Автор: Богданова Надежда Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №13
Населённый пункт: Кандалакша, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Опыт работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию.
Наш детский сад является учреждением общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением физического развития воспитанников. Именно поэтому в своем детском саду в
процессе организации здоровьесберегающей деятельности мы
особое внимание уделяем
духовному здоровью, поскольку именно оно является главной предпосылкой, позволяющей
человеку справится с социальными, психическими и физическими трудностями. Духовно
здоровый человек способен использовать творчество и самосозидание, осознавать свою
ответственность, соблюдать грань между правами и обязанностями, свободой и творчеством
личности, с одной стороны, и безопасностью общества, с другой.
На первом родительском собрании мы познакомили родителей с программой «Истоки.
Воспитание на социокультурном опыте», предложили им принять участие в реализации
проектов, организации музейных экспозиций. Родители поддержали почин педагогического
коллектива, соглашаясь с тем, что они зачастую люди занятые, а идеи нравственности,
духовности и добра нужно закладывать в раннем детстве.
В своей работе много внимания уделяется просветительской работе с родителями по
духовно-нравственному направлению, так как одной из причин кризиса в духовно-нравственной
сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные
явления в жизни семьи многообразны:
Разрушены нравственные представления о браке и семье.
Повреждены устои семьи.
Утрачено традиционное восприятие родительства и детства.
Деформация сферы семейного воспитания.
В современной ситуации особенностью духовно-нравственного воспитания является то,
что осваивать традиции родителям приходится не только в педагогическом (применительно к
детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им приходится решать двойную
задачу:
1. Становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который
они стремятся привить детям;
2. Создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и
духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление
ребенка к возвышенному, святому и доброму.
Наша задача - помочь в этом родителям наших воспитанников.
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй – целенаправленный процесс, в
результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень
взаимодействия,
тем
успешнее
решаются
проблемы
воспитания
детей.
Творческое
взаимодействие педагогов и семьи является важным, так как заключается в заинтересованности
обеих сторон в изучении интересов ребёнка. Такое сотрудничество помогает нам объединить
усилия в создании условий для формирования у детей таких качеств, как совесть, доброта,
покаяние, благодарность, и тех, которые необходимы для самоопределения и самореализации
воспитанника – целеустремлённость, трудолюбие, самостоятельность.
В процессе участия родителей в семейных творческих конкурсах, семья сплачивается, а
ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: наблюдает, осмысливает,
действует вместе с родителями. То, что он сегодня сделал с помощью взрослого, завтра он
сделает сам.
В ходе работы мы использовали следующие принципы взаимодействия с родителями:
Индивидуального подхода;
Доброжелательности;
Позитивного настроя на общение;
Сотрудничества;
Динамичности.
Работа с родителями шла по разным направлениям и, в любом из них использовались
разнообразные формы работы, помогающие сплотить родительский коллектив, требующие
совместной деятельности родителей и детей:
Консультации;
Родительские собрания и тренинги;
Творческие конкурсы и выставки;
Семейные праздники, массовые мероприятия детского сада;
Создание совместных альбомов, рукотворных книг;
Дни открытых дверей и добрых дел;
Оформление фотовыставок;
Совместное создание предметно – развивающей среды.
Работу я начала в группе раннего возраста. С целью изучения семьи, выяснения
образовательных
потребностей
родителей,
установления
контакта
с
её
членами,
для
согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с опроса «Традиции
семьи». Результаты показали, что родители проявляют интерес к этой теме, они однозначно
отмечают необходимость этой работы, подтверждают желание участвовать, определяют
основные нравственные категории, формирование которых считают наиболее важными в работе
с детьми, но не всегда сами правильно понимают, что такое милосердие, терпение, послушание.
Определяя свое отношение к общечеловеческим, гражданским и христианским
ценностям, на первое место родители ставят такие качества как честность, доброта, любовь,
дружелюбие, справедливость, но есть и те, для кого инициативность и находчивость, упорство в
достижении цели являются важнее способности к состраданию. Проанализировав особенности
структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания
дошкольника, выработала тактику общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше
ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные
особенности.
