Напоминание

Опыт работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию


Автор: Богданова Надежда Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №13
Населённый пункт: Кандалакша, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Опыт работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию.

Наш детский сад является учреждением общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением физического развития воспитанников. Именно поэтому в своем детском саду в

процессе организации здоровьесберегающей деятельности мы

особое внимание уделяем

духовному здоровью, поскольку именно оно является главной предпосылкой, позволяющей

человеку справится с социальными, психическими и физическими трудностями. Духовно

здоровый человек способен использовать творчество и самосозидание, осознавать свою

ответственность, соблюдать грань между правами и обязанностями, свободой и творчеством

личности, с одной стороны, и безопасностью общества, с другой.

На первом родительском собрании мы познакомили родителей с программой «Истоки.

Воспитание на социокультурном опыте», предложили им принять участие в реализации

проектов, организации музейных экспозиций. Родители поддержали почин педагогического

коллектива, соглашаясь с тем, что они зачастую люди занятые, а идеи нравственности,

духовности и добра нужно закладывать в раннем детстве.

В своей работе много внимания уделяется просветительской работе с родителями по

духовно-нравственному направлению, так как одной из причин кризиса в духовно-нравственной

сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные

явления в жизни семьи многообразны:

Разрушены нравственные представления о браке и семье.

Повреждены устои семьи.

Утрачено традиционное восприятие родительства и детства.

Деформация сферы семейного воспитания.

В современной ситуации особенностью духовно-нравственного воспитания является то,

что осваивать традиции родителям приходится не только в педагогическом (применительно к

детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им приходится решать двойную

задачу:

1. Становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который

они стремятся привить детям;

2. Создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и

духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление

ребенка к возвышенному, святому и доброму.

Наша задача - помочь в этом родителям наших воспитанников.

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй – целенаправленный процесс, в

результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень

взаимодействия,

тем

успешнее

решаются

проблемы

воспитания

детей.

Творческое

взаимодействие педагогов и семьи является важным, так как заключается в заинтересованности

обеих сторон в изучении интересов ребёнка. Такое сотрудничество помогает нам объединить

усилия в создании условий для формирования у детей таких качеств, как совесть, доброта,

покаяние, благодарность, и тех, которые необходимы для самоопределения и самореализации

воспитанника – целеустремлённость, трудолюбие, самостоятельность.

В процессе участия родителей в семейных творческих конкурсах, семья сплачивается, а

ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: наблюдает, осмысливает,

действует вместе с родителями. То, что он сегодня сделал с помощью взрослого, завтра он

сделает сам.

В ходе работы мы использовали следующие принципы взаимодействия с родителями:

Индивидуального подхода;

Доброжелательности;

Позитивного настроя на общение;

Сотрудничества;

Динамичности.

Работа с родителями шла по разным направлениям и, в любом из них использовались

разнообразные формы работы, помогающие сплотить родительский коллектив, требующие

совместной деятельности родителей и детей:

Консультации;

Родительские собрания и тренинги;

Творческие конкурсы и выставки;

Семейные праздники, массовые мероприятия детского сада;

Создание совместных альбомов, рукотворных книг;

Дни открытых дверей и добрых дел;

Оформление фотовыставок;

Совместное создание предметно – развивающей среды.

Работу я начала в группе раннего возраста. С целью изучения семьи, выяснения

образовательных

потребностей

родителей,

установления

контакта

с

её

членами,

для

согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с опроса «Традиции

семьи». Результаты показали, что родители проявляют интерес к этой теме, они однозначно

отмечают необходимость этой работы, подтверждают желание участвовать, определяют

основные нравственные категории, формирование которых считают наиболее важными в работе

с детьми, но не всегда сами правильно понимают, что такое милосердие, терпение, послушание.

Определяя свое отношение к общечеловеческим, гражданским и христианским

ценностям, на первое место родители ставят такие качества как честность, доброта, любовь,

дружелюбие, справедливость, но есть и те, для кого инициативность и находчивость, упорство в

достижении цели являются важнее способности к состраданию. Проанализировав особенности

структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания

дошкольника, выработала тактику общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше

ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные

особенности.

