Автор: Шипачева Татьяна Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №28
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: Обучение детей с ЗПР в начальной школе
Раздел: начальное образование
Обучение детей с ЗПР в начальной школе
За последние 20 лет число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями
стандартной школьной программы, возросло в 2,5 раза, достигнув более 30 %. По данным
медицинской статистики, ухудшение состояния здоровья учащихся за 11 лет обучения в школе
становится одной из причин их адаптации к возросшим школьным нагрузкам. У ослабленного
ребенка такой напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению
соматического и психоневрологического здоровья .
Причиной изучения, коррекции задержки психического развития у детей послужило появление
новой массовой категории аномальных детей, не подлежащих направлению во вспомогательную
школу, и составляющих значительную часть неуспевающих учеников общеобразовательной
системы обучения. С одной стороны, необходимо было установить причины неуспеваемости в
массовых школах и найти способы борьбы с нею. С другой стороны, возникала потребность
дальнейшей дифференциации умственной отсталости и других клинических нарушений
познавательной деятельности. Это стало возможным с введением комплексной медико–
психологической системы диагностики ЗПР , которая установила, что показатели её
распространенности ЗПР ограничиваются 3-5% среди детского населения.
Дети с ЗПР дошкольного возраста посещают дошкольные образовательные учреждения
комбинированного пребывания для детей с отклонениями в развитии, где решаются
диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные и
оздоровительные задачи.
После окончания специального дошкольного учреждения или группы ребенок, в зависимости от
диагностических показателей, переводится в специальную школу соответствующего типа, класс
для детей с ЗПР в общеобразовательной школе или в обычный класс общеобразовательной
школы. Этот перевод осуществляется на основании направления в специальное школьное
учреждение или группу по решению постоянно действующей психолого–медико–педагогической
комиссии (ПМПК). Как же определить ребенка с задержкой психического развития?
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является
психолого–педагогическим и характеризует особый тип аномалии, отставания психического
развития ребенка.
ЗПР имеет различное происхождение:
- дефекты конституции ребенка, вследствие чего по-своему физическому и психическому
развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту (« гармонический инфантилизм» -
незрелость эмоционально – волевой сферы, несамостоятельность и некритичность к своему
поведению, недостаточно выраженный интерес к однообразным заданиям, требующим
удержания сосредоточенного внимания продолжительное время (рисование, счет, чтение,
письмо) и т.д.);
- результат неблагоприятных условий социальной микросреды, которые длительно воздействуют,
травмируя психику ребёнка
В клинической и психолого-педагогической литературе представлено несколько классификаций
ЗПР.
1. Выдающийся детский психиатр Г.Е.Сухарева, изучая детей, страдающих стойкой школьной
неуспеваемостью, основывала свою классификацию ЗПР на причинах её возникновения: 1)
интеллектуальная недостаточность в связи с неблагоприятными условиями воспитания или
патологией поведения; 2) интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях,
обусловленных соматическими заболеваниями; 3) интеллектуальные нарушения при различных
формах инфантилизма; 4) вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением
слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма; 5) функционально-динамические
интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдалённом периоде инфекций и
травм ЦНС [4, с. 54].
2. Исследования М.С.Певзнер и Т.А.Власовой позволили выделить в классификации две основные
формы ЗПР: 1) задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим
инфантилизмом, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы; 2)
задержку психического развития, обусловленную длительными астеническими и
церебрастеническими состояниями. [2,с 87].
3. В.В.Ковалёв в своей классификации выделяет четыре основных формы ЗПР: 1)
дизонтогенетическая форма ЗНР, при которой недостаточность обусловлена механизмами
задержанного или искажённого психического развития ребёнка; 2) энцефалопатическая форма
ЗПР, в основе которой лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах
онтогенеза; 3) ЗПР в связи с недоразвитием анализаторов (слепота, глухота, недоразвитие речи и
пр.); 4) ЗПР, вызванные дефектами воспитания и информационным дефицитом с раннего детства
(педагогической запущенностью) [3,с. 354-388].
