров –
кладовая мифов и легенд…». Памятники истории
1
1
Занятие 2-3. Экскурсия в музей г.Тимашевск
2
2
Занятие 4 Урок-сказание «Сага о Гимне Кубани».
1
1
Занятие 5 Экскурсия на Аллею Славы. «Спасибо скажем
деду, что он принес победу».
1
1
Занятие 6. Выставка пластилиновых поделок «Нет
войне».
1
1
Занятие7. Выставка рисунков: « Я за мир».
1
1
Занятие 8-9 Экскурсия к памятнику Екатерине II г.
Краснодар
2
2
Занятие 10. Встреча с известными людьми района «Ими
гордится Кубань!»
1
1
Занятие 11-12 Экскурсия в музей истории г. Приморско-
Ахтарск
2
2
Занятие 13-14 Обзорная экскурсия по городу Горячий
ключ
2
2
Занятие 15 Участие в конкурсе «Открытка ветерану».
1
1
Занятие16 Люди, помогающие своей Родине.
1
1
Занятие17 Заочная экскурсия Река Кубань
1
1
2 класс
Тема 1: «Мы и наше окружение »
17
аудито
рные
7
внеаудит
орные
10
Занятие 1. С днем рождения наш класс. Экскурсия в
школьный музей
1
1
Занятие 2. В Серьезный разговор «Знаю правила
дорожного движения, как таблицу умножения»
1
1
Занятие 4. Заочная прогулка по знаменитым местам
города Приморско-Ахтарска
1
1
Занятие 5. Заочная прогулка «Посёлки нашего района.
Что мы знаем о них?»
1
1
Занятие 6. Беседа. «Почему в посёлке так названы
улицы?»
1
1
Занятие 7 Беседа. «На свет народился, с людьми
породнился». Узнать у родителей, какие обычаи и
праздники стали в вашей семье традиционными.
1
1
Занятие 8. Рассказ «Мои родители учились в этой
школе»
1
1
Занятие 9. «Кубань спортивная» Спортивные
соревнования «Весёлые старты»
1
1
Занятие 10. Польза и значение экскурсий, прогулок.
Кодекс чести юного пешехода
1
1
Занятие 11 Экскурсия Походы по родным местам. П.
Приморский. Однодневный туристический поход.
8
8
Тема № 2: Мы и природа
17
7
10
Занятие 1. Природа нашего края в стихах и загадках
1
1
Занятие 2-4. Экскурсии «Путешествия по временам
года». Осень Зима. Весна
3
3
Занятие 5. Заочный экскурс «Памятники природы
Краснодарского края»
1
1
Занятие 6-7. Заочная экскурсия. Водоемы нашей
местности. Правила поведения у водоема.
Коллективный плакат «Охрана водоема».
2
2
Занятие 8 Экскурсия на берег Азовского моря. Сбор
природного материала для аппликации.
1
1
Занятие 9. Редкие растения нашего района. В гостях у
бабушки Загадушки «Природные лекари».
1
1
Занятие10-11. Проект «Экологическое путешествие во
времена года». Выставка рисунков «Сезонные изменения
в нашем крае».
2
2
Занятие 12 Заочная экскурсия в краеведческий музей »
1
1
Занятие13 Садово- парковая культура нашего края.
Экскурсия в сад. Игра «О каком растении идет речь?»
1
1
Занятие 14-15 Экскурсия ст.Бриньковская
2
2
Занятие 16. Акция «Кормушка»
1
1
Занятие 17. Составление Правил поведения в природе.
1
1
Тема 3: Мы и культура
17
7
10
Занятие 1 «Кубань в пословицах и поговорках».
Кубанские загадки.
1
1
Занятие 2-4. Коллективная поездка в цирк г.Краснодара
3
3
Занятие 5 Коллективная поездка Краснодарский краевой
театр кукол «Казачьи байки»
1
1
Занятие 6. Коллективная поездка в кинотеатр «Родина»
1
1
Занятие 7. «Казак без песен, что виноградная лоза без
гроздьев». Разучивание народных песен.
1
1
Занятие 8 . «Старинные детские игрушки». Профессии
моих земляков. Стихи о тружениках Кубани
1
1
Занятие 9. «Кубань спортивная» Спортивные
соревнования «Весёлые старты»
1
1
Занятие 10 Рассказ «Война в моей семье» (с помощью
родителей)
1
1
Занятие 11. Коллективная поездка г. Тимашевск музей
«Матрешек»
1
1
Занятие 12. «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались
поиграть». Кубанские народные игры
1
1
Занятие 13-14. Коллективная поездка в Ледовый дворец
ст. Каневская
2
2
Занятие 15-16 . «И рушник вышиваный – на счастье, на
2
2
долю дала …» (Коваленко Е.М., Гуща И.В.). Одежда
наших бабушек и дедушек. Создание эскизов.
