Напоминание

Любимые игрушки


Автор: Пряникова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 4 Детский сад
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: проект
Тема: Любимые игрушки
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ ООШ № 4 Детский сад «Жар – птица»

Краткосрочный проект

в группе раннего возраста

МАЛЫШКИ

«Любимые игрушки»

Воспитатели:

Пряникова С.Н.

Пряникова А.Е.

2020г.

Паспорт проекта

Вид проекта: Исследовательско – творческий.

Продолжительность

проекта: краткосрочный

с

12.10.2020г.

по

16.10.2020г. (5 дней)

Участники проекта: воспитанники группы «Малышки», педагоги,

родители воспитанников.

Образовательная

область: ознакомление

с

окружающим

миром,

развитие речи, музыкальное, художественное творчество.

Актуальность:

Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и

игрушка. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать

окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности,

выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек

- дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы

зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Иногда взрослые

расстраиваются,

даже сердятся на ребенка

за то,

что игрушки не

используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Сами

по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и

во что с ними играть

Цели проекта: познакомить детей с обобщающим понятием «игрушки»,

формирование

знаний

о

свойствах,

качествах

и

функциональным

назначением игрушек.

Задачи проекта:

Для детей:

1.

Познакомить детей с понятием «игрушки», расширить представление

об игрушках.

2.

Вызвать интерес и желание играть с игрушками, пользоваться

игрушками по назначению.

3.

Развивать речевую активность детей.

4.

Научить детей бережно относиться к игрушкам.

5.

Учить детей играть дружно, вместе, не ссориться.

Для педагогов:

1.

Повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения

проектной деятельности.

2.

Пополнить среду для самостоятельной деятельности детей.

Для родителей:

1.

Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка.

2.

Донести информацию о педагогическом подборе игрушек.

3.

Обогатить

родительский

опыт

приемами

взаимодействия

и

сотрудничества с ребенком в семье.

Предполагаемый результат:

- Дети должны получить первичные представления о многообразии

игрушек.

-

Различать

игрушки

«заводные

игрушки»,

«мягкие

игрушки»,

функциональное значение игрушек.

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций, картинок, книг с игрушками.

- Знакомство с литературными произведениями об игрушках.

- Использование сюжетно - ролевых, подвижных игр.

- Разучивание комплекса бодрящей гимнастики после сна

Оборудование и материалы:

- Книги об игрушках.

- Картинки и иллюстрации, изображающие игрушки.

- Наборы игрушек «чайная посуда».

- Материалы для изобразительной деятельности.

- Материалы для экспериментальной деятельности.

Роль родителей в реализации проекта:

Помощь родителей при подборе игрушек.

Создание благоприятных условий для развития личности ребенка,

учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Выставка рисунков «Моя любимая игрушка».

Работа с воспитателями:

консультации;

беседа;

экспериментальное занятие «Наша Таня»;

продукт проектной деятельности.

Предполагаемый результат:

Создание

в

группе

необходимых

условий

по

экспериментальной

деятельности детей.

Бережное отношение детей к игрушкам.

Способность детей договариваться и играть вместе с игрушками.

Выставка работ детей и взрослых «любимые игрушки».

I этап – Подготовительный

Исходя из интереса детей, проводится анкетирование, обсуждение целей

и задач проекта с детьми, создание условий, необходимых для реализации

проекта.

II этап – Основной

Особенности предметно – отобразительной игры детей младшего

возраста.

III этап – Итоговый

При

условии

реализации

данного

проекта

можно

предложить

следующие результаты:

Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с

многообразием игрушек.

Выставка детских рисунков «Дорога для грузовика».

Бережное отношение детей к игрушкам.

Подбор игр на тему «Игрушки».

Способность детей договариваться и играть в игрушки дружно вместе.

Выставка работ детей и взрослых «Любимые игрушки».

I этап – Подготовительный

Мероприятия:

1.

Анкетирование

Цель: Выявить уровень знаний детей о многообразии игрушек. Беседа об

игрушках.

2.

«Круглый стол»

Цель: Обсудить цели и задачи проекта. Создание условий реализации

проекта. Сформировать интерес у детей.

3.

Подбор в библиотеке

Цель: Развивать у детей интерес к произведениям А. Барто об игрушках.

4.

Формирование родительского уголка:

Беседа «Игрушки для маленьких детей».

