Напоминание

Обучение детей с ЗПР в начальной школе


Автор: Шипачева Татьяна Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №28
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: Обучение детей с ЗПР в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Обучение детей с ЗПР в начальной школе

За последние 20 лет число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями

стандартной школьной программы, возросло в 2,5 раза, достигнув более 30 %. По данным

медицинской статистики, ухудшение состояния здоровья учащихся за 11 лет обучения в школе

становится одной из причин их адаптации к возросшим школьным нагрузкам. У ослабленного

ребенка такой напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению

соматического и психоневрологического здоровья .

Причиной изучения, коррекции задержки психического развития у детей послужило появление

новой массовой категории аномальных детей, не подлежащих направлению во вспомогательную

школу, и составляющих значительную часть неуспевающих учеников общеобразовательной

системы обучения. С одной стороны, необходимо было установить причины неуспеваемости в

массовых школах и найти способы борьбы с нею. С другой стороны, возникала потребность

дальнейшей дифференциации умственной отсталости и других клинических нарушений

познавательной деятельности. Это стало возможным с введением комплексной медико–

психологической системы диагностики ЗПР , которая установила, что показатели её

распространенности ЗПР ограничиваются 3-5% среди детского населения.

Дети с ЗПР дошкольного возраста посещают дошкольные образовательные учреждения

комбинированного пребывания для детей с отклонениями в развитии, где решаются

диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные и

оздоровительные задачи.

После окончания специального дошкольного учреждения или группы ребенок, в зависимости от

диагностических показателей, переводится в специальную школу соответствующего типа, класс

для детей с ЗПР в общеобразовательной школе или в обычный класс общеобразовательной

школы. Этот перевод осуществляется на основании направления в специальное школьное

учреждение или группу по решению постоянно действующей психолого–медико–педагогической

комиссии (ПМПК). Как же определить ребенка с задержкой психического развития?

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является

психолого–педагогическим и характеризует особый тип аномалии, отставания психического

развития ребенка.

ЗПР имеет различное происхождение:

- дефекты конституции ребенка, вследствие чего по-своему физическому и психическому

развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту (« гармонический инфантилизм» -

незрелость эмоционально – волевой сферы, несамостоятельность и некритичность к своему

поведению, недостаточно выраженный интерес к однообразным заданиям, требующим

удержания сосредоточенного внимания продолжительное время (рисование, счет, чтение,

письмо) и т.д.);

- результат неблагоприятных условий социальной микросреды, которые длительно воздействуют,

травмируя психику ребёнка

В клинической и психолого-педагогической литературе представлено несколько классификаций

ЗПР.

1. Выдающийся детский психиатр Г.Е.Сухарева, изучая детей, страдающих стойкой школьной

неуспеваемостью, основывала свою классификацию ЗПР на причинах её возникновения: 1)

интеллектуальная недостаточность в связи с неблагоприятными условиями воспитания или

патологией поведения; 2) интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях,

обусловленных соматическими заболеваниями; 3) интеллектуальные нарушения при различных

формах инфантилизма; 4) вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением

слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма; 5) функционально-динамические

интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдалённом периоде инфекций и

травм ЦНС [4, с. 54].

2. Исследования М.С.Певзнер и Т.А.Власовой позволили выделить в классификации две основные

формы ЗПР: 1) задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим

инфантилизмом, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы; 2)

задержку психического развития, обусловленную длительными астеническими и

церебрастеническими состояниями. [2,с 87].

3. В.В.Ковалёв в своей классификации выделяет четыре основных формы ЗПР: 1)

дизонтогенетическая форма ЗНР, при которой недостаточность обусловлена механизмами

задержанного или искажённого психического развития ребёнка; 2) энцефалопатическая форма

ЗПР, в основе которой лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах

онтогенеза; 3) ЗПР в связи с недоразвитием анализаторов (слепота, глухота, недоразвитие речи и

пр.); 4) ЗПР, вызванные дефектами воспитания и информационным дефицитом с раннего детства

(педагогической запущенностью) [3,с. 354-388].

