Напоминание

"Элементарные опыты и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Мирсанова Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Элементарные опыты и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Элементарные опыты и эксперименты

для детей старшего дошкольного возраста

Живая природа

:

I.

Растения и животные как живые организмы (рост, потребности, размножение)

1. Опыт «Где прячутся детки?»

Цель: выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

Материал:

почва, лист и семена клена (или другого растения), овощи; емкость с

влажной ватой и влажная ткань; кукла Незнайка.

Проведение: Незнайка не сумел вырастить дерево – просит помочь. Дети рассматривают

лист и семена, называют их, выясняют, что для роста нужна вода или земля. На дно

неглубокой емкости на влажную вату помещают лист и семена, накрывают влажной тканью.

Через 7 – 10 дней выявляют результаты (с зарисовкой): лист загнивает, семечко дает

проросток. Еще через 2 – 3 недели наблюдают за ростом проростка, пересаживают его в почву

(зарисовка).

Наблюдение

заканчивается

с

появлением

ростка

из

почвы.

Зарисовки

оформляются в виде дневника и отправляются посылкой Незнайке.

2. Опыт «У кого, какие детки?»

Цели: выделить общее в строении семян (наличие ядрышка); побудить к называнию

частей строения семя: ядрышко, оболочка.

Материл: овощи, фрукты, ягоды (вишня, слива), подносы, ножи для овощей, лупа,

молоточек, изображения растений, коллекция семян и растений.

Проведение: воспитатель говорит, что дети младшей группы просят составить для них

коллекцию се-

мян к растениям на карточках. Ребята разрезают, разламывают плоды, находят семена и

рассматривают, описывая, сравнивая их, находят сходство (оболочка, ядрышко), пробуют на

прочность.

Проводится итог: в ядрышках есть запас питания для нового растения, «кожица» защищает

его. Затем оформляют коллекцию для малышей.

3. Опыт «Как развивается растение?»

Цель: выделять циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод –

семя.

Материал: семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа.

Проведение:

дети рассматривают семена, доказывают, что из них может вырасти

растение (есть ядрышко), высаживают в почву после предварительного замачивания, делают

зарисовки по ходу наблюдений до появления плодов.

4. Опыт «Что любят растения?»

Цель: установить зависимость рост и состояния растений от ухода за ними.

Материал: два-три одинаковых растения, предметы ухода, дневник наблюдений.

Проведение: дети ухаживают за тремя одинаковыми растениями по-разному: первое –

своевременно

пропалывают,

поливают,

рыхлят;

второе

своевременно

поливают,

пропалывают без рыхления; третье – только поливают. Длительно наблюдают за ростом,

состояние,

плодоношением

с

зарисовкой

каждого

результата,

делают

выводы

о

необходимости ухода для роста и состояния растений.

II.

Характерные особенности сезонов

5. Опыт «Тепло – холодно»

Цель: определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на

растения.

Материал: а) цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода; б) веточки разных

деревьев, емкости с водой (весной и зимой); в) семена овощей (огурцов, гороха, фасоли),

емкости для замачивания, ткань.

Проведение:

1. Дети наблюдают за вянущими растениями на клумбе. Выясняют, почему они вянут,

если воды достаточно для роста (вянут, потому что не могут питаться на холоде).

Пересаживают растение вместе с почвой в подходящую емкость, вносят в помещение,

наблюдают за изменениями, происходящими с цветами в помещении и на клумбе. Взрослый

предлагает зарисовать результаты в дневнике наблюдений.

2. Дети рассматривают веточки голых деревьев. Выясняют, почему нет листочков

(холодно) и как сделать, чтобы они появились (растениям для роста нужно тепло). Вносят

веточки в помещение, рассматривают почки, помещают в воду, наблюдают за ростом почек,

появлением листьев. Зарисовывают наблюдения в дневнике в сравнении: на участке – в

помещении.

3. Дети рассматривают семена. Выясняют, можно ли высаживать их на грядку в апреле

(нет, холодно, они погибнут). Замачивают семена – «будят» их. Помещают семена во

влажную ткань, ставят в разные по температуре места, поддерживают во влажном состоянии.

Через 2 – 3 дня проверяют результаты: выясняют, что помешало «проснуться» одним семенам

и помогло – другим (семена в тепле и влаге проросли, остальные – лишь набухли от воды).

Высаживают проросшие семена в ящички для получения рассады.

6. Эксперимент «Нужен ли зимой растениям снег?»

Цель: подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Материал: емкость с водой, листочки комнатных растений.

Проведение: взрослый предлагает детям выяснить, как чувствуют себя растения под

снегом. Выносят две емкости с водой, одну из которых ставят на снег, а другую – под снег на

время прогулки. Взрослый проверяет с детьми состояние воды в емкостях и спрашивает

детей, почему под снегом вода не замерзла (под снегом тепло); что случится с растениями,

если зимой не будет снега (снег сохраняет тепло растениям, они не вымерзают. Не будет снега

– могут вымерзнуть и погибнуть корешки). Дети высказывают предположения, зарисовывают

их. Взрослый вместе с детьми находит место, где снег выдувается, обозначает его условным

значком: «нет снега». Весной можно понаблюдать за появлением растительности на разных

участках с привлечением зарисовок. Делают вывод о необходимости снега растениям зимой.

7. Опыт «Почему тает снег?»

Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: емкости для снега.

Проведение: взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с

разной температурой (около батареи, на подоконнике, возле двери, на шкафчике и т.д.). Через

некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что произошло с ними, и

почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду).

8. Опыт «Где быстрее наступит весна?»

Цель: установить зависимость изменение в природе от сезона.

Материал: емкости со снегом, льдом.

Проведение: взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную водой.

Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки заносит в помещение

обе формы, оставляет их в теплом месте и наблюдают вместе с детьми в течение 1 – 2 часов за

происходящими изменениями. Лед тает дольше. Выясняют, где быстрее наступит весна: на

реке или на полянке (на полянке солнце быстрее растопит снег).

9. Опыт «Где снег не тает?»

Цель: выявить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: емкости с водой, снегом, льдом.