Консультации: «Выбираем детские игрушки»,

«Моя любимая игрушка», «Такие разные игрушки»

Цель: Просвещать родителей, размещать статьи, рекомендации по

реализации проекта.

5.

Подбор наглядно – дидактических пособий

Цель: Создать условия для реализации проекта.

6.

Комплекс бодрящей гимнастики после сна «Заводные игрушки»

Цель: Учить детей выполнять упражнения под словесное сопровождение.

7.

Музыкальная деятельность (разучивание песен)

Цель: Развитие музыкальных способностей, слуха, слуховой памяти.

8.

Памятка для воспитателя «как привлечь ребенка к уборке игрушек»

Цель: Приучать детей убирать игрушки на свои определенные места.

Памятка

Как привлечь ребёнка к уборке игрушек.

Отнеситесь к уборке игрушек как к важному делу, уделите этому

специальное время, а не делайте это в спешке.

Определите место хранения игрушек. Не храните все игрушки в одной

коробке, а располагайте их в разных местах. Например, машины стоят в

«гараже», посуда на полчках шкафчика, мячи в коробке и т.п. Однако эти

места должны быть постоянными, чтобы ребёнок знал, куда положить ту или

иную игрушку.

Занимайтесь уборкой игрушек вместе с ребёнком. Неважно сколько игрушек

уберёт на место малыш и сколько вы; главное – дать почувствовать ребёнку,

что он участник очень важного дела.

Заранее

дайте

ребёнку

знать,

что

пора

убирать

игрушки.

Можно

сопровождать свои действия стихами:

А теперь за дело дружно,

Убирать игрушки нужно!

Мигом мы взялись за дело –

И работа закипела!

Любое дело можно превратить в увлекательную игру, в том числе и уборку

игрушек. Предложите малышу отправиться в путешествие, а каждая

игрушка-пассажир должна занять своё место.

Убирая игрушки, обращайтесь к ним, как к живым существам, и через них

«давайте установку» ребёнку на сон, еду и т.д. Например, перед сном, взяв

куклу, можно сказать: «Ляля, ложись спать. Машенька тоже спать сейчас

пойдёт, в свою кроватку ляжет»

Малыша надо непременно похвалить за сделанную работу. Перечислите, что

он сделал. Полюбуйтесь комнатой: «Ах, как красиво! Какой порядок!» Что

делать с игрушками, к которым ребёнок потерял интерес?

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и

обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-либо

игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а

через некоторое время её появление вызовет новый эмоциональный или

познавательный интерес у ребёнка.

Будьте крайне осторожны, распоряжаясь игрушечным миром своего ребёнка.

Вы можете случайно выбросить его любимые игрушки. Ведь любимая

игрушка не обязательно новая, дорогая и красочная.

Не заставляйте никогда ребёнка своими руками выбрасывать сломанные или

устаревшие игрушки! С каждой из них связаны положительные эмоции и

переживания.

Из нескольких неисправных игрушек можно сделать новую интересную

игрушку.

Памятка для родителей «Как приучить малыша к новой игрушке»

Цель: Приучать детей к новой игрушке через общение с ней.

Памятка для родителей.

Как приучить малыша к новой игрушке

Прежде чем вручать ребёнку игрушку познакомьте его с ней, скажите, как её

зовут. Подготовив ребёнка таким образом, вы одновременно и заинтересуете

его.

Продемонстрируйте, как с этой игрушкой обращаться, немного поиграйте

вместе.

Сами проявите интерес к новой игрушке. Очень хорошо, если ребёнок

«ненароком» застанет вас за игрой с «новичком».

«Какая замечательная у тебя игрушка! Вот не удержалась, поиграла

немного», – скажите ему, выходя из комнаты.

Это ребёнка озадачит, ему захочется поближе познакомиться с предметом,

вызвавшим интерес у взрослого. Раз уж мама играла, значит, действительно

вещь стоящая.

Если малыш не проявляет инициативы, можно поиграть вместо него – пусть

пока побудет сторонним наблюдателем.

Ни в коем случае не принуждайте малыша к игре. Ребёнку нужно

приглядеться к игрушке, привыкнуть к её присутствию.

Не следует упрекать ребёнка: «Эх, Катенька, что ж ты маму так расстроила!

Я старалась, выбирала тебе подарок».

Этими словами вы только расстроите ребёнка.

Используйте

эффект

неожиданности.