4. Наиболее информативной для психологов и педагогов является классификация

К.С.Лебединской [1,с 5-21]. На основе комплексного клинико-психолого-педагогического изучения

неуспевающих младших школьников автор разработала клиническую систематику задержки

психического развития, включающую четыре основных варианта ЗПР: 1) задержку психического

развития конституционального происхождения; 2) задержку психического развития

соматогенного происхождения; 3) задержку психического развития психогенного происхождения;

4) задержку психического развития церебрально-органического генеза. В нашей работе мы будем

опираться на данную классификацию.

Представленные авторские классификации ЗПР в основном отличаются друг от друга

особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии

развития: структурой инфантилизма и особенностями психических функций.

В многочисленных исследованиях, касающихся детей с ЗПР, выделяют характерные признаки

задержки психического развития:

- незрелость эмоционально-волевой сферы;

- нарушение внимания и концентрации;

- повышенная психическая утомляемость;

- трудности с ориентацией в пространстве;

- нарушена координация движений;

- трудности в самообслуживании;

- ребенку трудно соотнести инструкцию взрослого с определенным действием;

- высокий уровень тревоги, низкая самооценка.

Задержка психического развития – одна из наиболее распространенных форм психических

нарушений. Термин «задержка» подчеркивает временный характер нарушения, то есть уровень

психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.

Особенности обучения детей с ЗПР в значительной степени обусловлены тем, насколько ученики

усваивают навыки учебной деятельности на подготовительном этапе. Практика показывает, что

целесообразнее начинать предупреждение возможных сложностей в обучении и школьной

адаптации детей ещё в условиях дошкольных учреждений. В них коррекционная работа

представлена диагностико - консультативным, лечебно-оздоровительным и коррекционно-

развивающим направлениями. Специалисты-дефектологи или логопеды ведут коррекционно-

развивающую работу с детьми-дошкольниками и их семьями.

Трудности, возникающие в обучении детей с ЗПР в начальной школе, напрямую связаны с

характерными признаками задержки психического развития ребёнка.

Уровень психического развития не соответствует возрасту.

Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту.

Уровень работоспособности снижен.

Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределяемость.

Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объёма.

Память отличается малым объёмом, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной

памяти.

Уровень развития речи снижен.

Физические и моторные особенности (выражаются в более низком весе и росте по сравнению со

сверстниками, затруднении в координации движений, недостатки мелкой моторики).

Высшая форма игровой деятельности не сформирована.

Вследствие того, что дети с ЗПР не достигли уровня развития, необходимого для перехода к

учебной деятельности, они не усваивают знания, предусмотренные программой массовой школы.

Поскольку ученикам свойственен низкий уровень самоконтроля, они не умеют планировать и

осуществлять целенаправленные усилия, ведущие к достижению поставленной цели, что

проявляется в невыполнении школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала.

Я являюсь учителем коррекционного 3 «Б» класса МБОУ «Школы № 54» г. Нижнего Новгорода.

Многие из выделенных выше недостатков свойственны моим ученикам. Приведём несколько

примеров. Александра А. При поступлении в школу у девочки была слабо развита моторика

кистей и пальцев рук. Это отклонения от линии письма, ошибки и неточности в написании букв, их

размера, плохой почерк. Также ее речь отличалась отсутствием логики, бессвязностью, ясности,

выразительности. Беден словарный запас и недостаточно развит фонематический слух. Руслан И.

Рассеянный, забывчивый ученик с очень неустойчивой успеваемостью. Усталость возникает у

мальчика уже на первом уроке. Он с трудом понимает объяснения учителя, жалуется на головные

боли. Утомление у мальчика выражается в сниженной работоспособности, замедленном темпе

деятельности. Руслан плаксив, небрежен в работе, отвлекается на любой внешний раздражитель.

Он всегда готовит дома уроки, но в классе при ответе теряется, молчит, как будто совсем не учил

урока.

Безусловно, все эти особенности вызывают большие затруднения в обучении таких детей. Однако,

главная гуманистическая цель коррекционной педагогики в том и заключается, чтобы помочь

особенным детям достичь максимально возможного для них уровня развития. Большой опыт

обучения таких детей позволяет мне сделать вывод о том, что своевременное обучение детей в

специальном коррекционном классе способствует преодолению многих недостатков и помогает

им усвоить программу обучения начальной школы и достичь потенциального уровня развития.



В раздел образования