В процессе работы заметила, что не все родители «включены» в образовательный
процесс должным образом. Наиболее активные родители обращались за консультацией,
посещали групповые консультации, родительские собрания, участвовали в конкурсах. Но
значительная часть родителей ограничивалась либо исполнительской позицией, либо устным
общением. Для того, чтобы контакт стал более тесным, я определила для себя направления
работы. Направления работы предусматривают все аспекты педагогического взаимодействия с
семьями воспитанников –теоретические и практические.
Отправной точкой работы стало участие родителей нашей группы в проекте детского
сада - цикле родительских собраний «Мир дома твоего», участниками разработки и реализации
которых стали педагоги и родители детского сада.
В ходе собраний решены следующие задачи:
1. Развивать у родителей познавательный интерес к изучению основ православной культуры в
русских семьях.
2. Познакомить педагогов и родителей воспитанников с православными традициями в русских
семьях, с работой по составлению родословной.
3.Воспитывать патриотические чувства, связующие разные поколения.
4. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Направления
работы
Аналитическое
Досуговое
Наглядно -
информационное
Просветительское
Познавательное
Проведена большая работа по отбору и оформлению текстовых, видео и аудио материалов,
проведен опрос родителей, детей, подготовлен ряд консультаций для педагогов ДОУ и родителей
(«Русская семья», «О первых трех семилетиях», «Крещение». «Венчание», «Родовая память.
Генеалогия», «Как изготовить коллажи на тему «История нашей семьи», «Традиции нашей
семьи»), разработан цикл бесед с родителями детей младшего возраста по формированию
таких нравственных категорий как совесть, благодарность, милосердие, трудолюбие, составлен
конспект досуга «Святочные гуляния».
На собрании в нашей группе прозвучали рассказы родителей о крещении своего ребенка (о
том каким значимым стал этот день для их семьи). Они узнали о составлении родословного
древа семьи (сколько открытий было сделано в процессе его составления).
В ходе досуга «Святочные гуляния» родители имели возможность познакомиться,
услышать колыбельные песни и принять участие в колядовании, народных подвижных играх,
мастер-классе по изготовлению рождественского ангела, обмене рецептами традиционных
угощений, познакомиться с выставкой поделок в мини-музее детского сада, рассмотреть
рождественские поделки, сделанные руками родителей.
С целью более близкого знакомства родителей между собой был проведён конкурс
коллажей «Традиции семьи», «История моей семьи». На коллажах родители и дети увидели фото
и рисунки, иллюстрирующие жизнь каждой семьи, любимые праздники, увлечения, досуг.
Наглядно – информационное и просветительское направления дают возможность донести
до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских
обязанностях и ответственности. Много информации родители получали через родительские
уголки. Эта форма взаимодействия является традиционной. В уголке мы помещаем практический
материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные
игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Таким образом, родители узнали много
нового о праздниках – Рождество, Новый год, Святки, Пасха, получили консультации по темам
«Обереги в русской семье», «Традиции праздника», «Фольклор в жизни малышей», «Об имени
моём» и др. Активность родителей в создании альбомов, пособий, выставок говорит о том, что
эти формы работы являются востребованными.
В своей работе я постоянно использую метод образовательного проектирования -
проектная деятельность позволяет включать в работу детей и родителей,
родители с
удовольствием участвуют в жизни группы, выполняют задания воспитателей, способствующие
успешному воспитательному процессу. Эта форма работы позволяет принять участие всем
родителям, проявить свои творческие способности, заявить о талантах.
В процессе реализации образовательного проекта «Петушок» семьи приняли участие в
создании рукотворной книги «Любимые потешки». Родители выбирали народную потешку и
создавали
рукотворную страничку для книги. Материал для работы использовали самый
разнообразный – нитки, бумагу, клеёнку, бисер, бусинки, шнурки, тесьму и многое др. Родители
сообщили, что во время работы дети не остались в стороне – выбирали материал, помогали
приклеивать детали. Эта книга стала любимой в нашей группе. Дети с удовольствием
рассматривают её, рассказывают знакомые потешки.
