Напоминание

«Использование бумажных материалов при формировании навыков конструктивной деятельности в практике работы воспитателя средней группы ДОУ»


Автор: Куявых Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: «Использование бумажных материалов при формировании навыков конструктивной деятельности в практике работы воспитателя средней группы ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование навыков конструкторской деятельности с использованием

бумажных материалов в практике работы воспитателя средней группы ДОУ

Куявых Марина Николаевна , воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №125» , г. Новокузнецк

Что такое конструирование? Название конструктивной деятельности происходит от

латинского слова

constructio

- построение. Под детским конструированием понимается

деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева,

специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки

(игрушки, постройки). (Рисунок 1)

Рисунок 1 «Детское конструирование в ДОУ»

Конструирование из бумаги — увлекательное занятие для дошкольников самого разного

возраста. Такая деятельность имеет большое значение в формировании эстетического

вкуса, творческой фантазии, конструктивного мышления детей.

На занятиях в средней группе ДОУ воспитанники в ходе работы с ножницами, клеем и

разного рода материалами создают оригинальные, яркие поделки. Подобная деятельность

тесно связана с познанием окружающего мира, развитием мелкой моторики, речи и

логики, воспитывает в детях терпение, усидчивость, стремление добиваться поставленной

1

цели, организованность и аккуратность, а также чувство взаимопомощи и умение видеть

прекрасное вокруг себя.

Конструирование из бумаги входит в обязательную программу обучения в дошкольных

учреждениях, занятия проводятся один раз в месяц, чередуя плоскостное и объёмное

конструирование для наиболее полного и всестороннего развития детей и формирования у

них устойчивых навыков .

Конструирование из бумаги в детском саду представлено в следующих разновидностях:

плоскостные поделки, когда бумажная заготовка приклеивается к основе, а её

отдельные части могут выступать над поверхностью,

и объёмные изделия, к которым относятся работы в технике оригами и

конструирование из полосок. ( Приложение 1)

Цель занятий по конструированию из бумаги в средней группе:

побуждать детей к конструкторской деятельности с использованием бумажных

материалов.

Задачи конструирования из бумаги:

расширить представления детей о бумаге как удобном и красивом материале для

поделок (она легко поддаётся склеиванию, изменению формы, её можно сминать и

скручивать, резать ножницами);

дать понятие об отличии ватмана и картона от бумаги (они более плотные, их

трудно деформировать, но изделия из них прочнее, дольше сохраняют свой вид);

учить создавать поделки из бумаги, используя её красочность, эстетичный вид;

обучить воспитанников новому способу конструирования — из бумажных

квадратов

путём

складывания

по

диагонали

и

вдвое

с

совмещением

противоположных сторон;

придавать поделке готовый вид наклеиванием мелких дополнений (колёс, окошек,

декоративных элементов).

Занятия (НОД) проводятся в средней группе 2 раза в месяц, причём некоторые

специалисты

рекомендуют

одно

занятие

посвящать

техническому,

а

второе

-

художественному конструированию, чередуя работу с бумагой, природным и подручным

материалом.

Приблизительная длительность занятия — 20 минут, и состоит оно из таких этапов:

1.

Организационная часть. Пояснение темы, задач деятельности. Целесообразно

бывает провести психогимнастику для создания положительного эмоционального

фона (1–2 мин.).

2.

Основная часть.

2

1.

Мотивация конструктивной деятельности (3–4 мин.).

2.

Показ и объяснения воспитателя (2–3 мин.).

3.

Пальчиковая гимнастика или физкультминутка (1–2 мин.).

4.

Самостоятельное выполнение работы детьми (6–8 мин.).

3.

Итоговая часть.

Рассматривание. обсуждение работ, подведение итогов (1–2

мин.).

Основными приёмами обучения конструированию в средней группе ДОУ являются :

(Таблица 1)

Таблица 1 «Основные приёмы обучения конструированию в средней группе ДОУ»

Прием обучения

Действия педагога

Демонстрация

и анализ образца

Педагог показывает детям готовое изделие

(мостик, корзинку, ведёрко), обсуждает вместе с

ними,

из

каких

частей

состоит

предмет

или

сооружение, что необходимо для его изготовления,

анализирует форму, материал, будущее применение

поделки или постройки

Показ воспитателем процесса

изготовления игрушки,

постройки

Ребята должны видеть последовательность

действий, которые необходимо выполнить, чтобы

получить желаемый результат.

