Автор: Ноева Ольга Прокопьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Якорёк"
Населённый пункт: РС (Я), п.Усть-Мая
Наименование материала: Представление собственного инновационного опыта
Тема: Взаимодействие детского сада и семьи: проблемы и решения
Раздел: дошкольное образование
Публичное представление собственного инновационного
педагогического опыта воспитателя
МБДОУ Д/с № 102 «Якорёк»
Воспитатель высшей категории Ноева О.П.
Тема инновационного опыта:
«Взаимодействия детского сада и семьи: проблемы и решения»
Актуальность и перспективность опыта
Современный темп жизни, который проживаем все мы, педагоги и родители,
наводит меня на мысли, что как многое мы упускаем в вопросе воспитания
наших детей!
Большинство семей озабочены решением своих проблем экономического и
даже физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих
родителей, контакт семья – ребенок = любовь – стирается с огромной силой!
Родители, не владеют в достаточной мере знанием возрастных,
психологических и индивидуальных особенностей развития своего ребенка.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители
являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы
физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка
в раннем возрасте»
Семья и детский сад- два общественных института, которые окружают
нашего малыша!
Я скорее согласна с идеей, что за воспитание детей ответственность несут в
первую очередь законные представители ребенка. родители, а мы –
воспитатели, призваны поддержать и дополнить их воспитательную
деятельность.
Здесь важен принцип сотрудничества и взаимодействия. Одной из основных
задач детского сада является установление положительных взаимоотношений
между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с
родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания
родителей к ребенку, повышение уровня педагогической культуры
родителей.
Концептуальность
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка,
формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо
укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Открытость детского сада для родителей может помочь в повышении их
педагогической компетентности. Сотрудничество воспитателей и родителей
основывается на таких принципах как: обеспечения
эмоционального благополучия и удовлетворения духовных и физических
потребностей ребенка в группе ДОУ и семье. Уважение личности ребенка
родителями и воспитателями; учет воспитателями условий семейного
воспитания, а родителями- условий общественного.
Входя в жизнь детского учреждения путем педагогического диалога, семья
получает конкретные знания о воспитании ребенка, знакомиться с формами
работы специалистов, овладевает мастерством воспитания в семье. Работа с
родителями на современном этапе должна проходить на новом уровне, ее
задачей становится повышение качества жизни детей в условиях детского
сада и семьи.
Взаимодействие и сотрудничество воспитателей с родителями возможно,
если оно сопровождается постоянным профессиональным ростом самого
педагога. Воспитатель, вооруженный знанием педагогики дошкольного
воспитания, психологии общения и многими другими знаниями, может
уверенно общаться с родителями, строить партнерские отношения,
направлять на поиск общих решений воспитания и развитие ребенка. В своей
работе я стараюсь способствовать открытости детского сада и семьи.
Наличие теоретической базы опыта
Заинтересовавшись этой проблемой, мною изучены работы многих
отечественных педагогов: «Детский сад и семья»/ под ред. Т. А.Марковой,
«Воспитателю о работе с семьей»: Пособие для воспитателей детских садов/
Под ред. И. Ф. Виноградовой, Евдокимова Н. В.,: методика работы с
родителями: Пособие для педагогов и родителей.
В своей работе рассмотрела такие понятия как «взаимодействие» и
«содружество» детского сада и семьи. В представленном опыте я опираюсь
на исследования современных ученых, которые считают, что одним из
факторов, влияющим на эффективность взаимодействия детского сада и
семьи, является уровень педагогической культуры родителей. Важным
показателем педагогической культуры родителей является степень осознания
целей воспитания, Н.В.Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья»: методика
работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. В моей работе
рассмотрены такие понятия как «взаимодействие» и «содружество» детского
сада и семьи.
Важным показателем педагогической культуры родителей является степень
осознания целей воспитания, совпадающих с тем социальным запросом,
который предъявляет общество к личности, т.е. совпадение представлений о
целях воспитания родителей и педагогического коллектива дошкольного
образовательного учреждения.
Моя цель- установить доверительные отношения с родителями с
перспективой на сотрудничество, подобрана методическая литература в
помощь родителям, анкеты, тесты, памятки для родителей.
В работе с родителями у меня есть принцип, что воспитатель- родитель – мы
партнеры в воспитании и становлении личности. Это вызывает доверие
родителей к воспитателю и позволяет добиться активности родителей в деле
воспитания детей, вызывает у них желание лучше узнать своего ребенка,
оценить свои взаимоотношения с ним, способствует его интеллектуальному
и эмоциональному развитию.
Я стараюсь повысить активность родителей, даю возможность оказывать нам
любую помощь.
Делаю акцент на сильные стороны ребенка и семьи. Стараюсь быть
терпеливой, ведь достижения любого результата требует определенного
времени.
Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей своего опыта считаю - превратить интерес
детского сада к образовательно-воспитательному процессу в семейный
интерес, сплотить не только детскую группу в коллектив
единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками.
Установить контакт с каждым ребенком и его родителями; сделать более
разнообразной совместную деятельность и общение; стремиться жить
жизнью ребенка.
Оптимальность и эффективность средств
Основные методы, на которые опираюсь в своей работе, это-наблюдение за
ребенком, беседы с родителями, индивидуальное и групповое
консультирование, анкетирование. А
также просмотр родителями занятий и режимных моментов. Привлечение
семей к различным формам совместной деятельности с детьми и педагогом.
Создание условий для успешной социализации личности. В своей работе я
использую различные методы, которые помогают мне поддерживать у детей
интерес к образовательной деятельности.
Результативность опыта
В результате проделанной работы, использования различных форм и методов
общения с родителями повысился уровень психолого- педагогической
грамотности, возрос уровень культуры межличностного общения детей.
Работа в тесном взаимодействии с родителями
дала позитивные результаты. У меня сложилась своя определенная система в
работе с родителями. Семья-первое и главное действующее лицо в
воспитании и образовании ребенка. Это позволяет повысить качество детей,
так как родители лучше знают возможности своего ребенка.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, надежными
помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых
партнеров. Использование разнообразных форм работы дало определенные
результаты: родители из «зрителей» и
«наблюдателей» превратились в активных участников встреч и помощников
воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал, что позиция родителей как воспитателей стала более
гибкой. Они ощущают себя компетентными в вопросах воспитания детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились
выражать восхищение результатами детской деятельности, эмоционально
поддерживать своего ребенка. Они активно участвуют в праздниках и
развлечениях, оказывают помощь в оформлении группы, посещают
родительские собрания.
Семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по-
своему дает ребенку социальный опыт. Лишь в сочетании друг с другом они
создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в
большой мир. Создание таких условий
возможно только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи.
Желаю всем творческих успехов!