Для того, чтобы сблизить родителей группы мы решили провести Новогоднее
развлечение. Дети вместе с родителями водили хоровод вокруг ёлки, играли с Дедом Морозом,
пели новогодние песенки. Весной провели с родителями праздник для мам. Мамам было
предложено участвовать в кулинарном конкурсе «Вкусняшки». Все приготовленные блюда
получили высшую оценку детей – всё было очень вкусно! Мы заметили, что родители стали
более тесно общаться семьями, проводить вместе досуг.
Работа продолжилась в 1 младшей группе. В начале учебного года состоялось родительское
собрание «Имянаречение». Родители узнали историю наречения ребёнка именем, смогли
принять участие в беседе по теме. Был создан альбом «Моя семья» - с фотографиями
воспитанников в семейной обстановке.
В течение учебного года реализованы 4 образовательных проекта с детьми, в которых
родители приняли активное участие.
Образовательный проект «Петушок»:
Создание рукотворной книги «Любимые потешки».
Образовательный проект «Матрёшки»:
Изготовление
матрёшек
с
целью
осуществления
с
детьми
направленной
организованной деятельности;
консультация «Игры с Матрёшкой», благодаря которой родители ознакомились с
разнообразием игр с использованием этого дидактического пособия;
изготовление родителями пособия «Заплети косичку матрёшке» для развития
мелкой моторики.
Образовательный проект «Платочки»:
посещение выставки в мини-музее МДОУ на тему «Рукоделие»;
шитьё платочков и юбочек к празднику 8 марта для танца «Матрёшки»;
разучивание с детьми стихотворений о мамах.
В ходе проекта дети выполнили аппликацию на ткани - «Платочки» и во время
праздничного развлечения к празднику 8 марта подарили своим мамам и бабушкам.
Образовательный проект «Дом для рыбок»:
приобретение аквариума и бутафорских объектов для него (игрушечные рыбки,
водоросли, домик, камешки).
В конце учебного года проведено родительское собрание «Проектная деятельность в
работе с младшими дошкольниками». Родители смогли ознакомиться с результатами реализации
образовательных
проектов,
посмотрели
мультимедийную
презентацию
и
видеозаписи
направленной организованной деятельности с детьми по физической культуре и развитию речи
«Драматизация сказки «Заюшкина избушка».
Во 2 младшей группе работа с родителями продолжилась. В течение года проведен цикл
тренинговых занятий в микрогруппах по формированию нравственных понятий на основе
знакомства с народной мудростью – притчами по темам:
Воспитание ребенка.
Воспитание благодарности.
Что такое зависть и как её преодолеть.
Сквернословие.
Воспитание трудолюбия.
Воспитание совестливости.
Вопросы добра и зла.
Недовольство.
Привередливость.
Хвастовство.
В рамках этой темы отобран познавательный, иллюстративный материал,
разработаны конспекты занятий – встреч. Родители занимались в группах по 5-10 человек. В
основе каждой беседы были притчи. Они помогли взглянуть на житейскую ситуацию со стороны.
Притчи — это не простой рассказ,
это сосредоточение мысли, взаимосвязи поступков
и последствий, морали и примеров человеческой мудрости. Если просто сказать человеку умную
мысль - он кивнет и продолжит жить как прежде, если же эту мысль превратить в притчу
и рассказать ее со смыслом, с расстановкой — есть большой шанс, что важная идея притчи
просочится через все двери сознания и попадет в самые глубины души, позволит задуматься над
своей жизнью, своими целями и желаниями. Притчи не навязывают точки зрения, выводы,
не диктуют вам, как надо жить, они лишь рассуждают о возможных последствиях того или иного
поведения и дают возможность взглянуть на себя со стороны в слегка иносказательной форме.
Притчи не могут обидеть или ранить, а могут лишь подсказать и научить.
