Автор: Шумкина Вера Николаевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №87
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Влияние на формирование и развития фонетико - фонематического слуха и речи у детей с ОВЗ логопедическими распевками в коррекционно - образовательной деятельности учителя - логопеда в условиях реализации ФГОС.
Раздел: начальное образование
Логопедические распевки и музыкально - игровые упражнения
для детей с ОВЗ в коррекционно-образовательной деятельности
учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС .
Дети с нарушениями речи -
одна из самых распространённых
категорий детей. Это дети, имеющие отклонения в развитии речи
при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи
многообразны,
что зависит от причин их вызывающих.
Они
проявляются в нарушении звукопроизношения, грамматического
строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа
и плавности речи.
В настоящее время значительно увеличилось количество детей со
стертой формой дизартрии.
Ребёнок со «стёртой» дизартрией
имеет нарушения звуковой и интонационно- выразительной сторон
речи. Голос и дыхание во время речи у таких детей ослаблены.
Нарушены
модуляции
голоса
по
высоте
и
силе.
Ребёнок
затрудняется
в
произнесении
слов
осложнённой
слоговой
структуры. Разборчивость речи ухудшается в зависимости от
объёма речевого материала. Поэтому детям трудно выступать на
детских праздниках и читать стихи.
Самым
заметным
дефектом
является
нарушенное
звукопроизношение.
Для успешной коррекционной работы по устранению речевых
нарушений
у
детей
необходимо
преподнесение
изучаемого
материала в лёгкой, доступной, форме. К одной из таких форм
коррекционного
воздействия
можно
отнести
занятия
с
использованием
музыкально-игровых
упражнений,
логопедических распевок, песен, рифмовок.
Имея музыкальное образование и владея игрой на фортепиано, в
своей работе с детьми с ОВЗ использую логопедические распевки.
С помощью музыки естественным образом формируется чувство
ритма, эмоциональная отзывчивость, слуховое внимание, общая
моторика,
поэтому
логопедические
распевки
и
музыкально-
игровые упражнения в коррекционном процессе логопедических
занятий с детьми
с
ОВЗ младшего
школьного
возраста -
благотворно влияют на развитие всех компонентов речевой
деятельности.
Как известно, звук характеризуется несколькими параметрами
– высотой, динамикой, тембром. Речевое развитие детей с ОВЗ с
любым
речевым
заключением
характеризуется
рядом
особенностей. Как правило, для всех типичны более поздние сроки
появления речи и медленное накопление активного словаря, речь
лишена эмоциональности, лицо амимично, голос детей слабый и
вялый или наоборот - громкий и крикливый.
Почти у всех детей, с ОВЗ можно наблюдать различные
двигательные расстройства функций артикуляторного аппарата,
мимической, ручной и общей моторики, которые выражаются в
неточности, слабости движений и быстрой утомляемости.
Для детей с ОВЗ характерно рассеянное внимание, повышенная
отвлекаемость,
низкая
работоспособность,
отклонения
в
функционировании процессов зрительной и речеслуховой памяти.
Слабость процессов запоминания слов связана с ослаблением
внимания и с нарушением фонематического слуха.
Работа над выразительностью речи и голосом
является
важным разделом работы над устной речью. Качество голоса,
навыки владения им, темп речи, слитность, мелодика, словесное и
логическое
ударение
оказывают
большое
влияние
на
выразительность
речи.
Голос
определяет
выразительность,
интонационную оформленность, внятность устной речи. При этом
фиксируется
его
высота,
сила,
продолжительность
тембр,
модуляции,
качество
вокального
голоса.
Человеческая
речь
обладает бесконечным разнообразием интонаций, поэтому их
богатое использование оказывает многообразное воздействие на
слушателя.
Голос детей 2-3 лет обычно высокий, звонкий, в нем мало
обертонов, поэтому тембр бледный; диапазон голоса мал, не
превышает трех тонов. Сила голоса небольшая.
