Автор: Тушонкова Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2" пгт. Нижний Одес
Населённый пункт: республика Коми, Сосногорский район, пгт Нижний Одес
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий
Раздел: дошкольное образование
Задачи работы с детьми 5-6 лет по экономическому воспитанию
1.
Сформировать у детей представления о множестве потребностей жизненно важных для детей;
2.
Расширять представления детей о профессиях;
3.
Познакомить детей с экономическими категориями: труд, разделение труда, результат труда, продукт, потребители, потребность,
услуги;
4.
Развивать умение детей рассуждать, аргументировать свою точку зрения;
5.
Воспитание у детей таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, экономность, старание, прилежность.
Перспективное планирование по экономическому воспитанию детей 5-6 лет
Месяц
Образовательная область
Организация образовательной
деятельности
Взаимодействие с
семьями детей
Итоговое мероприятие
Тема «Потребности и возможности человека»
сентябрь
Речевое развитие (приобщение
к художественной литературе)
Познавательное развитие
(ознакомление с социальным
миром)
Чтение и обсуждение сказки А.С.
Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с
использованием проблемных ситуаций и
вопросов.
Цель: расширять представления о
возрастающих потребностях человека и
ограниченных возможностях их
удовлетворения; формировать
отрицательное отношение к трусости,
глупости, жадности.
Обсуждение пословиц и поговорок о
жадности и зависти.
Д/и «Хочу и надо».
Цель: познакомить детей с
многообразием потребностей и
ограниченными возможностями;
научить определять разницу между
«хочу» и «надо».
Анкета для родителей
«Экономическое
воспитание
дошкольников».
Консультация для
родителей «Экономическая
грамотность детей
дошкольного возраста».
октябрь
Речевое развитие (приобщение
к художественной литературе)
Чтение и обсуждение русской народной
сказки «Сивка-бурка» с использованием
проблемных ситуаций и вопросов.
Семинар-практикум для
родителей старших
дошкольников по теме
Познавательное развитие
(ознакомление с социальным
миром)
Цель: формировать представления о
взаимосвязи потребностей и
возможностей; объяснить, что
настойчивость, обязательность
помогают добиваться успеха в любом
деле.
Д/и «Что важнее?».
Цель: закреплять умение
ориентироваться в понятиях «предметы
роскоши» и «жизненно-необходимые
предметы»; учить дифференцировать
предметы по степени их значимости,
делая логические выводы.
Презентация на тему «Самое
необходимое»..
«Экономическое
воспитание детей
дошкольного возраста».
Ноябрь
Речевое развитие (приобщение
к художественной литературе)
Познавательное развитие
(ознакомление с социальным
миром)
Чтение и обсуждение русской народной
сказки «Как коза избушку построила» с
использованием проблемных ситуаций и
вопросов.
Цель: познакомить с потребностью в
безопасности и сохранении здоровья;
развивать умение добиваться
намеченной цели.
Д/и: «Заветные желания».
Цель: закрепить представления о
понятии «потребности человека»,
раскрыть значимость жизненно важных;
развивать воображение,
самостоятельность мышления, связную
речь; воспитывать упорство,
настойчивость в достижении
поставленной цели.
Консультация для
родителей «Сказка как
средство формирования
экономической
грамотности детей»
Декабрь
Речевое развитие (приобщение
к художественной литературе)
Чтение произведения В. Катаева
«Цветик – семицветик».
Цель: расширять представления о
потребностях и возможностях; развивать
способности к установлению
Совместное оформление
выставки рисунков на тему
«Потребности человека».
Игра «Собираясь в дальний
путь, взять с собою не
забудь».
Цель: закрепить
представления детей о
Социально-коммуникативное
развитие (социализация,
развитие общения,
нравственное воспитание)
взаимосвязи между этими категориями.
Моделирование произведения В.
Катаева «Цветик – семицветик».
Цель: учить детей по картинкам-схемам
составлять описательный рассказ,
помочь им понять значимость жизненно
важных потребностей; воспитывать
чувство благодарности к тем людям,
которые прилагают максимум усилий,
чтобы помочь другим.
Игра «Собираясь в дальний путь, взять с
собою не забудь».
Цель: закрепить представления детей о
первоочередных нуждах человека,
развивать воображение, умение
самостоятельно принимать решения;
формировать разумное поведение в
различных жизненных ситуациях.
первоочередных нуждах
человека, развивать
воображение, умение
самостоятельно принимать
решения; формировать
разумное поведение в
различных жизненных
ситуациях.