Занятие 17. Православные храмы Краснодарского края. –
видео - урок
1
1
Тема 4: Мы и история
17
7
10
Занятие 1. Что я знаю о своем районе?
Достопримечательности .
1
1
Занятие 2. Творческое задание: Герб, флаг посёлка,
района, школы
1
1
Занятие 3. Заочная экскурсия «Таманский полуостров –
кладовая мифов и легенд…». Памятники истории
1
1
Занятие 4-5. Экскурсия в музей г.Тимашевск
2
2
Занятие 6. Экскурсия на Аллею Славы. «Спасибо
скажем деду, что он принес победу».
1
1
Занятие7. Выставка пластилиновых поделок «Нет
войне».
1
1
Занятие 8 Конкурс песен и стихов, посвященных ВОВ.
1
1
Занятие 9-10 Экскурсия к памятнику Екатерине II г.
Краснодар.
2
2
Занятие 11. Профессии моих земляков. Стихи о
тружениках Кубани
1
1
Занятие 12. Встреча с известными людьми района «Ими
гордится Кубань!»
1
1
Занятие 13.Заочная экскурсия «Путешествие в прошлое
города Краснодара»
1
1
Занятие 14-15 Экскурсия в музей истории г. Приморско-
Ахтарск
2
2
Занятие 16-17. Обзорная экскурсия по городу Горячий
ключ
2
2
3 класс
Тема 1: «Мы и наше окружение »
17
7
10
Занятие 1. Здравствуй, родная школа. Экскурсия по
школе.
1
1
Занятие 2. Безопасный и короткий путь в школу и домой
1
1
Занятие 3. Я и мое имя. Сообщение «Что в имени
твоем?»
1
1
Занятие 4. Профессии в моей семье
1
1
Занятие 5. Выставка рисунков «Кем я стану? Каким я
стану?»
1
1
Занятие 6. Традиции моей семьи.
«Традициям казачества верны».
1
1
Занятия 7«Казак в труде, как и в бою, славит Родину
свою». (Составление сборника пословиц о казачьей
отваге, верности родной земле).
1
1
Занятие 8. Виртуальное путешествие по городу
1
1
Занятие 9. Экскурсия на почту. Моя мама почтальон.
1
1
Занятие 10 Экскурсия Походы по родным местам. П.
Приморский. Однодневный туристический поход.
8
8
Тема 2.
«Мы и природа»
17
7
10
Занятие 1. . Беседа «Красота природы нашего района».
Кроссворд «Охрана природы». Плакат «Береги природу!»
1
1
Занятие 2. Игра «Природа у порога нашего дома».
1
1
Занятие 3. Составление Правил поведения в природе.
1
1
Занятие 4- 6 Экскурсия по временам года
3
3
Занятие 7. Кроссворд «Природные явления на Кубани»
1
1
Занятие 8. Викторина «Люблю природу в любую
погоду».
1
1
Занятие 9. В гостях у бабушки Загадушки «По грибы, по
ягоды».
1
1
Занятие 10 Выставка рисунков «Я - щедрая Кубанская
земля… Стихотворение «Красив простор кубанских
нив…»
1
1
Занятие 11 Экскурсия на берег Азовского моря. Сбор
природного материала для аппликации.
1
1
Занятие 12-13. Проект «Экологическое путешествие во
времена года». Выставка рисунков «Сезонные изменения
в нашем крае».
2
2
Занятие 14 . «Зеленые друзья». Сбор сведений о
лекарственных растениях района. Садово- парковая
культура нашего края. Экскурсия в сад, парк
1
1
Занятие 15-16 Экскурсия в зверинец ст.Бриньковской
2
2
Занятие 17. Акция «Кормушка»
1
1
Тема 3: Мы и культура
17
7
10
Занятие 1. Загадочный мир названий
1
1
Занятие 2-4. Коллективная поездка в цирк г.Краснодара
3
3
Занятие 5 Коллективная поездка Краснодарский краевой
театр кукол «Казачьи байки»
1
1
Занятие 6. Коллективная поездка в кинотеатр «Родина»
1
1
Занятие 7. «Поэты и прозаики нашего района»
1
1
Занятие 8. Встреча с известными людьми района «Ими
гордится Кубань!»