Проведение: ранней весной взрослый вместе с детьми наполняет снегом одинаковые по

размеру емкости и расставляет их по всему участку. Через определенное время емкости

рассматривают и выясняют: почему в некоторых из них снег почти не растаял, (они стояли в

тени), где и почему быстрее наступит весна – на полянке или в лесу (на полянке; в лесу

больше тени от деревьев, снег лежит дольше).

10. Опыт «Где будут первые проталинки?»

Цель: установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

Материал: емкости для каждого ребёнка, окрашенные в светлые и темные тона.

Проведение:

ранней весной взрослый с детьми наполняет снегом одинаковые, но

окрашенные в темные и светлые тона емкости, ставит их на солнце и наблюдает за

изменениями. Дети сравнивают результаты (в темных емкостях снег тает быстрее). В яркий

солнечный день взрослый предлагает детям потрогать кору березы и рябины и сравнить

ощущения (кора рябины горячая, березы – прохладная). Выясняют, возле какого дерева

раньше появятся проталины (вокруг деревьев с темными стволами).

11. Опыт «Кто улетит, кто останется?»

Цель:

понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой

природе.

Материал: емкости с почвой, мелкими предметами, кора дерева, муляжи клювов разных

птиц, емкость с водой и мелкими предметами на дне.

Проведение: взрослый с детьми выясняет, почему птицы улетаю на юг (исчезает корм);

почему не все птицы улетают, (некоторые птицы могут найти корм зимой); какие клювы

помогают птицам найти корм зимой (длинный клюв дятла помогает достать пищу из-под

коры, раздолбить шишку; длинный, мощный клюв вороны дает возможность питаться

падалью, отходами; короткий, широкий клюв снегирей, свиристелей подходит для срывания

ягод рябины, калины; насекомоядные птицы с острыми маленькими клювами не могут добыть

другую пищу, кроме насекомых, поэтому они улетают). Дети выбирают любой муляж клюва,

потом находят птичку с таким клювом, подбирают корм и решают, оставаться ей или улетать.

12. Опыт «Зачем зайчику другая шубка?»

Цель: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой

природе.

Материал: кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и

меховые.

Проведение:

дети наблюдают за одеждой прохожих со сменой времени года и

определяют, что зимой она становится теплее. Выясняет, что делать животным, чтобы не

замерзнуть. Дети представляют, что рука – это «зайчик», и выбирают ему шубку на лето и на

зиму (рукавички). Выходят на прогулку в этих шубках и сравнивают ощущения обеих рук.

Взрослый выясняет, какую бы шубку дети хотели на зиму, какие шубки нужны зверям зимой

(теплые, плотные, с длинным мехом, пушистые). Наблюдения зарисовывают в виде символов.

13. Опыт «Как звери меняют шубку?»

Цель: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой

природе.

Материал: кусочки меха (старого), кара деревьев.

Проведение: взрослый предлагает детям подумать, что делать зверям, которым нужны

зимой теплые шубки, но купить их они не могут (отрастить новый мех, плотный, тяжелый).

Рассматривают старую вылезшую и плотную пушистую шкурку лисы. Выясняют, какую из

них лиса могла бы носить летом, какую зимой, откуда зимой появилась пушистая шубка и

куда она исчезает летом. Взрослый подводит детей к пониманию того, как звери

«развешивают» в лесу зимние шубы (проводит старой шкуркой по каре дерева, на ней

остаются волоски).

14. Опыт «Из чего птицы строят гнезда?»

Цель: выявить некоторые особенности меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Материал: нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Проведение: дети рассматривают гнездо на дереве, выясняют, что птице надо для его

постройки. Выносят самый разнообразный материал, помещают его вблизи гнезда. В течение

нескольких дней наблюдают, какой материал пригодится птице, какие еще птицы прилетели

за ним. Результаты зарисовываются в дневнике наблюдений или составляются из готовых

изображений птиц и материалов.

III.Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде

15. Опыт «Зачем утке и лягушке такие лапки?»

Цель:

найти

особенности

внешнего

вида

некоторых

животных,

позволяющие

приспособиться к жизни в окружающей среде (лягушки, птиц).

Материал: емкость с водой, рукавички с «перепонками». перчатки, иллюстрации: утка,

лягушка, воробей; лягушка в аквариуме.

Проведение: взрослый выясняет у детей, может ли воробей плавать и нырять, как утка и

лягушка; зачем лягушке и утке такие лапки. Надевает на одну руку перчатки перепонками, на

другую – с коготками. Дети имитируют движение лапок при плавании и определяют, с

какими лапками будет удобно плыть и по-

чему (удобнее плыть лапками с перепонками, ими лучше отгребать воду, у воробья их нет).

В конце дети наблюдают за плаванием лягушки в аквариуме.

16. Опыт «Почему птицы могут летать?»

Цель: найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться

к жизни в

окружающей среде.

Материал: крылья птицы из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и

резиновая птички, иллюстрации птиц, животных.

Проведение: дети рассматривают иллюстрации, выбирают птиц. Педагог предлагает

доказать, что это птицы (у них есть крылья), и выясняет, зачем им крылья. Вместе с детьми

отпускает с небольшой высоты картонную птичку со сложенными крылышками. Определяет,

что с ней случилось и почему (с нераскрытыми крыльями она не может держаться в воздухе).

Взрослый прикрепляет и выясняет, что произошло; почему домашние птицы (куры, гуси) не

летают (они тяжелее, крылья не могут поднять их в воздух). Рассматривают иллюстрации с

изображением диких и домашних птиц. Взрослый предлагает детям прикрепить «крылья» и

резиновой птичке и выясняет, что с ней произойдет. Показывает иллюстрацию страуса и

спрашивает, птица это или нет; умеет ли она летать (это птица, но очень большая и тяжелая,

крылья не могут поднять ее в воздух).

17. Опыт «Кто живет в воде?»

Цель: найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в

окружающей среде.

Материал: емкость с водой, аквариум с рыбками, иллюстрации животных, рыбки-

игрушки (со вставленным внутрь грузом, чтобы держались в воде).

Проведение: дети рассматривают иллюстрации животных, выбирают рыб. Взрослый

выясняет, как догадались, что это рыбы, и чем похожи все рыбы (хвост, плавники).