Тема «Производители и ресурсы»
январь
Речевое развитие (приобщение
к художественной литературе)
Познавательное развитие
(ознакомление с социальным
миром)
Чтение и обсуждение русской народной
сказки «Петушок и бобовое зернышко»
с использованием проблемных ситуаций
и вопросов.
Цель: формировать представление о
цепочке связей в трудовой деятельности;
показать взаимосвязь трудовых
процессов, значение ответственного
отношения работающих к качеству
продуктов труда; развивать умение
характеризовать сказочных героев,
высказывать свое отношение к ним.
Д/и «Кто – что производит?».
Цель: подчеркнуть, что для выполнения
различных работ необходимы
определенные знания и умения.
Экскурсия на пекарню.
Беседа родителей с детьми
о своей профессии, ее
необходимости и
результатах труда.
Февраль
Речевое развитие (приобщение
к художественной литературе)
Познавательное развитие
(ознакомление с социальным
миром)
Чтение и обсуждение русской народной
сказки «Как старик домовничал» с
использованием проблемных ситуаций и
вопросов.
Цель: подвести детей к пониманию
необходимости рационального
(целесообразного, экономного) ведения
домашнего хозяйства, распределения
обязанностей.
Д/и «Кто что делает?».
Цель: расширять знания детей о
профессиях и трудовых действиях;
воспитать интерес к новым профессиям,
уважение к труду взрослых.
Экскурсия в парикмахерскую.
Анкетирование «Участие
детей в домашних делах»
Консультация для
родителей «Дети и
домашние дела»
Март
Речевое развитие (приобщение
к художественной литературе)
Познавательное развитие
(ознакомление с социальным
миром)
Чтение и обсуждение сказки В.Ф.
Одоевского «Мороз Иванович» с
использованием проблемных ситуаций и
вопросов.
Цель: формировать понимание, что труд
– необходимое условие экономического
благополучия человека (семьи);
развивать умение высказывать
оценочные суждения о поступках героев
сказки.
Д/и «Кому что нужно?».
Цель: закрепить знания детей о
предметах труда, людей разных
профессий и орудий труда.
Отгадывание загадок о профессиях.
Экскурсия на пожарную часть.
Апрель
Речевое развитие (приобщение
к художественной литературе)
Чтение и обсуждение русской народной
сказки «Царевна лягушка» с
использованием проблемных ситуаций и
вопросов.
Цель: расширять знания о разнообразии
профессий, качестве продукции,
Познавательное развитие
(ознакомление с социальным
миром)
развивать воображение, смекалку,
сообразительность.
Д/и «Назови профессии».
Цель: научить ребенка устанавливать
зависимость между результатами
трудовой деятельности и профессией
человека; воспитывать интерес к людям
разных профессий.
Презентация «Кому, что нужно для
работы?»
Экскурсия в библиотеку.
Май
Речевое развитие (приобщение
к художественной литературе)
Познавательное развитие
(ознакомление с социальным
миром)
Чтение и обсуждение английской сказки
«Три поросенка» с использованием
проблемных ситуаций и вопросов.
Цель: формировать представление о
разнообразии свойств природных
ресурсов; прививать уважения и
хозяйский подход к использованию
природных ресурсов.
Д/и «Кто трудится, кто играет?».
Цель: закрепить представления детей о
различии трудовой и игровой
деятельности.
Экскурсия на почту.
Создание фотовыставки
«Профессии наших мам и
пап».
Создание фотовыставки
«Мы трудимся».
Создание тематического
альбома «Орудия труда».
Изготовление пособий для
творческих игр.
Создание панно «Ресурсы».
Квест – игра «Знатоки
профессий».
Задачи работы с детьми 6-7 лет по экономическому воспитанию
1.
Формирование представления детей о ресурсах, деньгах и их значении в жизни людей, семейном бюджете, бартере и рекламе;
2.
Формировать умение детей сделать свой выбор, при этом, определяя, правильно ли он сделал и какова его цена;
3.
Обогащать экономический словарь детей (выбор, семейный бюджет, обмен, реклама);
4.
Развивать любознательность детей.
Перспективное планирование по экономическому воспитанию детей 6-7 лет
месяц
Образовательная область
Организация образовательной
области
Взаимодействие с
семьями детей
Итоговое мероприятие
Тема «Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена»
Сентябрь
Речевое развитие (приобщение
к художественной литературе)
Познавательное развитие
(ознакомление с социальным
миром)
Чтение и обсуждение произведения В.
Катаева «Дудочка и кувшинчик» с
использованием проблемных ситуаций и
вопросов.
Цель: сформировать у детей разумное
отношение к ситуации выбора; дать
представление о цене выбора.
Чтение художественных произведений
по выбору.
Цель: познакомить детей с проблемой
выбора, учить детей делать выбор.
