Автор: Демина Юлия Александровна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №54 города Кирова
Населённый пункт: Киров Кировская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Физическое развитие детей с нарушением зрения"
Раздел: среднее образование
«Физическое развитие детей с нарушением зрения»
Содержание
1.
Актуальность
2.
Основные зрительные функции и их нарушения.
3.
Особенности физического развития детей с нарушением зрения
4.
Физическая культура и близорукость
Актуальность исследования.
В настоящее время не только для нашей
страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количе-
ства детей, имеющих различные отклонения в развитии. Нарушения зрения
занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым
годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть
детей,
у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных
факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
Значительные изменения условий образования детей школьного возраста,
наблюдающиеся в последние годы, сказываются на состоянии здоровья,
функциональных, психических и физических возможностях учащихся.
Школьники
значительное
время
проводят
за
письменным
столом,
компьютером, не соблюдая гигиенических требований по профилактике
возникновения зрительных нарушений. У современных детей совершенно не
остаётся времени на развлечения, занятия спортом; наблюдается тенденция к
снижению
двигательной
активности
и
росту
численности
детей
с
различными отклонениями в состоянии здоровья. По данным Министерства
Здравоохранения РФ (Г. Г. Онищенко, 2005), 75% школьников страдают
гиподинамией. В школах «нового вида» (гимназии, лицеи, частные и пр.
школы) здоровых учащихся всего 2,3%, в массовых - 10,1%. Регистрируется
2
значительное число отклонений со стороны зрительной, нервной и других
систем организма школьников.
Особую тревогу вызывает рост числа детей с нарушениями зрения не
только в специальных коррекционных, но и в общеобразовательных школах.
Близорукость возникает и развивается у школьников чаще после трех лет
обучения. А после 5-6 класса процент детей, нуждающихся в очках,
существенно увеличивается.
Основные зрительные функции и их нарушения
Нарушение зрения оказывает заметное влияние на психологическое развитие
ребенка. Так, у слабовидящих детей замедлены процессы запоминания,
затруднены мыслительные операции, ограничены движения. Эта категория
детей
отличается
особенностями
поведения:
они
агрессивны
и
раздражительны, замкнуты. Такие особенности объясняются неудачами и
трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками. Слабовидящие дети
нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания (А. В.
Пилипенко, 2008)
Наличие широкой распространенности зрительных нарушений среди
детского контингента обусловливает необходимость повышения уровня
компетентности
педагогов
общеобразовательных
учреждений
общего
назначения по вопросам развития и охраны зрения. Прежде всего, педагогу
необходимо иметь представление о функционировании зрительной системы
в условиях нормального и нарушенного зрения.
Слабовидящие дети по состоянию зрительных функций разнообразны.
Это обусловлено, прежде всего, клиническими формами и степенью их
глазной патологии. Слабовидящими считают людей, имеющих остроту
зрения от 0,2 до 0,6 (с оптической коррекцией стеклами на лучше видящем
глазу).
Так,
нарушение
функции остроты зрения
снижает
разрешающую
способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет
3
и замедляет узнавание предметов и изображений.
Нарушение функции
остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы
оптической системы глаза (рефракции)
и проявляться в виде миопии
(близорукости),
гиперметропии
(дальнозоркости),
астигматизма
(преломляющая оптическая система глаза отличается в различных мери-
дианах).
Анализ
статистических данных свидетельствует
о том,
что
приблизительно 80% детей за
период школьного обучения снизили
показатели функции остроты зрения и приобрели так называемую школьную
близорукость
(2007).
Близорукость,
относясь
к
рефракционным
нарушениям, то есть нарушениям, связанным с неправильным положением
заднего фокуса по отношению к сетчатке (для близорукости характерно
положение заднего главного фокуса перед сетчаткой),
проявляется в
снижении остроты зрения разной степени. Характерными проявлениями
близорукости является понижение зрения вдаль при наличии относительно
хорошего (в соответствии в возрастной нормой) зрения в близь, улучшение
зрения при прищуривании и при соответствующей коррекции, ухудшение
зрения в сумерках. Различные по степени нарушения остроты зрения могут
обусловливать возникновение близорукости разной степени: слабой (до 3,0
дптр), средней (3,0—6,0 дптр), сильной (6 и более дптр). Скорость снижения
остроты зрения обусловливает наличие различных видов близорукости:
стабильной (до 0,5 дптр в год), медленно прогрессирующей (0,5—1,0 дптр в
год), быстропрогрессирующей (более 1,0 дптр в год). Кроме того, ложная
близорукость, также характеризующаяся снижением остроты зрения, но
вызванная
спазмом
аккомодации,
обусловленным
зрительным
перенапряжением, психоэмоциональными сдвигами или наличием общих
заболеваний, при неблагоприятных условиях может перейти в истинную.
