Напоминание

Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий


Автор: Тушонкова Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2" пгт. Нижний Одес
Населённый пункт: республика Коми, Сосногорский район, пгт Нижний Одес
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий
Раздел: дошкольное образование





Назад




Задачи работы с детьми 5-6 лет по экономическому воспитанию

1.

Сформировать у детей представления о множестве потребностей жизненно важных для детей;

2.

Расширять представления детей о профессиях;

3.

Познакомить детей с экономическими категориями: труд, разделение труда, результат труда, продукт, потребители, потребность,

услуги;

4.

Развивать умение детей рассуждать, аргументировать свою точку зрения;

5.

Воспитание у детей таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, экономность, старание, прилежность.

Перспективное планирование по экономическому воспитанию детей 5-6 лет

Месяц

Образовательная область

Организация образовательной

деятельности

Взаимодействие с

семьями детей

Итоговое мероприятие

Тема «Потребности и возможности человека»

сентябрь

Речевое развитие (приобщение

к художественной литературе)

Познавательное развитие

(ознакомление с социальным

миром)

Чтение и обсуждение сказки А.С.

Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с

использованием проблемных ситуаций и

вопросов.

Цель: расширять представления о

возрастающих потребностях человека и

ограниченных возможностях их

удовлетворения; формировать

отрицательное отношение к трусости,

глупости, жадности.

Обсуждение пословиц и поговорок о

жадности и зависти.

Д/и «Хочу и надо».

Цель: познакомить детей с

многообразием потребностей и

ограниченными возможностями;

научить определять разницу между

«хочу» и «надо».

Анкета для родителей

«Экономическое

воспитание

дошкольников».

Консультация для

родителей «Экономическая

грамотность детей

дошкольного возраста».

октябрь

Речевое развитие (приобщение

к художественной литературе)

Чтение и обсуждение русской народной

сказки «Сивка-бурка» с использованием

проблемных ситуаций и вопросов.

Семинар-практикум для

родителей старших

дошкольников по теме

Познавательное развитие

(ознакомление с социальным

миром)

Цель: формировать представления о

взаимосвязи потребностей и

возможностей; объяснить, что

настойчивость, обязательность

помогают добиваться успеха в любом

деле.

Д/и «Что важнее?».

Цель: закреплять умение

ориентироваться в понятиях «предметы

роскоши» и «жизненно-необходимые

предметы»; учить дифференцировать

предметы по степени их значимости,

делая логические выводы.

Презентация на тему «Самое

необходимое»..

«Экономическое

воспитание детей

дошкольного возраста».

Ноябрь

Речевое развитие (приобщение

к художественной литературе)

Познавательное развитие

(ознакомление с социальным

миром)

Чтение и обсуждение русской народной

сказки «Как коза избушку построила» с

использованием проблемных ситуаций и

вопросов.

Цель: познакомить с потребностью в

безопасности и сохранении здоровья;

развивать умение добиваться

намеченной цели.

Д/и: «Заветные желания».

Цель: закрепить представления о

понятии «потребности человека»,

раскрыть значимость жизненно важных;

развивать воображение,

самостоятельность мышления, связную

речь; воспитывать упорство,

настойчивость в достижении

поставленной цели.

Консультация для

родителей «Сказка как

средство формирования

экономической

грамотности детей»

Декабрь

Речевое развитие (приобщение

к художественной литературе)

Чтение произведения В. Катаева

«Цветик – семицветик».

Цель: расширять представления о

потребностях и возможностях; развивать

способности к установлению

Совместное оформление

выставки рисунков на тему

«Потребности человека».

Игра «Собираясь в дальний

путь, взять с собою не

забудь».

Цель: закрепить

представления детей о

Социально-коммуникативное

развитие (социализация,

развитие общения,

нравственное воспитание)

взаимосвязи между этими категориями.

Моделирование произведения В.

Катаева «Цветик – семицветик».

Цель: учить детей по картинкам-схемам

составлять описательный рассказ,

помочь им понять значимость жизненно

важных потребностей; воспитывать

чувство благодарности к тем людям,

которые прилагают максимум усилий,

чтобы помочь другим.

Игра «Собираясь в дальний путь, взять с

собою не забудь».

Цель: закрепить представления детей о

первоочередных нуждах человека,

развивать воображение, умение

самостоятельно принимать решения;

формировать разумное поведение в

различных жизненных ситуациях.

первоочередных нуждах

человека, развивать

воображение, умение

самостоятельно принимать

решения; формировать

разумное поведение в

различных жизненных

ситуациях.