Д/и «Что дешевле»
Цель: сформировать умение
ориентироваться в цене товаров,
устанавливать ассортимент предметов
(товаров) по цене; развить
самостоятельность в выборе решения.
Д/и «Кому что подарим?»
Цель: развить умение правильно
подбирать подарок, обосновывая свой
выбор.
Анкетирование «Нужна ли
детям экономика?»
Консультация «Полезные
экономические навыки»
Октябрь
Речевое развитие (приобщение
к художественной литературе)
Чтение и обсуждение произведения В.
Катаева «Цветик - семицветик» с
Создание «Уголка
необдуманных поступков».
Выставка рисунков на тему
«Подарок другу».
Познавательное развитие
(ознакомление с социальным
миром)
использованием проблемных ситуаций и
вопросов.
Цель: помочь детям понять, почему
невозможно удовлетворить все
потребности, как приходится поступать,
от чего приходится отказываться, делая
свой выбор; формировать представления
о цене выбора; развивать у детей
доброту и милосердие.
Проведение подвижных игр по выбору.
Цель: познакомить детей с проблемой
выбора, учить детей делать выбор.
Решение стандартных проблемных
ситуаций.
Д/и «Что быстрее купят?»
Цель: развить умение устанавливать
зависимость между качеством товара,
его ценой (стоимостью) и спросом на
него.
Игра-викторина «Что? Где?
Почем?»
Тема «Деньги. Семейный бюджет»
Ноябрь
Речевое развитие (приобщение
к художественной литературе)
Просмотр презентации «История
происхождения денег».
Цель: познакомить детей с историей
денег.
Презентация "Дом, где живут деньги?"
Цель: дать представление о банке, его
назначении, познакомить с профессиями
банковских работников, валютами
разных стран, формирование
экономического мышления
воспитанников.
Игра «Копилка»
Цель: закрепить понятие о накоплении
денежных средств.
Чтение и обсуждение сказки Г.-Х.
Андерсена «Серебряная монетка» с
использованием проблемных ситуаций и
Консультация для
родителей «Семейный
бюджет и ребенок»
Познавательное развитие
(ознакомление с социальным
миром)
Художественно-эстетическое
развитие
вопросов.
Цель: формировать представление о
разнообразии денежных знаков в разных
странах; понимание ценности денежных
знаков в определенной стране.
Беседа «Какие бывают деньги?».
Цель: познакомить детей с
разнообразием денежных знаков в
разных странах, помочь детям понять
ценность денежных знаков.
Экскурсия в банк.
Цель: ознакомление детей с работой
банка, дать представление о
сотрудниках банка; познакомить с
новыми словами, которые встречаются в
современной жизни и объяснить их
значение; показать как с помощью
банковской карты и сберегательной
книжки можно пользоваться деньгами.
Игра «Назови монету»
Цель: расширить представления детей о
разнообразии названий денег в
художественных произведениях.
Игра «Монополия»
Цель: учить детей зарабатывать больше
всех денег, пока один из игроков не
станет банкротом.
Беседа-обсуждение пословиц и
поговорок.
Предметное рисование «Бумажные
деньги», «Пластиковая карта».
Задачи: формировать представления
детей о бумажных купюрах и
пластиковых картах, развивать
творческие способности детей.
Лепка «Изготовление монет».
Задача: формировать представления
детей о монетах, развивать творческое
воображение.
Декабрь
Речевое развитие (приобщение
к художественной литературе)
Познавательное развитие
(ознакомление с социальным
миром)
Чтение и обсуждение грузинской сказки
«Заработанный рубль» с
использованием проблемных ситуаций и
вопросов.
Цель: формировать представление о
значении труда как средстве
зарабатывания денег, положительное
отношение к тем, кто добросовестно
трудится.
Беседа «Семейный бюджет. Что это
такое?».
Цель: познакомить детей с понятием
«семейный бюджет»; формировать у
детей представление о необходимости
рациональной траты денег; развивать
умение детей соотносить свои запросы с
возможностями.
Игра-диалог «Доходы и расходы семьи».
Цель: предлагается детям определить,
является ли названное доходом, или же
расходом семьи, дети должны объяснить
свой выбор.
Д/и «Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о
составляющих семейного бюджета:
зарплата, стипендия, пенсия;
формировать основы экономической
культуры дошкольников; воспитывать
уважение к людям труда.
Беседа-обсуждение «Личный бюджет и
карманные деньги».
Цель: объяснить детям, что такое
личный бюджет и карманные деньги,
ребенок должен узнать разницу между
ведением личного и семейного
Консультация для детей
«Ребенок и карманные
деньги: 10 советов
родителям»
бюджетов.