Нарушение остроты зрения может быть вызвано также функциональными
расстройствами зрительного аппарата.
Нарушение зрения,
связанное с
ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической
причины, называется амблиопией. В настоящее время снижение остроты
4
зрения
в
виде
амблиопии является
достаточно распространенным и
встречается у 3,8% от общего числа новорожденных.
Нарушения
функции цветоразличения
обусловливают
возникновение
трудностей восприятия, невозможность различения одного из трех цветов
(красного, зеленого, синего) или приводит к смешению зеленого и красного
цветов.
Наличие
нарушений
функции
поля
зрения
затрудняет
целостность,
одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению
трудностей в пространственной ориентировке.
Нарушение бинокулярного характера зрения,
приводящее к снижению
способности
видеть
двумя
глазами
одновременно
и
воспринимать
рассматриваемый предмет как единое целое, искажает пространственное,
стереоскопическое восприятие окружающего мира
(
Л. А. Дружинина, 2006)
Нарушение
глазодвигательных
функций,
характеризующееся
отклонением одного из глаз от общей точки фиксации,
приводит к
возникновению косоглазия.
Наиболее
часто
у
детей
встречается
содружественное косоглазие,
которое характеризуется постоянным или
периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации
и нарушением функции бинокулярного зрения (одновременного зрения
двумя глазами, при котором рассматриваемый предмет воспринимается как
единое целое).
Часто косоглазие может являться причиной снижения
работоспособности
косящего
глаза,
вследствие
чего
глаз
перестает
участвовать
в
акте
зрительного
восприятия
и характер
зрения
из
бинокулярного превращается в монокулярный (восприятие осуществляется
одним
глазом)
или
альтернирующий
(восприятие
осуществляется
попеременно тo одним, то другим глазом). Наличие косоглазия, в свою
очередь,
обусловливает
ограничения
в
восприятии
внешнего
мира,
снижение скорости, правильности оценки пространственных отношений.
При наличии нарушений глазодвигательных функций в виде нистагма,
характеризующегося наличием непроизвольных колебательных движений
5
глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место
нечеткость восприятия (Т. И. Нагаева, 2010)
Под влиянием различных причин (врожденные нарушения,
болезни,
травмы и т. д.) могут иметь место нарушения как одной, так и нескольких
зрительных функций. Нарушения функций зрения, вызванные различными
причинами, в специальной литературе называются нарушениями зрения. В
свою очередь, нарушения зрения условно делятся на глубокие и неглубокие.
К глубоким
относятся нарушения зрения,
связанные со значительным
снижением таких важнейших функций как острота зрения и (или) поле
зрения,
имеющие
ярко выраженную органическую детерминацию.
В
зависимости от глубины и степени нарушений данных зрительных функций
может иметь место слепота или слабовидение. К зрительным нарушениям,
относящимся
к
так
называемым неглубоким,
относятся
нарушения
глазодвигательных
функций
(косоглазие,
нистагм);
нарушения
цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения
(нарушения бинокулярного зрения), нарушения остроты зрения, связанные с
расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия,
астигматизм, амблиопия).
Особенности физического развития детей с нарушением зрения
Наличие у детей с нарушением зрения двигательных отклонений и
нарушений вызывает необходимость проведения коррекционной работы по
исправлению недостатков физической подготовленности и ориентировки в
пространстве (Л. Ф. Касаткин, 1981).
И. И. Шмельков (1981) считал, что оздоровительно-лечебную работу со
слепыми следует проводить после изучения состояния различных сторон
двигательной функции (точности, координации, быстроты и т. д.) в условиях
компенсаторной
перестройки.
В
зависимости
от
характера
дефекта
отставание одних двигательных действий может полностью преодолеваться,
6
а других - частично корригироваться или компенсироваться. Поэтому важно
определить компенсаторные возможности и пути развития двигательной
функции на основе вскрытия объективных возрастных закономерностей
физического развития и двигательной сферы детей.