Демонстрация отдельных,

наиболее сложных операций в

сочетании со словесными

пояснениями

Во втором полугодии детальный показ можно

заменить поскольку у детей уже накопился опыт

создания

изделий,

на

котором

базируется

их

деятельность.

Постановка задачи

и определение условий

без показа

Этот приём вводится, если изучаемая тема

построена на знакомом детям материале и изделие

изготавливается по аналогии с уже известным,

например, после конструирования стаканчика из

бумаги изготавливают ведёрко по той же схеме.

Поэтапный анализ

выполнения работы детьми

После выполнения каждой операции следует

проверить, правильно ли она сделана, соответствует

ли образцу, и в случае необходимости исправить

ошибки, которые могут существенно повлиять на вид

и форму готового изделия. К примеру, если ребёнок

3

не сумел точно совместить стороны квадрата при

сгибании, воспитателю следует оценить, насколько

деформирована будет готовая поделка, и помочь

маленькому

конструктору

исправить

недочёт.

Следует также учить детей анализировать поделку,

сравнивать с образцом, устранять несоответствие

самостоятельно или обращаться за помощью к

педагогу.

Используя эти приёмы, воспитатель обучает детей, проводя их по таким этапам

конструирования:

По образцу или его изображению. Образец может быть цельным или состоящим

из отдельных деталей, частей.

По условиям. Вводится тогда, когда дети хорошо овладели работой по образцу.

По замыслу ( наиболее сложный, но и самый интересный этап, дающий простор

творчеству и фантазии. Его вводят после успешного освоения детьми двух

первых).

Как и занятия по изобразительному творчеству, работа по конструированию в детском

саду обязательно должна начинаться с мотивирующего момента. У ребёнка непременно

должен быть стимул к продуктивной деятельности, он должен знать для себя, зачем он

делает ту или иную поделку. От того, как воспитатель заинтересует детей предстоящей

деятельностью, зависит и ход, и результат занятия. Наиболее удачными вариантами

мотивирующего этапа являются:

Разыгрывание мини-спектакль

Появление сказочного героя

Загадывание загадок, чтение стихотворений, потешек.

Сюрпризный момент

Проблемная ситуация

Дидактическая игра несложного содержания

Рассматривание иллюстраций, картин (краткая беседа по их содержанию)

Использование картотеки тем, а также наличие заранее подготовленных схем и заготовок

значительно облегчит работу воспитателя, сделает возможным рассмотрение разных тем и

их комбинаций. Технологические карты должны быть подготовлены по определённой

схеме и включать в себя следующие пункты и разделы:

1.

Тема конструирования.

2.

Цель образовательной деятельности.

4

3.

Задачи образовательной деятельности.

4.

Предварительная работа.

5.

Организация развивающей среды.

6.

Материалы и оборудование.

7.

Описание этапов проведения с указанием продолжительности каждого из них.

В средней группе ребята совершенствуют приобретенные начальные навыки работы с

бумагой. Кроме того, в этом возрасте они уже начинают работать с ножницами, учатся

скруглять углы, получая округлые формы, делать надрезы по краю бумаги. Воспитатель

учит детей сгибать прямоугольный и квадратный лист бумаги пополам, совмещая при

этом углы. ( Таблица 2)

Таблица 2 « Картотека тем НОД в средней группе детского сада»

Месяц

Тема занятия

Образовательные задачи

Сентябр

ь

«Вагоны»

(по образцу)

Освоить способ — складывание квадрата пополам,

добиваясь совпадения сторон и углов, развивать

глазомер.

Октябрь

«Зайчик»

(по образцу)

Учить замыкать полоску бумаги в кольцо, склеивать

края, создавать изделие из двух колец разного размера.

Ноябрь

«Фонарики»

(по показу)

Учить складывать 3 круга пополам, склеивать их между

собой, действовать по показу воспитателя слаженно,

чётко соединяя половинки кругов (объёмная).

Декабрь

«Ёлочка»

(по образцу)

Упражнять в обрывании бумаги по контуру, скатывании

бумажных шариков (ёлочные игрушки , составлении

изображения из частей на плоскости.

Январь

«Будка для

собаки»

Продолжать учить детей складывать лист пополам,

аккуратно работать с клеем.

Февраль

«Открытка для

папы»

Закреплять умения складывать прямоугольный лист

пополам.

Март

«Цветок»

(по образцу)

Учить самостоятельно выполнять готовую работу по

образцу, воспитывать аккуратность и доводить начатое

дело до конца (оригами).

Апрель

«Корзиночка»

(по образцу)

Закреплять умение складывать квадрат пополам, делать

надрезы, соединять и склеивать их (объёмная).