Рассматривают рыбок в аквариуме: у них есть хвост, плавники, тело покрыто чешуей, они

разной окраски. Затем сравнивают пластмассовых рыбок: у одной – вытянутое тело, у другой

– шаровидное (для выполнения действий с ними их наполняют песком так, чтобы держались в

тоще воды). Выясняют, какой рыбке легче плавать. Проводят эксперимент, легонько

подталкивая рыбок; определяют, кто дальше уплыл и почему (рыбке с вытянутым телом

плыть легче).

18. Игра «Как спрятаться бабочкам?»

Цель:

найти

особенности

внешнего

вида

некоторых

насекомых,

позволяющие

приспособиться к жизни в окружающей среде.

Материал:

иллюстрации с изображением ярких цветов, бабочек и одной птички;

коллекция бабочек.

Проведение: дети рассматривают изображения, выясняют, кто лишни на иллюстрациях

(птичка) и почему. Определяют, чем похожи все бабочки, и чем они отличаются (похожи

строением – тельце, усики, крылышки; отличаются – размером и окраской). Выясняют, что

помогает бабочкам спрятаться от птиц (разноцветная окраска помогает им «превратиться в

цветы»).

Неживая природа:

I.

Вода

19. Опыт «Окрашивание воды»

Цели: выявить свойства: вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие

вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою

окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого

вещества, тем интенсивнее цвет и запах; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный

краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Проведение: взрослый и дети рассматривают в воде 2 – 3 предмета. Выясняют, почему

предметы хорошо видны (вода прозрачная) и что произойдет, если в воду опустить рисунок,

написанный красками. Определяют, что рисунок размылся, а вода изменила цвет, обсуждают,

почему это произошло, (частички краски попали в воду). Выясняют, как можно окрасить воду

(добавить краситель). Взрослый предлагает детям окрасить воду самим (сразу в стаканчиках с

теплой и холодной водой), потрогать сначала оба стаканчика, догадаться, почему один

теплый, а другой – холодный, потрогать воду рукой, понюхать (без запаха). Взрослый ставит

перед детьми задачу узнать, в каком стаканчике краска быстрее растворится, для чего

предлагает положить по одной ложке красителя в каждый стаканчик; как изменится окраска,

запах воды, если красителя будет больше (вода станет более окрашенной, запах – сильнее).

Дети выполняют задание, рассказывают, что получилось. Взрослый предлагает положить в

теплый стакан еще одну ложку красителя и зарисовать результаты опытом. Затем воду разных

цветов сливают в разные емкости (для дальнейшего изготовления цветных льдинок),

рассматривая, какой получится цвет.

20. Опыт «Изготовление цветных льдинок»

Цели:

познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым;

выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать

форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Материал: емкость с окрашенной водой. разнообразные формочки, веревочки.

Проведение:

дети

рассматривают

цветную

льдинку,

обсуждают

свойства

льда

(холодный, гладки, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась

такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она примерзла к

льдинке). Дети изготавливают льдинки: заливают две формочки горячей и холодной водой,

запоминают свою форму, ставят на два подноса и выносят на улицу. Наблюдают, какая вода

(холодная или горячая) быстрее застыла, украшают участок льдинками.

21. Опыт «Взаимодействие воды и снега»

Цели: знакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым); выявить

свойства воды? чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег; если в

воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства

снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твердость; проверить способность снега

под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

Материал: мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень

воды отмечен меткой), снег, тарелочки мерные ложки (или совочки).

Проведение: взрослый утверждает, что сможет удержать в руках и не пролить воду

(жестом показывает,

как много),

затем демонстрирует это с комком снега.

Дети

рассматривают воду и снег; выявляют их свойства; определяют, потрогав стенки, какая

емкость с водой теплее. Взрослый просит детей объяснить, как они узнали, что происходит со

снегом в теплой комнате; что произойдет (с водой, снегом), если снег опустить в воду; где

снег быстрее растает: в стакане с теплой или холодной водой. Дети выполняют это задание – в

тарелку, в стаканы с водой разной температуры кладут снег и следят, где быстрее снег

растает, как увеличивается количество воды, как вода теряет свою прозрачность, когда в ней

растаял снег.

22. Опыт «Освобождение бусинок из ледяного плена»

Цели: создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в

тепле; развивать дивергентное мышление при выборе способа действия; стимулировать

самостоятельное формулирование выводов детьми; развивать эмпатию.

Материал:

замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки,

тряпочки для каждого ребёнка.

Проведение:

воспитатель просит детей помочь разобраться, о чем идет речь в

стихотворении:

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода –

Неподвижная и тверда.

Воспитатель: «Что же случилось с водой? (Она превратилась в лед. Наверное, это было

зимой, и она замерзла. Вода превратилась в лед от мороза.) Вот и я несла вам в садик бусы,

уронила их в воду, а Дед Мороз заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть?

Что делать?»

После того как дети предложат освободить бусинки из плена, воспитатель спрашивает:

«А как можно освободить бусинки из ледяного плена? (Дети выдвигают предположения.).

После того, как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми

анализируют их с позиции «хорошо – плохо».

Предполагаемые суждения и анализ гипотез:

можно погреть в руках, они теплые, лед и растет (хорошо – лед растает, и бусинки

освободятся; плохо – руки замерзнут);

можно отогреть в варежках (хорошо – лед тоже растает, и бусинки освободятся; плохо

– варежки намокнут);

можно положить на батарею (долго ждать придется);

есть специальное сверло, которым бурят лед рыбаки, можно взять его;

можно отковырнуть ножом, только попросить взрослых, а то поранишься;

можно положить в теплую воду, там лед растает;

можно оставить просто в группе – у нас тепло.

Выбираются три гипотезы и проверяются:

поставить на батарею;

погреть в руках;

положить в теплую воду

Воспитатель помогает детям разделиться на группы и проверить свои гипотезы,

подготовить все необходимое для проведения опыта.

Выводы: быстрее всего бусинки освободила теплая вода;

своим теплом бусинки

погрели, и бусинки оттаяли, - только руки замерзли; на батарее бусинки дольше были в плену,

а потом освободились.