Известно, что тот или иной тип с аномалиями физического развития
зависит от степени нарушения определенных функций, играющих важную
роль в обеспечении нормального физического развития. В зависимости от
локализации недуга нарушенными могут быть как основные свойства
нервных процессов, так и отдельные функции организма, которые влекут за
собой значительное отставание физического развития от нормы. Поэтому
воспитание движений у инвалидов по зрению нельзя рассматривать в отрыве
от физического развития и развития двигательной функции (Л. С. Сековец,
2002).
Слепота вносит дискоординацию, нарушает свободу движений. В
связи с этим у незрячих мускулы конечностей и туловища становятся
слабыми. В этом ученые согласны. Слепые быстро устают даже после
непродолжительной ходьбы. Многим детям, инвалидам по зрению, присуще
астеническое
состояние,
характеризующееся
значительным
снижением
желания играть, повышенной утомляемостью и нервным истощением (Д. М.
Маллаев, 2002).
Слабое развитие мышц туловища, отсутствие достаточно крепкого
«мышечного корсета» предрасполагает к неправильной осанке. Кроме того,
снижается функциональное состояние кардиореспираторной системы (Л. Ф.
Касаткин, 1983).
У незрячих наблюдается функциональная слабость миокарда и
изменение ритма сердечных сокращений, частоты пульса и кровяного
давления.
Средние
показатели
двигательной
сферы
слабовидящих
школьников значительно отстают от показателей учеников обычных школ.
Во всех возрастных группах слабовидящие значительно уступают детям в
развитии чувства ритма (Л. Н. Ростомашвили, 1997).
7
Слепые более чем в 3 раза уступают учащимся массовых школ в
объеме суточной двигательной активности. Это сказывается на уровне
развития всех систем организма. В результате исследования функции
равновесия у слабовидящих и слепых школьников 8-17 лет установлено, что
показатели устойчивости тела детей с нарушением зрения отстают от нормы
в 1,5-2 раза.
При сравнении точности движений у частично видящих и их
сверстников, утративших зрение полностью, отмечены большие различия (И.
И. Шмельков, 1981).
Наличие зрительно-сенсорных дефектов у аномальных детей ведет к
снижению двигательной функции, восприятия пространства и времени и
значительному ухудшению точности движений (М. И. Земцова, 1978). Одна-
ко кинестетические ощущения у слепых не только не уступают этим
ощущениям у зрячих, но в некоторых случаях превосходят их. Слабовидящие
школьники отстают от нормы по показателям подвижности в суставах,
мышечной работоспособности, координации и др.
Полная пли частичная утрата зрения влечет за собой возникновение
ряда дефектов как в психической, так и в вегетативной сферах организма.
Потеря зрения, прежде всего отражается на нервной системе. Значительно
нарушается баланс процессов возбуждения и торможения в коре головного
мозга, что неблагоприятно сказывается на моторике слепого. Снижается
двигательная
активность,
затрудняется
процесс
формирования
новых
движений, а также способность переключения с одного вида деятельности на
другой (Р. Н. Азарян, 1989; А. Валлон, 1968).
В результате гиподинамии происходят глубокие нарушения в
физическом развитии,
появляется целый ряд
аномалий двигательной
функции.
Основные движения. У школьников с глубоким нарушением зрения во все
возрастные периоды отмечается более низкий уровень развития основных
движений по сравнению со зрячими. Наиболее оптимальное развитие
8
наблюдается: у мальчиков в среднем школьном возрасте, у девочек - в
младшем. Скорость бега у мальчиков больше, чем у девочек. Чем старше
возраст, тем разница выражена в большей степени.
Показатели прыжков в длину с места у слепых детей всех
возрастов
ниже показателей зрячих: в младшем школьном возрасте на 20-30 см, в
среднем и старшем на 28-40 см. За период от 8 до 17 лет показатели прыжков
увеличиваются у мальчиков от 94,4 до 180,7 см, у девочек от 92,7 до 142,5
см. Во все возрастные периоды показатели прыжков в длину у мальчиков
выше, чем у девочек (И. И. Шмельков, 1981).
В метаниях мяча на дальность слепые школьники отстают от
видящих. Во все возрастные периоды показатели метаний на дальность у
мальчиков выше, чем у девочек.
