Напоминание

Взаимодействие детского сада и семьи: проблемы и решения


Автор: Ноева Ольга Прокопьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Якорёк"
Населённый пункт: РС (Я), п.Усть-Мая
Наименование материала: Представление собственного инновационного опыта
Тема: Взаимодействие детского сада и семьи: проблемы и решения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта воспитателя

МБДОУ Д/с № 102 «Якорёк»

Воспитатель высшей категории Ноева О.П.

Тема инновационного опыта:

«Взаимодействия детского сада и семьи: проблемы и решения»

Актуальность и перспективность опыта

Современный темп жизни, который проживаем все мы, педагоги и родители,

наводит меня на мысли, что как многое мы упускаем в вопросе воспитания

наших детей!

Большинство семей озабочены решением своих проблем экономического и

даже физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих

родителей, контакт семья – ребенок = любовь – стирается с огромной силой!

Родители, не владеют в достаточной мере знанием возрастных,

психологических и индивидуальных особенностей развития своего ребенка.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители

являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы

физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка

в раннем возрасте»

Семья и детский сад- два общественных института, которые окружают

нашего малыша!

Я скорее согласна с идеей, что за воспитание детей ответственность несут в

первую очередь законные представители ребенка. родители, а мы –

воспитатели, призваны поддержать и дополнить их воспитательную

деятельность.

Здесь важен принцип сотрудничества и взаимодействия. Одной из основных

задач детского сада является установление положительных взаимоотношений

между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с

родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания

родителей к ребенку, повышение уровня педагогической культуры

родителей.

Концептуальность

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка,

формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо

укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Открытость детского сада для родителей может помочь в повышении их

педагогической компетентности. Сотрудничество воспитателей и родителей

основывается на таких принципах как: обеспечения

эмоционального благополучия и удовлетворения духовных и физических

потребностей ребенка в группе ДОУ и семье. Уважение личности ребенка

родителями и воспитателями; учет воспитателями условий семейного

воспитания, а родителями- условий общественного.

Входя в жизнь детского учреждения путем педагогического диалога, семья

получает конкретные знания о воспитании ребенка, знакомиться с формами

работы специалистов, овладевает мастерством воспитания в семье. Работа с

родителями на современном этапе должна проходить на новом уровне, ее

задачей становится повышение качества жизни детей в условиях детского

сада и семьи.

Взаимодействие и сотрудничество воспитателей с родителями возможно,

если оно сопровождается постоянным профессиональным ростом самого

педагога. Воспитатель, вооруженный знанием педагогики дошкольного

воспитания, психологии общения и многими другими знаниями, может

уверенно общаться с родителями, строить партнерские отношения,

направлять на поиск общих решений воспитания и развитие ребенка. В своей

работе я стараюсь способствовать открытости детского сада и семьи.

Наличие теоретической базы опыта

Заинтересовавшись этой проблемой, мною изучены работы многих

отечественных педагогов: «Детский сад и семья»/ под ред. Т. А.Марковой,

«Воспитателю о работе с семьей»: Пособие для воспитателей детских садов/

Под ред. И. Ф. Виноградовой, Евдокимова Н. В.,: методика работы с

родителями: Пособие для педагогов и родителей.

В своей работе рассмотрела такие понятия как «взаимодействие» и

«содружество» детского сада и семьи. В представленном опыте я опираюсь

на исследования современных ученых, которые считают, что одним из

факторов, влияющим на эффективность взаимодействия детского сада и

семьи, является уровень педагогической культуры родителей. Важным

показателем педагогической культуры родителей является степень осознания

целей воспитания, Н.В.Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья»: методика

работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. В моей работе

рассмотрены такие понятия как «взаимодействие» и «содружество» детского

сада и семьи.

Важным показателем педагогической культуры родителей является степень

осознания целей воспитания, совпадающих с тем социальным запросом,

который предъявляет общество к личности, т.е. совпадение представлений о

целях воспитания родителей и педагогического коллектива дошкольного

образовательного учреждения.

Моя цель- установить доверительные отношения с родителями с

перспективой на сотрудничество, подобрана методическая литература в

помощь родителям, анкеты, тесты, памятки для родителей.

В работе с родителями у меня есть принцип, что воспитатель- родитель – мы

партнеры в воспитании и становлении личности. Это вызывает доверие

родителей к воспитателю и позволяет добиться активности родителей в деле

воспитания детей, вызывает у них желание лучше узнать своего ребенка,

оценить свои взаимоотношения с ним, способствует его интеллектуальному

и эмоциональному развитию.

Я стараюсь повысить активность родителей, даю возможность оказывать нам

любую помощь.

Делаю акцент на сильные стороны ребенка и семьи. Стараюсь быть

терпеливой, ведь достижения любого результата требует определенного

времени.

Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей своего опыта считаю - превратить интерес

детского сада к образовательно-воспитательному процессу в семейный

интерес, сплотить не только детскую группу в коллектив

единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками.

Установить контакт с каждым ребенком и его родителями; сделать более

разнообразной совместную деятельность и общение; стремиться жить

жизнью ребенка.

Оптимальность и эффективность средств

Основные методы, на которые опираюсь в своей работе, это-наблюдение за

ребенком, беседы с родителями, индивидуальное и групповое

консультирование, анкетирование. А

также просмотр родителями занятий и режимных моментов. Привлечение

семей к различным формам совместной деятельности с детьми и педагогом.

Создание условий для успешной социализации личности. В своей работе я

использую различные методы, которые помогают мне поддерживать у детей

интерес к образовательной деятельности.

Результативность опыта

В результате проделанной работы, использования различных форм и методов

общения с родителями повысился уровень психолого- педагогической

грамотности, возрос уровень культуры межличностного общения детей.

Работа в тесном взаимодействии с родителями

дала позитивные результаты. У меня сложилась своя определенная система в

работе с родителями. Семья-первое и главное действующее лицо в

воспитании и образовании ребенка. Это позволяет повысить качество детей,

так как родители лучше знают возможности своего ребенка.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, надежными

помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых

партнеров. Использование разнообразных форм работы дало определенные

результаты: родители из «зрителей» и

«наблюдателей» превратились в активных участников встреч и помощников

воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал, что позиция родителей как воспитателей стала более

гибкой. Они ощущают себя компетентными в вопросах воспитания детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились

выражать восхищение результатами детской деятельности, эмоционально

поддерживать своего ребенка. Они активно участвуют в праздниках и

развлечениях, оказывают помощь в оформлении группы, посещают

родительские собрания.

Семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по-

своему дает ребенку социальный опыт. Лишь в сочетании друг с другом они

создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в

большой мир. Создание таких условий

возможно только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи.

Желаю всем творческих успехов!



В раздел образования