23. Опыт «Теплая капелька, или поможем Колобку умыться»

Цели: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды;

знакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной; развивать

умения детей планировать свою деятельность, делать выводы; воспитывать аккуратность при

работе с водой.

Материал: тазики с горячей и холодной водой, емкости для смешивания воды по

количеству детей, ковшики для набирания воды, тряпочки, дидактическая игрушка Колобок»

Проведение:

в группу приходит Колобок с грязными руками и щечками. Дети

предлагают ему умыться, но в тазиках только горячая и холодная вода.

Воспитатель выясняет ощущения детей и Колобка: приятнее им умываться холодной или

горячей водой и почему. Дети объясняют, почему плохо умываться холодной водой (можно

простудиться, неприятно, замерзнут руки, плохо отмывается грязь) и горячей (можно

обжечься, даже получить ожог).

Воспитатель: «Можно ли помочь Колобку?» Дети выдвигают, и анализирую гипотезы:

подождать, когда горячая вода остынет (но это долго);

поставить холодную воду на батарею, чтобы она согрелась (на это тоже нужно время);

смешать холодную и горячую воду (это быстро и легко).

Воспитатель выясняет у детей, что необходимо взять для того, чтобы смешивать воду.

(Необходимо взять емкость, чтобы смешивать воду; ковшик, чтобы набирать воду; тряпочки,

чтобы вытирать воду, если она прольется.)

Выводы: чтобы получить теплую воду, нужно смешать горячую с холодной; в кране

тоже можно получить теплую воду, открыв синий (холодный) и красный (горячий) краны

одновременно.

II.

Воздух

24. Опыт «Надувание напалечника»

Цель: обнаружить воздух.

Материал: емкость с водой, воронка, напалечник.

Проведение:

дети рассматривают напалечник. Взрослый спрашивает, можно ли его

надуть с помощью какого-нибудь приспособления. Рассматривает вместе с детьми воронку;

объясняет, для чего она служит; предлагает надеть на узкое отверстие напалечник, потрогать

его, повернуть воронку узким отверстием вверх и не наклоняя, медленно погрузить в воду.

Обсуждает, что случилось с напалечником, каким образом он надулся. Затем взрослый

осторожно наклоняет воронку, не вынимая ее из воды, спрашивает детей, как изменяется

напалечник (он остается сухим). Взрослый наливает воду в воронку, дети наблюдают, как

пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри напалечник становится мокрым.

Взрослый предлагает детям самостоятельно выполнить эти действия. Дети зарисовывают

результат.

25. Опыт «Поиск воздуха»

Цель: обнаружить воздух.

Материал:

султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для

коктейля, емкость с водой.

Проведение: предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть

воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по

выбранной модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с

предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду;

надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.).

26. Опыт «Что в пакете?»

Цель:

выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить

свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Материал: два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом).

Проведение: предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), что в них,

объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руках, ощупывают, открывают,

нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства –

прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д.; различия – вода

тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму

сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.)

27. Опыт «Загадочные пузырьки»

Цель: обнаружить воздух в других предметах.

Материал: емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глины.

Проведение: дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблюдают за

выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся, (вода

вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и

пр.).

28. Опыт «Надувание мыльных пузырей»

Цель: обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.

Материал: соломинки длиной 10см разного размера, крестообразно расщепленные на

конце; мыльный раствор.

Проведение: взрослый вместе с детьми разводят мыльный раствор, и надувает разные по

размеру пузыри. Проводит конкурс «Самый большой пузырь». Выясняет, почему надувается

и лопается мыльный пузырь (в каплю, воды попадает воздух; чем его больше, тем больше

пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается

в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку). Обсуждают, как надуть самый большой

пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).

29. Опыт «Пузырьки – спасатели»

Цель: выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Материал: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Проведение:

взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее

несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают,

обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); что

происходит на дев; почему пластилин всплывает и снова падает; что тяжелее и почему (в воде

есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом

пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с

детьми взрослый определяет в виде сериационного ряда, что легче, что тяжелее, и предлагает

детям сделать опыт самим.

30. Опыт «Морской бой»

Цель: выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Материал: емкость с водой, бумага (прямоугольник) для корабликов.

Проведение: взрослый вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если

будет сильный ветер (они могут утонуть). Затем предлагает поиграть в морской бой, для чего

сделать кораблики из бумаги и топить корабли противника. Дети делятся на пары и дуют на

лодки друг друга (одновременно или по очереди), пока чья-нибудь не перевернется. Взрослый

определяет победителей, обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать

больше воздуха, сильнее и резко его выдыхать).

III.Песок, глина, камни

31. Опыт «Почему песок хорошо сыплется?»

Цель: выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Материал: емкости с песком и глиной; емкости для пересевания; лупа, ширма, сито.

Проведение:

взрослый предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной,

рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выясняют, что лучше всего

сыпалось (песок) и проверяют, пересыпая вещества из стакана в стакан. Затем высыпают

песок в большую емкость горкой и смотрят, что происходит, (песок остается в виде горки с

ровными краями). Таким образом, высыпают глину и определяют, одинаковые ли получились

горки (горка из глины неровная). Выясняют, почему горки разные (частички песка все

одинаковые глины – все разной формы, размера). Дети с помощью лупы рассматривают, из

чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; сравнивают их

(песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; частички глины

мелкие, очень тесно прижаты друг к другу). Дети просеивают песок и глину через сито и

выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него

частички песка и глины и почему. Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли

сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыпятся, прилипают друг к другу).

32. Опыт «Посадим дерево»

Цель: определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Материал: емкости с песком, глиной, палочки.

Проведение: взрослый вместе с детьми пробует посадить дерево сначала в емкость с

песком, потом –

в емкость с сухой глиной. Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он

рыхлый, неплотный). Уточняют, где лучше держится палочка и почему (держится лучше в

глине, она плотнее).

33. Опыт «Ветер»

Цель: выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

Материал: прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со

вставленной полиэтиленовой бутылкой.

