Автор: Зиангирова Лилия Азатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад
Населённый пункт: Республика Татарстан Город Казань
Наименование материала: Проект
Тема: Творческий проект "Сенсорное развитие дошкольников в процессе ознакомления с формой и величиной"
Раздел: дошкольное образование
Творческий проект
«Сенсорное развитие дошкольников в процессе ознакомления с
формой и величиной»
Автор проекта:
Зиангирова. Л.А
Оглавление
Введение
Актуальность темы
Цель проекта
Задачи проекта
Вид проекта
Участники проекта
Ожидаемые результаты проекта
Этапы реализации проекта
Используемая литература
Введение
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема
сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни
сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в
частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со
всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно,
каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это
воспринимает.
Но
если
усвоение
происходит
стихийно,
без
грамотного
педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается
поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются
развитию, совершенствованию, особенно в период младшего дошкольного детства.
И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного
развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот
возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов
чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего
умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение,
так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в
детском саду, в школе и для многих видов труда.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает
перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и
использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в
детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в
вооружении ребенка сенсорной культурой.
Актуальность темы
В наше время именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание
отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное
значение у ребенка на определенном этапе его развития. Ребенок рождается на свет
с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает
чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки
для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило
полноценно,
необходимо
целенаправленное
сенсорное
воспитание.
Ребенка
следует научить рассматриванию, ощупыванию. Но обследовать предмет, увидеть,
ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных
свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.
Изучение величин и их измерений имеет большое значение в развитии детей. Это
обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства
предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности.
Знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей
целостные представления об окружающем мире. Изучение процесса измерения
величин
способствует
приобретению
практических
умений
и
навыков
необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того знания и
умения, связанные с величинами и полученные в детском саду, являются основой
для дальнейшего изучения математики.
Цель проекта
Формирование представлений о величинах у детей дошкольного возраста
Задачи проекта
Образовательные:
Формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий с
использованием логического материала: учетом постепенного усложнения.
Развивать у детей сенсорные (предметно – действенные) способы познания
математического свойства - величина.
Формирование у детей системы сенсорных эталонов. Формирование у детей
умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему
сенсорных эталонов в практической познавательской деятельности
Развивающие:
Развивать у детей сенсорные (предметно – действенные) способы познания
математического свойства - величина.
Развитие глазомера связанное с овладением специальными способами
сравнения предметов, координация и контроль движений, подготовка руки к
письму, самоконтроль, терпение, анализ действий, подготовка к математике,
развитие памяти, координация руки и глаза. Развивать умение использовать в речи
слова, обозначающие параметры величины
Воспитательные:
Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к сенсорным
играм
Вид проекта
Исследовательско – творческий
Участники проекта
Дети, родители, воспитатели.
Ожидаемые результаты проекта
В результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги,
приобретут определенные знания.
В младших группах
Дети научаться сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров;
при сравнении размеров предметов соизмерять один предмет с другим по
заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом),
пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения
словами: длинный-короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий. Смогут
устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами располагать их в
определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания
величины; введут в активную речь понятия, обозначающие размерные отношения
предметов
В старших группах
Дети приобретут умение находить в специально организованной обстановке
предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и
равные ему предмета. Смогут делить предмет на 2-8 и более равных частей путем
сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру;
правильно обозначить части целого (половина, одна часть из двух); У детей будут
сформированы первоначальные измерительные умения то есть измерение длины,
ширины, высоты предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры
(бумаги в клетку). Умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощь,
условной меры. Дети приобретут представление о весе предметов и способах его
измерения. И будут знать о том, что результат измерения зависит от величины.
Этапы работы:
Проект реализуется в 3 этапа.
1 этап: подготовительный.
Содержание:
Изучение психолого-педагогической литературы по теме.
Приобретения - палочек Кюизенера
Приобретение логических блоков Дьенеша
Дидактический материал М. Монтессори
Изготовление дидактических игр и пособий по ознакомлению детей с
величиной
2этап
Основной
Младший возраст
Совместная деятельость взрослого с детьми
Работа
с
родителями
Сроки
Прямая
образовательная
ситуация
Косвенная
образовательная
ситуация
Совместна
я деятельность
в режимных
процессах
1
блок – содействие
усвоению детьми
сравнению
предметов приемом
наложения и
приложения.
