Напоминание

Использование загадок в формировании интеллекта ребенка


Автор: Тертышникова Татьяна Викторовна
Должность: Воспитатель коррекционной группы
Учебное заведение: МБДОУ № 6
Населённый пункт: АР КРЫМ г. Керчь
Наименование материала: коррекционная работа с детьми ОВЗ
Тема: Использование загадок в формировании интеллекта ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Загадка

,

одна из малых форм устного народного творчества в

,

которой в предельно сжатой образной форме даются наиболее

,

.

яркие характерные признаки предметов или явлений

,

Разгадывание загадок развивает способность к анализу

,

,

обобщению формирует умение самостоятельно делать выводы

,

,

умозаключения умение четко выделять наиболее характерные

,

выразительные признаки или явления умение ярко и лаконично

,

передавать образы предметов развивает у детей поэтический

.

взгляд на действительность

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на

.

разностороннее развитие речи детей Употребление для создания

в загадке метафорического образа различных средств

(

,

выразительности приема олицетворения использование

,

,

,

,

многозначности слов определений эпитетов сравнений особой

)

ритмической организации способствуют формированию

.

образности речи детей дошкольного возраста

,

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов

,

помогают увидеть вторичные значения слов формируют

.

представления о переносном значении слов Они помогают

,

усвоить звуковой и грамматический строй русской речи заставляя

.

сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее

Использование загадок в работе с детьми так же способствует развитию

навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не

только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою

мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует

особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов,

грамматических структур, особой композиции. Обычно дети в своей речи

этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и

освоения.

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, при

отгадывании загадок нужно ставить перед ребенком конкретную цель: не

просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо

учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей

полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми

предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда

доказательства будут более обоснованными и полными.

По мере накопления детьми опыта в отгадывании загадок можно проводить с

ними развлечения по темам: «Наши зверушки» , «Магазин игрушек»…

(Приложение 2)

Детям младшего дошкольного возраста ближе всего тематика загадок

«Игрушки». В «Магазине» можно каждому «купить» игрушку, если

отгадаешь загадку:

Он лежать совсем не хочет,

Если бросишь он подскачет,

Бросишь снова – мчится вскачь.

Угадали - это (мяч).

Проводя наблюдения за растениями, явлениями живой природы, дети учатся

отгадывать загадки об овощах и фруктах, разных растениях, явлениях

природы. Загадок об одном и том же предмете необходимо знать педагогу

несколько. С одной стороны, хорошо, когда дети удерживают в своей памяти

загадки, но как же быть с мыслительными действиями? Только новая загадка

заставит ребенка сопоставлять, сравнивать, логически мыслить.

Например: загадки о днях недели для старших дошкольников:

1. Что за птицы пролетают по семерке в каждой стае, вереницею летят, не

воротятся назад?

2. Протянулся мост на семь верст, а в конце моста – золотая верста.

Так, в повседневной жизни дети слышат от взрослых: «День пролетел» ,

«Неделя пролетела». Воспитатель поясняет , что дни идут за днями быстро,

их не вернуть назад, здесь дни сравниваются с птицами. Вторая же загадка

одно и то же явление объясняет иначе, как бы в замедленном темпе:

«Протянулся мост на семь верст», что же это за «золотая верста»- ребенок

путем размышлений установит сам. Две загадки- и масса работы для ума.

Загадка полезное упражнение для детского ума, т. к. развивает в ребенке

догадливость, сообразительность. Большинство загадок построены на

сопоставлении двух предметов: предмет , который загадывают с помощью

другого, чем-то похожего: два братца пошли купаться – это ведра. Они

названы в загадке братцами т. к. похожи друг на друга как родные братья.

В других загадках указываются лишь признаки или действия того предмета,

который нужно отгадать:

Два конца, два кольца, посредине – гвоздик (ножницы).

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства

при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и

интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать

их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и

своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми

средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть

композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и

синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее

построение. Я считаю, что нужно иметь в запасе несколько загадок об одном

предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы,

выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-

разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками

описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве

образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся

пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно

овладевая образной системой языка.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи

методики развития речи и наряду с основными методами и приемами

речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот

богатейший материал словесного творчества народа.



В раздел образования