Положите

новинку

в

любимый

кухонный шкаф, зная, что малыш систематически наводит там порядок или

спрячьте в стопку его книжек, в кроватку, просто закопайте среди остальных

игрушек. В общем, в места, к которым ребёнок имеет неограниченный и

регулярный доступ. Рано или поздно он отыщет такой сюрприз и наверняка

заинтересуется. Ваша задача этот интерес поддержать.

II этап – Основной

1й день

Обследование мишки, чтение стихотворения А. Барто «Уронили Мишку на

пол…».

Цель: Развивать у детей интерес к игрушкам.

Побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе об

игрушках.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: Способствовать реализации потребности детей в двигательной

активности. Развивать физические качества.

2й день

Обследование машины, чтение и обыгрывание стихотворения А.Барто

«Грузовик»

Цель: Расширять представление детей об игрушках, какие бывают игрушки.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание

стихотворения.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Цель: Учить детей выполнять действия по команде взрослого, бегать, не

натыкаясь друг на друга.

Рисование «Дорога для грузовика»

Цель: Передавать в рисунке разнообразие дорог. Развивать воображение,

творческую активность.

3й день

Обследование самолета, чтение и обыгрывание стихотворения А.Барто

«Самолет»

Цель: Развивать у детей интерес к игрушкам. Побуждать и поддерживать

интерес детей к художественной литературе об игрушках.

Подвижная игра «Самолеты»

Цель: Способствовать реализации потребности детей в двигательной

активности. Развивать физические качества.

4й день

Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Наша Таня»

Цель: Расширять представление у детей интерес к игрушкам. Побуждать и

поддерживать

интерес детей к художественной литературе об игрушках.

Обследование мяча (в виде экспериментальной деятельности: тонет в воде

или не тонет)

Цель: Развивать у детей экспериментальные навыки.

Сюжетно – ролевая игра «Угостим куклу чаем»

Цель: Поддерживать интерес к ролевой игре. Учить применять ранее

полученные знания в игре.

5й день

Обследование зайки, чтение и обыгрывание стихотворения А.Барто «Зайка»

Цель: Развивать у детей интерес к игрушкам. Побуждать и поддерживать

интерес к художественной литературе об игрушках. Учить понимать идею

стихотворения.

Подвижная игра «Зайка беленький сидит и ушами шевелит»

Цель: Развивать способности в двигательной активности.

Выставка рисунков детей и взрослых «Мои любимые игрушки».

Цель: Оформить выставку в сопровождении стихами.

III этап – Итоговый

Обработка и оформление материалов проекта.

Анализ результативности.

Литература:

1.

Е. А. Косаковская «Игрушка в жизни ребенка».2005г.

2.

А. Барто «Игрушки» 2000г.

3.

Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.

4.

Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности

дошкольного учреждения»2011г.

5.

Воспитание детей в игре. /под ред. Менджерицкой Д. В. – М. :

Просвещение, 1979г.

6.

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред.

Новосёловой С. Л. – М. : Просвещение, 1985г.

7.

Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно –

методическое пособие. Составитель Демина Е.С. – М.: ТЦ «Сфера», 2006г.

8.

Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У –

Фактория, 2004г.

Консультация для родителей

"Выбираем игрушку для ребенка раннего возраста"

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек.

Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать

окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые

игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-

то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький

пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор

игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок

способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему

необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными

побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых. У каждого

ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться,

которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет

преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх

темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с

подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают,

забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя,

достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые

наряды, пришивают уши и хвосты. Трудно представить, что подобное

отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке

"Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине. В "подружки"

маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка,

зайчонка, то есть существо близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о

заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала,

нужна ли она ему. Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор

игрушек,

способствующих

развитию

его

чувственного

восприятия,

мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные

ситуации, подражать взрослым. Игрушки из реальной жизни. Кукольное

семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель,

посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские

принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и

доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию. Солдатики, ружья, мячи,

надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также

дротики для метания и т.д. Игрушки для развития творческой фантазии и

самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки,

настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин,

мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для

аппликаций, клей и т.д. При покупке игрушек пользуйтесь простым

правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать! Игрушки, какими их

представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся.

Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные

игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности

ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать,

отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого

автоматические игрушки совершенно не пригодны. Игрушки для самых

маленьких, прежде всего, должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки.

И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки

малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью

соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые

лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны

быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться,

быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в

рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой.

