Автор: Тертышникова Татьяна Викторовна
Должность: Воспитатель коррекционной группы
Учебное заведение: МБДОУ № 6
Населённый пункт: АР КРЫМ г. Керчь
Наименование материала: коррекционная работа с детьми ОВЗ
Тема: Использование загадок в формировании интеллекта ребенка
Раздел: дошкольное образование
Загадка
–
,
одна из малых форм устного народного творчества в
,
которой в предельно сжатой образной форме даются наиболее
,
.
яркие характерные признаки предметов или явлений
,
Разгадывание загадок развивает способность к анализу
,
,
обобщению формирует умение самостоятельно делать выводы
,
,
умозаключения умение четко выделять наиболее характерные
,
выразительные признаки или явления умение ярко и лаконично
,
передавать образы предметов развивает у детей поэтический
.
взгляд на действительность
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на
.
разностороннее развитие речи детей Употребление для создания
в загадке метафорического образа различных средств
(
,
выразительности приема олицетворения использование
,
,
,
,
многозначности слов определений эпитетов сравнений особой
)
ритмической организации способствуют формированию
.
образности речи детей дошкольного возраста
,
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов
,
помогают увидеть вторичные значения слов формируют
.
представления о переносном значении слов Они помогают
,
усвоить звуковой и грамматический строй русской речи заставляя
.
сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее
Использование загадок в работе с детьми так же способствует развитию
навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не
только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою
мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует
особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов,
грамматических структур, особой композиции. Обычно дети в своей речи
этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и
освоения.
Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, при
отгадывании загадок нужно ставить перед ребенком конкретную цель: не
просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо
учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей
полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми
предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда
доказательства будут более обоснованными и полными.
По мере накопления детьми опыта в отгадывании загадок можно проводить с
ними развлечения по темам: «Наши зверушки» , «Магазин игрушек»…
(Приложение 2)
Детям младшего дошкольного возраста ближе всего тематика загадок
«Игрушки». В «Магазине» можно каждому «купить» игрушку, если
отгадаешь загадку:
Он лежать совсем не хочет,
Если бросишь он подскачет,
Бросишь снова – мчится вскачь.
Угадали - это (мяч).
Проводя наблюдения за растениями, явлениями живой природы, дети учатся
отгадывать загадки об овощах и фруктах, разных растениях, явлениях
природы. Загадок об одном и том же предмете необходимо знать педагогу
несколько. С одной стороны, хорошо, когда дети удерживают в своей памяти
загадки, но как же быть с мыслительными действиями? Только новая загадка
заставит ребенка сопоставлять, сравнивать, логически мыслить.
Например: загадки о днях недели для старших дошкольников:
1. Что за птицы пролетают по семерке в каждой стае, вереницею летят, не
воротятся назад?
2. Протянулся мост на семь верст, а в конце моста – золотая верста.
Так, в повседневной жизни дети слышат от взрослых: «День пролетел» ,
«Неделя пролетела». Воспитатель поясняет , что дни идут за днями быстро,
их не вернуть назад, здесь дни сравниваются с птицами. Вторая же загадка
одно и то же явление объясняет иначе, как бы в замедленном темпе:
«Протянулся мост на семь верст», что же это за «золотая верста»- ребенок
путем размышлений установит сам. Две загадки- и масса работы для ума.
Загадка полезное упражнение для детского ума, т. к. развивает в ребенке
догадливость, сообразительность. Большинство загадок построены на
сопоставлении двух предметов: предмет , который загадывают с помощью
другого, чем-то похожего: два братца пошли купаться – это ведра. Они
названы в загадке братцами т. к. похожи друг на друга как родные братья.
В других загадках указываются лишь признаки или действия того предмета,
который нужно отгадать:
Два конца, два кольца, посредине – гвоздик (ножницы).
Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства
при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и
интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать
их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и
своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми
средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.
Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть
композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и
синтаксических конструкций.
В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее
построение. Я считаю, что нужно иметь в запасе несколько загадок об одном
предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы,
выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-
разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками
описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве
образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся
пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно
овладевая образной системой языка.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи
методики развития речи и наряду с основными методами и приемами
речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот
богатейший материал словесного творчества народа.