Автор: Назаренко Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 57 "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Сургут ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей"
Раздел: дошкольное образование
Практический семинар для педагогов на тему:
«Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Ход семинара:
Перед началом своего выступления, раздаю чистые листы бумаги и ручки, всем участникам.
Начинаю доклад с упражнения "Яблоко и червячок"
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое,
ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются.
Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы
ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
С вашими ответами мы поработаем в конце выступления.
А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе "педагог — родитель". Слово "конфликт" в переводе с
латинского означает "столкновение". Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много:
это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако
конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации,
разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.
Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость
создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку
профессиональное общение в системе "педагог — родитель" таит в себе целый ряд таких ситуаций,
умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Причины
конфликта
различны:
несоответствие
целей,
недостаточная
информированность
сторон
о
событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
- возникновение конфликта (появление противоречия);
- осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;
- конфликтное поведение;
- исход конфликта.
Конфликт "педагог — родитель" обычно предполагает протекание по типу "начальник — подчиненный",
что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение
устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенным знаниями и опытом в области
психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того,
подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому во
избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на
практике линию партнерского взаимодействия “на равных".
Есть несколько способов разрешения конфликтных ситуаций.
Например, для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель,
включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.
Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах,
полное игнорирование интересов партнера.
Избегание
(уклонение)
характеризуется
отсутствием
внимания,
как
к
своим
интересам,
так
и
к
интересам партнера.
Компромисс — достижение "половинчатой" выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает
повышенное
внимание
к
интересам
другого
человека
в
ущерб
собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
Участникам раздаю, заранее распечатанные таблицы,
где описаны способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации,
"плюсы" и "минусы" этих стилей, после чего комментирую раздаточный материал.
Стиль
Сущность стратегии
Условия применения
Недостатки
Соревнование
Стремление
добиться
своего в ущерб другому.
Заинтересованность
в
п о б е д е .
О б л а д а н и е
определенной властью.
Необходимость
срочного
разрешения конфликта.
И с п ы т ы в а н и е
ч у в с т в а
н е уд о в л е т в о р е н н о с т и
п р и
поражении
и
чувства
вины
при
победе.
Большая
вероятность
испортить
отношения.
Уклонение
Уход от ответственности
за принятие решений.
Исход
не
очень
важен.
О т с у т с т в и е
в л а с т и .
Желание выиграть время.
Большая
вероятность
перехода
конфликта в скрытую форму.
Приспособление
Сглаживание
разногласий
за
сч е т
ущемления
собственных
интересов.
Предмет
р а з н о гл а с и я
более важен для другого
участника
конфликт а.
Желание
сохранить
мир.
Осознание
собственной
неправоты.
Отсутствие
власти.
Нерешенность конфликта.
Компромисс
Поиск
решений
за
счет
взаимных уступок.
О д и н а ко в а я
в л а с т ь .
Наличие
взаимоисключающих
интересов.
Необходимость
срочного
разрешения
конфликта.
Неэффективность
других
стилей.
Получение
только
половины
ожидаемого.
Лишь
частичное
уст ранение
причин конфликта.
Сотрудничество
П о и с к
р е ш е н и я ,
удовлетворяющего
всех
участников.
Н а л и ч и е
в р е м е н и ,
н е о б х о д и м о г о
д л я
разрешения конфликта.
Заинтересованность обеих
сторон.
Четкое
понимание
точки
зрения противника.
Желание
обеих
сторон
сохранить отношения.
Временные
и
энергетические
затраты.
Негарантированность успеха.
В
педагогической
практике
существует
мнение,
что
наиболее
эффективными
способами
выхода
из
конфликтной
ситуации
являются
компромисс
и
сотрудничество.
Однако
любая
из
стратегий
может
оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
А
теперь,
когда
вам
известны
способы
выхода
из
конфликтной
ситуации,
проиллюстрируем
их
результатами нашего упражнения "Яблоко и червячок".
Участники зачитывают свои ответы, а я комментирую их
Примеры ответов участников:
Конкуренция: "Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!"
Избегание: "Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!"
Компромисс: "Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!"
Приспособление: "Такая, видимо, у меня доля тяжкая!"
Сотрудничество: "Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!"
И в конце свое выступление я хочу закончить выполнением антистрессового упражнения.
Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики
различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать"
из памяти конфликтные ситуации.
Сейчас мы проведем с вами упражнение на "стирание" антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь.
Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно
нарисуйте
на
листе
негативную
ситуацию,
которую
необходимо
забыть.
Это
может
быть
реальная
картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно
"стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с
листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги.
Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через
некоторое время методику можно повторить.
В
результате
выполнения
антистрессовых
упражнений
восстанавливается
межполушарное
взаимодействие
и
активизируется
нейроэндокринный
механизм,
обеспечивающий
адаптацию
к
стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.