Хорошо, если они будут звучащими. Для годовалого малыша интересны и

полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец

разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга,

разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает

интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша

что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки

неваляшки. Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч,

который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие,

пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними

очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого

возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в

них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие

игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое

место в квартире, а у игрушек тоже свой домик. К трём годам набор игрушек

расширяется.

К

ярким,

разноцветным,

с

чёткой

формой

игрушкам

прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе

со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того,

что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная

ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает

активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди

заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с

проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок

выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети

играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский

сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая

кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских

наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита,

мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности.

Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о

новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное

требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть

достаточно прочными. Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо

периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не

берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна.

Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый

эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка. И ещё один совет. Не

водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством

соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий

малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери!

Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется,

ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку

радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник. Есть поговорка

"Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые,

как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека!

Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и

просто так, от хорошего настроения. Используемые детьми игрушки в

раннем дошкольном возрасте играют большую роль в развитии ребенка.

Выбранные вами игрушки разноцветные, имеют различный размер, форму и

материал изготовления. Их можно рассматривать, исследовать (ощупать).

Каждая выбранная игрушка имеет свое значение в развитии ребенка. Это:

1. Игрушки для накопления зрительного опыта.

2. Игрушки для схватывания предметов различных форм.

3. Игрушки для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное

отверстие, на стержень.

4. Игрушки для группировки предметов различных по величине и форме.

5.

Игрушки

для

проталкивания

предметов

различных

форм

в

соответствующие отверстия.

6. Игрушки для прокатывания.

7. Игрушки различной величины, формы, цвета для сравнения предметов,

раскладывания фигур, резко различающихся и близких по форме.

8. Игрушки для размещения вкладышей, разных по величине и форме, в

соответствующие отверстия.

9. Игрушки – забавы.

10.Механические игрушки.

11.Игрушки – шнуровки.

12.Игрушки для нанизывания предметов разного размера, цвета, формы на

нитку (леску, проволоку)

13.Игрушки образные с застегивающимися и прилипающими элементами.

14.Мозаика.

15.Игрушки для развития пальчиков и совершенствования движения рук.

16.Разрезные картинки.

17.Сюжетные игрушки.

Выбрать тему игры и определить характер игровых действий ребенку

помогут

игрушки

различной

тематической

направленности.

Ни

одна

правильно выбранная игрушка не станет активным помощником родителей в

вопросе всестороннего развития малыша, если взрослые откажутся от игры с

ребенком. В раннем возрасте важны звуковые, световые и двигательные

эффекты. Действия с игрушками удовлетворяют потребность ребёнка в

познании. На 2-м году жизни ребенка главными становятся совместные со

взрослыми действия. Поэтому выбранное взрослыми игровое оборудование

должно отвечать потребности малыша в совместных игровых действиях,

создавать единое игровое пространство. Не допускайте усталости малыша от

однообразных игр, для этого чередуйте их. Соблюдайте последовательность

и регулярность при проведении игр занятий с ребенком до трех лет, отводите

на них от 5 до 10-15 минут.

Игра 1. Тактильный набор. Учит различать тактильные свойства предметов

(гладкий, шершавый, колкий и т.д.) и цвет. Активизирует осязание путем

определения

фактуры

в

процессе

обследования

игры.

Развивает

цветовосприятие.

Игра 2. Складывание матрешки (от 1 гола 2 месяцев и старше). Для игры –

занятия потребуется матрешки разных размеров с различным количеством

вкладышей. Возьмите одну матрешку сами, а другую предложите малышу.

«Это – матрешка. Открой матрешку так, как я. Молодец, хорошо, а теперь

закрой матрешку, вот так». Продолжайте выполнять простые действия с

предметами:

открывать

и

закрывать

матрешки,

бочонки,

коробочки,

кастрюльки, вкладывать и вынимать из них предметы. Эта игра-упражнение

обогатит сенсорный опыт малыша при знакомстве с величиной и научит

понимать слова «открой», «закрой».

Игра 3. Узнай и принеси. Разложите на полу несколько игрушек и попросите

малыша поднять их, то правой, то левой рукой и принести их вам. Называйте

игрушки сами и просите об этом малыша. Эта игра-упражнение будет

способствовать развитию крупной моторики рук ребенка. Если у ребенка

нарушена координация движений, то данное упражнение дается ему с трудом

– рекомендуется выполнять его медленно, с опорой на руку взрослого, стул,

стену и т.д., постепенно усложняя и увеличивая время. Игры, игрушки и

игровое оборудование для детей раннего возраста, должны быть безопасны и

соответствовать Техническому регламенту о безопасности продукции,

предназначенной для детей и подростков.