Тема «Производители и ресурсы»

январь

Речевое развитие (приобщение

к художественной литературе)

Познавательное развитие

(ознакомление с социальным

миром)

Чтение и обсуждение русской народной

сказки «Петушок и бобовое зернышко»

с использованием проблемных ситуаций

и вопросов.

Цель: формировать представление о

цепочке связей в трудовой деятельности;

показать взаимосвязь трудовых

процессов, значение ответственного

отношения работающих к качеству

продуктов труда; развивать умение

характеризовать сказочных героев,

высказывать свое отношение к ним.

Д/и «Кто – что производит?».

Цель: подчеркнуть, что для выполнения

различных работ необходимы

определенные знания и умения.

Экскурсия на пекарню.

Беседа родителей с детьми

о своей профессии, ее

необходимости и

результатах труда.

Февраль

Речевое развитие (приобщение

к художественной литературе)

Познавательное развитие

(ознакомление с социальным

миром)

Чтение и обсуждение русской народной

сказки «Как старик домовничал» с

использованием проблемных ситуаций и

вопросов.

Цель: подвести детей к пониманию

необходимости рационального

(целесообразного, экономного) ведения

домашнего хозяйства, распределения

обязанностей.

Д/и «Кто что делает?».

Цель: расширять знания детей о

профессиях и трудовых действиях;

воспитать интерес к новым профессиям,

уважение к труду взрослых.

Экскурсия в парикмахерскую.

Анкетирование «Участие

детей в домашних делах»

Консультация для

родителей «Дети и

домашние дела»

Март

Речевое развитие (приобщение

к художественной литературе)

Познавательное развитие

(ознакомление с социальным

миром)

Чтение и обсуждение сказки В.Ф.

Одоевского «Мороз Иванович» с

использованием проблемных ситуаций и

вопросов.

Цель: формировать понимание, что труд

– необходимое условие экономического

благополучия человека (семьи);

развивать умение высказывать

оценочные суждения о поступках героев

сказки.

Д/и «Кому что нужно?».

Цель: закрепить знания детей о

предметах труда, людей разных

профессий и орудий труда.

Отгадывание загадок о профессиях.

Экскурсия на пожарную часть.

Апрель

Речевое развитие (приобщение

к художественной литературе)

Чтение и обсуждение русской народной

сказки «Царевна лягушка» с

использованием проблемных ситуаций и

вопросов.

Цель: расширять знания о разнообразии

профессий, качестве продукции,

Познавательное развитие

(ознакомление с социальным

миром)

развивать воображение, смекалку,

сообразительность.

Д/и «Назови профессии».

Цель: научить ребенка устанавливать

зависимость между результатами

трудовой деятельности и профессией

человека; воспитывать интерес к людям

разных профессий.

Презентация «Кому, что нужно для

работы?»

Экскурсия в библиотеку.

Май

Речевое развитие (приобщение

к художественной литературе)

Познавательное развитие

(ознакомление с социальным

миром)

Чтение и обсуждение английской сказки

«Три поросенка» с использованием

проблемных ситуаций и вопросов.

Цель: формировать представление о

разнообразии свойств природных

ресурсов; прививать уважения и

хозяйский подход к использованию

природных ресурсов.

Д/и «Кто трудится, кто играет?».

Цель: закрепить представления детей о

различии трудовой и игровой

деятельности.

Экскурсия на почту.

Создание фотовыставки

«Профессии наших мам и

пап».

Создание фотовыставки

«Мы трудимся».

Создание тематического

альбома «Орудия труда».

Изготовление пособий для

творческих игр.

Создание панно «Ресурсы».

Квест – игра «Знатоки

профессий».

Задачи работы с детьми 6-7 лет по экономическому воспитанию

1.

Формирование представления детей о ресурсах, деньгах и их значении в жизни людей, семейном бюджете, бартере и рекламе;

2.

Формировать умение детей сделать свой выбор, при этом, определяя, правильно ли он сделал и какова его цена;

3.

Обогащать экономический словарь детей (выбор, семейный бюджет, обмен, реклама);

4.

Развивать любознательность детей.

Перспективное планирование по экономическому воспитанию детей 6-7 лет

месяц

Образовательная область

Организация образовательной

области

Взаимодействие с

семьями детей

Итоговое мероприятие

Тема «Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена»

Сентябрь

Речевое развитие (приобщение

к художественной литературе)

Познавательное развитие

(ознакомление с социальным

миром)

Чтение и обсуждение произведения В.

Катаева «Дудочка и кувшинчик» с

использованием проблемных ситуаций и

вопросов.

Цель: сформировать у детей разумное

отношение к ситуации выбора; дать

представление о цене выбора.

Чтение художественных произведений

по выбору.

Цель: познакомить детей с проблемой

выбора, учить детей делать выбор.

