Напоминание

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности детей дошкольного возраста


Автор: Черкашина Марина Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: рп. Черёмушки
Наименование материала: Доклад
Тема: Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «МАЛЫШ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК

Доклад на тему: «Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной

деятельности»

Подготовил: воспитатель

МБДОУ д/с «Малыш» г. Саяногорск

М.Ю. Черкашина

Мелкая моторика развивается естественным путем, начиная с раннего детства, на основе

общей моторики. Сначала ребенок учится хвататься за предмет, затем появляются навыки

перехода из рук в руки, так называемое «схватывание пинцетом» и т. д. В дошкольном и

младшем школьном возрасте двигательные навыки становятся более разнообразными и

сложными. Увеличивается доля действий, требующих согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими

как: массаж кистей и пальцев, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, игры с мелкими

предметами (пазлы, бусины, мозайка и др.), лепка, игры с крупами, аппликация, рисование,

оригами, конструирование и т.д.

В своём докладе я хочу затронуть тему – развитие мелкой моторики у детей, с помощью

изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет

большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их

возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление

и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы

чувств; успешное освоение рисованием, лепкой и аппликацией. Приобщать детей к

изобразительной деятельности в дошкольном учреждении следует начинать с 2–3 лет.

Развитие мелкой моторики у детей основано на приобретении опыта непосредственного

познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, вовлекаться в

процесс усвоения формы и размеров предметов и их частей, чередуя движения по контуру

кистей обеих рук (или пальцев), чтобы изображение движения рук фиксировалось. Этот опыт

следует постоянно обогащать и развивать, формируя образные представления об уже знакомых

предметах. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе

зрительного и кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие

движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых

предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом.

Рисование – одно из любимых занятий детей, ведь в нём проявляется творческая

активность. Приходя утром в садик, многие ребятишки выбирают сами себе занятия. И в

основном, это рисование карандашами, восковыми мелками, цветными ручками. И это

прослеживается в течение всего дня, что ребёнок может спокойно подойти к уголку

изодеятельности и выбрать себе занятие. Ручная умелость у дошкольников развивается при

использовании разных техник рисования. Больше детям нравилось, когда мы использовали

нетрадиционные техники рисования. Мы с детьми рисовали ладошками, рисовали пальчиками,

рисовали ватными палочками, ватными дисками, зубными щетками, салфетками, использовали

отпечатки листьев, картофеля, яблока, рисовали поролоном, даже пробовали рисовать

обрезными пластиковыми бутылками и нитками. Рекомендую педагогам использовать разные

формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую

деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения, а в планировании

занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему использования нетрадиционных

изобразительных техник, учитывая возрастные особенности и индивидуальные способности

детей.

На своих занятиях с детьми по аппликации, я также использовала нестандартные приемы

работы с бумагой. Проведение таких занятий способствует развитию мелкой моторики рук и

творческих способностей у детей. Мы выполняли поделки из бумаги в стиле оригами,

квиллинга, торцевания, делали аппликации из пуговиц, из гербария, использовали обрывную

аппликацию.

Лепка – самое динамичное и жизнерадостное детское творчество. Она рассматривается

как один из видов изобразительной деятельности, потенциал которой используют в обучении и

воспитании ребенка дошкольного возраста. Лепка, как и другие виды изобразительной

деятельности, выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя творческие и познавательные

потребности ребенка, развивая непосредственно мелкую моторику рук и пальцев. Мне довелось

во внеуроченное время проводить с детьми кружок по лепке, который назывался «Чудо-

пальчики». На кружковой работе по лепке, помимо пластилина, мы использовали с детьми

слайм, соленое тесто, глину, пластилин шариковый и кинетический песок. Пригодился и

природный материал: половинки скорлупок грецких орехов, скорлупа фисташек, желуди, ветки,

семена ясеня, крылатки клена, фасоль, горох, рис, а также дополнительный материал:

пуговицы, спички, крышки от пузырьков и пластмассовых бутылок, капсулы от киндер-

сюрпризов, нитки, баночки от йогурта. Мы лепили самые разные картины и фигурки. Под

действием пластилина оживали животные, насекомые, птицы, обитатели подводного царства,

грибы, цветы. Первые успехи вызвали у детей желание создавать коллективные композиции.

Ребята с удовольствием работали в технике пластилинографии, граттажа, лепка «горошинами»,

ну конечно же традиционной. Работы получались очень интересными, а занятия проходили

занимательными.

В завершении хочется ещё раз подчеркнуть, что тренировка движений пальцев, развитие

мелкой моторики является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим

фактором для коры головного мозга в целом. Занятия с использованием различных техник

рисования, аппликаций, лепки позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес

к учебным мероприятиям, а самое главное развивает моторику. Занимаясь художественной

деятельностью, дети должны получать не только знания и навыки, а также радость,

удовольствие, быть счастливыми от своих маленьких успехов.

Список использованной литературы:

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Т.С. Комарова. – М.:

Просвещение, 1991

Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев/ О.А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006

Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения»/С.Е.Большакова – М.: Сфера, 2017

Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление,

моторика руки»/ Л.В. Фомина - М.: Академия развития, 2013

Развитие моторики»/ М.М. Кольцова - У-Фактория, 2004



В раздел образования