Правила выбора игрушки

1.Игрушка радует вас и вашего малыша, вызывает положительные эмоции.

2.Игрушка не утомляет и не перегружает ребенка.

3.Игрушка учитывает индивидуальные особенности развития ребенка и его

потребности в игре.

4.Игрушка вызывает интерес, обладает игровой динамикой, стимулирует к

активному действию с ней.

5.Игрушка расширяет кругозор и побуждает ребенка к познавательно-

исследовательской деятельности.

6.Игрушка воспитывает художественный вкус ребенка.

Запомните, что дети, которые мало играют, плохо развиваются.

Консультация для родителей

«Такие разные игрушки»

Нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для

ребенка той средой, которая позволяет ему исследовать окружающий мир,

формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои

чувства, а также учит общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело

серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра

ребенка, его развитие. В настоящее время выбрать игрушку малышу

чрезвычайно

трудно.

Наряду

с

традиционными

куклами,

мишками,

машинками, мячиками, появились новые, невиданные прежде игрушки -

динозавры, трансформеры, пауки, покемоны и т. п. Как сориентироваться в

этом море игрушечной продукции? Как выбрать то, что нужно вашему

ребенку? Главная функция игрушки заключается в активизации детской

деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность

ребенка, выбирая ту или иную игрушку, нужно сразу представить, что ваш

ребенок будет с ней делать. Для ролевой игры хорошо иметь наборы для

игры в доктора, парикмахера, в магазин, а также детали костюмов и

атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка

врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка и т. п.). В

эту же группу можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда,

машинки, позволяющие что-то перевозить). Для режиссерской игры нужны

небольшие и, по возможности, симпатичные игрушки, предполагающие

общение или обращение с ними как с живыми персонажами, - мишки,

зайчики, собачки – и, конечно же, куклы со всевозможной кукольной

утварью. В последнее время кукольный мир наших детей стремительно

меняется.

Появляются

куклы

все

более

детализированные

и

автоматизированные, т. е. как бы живущие самостоятельной жизнью: Барби,

Братц, Бэби бон и др. Ребенку практически уже ничего не надо придумывать

- нужно просто открыть коробку и использовать все ее богатство по

назначению. Кукла - это прежде всего образ человека. Эта игрушка больше

всего вызывает и оживляет представление ребенка о его собственной

человеческой сущности. Дошкольник видит в кукле самого себя. Ребенок с

достаточно развитым воображением может представлять одно и то же лицо

веселым, грустным, усталым, озабоченным, лукавым, беспечным. Малыш

оживляет куклу, и она обретает способность действовать и проявлять свой

характер. Но для воображения и фантазии требуется пространство. В данном

случае именно отсутствие избыточных деталей, недостаток подробностей и

являются той благодатной почвой, которая питает развитие детской

фантазии. Что же происходит, когда ребенок имеет в игрушке четко

фиксированные

человеческие

образы

и

запрограммированный

способ

поведения? - торможение фантазии и самостоятельности самого ребенка.

Куклы

с

подробно

прорисованными

лицами,

позами,

аксессуарами

навязывают малышу нечто раз и навсегда заданное, заранее кем-то

определенное - то, что не имеет отношения к его собственным игровым

идеям.

Они лишают ребенка возможности действовать самостоятельно:

придумывать, воображать и соображать, т. е. играть.

Эти куклы сами

предлагают строго определенные действия: что и как одевать, чем кормить и

т. д. Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в

детских играх - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая

активность,

изобретательность,

-

при

этом

остаются

совершенно

невостребованными

и

не

развиваются.

Чтобы игрушка несла

свою

развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и

открытой

для

проявления разнообразных форм

активности

ребенка.

Предметы,

предполагающие

пусть

и

полезные,

но

стереотипные однообразные

действия,

могут

стать

материалом

для

упражнений,

тренировок,

только

не

игры. Игрушка должна

быть

максимально

открытой

для

преобразований. Такие универсальные

и

популярные

во

все

времена игрушки,

как

мячи,

кубики,

вкладыши, конструкторы, обычные пупсики, куколки и т. п., не могут

наскучить ребенку, так как благодаря своей простоте они чрезвычайно

пластичны, допускают бесконечные усложнения и тысячи новых комбинаций

с ними. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость

и

простота

-

важнейшие

требования

для

хорошей игрушки.