1
1
Занятие 9 Коллективная поездка г. Тимашевск музей
«Матрешек»
1
1
Занятие 10.«Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались
поиграть». Кубанские народные игры
1
1
Занятие 11-12. Коллективная поездка в Ледовый дворец
ст. Каневская
2
2
Занятие 13 Вещи рассказывают о прошлом.
1
1
Занятие 14 Православные храмы Краснодарского края. –
видео - урок
1
1
Занятие 15. Здравницы Краснодарского края.» -
презентация. Правила здорового образа жизни.
1
1
Занятие 16. Места отдыха в Краснодарском крае.
Выставка рисунков «Здесь отдыхает наша семья».
1
1
Занятие 17. «Мы выстояли, мы победили!» Приморско-
Ахтарский район в годы ВОВ.
1
1
Тема 4: Мы и история
17
7
10
Занятие 1. . Историческая гостиная «Точка на карте».
1
1
Занятие 2. Викторина «Добрые соседи».
1
1
Занятие 3. Заочная экскурсия на реку Кубань.
1
1
Занятие 4-5 Экскурсия в музей г.Тимашевск
2
2
Занятие 6. Экскурсия на Аллею Славы. «Спасибо
скажем деду, что он принес победу»
1
1
Занятие 7 Проектная работа «Мои родственники –
участники ВОВ».
1
1
Занятие 8 Заочное «Путешествие по посёлкам нашего
района. Символика поселений».
1
1
Занятие 9-10 Экскурсия к памятнику Екатерине II г.
Краснодар.
2
2
Занятие 11 Герои - земляки
1
1
Занятие12 Почётные граждане города приморско-
Ахтарска
1
1
Занятие 13 Викторина «Знаешь ли ты свой район?»
1
1
Занятие 14-15 Экскурсия в музей истории г. Приморско-
Ахтарск
2
2
Занятие 16-17 Обзорная экскурсия по городу Горячий
ключ
2
2
4 класс
Тема 1: «Мы и наше окружение »
17
7
10
Занятие 1. Здравствуй, родная школа. Экскурсия по
школе.
1
1
Занятие 2. Практикум «Моя семья на ленте времени»
Составление родословного древа семьи.
1
1
Занятие 3. «Все профессии нужны, все профессии
важны»- викторина
1
1
Занятие 4 Беседа «Особенности труда и быта казаков»
Выставка рисунков «Моя земля»
1
1
Занятие 5 Конкурс пословиц, поговорок и загадок о
земле-кормилице.
1
1
Занятие 6. Кроссворд «Ремесла на Кубани». «Загадка –
для ума зарядка». (О предметах быта наших предков).
1
1
Занятия 7. Конкурс рисунков о животных «Братья наши
меньшие»
1
1
Занятие 8. Виртуальное путешествие по городу
Краснодару
1
1
Занятие 9 Экскурсия. Что растет на клумбе?
1
1
Занятие 10 Экскурсия Походы по родным местам. П.
Приморский. Однодневный туристический поход.
8
8
Тема 2 «Мы и природа»
17
7
10
Занятие 1. . Семинар «Подземные сокровища
Краснодарского края».
1
1
Занятие 2. «Охотники за редкими растениями». Долина
лотосов – заочная экскурсия.
1
1
Занятие 3. Сообщение «Природные лекари».
1
1
Занятие 4- 6 Экскурсия по временам года
3
3
Занятие 7. Загадки «В царстве флоры Кубани».
1
1
Занятие 8. Проект «Грибы – лекари». Тест «Умники и
умницы»
1
1
Занятие 9. Творческое задание. Растения и животные ,
занесенные в Красную Книгу.
1
1
Занятие 10 Проект «Природные аномалии на Кубани»
1
1
Занятие 11 Экскурсия на берег Азовского моря. Сбор
природного материала для аппликации. Творческое
задание. Составить кроссворд об обитателях водоемов.
1
1
Занятие 12-13. Проект «Экологическое путешествие во
времена года». Выставка рисунков «Сезонные изменения
2
2
в нашем крае».
Занятие 14 Садово- парковая культура нашего края.
Экскурсия в сад, парк. Составление кроссворда «Цветы в
моем саду».
1
1
Занятие 15-16 Экскурсия в зверинец ст.Бриньковской
2
2
Занятие 17. Акция «Кормушка»
1
1
Тема 3: Мы и культура
17
7
10
Занятие 1. Загадочный мир названий
1
1
Занятие 2-4. Коллективная поездка в цирк г.Краснодара
3
3
Занятие 5 Коллективная поездка Краснодарский краевой
театр кукол «Казачьи байки»
1
1
Занятие 6. Коллективная поездка в кинотеатр «Родина»
1
1
Занятие 7. . «Загадка – для ума зарядка». (О предметах
быта наших предков).
