Напоминание

Формирование познавательных способностей дошкольников


Автор: Рогожа Наталия Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО город Ноябрьск
Наименование материала: семинар-практикум
Тема: Формирование познавательных способностей дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«СИНЕГЛАЗКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Семинар–практикум

« Формирование познавательных способностей дошкольников »

Подготовила:

воспитатель Рогожа Н.Ф.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их

любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание

самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога –

не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познава-

тельно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка,

впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями

окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой

простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в

ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация

предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые

орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской

деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в

виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового матери-

ала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская дея-

тельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными

мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире,

упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в есте-

ственной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования

с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому

(почему, зачем, как?)

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно иссле-

довательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных .

Считаю необходимым остановиться более подробно на характеристике эта-

пов процесса познания окружающей действительности.

Первый этап характеризуется проявлением любопытства.

Ребенок – дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновремен-

но организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам

ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития.

Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М. Монтессори, соответствует состоянию

«психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитыва-

ющей влагу.

Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у

дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто

смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значи-

мые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями

явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к заро-

ждению исследовательской деятельности.

Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего

мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку

возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительно-

сти. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошколь-

ники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отноше-

ния вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он мо-

жет без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использо-

вать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают заклады-

ваться основы логического мышления. Наблюдаются практические действия – ори-

ентировочно-исследовательские.

Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской дея-

тельности; используя разные (приобретенные) способы действий, ребенок начинает

ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приво-

дит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становят-

ся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятностного прогнози-

рования, он учится предвидеть результат своей деятельности.

Целями занятий познавательно – исследовательского характера являют-

ся:

- развитие познавательных способностей детей, умение находить ответы на во-

прос “почему?”

-формирование умений: поставить цель, найти способы её решения и обоб-

щить полученный результат;

-речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными термина-

ми, умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение зада-

вать вопросы, умение строить доказательную речь).

-приобщение детей к исследовательской деятельности,

-личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности,

умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согла-

совывать её с другими и т.д.);

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неуто-

мимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспе-

риментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются

как важнейшие индикаторы детской любознательности.

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочис-

ленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представ-

лять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложе-

на от природы. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет

познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью по-

знавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную

ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналити-

ческо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно

воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить,

что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно вклю-

чает в себя

следующие конкретные этапы:

- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- Выдвижение гипотезы;

- Поиск и предложение возможных вариантов решения;

- Сбор материала;

- Обобщение полученных данных.

Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия

нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее

интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Отправными моментами могут быть:

-реальные события, происходящие данный период: яркие природные явле-

ния (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый

год, о котором все говорят и к которому готовятся).

-специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предме-

тов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям и вызываю-

щих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое?», «Что

с этим делать?» «Как это действует?». Такими предметами могут быть магнит, кол-

лекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

-воображаемые события, происходящие в художественном произведении,

которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном

шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей » или путе-

шествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).

-стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни

группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым

интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись

динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

-Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседнев-

ной жизни.

-Организация детского экспериментирования и исследований в процессе

наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

-Отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа фак-

та, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

Для того, чтобы у дошкольники могли свободно общаться, решать задачи по-

знавательного – исследовательского характера с ними нужно проводить предвари-

тельную подготовку:

- целевые прогулки и экскурсии («В уголок леса»)

- наблюдения природных явлений в реальной жизни;

- беседа «В мире интересного»;

- рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских эн-

циклопедиях;

-чтение художественной литературы («Большая энциклопедия для дошкольни-

ка», энциклопедия «Все обо всем»);

- рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков;

- тренинг по активизации исследовательского поведения;

-игры дидактические; развивающие игры и упражнения.

В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно вос-

производить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Ла-

боратория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирова-

ния, которые находятся в доступном для детей месте.

В уголке могут быть:

- Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмас-

сы;

- Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

- Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;

- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

-Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;

- Мука, соль, сода, свечи, фонарики;

- Детские халаты, фартуки;

- Схемы для проведения опытов;

- Журнал для фиксирования результатов.

Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и

холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много

времени проводят на воздухе. Важно - закрепить, уточнить уже усвоенные детьми

знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

В соответствие с новыми ФГОС важно выстраивать и взаимодействие с

родителями воспитанников:

Одной из форм работы с родителями является анкетирование.

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследователь-

ской деятельности дошкольников дома»

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности

ребенка и в поддержании его познавательного интереса. По результатам анкетирова-

ния будет видно - заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса

детей, способствую ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследо-

вательских умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители

могут ответить на них, либо предложить ребенку подумать и постараться самому

найти ответ, развивая самостоятельность.

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Ро-

дители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необхо-

димыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов

экспериментированием в домашних условиях.

Оформление наглядной информации в родительском уголке:

Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности

дошкольников»;

Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей

к познавательному экспериментированию»;

Рекомендации: «Проведите с детьми дома».

В группе должна вестись работа с родителями по формированию навыков ис-

следовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, на

которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знако-

мятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к

опытно-экспериментальной деятельности»;

Практическая часть: Открытое занятие для родителей.

Также для родителей проводятся консультации о том, как организовать усло-

вия для исследовательской деятельности дошкольников;

Оформление папки «Мои открытия». Создаются тематические ширмы-пере-

движки, выставки, мини-библиотечки и др.;

Совместное детско-взрослое творчество. Родители с большим интересом ор-

ганизуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, органи-

зуют фотосессии и многое другое.

Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятель-

ность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготов-

лены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет

весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?» и

многие другие. Хорошо, когда родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе

с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспе-

риментах).

И другое…

И так, можно сделать вывод, что внедрение познавательно-исследова-

тельских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняш-

ний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий

природе ребенка и современным задачам обучения. В ходе познавательно-иссле-

довательской деятельности дети учатся совместно работать, искать и собирать ин-

формацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками,

родителями и сотрудниками ДОУ. Все это в полной мере способствует саморазви-

тию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоува-

жения

Как сказал великий философ Конфуций «Что я слышу-забываю. Что я вижу

- я помню. Что я делаю - я понимаю»

Мастер – класс: Предложить педагогам, используя полученные в ходе пре-

зентации знания, провести исследование объекта, или события. И представить со-

общение по теме исследования. В ходе исследования выдвинуть гипотезу, собрать

сведения, обобщить и представить сообщение по теме исследования.



В раздел образования