Автор: Рогожа Наталия Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО город Ноябрьск
Наименование материала: семинар-практикум
Тема: Формирование познавательных способностей дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«СИНЕГЛАЗКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Семинар–практикум
« Формирование познавательных способностей дошкольников »
Подготовила:
воспитатель Рогожа Н.Ф.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их
любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание
самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога –
не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познава-
тельно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка,
впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями
окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой
простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в
ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация
предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые
орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской
деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в
виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового матери-
ала.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская дея-
тельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными
мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире,
упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в есте-
ственной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования
с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому
(почему, зачем, как?)
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно иссле-
довательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных .
Считаю необходимым остановиться более подробно на характеристике эта-
пов процесса познания окружающей действительности.
Первый этап характеризуется проявлением любопытства.
Ребенок – дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновремен-
но организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам
ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития.
Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М. Монтессори, соответствует состоянию
«психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитыва-
ющей влагу.
Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у
дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто
смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значи-
мые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями
явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к заро-
ждению исследовательской деятельности.
Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего
мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку
возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительно-
сти. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошколь-
ники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отноше-
ния вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он мо-
жет без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использо-
вать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают заклады-
ваться основы логического мышления. Наблюдаются практические действия – ори-
ентировочно-исследовательские.
Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской дея-
тельности; используя разные (приобретенные) способы действий, ребенок начинает
ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приво-
дит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становят-
ся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятностного прогнози-
рования, он учится предвидеть результат своей деятельности.
Целями занятий познавательно – исследовательского характера являют-
ся:
- развитие познавательных способностей детей, умение находить ответы на во-
прос “почему?”
-формирование умений: поставить цель, найти способы её решения и обоб-
щить полученный результат;
-речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными термина-
ми, умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение зада-
вать вопросы, умение строить доказательную речь).
-приобщение детей к исследовательской деятельности,
-личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности,
умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согла-
совывать её с другими и т.д.);
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неуто-
мимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспе-
риментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются
как важнейшие индикаторы детской любознательности.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочис-
ленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представ-
лять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложе-
на от природы. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет
познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью по-
знавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную
ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналити-
ческо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно
воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить,
что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно вклю-
чает в себя
следующие конкретные этапы:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- Выдвижение гипотезы;
- Поиск и предложение возможных вариантов решения;
- Сбор материала;
- Обобщение полученных данных.
Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия
нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее
интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.
Отправными моментами могут быть:
-реальные события, происходящие данный период: яркие природные явле-
ния (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый
год, о котором все говорят и к которому готовятся).
-специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предме-
тов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям и вызываю-
щих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое?», «Что
с этим делать?» «Как это действует?». Такими предметами могут быть магнит, кол-
лекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.
-воображаемые события, происходящие в художественном произведении,
которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном
шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей » или путе-
шествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).
-стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни
группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым
интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись
динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
-Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседнев-
ной жизни.
-Организация детского экспериментирования и исследований в процессе
наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
-Отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа фак-
та, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.
Для того, чтобы у дошкольники могли свободно общаться, решать задачи по-
знавательного – исследовательского характера с ними нужно проводить предвари-
тельную подготовку:
- целевые прогулки и экскурсии («В уголок леса»)
- наблюдения природных явлений в реальной жизни;
- беседа «В мире интересного»;
- рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских эн-
циклопедиях;
-чтение художественной литературы («Большая энциклопедия для дошкольни-
ка», энциклопедия «Все обо всем»);
- рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков;
- тренинг по активизации исследовательского поведения;
-игры дидактические; развивающие игры и упражнения.
В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно вос-
производить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Ла-
боратория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирова-
ния, которые находятся в доступном для детей месте.
В уголке могут быть:
- Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмас-
сы;
- Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
- Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
-Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
- Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и
холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много
времени проводят на воздухе. Важно - закрепить, уточнить уже усвоенные детьми
знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.
В соответствие с новыми ФГОС важно выстраивать и взаимодействие с
родителями воспитанников:
Одной из форм работы с родителями является анкетирование.
Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследователь-
ской деятельности дошкольников дома»
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности
ребенка и в поддержании его познавательного интереса. По результатам анкетирова-
ния будет видно - заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса
детей, способствую ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследо-
вательских умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители
могут ответить на них, либо предложить ребенку подумать и постараться самому
найти ответ, развивая самостоятельность.
Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Ро-
дители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необхо-
димыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов
экспериментированием в домашних условиях.
Оформление наглядной информации в родительском уголке:
– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности
дошкольников»;
– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей
к познавательному экспериментированию»;
– Рекомендации: «Проведите с детьми дома».
В группе должна вестись работа с родителями по формированию навыков ис-
следовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, на
которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знако-
мятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.
Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к
опытно-экспериментальной деятельности»;
Практическая часть: Открытое занятие для родителей.
Также для родителей проводятся консультации о том, как организовать усло-
вия для исследовательской деятельности дошкольников;
Оформление папки «Мои открытия». Создаются тематические ширмы-пере-
движки, выставки, мини-библиотечки и др.;
Совместное детско-взрослое творчество. Родители с большим интересом ор-
ганизуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, органи-
зуют фотосессии и многое другое.
Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятель-
ность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготов-
лены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет
весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?» и
многие другие. Хорошо, когда родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе
с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспе-
риментах).
И другое…
И так, можно сделать вывод, что внедрение познавательно-исследова-
тельских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняш-
ний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий
природе ребенка и современным задачам обучения. В ходе познавательно-иссле-
довательской деятельности дети учатся совместно работать, искать и собирать ин-
формацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками,
родителями и сотрудниками ДОУ. Все это в полной мере способствует саморазви-
тию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоува-
жения
Как сказал великий философ Конфуций «Что я слышу-забываю. Что я вижу
- я помню. Что я делаю - я понимаю»
Мастер – класс: Предложить педагогам, используя полученные в ходе пре-
зентации знания, провести исследование объекта, или события. И представить со-
общение по теме исследования. В ходе исследования выдвинуть гипотезу, собрать
сведения, обобщить и представить сообщение по теме исследования.