Материал: взрослый предлагает детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно

играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным

тонким слоем песка или глины). Вместе со взрослым создают ураган – резко, с силой

сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (так как песчинки маленькие, легкие,

не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при

сильной струе воздуха). Детям предлагают воспользоваться результатами предыдущего опыта

(«Почему песок хорошо сыплется?»). Они определяют, как сделать, чтобы с песком можно

было играть и при сильном ветре (хорошо смочить песок). Им предлагают повторить опыт и

сделать вывод.

34. Опыт «Где вода?»

Цель: определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Материал: прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с

водой.

Проведение: взрослый предлагает детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на

ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают в стаканчики одновременно одинаковое количество

воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Выясняют, что

произошло в емкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности

глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж

после дождя (на асфальте, на глиняной почве, так как они не пропускают воду внутрь; на

земле, в песочнице луж меньше); почему дорожки в огороде посыпают песком (для

впитывания воды).

35. Опыт «Волшебный материал»

Цель: выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Материал: емкости с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики.

Проведение: взрослый предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигуры из песка и

глины; дать им высохнуть, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о

вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок

форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют

свойства песка и глины, выделив из них посуду и высушив ее. Угадывают, из чего сделана

посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам («песчаная

посуда» воду не держит, ломается; глиняная какое-то время сохраняет форму).

IV. Свет, цвет

36. Опыт «Когда это бывает?»

Цель: понять, что источник света могут принадлежать к природному и рукотворному

миру.

Материал: иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток.

Проведение: дети заранее вместе с родителями наблюдают на улице за освещенностью в

разные части суток (утро, день, вечер, ночь), за луной. Вспоминают свои наблюдения и

сравнивают освещенность солнцем и луной. Взрослый предлагает детям изготовить модель

(круговую диаграмму) частей суток: понаблюдать цвет (объясняя свой выбор степенью

белизны бумаги и цвета) и закрасить сектора и проклеить их цветной бумагой. Дети

подбирают иллюстрации (пейзажи и изображения режимных моментов) по каждой части

суток.

37. Опыт «Свет вокруг нас»

Цели: определить принадлежность источников света к природному или рукотворному

миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.

Материал: картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц,

светлячок, костер, лампа, фонарик и пр.), несколько предметов,

Проведение:

взрослый предлагает детям определить, темно сейчас или светло, и

объясняет свой ответ (видим все, что вокруг нас). Выяснить, что свети сейчас (солнце), что

может осветить предметы, когда в природе темно (лампа, костер и пр.). Затем взрослый

предлагает выбрать те картинки, где изображены предметы, дающие свет; разделить их на две

группы (рукотворный, природный мир). Продемонстрировать действие лучины, свечи,

настольной лампы, фонарика. Сравнить результаты (что свети ярче). Разложить в такой же

последовательности картинки с их изображением. Рассмотреть особенности строения

предложенных предметов, обсудить назначение и особенности их использования.

38. Опыт «Волшебные лучи»

Цель: понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от

него.

Материал: свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.

Проведение:

взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и

предлагает определить изображение. Обсуждает, почему плохо видно; что сделать, чтобы

разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его на более сильный). Дети

пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод (освещенность зависит от

источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот).

39. Опыт «Волшебная кисточка»

Цель: получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и

синей краски.

Материал: палитры, красная, синяя, белая краски, по 4 контурных изображения

воздушных шаров на каждого ребёнка.

Проведение:

взрослый

с

помощью

«волшебной

кисточки»

показывает

детям

изображения четырех воздушных шариков (три – разных оттенков синего цвета, один –

фиолетового цвета) просит так же закрасить контурные изображения воздушных шариков,

предложив три краски. Дети обсуждают, как можно получить нужные цвета, смешивают

краски на палитрах, закрашивают пары на своем листе.

40. Опыт «Волшебный круг»

Цель: продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, двух

оттенков синего на светлом фоне.

Материал: цветовые волчки.

Проведение: взрослый вместе с детьми изготавливает цветовые двухсторонние волчки:

круг делится на 16 секторов, проходящих по диаметру (через центр); сектора открашивают

поочередно в цвета, которые при соединении образуют нужный цвет (синий и желтый –

зеленый, белый и синий – голубой и т.п.); в центре круга делают два отверстия, через

которые протягивают шнур (круг можно также поделить на 2 – 3 части внутренними кругами,

в которых сектора будут окрашены в другие цвет; в этом случае круг будет демонстрировать

образование нескольких цветов). Затем взрослый предлагает детям назвать цвета в круге и

закрутить круг в одном направлении, держа шнур руками (это могут делать два ребёнка).

Когда шнур будет максимально закручен, отпустить круг. Дети выясняют, что происходит с

кругом (он раскручивается в обратную сторону); что происходит с цветовыми дорожками

(они изменили свой цвет). Дети называют цвета, а после остановки волшебного круга

выясняют, из каких цветов они получились.

41. Опыт «Теневой театр»

Цели: познакомить с образованием тени от предметов; установить сходство тени и

объекта, создать с помощью теней образы.

Материал: предметы для теневого театра

Проведение: дети рассматривают предметы теневого театра и наблюдают, как образуется

тень. Обсуждают разнообразие теней и их соответствие контуру объектов. По примеру

взрослого дети делают комбинации из пальцев и рук для получения образной тени (зайчика,

собачки и пр.), обыгрывают образы.

42. Опыт «Раскрасим радугу»

Цель: знакомить с цветами радуги; получит оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой

смешиванием двух цветов.

Материал:

палитры, кисти, краски красная, желтая, синяя, белая, контуры радуг

(каждому ребёнку).

Проведение:

взрослый

предлагает

закончить

картину

художника

«Радуга».

Дети

рассматривают радугу на иллюстрациях, фото, видео. Обсуждают, когда бывает радуга (после

дождя при ярком солнце), какие в ней цвета, в какой последовательности они располагаются

(красный, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Читают стихотворение о

радуге, цветными пятнами обозначают последовательность цветов.

Детям предлагают только четыре краски, они обсуждают, как можно получить нужные цвета,

смешивают краски на палитре, закрашивают радугу.

V.