Д/и «Что дешевле»

Цель: сформировать умение

ориентироваться в цене товаров,

устанавливать ассортимент предметов

(товаров) по цене; развить

самостоятельность в выборе решения.

Д/и «Кому что подарим?»

Цель: развить умение правильно

подбирать подарок, обосновывая свой

выбор.

Анкетирование «Нужна ли

детям экономика?»

Консультация «Полезные

экономические навыки»

Октябрь

Речевое развитие (приобщение

к художественной литературе)

Чтение и обсуждение произведения В.

Катаева «Цветик - семицветик» с

Создание «Уголка

необдуманных поступков».

Выставка рисунков на тему

«Подарок другу».

Познавательное развитие

(ознакомление с социальным

миром)

использованием проблемных ситуаций и

вопросов.

Цель: помочь детям понять, почему

невозможно удовлетворить все

потребности, как приходится поступать,

от чего приходится отказываться, делая

свой выбор; формировать представления

о цене выбора; развивать у детей

доброту и милосердие.

Проведение подвижных игр по выбору.

Цель: познакомить детей с проблемой

выбора, учить детей делать выбор.

Решение стандартных проблемных

ситуаций.

Д/и «Что быстрее купят?»

Цель: развить умение устанавливать

зависимость между качеством товара,

его ценой (стоимостью) и спросом на

него.

Игра-викторина «Что? Где?

Почем?»

Тема «Деньги. Семейный бюджет»

Ноябрь

Речевое развитие (приобщение

к художественной литературе)

Просмотр презентации «История

происхождения денег».

Цель: познакомить детей с историей

денег.

Презентация "Дом, где живут деньги?"

Цель: дать представление о банке, его

назначении, познакомить с профессиями

банковских работников, валютами

разных стран, формирование

экономического мышления

воспитанников.

Игра «Копилка»

Цель: закрепить понятие о накоплении

денежных средств.

Чтение и обсуждение сказки Г.-Х.

Андерсена «Серебряная монетка» с

использованием проблемных ситуаций и

Консультация для

родителей «Семейный

бюджет и ребенок»

Познавательное развитие

(ознакомление с социальным

миром)

Художественно-эстетическое

развитие

вопросов.

Цель: формировать представление о

разнообразии денежных знаков в разных

странах; понимание ценности денежных

знаков в определенной стране.

Беседа «Какие бывают деньги?».

Цель: познакомить детей с

разнообразием денежных знаков в

разных странах, помочь детям понять

ценность денежных знаков.

Экскурсия в банк.

Цель: ознакомление детей с работой

банка, дать представление о

сотрудниках банка; познакомить с

новыми словами, которые встречаются в

современной жизни и объяснить их

значение; показать как с помощью

банковской карты и сберегательной

книжки можно пользоваться деньгами.

Игра «Назови монету»

Цель: расширить представления детей о

разнообразии названий денег в

художественных произведениях.

Игра «Монополия»

Цель: учить детей зарабатывать больше

всех денег, пока один из игроков не

станет банкротом.

Беседа-обсуждение пословиц и

поговорок.

Предметное рисование «Бумажные

деньги», «Пластиковая карта».

Задачи: формировать представления

детей о бумажных купюрах и

пластиковых картах, развивать

творческие способности детей.

Лепка «Изготовление монет».

Задача: формировать представления

детей о монетах, развивать творческое

воображение.

Декабрь

Речевое развитие (приобщение

к художественной литературе)

Познавательное развитие

(ознакомление с социальным

миром)

Чтение и обсуждение грузинской сказки

«Заработанный рубль» с

использованием проблемных ситуаций и

вопросов.

Цель: формировать представление о

значении труда как средстве

зарабатывания денег, положительное

отношение к тем, кто добросовестно

трудится.

Беседа «Семейный бюджет. Что это

такое?».

Цель: познакомить детей с понятием

«семейный бюджет»; формировать у

детей представление о необходимости

рациональной траты денег; развивать

умение детей соотносить свои запросы с

возможностями.

Игра-диалог «Доходы и расходы семьи».

Цель: предлагается детям определить,

является ли названное доходом, или же

расходом семьи, дети должны объяснить

свой выбор.

Д/и «Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о

составляющих семейного бюджета:

зарплата, стипендия, пенсия;

формировать основы экономической

культуры дошкольников; воспитывать

уважение к людям труда.

Беседа-обсуждение «Личный бюджет и

карманные деньги».

Цель: объяснить детям, что такое

личный бюджет и карманные деньги,

ребенок должен узнать разницу между

ведением личного и семейного

Консультация для детей

«Ребенок и карманные

деньги: 10 советов

родителям»

бюджетов.