Май

«Вертушка»

Учим делать игрушки для игры с ветром, самостоятельно

нарезать полоски, приклеивать к основанию палочки,

соединять в центре.

5

Чтобы

бумажная

композиция

была

более

яркой

и

реалистичной,

на

занятии

конструированием

приветствуется

сочетание

различных

видов

изобразительной

деятельности (рисование, лепка, аппликация). Это особенно актуально при создании таких

поделок, как цветок, бабочка, сказочная птица, рыбка, так как даёт возможность передать

все многообразие их окраски, используя богатую цветовую палитру.

Конструирование из бумаги сродни работе с так называемым бросовым материалом

бумажного происхождения: (Приложение 2)

втулки, которые остаются от туалетной бумаги,

одноразовые тарелки и стаканчики из спрессованной бумаги,

остатки упаковочной тары (гофрокартона),

пакеты из-под напитков.

пустые спичечные коробки

Фантазия увлечённого педагога может превратить втулки в забавных кроликов- останется

только оклеить их цветной бумагой и прикрепить носик, уши, глаза и лапки. Такая

поделка, кстати, будет приносить пользу - можно использовать в качестве подставки под

карандаши или фломастеры.

Для конструирования в средней группе можно использовать и пустые спичечные коробки

которые пригодятся для создания кукольной мебели, или для подарка любимой бабушке,

которая будет хранить в нём мелочи для рукоделия. Пустая коробка из-под сока легко

может превратиться в многоэтажный дом

Что касается деталей для украшения и отделки бумажных поделок, то в средней группе их

заранее заготавливает воспитатель. Но дошкольники этого возраста вполне могут

разрезать бумагу на полоски согласно пунктирным линиям, которые намечает педагог.

Воспитатель всегда должен помнить про индивидуальный подход к обучению каждого

ребёнка. При выполнении задания по конструированию воспитанник потеряет интерес к

творческому процессу, если задание окажется для него простым. Поэтому при разработке

каждого занятия воспитатель должен подготовить дополнительные задания для тех

воспитанников, которые лучше усвоили навыки простого конструирования.

Например: на занятии по созданию стаканчика с ручкой предложить украсить готовую

работу бумажной аппликацией. Для работ по конструированию на плоскости удачно

задание дорисовать детали на основе в качестве фонового изображения. Изначально

давать задания разного уровня сложности некорректно, разделение коллектива может

выглядеть как выделение успевающих и отстающих.

6

В такой ситуации воспитанники, получившие простое задание, могут испытывать чувство

тревоги или даже агрессии по отношению к тем, кому задание дали сложное, но с более

интересным или красивым результатом.

В раннем возрасте анализ поделок, сконструированных из бумаги, не проводится: в

конце занятия воспитатель хвалит всех без исключения воспитанников, чтобы поддержать

в них интерес к продуктивной деятельности и уверенность в своих возможностях. Однако

уже в средней группе педагог должен обсуждать с детьми результаты их работы.

Отметим, что этот процесс не должен сводиться к однозначным оценкам вроде «нравится»

– «не нравится»: воспитатель, например, просит поднять руки тех ребят, которые считают,

что хорошо поработали на занятии. Затем поднимают руки те, у кого не получилось

полностью воплотить задуманное. После этого педагог выделяет самые аккуратные и

выразительные поделки, одновременно подсказывая, как можно было сделать лучше

остальные. Ошибки, допущенные в процессе работы, не должны оставаться без внимания:

нужно найти их причину, и хорошо, если до этого додумаются сами дети. В старшем

дошкольном звене в конце занятия дети вспоминают приемы, которыми они пользовались

при создании поделки (например, складывание бумаги, надрезание, склеивание деталей

между собой), отмечают, насколько удачно они их применили, что было самым сложным

в процессе работы. При оценке коллективной композиции педагог учитывает не только

качество поделки, но и то, насколько ребята соблюдали правила совместной работы,

проявляли ли в ходе нее уважение к товарищам. Отмечаются дошкольники, которые

проявляли наибольшую инициативу.

Занятия по конструированию в детском саду являются одним из универсальных

способов развития и обучения ребёнка новым навыкам в игровой форме. Необходимо

помнить, что работа с детьми помимо соблюдения стандартов образования всегда требует

непосредственного человеческого внимания воспитателя. Чувственный опыт, который

добывается непосредственно в практической, преобразующей деятельности более ценен.