Магниты, магнетизм

43. Опыт «Волшебная рукавичка»

Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Материал: магнит, мелкие игрушки из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь

магнитом.

Проведение: взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из

рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняют почему. Предлагает детям взять

предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) – рукавичка

перестает быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает

упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют

применять его.

44. Опыт «Волшебный театр»

Цель: понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

Материал: «театральная сцена» на подставке, персонажи сказки, сделанные из легкого

картона (конусные) с закрепленными внутри металлическими пластинками.

Проведение:

взрослый вместе с детьми рассказывает сказку, используя фигурки

персонажей и спрятанных пол сценой магнита. Дети выясняют, как ожили герои.

Рассматривают материал, из которого сделаны персонажи, пробуют его на взаимодействие с

магнитом. Делают вывод о том, какие предметы могут притягиваться (только металлические).

Дети убирают металлические пластинки с фигурок и проверяют действие на них магнита

(фигурки не притягиваются).

45. Опыт «Мы – фокусники»

Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Материал:

рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка,

деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.

Проведение: взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик,

подвязывает его на нить. Незаметно для детей меняет его на самолет с металлической

пластиной, подвешивает его и, поднося «волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе.

Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит, в нем есть металл.

Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами

двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит

«волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло (внутри

должно быть что-то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать). Потом взрослый

«нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, кК достать ее, не

замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).

VI. Вес, притяжение

46. Опыт «Угадайка»

Вариант 1

Цели: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера;

установить зависимость веса предмета от его размера.

Материал: предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие

машины, матрешки, мячи и т.д., мешочек, непрозрачные коробочки одного размера.

Проведение: дети рассматривают пары предметов, выясняют, чем они похожи и чем

отличаются (это мячи, немного отличаются друг от друга по размеру). Взрослый предлагает

детям поиграть в «Угадайку» – поместить все игрушки в коробочку и, вынимая по одной,

определить на ощупь, какая это игрушка - большая или маленькая. Далее предметы помещают

в один мешочек. Взрослый предлагает достать тяжелый или легкий предмет и выясняет, как

догадались (если большой предмет, то он тяжелый, а если маленький - легкий).

Вариант 2

Цель: понять значимость веса предмета от материала.

Материал: предметы одинаковой формы и размера из разных материалов – дерева (без

пустот внутри), металла, поролона, пластмассы, емкость с водой, емкость с песком, шарики из

разного материала, покрытые одинаковой краской.

Проведение: дети рассматривают пары предметов и выясняют, чем они похожи и чем

отличаются (по-

хожи по размеру, отличаются по весу). Проверяют разницу в весе, будут предметы в руки.

Затем взрослый предлагает детям поиграть в «Угадайку»: из мешочка, лежащего на столе, на

ощупь выбрать предмет и объяснить, как догадались, тяжелый он или легкий; от чего зависит

легкость или тяжесть предмета (от того, из какого материала он сделан). Далее с закрытыми

глазами по звуку упавшего на пол предмета определяют, легкий он или тяжелый (у тяжелого

предмета звук от удара громче). Так же определяют по звуку упавшего в воду предмета,

легкий он или тяжелый (от тяжелого предмета всплеск сильнее). Можно определить вес

упавшего в песок предмета по углублению в песке (от тяжелого предмета углубление в песке

больше).

VII.

Звук

47. Опыт «Почему все звучит?»

Цель: подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Материал: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум,

стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая

посуда, стеклянный стакан.

Проведение: взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на

этот вопрос получают из серии опытов:

рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» (если линейку

не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за

свободный конец дергают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с

линейкой (она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание рукой и уточняют, есть ли звук

(он прекращается);

рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать,

сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать

рукой или каким-нибудь предметом);

лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами.

Выясняют, что почувствовали, (звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали

дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется);

дети разбиваются на пары. Первый ребёнок выбирает предмет, заставляет его звучать,

второй – проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук

смолк (прижать предмет, взять его в руки – прекратить колебание предмета).

48. Опыт «Откуда берется голос?»

Цель: подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране

органов речи.

Материал: линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

Проведение:

взрослый предлагает детям «пошептаться» – сказать друг другу «по

секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выяснить, что

для этого сделали (сказали громким голосом); откуда выходили громкие звуки (из горлышка).

Подносят руку к горлышку, произносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и

выясняют, что почувствовали рукой, когда говорили громко (в горлышке что-то дрожит);

когда говорили шепотом (дрожания нет). Взрослый рассказывает о голосовых связках, об

охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того,

чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько подрожали).

Далее проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий

звук, подергивая на нить. Выясняют, что надо сделать, чтобы звук было громче (дернуть

посильнее – звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике

наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (если дернуть

сильно за нить, она порвется). Дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика человек

бережет голосовые связки.

VIII.

Теплота

49. Опыт «Где быстрее?

Вариант 1

Цель: выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед-вода, вода-

лед).

Материал: варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая

подставка, целлофановые пакетики.

Проведение: взрослый вместе с детьми изготавливает на прогулке фигурные льдинки,

вносит их в группу, рассматривает (они твердые, холодные). Выясняет, можно ли их сделать

теплыми; где можно их согреть (проверяют все предположения детей: батарея, варежки,

ладошки, емкости с горячей водой, свеча и т.д., раскладывая льдинки по десять минут в

разные места). Помещают одинакового размера льдинки в целлофановые мешочки. Один –

берут в руку, другой – прячут в варежку. Через пять минут выясняют, по-

чему льдинка в руке исчезла (от тепла руки она превратилась в воду). Уточняют, изменилась

ли льдинка, лежащая в варежке, и почему (льдинка почти не растаяла, потому что в варежке

нет тепла). Определяют, где быстрее льдинка превратится в воду (там, где больше тепла:

свеча, батарея и т.д.).

Вариант 2

Цель:

выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед-вода, вода-

лед).

Материал: емкости с водой для замораживания.

Проведение: взрослый вместе с детьми заливает цветную воду в фигурные емкости.

