Напоминание

"Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей"


Автор: Назаренко Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 57 "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Сургут ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Практический семинар для педагогов на тему:

«Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

Ход семинара:

Перед началом своего выступления, раздаю чистые листы бумаги и ручки, всем участникам.

Начинаю доклад с упражнения "Яблоко и червячок"

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое,

ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются.

Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы

ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

С вашими ответами мы поработаем в конце выступления.

А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе "педагог — родитель". Слово "конфликт" в переводе с

латинского означает "столкновение". Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много:

это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако

конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации,

разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.

Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость

создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку

профессиональное общение в системе "педагог — родитель" таит в себе целый ряд таких ситуаций,

умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Причины

конфликта

различны:

несоответствие

целей,

недостаточная

информированность

сторон

о

событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.

Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

- возникновение конфликта (появление противоречия);

- осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;

- конфликтное поведение;

- исход конфликта.

Конфликт "педагог — родитель" обычно предполагает протекание по типу "начальник — подчиненный",

что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение

устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенным знаниями и опытом в области

психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того,

подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому во

избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на

практике линию партнерского взаимодействия “на равных".

Есть несколько способов разрешения конфликтных ситуаций.

Например, для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель,

включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.

Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах,

полное игнорирование интересов партнера.

Избегание

(уклонение)

характеризуется

отсутствием

внимания,

как

к

своим

интересам,

так

и

к

интересам партнера.

Компромисс — достижение "половинчатой" выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает

повышенное

внимание

к

интересам

другого

человека

в

ущерб

собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Участникам раздаю, заранее распечатанные таблицы,

где описаны способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации,

"плюсы" и "минусы" этих стилей, после чего комментирую раздаточный материал.

Стиль

Сущность стратегии

Условия применения

Недостатки

Соревнование

Стремление

добиться

своего в ущерб другому.

Заинтересованность

в

п о б е д е .

О б л а д а н и е

определенной властью.

Необходимость

срочного

разрешения конфликта.

И с п ы т ы в а н и е

ч у в с т в а

н е уд о в л е т в о р е н н о с т и

п р и

поражении

и

чувства

вины

при

победе.

Большая

вероятность

испортить

отношения.

Уклонение

Уход от ответственности

за принятие решений.

Исход

не

очень

важен.

О т с у т с т в и е

в л а с т и .

Желание выиграть время.

Большая

вероятность

перехода

конфликта в скрытую форму.

Приспособление

Сглаживание

разногласий

за

сч е т

ущемления

собственных

интересов.

Предмет

р а з н о гл а с и я

более важен для другого

участника

конфликт а.

Желание

сохранить

мир.

Осознание

собственной

неправоты.

Отсутствие

власти.

Нерешенность конфликта.

Компромисс

Поиск

решений

за

счет

взаимных уступок.

О д и н а ко в а я

в л а с т ь .

Наличие

взаимоисключающих

интересов.

Необходимость

срочного

разрешения

конфликта.

Неэффективность

других

стилей.

Получение

только

половины

ожидаемого.

Лишь

частичное

уст ранение

причин конфликта.

Сотрудничество

П о и с к

р е ш е н и я ,

удовлетворяющего

всех

участников.

Н а л и ч и е

в р е м е н и ,

н е о б х о д и м о г о

д л я

разрешения конфликта.

Заинтересованность обеих

сторон.

Четкое

понимание

точки

зрения противника.

Желание

обеих

сторон

сохранить отношения.

Временные

и

энергетические

затраты.

Негарантированность успеха.

В

педагогической

практике

существует

мнение,

что

наиболее

эффективными

способами

выхода

из

конфликтной

ситуации

являются

компромисс

и

сотрудничество.

Однако

любая

из

стратегий

может

оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А

теперь,

когда

вам

известны

способы

выхода

из

конфликтной

ситуации,

проиллюстрируем

их

результатами нашего упражнения "Яблоко и червячок".

Участники зачитывают свои ответы, а я комментирую их

Примеры ответов участников:

Конкуренция: "Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!"

Избегание: "Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!"

Компромисс: "Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!"

Приспособление: "Такая, видимо, у меня доля тяжкая!"

Сотрудничество: "Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!"

И в конце свое выступление я хочу закончить выполнением антистрессового упражнения.

Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики

различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать"

из памяти конфликтные ситуации.

Сейчас мы проведем с вами упражнение на "стирание" антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь.

Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно

нарисуйте

на

листе

негативную

ситуацию,

которую

необходимо

забыть.

Это

может

быть

реальная

картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно

"стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с

листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги.

Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через

некоторое время методику можно повторить.

В

результате

выполнения

антистрессовых

упражнений

восстанавливается

межполушарное

взаимодействие

и

активизируется

нейроэндокринный

механизм,

обеспечивающий

адаптацию

к

стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.



В раздел образования