В процессе работы заметила, что не все родители «включены» в образовательный

процесс должным образом. Наиболее активные родители обращались за консультацией,

посещали групповые консультации, родительские собрания, участвовали в конкурсах. Но

значительная часть родителей ограничивалась либо исполнительской позицией, либо устным

общением. Для того, чтобы контакт стал более тесным, я определила для себя направления

работы. Направления работы предусматривают все аспекты педагогического взаимодействия с

семьями воспитанников –теоретические и практические.

Отправной точкой работы стало участие родителей нашей группы в проекте детского

сада - цикле родительских собраний «Мир дома твоего», участниками разработки и реализации

которых стали педагоги и родители детского сада.

В ходе собраний решены следующие задачи:

1. Развивать у родителей познавательный интерес к изучению основ православной культуры в

русских семьях.

2. Познакомить педагогов и родителей воспитанников с православными традициями в русских

семьях, с работой по составлению родословной.

3.Воспитывать патриотические чувства, связующие разные поколения.

4. Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Направления

работы

Аналитическое

Досуговое

Наглядно -

информационное

Просветительское

Познавательное

Проведена большая работа по отбору и оформлению текстовых, видео и аудио материалов,

проведен опрос родителей, детей, подготовлен ряд консультаций для педагогов ДОУ и родителей

(«Русская семья», «О первых трех семилетиях», «Крещение». «Венчание», «Родовая память.

Генеалогия», «Как изготовить коллажи на тему «История нашей семьи», «Традиции нашей

семьи»), разработан цикл бесед с родителями детей младшего возраста по формированию

таких нравственных категорий как совесть, благодарность, милосердие, трудолюбие, составлен

конспект досуга «Святочные гуляния».

На собрании в нашей группе прозвучали рассказы родителей о крещении своего ребенка (о

том каким значимым стал этот день для их семьи). Они узнали о составлении родословного

древа семьи (сколько открытий было сделано в процессе его составления).

В ходе досуга «Святочные гуляния» родители имели возможность познакомиться,

услышать колыбельные песни и принять участие в колядовании, народных подвижных играх,

мастер-классе по изготовлению рождественского ангела, обмене рецептами традиционных

угощений, познакомиться с выставкой поделок в мини-музее детского сада, рассмотреть

рождественские поделки, сделанные руками родителей.

С целью более близкого знакомства родителей между собой был проведён конкурс

коллажей «Традиции семьи», «История моей семьи». На коллажах родители и дети увидели фото

и рисунки, иллюстрирующие жизнь каждой семьи, любимые праздники, увлечения, досуг.

Наглядно – информационное и просветительское направления дают возможность донести

до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских

обязанностях и ответственности. Много информации родители получали через родительские

уголки. Эта форма взаимодействия является традиционной. В уголке мы помещаем практический

материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные

игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Таким образом, родители узнали много

нового о праздниках – Рождество, Новый год, Святки, Пасха, получили консультации по темам

«Обереги в русской семье», «Традиции праздника», «Фольклор в жизни малышей», «Об имени

моём» и др. Активность родителей в создании альбомов, пособий, выставок говорит о том, что

эти формы работы являются востребованными.

В своей работе я постоянно использую метод образовательного проектирования -

проектная деятельность позволяет включать в работу детей и родителей,

родители с

удовольствием участвуют в жизни группы, выполняют задания воспитателей, способствующие

успешному воспитательному процессу. Эта форма работы позволяет принять участие всем

родителям, проявить свои творческие способности, заявить о талантах.

В процессе реализации образовательного проекта «Петушок» семьи приняли участие в

создании рукотворной книги «Любимые потешки». Родители выбирали народную потешку и

создавали

рукотворную страничку для книги. Материал для работы использовали самый

разнообразный – нитки, бумагу, клеёнку, бисер, бусинки, шнурки, тесьму и многое др. Родители

сообщили, что во время работы дети не остались в стороне – выбирали материал, помогали

приклеивать детали. Эта книга стала любимой в нашей группе. Дети с удовольствием

рассматривают её, рассказывают знакомые потешки.