Распределяет, ем-

кости следующим образом: первая – на подоконнике, вторая – между рамами, третья – на

участке и четвертая – в тамбуре. Возвращаясь с прогулки, рассматривают все емкости и

выясняют, что произошло с водой в каждой из них и почему (вода начала замерзать,

превращаться в льдинки: чем холоднее место, тем сильнее промерзла вода; на подоконнике

вода не замерзла, потому что там тепло).

50. Опыт «Как согреть руки?»

Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреться (трение, движение;

сохранение тепла).

Материал: варежки толстые и тонкие по две на каждого ребёнка.

Проведение: взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки – толстые и

тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой – прохладно). Далее взрослый

предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в

толстых и тонких варежках рукам стало жарко). Взрослый предлагает детям потереть

обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали (щеке сначала

тепло, потом горячо). Педагог подводит детей к пониманию того, что предметы могут

согреваться при трении, движении.

51. Опыт «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»

Цель: выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Материал: иллюстрации, открытки «С Новым годом», мех, подставки, емкости для

снеговых фигур.

Проведение: дети рассматривают открытки, иллюстрации, обращая внимание на то, что

Дед Мороз и Снегурочка всегда одеты в шубы. Выясняют, какими они бывают на празднике

(им жарко, но они приходят в шубах); где «живут» Дед Мороз и Снегурочка (там, где

холодно, на Севере; им хорошо, когда холодно). Взрослый предлагает детям вылепить Деда

Мороза и Снегурочку из снега, внести их в помещение, закутать одну фигурку в «шубу»

полностью, а другую – оставить открытой. После 10 – 15 минутного наблюдения выясняют,

что произошло, почему открытая фигурка начала таять (в помещении тепло, снег в тепле

тает). Затем раскрывают вторую фигурку и выясняют, почему она осталась такой же прочной,

как была («шуба» защитила ее от тепла комнаты, снег не растаял). Затем взрослый еще раз

выясняет, почему Дед Мороз и Снегурочка приходят к ним в шубах (они спасаются от тепла).

Человек:

52. Опыт «Носарий»

Цель: познакомить c функцией носа, его строением.

Материал: рисунки (контурные) профилей с разной формой носа (орлиный, пуговкой,

курносый и др.), схематичное изображение носа.

Проведение:

взрослый загадывает детям загадку про нос и обсуждает значение

выражений: «нос задрал», «нос повесил», «нос картошкой», «курсносый», «орлиный».

Рассматривают сначала рисунки, затем в зеркало форму своего носа. Педагог предлагает

детям в своей семье, дома определить, «чей нос» у каждого («мамин», «папин», «бабушкин» и

т.п.) Выясняют, для чего нужен нос (для дыхания, он помогает чувствовать и различать

запахи); что было бы, если не было бы носа. Для ответов проделываются опыты:

определяют, что лежит в коробочке, не глядя, зажав нос, а затем вдыхая носом (лимон).

Делают вывод о том, что при вдохе ртом запах не ощущается (чтобы ощутить запах, надо

сделать несколько вдохов носом);

зажав нос, рассказывают стихотворение (взрослый обращает внимание на то, что вдох

и выдох можно делать ртом, но при этом прекращаешь говорить, постепенно начинаешь

задыхаться);

Делают несколько глубоких вдохов ртом, носом. Выясняют, когда горло больше

чувствует холод (при вдохе ртом: когда дышишь ртом, можно застудить горло; при

прохождении через нос воздух согревается и в горло попадает уже теплым).

Дети определяют, как нос выполняет свою работу. Рассматривают схематичное

изображение носа, а взрослый объясняет его строение: внутри носа имеются два канала –

носовая полость, которая переходит в носоглотку, соединяясь с горлом, ртом, ушами. Внутри

носа есть также ворсинки и слизь, которые очищают поступающий воздух от пыли. При

прохождении по носовым каналам воздух согревается. В верхней части носовой полости

расположены обонятельные клетки. Когда нос (например, при насморке) забит слизью или

оболочки носа опухли, запахи не ощущаются. Уточняют, что для носа полезно (регулярно

освобождать его от содержимого и т.д.); что для носа вредно (нельзя засовывать в него

инородные предметы).

53. Опыт «Умный нос»

Цель: определить по запаху предметы, познакомить с особенностями работы носа.

Материал: различные цветы, продукты (рыба, котлета, хлеб и пр.) с характерными

запахами, «киндер сюрпризные» емкости, содержащие пахучие вещества (укроп, чеснок,

лимон, духи, лекарственные травы и т.п.), картинки с изображением соответствующих

продуктов (предметов, растений и пр.).

Проведение:

взрослый предлагает детям разделиться на пары, а, затем не глядя,

определить, какой цветов (фрукт, овощ, продукт) подносит к нему его напарник. Поменяться

ролями и выяснить, кто был точнее. Определить по запаху, что находится в «киндер-

сюрпризе», и найти соответствующую картинку.

54. Опыт «Язычок-помощник»

Цель: познакомить со строением и значением языка., поупражнять в определении вкуса

продуктов.

Материал:

разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый

вкус), схематичное изображение языка с вкусовыми зонами.

Проведение: взрослый загадывает загадку про язык. Выясняет, для чего нужен человеку

язык. Взрослый предлагает детям выполнить следующие действия:

прижать язык книзу и попробовать разговаривать без помощи языка. Затем произнести

звуки «л» и «ж», определив, что положение языка разное. Язык помогает издать звуки,

занимая при этом разные положения, и разговаривать;

узнать, название продуктов не глядя (мандарин), съесть его и определить, что это,

какой он на вкус (кисло-сладкий); холодный или теплый (теплый); что помогает делать язык

при жевании (определить вкус и теплоту продукта, пережевывая кусочки пищи при жевании).

Взрослый предлагает детям назвать вкусы продуктов (сладкий, горький, кислый,

соленый). Выясняют, что может быть сладким, соленым, кислым, горьким. Глядя на картинки

с изображениями продуктов, дети называют вкус каждого продукта, а затем по вкусу

определяют названия продуктов, передавая вкусовые ощущения (лимон – кислый, грейпфрут

– горький, огурец – соленый, сахар – сладкий и т.п.). Выясняют, как язык определяет вкус (он

реагирует на разный вкус специфическими вкусовыми сосочками, которые расположены на

нем большими группами). Взрослый рассказывает, что у человека вкусовых сосочков очень

много (около 9 – 10 тысяч) и что разный вкус чувствуют разные сосочки, расположенные в

разных частях языка.