Очень

часто родителей волнует

вопрос

как

быть,

если

ребенок

просит

купить «человека-паука», «черепашку-ниндзя» или какого-нибудь монстра из

мультфильма, очень популярного в детской среде. У большинства взрослых

вызывает

недоумение

увлечение

современных

детей

подобными «ужастиками». Родители интуитивно чувствуют неприятие к

этим персонажам, ведь в нашем детстве ничего подобного не было. Тем не

менее, не каждый способен устоять перед настойчивыми просьбами и

уговорами, и страшные роботы все-таки приобретаются и затем поселяются

в детской. При этом объяснения находятся самые благие — ведь

руководством к действию было желание доставить удовольствие ребенку. Но

будет

ли

это

удовольствие

полезным?

Современная

индустрия игрушек действует

совсем

по

другим

ориентировкам.

И

действительно,

какого

малыша

удивишь

сегодня

простым

мишкой. «Страшные» игрушки стали чрезвычайно яркими и популярными,

поэтому практически полностью заполонили прилавки. Устрашающий

внешний облик игрушки утратил свою знаковость и перешел в разряд

способов

привлечения

внимания.

Обилие

деталей,

всевозможные

технические "навороты", делают образ игрушки привлекательным, но

слишком сложным для понимания малыша. Часто совершенно не ясно, что

это за существо - человек, животное или вообще машина. Если для взрослого

человека слова "мутант" и "биоробот" несут какую-то смысловую нагрузку,

то маленькому ребенку, у которого только складывается представление о

мире, они ничего объяснить не могут. В результате, подобные герои со

"сверхчеловеческими" способностями, иногда в "железной броне" и с

закрытыми

маской

лицами,

становятся

для

ребенка

образцом

для

подражания, образом того, каким на самом деле должен быть человек.

Главная опасность таких страшных игрушек заключается в том, что они

стирают грань между хорошим и плохим, добрым и злым. Малыш,

представления которого о добре и зле только складываются, нуждается в их

четком разделении и простой символизации в игрушке. В дошкольном

возрасте, от трех до шести лет, дети "отыгрывают" полученные впечатления,

в том числе содержание сказок и мультфильмов, примеривают на себя

положительные и отрицательные роли. Воображение позволяет малышу

"оживлять" любимых героев, как положительных, так и отрицательных.

Дошкольник переживает бурный рост фантазии, но еще плохо умеет ей

управлять, и с этим связана опасность бесконтрольного взаимодействия со

страшной игрушкой

в

этом

возрасте.

Особенно

захватывающими

становятся сюжеты о борьбе добра и зла, победе положительных героев над

отрицательными. Для их разыгрывания у малыша может возникнуть

собственная потребность в страшных игрушках. Однако, даже в этом случае,

игра

с

ними

должна

осуществляться

под

контролем

взрослых.

Произвольность памяти, внимания и воображения формируется к шести

годам. Шестилетний ребенок уже умеет управлять своим поведением и

эмоциями, в том числе негативными, контролировать свой страх. Меняется и

отношение к игрушкам, в том числе и страшным. Кроме того, в этом

возрасте перед детьми впервые во всей остроте встают нравственные

вопросы. И здесь игры в добрых и злых героев вместе с чтением

"нравоучительных" сказок становятся одним из важнейших развивающих

занятий для ребенка. Но предпочтение стоит все же отдавать традиционным

страшным игрушкам.

Конечно,

полностью

избежать

присутствия игрушечных монстров в жизни малыша невозможно, но важно,

чтобы эти «страшные» игрушки не преобладали в детской комнате, чтобы

наряду с ними и по количеству и по качеству достойное место занимали

добрые

и

безобидные

персонажи.

Психологи-практики

призывают

придерживаться золотой середины: игрушки должны быть разными!

Совсем лишать ребенка современных популярных игр все же не стоит.

Ребенок находится в социуме, общается с детьми, у которых есть

современные куклы, машинки и т. п. Важно внимательно наблюдать за

играми своего ребенка, вовремя включаться в них при необходимости,

помогать малышу освоить игровые взаимоотношения персонажей. Ведь ни

одна игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его

способности.

Только

в

руках

старшего

и

умеющего

играть

взрослого, родителя, игрушка станет живой, нужной, стимулирующей

воображение, а значит, полезной.



В раздел образования