Автор: Нелюбина Алина Васильевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Гурьевск, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект НОД по конструированию для детей старшей специализированной группы с ЗПР
Тема: "Суда"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД (конструирование) для детей старшей специализированной
группы с ЗПР «Суда»
Образоватеьная область: художественно-эстетическое развитие (конструирование)
Вид занятия: занятие творческое, сюжетное, по представлению, на тему
предложенную воспитателем
Тема: «Суда»
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1.Формировать представления о различных судах, их функциональных назначениях
2.Упражнять в плоскостном моделировании. Закреплять умение создавать сначала
плоскостную модель будущего сооружения, а затем объёмную;
3.Упражнять в индивидуальном конструировании;
4.Закреплять с детьми пространственные понятия «перед», «сзади», «под», «на»;
5.Развивать способность к самостоятельному анализу моделей, построек;
6.Развивать конструкторские навыки, художественный вкус.
Коррекционно - развивающие:
1.Развивать внимание, память, зрительное восприятие, мелкую моторику, мышление,
связную речь.
Воспитательные:
1.Воспитывать самостоятельность и активность
Методы и приемы руководства:
1.Наблюдение натурального объекта
2.Показ и анализ образца
3.Объяснение последовательности и способов выполнения постройки, пояснения,
вопросы
4.Анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции
Материал и оборудование:
1.Бутылка с письмом
2.Настольный строительный материал
3.Фотографии, иллюстрации с изображением различных судов (старинные и
современные, различного назначения)
4.Конверты с геометрическими фигурами для плоскостного конструирования на
каждого ребенка
5.Схема «Портрет инопланетянина»
Предварительная работа:
1.Наблюдения за различным водным транспортом
2.Д/упр.: «Найди одинаковые конструкции» (из 8 - 10 похожих предметов 2 - 3
одинаковых), «Нарисуй схему» (соединить линиями точки, чтобы получилось
схематическое изображение), чтение художественных произведений - рассказов М.
Большова из книги «У самого синего моря», С. Сахарнова «Самый лучший пароход»,
плоскостное моделирование.
Ход занятия:
1.Организационно-мотивационная часть
Игра « Ласковое слово».
Воспитатель: Дети, встаньте в круг. Поприветствуйте друг друга ласково (дети
называют друг друга ласковыми именами). Улыбнитесь друг другу.
Воспитатель: Вчера я гуляла по берегу Авачинской бухты и нашла бутылку, которую
выбросило волной. В бутылке что-то есть. Вам интересно узнать, что там?
*Воспитатель достает письмо.
Воспитатель: А хотите узнать, от кого это письмо? Садитесь за столы.
Воспитатель: Но сначала надо потренировать наши глазки.
Гимнастика для глаз «Глазки видят всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Деятельностная часть.
1. Д/и «Портрет инопланетянина»
Воспитатель: Соедините линиями точки, чтобы
получилось схематическое изображение.
В. Как вы думаете кто это?
* Воспитатель достает письмо, читает:
«Друзья! Наш инопланетный корабль потерял управление, и мы сделали
вынужденную посадку на маленький пиратский остров в океане. Пока мы
обследовали остров, пираты разломали наш летательный аппарат и утопили его.
Помогите нам, пожалуйста, покинуть этот остров! Друзья по разуму».
Воспитатель: Чем мы можем помочь инопланетянам? На чём они могли бы покинуть
остров?
* Дети делают предположения.
Воспитатель: Остров очень маленький, что на него не может приземлиться самолёт, в
вертолете не хватит топлива, чтобы долететь до большой земли. А вот на чём они
могут добраться куда захотят, вы узнаете сами, когда соберёте картинку.
2. Д/и «Волшебная картинка». Воспитатель: В конверте какая-то волшебная картинка.
Давайте её соберём. Возьмите любую часть, посмотрите и начинайте собирать целую
картинку на столе.
Воспитатель: Что
получилось? (Судно,
пароход, теплоход,
лайнер).
3. Д/и «Выбери картинку».
Воспитатеь: Ребята, подойдите к столу и выберите картинки судов, а затем картинки
повесьте на доску.
* Дети выбирают из предложенных картинок,
фотографий разные суда. Выставляют на доску.