1
1
Занятие 8. Встреча с известными людьми района «Ими
гордится Кубань!»
1
1
Занятие 9 Коллективная поездка г. Тимашевск музей
«Матрешек»
1
1
Занятие 10.«Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались
поиграть». Кубанские народные игры
1
1
Занятие 11-12. Коллективная поездка в Ледовый дворец
ст. Каневская
2
2
Занятие 13 Создание презентации «Золотые звезды
Кубани».
1
1
Занятие 14 Православные храмы Краснодарского края. –
видео - урок
1
1
Занятие 15. Здравницы Краснодарского края.» -
презентация. Правила здорового образа жизни.
1
1
Занятие 16 Курортно-туристический регионы нашего
края. Выставка рисунков «Здесь отдыхает наша семья».
1
1
Занятие 17. Урок-практикум «Золотая соломка Елены
Алферовой»
1
1
Тема 4: Мы и история
17
7
10
Занятие 1. Проектная работа «Без прошлого нет
настоящего».
1
1
Занятие 2. Вахта Памяти. Герои чеченской войны
1
1
Занятие 3. Православные храмы Краснодарского края. –
видео - урок
1
1
Занятие 4-5 Экскурсия в музей г.Тимашевск
2
2
Занятие 6. Экскурсия на Аллею Славы. «Спасибо
скажем деду, что он принес победу»
1
1
Занятие 7 . Составление миниэнциклопедии «Радетели
кубанской земли».
Встреча с известными людьми.
1
1
Занятие 8 «Спасибо скажем деду, что он принес победу!»
Наш район в годы ВОВ.
1
1
Занятие 9-10 Экскурсия к памятнику Екатерине II г.
Краснодар.
2
2
Занятие 11 «Будущее Кубани – это мы».
1
1
Занятие12 Викторина «Знаешь ли ты свой район?»
1
1
Занятие 13 Подведение итогов работы. Награждение
самых активных.
1
1
Занятие 14-15 Экскурсия в музей истории г. Приморско-
Ахтарск
2
2
Занятие 16-17 Обзорная экскурсия по городу Горячий
ключ
2
2
Предполагаемые результаты:
1. Результаты первого уровня (приобретение младшим школьником социальных знаний,
понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах
ведения здорового
образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими
упражнениями и туризмом, способах и средствах передвижения на местности пешком и способах
ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе,
о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры,
российских традициях памяти героев отечественных войн, русских народных играх, о правилах
конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах
организации коллективной деятельности в туризме и краеведении, о способах организации досуга,
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения младших школьников к
базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие
ценностных отношений
обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к физкультуре и занятиям
туризмом, к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к
другим людям.
3. Результаты третьего уровня (приобретение младшими школьниками опыта самостоятельного
социального действия): приобретение обучающимся опыта актуализации физкультурно-оздорови-
тельной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их
досуга, опыта волонтёрской деятельности, опыта самообслуживания, самоорганизации и
организации совместной
деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя
ответственности за других.
Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой
программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в
вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике,
в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации,
в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.
Обучающиеся должны знать:
—основные этапы истории туризма;
—основные виды туризма;
—основные социальные функции туризма и краеведения;
—ведущие музеи, исторические и памятные места своего микрорайона и города;
—историю своей школы, её традиции;
—основные вехи истории родного края;
—жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников, внёсших вклад в
развитие туризма;
—азбуку туристско-краеведческой деятельности;
—правила поведения в музеях и других общественных местах;
—сущность и специфические особенности организации путешествий;
—основы методики проведения поисково-исследовательской работы;
—основы методики оформления краеведческого исследования;
—основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;
—основные принципы сохранения здоровья и здорового образа
жизни;
—основные виды растительного и животного мира своего края;
—способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в
пешеходных путешествиях;
—способы охраны природы в туристском путешествии.
Обучающиеся должны уметь:
—общаться с людьми;
—вести исследовательские краеведческие записи;
—систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;
—составлять справочную картотеку;
—вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;
—выступать с докладами;
—оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;
—работать с научно-популярной литературой;
—осуществлять фотосъёмку исследуемых объектов туристского интереса;
—соблюдать правила личной гигиены;
—овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;
—ориентироваться в пространстве, на местности, в своём городе;
—рисовать планы местности;
—выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;
—владеть техникой перемещения на местности пешком с грузом-рюкзачком;
—владеть техническими и тактическими приёмами преодоления естественных и искусственных
препятствий.