Январь

Речевое развитие (приобщение

к художественной литературе)

Познавательное развитие

(ознакомление с социальным

миром)

Чтение и обсуждение китайской сказки

«Новогодний подарок» с

использованием проблемных ситуаций и

вопросов.

Цель: формировать представление детей

о том, что деньги, потраченные разумно,

могут стать источником дохода,

прибылью; воспитывать бережное

отношение к деньгам, уважительное

отношение к родителям.

Д/и «Какие бывают доходы?»

Цель: уточнить знания детей об

основных и дополнительных доходах;

усовершенствовать навыки

самостоятельного определения видов

доходов (основные и не основные).

Игра «Хорошо и плохо».

Цель: формировать представления у

детей о разновидностях доходов.

Рисование денег для игр.

Совместное изготовление

атрибутов для сюжетно-

ролевой игры «Банк и

банкомат».

Создание коллекции денег

«Музей денег».

Сюжетно-ролевая игра

«Банк и банкомат».

Тема «Натуральный обмен. Бартер»

Февраль

Речевое развитие (приобщение

к художественной литературе)

Познавательное развитие

(ознакомление с социальным

миром)

Чтение и обсуждение русской народной

сказки «Лисичка со скалочкой» с

использованием проблемных ситуации и

вопросов.

Цель: помочь понять суть натурального

обмена (бартера); формировать

отрицательное отношение к обману,

излишней доверчивости.

Игра «Да-нет».

Цель: учить детей логично мыслить,

ставить вопросы, делать правильные

умозаключения.

Игровая ситуация «Бартер».

Цель: расширять знания детей о бартере

как операции взаимообмена товарами,

деньгах как средстве обмена товарами

между людьми.

Март

Речевое развитие (приобщение

к художественной литературе)

Познавательное развитие

(ознакомление с социальным

миром)

Чтение и обсуждение русской народной

сказки «Мена» с использованием

проблемных ситуаций и вопросов.

Цель: уточнить знания об операции

взаимообмена товарами; развивать

умение рассуждать о выгодных и

невыгодных сделках; вызвать осуждение

глупости.

Решение примеров из жизни детей.

Д/и «Бартер».

Цель: учить детей самостоятельно

совершать обменные операции.

Игра «Путешествие товаров».

Цель: раскрыть детям необходимость

обмена продуктами труда между

людьми; показать, что человек

постоянно нуждается в каких-либо

товарах.

Решение проблемных ситуаций.

Решение проблемных задач.

Аукцион - кукольный театр

«Буратино».

Игра-занятие «Путешествие

товаров».

Тема «Реклама»

Апрель

Речевое развитие (приобщение

к художественной литературе)

Познавательное развитие

(ознакомление с социальным

миром)

Чтение и обсуждение сказки С.

Михалкова «Как старик корову

продавал» с использованием

проблемных ситуаций и вопросов.

Цель: раскрыть значение рекламы как

целенаправленного распространения

информации о товаре с целью его

продажи.

Беседа «Что такое реклама? Её виды».

Цель: познакомить детей с разными

видами рекламы (щитовая, движущая,

радио-теле-реклама, газетные

объявления); развивать у детей

способность критически оценивать

Консультация для

родителей «Реклама в

жизни детей»

рекламу.

Просмотр презентации «Виды рекламы»

Проблемная ситуация «Как можно

узнать о товаре?».

Цель: научить осуществлять процесс

рекламирования (создание рекламы).

Словесная игра «Придумаем рекламу».

Цель: учить детей составлять рекламу.

Май

Речевое развитие (приобщение

к художественной литературе)

Познавательное развитие

(ознакомление с социальным

миром)

Чтение и обсуждение сказки Ш. Перро

«Кот в сапогах» с использованием

проблемных ситуаций и вопросов.

Цель: сформировать представление о

профессии рекламного агента.

Беседа «Что можно рекламировать?».

Цель: сформировать представление о

рекламе-как продукте деятельности

человека, как средстве сообщения

информации о различных товарах.

Игра «Кто помогает создавать

рекламу?».

Цель: познакомить детей с понятием

«рекламоизготовители», с профессиями

людей, изготавливающими рекламу;

развивать интерес к профессиям

рекламной деятельности; обратить

внимание на личностные качества

людей, занимающихся изготовлением

рекламы; развивать творческие

способности детей.

Д/и «Угадай, какая это профессия»

Цель: уточнить знания детей о

профессиях, связанных с работой в

рекламном агентстве.

Игра «Найди нужную вывеску».

Каждая семья придумывает

рекламу любого товара.

Творческая игра

«Рекламное агенство».



В раздел образования