Для того, чтобы сблизить родителей группы мы решили провести Новогоднее

развлечение. Дети вместе с родителями водили хоровод вокруг ёлки, играли с Дедом Морозом,

пели новогодние песенки. Весной провели с родителями праздник для мам. Мамам было

предложено участвовать в кулинарном конкурсе «Вкусняшки». Все приготовленные блюда

получили высшую оценку детей – всё было очень вкусно! Мы заметили, что родители стали

более тесно общаться семьями, проводить вместе досуг.

Работа продолжилась в 1 младшей группе. В начале учебного года состоялось родительское

собрание «Имянаречение». Родители узнали историю наречения ребёнка именем, смогли

принять участие в беседе по теме. Был создан альбом «Моя семья» - с фотографиями

воспитанников в семейной обстановке.

В течение учебного года реализованы 4 образовательных проекта с детьми, в которых

родители приняли активное участие.

Образовательный проект «Петушок»:

Создание рукотворной книги «Любимые потешки».

Образовательный проект «Матрёшки»:

Изготовление

матрёшек

с

целью

осуществления

с

детьми

направленной

организованной деятельности;

консультация «Игры с Матрёшкой», благодаря которой родители ознакомились с

разнообразием игр с использованием этого дидактического пособия;

изготовление родителями пособия «Заплети косичку матрёшке» для развития

мелкой моторики.

Образовательный проект «Платочки»:

посещение выставки в мини-музее МДОУ на тему «Рукоделие»;

шитьё платочков и юбочек к празднику 8 марта для танца «Матрёшки»;

разучивание с детьми стихотворений о мамах.

В ходе проекта дети выполнили аппликацию на ткани - «Платочки» и во время

праздничного развлечения к празднику 8 марта подарили своим мамам и бабушкам.

Образовательный проект «Дом для рыбок»:

приобретение аквариума и бутафорских объектов для него (игрушечные рыбки,

водоросли, домик, камешки).

В конце учебного года проведено родительское собрание «Проектная деятельность в

работе с младшими дошкольниками». Родители смогли ознакомиться с результатами реализации

образовательных

проектов,

посмотрели

мультимедийную

презентацию

и

видеозаписи

направленной организованной деятельности с детьми по физической культуре и развитию речи

«Драматизация сказки «Заюшкина избушка».

Во 2 младшей группе работа с родителями продолжилась. В течение года проведен цикл

тренинговых занятий в микрогруппах по формированию нравственных понятий на основе

знакомства с народной мудростью – притчами по темам:

Воспитание ребенка.

Воспитание благодарности.

Что такое зависть и как её преодолеть.

Сквернословие.

Воспитание трудолюбия.

Воспитание совестливости.

Вопросы добра и зла.

Недовольство.

Привередливость.

Хвастовство.

В рамках этой темы отобран познавательный, иллюстративный материал,

разработаны конспекты занятий – встреч. Родители занимались в группах по 5-10 человек. В

основе каждой беседы были притчи. Они помогли взглянуть на житейскую ситуацию со стороны.

Притчи — это не простой рассказ,

это сосредоточение мысли, взаимосвязи поступков

и последствий, морали и примеров человеческой мудрости. Если просто сказать человеку умную

мысль - он кивнет и продолжит жить как прежде, если же эту мысль превратить в притчу

и рассказать ее со смыслом, с расстановкой — есть большой шанс, что важная идея притчи

просочится через все двери сознания и попадет в самые глубины души, позволит задуматься над

своей жизнью, своими целями и желаниями. Притчи не навязывают точки зрения, выводы,

не диктуют вам, как надо жить, они лишь рассуждают о возможных последствиях того или иного

поведения и дают возможность взглянуть на себя со стороны в слегка иносказательной форме.

Притчи не могут обидеть или ранить, а могут лишь подсказать и научить.