Освоение умений
различать
предметы по
длине, выделять
один предмет из
большего
количества. -
Группировка
предметов по
цвету. - Освоение
умений
группировать
геометрические
Индивидуальная
работа с детьми в
утренний отрезок
времени и в течения
дня 1.Дидактическое
упражнение
«Пирамидки»,
«Веселые матрешки»,
«Разложи по
коробкам» «Найди
такую же»
Игра с мячами -
Куклы и медведи -Три
квадрата (величина) --
Разложим мишкам
мисочки (величина) –
«Найди предмет такой
же формы» , «Кто
выше»
«Разложи по
Обогащать
словарь детей
сенсорной
лексикой в ходе
режимных
моментов
Оснащ
ение уголка
для
родителей
специально
й
литературо
й.
Привл
ечь
родителей
к
изготовлен
ию уголка
сенсорики
Взаим
одействие с
родителями
2
года
фигуры.
Дидактические
игры:
«Паровозик»-
«Рассели
жильцов»-
упрощенные
варианты. «Как
изменилась
фигура?» -
«Раздели фигуры»
- Блоки Дьенеша; -
«Домик для
блоков»; Игрушки.
2
блок – содействие о
существлению
детьми сериации
предметов по
признаку величины
(размер, длина).
3
блок – содействие в
познании свойств
групп и отношений
между свойствами
в процессе
классификации.
порядку», «Наведи
порядок», «Построй
по росту», «Найди
место предмета»,
«Узнай, какой предмет
лишний», «Спрячь в
ладошке» «Накрой
шляпой», «Большие и
маленькие кубики»
«Две коробки»,
«Где моё место»,
«Две
башни»,
»
Построй
ворота»
«Какого
предмета не хватает?»
Чтение
художественной
литературы
«Три
медведя»
использование
в
свободной
деятельности игрушек
«
Мозаика»
несколько
видов,
настольная
и
напольная)
-
конструкторы
«Лего»,
- пазлы,
- кубики разной
величины
-
пирамидки
(
деревянные
и
пластмассовые, разной
величины),
-
игрушки-
вкладыши
(домик,
куб, машина)
-
строительный
материал с деталями
разной
величины.
Сюжетно
ролевые
игры
«Гараж»
«Семья», «Больница»
Темы
в
изо
при приеме
и уходе
детей
домой –
Индив
идуальные
беседы и
консультац
ии.
деятельности
«Нарисуй
длинные
дорожки», «Большие и
маленькие шары»
Старший возраст
Совместная деятельность взрослого с детьми
Работа с
родителями
сроки
Прямая
образовательная
ситуация
Косвенная
образовательная
ситуация
Совместна
я деятельность
в режимных
процессах
НОД
«Величина»
1.Учить детей
устанавливать
соотношения
между 6-ю
предметами по
высоте,
производить
операцию
сериации по этому
признаку
(располагать
предметы в ряд в
порядке
возрастания или
убывания высоты).
2. Развивать
внимание и
память.
3.Совершенствоват
ь
коммуникатив
ные навыки.
4.Воспитывать
доброжелательное
отношение к
окружающим
Познакомить
с общепринятыми
единицами
измерения величин
(метр, сантиметр,
Индивидуальная
работа с детьми в
утренний отрезок
времени:
1.Дидактическое
упражнение «Посади
елочки». Педагог
предлагает
«Посадить» елочки в
порядке убывания
(возрастания),
используя слова
«выше», «ниже». 2.
Дидактическое
упражнение «Сравни
дорожки» Педагог
предлагает сравнить
дорожки по длине и
ширине. Просмотр
мультфильма «38
попугаев» + игровое
упражнение «Измерь
длину удава» (работа с
палочками
Кюизенера).
Экскурсия в «Ателье»,
«Магазин»
С/р «Платье для
куклы Маши»
(подвести к выводу,
чем меньше мерка,
тем большее
количество раз она
Во время
утренней
гимнастики
обращать
внимание на
построение « В
шеренгу по
росту
становись!»