Мотивация личного интереса, создание игрушек, поделок для себя, родных и близких

и мотивация общения со взрослым, достаточно значима и привлекательна для детей, так

как они хотят быть рядом со взрослым и охотно помогать им во всём.

7

ЛИТЕРАТУРА

1.

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги М: Просвещение, 1996. -

2.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение

3.

Давидчук А.Н.Развитие у дошкольников конструктивного творчества - М., 1976. - 287 с.

4.

Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию

детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2008, № 4. С. 25-26.

5.

Дьяченко

О.М.

«Творчество

детей

в

работе

с

различными

материалами».М.:

Педобщество России. 1998. - 399 с.

6.

Куцакова Л.В. « Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду». М.

«Просвещение».2000. - 208 с.

7.

Куцакова Л.В. «Оригами». М. «Владос».1994. - 129 с.

8.

Куцакова Л.В. «Проект работы по конструированию из строительного материала и

конструкторов с детьми 4-5 лет на учебный год». Методическое пособие для

воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО.1998. - 346 с.

9.

Поддьяков Н.Н.Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и

конспекты занятий М: ТЦ Сфера, 2009. - 407 с.

10. Тарловская

Н.Ф.

,

Л.А.

Топоркова

«Обучение

детей

дошкольного

возраста

конструированию и ручному труду». М. «Просвещение». «Владос». 1994. - 215 с.

8

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Оригами — это складывание из бумаги фигурок без клея и ножниц.

Эта техника развивает мелкую моторику, конструктивное мышление, фантазию. При

создании поделки каждое действие имеет свой порядковый номер и строго следует одно

за другим. Воспитателю после демонстрации следует предложить дошкольникам

распечатку схемы выполнения поделки.

9

Бумага в данном случае — единственный рабочий инструмент

Работы в технике оригами на занятии должны быть просты настолько, чтобы их

смогли выполнить за отведённое время все дети. Более сложные конструкции

следует вынести на занятия кружка с детьми. которым этот вид конструирования

особенно полюбился и легко удаётся. Главное на занятии — создать ситуацию

успеха для всех при разумной доле помощи со стороны педагога.

В технике оригами используется, как правило, однотонная бумага ярких

цветов. Цвет материала зависит от того, какой объект предстоит изображать: так,

лису и белку складывают из оранжевой бумаги, снежинку или зайца — из

голубой, лягушку — из зелёной.

10

Что касается качества сырья, то лучше использовать глянцевую или матовую

промасленную бумагу — после сгибания на ней не будут образовываться

трещины. Материал должен быть чистым, не мятым, иногда уместно использовать

и газетную, журнальную бумагу, однако она не должна разрываться при сгибании.

Если ребятам предстоит мастерить для игр или инсценировок, то понадобится уже

более плотная бумага: обёрточная или обои.

Игрушки для игр с водой (лодочка, пароходик, катер) хорошо складывать из

пергамента, вощёной бумаги или фольги, чтобы поделки не деформировались при

игре.

Примечание : Бумажные поделки не должны быть слишком большого размера.

Например, если дети занимаются конструированием на плоскости, то педагог

предлагает им в качестве основы листы бумаги формата А5. Размер готового

изделия в таком случае будет около 8–10 на 10–15 сантиметров в зависимости

от способа складывания поделки.

Если речь идёт о работах в технике оригами, например, самолётике или

кораблике, то используются листы бумаги формата А4.

Работы из полосок должны быть не очень крупными — не больше ладони

взрослого человека. Длина полосок — от 15 до 25 см, ширина в пределах 1–2 см.

Крупные поделки для детского дизайна группы (цветы, снежинки)

изготавливаются из полос в зависимости от ожидаемого размера готового

изделия. В этом случае следует использовать гибкий картон, а для лучшего

склеивания места, на которые будет наноситься клей, заранее слегка

взъерошить ножницами .

Разновидность объёмных бумажных поделок

конструирование из полосок.

Здесь также для работы детям понадобятся ножницы и клей. Таким способом

можно смастерить самых различных животных, а также другие объекты

(снеговик, фонарик, домик, колодец и пр.) Для формирования частей тела зверька

воспитатель заранее подготавливает полоски разной длины и ширины. Из

бумажных полосок можно создать много чудесных поделок

Планируя конструирование из полосок, педагог должен иметь в виду: для

11

подобных поделок нельзя использовать тонкую бумагу, которая легко

мнётся. Слишком плотный картон тоже неуместен, поскольку полоски будут

плохо склеиваться. Оптимальный вариант — бумага, которая держит форму и при

этом без проблем склеивается. Например, плотная цветная бумага для ксерокса.