4. Наиболее информативной для психологов и педагогов является классификация
К.С.Лебединской [1,с 5-21]. На основе комплексного клинико-психолого-педагогического изучения
неуспевающих младших школьников автор разработала клиническую систематику задержки
психического развития, включающую четыре основных варианта ЗПР: 1) задержку психического
развития конституционального происхождения; 2) задержку психического развития
соматогенного происхождения; 3) задержку психического развития психогенного происхождения;
4) задержку психического развития церебрально-органического генеза. В нашей работе мы будем
опираться на данную классификацию.
Представленные авторские классификации ЗПР в основном отличаются друг от друга
особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии
развития: структурой инфантилизма и особенностями психических функций.
В многочисленных исследованиях, касающихся детей с ЗПР, выделяют характерные признаки
задержки психического развития:
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- нарушение внимания и концентрации;
- повышенная психическая утомляемость;
- трудности с ориентацией в пространстве;
- нарушена координация движений;
- трудности в самообслуживании;
- ребенку трудно соотнести инструкцию взрослого с определенным действием;
- высокий уровень тревоги, низкая самооценка.
Задержка психического развития – одна из наиболее распространенных форм психических
нарушений. Термин «задержка» подчеркивает временный характер нарушения, то есть уровень
психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.
Особенности обучения детей с ЗПР в значительной степени обусловлены тем, насколько ученики
усваивают навыки учебной деятельности на подготовительном этапе. Практика показывает, что
целесообразнее начинать предупреждение возможных сложностей в обучении и школьной
адаптации детей ещё в условиях дошкольных учреждений. В них коррекционная работа
представлена диагностико - консультативным, лечебно-оздоровительным и коррекционно-
развивающим направлениями. Специалисты-дефектологи или логопеды ведут коррекционно-
развивающую работу с детьми-дошкольниками и их семьями.
Трудности, возникающие в обучении детей с ЗПР в начальной школе, напрямую связаны с
характерными признаками задержки психического развития ребёнка.
Уровень психического развития не соответствует возрасту.
Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту.
Уровень работоспособности снижен.
Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределяемость.
Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объёма.
Память отличается малым объёмом, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной
памяти.
Уровень развития речи снижен.
Физические и моторные особенности (выражаются в более низком весе и росте по сравнению со
сверстниками, затруднении в координации движений, недостатки мелкой моторики).
Высшая форма игровой деятельности не сформирована.
Вследствие того, что дети с ЗПР не достигли уровня развития, необходимого для перехода к
учебной деятельности, они не усваивают знания, предусмотренные программой массовой школы.
Поскольку ученикам свойственен низкий уровень самоконтроля, они не умеют планировать и
осуществлять целенаправленные усилия, ведущие к достижению поставленной цели, что
проявляется в невыполнении школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала.
Я являюсь учителем коррекционного 3 «Б» класса МБОУ «Школы № 54» г. Нижнего Новгорода.
Многие из выделенных выше недостатков свойственны моим ученикам. Приведём несколько
примеров. Александра А. При поступлении в школу у девочки была слабо развита моторика
кистей и пальцев рук. Это отклонения от линии письма, ошибки и неточности в написании букв, их
размера, плохой почерк. Также ее речь отличалась отсутствием логики, бессвязностью, ясности,
выразительности. Беден словарный запас и недостаточно развит фонематический слух. Руслан И.
Рассеянный, забывчивый ученик с очень неустойчивой успеваемостью. Усталость возникает у
мальчика уже на первом уроке. Он с трудом понимает объяснения учителя, жалуется на головные
боли. Утомление у мальчика выражается в сниженной работоспособности, замедленном темпе
деятельности. Руслан плаксив, небрежен в работе, отвлекается на любой внешний раздражитель.
Он всегда готовит дома уроки, но в классе при ответе теряется, молчит, как будто совсем не учил
урока.
Безусловно, все эти особенности вызывают большие затруднения в обучении таких детей. Однако,
главная гуманистическая цель коррекционной педагогики в том и заключается, чтобы помочь
особенным детям достичь максимально возможного для них уровня развития. Большой опыт
обучения таких детей позволяет мне сделать вывод о том, что своевременное обучение детей в
специальном коррекционном классе способствует преодолению многих недостатков и помогает
им усвоить программу обучения начальной школы и достичь потенциального уровня развития.