Развитие быстроты. Развитие быстроты движений у слепых детей за
период обучения их в школе происходит по тем же закономерностям, что и у
видящих. Однако по показателям школьники с глубоким нарушением зрения
уступают учащимся массовых школ.
Наибольшие показатели темпа развития частоты движений у слепых
детей наблюдаются в младшем школьном возрасте, а наименьшие - в
старшем. Показатели частоты движений у мальчиков выше, чем у девочек.
Чем старше возраст, тем больше мальчики превосходят девочек в быстроте
движений (Л. Ф. Касаткин, 1983).
Развитие силы. Для слепых учащихся характерно развитие силовых
способностей с увеличением возраста. Однако во все периоды слепые дети
отстают по показателям от учащихся массовых школ. Слепые школьники
уступают зрячим сверстникам в развитии мышечной силы. За период с 8 до
17 лет показатели силы сгибателей плеча у мальчиков увеличиваются от 6,0
до 21,5 кг, у девочек от 5,6 до 16,0 кг. Наибольший прирост силы отмечается
в старшем школьном возрасте, наименьший - в младшем.
В силе сгибателей плеча различий у слепых школьников в 9-13 лет
почти нет, а с 15 лет они становятся значительными. В силе разгибателей
9
плеча между показателями слепых мальчиков и девочек в большинстве
возрастных групп существенных различий не обнаруживается.
Силовые показатели остальных групп мышц мальчиков в младшем
возрасте выше, чем у девочек. С возрастом различия увеличиваются. В
процессе развития школьников сила мышц изменяется неравномерно.
Наибольший рост силы наблюдается у разгибателей туловища, затем у
разгибателей бедра и голени наименьший - у сгибателей плеча и голени. В
младшем школьном возрасте сила развивается равномерно с небольшим
преимуществом сгибателей голени, разгибателей голени и бедра. В среднем
школьном возрасте интенсивно развиваются мышцы голени, а также
сгибатели и разгибатели бедра. В старшем возрасте преобладает развитие
сгибателей и разгибателей голени.
Выносливость. У слепых школьников выносливость меньше, чем у
детей массовой школы. Максимальное развитие выносливости слепых детей
наблюдается в младшем школьном возрасте, а минимальное - в старшем (Л.
Ф. Касаткин, 1983).
Равновесие.
Показатели статического равновесия у слепых
школьников значительно ниже, чем у видящих. Динамика развития функции
равновесия в школьные годы у слепых детей неодинакова. Самые лучшие по-
казатели отмечаются в младшем школьном возрасте и незначительные - в
старшем. Существенных различий в показателях равновесия мальчиков и
девочек не обнаруживается.
Координация
движений.
Основные механизмы координации
движений у 6-7 летних детей с глубоким нарушением зрения развиты
незначительно. У слепых учащихся по сравнению с нормой отмечается более
низкий
уровень
координации.
Максимальное
развитие
координации
отмечается в младшем возрасте, а минимальное - в старшем (Л. Ф. Касаткин,
1980).
Развитие точности движений.
У слепых школьников точность
движений также значительно ниже, чем у зрячих. Совершенствование
10
точности движений в школьный период происходит неравномерно. Наиболее
интенсивное совершенствование этого качества у слепых школьников
наблюдается в 7-11 лет и менее интенсивное - в старшем школьном возрасте.
Исследованиями врачей и физиологов доказано, что развитие детей и
подростков, правильное функционирование у них всех систем и органов
происходит только при оптимальном объеме движений. Известно, что
недостаток движений является одной из причин нарушения осанки,
появления избыточной массы тела, ухудшения зрения. Недостаточная
активность снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой и
дыхательной систем организма, в результате чего появляется неадекватная
реакция на нагрузку, уменьшается жизненная емкость легких, замедляется
развитие всех локомоций (И. И. Шмельков, 1981; Р. Н. Азарян, 1989; Л. Н.
Ростомашвили, 1997). Дети и подростки, в режиме которых большое место
занимает двигательная активность, чаще достигают высокого уровня
физического
развития,
обладают
высокой
умственной
и
мышечной
работоспособностью,
а
также
сопротивляемостью
к
утомлению
и
простудным заболеваниям (В. П. Ермаков, Г. А. Якунин, 2000).
