Автор: Михайлова Елена Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 76 имени Д.Е. Васильева
Населённый пункт: г. Лесной Свердловской области
Наименование материала: КОНСТРУКТ УРОКА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ» 4 КЛАСС
Тема: Тема урока: «Наречие как особая часть речи»
Раздел: начальное образование
КОНСТРУКТ УРОКА
ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ»
4 КЛАСС
Тема урока: «Наречие как особая часть речи»
Раздел:
«Какие части речи есть в русском языке?»
Лесной
Тип урока:
открытие нового знания
Цели урока:
1. Открыть новую часть речи, выявив её основные признаки.
2. Развивать умение находить в тексте и устной речи наречия и записывать их.
3. Формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать, что такое наречие;
- уметь ставить вопросы к наречиям;
- находить наречия в тексте;
- отличать наречия от других частей речи
- определять морфологические признаки наречий;
- уметь разбирать предложения с наречиями по членам предложения.
Метапредметные регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу на уроке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Метапредметные познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной речи;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
-обобщать.
Метапредметные коммуникативные:
- владеть диалогической формой коммуникации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика»
Структурно-содержательная модель урока
№
п/п
Этапы
урока
Ход урока
Цель этапа
(формирование или
развитие УУД)
1
Организац
ионный.
Цели этапа:
Создание
ситуации
готовности к
уроку.
Включение в
деловой
ритм.
-Доброе утро, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы
работаем в особом режиме – в присутствии гостей.
-Чего вы ждёте от урока?
-А я надеюсь на ваше внимание, на наше взаимопонимание и
сотрудничество. Возможно, к нашему разговору присоединятся и
педагоги.
Личностные: -
самоопределение;
Регулятивные: -
целеполагание;
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками;
2
Актуализац
ия знаний
Цели этапа:
Активизация
знаний
учащихся.
Создание
проблемной
ситуации.
1. - Чтобы взрослые были в курсе, скажите, над какой общей темой мы
работаем? Слайд 1
-Известные нам части речи мы систематизировали в схеме. Давайте,
воспроизведём её. (Части речи)
- Как вы думаете, система выстроена до конца? Какие вопросы
возникают?
- Действительно, схема будет пополняться, её окончательный вариант –
это наша долгосрочная цель. Кто хотел бы быстрее её достигнуть?
-Значит, в качестве девиза, подойдут такие строки? Слайд 2
Люблю различные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны не всегда,
И их значенья так туманны…
- Надеюсь, что придёт время, когда для вас туманностей в русском языке
станет гораздо меньше, чем сейчас…
2. - А пока откройте тетради, запишите дату, укажите вид работы. Слайд 3
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Познавательные: логические-
анализ объектов с целью
выделения признаков;
Минутка чистописания
Её цель ОТРАБОТКА СКОРОПИСИ И
БЕЗОТРЫВНОСТИ ПИСЬМА. Вам будут предложены довольно простые
вопросы. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ,
записав его в тетради. Итак, приступаем! К доске - Алина
В слове агроном первая гласная …
Звук парный звуку {с}. Запишите букву, которой он
обозначается
В слове килограмм удвоенная …
В слове если безударная гласная…
- Составьте слово, (зима) запишите его безотрывно в этой же строке.
- В следующей строке запишите данные строчные буквы вместе с
прописными, соединив их любым росчерком. Пишем безотрывно.
3. –Прочтите стихотворение о зиме. Слайд 4
Тихо, плавно снег летит
Белый снег, мохнатый.
Быстро мы расчистим снег
На дворе лопатой.
- Назовите служебные ч.р.?
- Назовите самостоятельные части речи, известные вам?
- Какой частью речи являются остальные слова?
- Какова же наша ближайшая цель?
3
Изучение
нового
материала
Открытие
новых
знаний
Цели этапа:
Организация
учащихся по
исследовани
ю
проблемной
ситуации.
Построение
алгоритма
действий.
1. – Какие вопросы у вас возникли?
Название части речи.
На какие вопросы отвечает.
Что обозначает.
Роль в предложении.
Как изменяется. Доска!!!
- Я запишу ваши вопросы. Это и станет планом нашего исследования.
2.Перед вами рабочие листы. Выстраивайте работу, опираясь на них. По
окончанию работы представьте её результат, используя помощник ответа.
На работу даётся 10 минут, желаю удачи!
Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- инициативное
сотрудничество в поиске и
выборе информации;
- владение монологической и
диалогической формой
высказывания;
- стремление к координации
различных позиций в
сотрудничестве;
Регулятивные:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
Познавательные:
- самостоятельное
выделение, формулирование
познавательной цели;
- моделирование;
- построение логической
цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение
гипотез и их обоснование;
4
Обмен
информаци
ей.
Организац
ия
информаци
Представление результатов исследования.
Регулятивные:
- пошаговый контроль по
результату;
- оценка;
- коррекция;
Познавательные:
- умение структурировать
и
Цели этапа:
Осознанност
ь восприятия.
Первичное
обобщение.
знания;
- выбор наиболее
эффективных способов
решения задач;
- умение осознанно и
произвольно строить речевое
высказывание;
Коммуникативные:
- контроль за действиями
партнёра;
- Формулировка
собственного мнения и
позиции;
5
Подведен.
итогов.
Рефлексия.
Цель этапа:
Организация
деятельности
по
применению
новых
знаний.
-Давайте вернёмся к нашим вопросам. Удалось ли ответить на них в ходе
работы?
-Какие из них можно снять?
Наречия появились в русском языке позже других речи. Слово
НАРЕЧИЕ – очень старое,
оно встречается в древнерусском языке.
Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли
эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские
грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию наречия в
том, что оно должно быть при глаголе (отсюда и приглаголие) или
«накладываться» на глагол – речь (наречие).
У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь позже.
-Может быть, возникли новые вопросы? (правописание?)
-Предлагаю вернуться к эпиграфу нашего урока.
Регулятивные:
- контроль, коррекция и
выделение того, что уже
усвоено и что ещё подлежит
усвоению;
- осознание качества и
уровня усвоения;
Личностные:
- самоопределение;
Люблю различные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны не всегда,
И их значенья так туманны…
- Овладели вы новыми знаниями? Значит, туманностей стало чуть меньше.
6
- Предлагаю оценить работу на уроке с помощью наречий.
На уроке мне было… , потому что….
Особенно …
хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала,
сегодня, правильно, когда-нибудь, навечно, навсегда, отлично,
бесполезно
Спасибо за урок!!!