Опыт, полученный в процессе

взаимодействия

по данной теме, показывает,

что

родители активно переносят полученные знания и умения в общение со своими детьми в семьях.

В 2011 году Дню Матери посвящена реализация информационного проекта «Мамы могут

всё что угодно», который направлен на знакомство с увлечениями семьи. Мамы представили

фото и коллекции своих увлечений. Была оформлена мультимедийная презентация. Родители

приняли участие в родительской гостиной «Наши мамы». Презентацией проекта стал праздник

«День Матери». Мамы проявили свои актёрские способности в сценке «Три мамы». Дети

показали инсценировку «Маленькая мама», поиграли с мамами в колокольный перезвон, пели

для мам и бабушек песни, читали стихи, играли

в игры, сделали аппликацию липкой

разноцветной лентой на воздушном шарике «Подари свою улыбку», подарили мамам свои

поделки - розочки из цветной бумаги. На празднике царила атмосфера дружбы, любви и

хорошего настроения, дети были веселы и счастливы. Праздник прошёл хорошо, но папы всегда

остаются в тени. Поэтому к 23 февраля я решила реализовать проект с папами. Проект «Папы

могут всё что угодно» помог поближе познакомиться с папами. Папы рассказали о своих

увлечениях, интересах, принесли фотографии. Презентацией проекта стало комплексное занятие

«Праздник наших пап». Дети рассмотрели фото пап в военной форме, рассказали какие они

сильные, храбрые, могут защитить не только свою семью, но и, если нужно, стать защитниками

Родины. Завершением проекта стало спортивное развлечение с папами «Мой папа самый

лучший», целью которого стало повышение статуса отца в семейном воспитании. Дети разучили

песни, стихи к празднику, играли с папами в подвижные игры, провели соревнования «Быстрые

и ловкие». Этот семейный досуг доставил всем много радостных и волнующих минут. Глаза

детей светились неподдельной радостью, а как они гордились своими папами! Досуговое

направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным,

полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное

мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во

взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть

приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской

общественностью в целом. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое

разделяют и взрослые, и дети.

В конце учебного года проведено родительское собрание «Истоки добра». На нём подведён

итог нашей совместной работе. Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей

осуществлялось в совместной работе со специалистами в ДОУ по реализации образовательных

программ «Детство», «Истоки» и смогло сделать родителей действительно равноответственными

участниками образовательного процесса. В результате повысился уровень воспитательно-

образовательной

деятельности родителей,

что способствовало

развитию их творческой

инициативы. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными

помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли партнеров.

Доверительные отношения устанавливались постепенно, в совместной деятельности

родителей с педагогами. Для того, чтобы родители стали помощниками педагога, творчески

развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет

увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать

во всем, быть терпеливыми и деликатными, и результат не заставит себя ждать.

Есть один важный момент в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую

– нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал

Ф. Ларошфуко. Я всегда благодарю родителей при любом удобном случае.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.

Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам

изготовить пособия для занятий физкультурой (дуги для подлезания, маракасы, султанчики,

флажки), оформить театральный уголок, зоны сюжетно-ролевых игр - «Магазин», «Дом»,

«Парикмахерская». Совместно с родителями в группе создан патриотический уголок, он

содержит не только альбомы познавательного характера – «Жизненный цикл человека»,

«Русский костюм», «Архитектура» и др., но и народные игрушки, макет русского деревенского

двора. Родители постоянно участвуют в выставках мини - музея детского сада, посвящённым

русским традиционным праздникам «Новый год», «Пасха» и др.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе

с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:

родители стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера

взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой.

Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять

искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и

продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Родители

активнее посещают родительские собрания, участвуют в праздниках и развлечениях, проектной

деятельности.

Успех взаимодействия с семьей определяется интуицией, инициативой и терпением

педагога, его умением стать профессиональным помощником семье. Семья и детский сад по –

своему дают ребенку социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают

оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в их

гармоничном сочетании можно добиться положительного результата. Для меня это стало

возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.



В раздел образования