Подготовка к
прогулке
(обратить
внимание на
шарфики
разной длины)
Игровая задача:
«У кого самый
длинный
шарф» На
прогулке
организова
ть
строительные
игры «Дома»,
«Улица» и др.
Игровая задача:
«Главный
строитель
заболел и
нужно помочь
построить 4
дома разной
этажности
Взаимод
ействие с
родителями
при приеме и
уходе детей
домой –
Индиви
дуальные
беседы и
консультаци
и.
Подгото
вить
выставку
дидактическ
их игр для
родителей по
ознакомлени
ю с
величиной.
Педагог
ический
всеобуч
«Методы,
повышающи
е
познавательн
ую
активность
дошкольнико
в».
2
года
дециметр, литр,
килограмм)
Игра –
эксперимент «Как
определить,
сколько воды в
графине
поместится в объекте
и наоборот
Практическая работа в
лаборатории
«Измерение риса
ложками")
(дети строят
дома из
кубиков)
Использование
настольных игр
«Сломанная
лестница»,
«Три
подружки»
Индивидуа
льная работа по
развитию
движений,
физических
качеств « Кто
дальше
прыгнет» Игры
с природным
материалом
Инд.
работа с
детьми
Предложить
домой игру
«Палочки
Кюизенера»
Развлече
ние «Умники
и умницы».
Показат
ь родителям
значимость
преемственн
ости в работе
детского
сада и школы
Заключение
Развитию сенсорики и творческого мышления помогает самостоятельная
художественная деятельность ребенка. В результате года работы с сенсорным
материалом в специально организованной развивающей среде дети 2,5-5,5 лет
приобретают следующие понятия и навыки: собирают предметы по принципу
увеличения - уменьшения (понятия "большой - средний - маленький", "толстый -
тонкий", "длинный - короткий", "высокий - низкий", "глубокий - мелкий");
подбирают пары цветов, их оттенки и различают цвета (называют до 16 цветов);
различают шершавые и гладкие поверхности; подбирают предметы по степени их
шершавости; определяют ткань: толстая - тонкая, грубая - нежная, рыхлая -
прочная; называют наиболее простые ткани; различают ногами: шершавый -
гладкий; различают шумы: громкий - тихий; подбирают пары шумов и звуков;
различают звуки: высокий - низкий; способны повторить тон звуков, ритм;
различают вес предметов (понятия тяжелый - легкий, тяжелее чем - легче чем);
различают предметы: плоский - объемный; различают и называют объемные тела и
плоские фигуры: куб, шар, призма, пирамида, конус, цилиндр, треугольник,
квадрат, круг, овал, прямоугольник, трапеция, параллелограмм; различают:
горячий - теплый - холодный, сладкий - кислый - горький - соленый; успешно
работают кистью и красками, с глиной и пластилином; рисуют карандашами,
фломастерами, пером; режут бумагу и ткань; прибивают гвозди, завинчивают
гайки и болты; поют; дирижируют; сочиняют истории; танцуют; декламируют
стихи.
Литература
1.
Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому
воспитанию в "Домах ребенка". - М., 1993.
2.
Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. -
М., 1994.
3.
Монтессори М. Воображение // Мир образования. - 1996. - N 9.
4.
Домашняя школа Монтессори. - М., 1997.
5.
Загвоздкин В., Хилтунен Е. Монтессори и Вальдорф. - М., 1999.
6.
Монтессори-материал: Школа для малышей. - М., 1992.
7.
Монтессори в России. Новый взгляд. - Вып. 1-2. - М., 1998-1999.
8.
Педагогика М. Монтессори: Курс лекций. - Ч. 1-2. - М., 1992-93.
9.
Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и
школе. - М., 1997.
10.Сорокова М.Г. "Жизненная практика" и сенсорное развитие
дошкольников по методу Монтессори. - М., 1998.
11.Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о
Монтессори-педагогике). - М., 1999.
12.Терри Мелоу. Монтессори и ваш ребенок: Руководство для родителей:
Пер. с англ. - М., 1997.
13.Упражнения с Монтессори-материалом: Школа для малышей. - М.,
1995.
