Автор: Виноградова Лариса Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование элементов Су-Джок терапии в работе учителя-логопеда"
Раздел: дошкольное образование
Использование элементов Cу-Джок терапии
в работе логопеда
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного
развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему
высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании
окружающей действительности, содержательнее и полноценнее
отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его
психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей,
имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому
так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и
правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения,
которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На
сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей
дошкольного возраста имеется обширный практический материал,
применение которого способствует эффективному речевому развитию
ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две
группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию
ребенка и, во- вторых, опосредованный, к которому относятся
нетрадиционные логопедические технологии.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми
привлекают всё большее внимание. Одной из нетрадиционных
логопедических технологий является Су –Джок
терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Основанная на традиционной
акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем
самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те
точки, которые находятся на кистях рук и стопах.
Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение
никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому,
определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и
речевую сферу ребенка. О том, что ум ребенка находится на кончиках
пальцев, сказал когда-то известный педагог В.А. Сухомлинский. И это не
просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека
центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень
близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга,
отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию
мышления.
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим
наружу головным
мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с
внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области
коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и
управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной
близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы
от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны,
стимулируя их активную деятельность. Поэтому су-джок терапия может
быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью
профилактики и коррекции речевых нарушений.
В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии можно
использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для
развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления
организма.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов,
обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер
ребенка.
Целью
использования элементов Cу-Джок терапии в работе логопеда является
коррекция речевых
нарушений.
Задачи:
• Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.
• Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
• Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах
коррекции речевых
нарушений у детей.
• Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре
головного мозга.
• Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и
этапах занятий по
коррекции речи.
• Содействовать снижению двигательной и эмоциональной
расторможенности,
нормализовать тонус.
• Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать,
память, внимание.
В работе логопеда можно использовать су-джок - массажеры в виде
массажных шариков вкомплекте с массажными металлическими кольцами,
грецкие орехи, колючие валики.
Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки
надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.
Эту работу проводим перед выполнением заданий, связанных с рисованием и
письмом, в течение 1 минуты.
Пути реализации су-джок терапии в работе логопеда
• Работа с педагогами по знакомству с су-джок, приемами работы по его
использованию.
• Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной
деятельности, в
повседневной жизни) .
• Работа с родителями (практикум по использованию су-джок терапии,
открытое занятие)
• Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков,
составление картотек
игр, упражнений) .
Этапы
проведения су – джок терапии на логопедических занятиях
I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап. Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с
потребностями и желаниями.
Форма организации работы с су-джок массажерами может быть разной:
индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
Используя элементы су-джок терапии, возможно использование следующих
методов и приемов работы:
• Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество
биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции
является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между
ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть
«волшебное» колечко.
• Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу
внутренних органов.
Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый
палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения
болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом.
Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей
пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.
Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
• Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж
пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному
мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем
соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до
стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее
воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой
палец, отвечающий за голову человека.
• Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время
хождения по ребристым
дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т. д.
В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми
играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием
активизирует развитие речи детей.
Все перечисленные приемы мы рекомендуем к использованию педагогам
нашего д/сада и родителям для использования в домашних условиях. С этой
целью для них были проведены
консультации, семинары – практикумы, презентацию.
Формы
работы с детьми
• Пальчиковая гимнастика
• Автоматизация звуков
• Совершенствование лексико-грамматических категорий
• Развитие памяти, внимания
• Выполнение гимнастики
• Звуковой анализ слов
• Совершенствование навыков употребления предлогов
• Слоговая структура слов
Рассмотрим некоторые формы работы с детьми с использованием элементов
су-джок терапии при нормализации мышечного тонуса и стимуляции
речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения
(автоматизации звука, развитии лексико- грамматических категорий,
совершенствовании навыков пространственной ориентации.
Развитие фонематического слуха и восприятия
• «Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук
среди др. звуков,
услышав слог или слово с ним»
• «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет»
• «Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди
других слогов, слов с
этим звуком»
• «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»
• «Телеграфисты»
• «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»
• «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»
• «Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу» (см. Приложение)
Развитие звукового и слогового анализа слов • Упражнение «Раздели
слова на слоги»:
Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает
количество
слогов.
• Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков
су-джок.
• «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»
Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)
• «Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук»
• «Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»
• «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»
• Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием
стихотворений
пальчиковой гимнастики (см. Приложение)
• «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени»
• Проговаривание различных стишков, насыщенных автоматизируемыми
звуками, в сочетании
с массажными движениями шариками или кольцами (см. Приложение)
Совершенствование лексико-грамматических категорий
(словоизменение; словообразование; отработка предложно-падежных
конструкций; работа над словарем)
• Использование шариков при совершенствовании навыков употребления
предлогов (см.
Приложение)
• “Шарик кати - слово говори”.
• Игры с перекатыванием массажёра друг другу:
• Упражнение «Один-много». (см. Приложение)
Совершенствование навыков пространственной ориентации,
ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания. • Использование
Су – Джок шаров для развития памяти и
внимания (см. Приложение)
• «Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай»
• «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу»
Упражнения для развития общей и мелкой моторики
• комплекс “Разминка”
• сказка «Ёжик» (см. Приложение)
• прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации
• Использование массажеров при выполнении гимнастики во время физ. пауз.
(Выполнение
различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого,
«Запрещенное
движение», «Делай, как я»)
• Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с
шариком в
соответствии с текстом (см. Приложение)
• Массаж пальцев эластичным кольцом. (см. Приложение)
• Использование шариков при выполнении гимнастики (см. Приложение)
Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в работе
логопеда.
Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов
способствуют более
интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-
образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском
саду.
В результате использования су-джок терапии:
• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
• развивается координация движений и мелкая моторика;
• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие
психические
процессы, необходимые для становления полноценной учебной
деятельности.
Неоспоримыми достоинствами
использования в логопедической практике элементов Су – Джок терапии
являются:
Высокая эффективность – сокращаются сроки коррекционной работы; при
правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит
вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в
своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию
биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно
продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный,
универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод
самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на
активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными
массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями
по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических
категорий способствует повышению физической и умственной
работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно
быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности
мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с
ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с
упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-
грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность
коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада,
оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции
речевых нарушений у детей.
Приложение
Сказка «Ежик на прогулке»Упражнения __________:с шариком
массажером Су – Джок
Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок,
стимулироватьречевые зоны коры головного мозга.
Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке) .
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и
увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну
ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой
дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик,
катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки
соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по
полянке (зажимать шарик между ладошками)
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и
делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном
кулачке, в другом, нахмуриться, и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками
пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика) .
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку
и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то
на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята,
лисички и даже белый гриб (показать пальчики) . Захотелось ежику
обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как
понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на
иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный
побежал домой (прямыми движениямипо ладошке раскатывать шарик) .
Упражнения с шариком массажером Су – Джок:1. Берём 2 массажные
шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях
ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
2. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром! » - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/
А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/
А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/
И в тетрадочках писать.
Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су Джок) .
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(дети катают Су Джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит
«щепоткой».
Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку) .
Никого я не боюсь
(дети катают Су Джок между ладоней) .
Пальчиковая игра «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке,затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи (дети катают Су Джок между ладонями) .
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо Су Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел
(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец) .
Автоматизация звуков
ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец,
одновременнопроговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного
звука Ш
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая
стихотворение на
автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
Развитие фонематического слуха
Игра “Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”
Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:
красный - для гласных;
синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;
синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;
зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;
зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку,
называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик,
откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»,
«Много-один»,«Чей? Чья? Чьи? »
Использование шариков при совершенствовании навыков употребления
предлогов: на столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики
соответственно: красный шарик – в коробку; синий – под коробку; зеленый –
около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
Развитие памяти и внимания
“Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”: дети выполняют инструкцию:
надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и
спрячь за спину и т. д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко
на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето
кольцо.
Массаж Су – Джок шарами. •
Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с
текстом
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
• Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают
массажные кольца на
каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
• Использование шариков при выполнении гимнастики
И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке
шар.
1 - руки развести в стороны;
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 - руки развести в стороны;
4 - опустить руки.__