Автор: Черкашина Марина Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: рп. Черёмушки
Наименование материала: Доклад
Тема: Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «МАЛЫШ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК
Доклад на тему: «Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной
деятельности»
Подготовил: воспитатель
МБДОУ д/с «Малыш» г. Саяногорск
М.Ю. Черкашина
Мелкая моторика развивается естественным путем, начиная с раннего детства, на основе
общей моторики. Сначала ребенок учится хвататься за предмет, затем появляются навыки
перехода из рук в руки, так называемое «схватывание пинцетом» и т. д. В дошкольном и
младшем школьном возрасте двигательные навыки становятся более разнообразными и
сложными. Увеличивается доля действий, требующих согласованных действий обеих рук.
Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими
как: массаж кистей и пальцев, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, игры с мелкими
предметами (пазлы, бусины, мозайка и др.), лепка, игры с крупами, аппликация, рисование,
оригами, конструирование и т.д.
В своём докладе я хочу затронуть тему – развитие мелкой моторики у детей, с помощью
изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет
большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их
возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление
и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы
чувств; успешное освоение рисованием, лепкой и аппликацией. Приобщать детей к
изобразительной деятельности в дошкольном учреждении следует начинать с 2–3 лет.
Развитие мелкой моторики у детей основано на приобретении опыта непосредственного
познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, вовлекаться в
процесс усвоения формы и размеров предметов и их частей, чередуя движения по контуру
кистей обеих рук (или пальцев), чтобы изображение движения рук фиксировалось. Этот опыт
следует постоянно обогащать и развивать, формируя образные представления об уже знакомых
предметах. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе
зрительного и кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие
движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых
предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом.
Рисование – одно из любимых занятий детей, ведь в нём проявляется творческая
активность. Приходя утром в садик, многие ребятишки выбирают сами себе занятия. И в
основном, это рисование карандашами, восковыми мелками, цветными ручками. И это
прослеживается в течение всего дня, что ребёнок может спокойно подойти к уголку
изодеятельности и выбрать себе занятие. Ручная умелость у дошкольников развивается при
использовании разных техник рисования. Больше детям нравилось, когда мы использовали
нетрадиционные техники рисования. Мы с детьми рисовали ладошками, рисовали пальчиками,
рисовали ватными палочками, ватными дисками, зубными щетками, салфетками, использовали
отпечатки листьев, картофеля, яблока, рисовали поролоном, даже пробовали рисовать
обрезными пластиковыми бутылками и нитками. Рекомендую педагогам использовать разные
формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую
деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения, а в планировании
занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему использования нетрадиционных
изобразительных техник, учитывая возрастные особенности и индивидуальные способности
детей.
На своих занятиях с детьми по аппликации, я также использовала нестандартные приемы
работы с бумагой. Проведение таких занятий способствует развитию мелкой моторики рук и
творческих способностей у детей. Мы выполняли поделки из бумаги в стиле оригами,
квиллинга, торцевания, делали аппликации из пуговиц, из гербария, использовали обрывную
аппликацию.
Лепка – самое динамичное и жизнерадостное детское творчество. Она рассматривается
как один из видов изобразительной деятельности, потенциал которой используют в обучении и
воспитании ребенка дошкольного возраста. Лепка, как и другие виды изобразительной
деятельности, выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя творческие и познавательные
потребности ребенка, развивая непосредственно мелкую моторику рук и пальцев. Мне довелось
во внеуроченное время проводить с детьми кружок по лепке, который назывался «Чудо-
пальчики». На кружковой работе по лепке, помимо пластилина, мы использовали с детьми
слайм, соленое тесто, глину, пластилин шариковый и кинетический песок. Пригодился и
природный материал: половинки скорлупок грецких орехов, скорлупа фисташек, желуди, ветки,
семена ясеня, крылатки клена, фасоль, горох, рис, а также дополнительный материал:
пуговицы, спички, крышки от пузырьков и пластмассовых бутылок, капсулы от киндер-
сюрпризов, нитки, баночки от йогурта. Мы лепили самые разные картины и фигурки. Под
действием пластилина оживали животные, насекомые, птицы, обитатели подводного царства,
грибы, цветы. Первые успехи вызвали у детей желание создавать коллективные композиции.
Ребята с удовольствием работали в технике пластилинографии, граттажа, лепка «горошинами»,
ну конечно же традиционной. Работы получались очень интересными, а занятия проходили
занимательными.
В завершении хочется ещё раз подчеркнуть, что тренировка движений пальцев, развитие
мелкой моторики является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим
фактором для коры головного мозга в целом. Занятия с использованием различных техник
рисования, аппликаций, лепки позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес
к учебным мероприятиям, а самое главное развивает моторику. Занимаясь художественной
деятельностью, дети должны получать не только знания и навыки, а также радость,
удовольствие, быть счастливыми от своих маленьких успехов.
Список использованной литературы:
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Т.С. Комарова. – М.:
Просвещение, 1991
Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев/ О.А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006
Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения»/С.Е.Большакова – М.: Сфера, 2017
Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление,
моторика руки»/ Л.В. Фомина - М.: Академия развития, 2013
Развитие моторики»/ М.М. Кольцова - У-Фактория, 2004