Январь
Речевое развитие (приобщение
к художественной литературе)
Познавательное развитие
(ознакомление с социальным
миром)
Чтение и обсуждение китайской сказки
«Новогодний подарок» с
использованием проблемных ситуаций и
вопросов.
Цель: формировать представление детей
о том, что деньги, потраченные разумно,
могут стать источником дохода,
прибылью; воспитывать бережное
отношение к деньгам, уважительное
отношение к родителям.
Д/и «Какие бывают доходы?»
Цель: уточнить знания детей об
основных и дополнительных доходах;
усовершенствовать навыки
самостоятельного определения видов
доходов (основные и не основные).
Игра «Хорошо и плохо».
Цель: формировать представления у
детей о разновидностях доходов.
Рисование денег для игр.
Совместное изготовление
атрибутов для сюжетно-
ролевой игры «Банк и
банкомат».
Создание коллекции денег
«Музей денег».
Сюжетно-ролевая игра
«Банк и банкомат».
Тема «Натуральный обмен. Бартер»
Февраль
Речевое развитие (приобщение
к художественной литературе)
Познавательное развитие
(ознакомление с социальным
миром)
Чтение и обсуждение русской народной
сказки «Лисичка со скалочкой» с
использованием проблемных ситуации и
вопросов.
Цель: помочь понять суть натурального
обмена (бартера); формировать
отрицательное отношение к обману,
излишней доверчивости.
Игра «Да-нет».
Цель: учить детей логично мыслить,
ставить вопросы, делать правильные
умозаключения.
Игровая ситуация «Бартер».
Цель: расширять знания детей о бартере
как операции взаимообмена товарами,
деньгах как средстве обмена товарами
между людьми.
Март
Речевое развитие (приобщение
к художественной литературе)
Познавательное развитие
(ознакомление с социальным
миром)
Чтение и обсуждение русской народной
сказки «Мена» с использованием
проблемных ситуаций и вопросов.
Цель: уточнить знания об операции
взаимообмена товарами; развивать
умение рассуждать о выгодных и
невыгодных сделках; вызвать осуждение
глупости.
Решение примеров из жизни детей.
Д/и «Бартер».
Цель: учить детей самостоятельно
совершать обменные операции.
Игра «Путешествие товаров».
Цель: раскрыть детям необходимость
обмена продуктами труда между
людьми; показать, что человек
постоянно нуждается в каких-либо
товарах.
Решение проблемных ситуаций.
Решение проблемных задач.
Аукцион - кукольный театр
«Буратино».
Игра-занятие «Путешествие
товаров».
Тема «Реклама»
Апрель
Речевое развитие (приобщение
к художественной литературе)
Познавательное развитие
(ознакомление с социальным
миром)
Чтение и обсуждение сказки С.
Михалкова «Как старик корову
продавал» с использованием
проблемных ситуаций и вопросов.
Цель: раскрыть значение рекламы как
целенаправленного распространения
информации о товаре с целью его
продажи.
Беседа «Что такое реклама? Её виды».
Цель: познакомить детей с разными
видами рекламы (щитовая, движущая,
радио-теле-реклама, газетные
объявления); развивать у детей
способность критически оценивать
Консультация для
родителей «Реклама в
жизни детей»
рекламу.
Просмотр презентации «Виды рекламы»
Проблемная ситуация «Как можно
узнать о товаре?».
Цель: научить осуществлять процесс
рекламирования (создание рекламы).
Словесная игра «Придумаем рекламу».
Цель: учить детей составлять рекламу.
Май
Речевое развитие (приобщение
к художественной литературе)
Познавательное развитие
(ознакомление с социальным
миром)
Чтение и обсуждение сказки Ш. Перро
«Кот в сапогах» с использованием
проблемных ситуаций и вопросов.
Цель: сформировать представление о
профессии рекламного агента.
Беседа «Что можно рекламировать?».
Цель: сформировать представление о
рекламе-как продукте деятельности
человека, как средстве сообщения
информации о различных товарах.
Игра «Кто помогает создавать
рекламу?».
Цель: познакомить детей с понятием
«рекламоизготовители», с профессиями
людей, изготавливающими рекламу;
развивать интерес к профессиям
рекламной деятельности; обратить
внимание на личностные качества
людей, занимающихся изготовлением
рекламы; развивать творческие
способности детей.
Д/и «Угадай, какая это профессия»
Цель: уточнить знания детей о
профессиях, связанных с работой в
рекламном агентстве.
Игра «Найди нужную вывеску».
Каждая семья придумывает
рекламу любого товара.
Творческая игра
«Рекламное агенство».