Автор: Лариса Валерьевна Спиридонова
Должность: УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
Учебное заведение: МОУ "СОШ№50"г. Дно филиал Бельская основная общеобразовательная школа
Населённый пункт: д. Белая Дновский район Псковская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Варианты памяток по истории для учащихся
Раздел: среднее образование
Варианты памяток по истории для учащихся
Как работать с учебником истории
1. Прочитай название параграфа. Определи по
оглавлению учебника, в какую тему он входит.
2.Сначала прочитай параграф полностью. Уясни
для себя его название, на какие части он делится.
3. Затем приступай к изучению его по пунктам.
Соотнеси на звание пункта с его содержанием,
определи значение новых слов и выражений, обрати
внимание на даты, имена исторических деятелей,
найди на исторической карте все необходимые
объекты.
При работе с текстом помни о главных вопросах
историка: что произошло, где произошло, когда
произошло? Подумай о причинах и последствиях
событий.
Обрати внимание на то, какие события происходили в
это время за рубежами России. Используй для этого
синхронистическую таблицу.
4. Ознакомившись с содержанием параграфа, ответь
на
поставленные
к
нему
вопросы.
Рассмотри
рисунки.
5.
Перескажи содержание сначала по пунктам, а
затем весь параграф. Используй карту, рисунки в
учебнике, они помогут тебе добиться успеха. Лучше
пересказывать текст вслух. Работа над пересказом
поможет тебе в развитии памяти.
Как работать с учебными картинами
1. Определи, как называется картина, имя
художника, когда он ее написал.
2. Рассмотри внимательно, что изображено на
картине, при этом обрати внимание на людей и их
действия, внешний вид, предметы, которые их
окружают.
3. К какому времени относятся изображенные на
картине события, где они происходят? По
возможности определи имена действующих лиц, к
какому сословию или к какой группе они относятся.
4. Обрати внимание, какое настроение создает
картина, как художник передает характер героев, что
в картине является художественным вымыслом, как
художник передает историческую правду.
5. Составь рассказ об изображенных событиях.
Используй при необходимости материалы учебника.
Памятка дли характеристики исторического
деятеля
1.Имя исторического деятеля. В какое время он
жил (если возможно, установи точную дату)? К
какой общественной группе (сословию, классу) он
принадлежал?
2.Если возможно, опиши его внешность, черты
характера.
3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он
действовал? Каким путем добивался своей цели?
Установи по делам, поступкам, какие
сильные и
слабые
стороны
характера
проявились
в
его
деятельности.
4.
Оцени
результаты
его
деятельности:
для
государства, народа, живущих рядом с ним людей,
для развития культуры.
5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение
к нему, какие - неодобрение?
План-памятка для оценки устного ответа на
уроках истории.
1. Внимательно выслушай ответ своего
одноклассника.
2. Обрати внимание: по существу ли поставленного
вопроса отвечал твой одноклассник.
3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты,
даты названия событий, географических объектов,
имен, фамилий.
4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в
этом есть необходимость.
5. Есть ли вывод в конце выступления.
6. Попробуй оценить ответ.
— Оценка «пять»— ответ не требует дополнений,
весь материал изложен в полном объеме. Речь
хорошая.
— Оценка «четыре» — в изложении материала
допущены незначительные ошибки и неточности.
— Оценка «три» — в усвоении и изложении
материала имеются существенные пробелы,
изложение не самостоятельное (наводящие вопросы
учителя, помощь учащихся), в ответе имеются
существенные ошибки.
— Оценка «два» — главное содержание материала
по вопросу не раскрыто.
Памятка для работы с картой.
1. Покажи на карте необходимую территорию и
опишите ее словами.
2. Воспользуйся легендой карты (то есть условными
обозначениями_ и расскажите, о чем «говорит»
карта.
3. Продемонстрируй на карте места событий, о
которых говорится в тексте учебника.
Памятка для составления сообщения о событии.
1. Укажи, когда и где произошло событие
(воспользуйся картой).
2. Выдели причины, расскажи о ходе, а также
определи итоги и значение этого события для
истории страны.
3. Назови участников события и определи их роль.
4. Назови документы и литературу, которой ты
воспользовался для подготовки сообщения.
Памятка для работы с историческим документом.
1. Обрати внимание на название, автора и время
создания документа.
2. Прочитай текст несколько раз и ответь на
вопросы к нему.
3. Подумай, какую информацию содержит в себе
текст об исторических событиях, их участниках,
оценках современников и автора(ов) данного
документа.
4. Анализируя текст документа, попробуй выделить
объективные (их можно перепроверить по другим
источникам) и субъективные (свидетельствуют о
мнении автора документа об излагаемом им
событии, историческом деятеле и т.д.) данные.