Приложение:
Игры использование при ознакомления с величиной:
«Овечки»
Дидактическая игра для детей средней – старшей подгруппы
Задачи: закрепить умение сравнивать два предмета по длине, пользуясь
терминами «длиннее, короче, самая длинная, самая короткая». Формировать
знания о домашних животных.
Ход: детям предлагается помочь овечкам добраться до поляны с сочной
травой по дорожкам разной длины и определить, какая из них доберется быстрее и
почему.
«Волшебный лес»
Дидактическая игра для детей младшей - старшей подгруппы
Задачи: практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине.
Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже,
самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше»
Ход: детям предлагается решить игровую ситуацию: волшебник - задавака
сказал, что сможет в один миг пересадить все деревья в лесу по высоте, да ошибся.
Детям предлагается пересадить деревья по высоте.
«Помоги друзьям»
Дидактическая игра для детей старшей группы
Задачи: закрепить умение раскладывать сериационный ряд из одинаковых по
ширине и разных по длине полосок (ниток, шнуров, веревок). Учить детей
устанавливать морфо – функциональные связи. Пополнить знания детей о
названиях жилищ диких животных.
Ход: детям предлагается решить проблемную ситуацию: предположить, а
затем доказать, кто из животных первым доберется до домика и почему.
«Цветоводы»
Дидактическая игра для детей младшей - старшей подгруппы
Задачи: практиковать в раскладывании предметов в убывающем или
возрастающем порядке. Активизировать знания детей о цветах, выращенных на
клумбе.
Ход: предлагаем детям превратиться в садовников и посадить цветы в
возрастающем или убывающем порядке.
«Помоги доктору добраться до животных»
Дидактическая игра для детей старшей – подготовительной группы
Задачи: закреплять умение отмерять отрезки меркой и сравнивать их длину.
Пополнять знания детей о диких животных.
Ход: детям предлагается помочь доктору добраться до больных животных и с
помощью мерки , определив расстояние, сделать вывод, кого доктор вылечит
быстрей.
«Научи Зайца строить забор»
Дидактическая игра для детей младшей - старшей подгруппы
Задачи: практиковать детей в выкладывании сериационного ряда.
Усложнение: выкладывание досок забора по схеме.
Закреплять знания о местах обитания и способе жизни зайца.
Ход: зайцу нужна помощь – он не может построить забор для своего огорода.
Детям предлагается помочь ему.
«Проложи тропинку»
Дидактическая игра для детей среднего – старшего возраста
Задачи: закреплять умение раскладывать сериационный ряд из
прямоугольников разной длинны. Уточнить значение тропинок в лесу.
Ход: детям предлагается собрать длинную тропинку из прямоугольников
различной длинны.
«Подарки»
Дидактическая игра для детей младшей - старшей подгруппы
Задачи: учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания
о животных севера.
Ход: детям предлагается проблемная ситуация: необходимо правильно
распределить подарки между животными.
Упражнения в развитии чувств. Для развития зрения.
БЛОКИ ЦИЛИНДРОВ
Материал: 4 блока по 10 цилиндров
Блок А - изменение трех величин
Блок Б - высота неизменна, изменяются две величины
Блок С - изменение трех величин в обратном направлении
Блок Д - изменение одной величины где диаметр неизменный
Цель: визуальное различение величины.
К. цели: координация и контроль движений, подготовка руки к письму,
самоконтроль, терпение, анализ действий, подготовка к математике, развитие
памяти, координация руки и глаза, развитие речи.
Презентация
1.
Начинаем с блока Б. 11редварительно показываем как носить блоки на стол.
Просим ребенка принести блок Б на стол. Садимся. Ребенок слева от педагога.
2.
Я покажу тебе как работать с этими цилиндрами. Тремя пальцами правой руки
( большим, указательным и средним) вытаскиваем первый (большой) цилиндр,
ощупываем его ставим слева от ребенка перед блоком Берем последний,
контрастный первому цилиндр, ощупываем его, ставим слева от ребенка перед
блоком, вытаскиваем остальные цилиндры, расставляем их в ряд, но вразброс
перед блоком. Берем цилиндр, осматриваем его, сравниваем диаметр цилиндра
с диаметром ячейки на блоке и вставляем его. Во время работы сознательно
показываем неправильные решения
3.