Воспитатель: Назовите суда, которые изображены на
картинках.
Воспитатель: Что общего у судов (есть нос, корма, палуба, каюты, капитанский
мостик, трубы)?
Воспитатель: Чем отличаются? (У судов разного назначения разное основание -
днище. Форма овальная, а ширина судов разная. Быстроходные корабли - военные,
спортивные лодки имеют узкое, длинное основание, нос у них острый. Суда большой
грузоподъёмности (баржи) имеют широкое основание и тупой нос. Пассажирское
судно средней длины и ширины, имеет несколько палуб.)
На каком судне можно перевезти инопланетян? (на пассажирском).
Физкультминутка «Морские приключения»
Исходное положение: стоя около своих мест.
Волны. Согнуть руки в локтях, переплести пальцы, соединяя руки. Сделать несколько
волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой
локоть.
Ходят волны на просторе.
Вы узнали? Это море. Чайки. Помахать руками, словно крыльями.
Чайка над волной взмывает,
Чайка чайку догоняет.
Пароход. Сложить ладошки вместе, слегка округлив их, соединённые большие
пальцы поднять вверх - это труба парохода.
Посмотрите - пароход
По волнам плывёт вперёд.
Бинокль. Сложить пальцы так, чтобы получились «окуляры» бинокля, и поднести
«бинокль» к глазам. Большие пальцы находятся снизу, кончики других пальцев
прижаты к ним.
Я в бинокль свой посмотрю,
Что увижу, расскажу…
Дельфин. Вытянуть руки вперёд, соединить ладошки вместе, лёгкие наклоны
туловища вперёд-назад.
А рядом вижу чьи-то спины:
Плывут в волнах ко мне…дельфины!
Подзорная труба. Ещё раз сложить пальцы так, чтобы получились «окуляры».
Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним. Теперь
один кулачок приставить к другому так, чтобы получилась труба. Посмотреть в
«подзорную трубу». Второй глаз закрыть.
Встал на мостик капитан,
Смотрит здесь, смотрит там.
То в бинокль, то в трубу -
Влево, вправо, за корму.
Воспитатель: После долгого плавания пароходы и корабли
возвращаются в порт.
Самостоятельная работа детей.
4.Д/и «Построй судно» - индивидуальная работа (за
столами).
Воспитатель: Ребята, сейчас из геометрических фигур
выложите пассажирское судно. Это будет модель вашего
судна. Затем по своей модели постройте судно из строительного материала. Будьте
внимательны: сравнивайте свою модель со своей постройкой. (напомнить: квадрат -
кубик, прямоугольник - кирпичик, тд..)
* Дети строят суда из строительного материала по своим плоскостным моделям.
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, советует, одобряет, активизирует
словарь детей.
Физкультминутка «Отдых»
Что там чудится в тумане? (Вытягиваем руки вперед)
Волны плещут в океане. (Руками изображаем волны)
Это мачты кораблей. (Вытягиваем руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей. (Машем руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем. (Ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке (Наклоны)
И сжимаем в кулаке (Сжимаем кулачки)
Чтоб побольше их собрать, -
Надо чаще приседать. (Приседания)
Вверх потянемся, пройдемся. (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте)
И на место вновь вернемся. (Садимся)
Рефлексивно-оценочная часть.
Воспитатель: Сколько разных судов вы собрали для инопланетян! Как назвать эти
суда одним словом? (Водный транспорт).
Какое у тебя судно?
С чего ты начал строить судно? (с основания - положил шесть кирпичиков так, чтобы
получился прямоугольник).
Что находится впереди судна? (Впереди судна находится нос).
Что находится сзади судна? (Сзади судна находится корма).
Из каких деталей ты сделал нос? Корму? (Положил две маленькие призмы так, чтобы
получилась большая призма).
Какие детали использовал при строительстве палубы?
Из чего сделал трубы? из цилиндров).
Твоё судно построено точно по модели?
Воспитатель: Теперь вы можете поиграть со своими пассажирскими судами
(устанавливают флаги, фигурки моряков, человечков). После того, как вы поиграете,
мы отправим их в дальнее плавание, и они спасут инопланетян.