Опыт, полученный в процессе
взаимодействия
по данной теме, показывает,
что
родители активно переносят полученные знания и умения в общение со своими детьми в семьях.
В 2011 году Дню Матери посвящена реализация информационного проекта «Мамы могут
всё что угодно», который направлен на знакомство с увлечениями семьи. Мамы представили
фото и коллекции своих увлечений. Была оформлена мультимедийная презентация. Родители
приняли участие в родительской гостиной «Наши мамы». Презентацией проекта стал праздник
«День Матери». Мамы проявили свои актёрские способности в сценке «Три мамы». Дети
показали инсценировку «Маленькая мама», поиграли с мамами в колокольный перезвон, пели
для мам и бабушек песни, читали стихи, играли
в игры, сделали аппликацию липкой
разноцветной лентой на воздушном шарике «Подари свою улыбку», подарили мамам свои
поделки - розочки из цветной бумаги. На празднике царила атмосфера дружбы, любви и
хорошего настроения, дети были веселы и счастливы. Праздник прошёл хорошо, но папы всегда
остаются в тени. Поэтому к 23 февраля я решила реализовать проект с папами. Проект «Папы
могут всё что угодно» помог поближе познакомиться с папами. Папы рассказали о своих
увлечениях, интересах, принесли фотографии. Презентацией проекта стало комплексное занятие
«Праздник наших пап». Дети рассмотрели фото пап в военной форме, рассказали какие они
сильные, храбрые, могут защитить не только свою семью, но и, если нужно, стать защитниками
Родины. Завершением проекта стало спортивное развлечение с папами «Мой папа самый
лучший», целью которого стало повышение статуса отца в семейном воспитании. Дети разучили
песни, стихи к празднику, играли с папами в подвижные игры, провели соревнования «Быстрые
и ловкие». Этот семейный досуг доставил всем много радостных и волнующих минут. Глаза
детей светились неподдельной радостью, а как они гордились своими папами! Досуговое
направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным,
полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное
мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во
взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть
приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской
общественностью в целом. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое
разделяют и взрослые, и дети.
В конце учебного года проведено родительское собрание «Истоки добра». На нём подведён
итог нашей совместной работе. Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей
осуществлялось в совместной работе со специалистами в ДОУ по реализации образовательных
программ «Детство», «Истоки» и смогло сделать родителей действительно равноответственными
участниками образовательного процесса. В результате повысился уровень воспитательно-
образовательной
деятельности родителей,
что способствовало
развитию их творческой
инициативы. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными
помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли партнеров.
Доверительные отношения устанавливались постепенно, в совместной деятельности
родителей с педагогами. Для того, чтобы родители стали помощниками педагога, творчески
развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет
увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать
во всем, быть терпеливыми и деликатными, и результат не заставит себя ждать.
Есть один важный момент в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую
– нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал
Ф. Ларошфуко. Я всегда благодарю родителей при любом удобном случае.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.
Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам
изготовить пособия для занятий физкультурой (дуги для подлезания, маракасы, султанчики,
флажки), оформить театральный уголок, зоны сюжетно-ролевых игр - «Магазин», «Дом»,
«Парикмахерская». Совместно с родителями в группе создан патриотический уголок, он
содержит не только альбомы познавательного характера – «Жизненный цикл человека»,
«Русский костюм», «Архитектура» и др., но и народные игрушки, макет русского деревенского
двора. Родители постоянно участвуют в выставках мини - музея детского сада, посвящённым
русским традиционным праздникам «Новый год», «Пасха» и др.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе
с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:
родители стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера
взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой.
Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять
искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и
продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Родители
активнее посещают родительские собрания, участвуют в праздниках и развлечениях, проектной
деятельности.
Успех взаимодействия с семьей определяется интуицией, инициативой и терпением
педагога, его умением стать профессиональным помощником семье. Семья и детский сад по –
своему дают ребенку социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают
оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в их
гармоничном сочетании можно добиться положительного результата. Для меня это стало
возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.