В дальнейшем, по мере развития ребенка, развивается и его
голос. Интонация и модуляция становятся богаче; диапазон у детей
4-5 лет достигает уже 4 тонов, а к концу дошкольного периода, как
правило, 6 тонов.
Нарушенный голос – это голос глухой, хриплый, сиплый,
грубый, резкий, сдавленный, зажатый, слабый, тихий, монотонный,
«тусклый», «металлический», фальцетный, крикливый, лающий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что с помощью
особых приемов логопедическими распевками можно развивать
голос, чувство ритма, интонацию и выразительность речи, что
является
специфичным
для
детей
с
нарушениями
речевого
развития.
Логопедические распевки хорошо способствуют закреплению
правильного произношения звуков на этапе автоматизации,
развитию просодической стороны речи, координации речи с
движением и музыкой.
В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого
дыхания лучше всего проводить работу над выработкой у детей
правильного диафрагмально-рёберного дыхания -дышать животом.
Глубокое диафрагмальное дыхание влияет на успокоение нервной
системы. Многие практики его используют по оздоровлению.
Начинаю с простейших чистоговорок и в зависимости от речевых
возможностей детей заканчиваю сложными по интонации и
речевому
материалу
песнями.
Подбираю
такие
музыкально-
игровые упражнения,
песни,
распевки,
в
которых
речевой
материал
доступен,
движения
просты
для
выполнения
и
направлены на согласование речи с движением и музыкой, а также
способствуют
закреплению
поставленных
звуков,
снятию
эмоционального напряжения.
При проведении логопедических распевок важно соблюдать
следующие этапы работы:
1.Первичное
восприятие
рифмовки,
музыкально-
игрового
упражнения.
2.
Проговаривание
текста,
совместное
со
мной,
пение
(подпевание), выполнение движения по показу.
3.
Самостоятельное,
совместное
воспроизведение
рифмовки,
музыкально-игровых упражнений в нужном ритме.
Таким образом, логопедические распевки в
чистоговорках,
рифмовках,
стихах
способствуют:
развитию
и
укреплению
артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики, развитию
звукообразования,
формированию
правильного
звукопроизношения,
темпо-ритмической
и
интонационно-
выразительной стороны речи;
развитию двигательно-слуховой
координации, правильному дыханию, голосообразованию. А так же
нормализуют, активизируют слуховое восприятие, что явяляется
базой для формирования фонематического слуха, формируют
коммуникативные способности у детей с ОВЗ.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.
Буйко В.И., Сыропятова Г.А. СВИСТЯЩИЕ и ШИПЯЩИЕ, [Л] и [Р]. –
Екатеринбург: ООО «Издательский дом ЛИТУР», 2010. – 32 с.
2.
Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление
Нарушений письменной речи. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 112 с. –
(Мастерская учителя).
3.
Гурьева Н.А. Колосок. Игры занятия с детьми 4-7 лет. – СПб.: Паритет,
2006. – 80 с. – (Серия «Учимся по сказке».)
4.
Гурьева Н.А. Обучаем грамоте. – СПб.: Паритет, 2006. – 80 с. – (Серия
«Учимся по сказке»).
5.
Елецкая
О.В.,
Горбаческая
Н.Ю.
Развитие
и
уточнение
пространственно-временных
представлений
у
детей
младшего
и
среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. – М.: Школьная
пресса, 2003. – 80 с., ил. – («Воспитание и обучение детей с
нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 7). – (Серия
«Развитие и коррекция грамотности»).
6.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у
дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. /
Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
7.
Османова Г.А., Позднякова Л.А. Первые уроки грамоты в стихах и
картинках. – СПб.: КАРО, 2008. – 112 с.: ил. – (Серия «Подготовка
ребенка к школе»).
8.
Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.,
2009. – 365 с.
9.
Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог.
фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб.
10. Алмазова Е.С.Логопедическая работа по восстановлению голоса у
детей. Под общей ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Айрис-пресс, 2005.-195с.