Чтобы поделки из полосок были более качественными, воспитатель может

оказывать детям помощь — дополнительно фиксировать места склейки

степлером, но так, чтобы это не было очень заметно.

Конструирование с бросовым материалом бумажного происхождения

12

13

14

Приложение 2

Дети очень позитивно реагируют, когда игрушка, которую они сделали своими руками,

выполняют реальные функции: кораблик плывёт по воде, самолётик летит, вертушка

вращается на ветру. А также можно сделать замечательные подарки к празднику родным

или друзьям!

Таблица: картотека тем кружка «Волшебное оригами»

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Месяц

Тема

Содержание

Сентябр

ь

1.Знакомство с

оригами.

2.Изготовление

квадрата. 3.Дом.

4.Блин.

5.Гриб.

6.Рыба.

7.Птица.

8.Лягушка.

Познакомить детей с новым видом искусства

«оригами». Познакомить с условными знаками и

основными приёмами складывания бумаги. Учить

детей складывать прямоугольный лист бумаги по

диагонали, отрезать лишнюю часть, получая

квадрат. Используя базовую форму «книжечка»,

изготовить дом. Используя базовую форму

«треугольник», изготовить дом.

Октябрь

Базовая форма

«треугольник».

1.Стаканчик.

2.Лиса.

3.Щенок.

4. Котёнок.

5–6.Черепашка.

7–8.Муха.

Учить складывать квадратный лист бумаги по

диагонали, находить острый угол, делать складку

«молния». Перегибать треугольник пополам,

опускать острые углы вниз.

Ноябрь

1–2.Базовая форма

«воздушный змей».

3–4.Композиция

«Два весёлых гуся».

5.Репка.

6. Морковь.

7–8. Подготовка и

инсценировка сказки

из изготовленных

игрушек.

Используя новую базовую форму, учить детей

изготавливать детали моделей гусей, соединять их в

определённой последовательности, используя

аппликацию, создавать коллективную композицию.

Учить детей, используя различные приёмы оригами,

создавать композицию «Осенний урожай».

Развивать у детей фантазию, умение обыгрывать

свои поделки.

Декабрь

1–2.Базовая форма

«конфетка».

3–4.Новогодняя

Учить детей складывать квадратный лист бумаги

новым способом, следуя словесным указаниям

воспитателя. Соединять детали в единое целое

15

открытка.

5–6.Снеговик.

(еловая шишка), мастерить Новогоднюю открытку.

Учить детей сворачивать бумагу разными

способами, делать мягкие складки, соединять детали

между собой, использовать в одной работе бумагу

разного вида (мягкую гофрированную).

Январь

1–2.Базовая форма

«дверь».

3–4.Снежинка.

5–6. Ёлочная звезда

7–8. Ёлочка на

снегу.

Познакомить детей с новой базовой формой «дверь».

Учить находить углы на листе бумаги, перегибать

верхние углы, подклеивать готовые детали друг к

другу в серединке. Познакомить детей с новой

базовой формой и моделями, при изготовлении

которых она используется. Учить складывать бумагу

новым способом, закреплять умение находить и

называть углы. Закреплять умения самостоятельно

складывать базовую форму «треугольник», готовить

заготовки на определённую тему, соединять детали в

единое целое, создавать композицию зимнего леса.

Февраль

1–2.Праздничные

салфетки.

3–4.Самолёт для

папы.

5–6.Модели на

основе квадрата.

7–8. Сердечко.

Валентинка на

подставке. Выставка

детских работ.

Учить детей работать с бумагой разного качества,

складывать её по словесному указанию воспитателя.

Плотно защипывать салфетку, сжимая все слои и

расправлять в виде хвоста лебедя.

Март

1–2. Цветы для мамы

«Тюльпаны».

3–4.Салфетка «Веер»

для праздничного

стола.

5–6. Роза из

салфетки.

Учить детей складывать бумагу разными способами,

из знакомой базовой формы складывать лепестки

цветка, соединять детали, накладывая одну на

треугольник другой, совмещая вершины углов и

стороны деталей. Плотно защипывать салфетку,

сжимая слои и расправлять в виде лепестка роз.

Апрель

1–2.Кораблик.

3–4.Пароход.

5–6.Золотая рыбка.

7–8. Парусник.

Учить детей делать заготовки, используя разные

базовые формы.

Май

Подведение итогов.

Оформление альбома детских работ за период

обучения. Развитие навыков общения и умения

согласовывать свои интересы с интересами других

детей.

16



В раздел образования