Напоминание

"Использование элементов Су-Джок терапии в работе учителя-логопеда"


Автор: Виноградова Лариса Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование элементов Су-Джок терапии в работе учителя-логопеда"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование элементов Cу-Джок терапии

в работе логопеда

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного

развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему

высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании

окружающей действительности, содержательнее и полноценнее

отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его

психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей,

имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому

так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и

правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения,

которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На

сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей

дошкольного возраста имеется обширный практический материал,

применение которого способствует эффективному речевому развитию

ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две

группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию

ребенка и, во- вторых, опосредованный, к которому относятся

нетрадиционные логопедические технологии.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми

привлекают всё большее внимание. Одной из нетрадиционных

логопедических технологий является Су –Джок

терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Основанная на традиционной

акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем

самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те

точки, которые находятся на кистях рук и стопах.

Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение

никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому,

определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и

речевую сферу ребенка. О том, что ум ребенка находится на кончиках

пальцев, сказал когда-то известный педагог В.А. Сухомлинский. И это не

просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека

центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень

близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга,

отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию

мышления.

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим

наружу головным

мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с

внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области

коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и

управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной

близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы

от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны,

стимулируя их активную деятельность. Поэтому су-джок терапия может

быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью

профилактики и коррекции речевых нарушений.

В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии можно

использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для

развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления

организма.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов,

обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер

ребенка.

Целью

использования элементов Cу-Джок терапии в работе логопеда является

коррекция речевых

нарушений.

Задачи:

• Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.

• Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

• Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах

коррекции речевых

нарушений у детей.

• Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре

головного мозга.

• Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и

этапах занятий по

коррекции речи.

• Содействовать снижению двигательной и эмоциональной

расторможенности,

нормализовать тонус.

• Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать,

память, внимание.

В работе логопеда можно использовать су-джок - массажеры в виде

массажных шариков вкомплекте с массажными металлическими кольцами,

грецкие орехи, колючие валики.

Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки

надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

Эту работу проводим перед выполнением заданий, связанных с рисованием и

письмом, в течение 1 минуты.

Пути реализации су-джок терапии в работе логопеда

• Работа с педагогами по знакомству с су-джок, приемами работы по его

использованию.

• Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной

деятельности, в

повседневной жизни) .

• Работа с родителями (практикум по использованию су-джок терапии,

открытое занятие)

• Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков,

составление картотек

игр, упражнений) .

Этапы

проведения су – джок терапии на логопедических занятиях

I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап. Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с

потребностями и желаниями.

Форма организации работы с су-джок массажерами может быть разной:

индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

Используя элементы су-джок терапии, возможно использование следующих

методов и приемов работы:

• Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество

биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции

является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между

ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть

«волшебное» колечко.

• Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу

внутренних органов.

Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый

палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения

болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом.

Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей

пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.

Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

• Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж

пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному

мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем

соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до

стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее

воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой

палец, отвечающий за голову человека.

• Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время

хождения по ребристым

дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т. д.

В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми

играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием

активизирует развитие речи детей.

Все перечисленные приемы мы рекомендуем к использованию педагогам

нашего д/сада и родителям для использования в домашних условиях. С этой

целью для них были проведены

консультации, семинары – практикумы, презентацию.

Формы

работы с детьми

• Пальчиковая гимнастика

• Автоматизация звуков

• Совершенствование лексико-грамматических категорий

• Развитие памяти, внимания

• Выполнение гимнастики

• Звуковой анализ слов

• Совершенствование навыков употребления предлогов

• Слоговая структура слов

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми с использованием элементов

су-джок терапии при нормализации мышечного тонуса и стимуляции

речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения

(автоматизации звука, развитии лексико- грамматических категорий,

совершенствовании навыков пространственной ориентации.

Развитие фонематического слуха и восприятия

• «Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук

среди др. звуков,

услышав слог или слово с ним»

• «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет»

• «Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди

других слогов, слов с

этим звуком»

• «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»

• «Телеграфисты»

• «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»

• «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»

• «Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу» (см. Приложение)

Развитие звукового и слогового анализа слов • Упражнение «Раздели

слова на слоги»:

Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает

количество

слогов.

• Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков

су-джок.

• «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»

Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)

• «Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук»

• «Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»

• «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»

• Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием

стихотворений

пальчиковой гимнастики (см. Приложение)

• «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени»

• Проговаривание различных стишков, насыщенных автоматизируемыми

звуками, в сочетании

с массажными движениями шариками или кольцами (см. Приложение)

Совершенствование лексико-грамматических категорий

(словоизменение; словообразование; отработка предложно-падежных

конструкций; работа над словарем)

• Использование шариков при совершенствовании навыков употребления

предлогов (см.

Приложение)

• “Шарик кати - слово говори”.

• Игры с перекатыванием массажёра друг другу:

• Упражнение «Один-много». (см. Приложение)

Совершенствование навыков пространственной ориентации,

ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания. • Использование

Су – Джок шаров для развития памяти и

внимания (см. Приложение)

• «Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай»

• «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу»

Упражнения для развития общей и мелкой моторики

• комплекс “Разминка”

• сказка «Ёжик» (см. Приложение)

• прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации

• Использование массажеров при выполнении гимнастики во время физ. пауз.

(Выполнение

различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого,

«Запрещенное

движение», «Делай, как я»)

• Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с

шариком в

соответствии с текстом (см. Приложение)

• Массаж пальцев эластичным кольцом. (см. Приложение)

• Использование шариков при выполнении гимнастики (см. Приложение)

Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в работе

логопеда.

Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов

способствуют более

интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-

образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском

саду.

В результате использования су-джок терапии:

• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

• развивается координация движений и мелкая моторика;

• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие

психические

процессы, необходимые для становления полноценной учебной

деятельности.

Неоспоримыми достоинствами

использования в логопедической практике элементов Су – Джок терапии

являются:

Высокая эффективность – сокращаются сроки коррекционной работы; при

правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит

вред – оно просто неэффективно.

Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в

своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию

биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно

продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный,

универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод

самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на

активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными

массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями

по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических

категорий способствует повышению физической и умственной

работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно

быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности

мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с

ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с

упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-

грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность

коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада,

оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции

речевых нарушений у детей.

Приложение

Сказка «Ежик на прогулке»Упражнения __________:с шариком

массажером Су – Джок

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок,

стимулироватьречевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке) .

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и

увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну

ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой

дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик,

катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки

соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по

полянке (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и

делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном

кулачке, в другом, нахмуриться, и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками

пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика) .

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку

и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то

на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята,

лисички и даже белый гриб (показать пальчики) . Захотелось ежику

обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как

понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на

иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный

побежал домой (прямыми движениямипо ладошке раскатывать шарик) .

Упражнения с шариком массажером Су – Джок:1. Берём 2 массажные

шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях

ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

2. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве, /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром! » - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су Джок) .

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит

«щепоткой».

Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку) .

Никого я не боюсь

(дети катают Су Джок между ладоней) .

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке,затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи (дети катают Су Джок между ладонями) .

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо Су Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)

-С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо Су Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец) .

Автоматизация звуков

ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец,

одновременнопроговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного

звука Ш

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая

стихотворение на

автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Развитие фонематического слуха

Игра “Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”

Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

красный - для гласных;

синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;

синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;

зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;

зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку,

называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик,

откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»,

«Много-один»,«Чей? Чья? Чьи? »

Использование шариков при совершенствовании навыков употребления

предлогов: на столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики

соответственно: красный шарик – в коробку; синий – под коробку; зеленый –

около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

Развитие памяти и внимания

“Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”: дети выполняют инструкцию:

надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и

спрячь за спину и т. д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко

на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето

кольцо.

Массаж Су – Джок шарами.

Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с

текстом

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

• Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают

массажные кольца на

каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

• Использование шариков при выполнении гимнастики

И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке

шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.__



В раздел образования