Обучающиеся должны обладать следующими качествами:
—инициативностью;
—аккуратностью;
—коммуникабельностью;
—целеустремлённостью;
—самокритичностью;
—творческой активностью;
—способностью к оказанию взаимопомощи;
—самостоятельностью;
—исполнительностью;
—способностью к взаимодействию в команде;
—физической активностью;
—выносливостью;
—упорством в достижении поставленных целей;
—уважением к старшим, родителям, семейным традициям;
—милосердием, заботой о старших и младших;
—экологической культурой;
—любовью к своей малой родине;
—трудолюбием.
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории района,
Краснодарского края, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь
истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины,
гордости за ее славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и
независимость.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков в
самостоятельной работе по организации и проведению экскурсий к школьным экспозициям, развитие
творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению
родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского
и патриотического сознания школьников.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы «Мы и культура» учащиеся познакомятся:
- с историей, традициями родной школы, района, края;
- будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и
настоящем традиций Кубани и своей малой Родины;
- с жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;
- будут иметь представление об археологических и архитектурных памятниках района, Кубани;
- посетят театры, музеи, памятники района, края;
- научатся видеть прекрасное в окружающем мире;
- научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и
традициям своего и других народов.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для
проведения викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовка
рисунков);
- анкетирование родителей;
Формы контроля образовательной программы:
- выставки рисунков и просмотры творческих работ воспитанников;
- создание фотоальбомов;
- открытые занятия;
- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
- викторины, кроссворды, игры;
- итоговые концерты для родителей.
Методические рекомендации:
Представленная программа «Мы и культура» описывает содержание внеурочной деятельности
школьников, суть и направленность планируемых школой дел мероприятий.
За 4 года обучения у школьников формируется понятие о малой родине, воспитание любви
к родному дому, семье, школе, станице, в которой живёшь. Самыми близкими и интересными
темами для детей являются такие как: «Значение моего имени», различные уроки-выставки
«Кубанская национальная кухня», «Мой четвероногий друг» и другие. Наиболее важные и
сложные темы по экологии. Причина, вызывающая затруднение — это значимость
экологической ситуации для человека в целом. В разделе « Мы и природа », на 2-ом году
обучения, уделять большое внимание вопросам бережного отношения к природе. Учитель
подбирает и демонстрирует яркий материал о бедах природы. В тематический план включены
наиболее интересные занятия, это акция «Кормушка», уроки-экскурсии «Заповедные места».
Работая с детьми по теме: «Моя малая родина» нельзя не затронуть и такие темы как, «Мы
и культура», « Мы и история », где основными направлениями является литературно-
художественное, целью которыми является расширение кругозора учащихся. Темы,
предполагаемые к изучению близки ребятам, а различные концерты и встречи с интересными и
творческими личностями, это даже моменты «подражания».
Пожалуй, самые значимые темы, связанные с историей Кубани. Дети знакомятся с
государственной
символикой,
с
историческими
событиями,
памятниками
и
другими
достижениями.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание
гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом
реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание
обучающихся, как основа личности будущего гражданина России/
Использованная литература
№ п.п
Наименование объектов и средств материально-
технического обеспечения.
Количество
1. Библиотечный фонд
Кубанская азбука. О. Хамцова. ОИПЦ
«Перспективы образования» 2007
15 компл.
2. Печатные пособия
Животный мир Кубани. Учебное наглядное
пособие Автор-составитель Терская И.А. 2006
1 экз.
Кубанские хроник. Малоизвестные об
известном: очерки — 2-ое изд. Исправленное,
дополненное 2008.
1 экз.
Маслов А.В. Кубанская старина : жизнь и быт
казаков 2 изд. 2006 г.
1 экз.
Популярный иллюстрированный
географический словарь Краснодарского края.
Составитель И.П. Лотышев 2 изд., испр. Доп.
2009 г.
1 экз.
История Кубани в костюме . Комплект таблиц с
методическими рекомендациями. Авторы
составители Хачатурова Е.А, Шаповалова А.В.
Наумеко Т.А.
1 экз.
3. Технические средства обучения
Компьютер
1шт.
Интерактивная доска
1шт.
МР3-проигрыватель
1шт.
4. Экранно-звуковые пособия.
Презентации по Кубановедению
5 шт.
Обучающие диски
10 шт.
5. Игры и игрушки
6. Оборудование класса
Карты, плакаты
5 шт.