Предлагаем повторить ребенку. Здесь же просим убрать всё на место.
Особый интерес: в самом материале.
Контроль ошибок: механический
Возраст: 2-2,5 года.
Словарь: толстый, тонкий, большой, маленький, высокий, низкий.
Упражнения: остальные блоки, игры на расстояния, сравнения с цветными
цилиндрами,
работа
с
несколькими
блоками
одновременно,
вставление
цилиндров закрытыми глазами, счет.
РОЗОВАЯ БАШНЯ
Материал: 10 кубиков розового цвета размером от
1
см. куб. до 20 см.куб,
подставка.
Цель: зрительное различение размера в тех измерениях.
К цель: см. блоки цилиндров
Презентация:
1.
Это розовая башня. Я покажу тебе как с ней работать на коврике. Просим
принести коврик и разложить его.
2.
Показываем как несём кубики: берем кубик тремя пальцами правой руки и
несем его на коврик. При утяжелении кубиков помогаем второй рукой,
предлагаем принести остальные кубики на коврик по одному.
3.
При выборе кубика сравниваем его с друг ими по высоте, приложив
ладонь
и
выбираем больший. Строим башню. Построили. Встаем,
обходим башню со всех сторон, смотрим сверху(оптическое восприятие).
4.
Разбираем башню по одному кубику на коврик. Предлагаем построить
башню ребенку.
5.
Просим ребенка убрать кубики на подставку по одному и собрать коврик.
Контроль ошибок: визуальный, проверка самым маленьким кубиком (каждый
последующий кубик отличается от предыдущего на его размер).
Возраст: 2,5-3.
Словарь: большой, маленький, самый большой, самый маленький.
Упражнения: конструирование из кубиков.
КРАСНЫЕ ШТАНГИ.
Материал: 10 брусков одинаковой толщины, а длина изменяется от 10см-самый
короткий брусок, до1м-самый длинный, каждый брусок увеличивается на 10см.
Цель: визуальное различение длины, подготовка к работе с математическими
штангами.
К.цель: см. блоки цилиндров.
Презентация:
1.
Это красные штанги. Просим принести коврик и расстелить его. Показываем
как нести каждый брусок по одному на коврик: держим с двух концов
ладонями горизонтально, самые длинные можно нести перед собой
вертикально.
2.
Берем самый длинный и ставим наверху коврика. Проводим по всей длине.
Берем следующий брусок, осматриваем, соизмеряем, проводим по длине и
ставим ниже. Так все бруски.
3.
Проверяем: прикладываем короткий брусок к каждому следующему.
4.
Разбираем бруски. Предлагаем повторить ребенку. Просим все убрать на
место.
К.ошибок: визуальный, через короткий брусок.
Возраст: 3,5
Словарь: короткий, длинный, короче, длиннее.
Упражнения: конструирование, совмещение материала.
КОРИЧНЕВАЯ ЛЕСТНИЦА.
Материал: 10 брусков различного размера.
Цель: визуальное различение величины в двух измерениях.
К.цель: см. блоки цилиндров.
Презентация:
1.
Это коричневая лестница. Я покажу как с ней работать.
2.
Просим ребенка принести коврик и расстелить его. Берем самый
тонкий брусок и показываем, как нести: держим его горизонтально в кулаке,
с увеличением брусков помогаем второй рукой. Просим принести все остальные
бруски по одному на коврик.
3.
Теперь будем строить лестницу. Ребенок слева от педагога. Начинаем
строить с левого верхнего угла сверху вниз с самого большого бруска,
сравнивая их между собой (прикладываем ладонь и смотрим высоту).
4.
Проверяем: проводим рукой сверху вниз (тактильное ощущение), берем
самый маленький брусок и прикладываем к последующему. Разбираем
лестницу.
5.
Предлагаем повторить ребенку. Просим все убрать на место.
Контроль ошибок: визуальный, с помощью маленького бруска.
Возраст: 2,5-3.
Словарь: толстый, тонкий, тяжелый, легкий.
Упражнения: выкладывание других форм, конструирование.