Таким образом, рассматривая показатели физического развития
основных движений и двигательных качеств детей с глубоким нарушением
зрения и сравнивая их с идентичными показателями зрячих школьников,
можно выделить особенности развития детей с нарушением зрения:
отклонения в физическом развитии;
низкий уровень соматометрических и физиометрических показателей;
отставание от нормы при выполнении основных видов движений;
недостаточное развитие основных физических качеств.
Все это ведет к низкому уровню развития. Поэтому задачи
педагогических мероприятий в области адаптивной физической культуры
направлены
на
физическое
развитие
детей,
коррекцию
отклонений,
укрепление здоровья, своевременное развитие двигательных навыков.
11
В программе по адаптивной физической культуре заменены многие
виды упражнений, изменены нормативы и качественные характеристики
выполняемых
движений
с
учетом
показанных
и
противопоказанных
факторов
к
физическим
нагрузкам,
формированию
навыков
пространственной ориентировки и коррекции движений, обусловленных
слабовидением.
Физическая культура и близорукость
настоящее время считается окончательно доказанным, что близорукость
чаще возникает у лиц с отклонениями в общем состоянии здоровья. По
данным Т. С. Смирновой (1976), среди детей, страдающих близорукостью,
число практически здоровых в два раза меньше, чем среди всей группы
обследованных школьников. Отмечается связь близорукости с простудными,
хроническими и тяжёлыми инфекционными заболеваниями. У близоруких
детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного
аппарата - нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с
неправильной позой при чтении и письме, а также быстрым утомлением
мышц шеи и спины. Нарушение осанки, в свою очередь, ухудшает состояние
внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой.
Таким образом, существует и прямая, и обратная зависимость между
физической активностью ребёнка, его здоровьем, с одной стороны, и
развитием близорукости, с другой стороны. Если ребёнок с самых ранних лет
много и разнообразно двигается, хорошо закалён, у него реже возникает
близорукость даже при наследственной предрасположенности. И наоборот, у
близоруких детей, если их не тренировать, не следить за их осанкой,
питанием, режимом учёбы и отдых, могут возникнуть различные заболевания
и дальнейшее прогрессирование близорукость.
Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт должны
занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её
В
12
прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как
общему
укреплению
организма
и
активизации
его
функций,
так
и
повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза.
Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими
упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в
сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у людей с близорукостью
средней степени не только повышается общая выносливость, но и
значительно улучшается зрение.
Физические упражнения благоприятно влияют на орган зрения детей. Так,
было отмечено, что среди школьников в возрасте от 7 до 18 лет,
занимающихся
спортом,
число
лиц,
страдающих
близорукостью,
значительно меньше, чем среди школьников, которые не занимаются
спортом.
С помощью специальных исследований, произведённых Е. И. Ливадо (1974 -
1975), было установлено, что снижение общей двигательной активности
школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать
развитию близорукости. Физические упражнения общеобразовательного
характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для
мышц глаз, оказывают положительное влияние на функции близорукого
глаза. На основании проведённых исследований была разработана методика
лечебной
физкультуры
для
школьников
и
взрослых,
страдающих
близорукостью, и на практике доказана её эффективность.
Занятия специальными упражнениями, рекомендуемые близоруким, можно
выполнять самостоятельно в домашних условиях, на природе, во время
отдыха, некоторые из них можно включать в комплекс производственной
гимнастики.
Необходимо
строго
следить,
чтобы
упражнения
были
подобраны правильно: с учётом возраста, пола, состояния здоровья,
физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного
дна. Упражнения общеразвивающего характера обязательно необходимо
сочетать с гимнастикой для глаз.
13
Для того чтобы рационально, с большей пользой для здоровья заниматься
физическими упражнениями, нужно знать и выполнять рекомендации по
организации самостоятельных занятий, разработанные для близоруких людей
- школьников и студентов, служащих, людей творческого труда, а также тех,
чья профессия связана с продолжительной и напряжённой зрительной
работой.
Главная цель занятий физкультурой - это укрепление здоровья, повышение
уровня физического развития и физической подготовленности, профилактика
прогрессирования близорукости. При этом не следует забывать о режиме
труда и отдыха, полноценном и сбалансированном питании, а также о других
гигиенических средствах.
Рекомендуется следующие формы самостоятельных занятий:
1. Утренняя гигиеническая гимнастика.
2. Лечебная гимнастика (гимнастика для глаз).