55. Опыт «Вкусовые зоны языка»

Цели:

определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых

ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.

Материала: зеркала, 4 блюдца (с сахаром, солью, горчицей, кусочком лимона), стаканы

с водой (для смачивания палочек) по количеству детей.

Проведение: взрослый предлагает детям выполнить опыт: смочить палочку в воде,

обмакнуть в содержимое блюдца и приложить палочку поочередно к средней части языка, к

основанию, к боковым частям, к кончику языка. Подумать и назвать после пробы из каждого

блюдца, где живут «сладкие сосочки», «соленые» и т.п. Затем подвести итог: каждая часть

языка, какой вкус лучше воспринимает. Для развития логического мышления предложить

подумать, как лучше класть на язык горькую таблетку и почему (нельзя класть ближе к корню

языка, там вкус ощущается лучше всего). Предложить определить вкус продуктов аналогично

предыдущему, предварительно осушив язык салфеткой. Сделать вывод (сухой язык вкус не

ощущает).

Человек и рукотворный мир:

Свойства материалов

56. Опыт «Стекло, его качества и свойства»

Цели:

узнать предметы, сделанные из стекла; определить его качества (структура

поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

Материал: стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички.

Проведение: взрослый вместе с детьми наливает в стеклянный стакан окрашенную воду

и спрашивает, почему видно то, что находится в стакане (он прозрачный). Затем взрослый

проводит пальцами по поверхности стекла, определяет ее структуру и ставит стакан без воды

на солнечное место, чтобы через несколько минут определить изменение температуры стекла.

Далее взрослый берет стеклянную трубочку диаметром 5мм, помещает ее среднюю часть в

пламя спиртовки. После сильного воздействия высокой температуры стекло плавится. При

падении даже с небольшой высоты стеклянные предметы разбиваются (хрупкие).

57. Опыт «Металл, его качества и свойства»

Цели:

узнать предметы из металла, определять его качественные характеристики

(структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Материал: металлические предметы, магниты, емкость с водой, спиртовка, спички.

Проведение: взрослый показывает детям несколько предметов из металла (скрепки,

гайки, шурупы, гирьки) и выясняет, из чего сделаны эти предметы и как дети об этом узнали.

Путем ощупывания определяют особенности формы, структуру поверхности; рассматривают

разные предметы и выделяют характерный металлический блеск. Опускают гайки в воду (они

тонут); кладут на солнечное место – нагреваются, (теплопроводность), притягиваются

магнитом. Взрослый демонстрирует нагревание металлического предмета до появления

красного цвета и рассказывает, что таким образом из металла делают различные детали:

нагревают и придают им необходимую форму.

58. Опыт «Резина, ее качества и свойства»

Цели:

узнать вещи, изготовленные из резины, определить ее качества (структура

поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Материал: резиновые предметы (ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички.

Проведение:

дети рассматривают резиновые предметы, определяют цвет, структуру

поверхности (на ощупь). Взрослый предлагает растянуть резиновую ленту и убедиться, что

она всегда возвращается в исходную позицию, что обусловлено эластичностью материала и

его упругостью (эти свойства используют при изготовлении мячей). Взрослый обращает

внимание на изменение свойства резины под воздействием света и тепла – появляется

хрупкость и липкость (демонстрируют нагревание резины над огоньком спиртовки).

59. Опыт «Горячая резина»

Цель: узнать, что растянутая резина становится теплой и липкой.

Материал: резиновая лента

Проведение: приложить резиновую ленту, связанную кольцом ко лбу и запомнить, как у

нее температура. Удерживая ленту между большим и указательным пальцами обеих рук,

растянуть ее. Немедленно приложить ко лбу. Растянутая резина становится более теплой.

60. Опыт «Резина тянется»

Цель: установить, что толстая резину трудно растянуть.

Материал: резиновая толстая и тонкая ленты.

Проведение: дети растягивают толстую и тонкую резину и убеждаются, что толстую

резину трудно

растянуть.

61. Опыт «Пластмасса, ее качества и свойства»

Цели: узнать вещи из пластмассы, определить ее качества (структура поверхности,

толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Материал: пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички.

Проведение:

взрослый предлагает детям наполненные водой стаканы, чтобы, не

заглядывая внутрь, определить, что в них. Выясняют, что этого сделать нельзя, так как

пластмасса не прозрачная. Взрослый предлагает на ощупь определять структуру поверхности,

толщину. Далее помещают стакан на яркое солнечное место, чтобы через 3 – 4 минуты

определить изменение температуры (нагревание). Сгибают стакан и выясняют, что он под

воздействием силы гнется, а если приложить больше усилий – ломается. Взрослый

демонстрирует плавление пластмассы, используя спиртовку.

62. Опыт «Дерево умеет плавать»

Цель: установить, что дерево плавает на поверхности воды и не тонет; расширять

представления детей о дереве, что оно плавает на поверхности воды

Материал:

железная

и

деревянная

пластины,

бумажная

салфетка,

кусок

хлопчатобумажной ткани (по количеству детей), 3 емкости с водой; плоскостные фигурки из

русской народной сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Проведение: воспитатель напоминает детям, что герои из сказки «Пузырь, Соломинка и

Лапоть» пришли за помощью. Дети вспоминают, что произошло с героями: они хотели

переправиться через реку, но пузырь лопнул, а Соломинка сломалась.

Затем педагог обращает внимание детей на предметы, найденные героями сказки на

берегу, и просит выбрать тот, на котором можно переправиться через реку (железная и

деревянная пластины, бумажная салфетка, кусочек хлопчатобумажной ткани). Взрослый

предлагает проверить все предметы, для чего ставит емкости с водой. Дети в одну емкость

кладут на воду бумажные салфетки, в другую – металлические пластины, в третью –

деревянные пластины и смотрят, какой из них не утонет. Затем делают вывод: если предмет

не тонет, значит, на нем можно плавать, дерево не тонет.



В раздел образования