3. Занятия физкультурой по избранной программе.
4. Физкультурная пауза во время работы или учёбы.
5. Элементы самомассажа.
6. Закаливание организма.
Обязательные занятия на физкультуре предусматривают деление школьников
на три группы: основную, подготовительную и специальную. Отбор в группы
осуществляется
в
соответствии
с
инструкцией
применительно
к
близорукости (таблица №1)
Острота зрения и степень
близорукости
Группа
Не ниже 0,5 на лучшем глазу без
коррекции. Близорукость не более
3,0 диоптрий.
Основная:
занятия
по
полной
программе,
участие
в
спортивных
секциях и соревнованиях.
Не ниже 0,5 с коррекцией на
лучшем
глазу.
Близорукость не
выше 6,0 диоптрий независимо от
остроты зрения.
Подготовительная:
основная
программа удлиняется на 1-1,5 года,
исключаются спортивные тренировки
и участие в соревнованиях.
14
Близорукость выше 6,0 диоптрий
независимо от остроты зрения.
Специальная
Для школьников, включенных в специальную группу, разработаны
специальные
упражнения
типа
лечебной
физкультуры.
Специальные
упражнения для глаз на уроке физкультуры выполняются вместе с
корригирующими
упражнениями.
Особое
внимание
следует
уделять
школьникам 1-4 классов, у которых в этот период глаза приспосабливаются к
возрастающей зрительной нагрузке на сроке ограничения двигательной
активности. Для школьников 5-7 классов с близорукостью средней степени
(не выше 6,0 диоптрий) без осложнений несомненную пользу принесут уроки
физкультуры, на которых используются спортивные игры, плавание, а также
туризм. Если близорукость выше 6. 0 диоптрий исключаются упражнения
высокой интенсивности, а также упражнения, связанные с сотрясением тела
(прыжки, подскоки) или требующие большого напряжения (стойки, упоры,
висы, подтягивания на перекладине, поднятие тяжестей).
Ранее существовало мнение, что близорукие не могут заниматься
спортом. Это представление ошибочно. Большинству близоруких доступны
многие виды спорта. Вопрос о доступности должен решаться в каждом
конкретном случае индивидуально с учетом степени близорукости, динамики
ее развития, состояния структур глазного яблока, физического развития и
тренированности организма, а также специфики данного вида спорта. При
неосложненной стационарной, то есть не прогрессирующей близорукости,
можно и полезно заниматься некоторыми видами спорта. Такие виды спорта,
как бокс, борьба, тяжелая атлетика, хоккей противопоказано при любой
степени близорукости. Для близоруких наиболее подходящими видами
спорта являются те, которые проводятся на открытом воздухе и требуют
поочередной фиксации взора то на близких, то на удаленных предметах.
Незаменимы подвижные игры, но, исключая игры, требующие большого
15
физического
напряжения,
при
которых
вероятны
удары
головы,
столкновения и т.п.
Список литературы
1.
Бандаков, М. П. Физкультурно-оздоровительные и коррекционно –
развивающие знания для детей 6-7 лет с нарушением зрения [текст]:
учеб. пос./ М. П. Бандаков, О. В. Анфилатова – Киров: Изд-во ВятГГУ,
2007.-67 с.
2.
Вайнек, Ю. Спортивная анатомия: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений [текст] / Юргей Вайнек; [пер.с нем. В. А. Куземиной; науч.
ред. А. В. Чоговадзе]. – М. Издательский центр «Академия», 2008. –
304 с.
3.
Епифанов, В. А..
Лечебная физическая культура и спортивная
медицина [текст] / В. А. Епифанов. – М., 1999 – 252 с.
4.
Ермаков, Е. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и
воспитание детей с нарушениями зрения [текст]: Учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Ермаков, Г. А. Якунин – М.:
Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 С.
5.
Куценко, И. П. Спорт в школе «Первое сентября» 2003
6.
Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и
физической подготовленности: учеб. пособие [текст] / Б. Х. Ланда. – 2-
е изд. – М.: Советской спорт, 2005. – 192 с.
7.
Методическая газета. Спорт в школе. «Адаптивная физкультура» 2008
8.
Никулина, Г. В. «Оценка готовности к школьному обучению детей с
нарушением зрения»: Учебное пособие/ под ред. Г. В. Никулиной –
2001.-84 с.